532 просмотров

2607-59

(выдержки из книги «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал». Раздел 3. Живая Этика о Началах)

Е. И. Рерих о Началах

(Выдержки из писем)

Письма в Америку. 1929 — 1932

01.03.1929

Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником. Ведь все Величие Космоса слагается двумя Началами. Основа Бытия зиждется на равноценности двух Начал. Возможно ли умаление одного из них?!

Все переживаемые и грядущие бедствия и косми­ческие катаклизмы и значительной степени являются след­ствием порабощения и унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерация некото­рых народностей имеют в основании рабскую зависимость женщины. Женщина лишена возможности пользоваться в полной мере величайшим человеческим преимуществом, приобщением к творческой мысли и созидательной рабо­те. Она лишена не только равноправия, но во многих стра­нах и равного образования с мужчиной. Она не допущена к выявлению своих способностей, не допущена к постро­ению общественной и государственной жизни, полноп­равным членом которой она является в силу космического закона или права. Но женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка — у великой матери и великий сын — имеет глубокое космически-научное основание. Ибо сын часто больше заимствует от матери, и обратно, доче­ри — наследницы отцовских сил. Велика справедливость космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснение скудости проявления муж­ского гения в наши дни.

Разве возможны были бы все творимые сейчас ужа­сы и преступления, если бы оба Начала были уравнове­шены? В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответствен­ности за судьбы человечества. Мать, жизнь дающая, име­ет право распоряжаться судьбою своих детей. Голос женщины-матери должен раздаваться в рядах вершите­лей судеб человечества. Разве не мать закладывает пер­вые зерна сознательной жизни ребенка? Разве не мать дает направление и окраску или качество всем его стрем­лениям и способностям? Но мать, лишенная культуры мысли, этого венца человеческого существования, может способствовать лишь развитию низших проявлений че­ловеческих страстей.

Женщина, стремящаяся к знанию и красоте, в пол­ном сознании своей ответственности, высоко подымет нравственность и уровень всей жизни. Не будет места отвратительным порокам, ведущим к вырождению и унич­тожению целых народностей!

Но стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительные учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию выс­шего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. Лишь такое соче­тание дает тот великий синтез, без которого невозможно постичь все величие, все многообразие и сложность узо­ра жизни человека, в ее космическом беспредельном со­вершенствовании. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание чело­вечества. Приближением к этому Источнику, приобще­нием к этому Ведущему синтетическому Началу найдет человечество путь истинной эволюции.

Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Женщине дано являть мощь сокровенной жизненной энергии. Грядущая эпоха несет миру познание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие каче­ства в бессмертных творениях человеческого гения.

Западная женщина уже проснулась к осознанию сво­их сил, и культурные вклады ее уже очевидны, но у боль­шинства стремление к уравновешиванию прав вначале, как обычно, выражается в подражании. Но не в подража­нии, а в своем индивидуальном, неповторяемом выраже­нии лежит красота равновесия или гармонии. Разве нам хотелось бы, чтобы мужчина утерял свою красоту муже­ства? Также и мужчине, не лишенному чувства красоты, неприятно видеть подражание присущим ему привычкам и соревнование в разнузданности нравов. Подражание всегда начинается с наиболее легко достижимого. Будем надеяться, что эта первая ступень будет быстро изжита, и женщина, углубляя свое познание Великой Матери-При­роды, найдет неповторяемое величие своего творческого выражения.

Космос, являя единство закона, неповторяем в сво­ем разнообразии. Почему же только человечество стре­мится к однообразию во всем, но нарушая при этом основное единство закона? Однообразие видимости, од­нообразие жизни, и пуще всего оберегается однообразие мысли. Забывая, что однообразие выявлений приводит к застою и смерти. Жизнь и мощь ее заключены в вечной смене форм. Необходимо применить этот животворящий принцип ко всем проявлениям нашей жизни.

Соберем все самые прекрасные героические облики всех времен и народов и в творческом устремлении к усовершенствованию претворим их качества и достиже­ния в духе нашей эпохи, лишь такое подражание даст правильную основу для дальнейших продвижений.

Закончу мое обращение к женщине страницею из книги «Учения Жизни»:

«Когда народы устремились к началу разновесия, то принцип самоуничтожения утвердился. И противодей­ствие самоуничтожению может быть водворено только равновесием. Человечество не соизмеряет принцип сози­дания и тем нарушает основы бытия. Когда по закону космического магнита существует подчинение низшего высшему, то это касается лишь энергий, которые по сво­ей сущности должны трансмутироваться. Но когда Нача­ла призваны к животворящему созиданию, то не могут люди устранить без самоуничтожения одно из Начал. Потому человечество будет устремляться к сознательно­му развитию, когда оно явит понимание утверждению двух Начал. Все принципы, лишенные этих двух Начал, могут усилить неуравновешенность. Явить должно чело­вечество закону Космического Магнита понимание. Мож­но много проявить продвижения в цепь эволюции осознанием величия двух Начал как основы Бытия».

Столь простая истина до сих пор не находит места в сознании человека! Наши ученые биологи, химики, фи­зики, казалось бы, должны были знать эту истину о вели­ком значении двух начал или полярности, но молчат. И эта истина в ближайшем, самом сокровенном и жизнен­ном ее применении попирается великим эгоизмом, и право сильного утверждается во всем. Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Кос­моса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюде­ния над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческою сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни. Люди, как попугаи, повторяют излюб­ленную древнюю формулу — макрокосм есть микрокосм! Сколько говорится, сколько повторяется без внимания к смыслу сказанного! Навязанные догмы, законы человеческие, стандарт жизни отучили человечество от процес­са мышления и сделали из него, за редкими исключени­ями, автомата, повторяющего заученные, принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль? Все твердят о различных свободах, но самые противоположные лагери боятся одного и того же зверя — свободы мысли!

Потому женщина должна встать на защиту не толь­ко своих прав, но и на защиту свободы мысли всего чело­вечества! Будем думать самыми широкими, самыми светлыми мыслями. Через развитие способности мышле­ния прекрасно вырастут наши возможности. Сказано — «царство не в коронах, и не в толпах, но в космосопространственности идей».

«Будем создавать свои города, свои страны и свои планеты! Но пусть эти мысли будут рождены сердцем, ибо лишь мысль, рожденная сердцем, живет. Сердце есть величайший Космический Магнит. К сердцу притягива­ются все космические энергии, сердце ассимилирует все устремленные к нему энергии. Сердце выявляет все уст­ремления в жизни. Пространственный огонь стремится к сердцу, и в этом принципе заложен весь космический процесс. Потому Космос может жить в притяжении серд­ца. Только энергии, основанные на притяжении сердца, могут жить. Так беспредельно куется сердцем жизненная цепь».

Прислушались ли вы к вашему сердцу? Трепещет ли оно в ритм Совершенного Сердца, которое вмещает вас всех?

Так закончу на сердце, пусть женщина утвердится на этом великом символе преображения всей жизни и устремится к подвигу духовного перерождения всего че­ловечества.

Матерь — жизнь дающая, жизнь охраняющая, пусть станет Матерью Ведущей, Одаряющей и Воспринимаю­щей.

***

07.10.1930

Человечество должно осознать великий Космичес­кий закон, закон величия и равноценности двух Начал, как основу Бытия. Преобладание одного Начала над дру­гим породило неуравновешенность и разрушение, наблю­даемые сейчас во всей жизни. Но пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к своему законному праву или к уравновесим Начал, сохранит всю красоту женско­го облика, пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения.

Женщина, носительница сокровенного знания, мо­жет стать зовущей силой, зажигая готовые души огнен­ным словом. Суметь надо каждой дать по сознанию ее, и, не нарушая естественного и индивидуального роста, ос­торожными касаниями раздвинуть кругозор на основе Учения Жизни. Пусть каждая душа развивается в близ­ком ей направлении и приносит дары по уровню своего сознания. Красота заключается в разнообразии, но со­хранить нужно всем одну основу, основу устремления к Общему Благу. Ведь самое широкое сотрудничество на­чертано на Знамени Матери Мира. Потому явим вели­кую терпимость.

Сестры Золотой Горы, перед нами грозное, но пре­красное время, время подвигов, потому шлю вам призыв сердца: вооружимся пламенным устремлением, мужеством и через все препятствия пронесем Знамя Матери Мира, Знамя Любви, Самопожертвования и Красоты, чтобы в час победы водрузить его на вершинах Мира.

***

21.10.1931

Поспешите на крыльях, озаренных светом грядущей зари великой эпохи Полноправия Начал, широкого Со­трудничества и сознания Культуры на основе Духоразумения.

***

17.04.1934

Конечно, общество Женского Единения нуждается в женской руке, но сотрудничество мужского начала не возбраняется и может быть в высшей степени полезным. Часто мужское начало является лучшим сотрудником, апологетом и защитником женских прав, нежели иные женщины.

Выработанные Вами статуты по Единению Женщин прекрасны, и дай Бог, хотя бы частично, выявить их в жизни. Особенно приветствую пункт одинакового для обоих полов образования или, как Вы называете, равно­правного образования. Это очень важное обстоятельство. Одинаковое образование уничтожит вредное чувство пре­восходства по отношению к женскому полу и даст необ­ходимое равновесие и во многих других областях. Ведь равноправие полов и народностей должно быть одной из первых основ каждого государства. …

Не говорится ли в Учении о высоком значении жен­щины во всем строительстве жизни? Не указывается ли причина всех бедствий, обрушившихся на планету и че­ловечество, именно, в нарушении равновесия между на­чалами, равновесия между мужским и женским полом? Космос держится на этих началах, и в космическом пост­роении оба начала одинаково велики и необходимы, ибо одно не может существовать без другого. А что видим мы в построениях и формах жизни, установленных людьми? Женское начало в некоторых странах принижено до раб­ства, и даже в сравнительно цивилизованных странах всепреимущества еще за мужским началом.

Несомненно, что и женщина во многом виновата, особенно сейчас, когда она, вместо того, чтобы выявлять всю красоту, всю характерность и особенность свою, пы­тается отразить в себе прежде всего все отрицательные особенности противоположного пола. Получается недо­стойная карикатура. Конечно, не может быть ограниче­ния в проявлении духовного творчества того или иного пола. Творчество мысли, искусства и строения жизни одинаково принадлежит обоим началам, ибо они от духа. Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни. И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная Красота романтизма и героизма. При утончении сознания и чувств ярко выступит красота на­значения обоих полов.

Теперь в заключение скажу, что многие семьи сей­час не имеют права называть себя такими, ибо они со­единены незаконно. Именно, многие союзы, скрепленные всеми людскими законами, можно рассматривать как не­законные. Установление законных сочетаний есть вели­кая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось и говорится о сродстве душ, но кто знает и понимает исти­ну эту во всем величии космического закона? … Придет время, и эта истина встанет во всем величии перед людь­ми, и придерживаться этой истины станет насущною не­обходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны будут перестроиться в соответствии с космичес­кими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете, в противном случае нам угрожает судьба Лемурии, именно, гибель от огня. …

Вы спрашиваете — «лежит ли в плане Б(елого) Брат­ства сохранение старых форм семьи, но лишь духовно обновленных»? Конечно, формы сами по себе почти ни­чего не значат, все дело в сущности, в том духовном со­знании, которое одушевляет эти формы. На этот вопрос я уже ответила, сказав о великой науке будущего, осно­ванной на непреложных космических законах. Потому не будем беспокоиться и искать новых форм, но постара­емся одухотворить старые новым пониманием. Добавлю строки из Учения: «Если бы вместо мнимых нововведе­ний и установлений человечество обратило внимание на законы космические, можно было бы установить равно­весие, которое все больше и больше нарушается, начиная от закона зарождения и до космического завершения. Законы утвержденные — едины. На всех планах можно утвердить единство. Путь эволюции проходит, как нить, через все физические и духовные степени, потому госу­дарственный и общественный строй могут применить все космические законы усовершенствования своих форм».

***

17.08.1934

Теперь относительно вопроса — «в чем должно со­стоять сотрудничество большинства женщин?» Исходить нужно от основного, потому я ответила бы — в установ­лении равновесия мира. Именно, установившееся разно-весие угрожает гибелью человечеству и самой планете. Не может мир стоять, если нарушены основы бытия. Много сказано в Учении на эту тему, и можно прекрасно развить данные намеки. Приведу несколько утверждений:

«Знамя великого равновесия мира дано поднять женщи­не. Так настало время, когда женщина должна завоевать права, от нее отнятые, и те, которые она добровольно от­дала».

Наблюдаемый всемировой развал, наблюдаемое уг­рожающее вырождение в большинстве стран есть след­ствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала. Унизив женщину, мужчина унизил себя, и без возрождения истинного рыцарства дух не может подняться.

Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому жен­щина возвышает мужчину». Следовательно, женщина дол­жна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. По­мните картину Н. К. «Та, которая ведет». Так женщина должна занять место, сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жиз­ни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Ве­личайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с пере­воспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершен­ствованию, к сознанию своего достоинства, своего ве­ликого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте. Сказано — «Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал. Потому утвердимся созна­нием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. Потому так необходимо утверждать в духе зна­чение Начала Женского». …

Мне грустно, что не могу порадовать Вас, но я не получила разрешения выдать то, что принадлежит эзоте­рическому знанию. Найдем утешение в знании прекрас­ного закона Космического Права и будем стремиться к очищению магнита нашего сердца, который может и дол­жен притянуть соответственный магнит. Но, конечно, вследствие той развращенности, которая царствовала ты­сячелетия и еще царит во всей силе, именно родственные души настолько далеко разошлись, что часто они особен­но антагонистичны друг другу. Карма — закон непрелож­ный. Вот почему нужно так стремиться к очищению магнита сердца, чтобы выйти из цикла кармы, привязы­вающего нас к нашим порождениям и отдаляющего за­конный союз, который один может дать усиление строительства и прекрасное потомство.

Теперь мое утверждение о том, что равноправие по­лов и народностей должно быть одной из первых основ государства. На первое я уже ответила, но могу еще доба­вить. Раз равновесие мира зиждется на двух Началах, ибо это основа Бытия, то закон равноправия полов есть закон космический. Потому лишь невежды могут возра­жать против него. …

Да, теперь женщина должна готовиться быть допу­щенной разделять тяготы и по управлению страной. Жен­щина, дающая жизнь и закладывающая первые основы воспитания, имеет право голоса в создании лучших условий для развития этих жизней. Ее здравый смысл и, глав­ное, сердце подскажет многие правильные решения. Если мы возьмем исторические факты и правдивые биогра­фии многих великих людей, то мы увидим, что источни­ком их вдохновения и главным советником часто была женщина. Так и в древнем Египте верховные жрицы были вдохновительницами иерофантов и передавали им веле­ния Богини, потому их можно назвать водительницами власть имущих.

Настает великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину. Все силы Света ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельству­ют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подви­гом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкаю­щий, но и разящий Меч Духа.

В час сужденный призовем сердца горящие и руки, готовые вознести Чашу Спасения Мира.

Да будет каждый день наш самоотверженным слу­жением великому сдвигу.

Грядет Великая Матерь!

***

10.10.1934

Да, новая эпоха требует духовного осознания. Новая Эпоха явить должна достойное уважение Матери Мира, или женскому началу. «Птица духа человечества не мо­жет летать на одном крыле», — так утверждал Вивекананда великое значение женского начала. Мужское начало не захочет добровольно дать женщине ее законное место, но препятствия закаляют силы, и женщина, отстаивая свои космические права, обретет знание своей мощи.

***

20.12.1934

Привожу Вам страницу из Учения: «Планета совер­шает круг, который приводит ее к завершению. Прихо­дит время, когда каждое начало должно явить весь свой потенциал».

***

09.01.1935

Также и влечение, и любовь между противополож­ными началами должны рассматриваться как проявле­ние космического закона. Ибо, истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим ведением бы­тия. …

Также совершенно не поняты слова Христа — «вся­кий, смотрящий на женщину, уже прелюбодействует с нею в сердце своем». Слова эти нужно понимать в свете того космического закона сродства душ и законных бра­ков, о котором я уже писала. Правильные сочетания да­дут человечеству необходимое равновесие. Именно страшное прелюбодеяние разрушает человечество и гро­зит гибелью всей планете. Правильное понимание вели­кого таинства, уважение к женскому началу переродят мир. Люди должны понять божественность любви в ее высочайшем проявлении и также искать здесь, на Земле ее отображения. И, конечно, даже само потомство, как плод любви, будет много выше потомства случайного со­вокупления. Потому брак только ради потомства есть явление безобразное и кощунственное. Мы должны все­гда помнить, что человек есть сужденный создатель мира, потому все виды творчества должны быть выявлены его духовной сущностью, что возможно лишь при горении высшей любви. Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так в основе каждого творчества лежит великое притяже­ние, великая любовь. Все в мире зависит от любви и дер­жится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению.

Как прекрасен Образ Матери Мира! Сколько красо­ты, самоотвержения и трагичности в этом величествен­ном Облике! Устремите сердце Ваше к Высшему, и радость и горение сойдут в душу Вашу. Все творчество человека, все мистические восторги являются результа­том той же явной или скрытой любви. И будем помнить, что для чистого все чисто.

Когда-нибудь напишете прекрасные гимны Покры­валу Матери Вселенной, сияющему всеми цветами раду­ги, всеми радостями бытия и великого творчества. Ибо нет жизни, нет проявления духа без Матери Вселенной, Великой Материи всего сущего. Противопоставление духа материи породило в невежественном сознании изуверс­кое понимание материи как чего-то низшего, тогда как на самом деле материя и дух едины. Дух без материи ничто, и материя есть лишь кристаллизованный дух. Про­явленная Вселенная в зримости и незримости своей яв­ляет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого высокого и до самого низкого. Где нет материи, нет и жизни. Итак, горите духом и сердцем!

***

08.03.1935

Напрасно думаете Вы, что проблема половинчатых душ не была разрешена великим Платоном. Вел(икий) Платон был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготов­ленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: «Открывший драгоценную формулу не мо­жет прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу».

Вы пишете, что карма женщины заслужена ею… Труд­но утверждать, что унижение женщины заслужено ею. Конечно, все следует циклами, и в веках, когда царила грубая сила, женщина не могла проявиться. Лишь когда более высокая психическая энергия снова начала просы­паться в человечестве, женское начало стало заявлять свои законные права. Путь женщины был путем самопожерт­вования, путем подвига и непрестанного давания. Как сказано: «Права утверждающие не значит — права имею­щие». Равновесие начал есть основа Бытия, нарушение этого закона ведет к гибели. И сейчас Великие Учителя будут утверждать женщину. Потому грядущая эпоха бу­дет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпо­хой женщины. И женщине придется вооружиться мужеством и прежде всего закалить сердце свое от нера­зумного даяния, ибо во всем нужно соблюсти Золотое Равновесие. Женщина должна утвердить себя, и потому Меч Духа дается сейчас именно в руки женщины. На Востоке эта эпоха обозначена как эпоха Майтрейи или Великого Сострадания и провозглашения Матери Мира.

Конечно, трудно обвинять лишь женщину в создав­шемся униженном состоянии ее в укладе жизни даже так называемых цивилизованных народов. На низших ступе­нях умственного и духовного развития прежде всего уни­жается все высокое. Правдивая история показывает нам, что в древности процветали именно те народы, у которых почитание женского начала стояло на должной высоте. Сказано: «Права утверждающие не значит права имею­щие». Истинно, захват прав грубою силою не есть право космическое. Иначе мы в мышлении своем будем не да­леки от признания и утверждения превосходства машин над тонким аппаратом человека, что сейчас и наблюдает­ся повсеместно, являя разрушение всему государствен­ному и мировому уложению! В мирах высших Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицет­ворение самопожертвования и вечного даяния на пути тяжкой эволюции человечества. «Женщина шла путем подвига», так сказано. Не забудем, как чтит Иерархия Света Матерь Мира!

Неправильны книжные утверждения, что все рели­гии и учения полны суждений о низшей природе женщи­ны. Все подобные суждения в них и есть, именно, те искажения и добавления, которые были внесены позднее власть утверждающими из своекорыстия и грубого неве­жества. Истинно неповинны в этом вопиющем невеже­стве Великие Основатели религий и учений. Примем во внимание, через сколько нечестных, алчных рук и на про­тяжении скольких тысячелетий прошли эти Учения!

Будда высоко ставил женщину и утверждал, что жен­щина, наравне с мужчиной, может достичь высших сте­пеней Архатства. Истинно, в женщине горит тот же огонь духа, та же монада, что и в мужчине. И психический ап­парат женщины утонченнее мужского. Вот почему в древ­нем Египте верховные жрицы Изиды передавали веления Богини иерофантам, а не наоборот. Если наша христиан­ская церковь унизила женщину и при бракосочетании дьякон вопиет: «Жена да повинуется своему мужу», то в древнем Египте формула эта произносилась иначе. Жена являлась главою дома. Много любопытного еще раскро­ется. Ведь мы живем в Майе, созданной нашим невеже­ством и не только из-за скудости осязаемых доказательств и фактов, но, главным образом, в Майе, процветающей на почве наследственного недуга предубеждения и отри­цания, наподобие рака, разъедающего наше мышление с самых детских лет.

Истинная история и, главное, истинное знание от­кроет много поражающих страниц и истин. Вспомним великие слова: «Можно сказать, что ни один завет не дошел без искажения. Неисчислимы поправки и искаже­ния, скакавшие по томам великих писаний». — Как иска­жены труды первых отцов христианства, хотя бы того же Великого Оригена! Разве не имеем мы свидетельства о том в предисловии к его трудам, написанном его учени­ком? Истинно, чем глубже идем мы к истокам учений, тем ярче выступает единство и величие всех учений. По­тому не будем бросать обвинения в невежестве великим Основателям Учений, которые прежде всего знали о ве­ликом законе Равновесия Начал. Последнее, высочайшее Посвящение и состояло в этом озарении, в этом знании. Вся тайна, вся красота Бытия раскрывалась перед ду­шою, озаренною высшим Светом. Даже в искаженном индуизме сохранились намеки о значении Женского На­чала. Так и посейчас самый священный ритуал не может быть совершен брамином без участия его жены.

И Христос утверждал равенство Начал, но темны были последователи его учеников, и темнота эта, можно сказать, увеличивалась и росла не в арифметической, но в геометрической прогрессии.

Также и истинный Зороастр высоко ставил женское начало, и в его заветах можно найти замечательные на­меки на величие космической любви. …

Кто может сказать, где начинаются и где кончаются женские права, предназначенные ей Природою? Тот же вопрос можно поставить и по отношению к мужским правам. Но лишь эволюция дает на него ответ и указыва­ет направление. Нет указа в Природе, чтобы женщина была привязана только к домашнему очагу! Истинно, она Мать и Хранительница мира. Потому нет ни одной обла­сти в жизни, где мог бы безраздельно царствовать муж­чина, именно это безраздельное царствование одного начала и есть порождение темной эпохи. Творчество оди­наково заложено в обоих Началах. В мужчине сейчас оно было ярче выявлено только потому, что женщина была лишена того же образования и тех же возможностей уп­ражнять свои творческие силы на широком поприще. Ведь до сих пор существует невежественное мнение, что мозг женщины легче и меньше в объеме, чем у мужчины, и потому она должна быть глупее и т. д. Помню, какое изум­ление вызвало среди ученых, когда, взвесив мозг Анатоля Франса, этого талантливого и очень умного писателя, они убедились, что он был очень малого веса, чуть ли не равнялся детскому! Также вспоминается, как Учитель на замечание, что животные тем развитее, чем больше их Мозг, возразил, что многие насекомые умнее животных! Пример муравьев и пчел- Большой вес мозга свидетель­ствует о его большей физической выносливости, но не об утончении. Совершенно другие признаки характеризуют большой ум. Извилины мозга играют большую роль. Но при существующем малом знании тайн внутреннего че­ловека и эти признаки дадут лишь одностороннее заклю­чение. Существовала и другая, еще более нелепая теория антропологов, именно, чем больше череп, тем развитее человек. Но и тут природа посмеялась над ними, ибо выяснилось, что объем черепа дикарей-островитян ока­зался много больше объема черепа среднего остроумного француза. Сейчас уже многие признали, что нет никако­го основания считать умственные способности женщин ниже способностей мужчин.

Именно, темная эпоха старалась сделать из женщи­ны наложницу и няньку. И если высока роль женщины как матери, то, именно, матери не семьи только, но мате­ри и Великой воспитательницы сознания народов! Пото­му, как сказано в Учении: «Женщина, дающая жизнь народу, имеет право распоряжаться его судьбой. Хотим видеть женщину у кормила власти, в совете министров, у всего строительства!» Конечно, тут же сказано — «борьба между началами будет упорная, и женщина сама должна будет завоевать свои права, которые она добровольно от­дала».

Но нарушенное равновесие так ужасно отразилось на жизни планеты, что грозит гибелью ей! И Космичес­кая Справедливость, и Целесообразность приходят еще раз на помощь в появлении все более и более талантли­вых женщин. В молодых странах, сужденных к эволю­ции, можно наблюдать, как женщина проявляет себя. Так, в Америке уже есть женщины-министры и женщины-дип­ломаты — посланники, губернаторы штатов, директора обширнейших фирм, женщины-авиаторы, юристы, выиг­рывающие труднейшие процессы. Так же доверенный, личный секретарь Президента тоже женщина- Именно, женщины в Америке являются главными двигателями образования и культуры. Даже большинство вундеркин­дов сейчас среди девочек. Все это великие знамения гря­дущей эпохи.

Теперь задумайтесь поглубже над следующим: когда в процессе эволюции Природа устранит несовершенство физического зачатия, рождения и беспомощное состоя­ние младенчества, которые отойдут в область предания, когда для уплотнения формы воплощающегося духа оди­наково нужны будут силы отца и матери, именно, когда они одинаково будут участвовать в этом процессе уплот­нения, а питание вообще не будет требовать дымного очага, то неужели поприще, доступное женщине, еще более су­зится и ограничится предоставлением ей лишь роли увеселительницы мужчины? Нет, пора бы лучшим умам задуматься над этим и устыдиться скудости своего вооб­ражения в этом вопросе, недалеко отошедшем от времен…

***

18.06.1935

Конечно, «Матерь Мира» стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Прочтите в «Криптог­раммах Востока» сказание «Матерь Мира» и примите это как высшую реальность- За каждым символом стоит Высокая Индивидуальность, и каждый символ прикры­вает великую реальность. Также каждая Великая Инди­видуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в различных воплощениях, отсюда и возникло понятие Аватаров.

Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Св. Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего церковного христианства, в которой Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и V гностиков Дух Святый рассматривался как Женское На­чало. В древнейших Учениях проявленная Троица Отца-Матери и Сына рассматривается как эманация от высшей, вечно сокрытой Причины, а последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.

Эта Беспричинная Причина есть Парабраман инду­сов. Но Парабраман не есть личный Бог, Он есть ТО ведантистов. Парабраман есть просто Реальность, не име­ющая себе Второй, Абсолют или, скорее, беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себе потенци­альное Пространство, называемое также Адити.

Именно, первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредель­ной, есть Адити в «Том», или потенциальное простран­ство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей, абсолютной Беспредельности. Так Пространство называ­ется Матерью до ее космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.

Так сказано в древних Учениях: «От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности…»

«Так и в Каббале Эйн-Соф есть Пространство, Тьма, и из него, когда наступает время, проявляется Сефира — жизненное начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно, она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити индусской Космогонии и Со­кровенного Учения. «Так Тьма есть Отец-Мать, Свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник света появляется и исчезает».

«Отец и Матерь — мужской и женский принцип в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса. Дух и Субстанция, результатом которых является Сын».

«Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является беспо­рочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (То), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспороч­ного зачатия — Она выявляет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам, «Суп­руг своей Матери» и «Сын Беспорочного зачатия». В каждой религиозной системе боги сливали свои функ­ции как Отец, Сын и Супруг в одно. В каждой космого­нии Сын рассматривался как «Супруг своей Матери». Титул египетского высшего Бога Амона — Супруг своей Матери».

«Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано — в мире Бытия Единая Точка или луч оплодотворяет Девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение Форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брама) именуется первым порождающим Мужским Началом и «Супругом своей Матери».

Привожу Вам описание Пралайи из книги Станца Дзиан, на основе которых написана «Тайная Доктрина»

  1. «Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах вечно-незримых, еще раз дремала в продолже­нии Семи Вечностей».

«Матерь-Рождающая или Пространство есть вечная всегдасущая Причина, Непостижимое Божество, чьи «Не­видимые Покровы» являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, то вечное, которое нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от при­сутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и само-сущно. Дух есть первая дифференциация от «ТОГО», Беспричинной Причины как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзоте­рический Катехизис — «оно ни «безграничная Пустота», ни «условная полнота», но и то, и другое. Оно было и всегда будет».

«Так “Покровы” означают нумен недифференциро­ванной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совеч-на и даже едина с Пространством в его отвлеченном смыс­ле. Корень — Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа единого и бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Пер­возданная Субстанция, являющаяся основанием, упадхи, или проводником каждого феномена, физического, пси­хического или умственного. Это есть источник, из кото­рого излучается Акаша».

Привела Вам выдержки из «Тайной Доктрины», из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних космогониях. Лишь глубокое невеже­ство средневековья могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в естестве своем Мужское и Женское Начало едины, и одно не имеет бытия без дру­гого. Умаление одного есть умаление другого.

Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом или Духом, или Ог­нем, или ТО, или Парабраманом, или Эйн-Софом, или Пространством, или Абсолютом и т. д. и т. д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или явля­ется андрогином.

Не могу удержаться, чтобы не привести Вам еще одну выдержку из той же «Тайной Доктрины»: «С само­го первого появления Великих Строителей нашей плане­ты, сокрытое Божество признавалось и рассматривалось лишь в его философском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в Природе. Древнее Зна­ние суммирует Единое Сущее так: «Божество есть сокро­венный живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому Невидимому Присутствию — Свет, Теп­ло и Влага; эта Троица вмещает в себе все и является причиной всех феноменов в Природе. Интракосмическое движение вечно и беспрерывно; космическое движение, видимое или то, которое подлежит познаванию, — конеч­но, периодично. Как вечная отвлеченность, оно есть Веч­но-Сущее; как проявление, оно конечно как в грядущем направлении, так и в прошлом, будучи Альфой и Омегой последовательных перестроений. Космос-Нумен не име­ет касания к причинным соотношениям феноменального Мира. Только по отношению к интракосмической Душе, к идеальному Космосу в непреложной Божественной Мысли, можем мы сказать: «Не имело начала и не будет иметь конца». Что же касается его тела, или космической организации, хотя и нельзя сказать, что оно имело пер­вое или же будет когда-либо иметь последнее построе­ние, все же, при каждой новой Манвантаре, его построение может рассматриваться как первое и последнее в своем роде, ибо каждый раз его эволюция происходит на более высоком плане».

Также можно назвать Троицу, как Атма, Буддхи и Манас или Дух, Душа и Разум; или Дух, Субстанция и Свет, или Дух, Материя и Сила, и т. д. и т. д.

***

24.06.1935

Дуккар многоокая и многорукая — так в Тибете на­зывают великое Божество Женского Начала. Она есть эквивалент индусской Кали и Лакшми, символ Матери Мира- Обычно на тибетских танках она изображается под зонтиком, который есть символ собирания Влаги, или Высшей Благодати.

Письма в Европу. 1935 – 1938

03.09.1935

Теперь о Матери Мира- Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах. Каждый космический принцип или проявление имеет свои отражения или олицетворения на Земле. Так Матерь Мира, рассматриваемая в ее космическом аспекте, есть Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала. За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит великая Индивидуальность. Так каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара. Так высокий дух, воплощавшийся, скажем, как Изида, Истар и т. д., мог и не быть Духом Владычицы Мира, но он носил на себе Ее луч, и, конечно, в силу этого образ Изиды слился в позднейших легендах с образом Великой Матери Мира.

***

26.11.1935

«Когда мы говорим о духе и материи, мы должны иметь в виду высшее значение материи. Но говоря об освобождении духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными, жизненными проявлениями. Нужно знать, что, говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей. Материя устремляется к творчеству и дает формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие Женского Начала как Материи настолько высоко и далеко от житейского понимания Истины, что лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить дух от материи. Без материи дух ничто».

***

25.10.1936

Учение «Живой Этики» настаивает прежде всего на развитии духовности, ибо без этого основного фактора все манипуляции с тончайшими энергиями не только будут разрушительны, но и невозможны. Все аппараты будущего для собирания и конденсации тонких энергий будут нуждаться в наличности психической энергии выс­шего качества, или духовности в операторе. Многие тон­чайшие соединения возможны лишь в присутствии ауры определенного напряжения и состава. Так и изготовле­ние знаменитого философского камня нуждается в опре­деленной ауре двух начал (мужского и женского), духовно вполне сгармонизированных.

***

19.02.1937

Да, по древним еврейским писаниям, среди Элохимов были духи обоих начал, ибо каждое творение на лю­бом плане основано на двух началах.

В Космосе, в видимости и невидимости его, дух и материя неделимы, одно без другого ничто. Объединение энергий Начал дает рождение всему сущему, именно, су­ществуют Логосы обоих начал. Эта высочайшая Мисте­рия Бытия была низведена до грубого фаллического культа. Сказано — как наверху, так и внизу, но свет вели­ких истин отражается на нашем земном плане, как свет солнца в луже.

Понять высочайшую тайну бытия духовного не мо­гут люди, привязанные к земному выражению ее во всем его животном несовершенстве. Часто приходится вспо­минать изречения И(исуса) Хр(иста) — «Не давайте свя­тыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не ра­стерзали вас».

***

17.05.1937

Религии, допустившие, вернее, утвердившие униже­ние и подчинение женщины, осуждены на вымирание. Унижая женщину, позднейшие религии, истинно, служи­ли Сатане, ибо, зная силу ее, Князь мира сего для прове­дения плана своего прежде всего задумал унизить носительницу высшей энергии.

Но когда женщина (по странному парадоксу, глав­ная поддержка церкви) проснулась и поняла, где притаи­лись ее вековые утеснители, то церковь эта пала. Религия или, вернее, искания духа никогда не оставят народ, но пробужденные сознания потребуют новых форм, новых путей от духовных учителей и вождей.

Древнейшие Учения всегда высоко ставили женское начало, и даже Женские Божества рассматривались ими как наиболее сокровенные. Остатки этих древнейших культов мы видим сейчас среди американских красноко­жих индейцев, где во главе жрецов стоит женщина; жен­щина же возглавляет клан, и вся линия наследственности считается по женской линии. Также в Учении Будды не делается разницы между началами, и женщина, так же как и мужчина, может достичь состояния Архатства. Да и сейчас в Индии, несмотря на то, что позднейшие бра­мины из корысти и личных выгод унизили женщину, все же культ Богини Кали наиболее распространен. Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришпа и Вивекананда, были почитателями Бо­жественного Начала в его аспекте Матери Мира. Имен­но, невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение.

Конечно, нельзя винить в создавшемся положении исключительно лишь мужское начало, виновата и сама женщина. Постоянная охраняемость и опекаемость при­ветствовались многими женщинами, и именно это осла­било ее силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление, женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них за­калить свои силы и выявить свою истинную сущность. Конечно, тяжка будет борьба за свои утерянные права, но с утончением мышления и с признанием высшей пси­хической энергии многое облегчится. Ведь ни один выс­ший опыт с тончайшими энергиями не может быть совершен без присутствия женского начала. Знаменитый философский камень не может быть найден и создан без участия женщины. Так сам Космос, сама Природа, в выс­ших функциях утверждает равное значение начал.

Первая задача, встающая перед женщинами, это — во всех странах добиваться полноправия и одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться раз­вивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На За­паде много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны.

Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь имен­но интуиция женщины снова должна, как в лучшие вре­мена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас, с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом, приходится видеть, до чего унижает себя жен­щина в своем желании добиться поклонения сильного пола. Сочетания светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энер­гии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь подвига великого служения. В женщине заложено качество самоотвержен­ности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не огра­ничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, куль­туры и государственности в своей семье.

***

31.07.1937

Каждая эпоха выдвигает понятия, необходимые для следующей ступени эволюции, и вот эти понятия и под­черкнуты в книгах «Живой Этики» — Сотрудничество, или Кооперация, Женское Движение, значение Мысли и изучение Психической Энергии. Лучшие и наиболее вос­приимчивые умы уже звучат на эти вибрации, и мы сча­стливы отметить это.

***

09.08.1937

Не согласна с Вашим утверждением о более глубо­ком знании жизни мужским началом. Трагедия жизни касается женщины больше, чем мужчины, а мы знаем, что страдания есть великий учитель. Также не будем ума­лять и женские способности или дарования. Дайте женщине должное образование и возможность участвовать непосредственно в строительстве жизни, и женщина не уступит в здравом смысле сильному началу. Ведь гений, по определению одного мыслителя, есть одна треть спо­собности при двух третях упорного и систематического труда. Чудеса гения всегда были чудесами труда, но то, что в глазах других является тяжким трудом, то для ге­ния всегда есть радость. Потому там, где необходимые к такому труду условия были налицо, там женщина не ус­тупала в своих достижениях сильному полу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались определен­но, что нет никаких оснований считать, что умственные способности женщины ниже способностей мужчины. Ло­гически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому ума­ления невежественны. Всем таким умалителям приведем ответ ученицы Будды на вопрос — «как могла она женс­ким, ограниченным умом достичь знания и условия (Нир­ваны), которое трудно достижимо мудрецам?» — она сказала: «Когда сердце успокоено, когда сознание рас­крывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает — я женщина или я мужчина, или я то, или другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение — и верит».

Женский организм являет собою синтез, и тем са­мым женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени, именно, творческой энергией. По­тому неправильно считать, что женщина лишена само­стоятельной творческой силы, но для развития каждой способности необходимы постоянное упражнение и под­ходящие условия. Между прочим, полеты в дальние миры есть прерогатив женщины. Может быть, потому столько женщин устремляется сейчас в авиацию.

Во всех областях науки, искусства, общественного строительства и управления женщина показала, что, ког­да условия благоприятствуют, она может достигать са­мых больших высот. Среди упоминаемых Вами женских обликов следовало бы упомянуть и гениальную матема­тичку Софию Ковалевскую, ее облик несказанно близок мне. … Не забудем и Ел. II. Блаватскую, еще не получив­шую достойного признания. Также и Марию Кюри-Скло-довскую, дочь ее продолжает сейчас исследования матери и достигла замечательных результатов. А сколько было и есть талантливых артисток, художниц, поэтесс среди всех национальностей! Сколько мудрых правительниц, воитель­ниц и великих подвижниц! Облик св. Терезы-испанки не ниже св. Франциска Асс(изского). Вспомним и древние времена, несмотря на то, что мужской эгоизм всегда ста­рался затушевать женские достижения, все же находи­лись светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл ее своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях. Так и правление женщины-фараона Хаштепсут по количеству проведенных ею благих реформ превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым правлением подго­товила победы Тутмеса III?

По Сокровенному Учению падение человечества на­чалось с унижения женского начала. Потому с наступле­нием Эпохи Матери Мира женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости, заняться всесторонне своим обра­зованием, и она, в сотрудничестве с мужским началом, создаст новый и лучший мир. Именно необходимо, что­бы сама женщина опровергла недостойное и глубоко не­вежественное утверждение, что женщина является началом, лишь пассивным, воспринимающим, и потому она не может самостоятельно творить. Но во всем Кос­мосе нет начала пассивного. В цепи созидания каждое явление, по очереди, становится относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос ут­верждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит При­роду, но Природа учит человека. Потому пусть женщины осознают все величие своего начала и устремятся к зна­нию. Там, где знание, там и мощь. Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы со­кровенного знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова при­слушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше она лишила Адама тупого бессмыслен­ного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права.

В заключение хочу сказать, что женщины должны без промедления приступить к самосовершенствованию на всех путях, а это не делается в одночасие. Многое нам, женщинам, нужно изжить, и прежде всего начнем воспи­тывать в себе сознание своего достоинства, и мужествен­но научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на общее благо.

***

02.09.1937

Касание Матери Мира следует понять как проявле­ние всеначальной энергии. Энергия кундалини в Индии называется силою Матери.

***

27.11.1937

Параграф 315 (Агни Йоги). Вершина, упоминаемая здесь, есть вершина Эвереста или, как она называется по-тибетски, Джемо Канг-Кар — Владычица Белого Снега. Высочайшая точка на Земле, также и оба земных полюса имеют огромное значение в силу того запаса электромаг­нитных сил, которые собраны на них. Когда наступит критический момент — быть или не быть нашей Земле, эти точки будут иметь решающее значение в спасении планеты. Как Вы знаете, все попытки утвердиться на вер­шине Эвереста до сих пор не увенчались успехом и сто­или уже немало жизней.

***

05.04.1938

Что касается вопроса, какой была наша планета до падения Люцифера, то, по данным восточных писаний и «Тайной Доктрины», мы знаем, как высока и прекрасна была цивилизация третьей расы, когда она руководилась и возглавлялась Великими Духами с Высших Миров. Окончательное падение Люцифера совершилось в чет­вертой расе, но отход его от пути Света наметился уже раньше. Когда человеческое естество в нем взяло перевес над божественным, он возревновал и начал губительную борьбу против Великих Собратьев, которая сейчас дос­тигла своего предела. Замечательно то обстоятельство, что для достижения своей цели стать полным и единствен­ным владыкою Земли его главные усилия были обраще­ны на унижение женщины. Он знал, что с унижением женщины неизбежно должно наступить огрубение и вы­рождение человечества. Существует древнейшее изрече­ние: «там, где женщины почитаются и охраняются, там благоденствие царит и боги радуются». Новая эпоха под лучами Урана принесет возрождение женщины. Эпоха Майтрейи — эпоха Матери Мира. Замечательно наблю­дать, как быстро поднимается женщина Индии. Уже мож­но видеть здесь женщин, занимающих посты министров и другие ответственные должности. Многие женщины Индии прекрасные ораторы. Индусы охотно избирают женщин, ибо они верят в здравый смысл своих жен. Но, конечно, есть и противники раскрепощения женщины. В некоторых владениях Индии, там, где во главе стоят пра­вительницы, уже можно видеть много нововведений, там храмы открыты и для низших каст и основываются уни­верситеты, музеи, лаборатории, больницы по европейс­ким образцам.

***

23.04.1938

Почему думать, что у женщин психической энергии вообще меньше, чем у мужчин? Это большое заблужде­ние. Пол в определении количества психической энергии не играет роли. Именно могут быть большие или мень­шие носители ее, но обладание ею дано одинаково обоим началам. Дух Святой, индусская Шакти или энергия — женского начала. Женщина ни в чем не обездолена При­родою, тем более в духовных способностях. Дух не имеет пола. Ее мыслительная способность, может быть, в общей сложности развита сейчас несколько меньше, чем у муж­чин, но ни в коем случае не в отдельных индивидуальных проявлениях. Кроме того, если эта пониженность в мыш­лении где-то и замечается, то только в силу того, что условия и обстановка ее жизни, созданные вековыми утес­нениями, способствовали этому. Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полном одиночестве, и он вырастает идиотом. Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие ус­ловия. Как говорит французская пословица: «обстоятель­ства создают великого человека». Женщина же во всех странах и во всех слоях общества находилась неисчисли­мые века почти в полном подчинении и под опекою се­мьи. Еще в прошлом столетии она была лишена права не только на высшее образование, но даже ее школьное обу­чение было приурочено как бы для слабоумных. На про­тяжении веков, за редчайшими исключениями, проводилось не только умалчивание заслуг женщин, но и произносилось общественное порицание, если заслуги эти выходили за пределы отведенного ей малого поля дея­тельности, домашнего очага. Но женщина давала, и от нее брали, и тщательно избегали упомянуть ее имя. Мно­го несправедливости творилось и творится еще в отноше­нии женщины. Потому при наступлении новой эпохи сама женщина должна осознать, что она ничем не ниже муж­чины, именно она не обижена Природой. Но особенно больно слышать, как часто сами женщины признают свое как бы низшее положение даже в космическом созида­нии и в космическом предначертании. Какое пагубное заблуждение! Всем существом осознаем великое назна­чение женщины-Матери, жизнь дающей и направляющей, и вдохновляющей человечество по пути эволюции. Так великий учитель буддизма Асанга в своем желании дать высшее определение качествам Будд и Бодхисаттв име­нует Их Матерями человечества.

***

13.08.1938

Именно на Востоке существует величайший культ Любви. Все их духовные учения, вся их мифология, весь их эпос, вся поэзия и народные сказания превозносят это великое чувство, которым все создано, все живет и дви­жется. Именно нигде так не воспета Любовь, как на Востоке, во всех ее тончайших оттенках и качествах. Все Йоги имеют в основании своем любовь или преданность из­бранному Идеалу. Самый высокий вид Йоги называется Йогой Любви. При этой Йоге Божественное Начало при­нимает аспект Возлюбленного или Возлюбленной, ибо самая мощная форма любви выражается в любви двух начал. Именно вся восточная поэзия есть единый гимн любви к Божественному Началу под всеми Его Аспекта­ми — от Непознаваемого и Несказуемого до образа лич­ного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного… Так и учение Живой Этики есть призыв к Любви, к слу­жению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человече­ству требует полного самоотречения и самоотвержения. Ибо если любовь к Возлюбленному приносит ответ Воз­любленного, то любовь к человечеству венчается терно­вым венцом.

***

СОДЕРЖАНИЕ:

О подборе пары
О единстве и борьбе начал
О половой энергии и детях
Живая Этика о воспитании детей
Живая Этика о Женщине
Живая Этика о Любви
Живая Этика о Началах

читать полностью книгу «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал» (1999 г.)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий