Главная » смена Рас » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (ПОСЛЕСЛОВИЕ). Писарева Е.Ф.

711 просмотров

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Последнее письмо, не вошедшее в первое издание книги “О скрытом смысле жизни”,
было написано четырнадцать лет назад, но оно могло быть написано и сегодня.
Сделанное ее автором в 1917 году — до окончания европейской войны и в самом начале
русской революции — сравнение переживаемой эпохи с космической пралайей, когда
над отжившими формами жизни сгущаются сумерки, а на ином поле опыта занимается
заря и возникает новая жизнь, стало еще более уместно в 1931 году.

Четырнадцать истекших лет показали, что мечта автора о том, чтобы сознание братства
людей оказалось тем основным кристаллом, по линиям которого начнут строиться новые
формы жизни, отодвинулась в неопределенную даль. Урока страшной международной
войны, разорившей Европу и истребившей цвет ее населения, оказалось недостаточно.
Этот жестокий опыт не научил людей, что при существующих условиях международная
вражда и войны одинаково губительны как для победителей, так и для побежденных; не
убедил, что при современных достижениях науки и низком уровне нравственности войны
грозят истреблением самого человечества. Понадобился еще более осязательный
наглядный урок, чтобы внедрить в сознание людей единство жизни, неразрывную связь и
взаимную зависимость всех народов — членов единой человеческой семьи. Этот новый
урок пронесся разрушительным вихрем по великой России, уничтожил до основания ее
тысячелетнюю культуру, нарушил равновесие международных отношений и грозит
перекинуться и на остальную Европу.

В истории нашего земного прошлого происходило немало народных бедствий и
катастроф, но то были явления местные. Условия нашего времени изменили самый лик
земли, они так тесно связали наш мир в одно целое, что все, переживаемое одним
народом, отражается и на всех остальных. Эти новые условия требуют разрушения стен,
построенных национальным эгоизмом, который разъединяет народы и зарождает
взаимную вражду; они требуют настоятельно взаимопомощи, не допускающей, чтобы
гибель одного из народов оставляла остальных равнодушными зрителями, а тем более
рассчитывающими поживиться за счет страданий гибнущего народа.

Разрушительный вихрь, пронесшийся над Россией, грозит всему миру и прежде всего
Европе. Как же она реагирует на эту опасность? Ее внешнее бытие потрясено до
основания, ее внутренняя жизнь полна смятения и тревожного ожидания неизбежной
перемены. Но это все, что она проявляет до сих пор. Ее старые ошибки, ее старые лозунги,
ее национальный и партийный эгоизм остаются прежними. Мало того, есть указания о
том, что в европейской политической среде зреет безумие новой войны.

Если человеческая жизнь — не бессмысленная игра элементов, она должна иметь
разумную цель, которая не может вести человечество назад, к одичанию и вырождению,
а должна вести его вперед, к совершенствованию. Когда люди упорно противодействуют
этой цели, возникают страдания, народные бедствия, катастрофы. Все это было и раньше.
Но сейчас совершается нечто небывалое по масштабам и значению.

Пройденный цикл земного опыта завершился. На наших глазах возникает новый цикл.
Если эгоистическое разъединяющее сознание будет вести мир и далее, оно приведет его
на край гибели. Необходимо подняться на новую ступень сознания, которая поведет
людей к единству и положит конец звериному закону “борьбы за существование”.

Продолжая сравнение наших дней с космической пралайей, спускающейся над отжившим
миром перед рассветом новой манвантары, приходится признать, что наша земная жизнь
подошла к предельной грани, за которой нас ожидает или гибель, или перерождение.
Следя за событиями последних лет, трудно отделаться от мысли, что на наших глазах
происходит великий смотр народов, проверка их совести, совершается Верховный Суд
над христианской цивилизацией. Две тысячи лет назад она была основана на любви к
человеку и на союзе с Богом; чем же христиане проявили свою любовь, и что они
сделали, чтобы быть достойными сотрудниками Бога?

Мы видим, что направляет судьбу христианских народов не любовь к человеку и не союз с
Богом, а скорее союз с темными силами, действующими через низшие корыстные
инстинкты людей; что определяет события не высокий идеал, данный Христом, а
узаконенный эгоизм — национальный, классовый и партийный. Партийный эгоизм
породил стадную совесть, которая тянет человека вниз, делает его безответственным
перед судом своей собственной совести и воздействует на него, как гипноз. Под влиянием
этого гипноза люди становятся рабами партийных лозунгов, заражаются партийными
страстями, всегда эгоистическими и нетерпимыми, добивающимися не общего блага, а
своих обособленных интересов.

На Верховном Суде христианских народов встанет и грозный вопрос о страшной судьбе
России. И невольно напрашивается мысль: не избрана ли Россия для того, чтобы ее
неслыханными страданиями испытать и проверить совесть народов? Не избрана ли она,
великая и могущественная держава, занимавшая шестую часть земной суши, для того,
чтобы нельзя было проглядеть ее страдания, чтобы нельзя было оправдаться
неведением?

Какой сокровенный смысл таится в этой Голгофе России? Вот вопрос, который неотступно
горит в сознании.

Смысл этого возможно угадать в наступившей необходимости расчистить простор для
нового творчества, смести все, что в изжитом европейском общественном строе мешало
движению вперед, как когда-то были сметены одряхлевшие и грешившие против закона
духа древние цивилизации. Разрушительный вихрь, уничтоживший русское государство и
грозящий пронестись таким же ураганом по остальному миру, указывает на наступление
новой эры, на переход авангарда культурных народов с “Пути Выступления” на “Путь
Возврата”1, с пути жадного эгоизма на путь братской взаимопомощи народов. Пока
сознание “Пути Возврата” не восторжествует, мировой кризис не может разрешиться, он
будет продолжаться и мир не найдет успокоения.

Роль разрушительного вихря, сметающего на наших глазах все формы европейского
строя, этим разрушением и закончится. Создавшая его сила не способна к творчеству.
Возникнет новая жизнь. Но строить ее будут не слепые и невежественные фанатики, а
прозревшие люди, понявшие единство жизни и невозможность для человека и дальше
идти, нарушая законы этого единства.

Править будут не партийные безответственные группы, а наиболее сведущие и наиболее
мудрые люди, доказавшие своей самоотверженной жизнью принадлежащее им право
стать во главе народа и управлять его судьбой.

Возможность такой коренной перемены подтверждается тем, что очередная ступень
сознания — интуиция — уже пробудилась; и хотя этим высшим сознанием обладают пока
немногие из “живущих” на земле, им будут помогать все, кто в предыдущих жизнях
жертвовали собою, все прошедшие через опыт великого страдания, очистившиеся и
закаленные в его огне. Они примут участие в обновлении мира, ибо жатвой великих
душевных потрясений и стойко выдержанного страдания является расширение сознания,
пробуждение сердца, ускоренное приближение к высшему человеческому типу.

Есть в оккультных учениях указание на то, что кроме периодической замены исполнивших
свою задачу цивилизаций новыми, более жизнеспособными, более отвечающими
условиям внутреннего роста человека; кроме перехода авангарда человечества с
пережитой ступени сознания на высшую ступень; кроме этих мировых перемен,
сопровождаемых каждый раз бурными явлениями не только в человеческом бытии, но и
в жизни всей природы, наступает на нашей планете явление, которое вернее всего можно
назвать конечным отбором, как бы просеиванием людей: способные для дальнейшего
движения вперед, годные для осуществления совершенного человеческого типа
отделяются от неспособных, задерживающих свободное движение Жизни. Это явление
совершается лишь однажды на протяжении всего существования нашей планеты,
приблизительно в середине ее эволюции, в критический момент перехода человечества
из юного возраста в зрелый. Неспособные подняться на новую ступень сознания,
закристаллизовавшиеся в своей ограниченности подлежат изъятию из дальнейшего
существования на земле; их души (в состоянии бессознательности) будут ожидать своей
очереди до тех пор, пока через неизмеримое время на новой планете наступят условия,
подходящие для их уровня развития; тогда и для них пробьет час пробуждения, и они
снова войдут в круг сознательного существования.

С точки зрения нашего ограниченного разума, это представляется как вечная гибель, но с
точки зрения бессмертной жизни человеческой души, это лишь временный эпизод,
вызванный волей самого человека, не захотевшего подчинить себя закону
прогрессивного движения жизни.

Не настал ли и для нас верховный час такого отбора? Не присутствуем ли мы на
“Страшном Суде”, о котором говорится в христианской религии?

Кто следит за совершающимися событиями, старается понять их внутренний смысл, тот
должен чувствовать, что мир стоит на распутье: одна дорога ведет его к внутреннему
перерождению, другая — к гибели. Никакие внешние меры, никакие революции не
помогут, если не произойдет пробуждения в душах мыслителей и вождей, направляющих
судьбы народов.

Если судить по внешним признакам, события наших дней могут привести в отчаяние.
Главный источник переживаемой всеобщей смуты, нарушившей равновесие
общеевропейской жизни, — разрушение русского государства — или робко
замалчивается, или корыстно поддерживается политическими вождями европейских
держав, которые вступили в открытый союз с мучителями обманутого русского народа и
этим союзом удлиняют сроки его Голгофы.

Сгустившаяся тьма покрывает мир и мешает разглядеть, которую из двух дорог выберут
будущие вожди европейских народов. Но мне не хотелось бы закончить последнюю
страницу моей книги, не прибавив, что за приоткрытым краем этой жуткой завесы можно
смутно различить первые лучи занимающегося рассвета, и это дает уверенность в том, что
нас ждет не гибель, а обновление жизни.

На чем основана эта уверенность?

На том, что человек, каким мы его видим и знаем, проявил не все свои силы, что его
сознание — не законченная величина, а творческий процесс, который медленно, но
неуклонно переводит человека из малого круга его ограниченного обособленного
существования в большой круг сверхличной мировой жизни.

А грозная волна страдания, которая проносится сейчас над всеми странами и народами,
заставит людей признать, что человечество едино и что интересы его народов и классов
требуют не борьбы и вражды, а сотрудничества и взаимопомощи.

Страдание — великий учитель, его уроки тяжелы, но они умудряют людей, а раз его голос
загремел с такой потрясающей силой на весь мир, он разбудит сознание людей и ускорит
их переход на высшую ступень. Наше обыденное сознание, устремленное на поверхность,
а не на суть явлений, вызывает в нас иллюзорное чувство нашей отделенности от других,
оно возводит стену между людьми и питает их эгоизм; но оно — лишь часть всего нашего
сознания, и не от него зависит наше будущее.

Наше будущее зависит от раскрытия в нас высшего, объединяющего сознания, которое
тесно связано с нашей человечностью, с нашим сердцем.

Мы все, хотя бы на минуту, соприкасались с этим сознанием в те редкие минуты, когда
забывали о себе и, раскрывая наше сердце навстречу окружающему миру, на опыте
переживали наше единство с ним. Но этот внутренний опыт не приведен в связь с нашим
“малым” разумом, построившим наши понятия, и потому он остается без влияния на нашу
этику и на наш жизненный строй.

Задача будущего — установить эту связь и перестроить наши понятия так, чтобы сознание
мирового единства и взаимной ответственности стало нормой нашего мышления, а
иллюзия отдельности — пережитым суеверием, признаком невежества и отсталости.
Тревога, охватившая в наши дни весь мир, есть указание на то, что мы уже переживаем
начало этого внутреннего перехода от старого, привычного, к новому, еще неясному,
перехода, который требует от нас и большого напряжения, и больших жертв.

А для моих русских читателей прибавлю, что за сгустившейся тьмой, покрывающей
современный мир, на фоне слабо мерцающего рассвета возникает видение воскресшей
России, ее светлое будущее и венец ее великих страданий — право первой вступить на
Путь возрождения и помочь остальным народам создать общественный строй, при
котором человек перестанет быть врагом человеку, а станет для него помощником и
другом.

То тяжелое, что совершается на наших глазах, есть отражение прошлого, наших грехов,
ошибок и падений; перестрадавшее человечество освободится от них, и его будущее —
не могила, а воскресение в новую жизнь.

5 ноября 1931 г.
Таваньякко, Италия

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:
1 Для нашей арийской расы “созидатели” берут верх в течение первых 35 лет жизни,
затем наступает равновесие, а позднее начинают преобладать “разрушители”, которые
приводят наше тело к постепенному разрушению тогда, когда весь необходимый для
этого воплощения опыт уже собран и дальнейшее проживание на Земле было бы
излишней тратой энергии.

[1] Письмо это было написано в январе 1908 года.

1 Слова эти употребляются в одной из лекций А. Безант, прочитанных ею в Лондоне.

1 После меня хоть потоп.

1 “Когда я слышу лифляндца, говорящего про нашего Дибича и про нашу Россию, мне
кажется, что селедка называет своим соотечественником кита и своей родиной — океан”.
(Цитату привожу по памяти).

1 Немецкий теософ-оккультист.

1 “Совершенными” назывались посвященные в эзотерическом учении.

2 Среди теософских писателей многие работают над этим вопросом. Среди них Дж.Мид,
д-р Штайнер, А. Безант, Кингсфорд и другие.

3 Мир, мысли, мир эмоции и земной мир действия.

1 Прошу читателя не смешивать понятия “индивидуальность” и “личность”: личность —
это Иванов, Джонстон, Вебер, а индивидуальность — бессмертная душа, много раз
воплощавшаяся в разных ликах на земле.

1 Учение о вибрациях мысли можно найти в журнале “Вестник Теософии” за 1912 год, где
печаталась работа А. Безант “Сила мысли”, в ее же книге “Теософия и новая психология” и
в популярной брошюре “Сила мысли и мыслеобразы” Е.П.

1 Вельдес находится в двух часах езды по железной дороге от Любляны, по-немецки
Лайбаха, главного города австрийской провинции Краина.
Это было написано до европейской войны, и в настоящее время ни Рикли, ни его
лечебницы более не существует.

1 Астральный мир.

1 Свою судьбу.

1 Учение об основном единстве жизни.

1 Изучать Дхарму развивающейся души в связи с кармическими условиями того или
другого сословия труднее всего именно у нас на Руси. Западная Европа имела свои ясно
обозначенные и строго разграниченные сословия: ее феодалы и сервы проходили
совершенно различные школы жизни, и психология у них была совершенно разная. Не то
у нас: наши бояре и крестьяне отличались только внешним образом, и психология первых
была почти однородной с психологией последних. Можно думать, что перед русским
народом стояли не столько национально-психологические, сколько общемировые
духовные задачи, которые выполнялись соборно, всем народом; отсюда глубокий
внутренний демократизм России, небывалый в истории других народов. Но это вопрос
слишком важный и сложный, чтобы касаться его мимоходом.

2 Я употребляю выражение религиозное сознание не в смысле принадлежности к той или
другой религии, а в самом широком смысле. Деятельный альтруизм агностика, интуиция
поэта, бескорыстный труд ученого, сверхличное искание истины – все это соединяет
человека с Первоисточником духовной жизни мира и пробуждает в нем религиозное
сознание.

1 В процессии участвовали два русских теософа, но ввиду правила, установленного
конгрессом, по которому требовалось не менее пяти представителей для того, чтобы
нести национальное знамя, русское знамя на конгрессе отсутствовало.

1 В Чикаго, где на бойнях ведется статистика, убивается ежечасно 2400 жертв. Это
сведение относится к 1910 году.

1 По статистическому отчету за 1909 год министерства народного здоровья в Новой
Зеландии, оказывается, что страна эта подверглась настоящему бедствию в виде
повальных заболеваний раком. Объясняется это дешевизной баранины, которую
новозеландцы едят три раза в день вместо хлеба, который им обходится дороже мяса.

1 Раджа-йога (царственная йога) есть психологический метод ускорения духовного
развития, который сообщается ученикам восточных оккультных школ. Метод этот
раскрывает сокрытые у людей нашего времени психические силы, действуя сверху, через
пробуждение и развитие духовности, в противоположность другому методу – хатха-йоге,
которая действует на человека путем физических процессов снизу вверх. Последняя
практикуется на Востоке не иначе как под непосредственным наблюдением опытного
наставника, потому что неправильное применение ее методов может привести к полному
расстройству нервной системы и даже к сумасшествию. Вот почему мы предупреждаем
европейцев, интересующихся оккультными способами развития психических сил, что
необходимо относиться с крайней осторожностью к появляющимся на книжном рынке
книгам, которые рекомендуют различные приемы для ускорения психического развития.
Почти все эти книги относятся к области хатха-йоги, которая требует индивидуального
руководства, хотя многие из них и называются иначе.

1 Дхаммапада, 94.

1 Дхаммапада, 94.

1 В 1912 году А. Л. Погосская переселилась в Россию, перенесла все бедствия революции
и скончалась в 1921 году. — Примечание ко второму изданию 1931 года.

1 У союза к 1910 году было не менее ста лавок, образцовая пекарня, несколько
мастерских и 19 домов с 1139 благоустроенными квартирами. Во главе каждого
кооперативного дома стояла “комиссия”, которая заведовала всеми общественными
делами жильцов дома, устраивала лекции, вечеринки, детские праздники,
организовывала совместную закупку цветов и других украшений. В своем дальнейшем
развитии такая кооперация должна неизбежно сделаться и просветительской. – Все это
относится к 1910 году, когда была написана эта статья.

1 Статья была написана в 1909 году, когда в больших городах России среди молодежи
возникло стремление к самоубийству.

1 “Крейцерова соната”, “Половая похоть” и др.

1 Изучение человека в связи с его внутренним миром.

2 Письмо написано в феврале 1917 года.

1 Приведу в пример московского профессора Виппера, который в своей статье под
названием “С Востока свет” доказывает, что множество явлений нашей бытовой,
общественной и религиозной жизни имеют свои образцы в культуре древнего Вавилона.
Вместе с тем он утверждает, что изучение древнего Востока раскрывает совершенно
неожиданную для европейца историческую перспективу, идущую в глубь веков и
свидетельствующую о высоком процветании народов на заре человеческой истории.

1 Это относится к 1915 году, когда написана была эта статья, с тех пор прошло еще 16 лет.

1 Первая часть Фауста вышла в 1808 году.

1 В “Бхагавадгите” на поле Курукшетр сходятся две рати: потомки Куру, борющиеся за
правое дело, и потомки Панду, отстаивающие неправду.

2 Это было написано в начале войны; оказалось, что этого страшного урока недостаточно:
над европейской жизнью нависла еще более грозная туча, и “огрубление и вырождение”,
о которых говорится в письме, проявляются все яснее.

1 Д-р Штайнер изображал графически “вихрь бытия” таким рисунком:

2 Лекция д-ра Штайнера, прочитанная им в 1905 году и напечатанная в сборнике
“Вопросы теософии”, вышедшем в Петербурге в 1907 году.

1 Эти строки относятся к 1917 году

1 Западноевропейская цивилизация, видевшая задачу творчества в победе своих
партийных и классовых интересов, не осознавала этой истины, и мы знаем, к чему это
привело.

1 И, следует прибавить, последовавшей русской революцией. — Примечание к изданию
1931 года.

1 См. Письмо V.

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий