1 574 просмотров

2597-50

«…Духовному наставнику ставится школьником вопрос – почему говорят, что грех и зло пришло в мир с Адамом и Евою, если в Раю находилось дерево с плодами Добра и Зла? Откуда же в Раю могли быть уже плоды Зла? Каким образом в Раю оказался Дьявол? – Современные школьники куда вдумчивее и бойчее прошлого поколения. Невозможно возвращать сознание вспять. Великий грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали просвещение и развитие мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и, неминуемо, должно вызывать взрывы разрушения. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породили все последующее безумие. Долгое сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту огненную энергию и Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел в сознании масс тех стран, но с этим многие еще не могут примириться. Причина всех происходящих бедствий в невежестве и чудовищной безответственности, царившей и еще посейчас наблюдаемой среди многих так называемых власть имущих. Народ нуждается в заботе и забота эта должна, прежде всего, касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещением его. Не о хлебе едином бывает сыт человек…»

ЕИР2, 24.05.36

Сначала постараемся определить само понятие в пределах официальной науки; источник – «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь издания 1999 года. «ВОСПИТАНИЕ, создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты, учебно-воспитательные заведения, государственные и общественные организации, религиозные организации. Значительное влияние на воспитание оказывают средства массовой информации.» И что же мы получили от нашей величественной науки, которой непомерно гордимся?

Даже если мы вернемся к «доперестроечному» варианту словаря, и то увидим значительные расхождения, а их ведь разделяют какие-то несколько десятков лет. То есть, невозможно не признать постоянный внутренний процесс серьезных изменений воспитания вместе с изменением самого общества, а вместе с ним и всех составляющих его воздействия на человека.

Может быть, по мере изложения темы и сможем мы достаточно глубоко проникнуть в особенности каждой этой составляющей и продолжения ее действия в Тонкий и Огненный Миры, но сейчас будем опираться на земные понятия.

Когда-то я попытался определить, уже будучи вооруженный Учением, смысл житейского выражения: «Старый, что малый». И получился интереснейший анализ, базой для которого послужили именно эти инструменты. У ребенка этих связей минимум из-за его беспомощности и неспособности применять их в жизни; за него это делают воспитатели; старик же свободен от них по этой же неспособности, но приобретенной в силу возрастной немощи. И снова классика: «Ах, если бы молодость знала! Ах, ели бы старость могла!» ..В конце пути очередного воплощения постаревший и часто больной человек уже не способен ни на самовоспитание, ни на полноценное выполнение требований воспитателя. То есть, человек – процесс, как объект воспитания и самовоспитания, подвержен неизбежным изменениям.

Меняется все в этом величественном действии, оказывающем влияние на весь Космос: человек и все составляющие воспитания.

И еще одну важнейшую особенность воспитания невозможно не отметить – соответствие разнообразия целей этого процесса в разные эпохи, у разных народов, у разных религий, партий и пр., разнообразию его претворения в человечестве. Есть общие цели и их внешнее выражение и есть отличия, причем кардинальные: например, воспитание фашиста и воспитание коммуниста. Есть точное выражение, определяющее начало пути новорожденного в Физическом Мире: «Не по своей воле ты рождаешься, не по своей воле ты умираешь». Основы этого действия определены Законом Космической справедливости; человек начинает новое воплощение не с чистого листа, он прошел в предыдущих воплощениях достаточно протяженный путь, приобрел на нем разнообразные качества духа и характера; он неповторим в своей индивидуальности, он стал обладателем способностей, талантов, но и одновременно «оброс» пороками, недостатками. Он попросту сложен и независим, он самомнителен и горд , он неприкасаем и т.д.

И вот с учетом стоящей перед ним конечной цели – достижение качества богочеловека в настоящей Манвантаре, представим себе объем труда, который должен быть вложен в его воспитание учителями в разных областях жизни и деятельности. Но это лишь цветочки. А ягодки – есть суммарный результат сложения воспитательных усилий учителей Света и учителей тьмы.

На современного человека обрушивается колоссальный поток информации, и по меньшей мере две трети ее составляет махровая ложь, цель которой – личные, корыстные, материальные интересы. А поскольку эти масштабные интересы не могут быть достигнуты без участия значительного количества исполнителей, то привлечение их осуществляется соответствующими воспитательными приемами. Но это не является объектом и целью нашего исследования. Мы представляем на суд и обсуждение рекомендуемую Учением систему воспитания положительных качеств духа и характера.

В нашем распоряжении имеется довольно обширный реферат – «ЖЭ о качествах духа и качествах характера», который целиком может войти в данный реферат в качестве технологической части. Именно, какие приемы и действия наиболее эффективны в сфере воспитания.

«Каждый человек даже в обиходе своем являет особенности своей природы. Немногие особенно любят синеву горных вершин, являя тем лучшую осведомленность духа, другим нужна зелень, и ее называют цветом надежды; третьи живут в теснинах городов и там чувствуют себя отлично. Различны будут и молитвы таких людей. Мало они поймут друг друга. Потому нужно воспитывать сознание, чтобы оно сделалось терпимым и могло прикасаться к разным граням Бытия.»   АУМ, п.40.

Конечно, воспитание, базирующееся на Основах, является более обширным, многоплановым; раскрывает стороны и положения, недоступные даже самой современной школе, ибо включает процессы воспитания, имеющие корни в Тонких Мирах и опирающиеся на Космические Законы.

«Пусть мысли приобретают полезные полеты. Нужно воспитывать их, чтобы дальние расстояния не смущали мыслителей. Прежде чем почувствовать себя гостем всех планет, нужно приучить сознание к малым размерам Земли. Особые преступления зарождались от несоизмеримости представления Земли и ее места во Вселенной. Из этого происходило затемнение религий, невежество государственное и преждевременное заболевание.

Потому мысль должна не только охватить Землю, но и любить мысленные полеты к дальним Мирам».   АУМ, п.242

При этом, сравнивая две системы воспитания: чисто земную и представленную в Учении, мы не можем не отметить их достоинства и недостатки.

«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так Повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным пониманием. Огонь у порога».     МО1, п582.

«Вы писали о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей Мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач – самое священное лицо в доме, где больной. Но человечество озаботилось достаточным количеством болезней, значит, врач может дать много ценных предупреждений. Если бы врачи были просвещенными, но пока таких мало! Тем более Мы ценим просвещенных врачей, ведь они всегда под угрозою изгнания из врачебных обществ. Геройство нужно везде, где Истина».     МО2, п. 217

Обстановка в земном Мире становится все более напряженной, силы тьмы ввели в Битву все свои силы и резервы; соответственный ответ последовал и со стороны Сил Света. Произошли кардинальные изменения и в системе воспитания. Решающие действия должны произойти в области однозначного принятия и включения в реальное действие психической энергии. Без этого процесса невозможна победа.

«Преступность возрастает, жестокость и свирепость увеличиваются. Необходимо заглянуть в корень таких позорных явлений. Не могло человечество без причин стать хуже. Но кроме причин космических и в самом человечестве имеется основание быть потрясенным. Нельзя бесконечно отрицать психическую энергию. В силу нагнетения космического и психическая энергия человечества усиливает давление. Она не только не признается, но даже попирается, вызывая болезни физические и психические.

Давно установлено, что преступность есть болезнь психическая. Также и садизм, и жестокость, и свирепость, остаются следствиями той же психической эпидемии.

Нельзя избавить человечество от таких бичей, если не обратить внимание на состояние психической энергии. Она вырастает в давление. Она, наподобие гремучего газа, представляет опасность взрыва. Остается направить ее в мощное сужденное русло, иначе она закончит эволюцию. Но такие воздействия на всеначальную энергию не могут быть случайными. По всей планете должны возникнуть ученые культурные очаги, которые в сотрудничестве будут заниматься воспитанием психической энергии. Такая сеть может внести основы научной дисциплины».    АУМ, п. 513.

«Не будем откладывать действий по образованию человека как носителя психической энергии. Много имеется отдельных попыток, но теперь нужен как бы кооператив по исследованию этих энергий. Не нужно ограничивать такую полезную работу условностями, ибо самые неожиданные разнообразные сотрудники могут принести свой жизненный опыт».    АУМ, п.514

На конкретные изменения Мира воспитание отвечает коррекцией своих действий. Вообще же, рассмотрение воспитания на основе Учения и собственно, на основе Законов мы не можем проводить, не будучи привязанными к методу восходящей спирали, и повторяемости рекомендаций и требований. В самом же Учении исповедуется методика сравнения воспитания земного Мира с его законами и Тонкого с его Космическими Законами. Сравниваются достоинства и недостатки, динамики и эволюции, взаимовлияние этих двух систем, т. е. неизбежные отклики одной системы на изменения другой. Особенно ярко выглядят эти связи в нашу Эпоху стремительных и масштабных перемен в сознании жителей планеты: воспитание не может не среагировать на перемены в его основах, производимые мечущимся человеком.

«Даже в течение краткой человеческой жизни можно отметить исчезновение и появление островов, перемену озер и рек, отмирание и нарождение вулканов. Можно видеть постоянное нарастание одних берегов и оседание других. Никто не скажет, что в течение нескольких десятков лет не происходит заметного изменения планетной земной коры. Теперь, если взять за полвека отступление известных нам берегов и продолжить это в глубь сотен миллионов лет существования планеты можно видеть, какие огромные перемещения могли иметь место. Пусть отмечают эти известные всем цифры и удивятся перемене условий планеты. Такие очевидности очень полезны для неразумных людей. Ведь до сих пор древнейшие периоды подлежат сомнению, ибо люди не мыслят о сотнях миллионов лет, – такие вычисления запрещаются людям со стороны извратителей древних символов. Но стоит поставить молодое поколение перед лицом великих проблем. Движение будет отправным основанием. Пусть наша планета в великом движении превратится в маленький шарик. Пусть не побоимся оказаться в вихре Беспредельности. Тогда и понятие Братства окажется прочным якорем».    Братство, п.429.

Можно несколько продолжить данное исследование: первопричина вышеуказанных изменений коры планеты находится в Мирах Тонком и Огненном и породителем ее является Его Величество – Человек, а его инструментом является могучая мысль, творимая самим человеком.

«В школах должен быть введен предмет – синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся смогут сознательнее выбирать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Так же беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно».    Бр.426.

К горькому сожалению, состояние системы воспитания в Мире не только не улучшилось, но претерпело изменения в сторону снижения качества: учителя потеряли и продолжают терять квалификацию; в воюющих странах, в системах воспитания упала нравственность и прежде всего по причине именно буквального нищенства учителей.

И тем не менее, даже в этих «окопных» условиях рождаются энтузиасты – учителя и ученики. Что поделаешь? Мы – в эпохе перемен и в окончании Армагеддона. Каждая из противоборствующих сторон всеми силами развивает свою систему воспитания: силы тьмы – убийц, насильников, наркоманов, грабителей; силы Света – защитников нравственности.

«…Прошу очень не баловать растущего воина и приучать его к занятиям, внимательности, усидчивости и развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся. Пусть уже от самых малых лет приучается помогать. Дети так любят, когда старшие просят их помощи. Можно изобретать случаи для такой помощи. Учить нужно его услужливости и уважению к старшим, этим утвердится и понимание Иерархии, пусть приучается думать о других и находить радость в доставлении удовольствия окружающим. Самое страшное это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и его мышление. Нет ничего ужаснее эгоиста и скряги, недаром литература каждого народа увековечила эту страшную проказу человечества в бессмертных типах. От этих пороков все вырождение человечества и грядущая катастрофа. Удел эгоизма – полное бесплодие творчества…»    ЕИРерих, письма, 17.06.31

«…Слова Владыки Будды – «невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества» должны, наконец, огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительств и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничего в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к деградации и разложению. Не являемся и мы свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей прежде всего развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний…»    ЕИР1, 21.10.31

Конечно, в Учении даны оценки и положительных, и отрицательных сторон воспитания, и раздельные оценки его земного понятия и понятия в масштабе трех Миров; а так же проблемы и рекомендации по их исправлению. Но, пожалуй, наиболее кратко и доходчиво все вышеизложенное оценено в письме ЕИР2 от 19.04.38 г.:

«…Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача, это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность именно такая организация, посвященная имени Н.К. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знамени, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы выбирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно цель их нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев.

Если уроки великой нравственности Следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю вашу программу. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя.

Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами. Ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления.. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка например, раздражения, грубости, или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т.д. Ведение такого дневника, с целью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.

Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет набрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Новой Жизни или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании в школах и книгах Учения?

С помошью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчек и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними!. Если проанализировать мышление таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино! … Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется вырабатывать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущной необходимостью.

В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминание о Тонком мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но, все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним, как равный.. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь Может быть дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен сообщить им опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось»…

Так и это знание осторожными касаниями будет в сознание подрастающего поколения. Именно работа по расширению сознания без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины».     ЕИР2, 19.04.38

А какой будет восторг, когда соединяться две системы воспитания – Высшая и земная! И это БУДЕТ!

По сути изложенного можно только дополнить, что общее положение в системе воспитания за последние сто лет кардинально не изменилось. «Могучая рать» современной науки закостенела на своих кафедрах – крепостях и пока что отражает натиск сил Света. Мы помогаем недостаточно. Всеобщее обнищание народа очень негативно повлияло на уровень образования и воспитания в целом. Только–только начали всходить слабенькие росточки восстановления образования, некогда передового в Мире.. Но самое главное – произошел отток значительного количества кадров в сфере воспитания и образования. Это самая болезненная составляющая разрухи, ибо основную часть качества воспитания составляют именно кадры. Сила советской школы заключалась в кадрах.

В «букете» отрицательных качеств современного человека сосредоточено весьма значительное и разнообразное по своей силе таких составляющих, которые можно определить как передовиков на изживание или ослабление. И Учение прямо указывает их: есть значительное число таких, которые могут подождать в задних рядах общей очереди на изживание, ибо их влияние не есть определяющее в движении эволюции. Но есть такие, которые подлежат ликвидации без промедления. К ним относятся качества, тормозящие уход от звероподобия к человечности: жестокость, грубость, насилие, садизм. С такой компанией очень непросто разобраться, она крепко организована и оснащена в части торможения эволюции. Возьмем в качестве примера масштабный вопрос – проблему равновесия Начал. Вот как описывает его ЕИРерих в своих письмах.

«…Женский разум не меньше мужского, ибо высшие качества этой способности от духа, не имеющего пола. Интеллектуальность же приобретается образованием и тренировкой, потому поставьте женщину в необходимые условия, и результаты будут налицо. Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших предрассудков, и привычек, ставших обычаями, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся злом и причинами происходящего разложения и безумия. Считаю самыми страшными явлениями всемирное увлечение роскошью и чудовищный рост ее неотъемлемой спутницы – пошлости, которая уже возложила на себя всякие «королевские» диадемы. Червь пошлости опасен своею ничтожностью, легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань. Честь порождения этого гнуснейшего червя принадлежит, как и во всем, обоим началам»…     ЕИР2, 23.4.38.

От этого письма до настоящего дня прошло почти столетие, и мы до сих пор имеем возможность наблюдать большинство вышеуказанных качеств в каждодневности, и прежде всего из-за отсутствия этой самой новой системы воспитания. В рериховском движении важной работой отметил себя достойный огромного уважения Стульгинский С.В. (КЛВ – Космические легенды Востока). Раздел «О воспитании нового человека» из его работы мы и рассмотрим как рекомендации Учения для нашего реферата.

«…в Новой Эпохе для воспитания детей
Будет обращено особое внимание на домашний быт.
Ведь обстановка дома налагает печать на всю жизнь.
Ошибочно думать, что пустота жизни не замечается детьми –
Напротив, они очень чуют построение всего обихода.
Если с раннего возраста ребенок не будет слышать в быту
Взаимных осуждений и всех зародышей сплетен и клеветы –
Он будет далек от такого времяпрепровождения.
Исключение из семейного быта маленьких сплетен
Спасет младшее поколение от творения большой клеветы.
Если дома нет карточной игры, то первые основы характера
Сложатся без надобности такого убийства ценнейшего времени.
Ребенок не рождается ненавидящим – это темное свойство
Уже приобретается на многих примерах старших.
Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие –
Оно точно открывает поток темного хаоса.
Воспитание Нового Человека будет начинаться
С возможно раннего возраста – чем раньше, тем лучше.
Обычно после трех лет ребенок полон восприятий,
И после семи лет уже многое потеряно.
Каждая семья будет иметь понимание основ воспитания.
Ни в коем случае она не будет ребенка баловать.
Самое страшное – это развить в нем эгоизм и скупость,
Ибо эти свойства ограничат его мышление и сознание.
Удел эгоиста – полное бесплодие творчества.
Нет ничего ужаснее эгоиста и скряги – от этих пороков
Все вырождение человечества.
Детей будут приучать думать не о себе, а о других,
И находить радость в доставлении удовольствия окружающим.
Будут развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания
Не только к людям, но и к животным и растениям
Уже с самых малых лет дети будут приучаться помогать.
Ведь они так любят, когда старшие просят их о помощи.
Можно даже изобретать случаи для такой помощи взрослым
Их будут учить услужливости и уважению к старшим –
Этим утвердится и понимание Иерархии
Детей будут приучать к занятиям, внимательности, усидчивости.
С малых лет они будут привыкать к постоянному труду,
Приучаться к работе взрослых, поощряя работы »как большие».
Будут изучаться ремесла, со свободой выбора,
Но с непременным требованием качества труда.
На качестве труда придет и сознание долга.
Каждая семья утвердит хорошую книгу, как друга дома.
Во всех домах книга займет почетное место.
Детей будут охранять от дурных привычек – от них зависит
Трудность пути. У новорожденных привычек нет –
Семья, и школа, и атавизм дают наросты привычек.
Будут оберегать детей от гримас жизни – от всего ложного,
От дурной музыки, от ложных состязаний.
Изгонится ложь и насмешка. Не будет допускаться грубость.
В обиходе не будет более грубых непристойных слов.
Уже в начальных школах будут заложены принципы, поясняющие
Недопустимость двух низших пороков – сквернословия и жестокости.
Всякий зачаток нетерпимости будет искореняем.
Предательство даже в зачатке не будет допустимо –
Самое суровое осуждение положит конец такому безумию.
Но запреты будут изгнаны из жизни молодого поколения.
Изуверства и запрещения будут заменены возможностями.
Даже вредное не будут запрещать, но будут отводить внимание
На более полезное и привлекательное. Будущее воспитание
Сумеет возвеличить привлекательность блага.
Главная цель воспитания – развитие сердца и ума.
Ум и сердце не будут более забиваемы мускулами.
Физическое развитие не будет происходить в ущерб психическому.
Будет найдена гармония между приматом духа и здоровьем тела.
Ведь если хоть часть усилий, затрачиваемых сейчас на спорт,
Будет уделяема мышлению – результаты будут поражающими!
Школы будущего создадут условия для воспитания сердца.
Сердечное воспитание необходимо уже с двухлетнего возраста
Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца.
Явление биения сердца очень близко вниманию детей.
Они недоумевают, что явлено в груди, что бьется непрестанно.
Так надо обратить наблюдательность на ощущения сердца.
Гигиена духа займет свое место в школе.
С самых низших классов в школу будут введены
Основы практической Этики – нравственного воспитания.
При новых путях требуется особое человеколюбие –
Это качество школа будет воспитывать особенно.
Самообладание есть очень сложное качество.
Оно состоит из сострадания, терпения и мужества.
Это синтетическое качество будут равивать очень заботливо
Будут ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств.
Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости
И находчивости – это будет черпание из сердечной энергии.
Защитой от безобразия будет воспитание вкуса,
Воспитание общего познания Прекрасного. Детей научат
Радоваться именно возвышенно – прекрасному.
С самых малых лет будут развивать инстинкт творчества,
Откроют пути к творчеству, к великому искусству.
Без путей красоты не может быть образования
Будут развивать восприятие музыки – с малых лет приучать
Усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании.
В каждом человеке заложена склонность к звуку,
Но без воспитания она спит.
Также идля цвета нужно открыть глаза. Часто достаточно
Одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета.
Если даже от прежних накоплений глаза уже открыты,
То все-таки нужно, чтобы прозвучало призывное – смотри!
Школа будущего научит учащихся мыслить.
Каждый ребенок будет направлен к мышлению.
Будут развивать как способность, так и искусство мышления,
Установив науку о мышлении как практические основы
Памяти, внимания, сосредоточения и наблюдательности.
Кроме названных областей науки мышления,
И другие качества будут развиваемы: будут обучать
Накоплению быстрого мышления – сообразительности,
Затем четкости, синтетичности, оригинальности мышления.
Увлекательные занятия и игры, требующие внимательности,
Будут вырабатывать привычку постоянного внимания и сосредоточения,
Наблюдательность будет развиваема уже в школах для малолетних.
Утончение наблюдательности будет начинаться на обиходных предметах.
Для начала научат соблюсти обиход комнаты.
Затем будут ускорять впечатления наслоением опытов.
Предложат ученику пробежать через незнакомое помещение
И все же сосредоточить наблюдательность.
Для всех чувств будет составлена программа упражнений
Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному.
Дети очень любят такие задания. Представьте себе восторг малыша,
Когда он восклицает: «Я еще увидел!» В этом «еще»
Может заключаться целая ступень.
Будут поощрять детей высказывать свои мнения
По поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими.
Такие обсуждения заложат основу мышления. При школах будут
Учреждены классы мышления и наблюдений за процессами жизни.
Научат понимать скрытую сущность случившегося.
Научат отличать главное от ничтожного.
В школах введут беседы о причинах и следствиях –
Зададут причину, чтобы ученики придумали следствия.
Можно вообразить много следствий от одной причины.
Следствия должны соответствовать всем привходящим
Обстоятельствам.
Молодежь будет привыкать к следствиям сложным.
Воображение нуждается в образовании – задача школы
Будет открывать обоснованное воображение.
Будут задавать содержание целых историй
С вопросами – как поступили ученики на месте героев?
Не будут вкладывать в учеников определенные ответы,
Наоборот, откроют поле всяких соображений
Будут приучать к свободному выбору последствий.
Школа не только вместит любовь к книге, но и научит читать,
И последнее не легче первого. Нужно сосредоточить мысль,
Чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают .
С младенческого возраста будут воспитывать уважение к знанию.
На жизненных исторических примерах укажут на этого истинного
И единственного двигателя эволюции. Устремление и уважение
К науке войдет в плоть и кровь.
От самых ранних лет детей будут знакомить с основами бытия.
Их будут учить глубине и непреложности космических законов.
Сокровенные Законы Бытия будут излагаемы в форме примеров
И увлекательных рассказов из жизни всех царств природы.
Накопленная мудрость веков будет представлена в простых формах.
Школы приведут к пониманию этой привлекательности,
Которая представляет Бытие во всем величии
Детям помогут улыбаться радостно истинному явлению Бытия
И мир раскроет им свое чудесное построение.
Естественная история будет преподана полно и увлекательно.
На примерах растительного и животного царств
Покажут, какие сокровища заложены в человеке.
Изучая жизнь пчел, муравьев, обезьян,
Изумляясь стройности и порядку перелетов птиц,
Будут сделаны соответственные выводы для улучшения жизни.
Если сравнительно низшие организмы чуют основы Бытия,
То тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию.
Много ценных указаний проявлено всюду. С первых уроков
Учащиеся будут радоваться чудесам жизни.
Дети получат указание на красоту Беспредельности. Рука водителя
Уже на первом шаге обратит внимание и укажет на дальние миры.
Молодой глаз должен допустить и почуять Беспредельность.
Основы астрономии будут поставлены как преддверие к дальним мираи.
Так будут заронены первые мысли о жизни в дальних мирах.
Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре,
Но носителями духа и ответственными за планету
О Мирах Тонком и Огненном будут говорить даже самым малолетним.
Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире,
Лишь впоследствии люди теряют представление о прошлом.
Детей будут поощрять к таким представлениям.
Детям дадут понимание начала Иерархии добра.
В будущей школе дети узнают о светлых Обликах Учителей.
В будущей школе будут преподаваться советы Учителей.
Чем раньше им напомнят о Иерархии и прочих Истинах,
Тем легче они припомнят прежнее значение.
Ум ребенка нужно занять самыми светлыми мыслями.
Кто же скажет молодым о самом прекрасном, о самом творческом,
О самом мощном и геройском, о самом познавательном?
Кто расскажет о достоинстве и ответственности человека,
Кто явит путь труда и достижения – как не Учитель? Он придет с увлекающей и вдохновляющей вестью
И зажжет сердца детей красочными свидетельствами
О подвигах, о полезных открытиях и о всем светлом Благе.
Но Учитель сам должен гореть всем этим –
Чтобы одно приближение его уже передавалось огненно.
Детское сердце знает, что горит и что потухло.
Не урок заданный, но совместное с Учителем устремление
Дает мир чудесный. Открыть глаза ученика –
Значит вместе с ним полюбить великое Творение.
Учитель должен преподать Высший Мир как великую радость,
Но сколько вдохновения нужно развить в себе,
Чтобы быть провозвестником радости!
Учитель будет самым ценным лицом,
Учителю будет создано самое лучшее положение –
Чтобы возложить на него ответственность за сознание народа».

КЛВ, стр.267 – 272.

Вот и готова программа для новой школы и для воспитания в ее пространстве Нового Человека. Для начала можно и даже нужно произвести сравнительный анализ системы воспитания в развитых, передовых странах с данной программой; взять из нее самое ценное и рационально реализуемое на существующей базе, и начать работать – создавать конкретные программы, привязанные к конкретным условиям (школа, учителя, контингент учащихся, обеспечение и т.д.)

Для завершения реферата остается привести несколько важных примеров из тома «Надземное» и дать перечень выдержек из всего Учения по нашей теме: «ЖЭ О воспитании». Сначала об учителе и учительстве.

«Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям.

Нелегко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежды думают, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя.

Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о великих Учителях вырастут крепче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с той же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу. Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, даже если у него нет ни одной вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться».    Надземное , п.477.

***

И завершаем реферат традиционным перечнем:

Община: 102 – 110; 114 – 118;157, 207, 234;
Сердце: 127, 358, 407, 408, 411, 428, 433, 498, 543;
МО1: 183, 379, 582, 621, 658;
МО2: 34, 80, 157, 174, 217, 428, 438;
МО3: 49, 206, 239, 298, 479, 499;
АУМ: 40, 78, 166, 239, 243, 344, 365, 370, 394, 403, 423, 425, 436, 466, 468, 501, 504, 513, 514, 552, 556, 593;
Братство: 65, 115, 142, 152, 276, 292, 293, 330, 377, 426, 429, 601;
ЕИР1: 1.3.29; 17.6.31; 21.10.31; 26.12.31; 19.6.33; 9.7.35;
ЕИР3: 34;
Надземное: 326, 367, 425, 426, 477, 508, 561, 573, 663, 720, 730, 742, 774, 785, 787, 788, 789, 806, 807, 820, 821, 830, 839, 845, 847, 954;
ГАЙ2: 9, 43, 382, 636;
ГАЙ3: 420;
ГАЙ4: 15, 173;
ГАЙ5: 317, 600;
ГАЙ6: 416
ГАЙ7: 394; 395;
ГАЙ9: 242;
ГАЙ12: 24, 64;

Технология учебы в земной школе, в каждом воплощении предполагает постоянное преодоление препятствий, постоянное напряжение , что и приводит естественным образом к рождению самосовершенствования, заменяющего собою выполнившего свою задачу совершенствование. Человек становится субъектом эволюции вместо уходящего объекта эволюции.

Процесс преображения человека в достаточных подробностях описан в реферате «Живая Этика о качествах духа и качествах характера», и этот реферат может естественным образом вписаться в наш реферат в качестве либо приложения, либо заключительной главы. Для этого необходимо, конечно, откорректировать его организационно, что не представляет никаких трудностей, но зато в одном документе будут объединены идеология и практика.

перейти к ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий