Главная » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ » ВВЕДЕНИЕ В АГНИ ЙОГУ. СЕРГЕЙ КЛЮЧНИКОВ (Основы Учения)

1 561 просмотров

2770-3

IV. ЧЕТЫРЕ КРАЕУГОЛЬНЫХ КАМНЯ УЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. ДОКТРИНА СЕРДЦА.

Исполнение этических основ жизни, овладение всеначальной энергией и развитие творческого мышления по сути дела составляют главные направления человеческого совершенствования. Помимо них в Агни Йоге выделены четыре краеугольных камня или принципа.

Первый – Почитание Иерархии, признание существования в мире более продвинутых в плане мудрости, знаний и чистоты духовно-космических индивидуальностей – Великих Учителей. Также как в обычной жизни для получения образования нужны учителя, педагоги и профессора, которые знают и умеют больше учеников, так и в области еще более сложной науки

– духовном совершенствовании – необходимо опираться на опыт людей, проделавших значительно больший путь и превосходящих среднего человека не только количеством знаний, но и нравственной чистотой, силой духа, степенью жертв и усилий, затраченных на улучшение себя и мира. Ученик, устремленный к постижению основ учения, будет успешен, если почувствует эту истину и потянется всем сердцем к поиску подобных школ духа. Отказ от принятия в сознание закона Иерархии в лучшем случае обрекает людей на изобретение велосипедов, в худшем – на бесплодные страдания и ненужные жертвы.

“Какие тернии люди сами вплетают в венки жизни! Какие силы тратят на противодействие тем принципам, на которых держится сама жизнь! Сколько ненужных терний окружает людей, превращая их жизнь в регресс! Ведь не поймут люди высшей мудрости, не поняв прежде всего законов Иерархии; то на чем прогрессирует мир; то чем слагается эволюция; то на чем слагаются лучшие ступени устремленности. Так не уйти человечеству от великого закона Иерархии”.

Принцип Иерархии не имеет ничего общего с порабощением воли и свободы человека. Принятие закона Иерархии есть по существу принятие идеи преображения низшей эгоистической природы человека в высшую, духовную, и совершается оно добровольно и в глубине сердца. Подлинная свобода творчества во всех его формах начинается, согласно Живой Этике, только на основе сознательного самоограничения и трансформации худших черт характера.

Второй принцип духовного строительства – Сознание единения – означает признание единства мироздания и включение в это единство человека. Действие закона всемирного тяготения, который наука относит к физическому космосу, Живая Этика усматривает и во всех человеческих отношениях, где он выявляется в виде магнита любви. В наши дни гармоническое действие этого магнита нарушено, верх берет отрицательный полюс магнита – разъединение. Оно приобрело всеобщий характер – вражда между государствами, народами, людьми, антагонизм по отношению к природе и Космосу. Утрата целостного мироощущения, отчуждение от чувства собственной причастности к единству мироздания по неизбежности ведет к отчуждению от себе подобных. Поэтому Агни Йога утверждает единство человека и мира как важнейший принцип бытия, особо подчеркивая необходимость консолидации между всеми сотрудниками, устремленными к свету и совершенству. Сплотиться единым фронтом для отражения атак хаоса и всех темных сил, особенно активизировавшихся в ХХ веке, – так кратко можно сформулировать программу действий, которые вытекают из этого принципа.

Третья основа – Сознание соизмеримости. Речь идет об умении давать правильную оценку каждому событию жизни, точно видеть сущность любого явления или события в целом процессе, в перспективе. Особую важность принцип соизмеримости приобретает в психологической сфере при оценке тех или иных жизненных неудач и депрессий, нередко преувеличиваемых человеком по значению. Совет Агни Йоги – приложить к своему огорчению меру беспредельности – имеет кроме всех прочих смыслов еще терапевтическую направленность. “Что страдает больше всего? Конечно, соизмеримость”, – утверждает новое Учение. Критерий точности любой оценки или действия находится в их соответствии внешним идеалам. Живая Этика выдвигает следующую программу преодоления несоизмеримости:

“Если приложить усилия изменить пыльные хлопоты в прекрасный подвиг, то сразу корявый черновик превратится в мачтовую рощу. Когда можно перебросить мысль к пределам чудес, тогда не будем долго говорить о дырявой подошве. Очень советую уничтожить пересуды, ведь целая половина дня освободится. Останется одиноко чашка кофе или стакан пива. Время еды должно быть сокращено, чтобы сохранить облик человекообразия. Нет худшей несоизмеримости как пересуживать за столом пустяки. Нет худшей несоизмеримости как клеветать мелким горошком. Нет худшей несоизмеримости как отложить зовущее действие. Нет худшей несоизмеримости как явить обиду подобно мелкому торговцу. Нет худшей несоизмеримости как освободить себя от ответственности. Нет худшей несоизмеримости как прекратить мышление о красоте. Соизмеримость подобна колонне, держащей дом”.

Четвертый принцип, соблюдение Канона “Господом твоим”, лучше всего объяснен в письмах Елены Ивановны, призывавшей к его применению буквально на каждом шагу. “При каждом собеседовании, – писала она, – когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярить собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя из уровня его убеждений, и его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт… Не будете же вы говорить ярому шовинисту против его страны, но найдете все лучшие выражения и качества его народа и укажете ему новые пути развития его особых качеств. Высказанная Вами широта понятий народных выражений сгладит представление шовинизма, и неожиданно для себя ограниченное сознание начнет звучать на ноту вмещения. Так все время нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с терпением и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки, ни прочих недостойных приемов. В каждой беседе нужно жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью… Канон “Господом твоим” есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто”.

Живая Этика дает также полное высокой поэзии описание, как лучше провести в жизнь эти четыре основопологающих духовных принципа.

“Для утверждения Первого призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном.

Для Второго – облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды.

Для Третьего – выберите в вашей рабочей комнате самую высокую и отвесную линию и назовите ее размером Плана.

Для Четвертого представьте всю бесконечность звездного мира. Поистине у Отца много домов, который из них запятнаем?

Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придет к вам все, в чем нуждаетесь.

Начертайте на первом камне Голубя,  На втором – Воина, На третьем- Колонну,  На четвертом – Солнце”.

Немалое место в огненном Учении отведено воспитанию качеств, необходимых для строительства Нового мира на общинных началах. Обширность перечня качеств говорит о нелегкости этого пути и о многосторонности подхода к совершенствованию. В одном случае называется семь главных качеств:

“Укажу качества взыскующих общего блага. Первое – постоянство устремления. Второе – способность вмещения, ибо плох общинник отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага. Третье – умение трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое – желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое – отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Седьмое – бодрствование явите среди тьмы”.

В иных шлоках и книгах Живой Этики среди самых важных черт духовного продвижения указана триада – “простота, красота, бесстрашие”, а еще – человечность, доброжелательство, мужество, ответственность, совесть, умение быть благодарным, преданность. Преданность идеалам света и любовь рассматривается как основа духовности. Обширен синодик качеств-антиподов, подлежащих сожжению (трансмутации) в огне устремления. Интересно, что нравственно-психологические качества человека рассматриваются в Учении, как разновидности энергий различной тонкости и качества.

“Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий, – писала Елена Ивановна, – Начнем с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобным “украшением” и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарности со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных, терпимостью и признательностью к справедливым указаниям и заключим доверием до конца”.

Как видно, эгоизм выставлен на первое место, как основа всех темных качеств человека, как “антиэволюционная” вершина треугольника, обращенного вниз. Борьба с эгоизмом одновременно требует и воли, и сердца, и усилий, и любви. Победа собственных недостатков невозможна без воспламенения огней сердца, зажжения в нем устремления ко благу и красоте.

После принятия идеи сердечного устремления к идеалу начинается ежедневная, ежечасная “черновая” работа по очищению мышления, познанию сильных и слабых сторон своего характера, постепенное преодоление негативных его сторон и взращивания светлых. Вопросам самопознания Агни Йога придает исключительный смысл. Дело в том, что при вступлении на путь духовного совершенствования под влиянием пробуждающих мощных сил происходит, как писала Е.И.Рерих, ускоренное “выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, дурных или безразличных”. Она предупреждала также, что каждый ученик должен дать себе искренний отчет – не скрывается ли в его мотивах приближения к Учению тайная мысль применить завоеванную мощь в целях личного могущества и самоутверждения? В этом случае человек должен знать, что скрытый эгоистический замысел не только не даст желаемого результата, но приведет к тяжелым для себя проследствиям.

Агни Йога содержит в себе суровую критику увлечения магией и всеми чисто механическими западными методами пробуждения скрытых сил. Опасность этого пути – в постепенной потере внутреннего равновесия и нравственного здоровья. Человек делается рабом искусственно вызванных неизвестных для него сил и рискует превратиться в безмолвного медиума. Итак, прежде очищение, улучшение обычной жизни, забота о других людях, а затем уже развитие скрытых сил.

В духовной работе и в жизни Агни Йога ориентирует человека на бесстрашие и готовность к преодолению препятствий.

Пересматривается все обыденное отношение к трудностям и напряжениям. “Друзья! – призывает Живая Этика . – Пока нам препятствия не являются рождением возможностей, до тех пор мы не понимаем Учения”. “Благословенны препятствия, ими растем”, – утверждает она в другом месте. Заповеданные бесстрашие и мужество невозможно воспитать без постепенного открытия и пробуждения беспредельного потенциала человеческого сердца, которое по своей глубинной природе космично и которому в Агни Йоге посвящена целая книга. Сердце названо в этой книге “средоточием жизни”, “мостом миров”, “оружием света, которое посрамит тьму”, “чашей с пламенем, рвущимся кверху”, “солнцем солнц”. Сердце представляет собой те крылья духа, благодаря которым человек постепенно возносится в пылающие сферы Огненного Мира – своей истинной родины – и тем выполняет свое космическое назначение.

Чем можно объяснить это повышенное внимание к сердцу, пронизывающее все Учение?

Прежде всего, следует оговориться, что под сердцем в Агни Йоге понимается не столько физический орган, сколько эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека. Такое почтительное отношение Учения к сердцу опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм, и суфизм с разных сторон и по-разному освещали важнейшую роль сердца в духовной жизни человека. Поистине неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в святоотеческой литературе. Буддизм говорил о сердце как о вратах освобождения от действия колеса сансары, а индуизм видел в сердце орган божественной любви. Но Агни Йога не просто продолжает заключенное в религиях прошлого восприятие сердца как чисто эмоционального органа, но выдвигает на первый план его новое значение – ведь многие условия жизни на планете по сравнению с временами раннего буддизма или раннего христианства значительно изменились.

Значение сердца Учение видит в том, что оно выступает сегодня как “мост между мирами”, соединяющий видимый план жизни человека с невидимыми космическими измерениями бытия, с беспредельностью. Сегодня в силу ряда серьезных причин физический, тонкий и огненный миры опасно разобщены, что ведет к большому кризису, прежде всего на физическом плане жизни. Сердце, как всеобъемлющий космический орган, призвано соединить миры в нерасторжимое материальное и духовное единство. Агни Йога утверждает, что духовная эволюция человека и достижение космического сознания невозможны без пробуждения и развития беспредельного потенциала сердца. Любая подобная попытка очень опасна, особенно в сегодняшних хаотических разрушительных условиях: она, как считает Учение, неизбежно уведет человека на ложную тропу, называемую в оккультно-мистических доктринах путем “левой руки”.

Даже самые надежные и выверенные опытом тысячелетий прежние школы классической йоги, предполагающие пробуждение скрытых сил человека с помощью подъема “энергии Кундалини” по каналам позвоночного столба не могут в наши дни служить универсальным средством возрождения духовности на земле. Такое возрождение может начаться лишь благодаря подключению сердца. Сердце в Агни Йоге – это альфа и омега, начало и завершение духовного пути, место соединения земного и космического начала, ключ к общению с Иерархией светлых сил космоса, с Великими Учителями человечества. Сердце считается здесь центром нравственных переживаний, одаряющим человека либо ощущением внутренней чистоты и безупречности, либо наполняющим угрызениями совести. Сердце соединяет внешний и внутренний пути совершенствования, сансару и нирвану, земной и огненный миры. Невозможно понять Учение, игнорируя сердечный мир, не включая план сердца. Очищение и возвышение мыслей возможно лишь в случае, если пропускать их через пламя духовного сердца. В свою очередь для пробуждения сердца необходимо сосредоточенное и упорядоченное размышление о высоком, космическом, божественном. Без подобных мыслей сердечная энергия так и не будет приведена в движение.

Учение дает подробнейший свод советов о конкретных методах пробуждения сердца. Среди них – перенесение сознания в эмоциональное сердце с постоянным пребыванием внимания в этой области, воспитание привычки мыслить из сердца, упорядочивание хаотичных мыслей и придание им благой направленности, осознание космичности самого принципа сердца и его беспредельной пространственной природы, закаливание сердца в борьбе с жизненными трудностями и препятствиями, высветление тонкого пространства сердца, победа над отрицательными эмоциями и психологическими качествами, подавляющими богатейший сердечный потенциал, размышление о Прекрасном. И, конечно, самый главный метод – подвиг претворения Учения в жизнь, несение Света Истины человечеству, распятие низшей духовной природы во имя Высшей.

Такой подход к срединному эмоционально-духовному центру возник в Агни Йоге не на пустом месте, но опирается на богатейшие духовные традиции различных религий и учений Востока и Запада. В индийской традиции – это бхакти-йога, почитание Кришны, вишнуизм, в Китае – это даосский культ сердца, на Ближнем Востоке – это суфийский кодекс сердца как средоточия бытия. Но основной традицией, на которую в своем отношении к сердцу опиралась Живая Этика, была раннехристианская святоотечественная духовная традиция. Синтезируя восточные и западные подходы к сердцу Елена Ивановна обращала особое внимание на неразрывность сознания и сердца, что имело особое значение в наш век, когда под влиянием двух факторов цивилизации – повышенного рационализма и повышенного невротизма – сознание и сердце разошлись друг от друга очень далеко. Елена Ивановна писала: “Также многие не понимают, что под развитым сердцем нужно прежде всего понимать расширенное сознание. Именно сердце есть престол СОЗНАНИЯ, а не сентиментальности, этого суррогата простоты. Характерно, что все восточники, говоря о высших, сокровенных думах, полагают руку на сердце, ибо они помещают сознание в сердце”. Сердечный центр в Учении уподобляется крыльям или воздушному шару на своих тончайших, подобных легкому газу, эманациях, уносящих дух в пылающие сферы Огненного Мира – истинной духовной родины человека.

Сергей Ключников. Введение в Агни Йогу. Издательство: Беловодье 1995. – 30 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия ХХ века

II. Кризис современности. Сакральная история. Обновление эзотерической традиции

III. Духовный путь Рерихов. Получение Агни Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания. Новый этап эволюции

IV. Четыре краеугольных камня Учения. Воспитание необходимых психологических качеств. Доктрина Сердца

V. Проблема сознания. Эволюция  сознания в Космосе

VI. Белое Братство. Шамбала. Учителя Света и основы духовного ученичества

VII.  Космические законы

VII.  Принципы этики. Очищение пространства

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий