Главная » эволюция » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (о Пути). Писарева Е.Ф.

720 просмотров

2655-93

Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата

Признак низшей природы человека есть стремление брать, признак высшей природы —
стремление отдавать.

В прошлом письме мы упоминали, что одна из точек соприкосновения, как бы мост,
переброшенный через пропасть веков и соединяющий древнее восточное
миросозерцание с современным западноевропейским, — это учение об эволюции. Но в
то время как на Западе учение это остается научной абстракцией, совершенно чуждой
общественной этике, и приходит на ум образованному европейцу разве когда он
вспоминает о своем проблематическом родстве с обезьяной, в древнем Востоке учение
это пронизывало всю жизнь сверху донизу и служило руководящей нитью к устроению
общественного и государственного быта. На идее эволюции основано и все учение о
перевоплощении, и вся этика древнего Востока, проникнутая духом красоты и терпения,
духом самоотречения и сострадания.

Воспитывая сознание на уверенности в том, что каждый человек проходит все ступени
развития одну за другой, что там, где сейчас стоит мой темный и падший брат, в прошлом
стоял и я, что туда, где, сияя праведностью, стоит святой, в будущем смогу подняться и я,
— этой уверенностью древнее миросозерцание в самом корне подрывало человеческий
эгоизм, оно вело человека всею силою логики и всеми инстинктами его высшей природы
к единству, к солидарности, к чувству ответственности каждого за всех и всех за каждого.
Указывая каждому на его место в мироздании, оно выдвигало перед человеком его
Дхарму, долг его жизни: “Ты стоишь здесь, а не в другом месте, — говорила ему Дхарма,
— потому что должен выполнить именно эту задачу. Ты не должен уклоняться от ее
выполнения, чтобы не нарушилась гармония целого, и если ты, часть этого целого,
будешь действовать дурно, то и целое придет в расстройство”.

Как не похоже это глубокое сознание единства жизни и нравственной ответственности на
наше европейское поверхностное сознание, ведущее к эгоизму, к обособлению и
одиночеству… “Apreres moi ie deluge”1 могло сложиться только там, где всякая связь с
остальным миром утеряна, где все жизненные счеты человека заканчиваются на его
могиле.

Идеал древнего Востока очень высок. Как же рисуют восточные учения достижение этого
идеала?

На заре своего земного существования человек жадно захватывает для себя все, что
может захватить, все, чего требует его пробужденная жажда жизни. Жизненные уроки его
начались. Он вступил на Pravritti Marga — на “Путь Выступления”, как называли древние
индусы начало эволюционного пути человечества. На этом начальном пути человек
отождествляет себя с формой, со своим временным телесным бытием, и это необходимо,
потому что грубые, страстные, резкие прикосновения извне одни только и в состоянии
разбудить дремлющее сознание первобытного человека, разжечь в яркое пламя глубоко
скрытый огонь жизни.

Чтобы почувствовать отчетливо свое обособленное бытие, свое я, свою самость, нужно,
чтобы ярко ощущались те тесные границы, куда заключена та часть общей Жизни,
которую мы ощущаем как свою личность.

Эгоизм и есть ограничение Жизни, втеснение ее в узкие грани. В начале пути эгоизм
человека — чисто личный. Но настает момент на “Пути Выступления”, когда душа как бы
останавливается в своем жадном стремлении к захвату и внутри нее возникает вопрос:
“Почему все только для меня? Другие нуждаются не менее, чем я”. Это важный момент
зарождения общественной этики.

Первая часть “Пути Выступления” пройдена. Человек начинает жить более расширенной
жизнью своего племени, своего народа, он начинает признавать свою ответственность
перед обществом; раздвинувшиеся границы его жизни включают в себя новые опыты,
новые переживания, новые уроки совести. Сознание человека выросло; совесть его
развилась и утончилась.

Но и на этом расширившемся эволюционном пути человек все еще стремится брать для
себя, для своей семьи и для своего народа как можно больше даров от природы и от
людей, и это продолжается до тех пор, пока душа его не возьмет всего, что можно взять
извне, пока она не насытится и больше брать уже не захочет.

Pravritti Marga закончилась. Эволюционный путь поворачивает назад, и человек вступает
на Nivritti Marga — на “Путь Возврата”. На этом пути кончается желание брать, возникает
столь же повелительная потребность отдать все, “до последнего кодранта”, все, что
человек взял у мира, у природы и у людей. Без такого возврата не может быть
восстановлено нарушенное равновесие, не может осуществиться справедливость, на
которой держатся все миры.

Если мы поднимемся на вершину горы и окинем взором весь эволюционный путь
человека, мы увидим, как его жизнь-сознание постепенно расширялась, как она вмещала
в себя все больший и больший круг переживаний, пока наконец, разбив границы своего
личного я, сознание его не слилось с единой Жизнью, с единым Я… Тогда только
начинается для него истинная духовная жизнь, жизнь неистощимой полноты и
неугасимого света. Ибо высшая радость доступна только для разбившего свой эгоизм, для
перенесшего центр сознания с личной жизни на жизнь сверхличную. Когда это
совершится, безграничные духовные радости сделаются доступными для той же души,
которая при начале своего выступления на Pravritti Marga испытывала одни лишь
плотские наслаждения.

Светлость праведника, ясность его взора, тишина его настроения происходят оттого, что
между его я и остальным миром пали все преграды, кончилась его ограниченность,
которая и есть несовершенство, вызывающее страдание, и волна великой общей жизни
свободно влилась в его душу.

В тяжелое время, которое выпало на нашу долю, когда вместе с обветшалыми формами
жизни расшатывается и нервная система людей, когда тоска неверия и утерянного смысла
жизни начинает уже вызывать самую страшную из всех эпидемий — заразу самоубийства,
каким сильным противоядием могла бы служить полная духовной красоты этика
древнего Востока с ее стремлением к единству, с ее ярким чувством долга, с ее глубоким
сознанием того, что каждая отдельная жизнь должна участвовать в общей жизни как ее
ответственная часть.

Если бы мы прониклись таким настроением, то каким благим смыслом осветились бы для
нас глубокие и таинственные слова Божественного Учителя: “Сберегший душу свою
потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”. (Матф., X: 39).

5822038

СОДЕРЖАНИЕ:

От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий