Главная » смысл жизни » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. Писарева Е.Ф.

3 814 просмотров

2655-93

Писарева Елена Федоровна (Е.П.) (1855-1944) – философ, переводчик, председатель Калужского теософского общества, вице-президент теософского общества России.

Родилась в Петербургской губернии. Девичья фамилия – Рагозина. В 1879 г. вышла замуж за помещика Н.В. Писарева и уехала вместе с мужем в Калужскую губ. Через 15 лет переехали жить в Калугу.

С 1879 г. жила в усадьбе “Подборки” Калужской области (близко от Оптиной Пустыни); в Калуге снимала квартиру, а в 1909 поселилась в своем доме. Свободно владея языками, в 80-е гг. познакомилась с теософией. С 1905 г. член Берлинского отделения Теософского Общества, в 1908 г. возглавила калужский филиал немецкого Антропософского общества. Была лично знакома с виднейшими теософами мира, имела международный авторитет. Организовывала коллективные поездки русских теософов за границу на циклы лекций.

В 1905 г. перевела на русский “Свет на пути”, в 1912 г. – “Голос Безмолвия”, выполнила и другие переводы теософской литературы, включая попытку коллективного перевода “Тайной Доктрины” (была общим редактором).

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Вопрос о смысле человеческой и всякой иной жизни, скрытой от людского глаза,
несомненно был, и остается для нас первейшим среди вечных вопросов бытия. И
человечество напряженно ищет его решения на путях мифа, религии, науки, искусства,
философии, то есть на всех доступных нам путях познания объективного внешнего мира
природы и субъективного, душевного и духовного мира человека.

За тысячелетия обозримой истории в культурной “копилке” земной цивилизации
запечатлена неисчислимая масса наблюдений, размышлений, прозрений, открытий… Но
как же объединить все это многоцветие в общую мозаику, дающую связную картину
некоего единого знания, которое только и может позволить нам с большей или меньшей
степенью уверенности приблизиться к решению загадки сути земной жизни в
грандиозной мистерии Вселенной? На какой основе возможен такой синтез, а вернее,
непротиворечивое взаимодействие результатов весьма различных методов познания?
Как совместить основной инструмент естествознания — формальную логику — с
религиозной верой, а их, в свою очередь, с неудержимым полетом творчества в искусстве
и не ограниченной догмами свободой мысли в философии?

Задача может показаться неразрешимой. Однако мы знаем многочисленные примеры
выдающихся представителей человеческого рода, успешно совмещавших в своем
сознании все эти формально несовместимые вещи.

И потому мы должны признать, что человеческая душа во всем комплексе этого понятия
(будь то божественный дар свыше или необычайное свойство высокоорганизованной
материи) имеет в своем распоряжении высочайшие надинтеллектуальные возможности
широчайшего вмещения и творческого освоения полезной информации самой различной
природы. Так может быть, именно здесь, в высших сферах внутреннего космоса души и
духа, и возможно формирование Единого Знания о мире, человеке и его жизни? Может
быть, не случайно столь многие творцы и исследователи искусства и науки обращались и
продолжают обращаться к таинственным проблемам мистического опыта “измененных”
состояний сознания в сосредоточении, молитве и медитации?

А ведь здесь религиозно-монашескими, оккультно-мистическими, а теперь и многими
психологическими школами накоплен огромный материал! Еще не востребованный в
должной мере широкими кругами научной и творческой интеллигенции, он нуждается в
более масштабном осмыслении и введении в культурный оборот нашей цивилизации.
Одним из ярчайших представителей культурной мысли человечества, громко и четко
поставивших этот вопрос еще в XIX столетии, была основательница международного
Теософского Общества и движения в целом, автор таких фундаментальных трудов, как
“Разоблаченная Изида” и “Тайная Доктрина”, Елена Петровна Блаватская. Начатое ею
движение и в обществе, и в сфере научно-культурной мысли стремительно
распространилось по всему миру. Его прямое, и еще больше опосредованное, влияние на
интеллектуально-духовную сферу европейской цивилизации заслуживает
самостоятельного исследования.

На родину Блаватской, в Россию, ее идейное наследие пришло по-настоящему лишь с
созданием в 1908 году Российского Теософского Общества, одним из руководителей и
теоретиков которого стала Елена Федоровна Писарева. У себя в Калуге она создала и
возглавила Калужское отделение РТО, а также (благодаря средствам мужа) издательство
и типографию “Лотос”. До 1917 года ею переведена на русский язык и опубликована
львиная доля теософских изданий в России за тот период, в том числе такие классические
трактаты по духовной практике и главным теоретическим основам эзотеризма, как “Голос
Безмолвия” (публикация и комментарии на английском языке Е. П. Блаватской) и “Свет на
Пути” (публикация и комментарии на английском языке М. Коллинз).

Став главной сподвижницей и правой рукою административного и духовного лидера РТО
А. А. Каменской, Е. Ф. Писарева приняла активное участие в работе редакции журнала
Общества “Вестник Теософии”. Было бы чрезмерной натяжкой говорить о какой бы то ни
было выдающейся роли этого журнала в русской культурной жизни начала века, но тем не
менее это вполне заметная роль. На его страницах впервые увидели свет некоторые
произведения П. Д. Успенского и М. А. Волошина, переводы Р. Тагора, Р. Штайнера и Д.
Кришнамурти, упанишад и орфических гимнов и другие. Журнал постоянно выписывали
А. Н. Скрябин и Н. К. Рерих, и он был для них настольным чтением. Именно здесь из
номера в номер под псевдонимом “Друг читателя” выходили продолжающиеся
литературно-философские эссе Е. Ф. Писаревой, составившие впоследствии ее основной
труд “О скрытом смысле жизни”, в значительной степени синтезировавший основы
общетеософского мировоззрения. Эта книга была по достоинству оценена таким
деятелем русской духовно-мистической философии, как “матерь агни-йоги” Елена
Ивановна Рерих, которая считала Елену Федоровну наиболее выдающимся из духовных
лидеров РТО. Второе, доработанное и дополненное издание книги увидело свет уже в
Европе, куда после революции в России автор была вынуждена удалиться вместе с А. А.
Каменской, чтобы продолжить деятельность РТО в эмиграции. Это издание и легло в
основу настоящего сборника.

Как когда-то читателям Е. Ф. Писаревой не было известно, кто такой “Друг читателя” и
Е.П., так и сегодня, к сожалению, нам мало знакома биография этой замечательной
женщины. Неизвестны даже точные даты ее жизни. Но ее книги, будучи памятниками
душевного и духовного поиска, которым она столь открыто и красиво поделилась с
людьми, продолжают увлекать читателей наших дней. И может быть, это и есть самый
главный след, который может оставить на земле жизнь человека, прожитая не зря.

Д. Н. Попов

ВВЕДЕНИЕ

Собранные в этой книге “Письма к читателям” печатались за подписью “Друг читателя” в
течение нескольких лет в “Вестнике теософии”. Мы решились выпустить их отдельной
книгой ввиду того, что в них вылилось цельное миросозерцание, способное помочь тем
ищущим, для которых раскрытие смысла жизни является насущной потребностью.

Древняя Мудрость говорит, что человек — “создание своей мысли”, и это глубоко верно.
Пессимист и оптимист, идеалист и материалист — совершенно разные существа: один
относится к жизни отрицательно, а другой любит и ценит ее, один видит в ней высший
смысл, другой не признает такого смысла, и в результате они отражают две совершенно
разные психологии и совершенно различные ценности жизни.

Это — внутри нашего европейского общества; если же взять вопрос шире и сравнить
миросозерцание обоих полушарий — Востока и Запада, то разница выйдет еще
поразительнее. А между тем истина должна быть одна для всего человечества. И то, что
люди подходят к ней с таких противоположных сторон и видят ее в таких различных
аспектах, ясно говорит, что по-разному думающие видят только одну ее грань.

Понять это и, не закрывая своего сознания от остальных граней истины, извлечь из всей
сокровищницы человеческой мысли наиболее ценное и построить из этого наиболее
ценного такое миросозерцание, которое удовлетворяло бы всем сторонам сложного
человека, — эта задача стоит на первой очереди в наше время.

Раздробившееся на множество противоречивых понятий, запутавшееся в научных и
партийных предрассудках, утерявшее смысл жизни, наше сознание требует водворения
единства и гармонии между мыслью, чувством и деятельностью человека.

Для того чтобы ответить на эту потребность, и появилось учение теософии в ее
современном виде. Одинаково признавая необходимость науки, изучающей формы
жизни, религии, отвечающей на духовные вопросы человека, и искусства,
объединяющего обе стороны жизни, теософия подходит к раскрытию смысла жизни со
всех сторон; она пользуется опытом всего человечества на протяжении всей его эволюции
и стремится объединить его религиозное, научное и художественное сознание в единое
внутренне спаянное миропонимание. “Письма к русским читателям” есть попытка
познакомить их с тем, как теософия отвечает на различные проблемы жизни. Но письма
эти не имеют своей целью изложение учения теософии; предполагается, что читатель
знаком с ее основными положениями. Для тех, кто не знаком с ними, упомянем, что
учение теософии опирается на закон эволюции, но не в западноевропейском
одностороннем смысле, а в применении этого закона к обоим полюсам мировой жизни
— как к видимым материальным формам, так и к невидимому внутреннему содержанию.
Источником всей проявленной жизни теософия признает Высший Разум, а целью
эволюции — развитие всех заложенных в человеке скрытых возможностей до
божественного совершенства.

По отношению к текущей жизни теософское миропонимание ведет к деятельному
идеализму и вызывает в человеке настроение бодрое, светлое и полное активности.
Появляясь в отдельной книге, “Письма к читателям” подверглись неизбежной
перестановке, местами сокращению, а местами дополнению, так как они возникали без
предварительного плана, в ответ на то или другое явление, которое останавливало на
себе внимание автора писем.

1913
Е. Писарева
Посвящается памяти Анны Павловны Философовой

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий