232 просмотров

2623-399

Марксизм. Часть 1. Философия

Критика философии марксизма

Марксизм. Часть 2. Политэкономия

Марксизм. Часть 3. Научный коммунизм

Критика научного коммунизма

Марксизм – система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

Часть 1. Философию (Диалектический материализм + Исторический материализм).

Часть 2. Политическую экономику.

Часть 3. Научный коммунизм.

***

 «Философы лишь различным образом объясняли мир,
но сущность философии заключается в том,
чтобы сделать этот мир значительно лучше!»
К.Маркс

Диалектический материализм

Одним из главных вопросов, который не дает покоя философам, является вопрос: «Что первично – бытие или сознание, материя или дух?». Тех, кто поддерживает идею, что первична материя, бытие, а сознание и дух вторичны, зовут материалистами, а тех, кто придерживается мнения, что первично сознание и дух – идеалистами.

Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает материю первичной, а сознание — вторичным.

Материя и наш Мир существуют объективно, независимо от разума или духа. Материя независима, несотворима, неуничтожима, вечна, бесконечна в пространстве и была всегда. А идеальные явления являются лишь продуктами взаимодействия материи.

Для идеалистов мир создан абсолютной идеей, мировым духом, Богом, а материальный мир существует лишь в нашем сознании. Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Идеализм сродни религии. Материализм же исходит из того, что материя является единственной основой мира, что многообразные явления в мире представляют собой только различные виды движущейся материи, что мир развивается по законам материи и не нуждается ни в каком «мировом духе». В материализме нет Бога, а есть лишь человек.

Материализм не отрицает духовных процессов, но утверждает, что материя представляет собой объективную реальность, существующую независимо от сознания, а идеи возникают в человеческой голове только как продукты и отражения представлений о материи.

Для идеалистов материя не познаваема и наши знания о ней недостоверны. Материализм же говорит о том, что материя познаваема через законы природы, проверенные опытом, что нет непознаваемых вещей, а есть лишь временно непознанные. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.

Диалектика это наука о наиболее общих, универсальных законах движения и развития.

Диалектика исходит из того, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Движение материи есть самодвижение, а развитие, это, с одной стороны, бесконечный, поступательный и, с другой стороны, скачкообразный процесс, в котором в целом доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. Главной характерной чертой развития является исчезновение старого, отжившего и возникновение нового, прогрессивного.

Диалектика опирается на три наиболее общих закона движения и развития материи:

1. Единство и борьба противоположностей

Данный закон вскрывает источник движения как самодвижение.

Движение вызывается внутренними противоречиями, которые неизбежно содержатся во всех объектах и явлениях: всё имеет свои положительные и отрицательные, исчезающие и развивающиеся, противоречащие друг другу, взаимоисключающие и в то же время взаимопроникающие стороны и тенденции. А внутренние взаимоотношения, борьба между ними и разрешение противоречий являются сущностью движения, составляют внутренний импульс её измнения, развития и превращения в новое качество.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие, по мере исчерпания своих возможностей, преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы.

2. Переход количественных изменений в качественные

Данный закон показывает механизм движения-развития.

В результате движения материи и в силу внутренних противоречий, в единстве и борьбе, происходит постепенное накопление количества небольших изменений, не приводящие к существенным изменениям. Но в определённый момент, когда количество изменений накапливается достаточно много (достигает определённого предела), они внезапно, скчкообразно приводят к существенным качественным изменениям. Не постепенно, а скачкообразно старое качество заменяется новым.

3. Отрицание отрицания

Этот закон показывает направление развития.

Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием, снятием, которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним. В свою очередь, новый этап в дальнейшем также подвергается отрицанию, и таким образом развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Развитие идёт не по прямой линии и не по кругу, а по восходящей спирали.

Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон (тезис – антитезис), их борьба и их слияние в новую категорию (синтез) составляют сущность диалектического развития.

***

Итак. Диалектический материализм – это диалектика материализма. Это наука о наиболее общих законах движения и развития материи. Это универсальный метод, описывающий движение и развитие материи через единство и борьбу противоположностей, постепенное накопление количества противоречий, разрешение их в столкновении и синтезе прошлого и нового.

 

 Исторический материализм (материалистическое понимание истории)

История человеческой цивилизации может показаться чем-то хаотичным, непонятным, случайным. Мы привыкли судить об истории по постоянным войнам, монархам, царям, диктаторам. Марксизм же утверждает, что история – это, прежде всего, совершенствование орудий труда и рост производительности труда, единство и борьба производительных сил и производственных отношений. Марксизм настаивает на том, что история человечества зависит не от сознания отдельных, пускай и гениальных, людей, а, в первую очередь, подчиняется объективным законам общественного развития, законам диалектики, таким как закон единства и борьбы противоположностей, переход количественных изменений в качество и отрицание отрицания

То есть, исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение истории общественной жизни.

***

Труд, производство есть то главное, что отличает человеческое общество от биологических сообществ. Поэтому основу общественной жизни составляют экономические, производственные отношения людей. И именно связи, складывающиеся в процессе производства, лежат в основе всех остальных социальных отношений (духовных, идеологических, политических). Поэтому ключ к развитию общества нужно искать не в сознании людей, не в политических, философских, нравственных идеях, а в способе производства материальных благ.

Таким образом, в процессе работы люди, используя производительные силы, вступают между собой в производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения составляют способ производства, который и определяет экономическую структуру общества. Экономическая структура – это тот реальный базис, на котором формируются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Способ производства, базис и надстройка определяют общественно-экономическую формацию. Под общественно-​экономической формацией понимается общество, находящееся на определённой ступени исторического развития; определённый тип общественного строя с присущем ему способом производства и определёнными производственными отношениями, а так же возвышающейся над ними надстройкой в виде исторически определённых идей и учреждений. Марксизм выделяет следующие пять общественно-экономических формаций:

- первобытная (первобытно-общинная),

- рабовладельческая,

- феодальная,

- капиталистическая,

- коммунистическая (первой фазой которой является социализм).

Первобытнообщинная (первобытный коммунизм). Используемые орудия труда примитивны, уровень производительности труда очень низок, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Нет деления на классы. Средства производства находятся в общественной собственности.

Рабовладельческая. В результате развития орудий труда и увеличения производительности труда появляется возможность производства прибавочного продукта. И, следовательно, присвоения этого продукта. Появляются классы рабовладельцев и рабов. Появляется частная собственность рабовладельцев на средства производства.

Но производительность труда ещё очень низка. И для того, чтобы присвоить прибавочный продукт, нужно работника заставить работать. Основным механизмом, побуждающим к труду, становится рабство, насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

Феодальная. Производительность труда увеличивается настолько, что изымать прибавочный продукт силой становится не выгодно. И, во-вторых, орудия труда становятся более усовершенствованными, более дорогими и рабы начинают их ломать.

Оформляются классы феодалов и крестьян. Появляется частная собственность феодалов на средства производства. Основным механизмом, побуждающим к труду становится крепостное право, экономическое принуждение.

Капиталистическая. Производительность труда, за счёт внедрения машин, достигает невиданных высот. Выделяются классы капиталистов (буржуазию) и рабочих (пролетариев). Появляется частная собственность капиталистов на средства производства.

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение, т.е. работа на капиталиста по найму: рабочий «свободен», но, не имея возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы, нанимается работать к капиталисту.

Коммунистическая. Буудущее устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. Орудия труда и производительность труда достигают таких возможностей, что становится возможным обеспечить «каждого по его потребностям». Частная собственность, как возможность присваивать прибавочный продукт, полностью теряет свой смысл. Все средства производства становятся общенародным достоянием. Деление на классы пропадает.

Смысл работать ради зарплаты теряется. Механизмом, побуждающим к труду, становится желание человека и признание, уважение окружающих людей и всего общества к нему. Коллективизм, признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными становится законом. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления и саморегулирования, государство отмирает.

Коммунистическая формация состоит из двух фаз: первая, низшая — социализм, вторая, высшая — коммунизм. Сциализм – это общество, которое находится на пути от капитализма к коммунизму. Поэтому социализм сохраняет «родимые пятна» старого капиталистического общества, из недр которого оно вышло (например, сохраняет товарно-денежные отношения, частично частную собственность, экономическое принуждение к труду), но и внедряет новые принципы коммунизма (например, частично обобществляет средства производства).

***

Итак, смена одной общественно-экономических формаций на другую происходит с ростом производительных сил.

Производительные силы – это люди и средства производства (орудия труда и предметы труда), с помощью которых эти люди производят материальные блага.

Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и обусловленные определенным уровнем развития производительных сил и формой собственности.

Вначале производственные отношения (которые обусловлены формой собственности) и производительные силы соответствуют друг другу. Но, по мерее развития производительных сил, им становится тесно в рамках старых производственных отношений. Противоречия между ними всё время нарастают и нарастают. Производственные отношения становятся тормозом, оковами для дальнейшего развития производительных сил.  И тогда возникает необходимость смены производственных отношений, т.е. общественно экономической формации.

Но в условиях, когда общество состоит из антагонистических классов, такая смена может разрешиться только через столкновение этих классов. Наступает эпоха революционного переустройства экономики и общества.

Почему это переустройство обязано быть революционным, и не может быть эволюционным?

Для того, чтобы смена производственных отношений шла эволюционно, класс собственников должен добровольно, хоть и со “скрипом”, но идти на уступки и постепенно приспосабливать производственные отношения к требованиям новых производительных сил.

Но класс собственников, из-за своей патологической жадности, никогда не пойдёт ни на какие уступки и обязательно доведёт ситуацию до социальной революции. Принудить собственников отказаться от собственности может только диктатура: обстоятельств, диктатора, класса или партии эксплуатируемых. И когда «верхи не смогут, а низы не захотят» жить по старому, конфликт перерастёт в бунт, восстание, революцию.

***

Все люди принадлежат к определённым группам, классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Класс – это люди, разделяющие общие экономические интересы, осознающие их и участвующие в их отстаивании.

Классы существуют только при наличии частной собственности на средства производства. В каждом обществе существуют, как минимум, два антагонистических (эксплуататоров и эксплуатируемых) класса: в рабовладельческом обществе это рабовладельцы и рабы, в феодальном это феодалы и крестьяне и, наконец, в капиталистическом – буржуазия и пролетариат.

Антагонистические классы всегда ведут борьбу между собой. На начальной стадии эта классовая борьба выливается, в основном, в борьбу за экономическую справедливость. И только на последнем этапе, когда противоречия между производственными отношениями и производительными силами достигают апогея, эта борьба приобретает политический характер, закономерным результатом которой становится революция.

Эволюция, постепенное развитие сменяется революцией, скачком. Постепенное созревание в недрах старого общества элементов нового общественного строя, сменяется коренной ломкой отживших производственных отношений и открывает простор дальнейшему развитию производительных сил.

Старый господствующий класс охраняется силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь новым производственным отношениям, класс эксплуатируемых должен отстранить существующий государственный строй, т.е. взять власть в свои руки. При этом широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Революция – локомотив истории человечества.

При переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и от рабовладельческого к феодальному революции прходили преимущественно стихийно и локально в виде движений и восстаний.

При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает уже черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

В эпоху перехода от капитализма к коммунизму развёртывается уже мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием победы революции, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения и кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации.

Но социалистическая революция коренным образом отличается от всех предыдущих революций потому, что она приводит к наиболее глубоким изменениям в жизни людей. Прежние революции лишь заменяли одну форму эксплуатации другой, тогда как социалистическая революция ликвидирует частную собственность, эксплуататоров как класс и искореняет всякую эксплуатацию человека человеком.

***

Но ни одна общественно-экономическая формация не может погибнуть до тех пор, пока не разовьются все производительные силы, для которых эта формация даёт достаточно простора. И ни одна общественно-экономическая формация (т.е. новые более высокие производственные отношения) не появится раньше, чем созреют материальные условия её существования в недрах самого́ старого общества.

Поэтому задача смены общественно-экономической формации возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. Правда, в условиях, когда общество состоит из антагонистических классов, такая смена может разрешиться только через столкновение этих классов.

30.05.2023

Вл.Богинский

Критика философии Марксизма

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий