9.6.КАКИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ?
Все приобретаемые качества нужны человеку прежде всего для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Для того, чтобы способствовать прогрессу человечества. Помочь утвердить на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Так, первую группу составят качества Служения Общему Благу (в скобках указаны соответствующие отрицательные качества личности):
Чувство долга (пренебрежение общественным долгом).
Правильное отношение к собственности (собственничество, скупость, алчность).
Правильное отношение к труду (тунеядство, лень).
Чувство нового (косность, пережитки).
Общественная активность (пассивность).
Инициативность (равнодушие, квиетизм).
Готовность к служению человечеству (корыстолюбие).
Готовность к борьбе со злом (непротивление злу).
Самоотверженность (карьеризм, самолюбие).
Готовность к подвигу (конформизм, оппортунизм, легкомыслие).
Эти качества являются первыми ступенями к Огненности.
В настоящее время, перед окончанием темной эпохи, или Кали Юги, завершился тот длительный период, когда развивался разум человека. На сей цикл эволюции разум уже достиг апогея своего развития. И теперь начинается Сатия Юга — период интенсивного развития следующего аспекта человеческой Индивидуальности — Сердца (Любви).
Сердце — это та область духа человеческого, из которого исходит вдохновение на людей, воодушевленных высшими стремлениями и идеями. Это центр самоотверженной Любви, сострадания, героизма. Это центр интуиции, или чувствознания, центр сверхсознания. Сердце остерегает человека от ошибок, предупреждает об опасности.
Значение сердца в том, что оно — средоточие Огненной энергии. Нельзя постичь пламень, не понимая мощи сердца, обители Агни. Смысл пользования Огненной энергией лежит в области сердца. Высокие эмоции выводят из состояния обычности, повышают вибрации, которые утончают и открывают наши Огненные центры — чакрамы. Все духовные центры зависят от главного — от нашего сердца. Потому раскрытие центров начинается с воспитания сердца. Так развитие сердца в нашей Эре является наиглавнейшей Задачей.
Так, во вторую группу войдут качества сердца — сердечные качества.
Качества, ведущие к Братству:
Коллективизм, единение (эгоизм, индивидуализм, самость).
Братское соревнование (ревность, зависть).
Уважение к человеку (умаление).
Вежливость (грубость).
Благодарность, признательность (неблагодарность).
Доверие (недоверие, подозрительность).
Верность (предательство, вероломство, измена).
Дружба и братство (презрительность, враждебность, ссоры).
Качества, ведущие к Любви:
Терпимость (нетерпимость, фанатизм).
Неосуждение (осуждение, пересуды, клевета, вмешательство в чужие дела).
Необидчивость, немстительность (обидчивость, мстительность).
Дружелюбие, культура общения (недружелюбие).
Чуткость и бережность (нечуткость).
Стремление помочь (отказ в помощи).
Сострадание, сопереживание (жестокость).
Любовь (ненависть, злобность).
Качества, ведущие к Радости:
Совесть (самодовольство, самоуспокоенность, бессовестность).
Моральная чистота (лживость, низость мысли).
Благородство, великодушие (мелочность, малодушие).
Чуткость к красоте (пошлость, безвкусие).
Оптимизм (пессимизм).
Радость (печаль, уныние).
Торжественность (обыденность).
Этими Светлыми качествами приобретается Огненность человека!
Также заповедуются непоколебимость и твердость духа. Только при наличии такой твердости можно строить. Твердость не есть жестокость или что-то противоположное мягкости. Это скорее сила крепости. Она выражается в несокрушимой воле, идущей навстречу раскрытию духовной жизни. Все, что принимает сердце извне, должно пройти сквозь его твердость. И ничто не поколеблет его устремленность.
Третья группа состоит из качеств воли — волевых качеств:
Терпение (недовольство, нетерпеливость).
Самообладание (раздражительность, гневливость, волнение).
Собранность (разболтанность, рассеянность, хаотичность).
Устремленность (удовлетворенность, распущенность).
Мужество (трусость, страх).
Преодоление препятствий, трудностей, опасностей (уклонение от препятствий, трудностей, опасностей).
Стойкость перед испытаниями, невзгодами, страданиями (саможаление, отчаяние).
В вопросе развития Огненной энергии многое зависит от сознания. Можно лишь Светлым сознанием управлять психической энергией. Чем выше сознание, тем высшего качества будет Огненная энергия. Поэтому, кто хочет приобщиться к этой высшей мощи Огня, должен позаботиться об улучшении и повышении своего сознания. Расширение сознания способствует утончению и преображению наших духовных центров. Развитие сознания напрягает все центры. Открытие Огней очень зависит от утончения сознания.
В основу утверждения сознания надо положить знание. Деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Поэтому изгоняйте всякое невежество и без напыщенности — просто больше знайте. Познание должно наполнять всю жизнь. Сознание как вещество тончайшее должно быть всегда пополняемо. Знание есть Путь Огненный. Знание раскрепощает человека. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и размеры Великого Плана Эволюции и сложность жизнестроения. Потому — не только самовоспитание, но и всестороннее самообразование!
Расширение сознания приведет к Мудрости. Она живет в глубинах духа. И пробудить ее в себе может только сам человек. Мудрость есть глубокое проникновение сердца в мировую сокровищницу и познание скрытых причин всего. Мудрость принадлежит каждому просветленному сердцу, раскрытому в понимании жизни.
Так, четвертую группу составляют качества Мудрости:
Простота и скромность (самомнение, гордость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, чванство, зазнайство, амбиции).
Честность, чувство чести (лицемерие).
Правдивость (неправдивость, лживость).
Искренность (фарисейство, ханжество).
Чувство соизмеримоcти (несоизмеримость).
Внимательность, наблюдательность (невнимательность, ненаблюдательность).
Вмещение, синтез (предубеждение, сомнение, скептицизм, шатание).
Развитие лишь одного качества не дает общего следствия. Если кто-то постарался не сквернословить, другой не раздражаться, третий не бояться, то такие полезные подробности будут все-таки отдельными рычагами — не поднимет каждый всю тяжесть. Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный.
Также мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами — нужно познать их полное сочетание. Только радуга синтеза дает продвижение. Для долгого Пути соберем возможно больше качеств; пусть каждое из них будет лучшей степени! Путь не краток, и каждый запас будет полезен. Кто дерзнет утверждать, что то или иное качество ему не пригодится? Именно случается, что самое пренебреженное будет спешно нужно. Так мы поймем все качества, потребные для того, чтобы стать Огненным!
В указанной работе, «Буду Огненным», даны исчерпывающие характеристики всех моральных качеств, подлежащих внедрению в характер человека.
9.7.ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА
Выше мы проследили восхождение человека, начиная с зачаточной души до состояния духовно развитого человека, отметив различные ступени развивающегося сознания, начиная от смутных ощущений дикаря до отчетливой работы мыслителя. Теперь скажем о последних ступенях человеческой эволюции, которые для огромного большинства человечества еще впереди; они уже пройдены небольшим числом старших сынов нашей Расы, и в наше время их проходят наиболее опередившие остальное человечество — это так называемый «Путь ученичества».
Если эволюция человеческого сознания на ее низких ступенях могла происходить помимо сознательного участия в этом процессе самого человека, то переход сознания его за пределы обыкновенного сознания, до ступени сверхчеловека, или богочеловека, не может совершиться без сознательного устремления к этому самого человека и без участия в этом процессе Учителя Мудрости, одного из Великих Иерархов.
Вступление на Путь ученичества — это вступление на ускоренный Путь развития сознания с целью достичь высшей ступени эволюции человека. Решивший стать учеником подобен человеку, который вместо кружного пути, медленно ведущего к намеченной цели, к вершине горы, избирает еле заметную крутую тропинку, ведущую прямо кверху, через скалы, заросли и дебри.
Конечно, такой Путь избирают лишь наиболее решительные, мужественные и устремленные, и, конечно, такой Путь легким быть не может. Этот Путь имеет большие трудности и предъявляет большие требования к желающему вступить на него.
Учителя не перестают наблюдать за человечеством и отмечают всех, кто, благодаря чистой жизни, бескорыстному труду ради Общего Блага, благодаря умственным усилиям, обращенным к благородной цели и искренней преданности идеалу, становится во главе человечества, делаясь способным воспринять усиленное духовное воздействие. Каждый, желающий воспринять подобное воздействие, должен обладать особенной восприимчивостью.
Когда человек своими личными усилиями пробивается в передовую человеческую волну, выказывая при этом любящую и бескорыстно деятельную натуру, в таком случае он становится предметом особого внимания со стороны неусыпных Хранителей Расы и его ставят в условия, благоприятные для проявления его духовных сил. И по мере того как он успешно выдерживает испытание, он получает дальнейшую помощь, пока стремление не приведет его к вратам Пути.
Его вступление на Путь ставит его в положение ученика, или чела, находящегося на испытании; один из Учителей Мудрости и Сострадания принимает его под Свое покровительство и помогает ему на узком и крутом Пути. Учитель видит его усилия, направляет его шаги и приводит его к условиям, наиболее благоприятствующим его прогрессу, следя за ним с нежной заботой и мудростью.
Тех, которые готовы исполнять определенные условия, Учителя допускают в число Своих учеников с целью ускорить их эволюцию и пополнить ими ряды Братства. Принятие в ученики есть величайшая привилегия, есть редчайшее явление, но зато и великая ответственность!
Что же делать, чтобы заслужить, чтобы стать достойным такой величайшей привилегии? Сказано, что «когда ученик готов, Учитель не замедлит». Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные условия? Определенные качества, которые ученик должен с самого начала приобрести, ставятся перед ним как условия для ученичества. На этой начальной ступени не требуется доведения их до совершенства, но ученик должен хотя бы отчасти овладеть ими, прежде чем он будет допущен к Посвящению.
Первым условием является устремление и готовность к самопожертвованию в служении Общему Благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения.
Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце и станет второй натурой, тогда достижение сокровенной цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всей искренностью: действительно ли имеется такое Огненное устремление и самоотвержение, и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание больших знаний прежде всего для корыстных целей?
Малейшие признаки такого скрытого желания являются самым большим препятствием на Пути духовного продвижения. Для успеха нужно понимание, принятие и несение подвига самоотречения в жизни.
Вторым условием на Пути приближения к Учителю является установление правильного отношения к Нему. Об этом подробно рассказано выше. Любовь и преданность, почитание и признательность — этим должно гореть сердце кандидата в ученики.
Преданность надо показать Учителю на деле — преодолением всех препятствий. Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование об Учителе, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. Что бы мы ни делали, мысль наша должна держаться около Него, все совершается во Имя Его.
Третье условие — работа над собой. Для того чтобы стать принятым учеником, следует, прежде всего, работать над своей нравственной, духовной стороной жизни, что дает неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие — это простейший Путь к приближению. Связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.
Глубокое, всесторонне продуманное уяснение себе всех качеств, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником, чрезвычайно важно. В работе «Буду Огненным» указано, как работать над собой; там же (а также в последней части настоящей работы) перечислены все качества, которые необходимо приобрести. Без этих основных качеств, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великому Учителю, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности.
Принятием ученика Учитель возлагает на Себя страшную тяготу, которую невозможно представить себе, не зная Сокровенных Законов. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в свое сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, может знать каждую его мысль, каждое его чувство.
Можно понять, как для высокого сознания Учителя должны быть тяжелы и нестерпимы дисгармонические вибрации, порождаемые неочищенным мышлением ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной сокровенной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно пресечь эту связь. Но каждое обрывание серебряной нити болезненно обоюдно и несет свои последствия.
Это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Потому Великие Владыки, стоящие на Несменном Дозоре, направляющие мировые процессы для удержания равновесия Мира и ведущие гигантские Космические Битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошел и очистился через многие Огненные испытания и проявил свою готовность, преданность и самоотверженность не в условиях благополучия, но на краю пропасти.
В Древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное их число выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия. При этом принимаются во внимание его внутренние побуждения, взвешиваются его способности находчивости и мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и так далее. И, как и раньше, мало кто на деле выдерживает.
Содержание:
Глава 1. ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ
Глава 2. ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 3. ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ
Глава 4. ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ
Глава 5. ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ
Глава 6. ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ
6.4.КНИГИ УЧЕНИЯ
Глава 7. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ
Глава 8. ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глава 9. ЭВОЛЮЦИЯ ОГНЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
9.6.КАКИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ?
Глава 10. КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ
10.4.ЗНАНИЕ И НАУКА
Глава 11. СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОЙ ЭПОХЕ
Комментариев пока нет... Будьте первым!