Главная » эволюция » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (об эволюции). Писарева Е.Ф.

1 047 просмотров

2655-93

Часть ХIII. Эволюция человека

Всестороннее развитие человека и его слияние с природой должно длиться до тех пор,
пока руки его не будут в состоянии соприкасаться со звездами, глаза его не будут видеть
сквозь землю, уши его не будут понимать язык зверей и птиц, и, благодаря развитию его
способности сочувствия, небо и земля не будут беседовать с ним.
Эмерсон

Говоря об эволюции земных существ, д-р Штайнер нарисовал такую картину: “Когда
земля была окружена холодными туманами, настолько густыми, что солнечный свет не
проникал сквозь их покров и тьма стояла над землею, живые существа плавали среди этих
туманов, передвигаясь посредством ластообразных конечностей, дыша органами,
сходными с жабрами, и не имея еще глаз. Но туманы эти не висели неподвижным
покровом, они передвигались, и там, где они местами разрежались и становились менее
плотными, солнечные лучи согревали их; приближаясь к этим местам, плавающие
существа с ластообразными конечностями испытывали удовольствие от соприкосновения
с греющим действием солнечных лучей и надолго задерживались там. В них
пробуждалось внутреннее стремление сохранить это приятное ощущение, познать его
сущность, войти в более непосредственное общение с этой сущностью; и это внутреннее
стремление положило начало органам зрения”.

Картина эта дает ключ к эволюции человеческого организма. С одной стороны,
воздействие на организм извне всех сил природы, с другой — внутри организма, в
невидимой лаборатории духа — тяга воспринять действие этих сил, стать с ними в более
непосредственное соприкосновение, создать для этой цели проводники и развивать их до
тех пор, пока искомое соприкосновение не достигнет возможной полноты.
Усилие человеческого духа познать жизнь вне себя создает проводники, которые
способны передавать сознанию человека разнообразные вибрации этой жизни.
Вся эволюция организма состоит из возрастающего взаимодействия между объективным
миром и внутренним миром и из постепенного расширения поля этого взаимодействия.
Извне — толчки, изнутри — ответные вибрации, медленно творящие органы для
восприятия жизни извне. Так сформировались физические органы чувств у человека, так
же развивается и его психическая и духовная организация. Только в первом случае на
человека действовали стихийные силы природы, во втором — действует вся совокупность
психических и духовных вибраций, которые со всех сторон бьют на него, будя ответы
внутри его мозга, сердца и нервной системы и вызывая в нем стремление войти в
общение с другими сознаниями.

Вначале удары извне сильны, резки и однообразны, как мы видим это в жизни дикаря, но
с течением времени они все более усложняются, делаются все быстрее, разнообразнее,
тоньше, и мы не можем даже вообразить — на нашем уровне развития, — до каких
пределов может дойти нарастающая быстрота и тонкость доступных для человека
вибраций жизни.

С того наблюдательного поста, который доступен нам, распознавание смысла жизни
оттого так и затруднено, что перед нами на мировой сцене сталкиваются, борются и
действуют люди, стоящие на самых разнообразных ступенях развития, психические и
духовные вибрации которых до того различны и часто настолько противоречивы по
самим свойствам своим, что их столкновения должны неизбежно порождать ту
мучительную напряженность, сложность и неуравновешенность у действующих лиц
человеческой драмы, которые мы замечаем вокруг.

Бесчисленные токи мыслеобразов, неустанно сменяющиеся волны психической энергии,
в которых перемешаны все элементы: и грубые, и дикие, и злые, и смешанные, и
прекрасные — сливаются в ту невидимую силу, которая бьет по внутреннему человеку,
как молот по наковальне, и выковывает свойства, необходимые для деятельной роли в
условиях все быстрее развивающейся жизни.

Правда, молот бьет очень сильно и очень больно, но тот, кто умеет проникать в
невидимое творчество жизни, знает, что эти удары необходимы. В мировом
историческом процессе, так же как и в истории отдельного народа и отдельного человека,
одно и то же не повторяется: возможность изменить условия, которые в нашей власти
сегодня, завтра заменится уже другим соотношением сил; а между тем большинство и до
сих пор еще так инертно, так крепко держится за призрак мягкого ложа, на котором
хочется поспать еще и еще, что, не будь этого громко звучащего молота, жизнь двигалась
бы чрезмерно медленно и оказалась бы невыносимой для более деятельного
меньшинства.

Кстати, о темпе жизни. Один из самых ясных признаков внутреннего прогресса — сильное
ускорение темпа жизни. Мы уже не будем говорить о той исчезнувшей из нашего
сознания дали, когда развивался физический организм человека; когда природа с
неистощимым терпением помогала ему создавать физические органы чувств; здесь жизнь
двигалась с такой медленностью, которую нам трудно даже и вообразить. Но если взять
даже жизнь дикаря, обладавшего уже вполне развитым физическим организмом, она,
для нашего темпа, протекала бесконечно медленно, повторяя бесчисленное число раз все
одни и те же несложные уроки первобытной жизни.

С появлением общественного быта и государственного строя, с воздействием всего
разнообразия различных культур, темп жизни все более ускорялся, и мы знаем из
оккультных учений, что последние ступени человеческой эволюции пройдут бесконечно
быстрее, и не только по сравнению с ее началом, но и с переживаемым нами
серединным циклом.

Медленность и быстрота темпа эволюции находится в полной зависимости от того,
который из полюсов сложной человеческой природы преобладает. Вибрации низшего
полюса — медленные, тогда как вибрации высшего — чрезвычайно быстры и энергичны.
Высший полюс человека — его бессмертное божественное начало — влечет человека
вперед и вверх, к совершенству. Низший полюс — животно-личный — является
противодействующей силой, которая пребывает в постоянной борьбе с высшим полюсом
и тянет человека назад.

В результате этой борьбы развивается человеческая индивидуальность, которую на
Западе так часто смешивают с личностью, внося этим смешением большую путаницу как в
анализ исторического процесса, так и в психологические понятия европейца.
Кроме животного начала, общего всем животным организмам, и личного, которое можно
ясно видеть у наиболее развитых домашних животных, каждый человек владеет высшим
началом, которого у животного нет.

У дикаря оно лишь в зародыше, у высокоразвитого человека оно выражается ясно в его
совести, у идеального человека, приближающегося к Богочеловечеству, оно сияет уже
ярко и всеми своими свойствами говорит о бесконечно более широком сознании, нежели
сознание ограниченной местом и временем личности.

Индивидуальное начало отличает человека от всего животного царства; оно выражается
двумя признаками: самопознанием и творчеством.

Если мы возьмем самое развитое животное, способное к дрессировке и преданное
своему хозяину, мы найдем в нем иногда ясно выраженные личные свойства, но
индивидуальности, сознающей свое я и способной к творчеству, мы в нем не найдем, как
бы далеко в глубь веков ни обращалось наше расследование.

Самому умному слону нет никакого дела до судьбы и достоинства всей слоновой породы,
для него не существует исторического процесса, который в действительности есть не что
иное, как различные этапы развивающегося самопознания; или, если мы возьмем собаку
или лошадь и окружим ее на протяжении любого периода — хотя бы то были тысячелетия
— самыми прекрасными произведениями искусства, то ни в собаке, ни в лошади не
разовьются художественные свойства, но не вследствие недостаточно развитой нервной
системы, а потому, что в их внутренней сути нет необходимого для того условия.
Животное обогащает своим личным опытом не себя, а общую душу того вида, к которому
оно принадлежит; из его опыта создаются инстинкты, полезные для всего вида; вот
почему отдельное животное не ответственно за свои действия и неспособно к
индивидуальному творчеству.

Если мы возьмем самое развитое животное, способное к дрессировке и преданное
своему хозяину, мы найдем в нем иногда ясно выраженные личные свойства, но
индивидуальности, сознающей свое я и способной к творчеству, мы в нем не найдем, как
бы далеко в глубь веков ни обращалось наше расследование.

Самому умному слону нет никакого дела до судьбы и достоинства всей слоновой породы,
для него не существует исторического процесса, который в действительности есть не что
иное, как различные этапы развивающегося самопознания; или, если мы возьмем собаку
или лошадь и окружим ее на протяжении любого периода — хотя бы то были тысячелетия
— самыми прекрасными произведениями искусства, то ни в собаке, ни в лошади не
разовьются художественные свойства, но не вследствие недостаточно развитой нервной
системы, а потому, что в их внутренней сути нет необходимого для того условия.
Животное обогащает своим личным опытом не себя, а общую душу того вида, к которому
оно принадлежит; из его опыта создаются инстинкты, полезные для всего вида; вот
почему отдельное животное не ответственно за свои действия и неспособно к
индивидуальному творчеству.

Лишь человек представляет собой отдельный мир, сознающий свое я и набирающий опыт
для эволюции этого я; он один отвечает за свои действия — “создает свою карму”1, как
выражаются на Востоке; он один способен к индивидуальному творчеству.

У животного высшее начало — личное; у человека оно — низшее и умирает с физическим
организмом.

Этим различием между индивидуальным и личным началом следует овладеть как можно
яснее, потому что различие это дает ключ к верному анализу сложных процессов внутри
человеческой души. Личное начало в человеке стремится к самоутверждению и к
обособленности; оно жадно претворяет в свою пользу все, что может захватить для себя,
оно — центростремительно. Орудиями его являются нервная система и мозг, а
выразителями — интеллект и личные страсти, которые кончаются вместе с личной
жизнью человека. Высшее начало человека стремится к самопознанию и к единению; оно
расширяется не поглощением чужих жизней, а участием в них, оно не захватывает, а
отдает себя, оно — центробежно. Орудием его является высшее сознание, которое еще в
зачатке у большинства людей, а выразителем — совесть, интуиция и сверхличная любовь,
которые не угасают со смертью личности, а служат нетленным содержанием бессмертной
человеческой души.

Да не подумает читатель, что я хочу умалить значение личности. Чем ярче, талантливее и
оригинальнее личность, тем сильнее ручательство, что и высший полюс яркой личности
представляет собой большую индивидуальную величину. Личное начало необходимо как
переход от животного полюса к божественному, но нужно твердо помнить, что есть нечто
высшее, и к этому высшему стремиться.

Питая и обоготворяя свою “личность”, мы идем к эгоизму, задерживаемся на низшей
ступени, а следовательно, мешаем истинному прогрессу. Обуздывая ее и заставляя
служить высшему, мы делаем из нее подножие развивающемуся внутри нас Богу и
содействуем истинному прогрессу.

Какой же вывод можно сделать из этих беглых указаний на внутреннюю эволюцию
человека?

С европейской точки зрения, не признающей перевоплощения, познать истинного
человека или хотя бы отчасти разрешить темную загадку человека невозможно. Оставаясь
на этой точке зрения, мы всегда будем стоять перед безмолвным сфинксом, таинственно
вперяющим в нас свой загадочный взор.

Если бы он заговорил, мы услышали бы от него приблизительно такие речи: “Вы не
понимаете человека, потому что смотрите на него как на законченное существо, тогда как
в действительности он подлежит постоянной перемене. В настоящем вы совсем не те, что
были в прошлом, и в будущем вы будете совсем иными. Воплощенный человек — лишь
часть бессмертной индивидуальности, которая есть и корень, и цель всей проявленной
жизни. Облекаясь в многочисленные воплощения, переходя от существования к
существованию, ваша бессмертная душа строила постепенно то тело, которым вы
обладаете ныне, медленно развивала мозг и нервную систему, которыми вы пользуетесь
как орудием, чтобы собирать опыт и соприкасаться с мирами вне вас. Цель вашего
страдальческого опыта — раскрытие всех многообразных сторон вашего сознания, полное
выявление всей силы, красоты и величия, сокрытых в той частице Жизни Бога, которою
одарен каждый человек. Ваше прошлое — необозримо, и ваше будущее не имеет
пределов, и прав был ваш философ-поэт, когда говорил о человеке, “руки которого будут
соприкасаться со звездами, который будет видеть сквозь землю, понимать язык зверей и
птиц и отзываться на мысли неба и земли, когда последние будут беседовать с ним””.

1911 г.

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий