Главная » наука » Учение Огня. Введение в Живую Этику. Рихард Рудзитис (о науке)

1 291 просмотров

2755

Предисловие
I. Источник Истины
II. Учение Христа
III. Теософия
IV. Современная наука

 

IV. Современная наука

Религия и наука не должны расходиться в своей сущности.

Мир Огненный, ч.III, 60

Весть нового знания была необходима и для того, чтобы дать новые импульсы для исследований и новые направления односторонней науке наших дней.

Мы ведь живем в век материалистической науки, которая стремится эмпирически познать все явления мира, хочет все объяснить посредством точных, логических научных теорий и физических экспериментов. Даже современная молодежь, начиная со школы, воспитана в духе новейших экспериментальных знаний. Она уже не может удовлетвориться традиционными, принятыми на веру взглядами праотцев, застывшими догмами и сектантским духом церкви, которая для всех непонятных, трансцендентальных явлений весьма часто находит один ответ: все это знает только Бог, человеку это не под силу. Но в действительности огненная мысль человека способна все научно исследовать, познать и аргументировать. Так, если существует душа, иной мир, Бог, почему нельзя доказать их существование эмпирически, хотя бы логически постичь и определить их место в установившейся системе Вселенной? Если это было невозможным вчера, то это не значит, что завтра мы не получим ключ от высших врат познания. Перед нами — великое беспредельное Неизвестное, Природа, со сферами самых грубых и самых утонченных энергий, и мы должны постичь их со всем усердием и горением духа, в этом — и высокая цель, и красота бытия обитателя нашей планеты.

Современная материалистическая наука ограничивает беспредельное поле познания человеческого разума. У нее есть еще целый ряд белых пятен, загадок, на которые она или не может, или не хочет найти ответ, или же откликается нередко неуклюжими, надуманными гипотезами, лишенными строго рационального основания, которые, по сути, не отличаются от церковной наивной, «слепой веры». Именно, современная наука, можно сказать, безграмотна в самых насущных, высших вопросах великого Бытия. Она не знает, прежде всего, что собою являет человек, какова его истинная сущность, откуда он приходит и куда идет, в чем смысл и цель его жизни. Она не знает также тайны рождения и смерти, и что такое эволюция нашего человечества — последнюю наука принимает как развитие материальных форм, но она смутилась бы, если бы ее спросили о восхождении отдельного индивида: как человек может совершенствоваться в границах одной-единственной жизни? Также наука мало что знает об эволюции Земли и Космоса; она сочиняет наивные сказки о происхождении нашей планеты и солнечной системы, она не знает даже, что такое материя, объект всего научного исследования, поскольку в действительности материя является энергетическим началом. Еще меньше наука знает, что такое жизнь и каково ее происхождение, и какую связь она имеет с этой раздробленной на атомы материей. Также современная наука обрекает человека на ограниченное существование на нашей маленькой, пусть и красивой планете, тогда как его удел — сотрудничество с дальними мирами более высоких энергий.

Материалистическая наука к тому же стремится использовать для прогресса человечества лишь силы и энергии материальной природы, не исследуя глубины человеческой психики и сияющую гамму вибраций, или то, что религия называет духом. Нередко апологеты этой науки отрицают объективные достижения религиозного векового опыта, или науки духа. Они игнорируют все, что тысячелетиями занимало умы выдающихся религиозных мыслителей, которые не только верили в более высокие силы, но знали по опыту, что они в действительности существуют. Если современная наука еще не знает тонких методов познания, известных этим мыслителям, если физические аппараты нашей науки слишком грубы, нечувствительны, то вина — в недостаточном развитии современной науки, и она не имеет права отрицать существенную часть всего объекта исследований.

Вот почему попадает в тупик молодежь, которая, не находя в религии ответа на насущные вопросы бытия, ищет его в науке. И в наши дни, как и во все эпохи истории человечества, лучшие умы мучительно ищут, исследуют, но, не находя в науке точного ответа, нередко погружаются в религиозные традиции или в неверие и скептицизм, или, чаще всего, уходят с пути исканий в обыденную жизнь. И редко кому удается соприкоснуться с восточными знаниями и найти в них все ответы.

Тех современных ученых, которые отрицают реальные основы Высшего Разума во многих процессах Вселенной, в частности, солнечной системы, и, не задумываясь, отбрасывают наследие всех древних культур, мы можем спросить:

Неужели то великое явление, которое люди во все века называли религией, которое побудило народы идти по пути восхождения, вдохновило миллионы чистых, лучших сердец страдать во имя Бога, бороться и пламенеть в подвиге, быть готовым на любые жертвы, чтобы жить в моральной чистоте и человечности, помогать возрождению своих братьев и, наконец, даже идти на смерть за свои идеи, будучи убежденным в существовании Ведущей Руки, столь же неоспоримом, как и свое собственное, как существование своей матери или народа, — неужели на самом деле это великое явление — религия, все эти объятые божественным пламенем — ошибались, и только потому, что методы ваших экспериментов и аппараты слишком примитивны, чтобы охватить эфирно тонкую шкалу высших вибраций, что ваши чувства слишком глухи и слепы, и главное — круг ваших интересов и вместе с тем интеллекта — ограничен?

Утончайте тональность своих чувств и ощущений, воспламеняйте сокровенные прозрения сердца, прибавьте в химические составы своих исследований и в физические аппараты немного от сердца или духа, и тогда упадут тяжелые железные затворы вашего скептицизма и за воротами материи вы увидите неописуемые потоки сияния Света. Тогда вы поймете и те космически широкие идеалы, которые дали человечеству Христос, Будда, Кришна и другие Величайшие Учителя Знаний, чье наследие и вы, хотя и отчасти, неосознанно, вложили в свою науку; ибо Они являются теми Огненными Архитекторами, которые дали духовную жизнь и хлеб идей и вам, пусть вы этого и не осознаете, вам, скептикам, агностикам, даже атеистам, отрицающим как бы во имя единственной Правды науки. Придет время, когда эта Правда снимет пелену с ваших глаз и воспламенит ваше сознание, как это было с выдающимися умами прошедших эпох, если только ваше сердце не онемело и не отупело.

Истинно, пришло время, когда наука и религиозная мысль не должны разделяться в своей сущности, когда они должны не только дружественно сотрудничать, но стать единым целым, и «священнослужители станут немного учеными, и ученые будут немного духовнее» (Мир Огненный, ч.I, 325). Ибо это две божественные ветви одного космического древа мысли.

Но современная наука, к сожалению, настолько отошла от высших принципов бытия, что даже в сознании тех ученых, которые принимают религию, чаще всего царит параллелизм — религия для них является лишь сферой личных переживаний, к которой они не осмеливаются приближаться со своим отточенным аппаратом интеллекта.

Если ученые изучают сокровища культуры прошлого, то как же они могут пройти мимо наследия духовной науки — трудов религиозных Учителей; пусть эти писания и дошли до нас в искаженном виде, но ученые могли бы черпать из них бесчисленные импульсы для своих исследований.

Начертания космических законов, переданных Великими Духами человечеству, отражают единую, великую Правду сущего, именуемую ими Богом или Духом, и не могут не вызвать восторг у исследователя, преисполненного гармонии и огненной жажды знания, если только чувствознание его сердца направлено к Беспредельности и ее процессам.

Но встречается и немало одухотворенных ученых, овеянных дыханием Вечности, подобных великому астроному Камиллу Фламмариону, который подчеркивал, что в природе не бывает ничего такого, чего нельзя было бы рассматривать с научной точки зрения:

«Где граница науки? Разве исследование явлений души не наука? Величайшая наивность — полагать, что наука сказала последнее слово, что нашими пятью чувствами мы можем познать всю природу. В природе еще много неизвестных сил и энергий, о которых мы не знаем потому, что наши чувства и разум неспособны их воспринять».

Также Альберт Эйнштейн столь красиво подчеркивал религиозные основы настоящей науки: «В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди». «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, — это пример великих и нравственно чистых личностей».

Но разве много таких одухотворенных личностей в современной науке, когда столько ученых посвящают свои великие открытия не возрождению человечества, но его уничтожению?

Вот почему была нужна новая наука, вооруженная иными, более утонченными методами исследования, чтобы усовершенствовать, вдохновить и направить материалистическую экспериментальную науку, дать ей новые направления и методы. Этой наукой стала Живая Этика.

 

V.Живая Этика — новая наука

«Как примирить Учение с наукой?» Если наука

преподает достоверное знание, то Учение и есть наука.

Община, 154

Если в основе науки лежат достоверные, проверенные знания, то и Учение Живой Этики, или Агни-Йогу, можно назвать наукой, ибо каждая мысль и указание в ней не только опирается на умозаключения, но и эмпирически обосновано — тысячелетним духовным опытом и всесторонними исследованиями великих ученых — Учителей человечества. Все здесь выражено и аргументировано с такой строгой, убедительной логикой, что у читателя не остается ни малейших сомнений в истинности сказанного, даже если в первое мгновение ему и не все понятно. За каждой строкой Учения, за каждым данным намеком или символом — точная мысль. Чем больше мы углубляемся в книги Учения, тем сильнее убеждаемся в этом.

Не случайно Учение Живой Этики по-восточному именуется Йогой, т.е. это наука, в основе которой лежат истинные знания, подкрепленные внутренним опытом. Обычное понятие религии в европейской традиции слишком сузилось, отстранилось от действительности и понимания основ.

Вивекананда, великий выразитель современной индийской Йоги, всегда подчеркивал ее экспериментальный характер, утверждая, что она опирается на разум, на опыт и эксперимент, являющийся единственным источником знаний. Этот метод научного исследования он предлагал применить и для религиозных познаний, если религия хочет быть свободна от суеверия.

Также и Агни-Йога выступает против любого узкосердечного, отвлеченного сектантства, фанатизма и религиозного суеверия, которые не умеют и не хотят читать знаки законов Истины.

« <Изуверство>уничтожает все возвышенные чувства. <..> Явление изуверов способствует разложению каждого высшего Учения…» (Мир Огненный, ч.III, 330).

Вместе с тем Учение порицает и предубеждения материалистической науки, ее нерациональный метод легкомысленного разрушения, с которым она подходит к области религиозных феноменов. Агни-Йога призывает: «Если не согласен, докажи обратное!»

«Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее — не знаю. Незнание откровенное признается как Врата Познания» (Сердце, 417).

Живая Этика не желает также, чтобы хоть один ее тезис принимали без подтверждения логики разума и сердца, лишь на веру. Непонятое, неосознанное и не утвержденное сердцем может привести к большому сомнению. И Будда говорил: «Не воспринимайте мое Учение лишь из преданности, но проверяйте его так же, как проверяют на огне золото».

Новое Учение говорит тому, кто полон сомнения, кто страдает в неведении: ну хорошо, ты желаешь доказательств истинности Учения. Знай, Истина не боится никаких исследований. Именно наоборот — при наблюдениях Истина приближается и сияет. Потому — «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!» «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины!» Знай — в Учении Истины не может быть ошибок, противоречий, извращения понятий, даже малейшего положения, которое можно было бы оспорить. Иначе это не Истина. Истина абсолютна и величественна, стремись постичь ее (Мир Огненный, ч.I, 433).

И еще Живая Этика говорит: если сердце твое пламенно устремилось к познанию Истины, то найдет ее. Магнит сердца привлекает и раскрывает смысл всех вещей. Но не ищи Истину в редкие свободные мгновения, когда твой ум вспоминает о ней. Нет, пусть сердце твое пылает в этой всеобъемлющей жажде, словно без откровения Истины ты не можешь дышать, — только тогда ты познаешь ее. Если ты проверишь каждое слово, каждое утверждение в основах Учения, твое сознание будет расти, ты будешь двигаться вперед в вечном расширении и просветлении, и тебе уже завтра раскроется то, в чем ты вчера, может быть, сомневался или даже отрицал. Только будь в своих исканиях искренним, неотступным, последовательным. Во имя великой Необходимости отбрось все лишнее, притворное, двойственное, каждый малейший предрассудок, стремись служить Истине, и только ей одной.

И кто знает, если ты по-настоящему, от всего сердца будешь углубляться в Учение, не случится ли с тобой, охваченным сомнениями и жаждой познания, то, что произошло когда-то с Анни Безант в ее молодости. Ей, как корреспонденту левого журнала и атеистке, было поручено написать разгромную рецензию о «Тайной Доктрине». Но магнит этой мощной книги сам взял ее в плен, восхитил и сделал своим пророком. Аналогичный случай был с иудеем Савлом, который из фанатичного преследователя христиан превратился в самого огненного апостола Христа — Павла.

Учение, данное Христом, больше опиралось на веру или разум чистого сердца простого народа, не указывая научной основы явлений. Позже, когда Учение превратили в застывшую догму, оно стало абстрактным, чуждым жизни мировоззрением, метафизическим бегством от жизненной правды. Живая Этика, напротив, даже в основах веры ищет реальное, эмпирически обоснованное зерно. Она говорит, что «метафизики не существует, есть именно физика» (Мир Огненный, ч.I, 659), что дух и материя являют собою единую гамму явлений, доступную научному познанию.

Конечно, Живую Этику можно назвать верой, но только в ее истинном значении. Именно, настоящая вера — это сокровенное, опытным путем приобретенное знание. Ведь вера «должна равняться точному знанию» (Агни-Йога, 87). «Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной огнем сердца» (Мир Огненный, ч.I, 433). Значит, это не просто вера, не освященная традицией догма, но обретенная на долгом пути личного опыта логическая мысль.

 

VI.Что Живая Этика дает материалистической науке

Наука свободна, честна и бесстрашна. Наука

может мгновенно изменить и просветить вопросы

мироздания. Наука прекрасна и потому беспредельна.

Наука не выносит запретов, предрассудков и суеверий…

Путь умеющих смотреть свободно будет путем будущего.

Аум, 341

Если материалистическая наука не способна объяснить и доказать многие даже самые простые факты, в особенности относящиеся к области тонких энергий и сущности человека, если биология, астрономия и другие отрасли науки нередко пытаются обойтись недостоверными гипотезами, — разве это не свидетельствует о том, что эта наука, со своими выдающимися достижениями в технике и атомной физике, во многих областях исследований еще слаба?

Напротив, все еще не признанная наука Востока — Агни-Йога никогда не выдвигает гипотез, которые не были бы основаны на длительном эмпирическом познавании, но стремится дать точный ответ на все проблемы, еще не разрешенные официальной наукой, в особенности если они касаются неисследованной сферы тонких феноменов и энергий. Эта новая универсальная наука дает толчок к исследованию или даже разрешает многие научные проблемы, которые ставят в тупик современных ученых. Конечно, она не дает широкие эмпирические картины или системы, результаты, полученные в процессе эксперимента, что и не является ее задачей, но предоставляет ключ, с помощью которого серьезный, свободный от предрассудков исследователь найдет ответ на мучающий его вопрос. Такой ученый уважительно прислушается к лаконичным намекам и формулам, какими бы оригинальными, даже поразительными и невероятными ни показались они для современной науки. Например, к утверждению о том, что тело планеты создает огненная мысль, или что созданием человечества руководили Высшие Строители, или что «энергия, излучаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты» (Мир Огненный, ч.II, 92), или о неизбежном химическом воздействии светил на сознание человека и на ход его жизни и т.д.

Агни-Йога подчеркивает, что современная экспериментальная наука должна начать исследование тех многочисленных явлений, «которые не укладываются в законы примитивной физики» (Сердце, 433). Значит, она не должна бояться переступить границы исследования тончайших вибраций, наших мыслей и чувств, таким образом знакомясь не только с гаммой энергий, излучаемых человеком, но и с энергетической амплитудой Космоса, отражением которого является микрокосм — человек.

Наука, поверх всех своих отраслей, должна прежде всего исследовать огненно-энергетическую природу мысли человека, она опытным путем, наконец, должна прийти к заключению, что мысль есть энергия, несравненно более тонкая и быстрая, нежели энергия света, но гораздо более мощная, нежели любая другая энергия, зафиксированная в научных экспериментах, и как таковая не может исчезнуть.

Разумеется, наука должна исследовать не только влияние мыслей отдельного человека, но и тем более воздействие коллективной мысли человечества — и на самих людей, и на природу, и на животных, на происхождение болезней, изучать связь человеческих мыслей и природных катастроф. Также следует расширить исследования передачи и восприятия мыслей на расстоянии; мы знаем, что на Западе многие ученые занимаются телепатическими экспериментами и публикуют свои наблюдения.

Наряду с изучением утонченной нервной системы, наука должна исследовать самые тонкие эманации и отложения в нервных каналах. Восточная наука констатировала, что каждая мысль создает отложения на стенках нервных каналов, и что для исследователя не составляет труда экспериментальным путем обнаружить, в первую очередь, отложение мрачных мыслей человека — империл, и в биохимических лабораториях в ближайшем будущем будут найдены и кристаллы высшей огненной мысли, или психической энергии, ибо каждая энергия имеет физический кристалл (Агни-Йога, 220; Иерархия, 422).

Для изучения психической энергии — этой основы восхождения человека — Агни-Йога советует создавать по всей планете, во всех странах очаги науки и культуры, в которых ученые и их сотрудники сообща занимались бы исследованием и воспитанием психической энергии (Аум, 513).

Ближайшее задание науки будущего — исследовать человеческое сердце, не только как физиологический фактор, но и как духовный центр, как аппарат и резервуар огненных энергий человека. Для этого нужно создавать институты сердца, которые на самом деле будут «Храмом расы будущей» (Сердце, 504).

В этих институтах, при исследовании присущих человеку тончайших энергий и излучений и особенно мощной силы — психической энергии, ученые дойдут до средоточия самосознания человека — его тонкого тела, или души, и, вместе с тем, до подтверждения существования Тонкого Мира и непрерывности сознания.

Агни-Йога подчеркивает особое значение астрономии и астрохимии в будущем, не только для понимания законов Космоса, но и для познания взаимоотношений далеких светил и человечества, а также природы нашей планеты. Астрономия должна расширить свои задачи, стать как бы преддверием к дальним мирам (Община, 110). Астрономия откроет и эволюционную шкалу планет нашей солнечной системы, установив, что эти светила — не только поле физико-химических явлений, но и сфера действия различных тончайших космических психомагнитных сил и энергий, с которой мы находимся в постоянной, реальной взаимосвязи, и которая может влиять на нашу планету и положительно и отрицательно, в зависимости от состояния сознания человечества. Конечно, наука вскоре неизбежно вернется к астрологии, до сих пор осмеиваемой, которая вновь обретет уважение как точная наука, исследующая неотвратимое влияние светил на нашу планету, на человека и ход его судьбы.

Мы убеждены, что рано или поздно современная астрономия дойдет и до этого. Она, быстро развиваясь, найдет новые методы познания строения светил, например, уже основана новая отрасль астронауки — радиоастрономия, которая изучает радиоизлучение светил.

Современная наука значительно продвинулась в исследовании космических лучей, но она еще не пришла к единому мнению, что они собой представляют, как рождаются и как влияют на нашу планету. Задача науки — также изучать и другие космические силы и влияния, пространственные токи, атмосферное давление, химизм воздуха и еще не познанные энергетические явления, — все то, под влиянием которого постоянно находится сознание человека, его чуткий организм, — ведь он ощущает давление токов, но не может понять, откуда они. И тем более все это надо исследовать, поскольку мы не знаем, почему появляются новые виды болезней, связанных с нашей нервной системой и состоянием психики. Также нужно интенсивно исследовать воздействие пятен на Солнце, протуберанцев, затмений, магнитных бурь, взрывов на Солнце, химическое воздействие Луны и других светил. Известно, что во время затмений уменьшается или даже приостанавливается действие психической энергии человека, но официальная наука не обратила на это внимания, не интересуется она и влиянием на человека электромагнитного излучения нашей планеты.

Современная наука предупреждает о разрушительном влиянии радиоактивности при взрывах атомных бомб. Но восточная наука многократно указывала, что отрицательная коллективная мысль людей также отравляет атмосферу планеты, которая, в свою очередь, отравляет и подавляет психическую энергию нового поколения и таким образом приближает человечество к катастрофе. Наука Востока предупреждает, что воздействие новых магнетических токов и непознанных огненных сил только усилится, и для неподготовленных сознаний это вызовет тяжелые последствия в виде заболеваний, паники и хаотических действий. Только тот, кто будет обладать духовной силой, психической энергией, сможет сознательно направить стихийные токи в благое русло.

Разумеется, сферу непознанных тонких энергий невозможно исследовать современными физическими приборами. Для изучения тончайших явлений необходимы и новые аппараты, и новые методы исследования. Также недостаточны и фиксация мысли, и фотографирование излучений, и другие подобные методы, применяемые некоторыми представителями западной науки.

Чтобы достичь точных результатов в исследовании тонких энергий, сами ученые должны стремиться изменить себя. Прежде всего они должны освободиться от предрассудков и скептицизма, тормозящих любые испытания. Именно они присущи узким малоразвитым сознаниям, которые «утверждают оскорбительное суждение обо всем, что им недоступно. Необходимо, чтобы ученые первые показали пример достойный в широком допущении. Совершенно исключается эволюция, где люди не признают возможности познавания беспредельного» (Аум, 211).

«Но современники не легко допускают несовершенность аппарата, и тем более свою неопытность. Такие недопущения становятся большим препятствием…» (Мир Огненный, ч.I, 21).

Первое условие в любой области исследований — отринуть скептицизм и уважительно подходить к объекту исследования, каким бы загадочным и необычным он ни был, потому ученый, приступая к эксперименту, должен допустить возможность существования тончайших энергий, или духа.

Во-вторых, нельзя забывать и о тонкой огненной энергии самого исследователя, он должен обладать сильной духовной энергией, утонченным чувствознанием, или способностью восприятия, большим духовным опытом и духовным синтезом. Ибо только «тонкое восприятие даст тонкое понимание» (Мир Огненный, ч.III, 120).

Кроме чувствительных физических инструментов, исследователь должен применить в эксперименте и свою психическую энергию, только тогда аппараты станут точными. Как пример — замечательный биолог из Калькутты Джагадис Боше, который специальными аппаратами исследовал чувствительность, или «душу», растений и их реакцию на излучения энергии присутствующих.

Человек потенциально одарен самыми сильными энергиями. В его организме заложены способности и силы, необходимые не только для чувственного восприятия физического мира, но и для ощущения тонких, невидимых феноменов. Именно эти способности — чувствознание, или духовный синтез, — каждый исследователь должен всемерно усовершенствовать, это не только дало бы ему возможность воспринимать, координировать и синтезировать, но и направило бы его поиски к истине. «Неусовершенствование сознания вредит всем наблюдениям» (Мир Огненный, ч.II, 459). Но мы знаем выдающихся ученых, которые славились своими синтетическими духовными способностями. Ведь истинно высокие задания, великая наука воспитывает и великие умы (Аум, 501).

Вызывает удивление, что современный ученый уделяет так мало внимания развитию тонких способностей, сосредоточившись на развитии мозга. «…За последнее столетие Запад воспринял мозговые методы, потому что они очевидны, хотя и поверхностны и несовершенны, как и все нуждающееся во внешних приемах. Восток, несмотря на многие падения свои, все-таки сохранил методы сердца» (Сердце, 397).

«Уже начинаете мыслить о таких предметах, как астрофизика и астрохимия. Казалось бы, пора задуматься, как влияют эти мощные воздействия на природу человечества! Скоро начнут приближать могучие рычаги дальних миров к улучшению жизни. Но при всем богатстве возможном придется ко всему добавить элемент сердца. Уявление тончайших энергий сердца трансмутирует химизм лучей. Нельзя представить себе химическую лабораторию без участия сердца. Когда мысль человеческая признает двигатель-сердце не как эгоистический личный аппарат, но как общателя с тончайшими энергиями, немедленно жизнь начнет сужденное преображение» (Сердце, 372).

«Если люди стараются усовершенствовать даже приборы научные, то сколь желательно утончение самого человеческого аппарата! Но без привлечения помощи сердца невозможно продвинуться в этом подвиге» (Сердце, 76).

Не может быть успешным эксперимент в области тончайших энергий, если ученый не контролирует не только свою мысль, но и состояние энергии, излучаемой своим сердцем, или психической энергии, и, как я уже упомянул, не применяет ее сознательно при испытаниях.

Агни-Йога говорит, что, несмотря на быстрое развитие современной науки, она не исполнила и десятой доли того, что ей было положено совершить в нашем столетии. Это объясняется тем, что не оценивается и не прилагается истинная движущая сила науки — психическая энергия.

«Люди хотят исследовать пространство; скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами — все вращаются в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.

То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо» (Аум, 309).

Если бы современные ученые хотя бы начали осознавать, что личность исследователя или излучаемая им энергия в той или иной степени воздействует на их чувствительные приборы! Ученые бы «помогли опыту изучением своих собственных энергий. Можно или усилить опыт, или почти нарушить беспорядочным сочетанием наблюдателей. Удивляюсь, насколько люди полагаются на мертвенные аппараты, забывая воздействие своей живой энергии. Уявление колебаний самых точных аппаратов в различных руках достойно наблюдения. Неужели они такого ничтожного мнения о себе, что не допускают никаких своих эманаций?» (Сердце, 529).

Не понимая до конца методы исследований, отрицая влияние психической энергии ученого на результат эксперимента, наука часто не может полностью справиться со своим заданием.

Первая задача современной материалистической науки — понять главный объект всех своих исследований — материю, но относительно ее сущности наука сама впадает в противоречия. Уже давно часть ученых полагает, что по сути материи нет, это только состояние энергии, с другой стороны, каждую энергию можно свести к ее материальной основе.

Агни-Йога говорит о великом единстве всех видов многообразной материи, от грубо зримой до невидимой, самой тонкой материи.

«Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. …Все сущее состоит из различных сочетаний дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи» (Письма Елены Рерих, т.2, 29.01.38). (Здесь и далее цитируется по изданию: Письма Елены Рерих. В двух томах. – Минск: Лотаць, 1999) Итак, и субстрат самой тонкой, изначальной энергии в человеке, то, что называют духом, тоже является энергией, следовательно — материальным началом. Никакая энергия не может выявиться вне материи. «На всех планах, во всех действиях и мышлении мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той же материи» (Письма Елены Рерих, т.1, 1.02.35).

Так в разделенном мире имеются два противоположных полюса: дух и материя, но в действительности они едины и неделимы, и не могут существовать друг без друга. Современная наука, которая до сих пор соприкасалась только с грубыми выявлениями материи и энергии, своим будущим священным заданием должна считать исследование именно того высшего сознательного состояния материи, которое достигается долгим путем развития и опыта и что восточная наука называет лучистой материей или духом. Это огненное начало в человеке является тем фактором, который эволюционно развивает его сознание и мысль, а также дает жизненную энергию и силу его физической оболочке. Без присутствия духа тело разлагается на первоэлементы, и если в душе человека перевес над духовными энергиями приобретают грубые животные влечения, то изменяется не только его психика, но и нервная восприимчивость, состав крови и т.д. (последнее, например, исследовал французский ученый Лаховский).

Уже теперь многие западные и восточные ученые, хотя больше частным образом, начинают исследовать реальную энергетическую сущность мысли и ее влияние, передачу мыслей на расстояние, излучение человека, или ауру, и психическую энергию (см. Письма Елены Рерих, т.2, 1937). И можно предвидеть, что в будущем, все больше погружаясь в область самых эфирных лучистых энергий, особенно тех, которые имеют связь с человеческой психикой, исследуя сверхфизические явления, которые до сих пор называли душою и духом, используя при этом различные экспериментальные приемы, объединяя механические аппараты с духовным синтезом исследователя, наука со своими новыми точными методами продвинется настолько, что сможет эмпирически доказать энергетическое материальное начало духа, и ученый свободно будет оперировать всеми элементами существования, так же как пианист может виртуозно играть на разных струнах одного инструмента.

Теперь наступила эпоха атома. Человек становится властелином атомной энергии. К сожалению, величественную энергию, которая могла бы преобразить лик планеты в цветущий сад, применяют главным образом в безумных военных целях. Лишь немногие исследователи пытаются использовать эту энергию для мирного хозяйства.

Для нашей эпохи характерны огромный прогресс техники и узкая специализация во всех отраслях, которая при нынешней форме механизации может угрожать эволюции человечества, ибо чрезмерная односторонняя специализация достигается за счет духовного развития. С другой стороны, на фабриках все больше начинают применять автоматизированные процессы, которыми руководят несколько обученных рабочих. Пролетариат — «чернорабочий», который до сих пор был слугою машины, таким образом становится как бы хозяином машины, ее инженером. Он властвует над самой сложной аппаратурой своей развитой мыслью, но становится, хотя и не «винтиком в колесе», как простой рабочий, но рычагом грандиозного механизма. Так и этот рабочий — ученый является только техническим агрегатом или рабом неживого механизма, и нельзя сказать, что он истинно свободен. Ибо свободным человек становится только тогда, когда он восходит во всей своей силе и красоте творца, когда он властвует прежде всего над своими мыслями, над собою, над своим духовным совершенствованием.

«Мне казалось, что наша современная технократия, с ее зловещим, однообразным и неумолимым мертвым ритмом машин, должна пагубно отзываться на психике рабочих, совершенно подавляя в них восприимчивость к тончайшим ритмам в природе и в проявлениях человеческой души. С течением времени они обращаются в настоящих роботов, способных реагировать лишь на привычные и грубейшие ритмы. Но человек, утративший способность к восприятию высших вибраций, неминуемо обращается в животное, вернее, в зверя. Вот почему я так приветствую уменьшение часов машинного труда, а также сокращение количества рабочих, занятых на фабриках и заводах» (Письма Елены Рерих, т.2, 23.04.38).

В то же время, наряду с развитием техники, механизируются и процессы жизни, человек больше не творец. Техника — это привязанность к земному плану, к плотной материи. Техника, которая чрезвычайно помогает преодолевать физическое пространство и время, рассчитана, главным образом, на повышение благополучия человека, и отнюдь не делает человека счастливым. Привязываясь к механическим делам, человек наполняет свою жизнь суррогатами счастья, его жизнь становится пустой. Это происходит по той причине, что человек не умеет объединить технические достижения с духовными. Техника сама по себе еще не свидетельствует о прогрессе человека, если его дух сильно отстает. Истинно, прежде всего надо освободиться в духе.

В связи с этим вспомним китайскую притчу об ученике Конфуция, которая немного резко, но все же точно характеризует иго механизации:

«Путешествуя по южным землям, Цзы-Гун дошел до царства Чу и уже возвращался во владения Цзинь. Когда он шел северным берегом реки Хань, то заметил человека, который вскапывал огород и поливал его, лазая в колодец с глиняным кувшином. Человек трудился неутомимо, сил тратил много, а работа у него шла медленно.

— Теперь есть машина, которая за один день поливает сотню грядок! — крикнул ему Цзы-Гун. — Много сил с ней тратить не нужно, а работа продвигается быстро. Не желаете ли вы, уважаемый, воспользоваться ею?

Человек, работавший на огороде, поднял голову и спросил: “Что это за машина?”

— Ее делают из дерева, задняя часть у нее тяжелая, а передняя легкая. Вода из нее течет потоком, словно кипящая струя из ключа. Ее называют водяным колесом.

Огородник нахмурился и сказал с усмешкой: “Я слышал от своего учителя, что тот, кто работает с машиной, сам все делает как машина, у того, кто все делает как машина, сердце тоже становится машиной. А когда сердце становится, как машина, исчезает целомудрие и чистота. Если же нет целомудрия и чистоты, не будет и твердости духа. А тот, кто духом не тверд, не сбережет в себе Путь”». (Цитируется по книге: Чжуан-цзы. Пер. В.В.Малявина. – Москва, 1995)

Истинно, когда-то придет время, когда безжизненных колоссов — фабрики — сменят институты и лаборатории, когда внимание начнут обращать главным образом на психофизические исследования, когда будут сделаны открытия в области тончайших энергий психики и их практического применения, когда эти огненные энергии постепенно заменят многие более грубые физические энергии, — все это принесет человечеству небывалый расцвет во всех областях.

«Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере.

Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые, лучшие формы устроения жизни» (Письма Елены Рерих, т.2, 18.06.36).

Конечно, сколько бы ни рос еще колосс техники, рано или поздно должна исчезнуть рабская зависимость от машины и вообще от материи. Этому помогут предстоящие бесчисленные открытия. Истинно, «царство машин может нарушиться от одного луча» (Мир Огненный, ч.III, 594). Небывалому прогрессу особенно будут способствовать, как уже мы упомянули, огненные энергии духа и научное доказательство существования Тонкого Мира.

«Будем надеяться, что физиология скоро установит связь человеческого организма с Космосом, и будут подняты из праха науки вроде астрологии и астрохимии и прочие познания тончайших энергий. Не отвергая прежних достижений, человечество сможет обновить жизнь. Пусть только каждый скажет вместо слова “нельзя” слово “можно”. Вся жизнь преобразится таким достижением в сознании. Только таким пониманием неограниченных возможностей человеческого организма мы достигнем высот сверхчеловека, а сейчас мы еще только на ступени двуногих, ибо не научились еще и человечности, отвергли все гуманитарные понятия и достижения и, как обезьяны, применяем к себе механические приборы, не понимая их значения, готовы уничтожить всех и вся.

Живу радостью, что подходит время, когда узнавание Надземного будет реальной наукой, к тому устремляет людей Армагеддон и все бедствия, им вызываемые. Беседуйте с учениками о тех великих переменах, которые произойдут в сознании людей, когда приоткроется завеса, отделяющая нас от Мира Надземного. Когда люди смогут получить доказательство наглядное о надземной жизни путем особой телевизии…» (Цитируется по книге: Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. – Рига: Мир Огненный, 2003. Письмо от 29.09.50)

Именно, вершиной науки будущего станет исследование огненных энергий и духовных центров человека и достижений тех, кто стоит на высокой ступени эволюции. Истинно, новая наука начнет новую эпоху, которая откроет перед человеком мир тончайших, безграничных возможностей. К этой огненной науке мы еще вернемся.

Люди откроют многое, радикально новое, не для военных разрушений, как было до сих пор, но для радости возрождения духа, восхождения человеческого сознания и подлинного благополучия тела, наука поспешит впереди динамики эпохи и поведет ее к одухотворенному Будущему. В человеке воспламенится новый огонь устремления, будут новые сражения и победы, радость бороться с материей и вечно ее побеждать. Это уже не будет безжалостная борьба за существование, эксплуатация природы, но сотрудничество с ней и труд ее эволюционного воспитания. Безумное разграбление природы уйдет далеко в прошлое. Она станет приютом и источником возобновления энергии. В строительстве и в жизни воцарится высокая система, или порядок. Человек будет неустанно бороться за свою гармонизацию, за абсолютную дисциплину своих мыслей, за благозвучное изменение природы, планеты и Космоса. Таким образом, человек в общем труде приблизится к дальним мирам и к Иерархии Строителей — Высоких Духов.

На нашей маленькой красивой планете кончится темная эпоха недоверия друг к другу и личного соперничества, наступит эра сердца и братского сотрудничества.

В будущем направляющие прогресс народов станут высокообразованными, они изучат не только высшую математику и науку светил, но и курс высшей Этики, и будут стараться применить ее в жизни. Они познают и науку о Космосе, антропогенезис и космогенезис. Конечно, находящиеся в арьергарде, те, кто не сможет понять и применять высшие энергии в частной и государственной жизни, будут исполнять простую работу, и почитать и уважать своих старших, более знающих и способных братьев.

Для современной науки характерна чрезвычайная дифференциация, очень мало сотрудничества между отдельными отраслями. Но вскоре наука направится к все большему синтезу и кооперации не только между различными отраслями, но и в процессе научных исследований. В особенности этому будут способствовать особые научные центры, города науки, где выявится координация и синтез всех наук. Таким образом ученые огненно поддержат друг друга в великом служении ради восхождения всего человечества.

В школах новой эпохи будут изучать синтез всех наук, детям в популярном виде преподадут краткую информацию о новейших достижениях в науке. Конечно, «наука со всеми ее отраслями не может быть усвоена одним лицом, но смысл ее должен быть осознан. Он может быть вполне усвоен и утвержден в сознании» (Аум, 499).

Истинно, беспредельны возможности творческой науки. Она полностью изменит природу человека, сообщая человеческому сознанию огненные импульсы вечного совершенствования.

Когда представители современной материалистической науки усвоят основанные на опыте мысли Живой Этики, в развитии науки произойдет небывалый переворот.

V. Живая Этика — новая наука
VI. Что Живая Этика дает материалистической науке
VII. Основа новой медицины
VIII. Живая Этика и другие Учения
IХ. Учение вмещения и терпимости
Х. Знание — друг человечества
ХI. Всеобъемлющее Учение жизни
ХII. Практическая Йога
ХIII. Учение как лейтмотив жизни
ХIV. Колокол тревоги
ХV. Основы Живой Этики
ХVI. Школа Эволюции
ХVII. Весть о Братстве Света
ХVIII. Духовный Учитель
ХIХ. Учение сердца
ХХ. Агни-Йога — Наука Огня
XXI. Доктрина напряжения
XXII. Живая Этика как метод ускорения эволюции
XXIII. Евангелие Вечной Молодости
XXIV. Красота Спасительница
XXV. Храм Живой Этики
XXVI. Магнит Учения
XXVII. Призыв к очищению древних Учений
XXVIII. Распространение Живой Этики
XXIX. Очищение пространства
XXX. Живая Этика — Зов к Битве
XXXI. Радуга Учения
XXXII. Цикл книг Живой Этики
XXXIII. Учение Майтрейи и Беспредельность

Список книг Учения Живой Этики

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий