Главная » труд » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (о труде). Писарева Е.Ф.

931 просмотров

Часть XXIII. Труд

Бескорыстный труд есть тот фундамент, на котором может быть возведено здание
справедливой общественной этики.

Недавно мне пришлось прослушать доклад, который по новизне идей можно назвать
одним из предвестников пробуждающегося высшего сознания, которому предстоит по-
новому перестроить всю нашу современную жизнь.

Докладчицей была Александра Логиновна Погосская — случайная гостья в России, уже
давно переселившаяся в Лондон, где ее идеи нашли больше понятливых слушателей, чем
в России; возможно, что это произошло из-за того, что идейная пропаганда Уильяма
Морисса и Джона Рескина подготовила сознание англичан к восприятию ее идей, далеко
опередивших свое время.

Нет доли более трудной, нежели доля человека, далеко опередившего своих
современников; его не понимают, часто высмеивают, он всегда одинок и всегда борется с
бесчисленными препятствиями, вырастающими на каждом шагу, когда приходится
прокладывать новые пути.

Для такой работы нужны большие силы и необыкновенная энергия и прежде всего —
глубокая вера в правду своей идеи. Такой большой силой и такой глубокой верой был
проникнут доклад госпожи Погосской; в нем не было ни одного заимствованного слова,
никаких компромиссов мысли, он был оригинален от начала до конца, и от него веяло
свежестью новой, только что прокладываемой стези мысли.

И сама госпожа Погосская — настолько выдающееся явление, что, говоря о ее докладе,
хочется хотя бы двумя-тремя штрихами обрисовать ее облик. Ее высокая, прямая фигура,
несколько суровая голова с серебряными волосами и с молодым огнем часто
загорающихся умных черных глаз, ее образная речь, в которой каждое слово является
результатом глубоких внутренних переживаний, тяжелой жизненной борьбы и страстного
протеста против всей фальши и условности современной жизни, — все это невольно
притягивает и вызывает интерес к ней самой и к ее мыслям.

Когда мне посчастливилось ближе узнать госпожу Погосскую и ее прошлое, для меня
стало ясно, в каком огне выковывалась ее непоколебимая нравственная энергия и как
возникали ее смелые новаторские идеи, которые и отразились в ее докладе. Будучи еще
молодой женщиной, не стерпев мертвящих условий, которыми отличалась русская жизнь
80-х годов, госпожа Погосская уговорила своего мужа эмигрировать в Америку. Когда она
приехала во Флориду с четырьмя малолетними детьми и попала в совершенно
первобытные условия, ей пришлось взяться за все отрасли труда: помогать при постройке
дома, копать колодец, выращивать овощи и относить их за несколько миль на рынок,
стирать, растить своих детей, а для пополнения бюджета давать уроки музыки и шить
негритянкам платья, и все это делалось одною лишь парою рук.

Если прибавить, что все это происходило на фоне первобытного флоридского леса, на
невозделанной почве, в соседстве с дикими зверями, под периодическими ливнями,
которые застали переселенцев, когда еще не было крыши над их головами, то можно
себе представить весь размер той героической школы труда, через которую прошла
госпожа Погосская. И она прошла ее недаром: она вынесла из нее уважение ко всем
видам труда и привычку “не сбрасывать свою ношу на чужие плечи”, как это делают, по ее
выражению, обеспеченные классы европейского общества.

Госпожа Погосская остается верна своим заветам и до сих пор: несмотря на свои 64 года,
она не держит прислуги, все делает для себя сама и нисколько этим не тяготится,
несмотря на огромный труд, который несет в своем лондонском складе, где ей
приходится руководить большим торговым делом и в то же время неустанно вести
пропаганду своих идей1.

Она утверждает, что многие виды болезней, неврастения и дурные настроения
поддерживаются в наших культурных классах недостатком физического труда и что
представители этих классов были бы здоровее, жизнерадостнее, счастливее и энергичнее,
если бы они побольше работали своими руками. Труд, по ее убеждению, обладает
огромной целительной силой, он вызывает обмен между нашим организмом и
жизненными силами космоса.

Возвратившись из Америки, госпожа Погосская, всегда интересовавшаяся крестьянским
ручным трудом, принялась работать в этой области. Она начала разыскивать старинные
узоры, в которых отражалась ненарушенная связь с природой и сказывалась
самобытность непосредственного народного творчества; а когда она убедилась, что
красота этих образцов зависит более всего от растительной окраски, она решила
возобновить это почти утерянное крестьянами искусство. Соприкосновение со светлым
родником народного творчества дало ей возможность восстановить много
художественных старинных образцов ручного труда, начиная с цветных вышивок и кончая
изделиями по дереву, металлу и так далее.

Вначале она работала для русского земства, создала в разных местностях России
несколько пунктов, где крестьяне работали по ее художественным образцам. Но в России
ей было слишком трудно работать в рамках чиновничьего отношения к задуманному
широкому делу, и она перенесла свою деятельность в Англию, где нашла гораздо больше
сочувствия и понимания.

В самое последнее время ей удалось заинтересовать своими идеями нескольких
выдающихся людей и с их помощью создать в Лондоне Международный Союз Ручного
Труда, представителем которого был избран Вальтер Крэн — известный в Англии
художник, отец декоративного искусства в Англии, друг и последователь Морриса. Цель
союза заключается в том, чтобы поднять идею труда, создать новое отношение к труду
как к выражению любви и взаимопомощи.

Для достижения этой цели предполагается:
а) идейная пропаганда;
б) ограждение национальных ремесел и искусств и поощрение всех форм ручного труда, в
которых проявляется народное творчество;
в) объединение — посредством периодических выставок, конференций и других средств
— ручного труда всех стран в таких образцах, в которых наиболее полно выражается вся
красота народного творчества.

Образец такой выставки был устроен госпожой Погосской в 1909 году в Англии. Выставка
эта должна была доказать, что всякое самобытное народное творчество, сохранившееся в
своей чистоте, заключает в себе все элементы красоты и что единение народов на почве
труда может быть могущественным средством для водворения международного мира.
Английские кустари, ткущие из русской пряжи, сицилийские вышивальщицы, работающие
по тканям, сделанным уэльскими ткачами, шелковая вышивка жителей города Лидса по
холсту, вытканному в костромских деревнях, — это явления, которые, проникнув в
сознание трудящихся, могут стать прочным фундаментом для дружественных
международных отношений.

По поводу русских народных изделий докладчица дала интересную справку, рассказав,
что русские ручные изделия стали на одно из первых мест на европейских рынках с тех
пор, как изделия Японии вышли из моды. Это случилось вследствие того, что Япония
перешла к машинному производству и вместо прежних чудных ручных изделий
вырабатывает для иностранных рынков такое колоссальное количество плохой дешевки,
которое уничтожило всю ее былую славу.

Главная мысль доклада госпожи Погосской сводится к необходимости бескорыстного
труда как фундамента для новой общественной этики. По мнению докладчицы, труд не
всегда имел тот характер принудительности и эксплуатации, который он имеет теперь.
Когда-то труд был в гармонии с природой и с творческими силами самого человека, и
тогда он был не проклятием, а желанным и любимым проявлением человеческих сил и
способностей.

И в наше время там, где крестьянский труд поставлен в сносные политические и
экономические условия, он все еще является таким любимым трудом.
Когда народы еще не переходили к машинному производству и капиталистическому
строю, когда каждая семья производила большинство всех нужных для нее вещей сама, в
ее труд вкладывалась любовь и творческая изобретательность, отчего и труд имел
характер красоты и оригинальности.

Когда же совершилось первое преступление, повлекшее за собой настоящее положение
вещей? Оно совершилось тогда, когда человек впервые взвалил на плечи другого свой
труд, пользуясь своей силой. Это сложение своей ноши на плечи другого и положило
основание рабству (откуда и само название работа), и по мере того как эгоизм одних за
счет других был возводим в закон, начали вводиться и все грехи в нашу европейскую
культуру.

Труд во всех своих видах отражает нравственный облик своего творца-человека. В
настоящее время идея труда понизилась до такой степени, что его начинают считать чуть
ли не за “зло и проклятие”, и это немудрено: все принудительное, все основанное на
эгоистических соображениях, не может заключать в себе элементов привлекательности, а
следовательно, и любви. И до тех пор, пока в основу человеческого труда не будет
положен закон любви и взаимопомощи, никакие реформы и внешние улучшения не
помогут. Более грубые формы эксплуатации будут заменяться более тонкими формами, а
принцип останется тем же. Большинство будет по-прежнему стремиться получать для
себя при наименьшей затрате как можно больше продуктов чужого труда, и это
одинаково приложимо и к богатым, и к бедным, и к хозяевам, и к работникам; разница
только в масштабе вожделений, а основа, само настроение — одно и то же как у тех, так и
у других.

Чтобы этого не было, необходимо, чтобы люди трудились не за плату, а добровольно, не
для себя, а для других. Другого исхода нет и быть не может. Все остальное будет
паллиативом, смягчением греха, а не устранением его. В наше время непонимание
необходимости и святости труда дошло до того, что стали избегать самого слова “труд”.
Его заменили понятием “деятельности”, а труд оставили для простонародья.

Идеалом для современных людей стало возможно меньшее количество труда и
возможно большее вознаграждение. В других сферах жизни этика поднялась гораздо
выше. Так, когда молодая девушка выходит замуж за богатого старика с единственной
целью иметь хорошую обстановку, к этому относятся неодобрительно, да и она сама
старается скрыть свои мотивы. Ей стыдно. А взять после “юношеских” мечтаний о
служении общему благу, о науке и тому подобном должность продавщицы водки или
собирателя акциза — это не стыдно, это делается открыто, и такая “деятельность”
считается выше труда кухарки или дворника. И это естественно, потому что для
современного человека главный вопрос не в самом труде, а в размере заработка.
Все в земной жизни дается опытом, и труд человеческий прошел через большой цикл
опыта, через длинный ряд ошибок и искажений и привел человечество к тому
положению, в котором оно страдает и бьется в настоящее время. Ошибки и искажения не
проходят даром, они ведут к диссонансам жизни, а диссонансы не перестанут мучить нас,
пока мы не разрешим их в гармонию.

Что же могут сделать усилия отдельных людей в таком коренном вопросе жизни? Мы
можем изменить наше отношение к труду.

Труд, который совершается из-за заработка, без любви, без сознания его ценности для
всех есть рабский труд; он тот же рабский и в наше время, хотя современные рабы и не
ходят голыми и не носят цепей, как в древности. Все, кто имеет возможность, сваливают
свой труд на чужие плечи и не только не отвечают за это благодарностью, но в
большинстве случаев относятся с презрением или, по меньшей степени, с равнодушием к
тем, которые работают за них. Это несправедливое отношение отражается на трудящихся,
и они начинают смотреть на свой труд как на “зло и проклятие” и ненавидеть его.
Кто не хочет жить, как бессмысленный винт в действующей машине, а желает отвечать за
свои поступки перед собственной совестью, тот должен изменить это неправильное
отношение к труду, по крайней мере, в своей личной жизни.

Нужно начать с того, чтобы уничтожить резкую грань, которая отделяет физический труд
от умственного, и побольше делать собственными руками; а затем приучить себя
относиться с благодарностью к тем, кто работает на нас, и считать денежное
вознаграждение лишь временным злом, которое с развитием нравственного сознания
должно замениться чувством любви, взаимопомощи и свободным служением на пользу
всех.

Труд как товар на рынке есть такое же рабство, как и труд древних рабов, он только
замаскирован заработной платой.

Единственный свободный труд есть тот, который делается без корысти, с любовью к
труду, совершенно независимо от прибыли, которую он принесет для своего творца. В
таком труде будут присутствовать все элементы, придающие творчеству красоту: любовь,
гармония с законами природы, свободное служение.

Таково, в нескольких словах, содержание интересного доклада госпожи Погосской. В
следующем письме постараюсь дать несколько указаний на то правильное отношение к
человеческому труду, которого требует теософское миропонимание.

1910 г.

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий