Часть XXX. “Вихрь бытия”
Продолжение прежней культуры невозможно, нить обрывается, образуется пролом, и
необходим скачок на другой берег, где зачинается новая, духовная культура.
Из лекций д-ра Штайнера
Мир, в котором мы живем, бесконечно обширнее и сложнее, чем мы думали. Заслуга
оккультистов состоит в том, что они это знают и своим знанием расширяют наше
сознание.
“Все преходящее есть только символ”. Эти таинственные слова были сказаны уже более
ста лет назад Гете1, а между тем они еще так недавно были совершенно непонятными
для огромного большинства европейцев, которые были настолько захвачены всем
“преходящим”, настолько влюблены в него, что не хотели ни знать, ни принимать в расчет
ничего иного.
И только теперь, когда страстное увлечение “преходящими символами” подходит к
концу, глаза людей понемногу раскрываются и они начинают догадываться, что за
физическими явлениями таится иное, сложное, пока еще таинственное нечто,
участвующее в построении бытия. Об этом “нечто” и говорил Гете; он знал, что в
физической культуре проявляется только одна сторона нашей деятельности; остальные
грани нашей сложной природы, нашего сложного сознания, воли, сердца, духа — все это
живет и действует в других измерениях, где создаются идеи, где возникают настроения,
творятся вечные ценности. Там и происходит накопление той энергии, которая исходит из
наших мыслей, стремлений и эмоций, возникающих в невидимой области человеческой
души. Ничто из них не пропадает: каждый бескорыстный порыв, каждая мысль любви,
каждое стремление к добру, весь энтузиазм мучеников за светлые идеи, все молитвы
праведников, все слезы и стоны страдающего человечества накапливаются в могучую,
силу, которая продолжает жить и действовать на невидимых планах бытия. Но точно так
же продолжает жить и энергия злых мыслей, стремлений и эмоций.
Когда же в земной эволюции наступают кризисы, когда все ценное из господствовавшей
культуры исчерпано до конца и для человечества наступает внутренняя необходимость
подняться на высшую ступень сознания, тогда возникает невидимая борьба между
светлыми и темными силами. И те и другие исходят от самого человека; первые есть
результат его высшей природы, которая черпает свои силы из Божественной Жизни,
вторые идут из его низшей природы, энергия которой рождается и поддерживается
эгоистическими страстями. Когда между ними возникает борьба, первые влекут людей к
свету, свободе и единению, вторые — к темноте, рабству и распаду.
Задача земной жизни и состоит в том, чтобы отразить вечное в преходящих явлениях,
чтобы провести всю сложную эволюцию человеческого сознания через материальные
символы, чтобы творить эти символы все совершеннее, переводить их из первобытного и
простого в сложное и разнообразное до тех пор, пока накопление опыта на данной
ступени эволюции не завершится и не потребуется поднятие нашего сознания на новую
ступень.
Переход одной ступени сознания на другую, когда зарождаются новые идеи, новые
формы жизни и новые настроения, называется в оккультизме “вихрем бытия”. Мы
присутствуем при таком “вихре бытия”, скрытый смысл которого заключается в том, что
отжившая культура разлагается и на ее развалинах возникает новая, более совершенная
жизнь; смысл этот иллюстрируется на наших глазах грандиозной эпопеей кровавой
борьбы между европейскими народами. Одна сторона борющихся на этом величайшем
из всех Курукшетр1 являет собою яркое выражение той, доведенной до своего апогея
ступени европейского сознания, которая сделала материальное благо единой целью всех
своих чаяний и в земном своем творчестве выразилась в милитаризме и
капиталистическом рабстве.
Другая сторона борющихся служит новому духу жизни, освобождает мир из тех самых
цепей, которые так дружно выковывались всем европейским Западом.
Истинным победителем в этой борьбе будет тот народ, который раньше всех сделает
“скачок на другой берег”, где — пока еще в неясных очертаниях — по линиям еще не
вполне выявившегося для нашего земного сознания идеала построится наше лучшее
будущее.
Побежденным же будет тот народ, в котором наиболее ярко выразилось влечение к тому,
что уже отслужило свою службу, что тормозит дальнейшую эволюцию человека, что
служит его низшей природе, а не его высшим возможностям.
Пусть борющиеся не сознают всего значения своей борьбы — это не изменит результатов.
Разложение того, что препятствует живому творчеству духа, несомненно совершится; это
решено в Книге судеб самою природой человека, но не той ее стороной, которая имеет
дело с куплей и продажей, с накоплением и эгоизмом, а тем сверхличным влечением к
добру, которое не может вполне умереть в душе народов.
Оно и не умирало, оно только отступило на задний план, подавленное материальной
культурой, имевшей свою особую эволюционную задачу. Задача эта — развитие до
совершенства манаса, малого разума, действующего через мозг. Развитие это
закончилось и дало великолепные плоды: позитивную науку и удивительную технику.
По самому свойству своему малый разум может познавать только форму; жизнь,
одушевляющая форму, познается не им, и потому в сфере отношения человека к
человеку, в области нравственных проблем, где дело идет уже не о форме, а о самом духе
жизни, он бессилен. Сила его в анализе, в расчленении, в обслуживании материальных
потребностей; неудивительно поэтому, что творчество “манаса”, царившего безраздельно
в европейской жизни XIX века, привело к разъединению, к оправданию личного,
партийного, классового и народного эгоизма, к торжеству насилия, а затем и к угасанию
духа в пользу исключительного развития формы.
Что в конце концов заслонило собою все остальные интересы людей? Колоссальное
накопление машинного производства и жадное искание все новых рынков. О
справедливом распределении никто не думал. Вся европейская жизнь превратилась в
одно сплошное фабричное производство, и бедная человеческая Психея была оглушена
его грубыми шумами. Эта страшная война пробудила ее. Пробудилось сознание того, что
завет Христа — не отвлеченная мораль, которую можно и не выполнять, а непреложный
закон человеческой жизни, нарушая который мы ведем ее к огрублению и вырождению,
лишаем ее высшего смысла и превращаем из человеческой в звериную2.
Такое пробуждение приведет нас к переходу на высшую ступень сознания. Ступень эта
отличается от предыдущей тем, что ее знание рождается из чувства единства, спаяно с
ним в одно целое и благодаря этому отличается совершенно иными признаками, нежели
знание малого разума. Оно не разъединяет людей, а объединяет их, заставляет жить не
для одного себя, а для всех, способно не только брать, но и отдавать, понимать не только
видимости, но и суть жизни.
Нас поднял на высшую ступень порыв любви к родине и негодование при виде насилия
сильного над слабым. Но чтобы удержаться на этой ступени, нужно понять, чего она
потребует от нас, нужно порыв превратить в новое миропонимание.
Это есть задача строителей жизни, которые в силах взять на свою ответственность
руководительство судьбою народа. Задачей же для всех является необходимость
внутренне очиститься и помнить, что великие результаты достигаются только великими
усилиями, что новая жизнь потребует от нас жертвы и напряжения всех наших сил.
“Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот
обретет ее в жизнь вечную”, — верно сказал Учитель жизни.
Каким ярким светочем загораются эти слова, если их применить к нашим дням! Великая
эпоха духовного Возрождения, в преддверие которой мы вступаем, требует прежде всего
жертвы.
Чем больше жертва, тем более она приносит сил. И это относится не только к войне, но и
к мирному строительству. Нельзя строить на том же месте новый дом, не пожертвовав
старым; нельзя отрезвить целый народ, не пожертвовав интересами виноделов; нельзя
“перековать мечи на орала”, не пожертвовав выгодами Круппов; нельзя осуществить
братство, не пожертвовав своими привилегиями, и так далее.
“Необходим скачок на другой берег”, — говорит оккультист. Что это значит?
Это значит, что нужна решимость пожертвовать привычным, насиженным, для многих
наиболее любимым и смело броситься вперед, в неизведанное, чтобы вместо знакомого
выпаханного поля поднимать еще нетронутую свежую целину.
1915 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
От редакции
Введение
Часть І. Мировоззрение Востока и Запада
Часть II. Материализм и идеализм
Часть III. Единство человечества
Часть IV. Идеалы Востока и Запада
Часть V. Путь Выступления и Путь Возврата
Часть VI. Необходимость внутренней культуры
Часть VII. Психология русской души
Часть VIII. Страдание
Часть IX. Вибрации мысли
Часть X. Значение земной жизни для эволюции человека
Часть XI. Влияние космических вибраций
Часть XII. Круговорот жизни
Часть XIII. Эволюция человека
Часть XIV. Совершенствуется ли нравственность?
Часть XV. Внутренний смысл разделения людей на сословия
Часть XVI. Отношение к животным
Часть XVII. Болезни
Часть XVIII. Аскетизм
Часть XIX. Аскетизм монаха и аскетизм оккультиста
Часть XX. Аскетизм йога
Часть XXI. Радость
Часть XXII. Красота
Часть XXIII. Труд
Часть XXIV. Характер труда в будущем
Часть XXV. Самоубийство
Часть XXVI. Любовь между мужчиной и женщиной
Часть XXVII. Человек — малая Вселенная
Часть XXVIII. Исторический процесс
Часть XXIX. Новый Завет: ответственность за наши мысли и чувства
Часть XXX. “Вихрь Бытия”
Часть XXXI. Русская революция
Часть XXXII. Мировая катастрофа
Послесловие
Комментариев пока нет... Будьте первым!