229 просмотров

 

2623-399

Марксизм. Часть 1. Философия

Критика философии марксизма

Марксизм. Часть 2. Политэкономия

Марксизм. Часть 3. Научный коммунизм

Критика научного коммунизма

Марксизм утверждает, что коммунизм – логическое продолжение развития капитализма.

Критики же настаивают, что коммунизм – это утопия. Ведь изобилие при ограниченных ресурсах – невозможно; искоренить эгоизм, стремление к наживе, алчность, корысть в человеке – невозможно; равенство всех людей – невозможно; полное отсутствие проблем и противоречий – невозможно. Развал СССР, ликвидация социалистического лагеря, возврат соцстран к капитализму тому прямое подтверждение.

Будущее человечества наступит. Назовите это будущее, как хотите, мы называем его коммунизм. Да, первая попытка построить коммунистическое общество оказалась неудачной. Но не ошибаются лишь те, кто ничего не делает.

Капитализм есть мать коммунизма. Коммунизм – не альтернативный путь развития человечества, а продолжение капитализма. Именно капитализм готовит почву для коммунизма. Коммунизм – это общество, основанное на высочайшем уровне развития технологий и высочайшем уровне сознания людей. Но, не развив капитализма, нельзя войти в коммунизм. Мы попытались пройти этот путь в рамках советской системы, но не сдюжили. И вернулись в капитализм.

Капиталистам и их подпевалам не нравится, когда мы говорим, что коммунизм, это: уничтожение частной собственности, отмена эксплуатации, ликвидация конкурентной борьбы и т.д. Им не нравится, когда мы говорим, что капитализм стареет и умирает. Им не нравится когда марксизм утверждает, что человечество подошло к такой черте, когда частная собственность перестала выполнять свою прогрессивную роль и на смену ей должна прийти общественная собственность. Собственность станет общей. Общую собственность нельзя будет купить, обменять, передать по наследству. Можно будет только “взять на прокат’.

Общественная собственность – нет частной собственности, значит, нет базы для эксплуатации человека человеком. Человек человеку становится братом, другом.

Нет эксплуатации – нет принудительного труда. Труд становится свободным, творческим, приносящим радость человеку. В творческий процесс включаются миллионы. Экономика развивается семимильными шагами и достигает невиданных высот. Осуществляется принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Нет эксплуатации – не нужно и государство, не нужен аппарат, принуждающий людей поступать по закону. Все живут согласовано, дружно. А вопросы и недоразумения решаются путем диалога.

Эгоизм, стремление к наживе, алчность, корысть, питаемые капитализмом и только капитализмом, постепенно отомрут и заменятся коллективизмом, взаимопомощью, уважением и честностью. Ведь сознание людей определяется не природой, а общественным бытием, условиями материальной жизни общества. Уйдёт капитализм, уйдут и пороки человека.

Коммунизм уберет из жизни людей страх: страх потерять работу, страх не принести домой денег, страх оттого, что тебя могут ограбить, всё отнять.

Общественная собственность даст людям свободу и равенство! Свободу выбора и равенство возможностей. Люди заживут полной и счастливой жизнью.

Каждый будет давать людям то, на что способен. Каждый будет брать из общественных фондов столько, сколько ему нужно. Наступит не “мещанское” изобилие, а товаров и услуг будет столько, сколько нужно (уже сегодня можно наблюдать эти элементы «изобилия» в нашей жизни: это и прокат электросамокатов, и каршеринг автомобилей, и т.д.). Деньги теряют свой смысл.

Жизнь из кошмара с вечной погоней за рублем, страхом и усталостью превратится в праздник, в творчество и счастье.

Так что коммунизм – это не утопия, а следующая ступень развития человечества.

***

Марксизм утверждает, что капитализм – это частная собственность. Значит уничтожение частной собственности равносильно уничтожению капитализма.

Но критики говорят, что те, кто уничтожает частную собственность, уничтожают и свободу личности, и высокую производительность труда, и политические свободы.

Марксизм убедительно доказал, что по мере развития общества, частная собственность из двигателя всех успехов капитализма постепенно превращается в источник всех его бед. И для того, чтобы не произошло большой беды, на смену частной собственности должна прийти общественная собственность.

Если частная собственность это собственность частника, то общественная собственность – это собственность всех, общая. Общую собственность нельзя купить, обменять, передать по наследству. Можно только “взять на прокат’.

Поэтому уничтожение частной собственности есть уничтожение капитализма. Но марксизм никогда не утверждал, что уничтожение частной собственности произойдёт за день или за два.

Коммунизм – не новая формация, а продолжение капитализма. И, поэтому, коммунизм возникнет лишь тогда, когда всё лучшее, всё прогрессивное, что мог дать капитализм, он исчерпает. Ровно то же самое касается и частной собственности: общественная собственность возникнет только тогда, когда из двигателя развития человечества она превратится в его тормоз.

Поэтому частную собственность нельзя отменить ни директивно, ни по личному желанию. Хоть и очень хочется. Частная собственность должна отмереть.

Построение коммунизма процесс очень длительный. И все это время должно происходить отмирание частной собственности и замена её на общественную. И, конечно же, такая замена должна происходить и в сознании людей. Чтобы не было возможности возврата к старому, назад.

Этот процесс может проходить естественным путём, в рамках развития капитализма. Но гораздо быстрее он будет протекать в государстве диктатуры пролетариата. Когда сопротивление капитала будет ликвидировано.

В этом случае рабочее государство все стратегически важные направления развития страны сразу же передаст в общественную собственность. А всё остальное: торговлю, мелкое производство, услуги и т.д., оставит в частных руках. По мере роста сознания людей, по мере продвижения к коммунизму вся мелкая частная собственность постепенно и естественно будет переходить в общественную собственность (т.е. отмирать).

*

Как показал исторический опыт, не соблюдение этого правила, т.е. перевод сразу же всей частной собственности в общественную, приводит ко всем тем негативным тенденциям, которые выливаются в бедность, низкую производительность труда, низкую мотивацию к труду. И, в конечном итоге, к утрате политических свобод и уничтожению свободы личности.

В этом критики марксизма правы. Но правы они не в отношении марксизма, а в отношении тех горе-руководителей и их волюнтаристских решений, которые они принимали.

Вроде бы хорош план: взять власть, отменить частную собственность, т.е. установить коммунизм, а затем, пльзуясь государством, как рычагом, подтягивать уже и сознание людей.

Но, устанавливая коммунизм в экономике, горе-руководители не только удаляют капитализм, но и силой тянут людей в коммунизм. При неразвитом мышлении, при сильном чувстве мелкого собственника, лишить крестьянина земли, предпринимателя его фирмы, лавочника его лавки, и т.д., т.е. отобрать у них частную собственность – это преступление против марксизма и законов эволюции. Это, во-первых. А, во-вторых, в коммунизм нельзя загнать силой. Во все предыдущие общественно-экономические формации: рабовладельческую, феодальную и капиталистическую людей власть имущие загоняли насильно. Поэтому они все вместе и называются предысторией человечества. С коммунизма, с момента ликвидации капиталистов, как класса, только начинается история человечества. И в эту историю каждый должен войти сам, по собственной воле.

***

Марксизм утверждает, что социалистические революции произойдут сначала в наиболее промышленно развитых странах.

На практике же социалистические революции произошли в России, Монголии, Тану-Туве, Болгарии, Югославии, Албании, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае, Кубе, Южном Йемене, Южном Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Анголе, Эфиопии, Мозамбике, Гренаде, Афганистане.

В Германии и Финляндии – то есть в «наименее развитых из развитых» странах революции вспыхнули, но потерпели поражение. В наиболее же развитых странах, таких как Англия, Франция и США, то есть в странах с наиболее развитым и зрелым пролетариатом, социалистические революции даже не начинались.

Что на это можно сказать?

Все вышеперечисленные революции не были социалистическими. Это были революции буржуазные. После социалистической революции начинается построение социализма, как первой фазы коммунизма. Но попытка ввести коммунизм в виде «военного коммунизма» ясно показала, что страна была не готова к построению коммунизма. В.И.Ленин на это сразу же отреагировал и ввёл НЭП, по сути, вернул капитализм, но под контролем коммунистов (большевиков) и пролетариата (госкапитализм).

А социалистические революции в наиболее промышленно развитых странах произойдут. Но они будут успешны только тогда, когда капитализм исчерпает все свои возможности для развития человечества, а обобществление средств производства достигнет своей последней, завершающей стадии.

Только пока это время не наступило!

Да, революция может произойти преждевременно. Но тогда, до начала построения социализма (первой фазы коммунизма), пролетариату и коммунистам придётся выполнять всю работу по развитию производительных сил, которую «недоделал» капитализм. И только после этой работы можно будет приступать к построению социализма.

Хотя, как показала практика, преждевременная революция, в силу «мелкобуржуазной» природы человека, с большой вероятностью завершится возвратом назад, к капитализму.

*

Все те первые революции, которые произошли, начиная с 1917 года, совершались на почве нищеты, голода и разрухи. Но времена, когда революции делались на экономической почве бедности, прошли. Сегодня и завтра революции будут совершаться уже не на почве нищеты пролетариата, а оттого, что капиталисты не смогут вместить, принять новые появляющиеся возможности и задачи. Т.е. верхи не смогут – но не смогут жить по новому. А низы не захотят – но не захотят от возросшего образования, духовности и воспитания.

***

Марксизм утверждает, что после социалистической революции в государстве установится диктатура пролетариата.

Критики же подчёркивают, что никакой диктатуры пролетариата не было, а была элементарная диктатура номенклатуры.

Да, нужно признать, что в этом вопросе критики правы. Но они не правы, обвиняя в этом марксизм.

Диктатура пролетариата – это власть пролетариата, наиболее закалённого в классовых боях рабочего класса. Вся сложность состоит в том, как эту власть осуществить. И – как удержать. Потому что капиталисты изначально сильнее пролетариев. У капиталистов есть деньги, на которые они могут всё и всех купить. У капиталистов есть государство с армией, полицией, тайными службами, которое строилось всю предысторию человечества под интересы самых разных собственников.

В этой битве пролетариата и капиталистов рождаются истинные коммунисты. Которые ради общего блага людей готовы на всё, в том числе и на смерть.

Но закалённых «бойцов революции» очень мало и они быстро погибают. Им на смену придут новые, но уже не закалённые, не проверенные коммунисты. А, учитывая, что коммунистическая партия становится правящей, можно со 100 процентной уверенностью сказать, что партия будут пополняться не коммунистами, а карьеристами. Это, во-первых.

Во-вторых, весь пролетариат не может осуществлять власть. Значит, будут быть выборные люди. И даже если в стране будет одна политическая партия, даже если будет регулярная сменяемость и отзыв, всё равно, управлять большинством народных масс будет привилегированное меньшинство. Да, они будут выходцами из рабочих. Но человек – слаб. Не сразу, постепенно, но «выходцы из народа», как только перестанут быть работниками и сделаются «представителями» народа, начнут смотреть на рабочих и всех остальных с государственной высоты. И, в конце концов, они будут представлять уже не пролетариат, не народ, а себя и «своё право» на управление народом.

Так и происходит, что диктатура пролетариата подменяется диктатурой номенклатуры.

***

Марксизм утверждает, что при коммунизме классы, государство, границы, армия, рынок и т.д. отомрут.

Критики же утверждают, что в жизни ничего не умерло. Наоборот, государства разделяются, границы усиливаются, классы только растут и крепчают.

Всё правильно – ничего не умерло, а, наоборот, «растёт и крепчает». Чтобы всё это умерло, нужно, чтобы человечество Земли стало единой ассоциацией, частная собственность отмерла, власть переела к пролетариату и коммунистам. То есть всё «отомрёт», как и утверждает марксизм, но только тогда, когда наступит коммунизм.

А до этого ещё очень и очень далеко.

*

Капитализм нельзя отменить Указом и провозгласить Коммунизм. Капитализм может только «отмереть», как атавизм. Также должны будут «отмереть» и государство, и границы, и разделение на город и деревню, и армия, и все остальные символы капитализма, символы эксплуатации и подавления большинства меньшинством.

Капиталлизм приводит к деградации личности, отмене традиционных ценностей.  Но, все равно, его нельзя отменить, он должен отмереть.

********

Итак.

Получается, что критика научного коммунизма, как и критика марксизма вообще, это и не критика, а обычные жалобы. Жалобы людей на то, что они не понимают марксизма. И, поэтому, марксизм для них – плохой!

Маркс и Энгельс – гениальные учёные и философы. Они создали стройную и логичную теорию развития человечества – марксизм. Да, создавали они её во времена «дикого капитализма», но от этого она нисколько не стала плохой или вредной.

Марксизм верен, потому что логичен, охватывает всю историю человечества, выводит общие законы развития и прогнозирует будущее. И точно так же, как Рене Декарт, который стал отцом современной логики философии и науки, как Лобачевский, который открыл неевклидово пространство, точно так же и марксизм заменил веру в лучшее будущее человечества на науку – научный коммунизм.

 

Коммунизм – это общество, где нет собственности (ни общественной, ни частной, ни личной, никакой), где производительные силы на основе науки и техники выросли безмерно (и создаваемое общественное богатство не нужно распределять – каждый берёт столько, сколько ему нужно), где труд стал свободным, радостным, творческим (а не обязательным, насильственным). Где сознание и духовность людей выросли неимоверно (коммунизм, в принципе, и возможен только в обществе высокосознательных, высокодуховых людей), где нет государства со всеми его институтами, армией, полицией, бюрократами (потому что высокое сознание и духовность рождают самоуправление; самоуправление рождает общину; а община – это коммунизм).

Если из всего этого списка нужно было бы выделить главное и дать определение коммунизма кратко, одной фразой, то можно было бы сказать так: «Коммунизм – это высочайшее сознание и духовность людей». Всё остальное лишь вытекает из этого, главного.

Коммунизм – это не про экономику, а про человека. Первобытное время, рабовладельчество, капитализм – это про экономику: при смене этих формаций менялись орудия труда и, естественно, производительности труда, но базис – собственность, никоим образом не затаргивалась. Коммунизм же – это высочайшие технологии и свободный радостный труд. Экономика в таких условиях уже не играет ведущей, определяющей роли. Главными становятся мысль, идея, новаторство, что совершенно невозможно без широчайшего сознания человека. А общинная жизнь и самоуправление подразумевают и высочайшую духовность. Поэтому коммунизм – это про человека. Вернее про высочайшее сознание и духовность.

*

Поэтому «отмереть» должны не только государства, армии, частная собственность и т.д. по списку. «Отмереть», в первую очередь, должно всё плохое в человеке (зависть, лень, стяжательство, злоба, и.т.д., и т.п.). Коммунизм  – это новый человек!

Капитализм, как и вся предыстория человечества – рай для единиц, коммунизм – рай для миллиардов. В раю живут боги. Значит уровень экономики, уровень знаний каждого человека, уровень духовности и воспитания должны быть такими же, как у Богов! К тому же рай – он для всех: молодых и старых, мужчин и женщин, русских и африканцев.

Во времена «дикого капитализма» (как, впрочем, и во всё время предыстории человечества), когда создавался и формировался марксизм, первично была экономика, а сознание было вторично (общественное бытие определяло сознание). И это было верно. Но чем ближе к коммунизму, тем всё важнее и важнее будет становиться именно сознание и духовность человека!

*

Но всегда коммунистам нужно помнить уроки истории. Например, нужно помнить, что «чистый коммунизм» или «военный коммунизм» всегда порождает голод и террор «большого скачка». Потому что попытка попасть из феодализма сразу же в коммунизм («обобществить» у крестьян землю, собрать их в коллективные хозяйства, забрать у предпринимателей их фирмы, у лавочников – лавки), предсказуемо приводили и будут приводить к плачевным результатам.

Нельзя перепрыгивать через этапы развития.  Нужно обязательно пройти все ступени. И это связано не столько с желаниями и хотениями – их то, как раз, при упорной работе можно поправить, обойти, это связано, главное, с тем, что придумать какой-то станок гораздо легче, чем изжить в себе, например жадность или привычку есть после десяти вечера. Не может человек двигаться дальше, строить коммунизм, если он не становится лучше, духовнее, мудрее. Глупого, невоспитанного себялюбца нельзя пускать в светлое будущее. Да и не может, по определению, у него быть светлого будущего.

Именно в этом и состоит главная задача социализма – чтобы человек изжил в себе животное.

***

Таким образом, коммунизм закономерно проистекает из капиталистического способа производства.

Социализм (первая фаза коммунизма) – это переходный период от капитализма к коммунизму. Социализм – это процесс: от частной собственности к общественной, от распределения благ через деньги к распределению через общественные фонды, от классов к ассоциации. Цели достигнуты – социализм построен.

Коммунизм (вторая фаза коммунизма) – это тоже процесс. От общественной собственности к ликвидации любой собственности, от распределения через общественные фонды к изобилию, от ассоциации государственной к мировой. Когда цели будут достигнуты – значит, построен полный коммунизм. И пора в новый путь!

И, в заключении, хотелось бы сказать о главном. Социализм и коммунизм построить без изменения сознания человека невозможно. Только высокое сознание не позволит произойти  контрреволюции. Ведь если у человека «мелкобуржуазное» нутро, то «как его не корми» он всё равно будет смотреть в сторону капитала.

17.09.2023

Вл.Богинский

 

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий