Главная » мысль » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (мысли – Новый завет). Писарева Е.Ф.

760 просмотров

Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства

Материальные результаты — лишь позднее проявление невидимых деятелей. Ядро уже
давно вылетело, когда звук выстрела доходит до нас. Решающие события совершаются в
мысли.
Амиель

Весь прогресс человечества, вся его эволюция сводится к расширению сознания.
Расширение сознания происходит тогда, когда новая область, бывшая до того неведомой,
вступает в освещенное поле сознания всего мыслящего человечества.
Открытие Америки, существование которой не сознавалось, послужило такому
расширению; к такому же расширению повело открытие бесконечно малых миров и
появление книги Ч. Дарвина об эволюции живых организмов.

В литературном творчестве самого последнего времени к таким расширяющим сознание
событиям можно причислить книгу Норманна Энджельса “Великая иллюзия”; книга эта
доказывает, что наша историческая эпоха отличается от прежних эпох тем, что она связала
все народы мира тонкой тканью такой живой чувствительности, что, когда она
разрывается в одном месте, наносится вред всей ткани, на всем ее протяжении.
Ткань эта — экономическая система современных культурных народов, ее
международные финансы, которые переплелись между собой в такую неразрывную
“нервную систему”, соединившую все нации в единый организм, что подрыв одного
национального банка неминуемо отзовется и на всех остальных финансах. Из этого
логически вытекает реальное единство людей, общность их интересов и неизбежная
неудача всего, что направлено против этого единства, что стремится присвоить одной
части организма то, что в сущности принадлежит всему целому; отсюда автор делает
вывод о невозможности войны в недалеком будущем. Книга Энджельса, обращенная к
здравому смыслу, настолько убедительна, что она не может не разбить многие из наших
иллюзий и не может остаться без влияния на сознание современных людей.

Интересно отметить, что, пока та же самая идея апеллировала только к моральному
чувству, люди оставались глухи: когда же она облеклась в аргументы непреодолимой
логики экономических фактов, тогда стали прислушиваться к истине, которая до этого
оставалась “гласом вопиющего в пустыне”. Десять лет тому назад1 Норманн Энджельс
выступил с книгой “Патриотизм под тремя флагами”, в которой он развивал те же идеи,
основывая их на требованиях морали, и ее никто не читал; когда же он вооружился
статистикой, его новую книгу начали читать, ее перевели почти на все языки, с ней начали
считаться государственные люди.

Отчего человек так глух, когда его убеждают аргументами морали, и так восприимчив,
когда вопрос переносится в область точного знания? Очевидно, потому, что мир
вещественных фактов лежит в освещенном поле его сознания, вследствие чего не
считаться с ними уже невозможно, хотя бы они были и невыгодны для эгоизма единиц.
Совершенно так же, как нельзя не считаться с бактериями с тех пор, как микроскоп открыл
их существование и они вступили в освещенное поле нашего сознания. Теперь не
считаться с ними могут только люди невежественные; но ведь до микроскопа бактерии
совсем не существовали для человека, они не входили в его соображения, и весьма
вероятно, что тех, кто впервые убедился в реальном существовании бесконечно малого
мира, осмеивали и считали фантазерами.

Когда факты духовного мира будут так же доступны для сознания человека, как и
видимый мир, считаться с ними будет для здравомыслящего человека так же
обязательно, как и с логикой физических фактов. И это вовсе не так далеко, как можно
было бы думать. Расширение сознания как вниз, так и вверх, в область бесконечно малого
и бесконечно великого, совершается безостановочно, наука идет навстречу религиозному
чувству, религиозное чувство подтверждается свидетельствами фактов.

Не говоря уже о теософии, о тех очагах сознательного интереса к невидимым мирам,
который она зажгла среди образованных людей всех стран, даже воспитанные на
позитивных методах ученые начинают определенно поворачивать свое внимание к
области невидимого и говорить об огромном значении “психофизических” эманаций
человечества.

Это пока еще робкие проблески того огромного света, который начинает просвечивать
сквозь завесу нашего мозгового сознания, обещая осветить перед нами иные миры,
недоступные для него, но доступные для пробуждающегося высшего сознания.
Пробуждение это становится все более необходимым с тех пор, как земная жизнь
человека вступила в новый фазис. Этот новый фазис настал с появлением в обиходе
нашей жизни электричества. Электричество послужило для расширения поля нашего
сознания: из мелкого, личного, эгоистического оно постепенно превратится в
общемировое, сверхличное и этическое. Молниеносная передача всего, что люди думают
и чувствуют на всех точках земного шара, создала для современного человечества в
буквальном смысле общую нервную систему, которая сблизила его настолько, что
прежняя изоляция стала уже невозможной. Мы все заражены душевными эмоциями
окружающих людей, мы проникнуты их мыслеобразами, мы настроены их настроениями,
мы поднимаемся их бодростью от их же малодушия.

Благодаря этому ускоряющему единству современной жизни, долг человека перед
человеком поднимается на новую ступень. Возникает Новый Завет жизни. Старый Завет
говорил: не совершай зла и твори благо. Новый говорит: не допускай в себя дурных
мыслей, ибо они вредят всем; очищай свое сердце и создавай в нем светлые, бодрые и
великодушные чувства, ибо они помогут всем; верь в добро, ибо такая вера дает людям
силу; гони от себя уныние, ибо бодрость очищает психическую атмосферу, как озон
очищает воздух, которым мы дышим.

Это — факты духовного мира, которые еще новы в наши дни, но скоро они сделаются
достоянием всего мыслящего человечества. И тогда понятие о “гражданском долге”
станет совершенно иным. До сих пор моральной оценке подлежали только внешние
проявления человека; но для общественного блага далеко не безразлично, каково его
внутреннее настроение: населяет ли он невидимый мир здоровыми и светлыми
“эманациями” или же нездоровыми, унылыми и подозрительными, поддерживающими
угнетенное состояние народной души.

Тогда забота о здоровье и счастье народной души станет таким же фактором прогресса,
как и забота о физическом благосостоянии тех клеток-людей, из которых состоит тело
народа.

Настанет время, когда нечистые мысли и эмоции будут признаваться столь же вредными
для общественного блага, как в наше время уличная драка или ругань в общественных
местах. Это — такие же микробы зла, как и заразные бациллы, только выделяются они не
из тела человека, а из невидимой лаборатории его души.

Не знаю, следует ли добавлять, что чистоты физического воздуха, которым мы дышим,
гигиенических условий жилищ, в которых мы живем, возможно добиться внешними
мероприятиями; но внешние мероприятия совершенно бессильны, когда дело идет о той
невидимой атмосфере, которою питается наше сознание, о тех душевных влияниях,
которые мы непрерывно воспринимаем и выбрасываем из себя.

Перед совершенными людьми встает задача огромных размеров, но эта задача не
материальна, а духовна. Она сводится к тому, чтобы каждый из нас, жаждущих светлого
будущего, признал себя творцом этого будущего и взял на себя перевоспитание своей
собственной души. Светлые страницы истории создаются душою народа, а она слагается
из всех нас, из наших помыслов и желаний, из наших верований, надежд и стремлений.
Первым шагом к такому перевоспитанию будет перенесение ответственности за все
совершающееся с внешних причин на внутренние, вторым — яркое осознание
собственной ответственности, своего непрерывного участия в создании этих причин. Это
заставит нас помнить, что всеми нашими помыслами и стремлениями, если они мелки,
нечисты и себялюбивы, мы заражаем душу нашего народа, и никакие учреждения, даже
если бы они были самые совершенные, не сделают нас счастливыми, если душа народа
будет отравлена внутренней нечистотой. Наша невидимая связь со всеми другими до того
тесна и неразрывна, что, очищая себя, мы тем самым очищаем и других, поднимаясь
сами, мы этим поднимаем и всех других. Размер влияния зависит от размера наших сил,
но все равно — велики они или малы — влияние наше несомненно.

Такое сознание своей ответственности перед всеми даст людям силу бороться со своими
низшими страстями, оно повернет их внимание на воспитание собственной души, создаст
повелительную потребность духовной культуры.

Победа над низшими страстями создает новую психологию; в душе человека загорается
иной огонь. Сгорая в этом огне, его низшие страсти переплавляются в огромную духовную
силу, которая делает человека духовным вождем и свободным творцом своей
собственной судьбы.

1915 г.

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий