Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » Введение в Агни Йогу. С.В. Стульгинскис (люди и даты)

542 просмотров

2759-10

Глава 5. ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ.

ПЕРЕДАТЧИКИ УЧЕНИЯ МАХАТМ

5.1.ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ВЕДАНТА

Светлый облик Шри Рамакришны (1836-1886 гг.) — великого индийского мудреца, и ясный ум его ученика и непосредственного продолжателя Свами Вивекананды (1863-1902 гг.) — индий­ского философа и ученого, зазвучали в прошлом веке мощным призывом к духовному синтезу.

Пройдя путями важнейших мировых религий — индуизма, христианства и ислама, — Рамакришна принес весть о Единстве всех религий. Он нашел, что в основе всех религий лежит единая Истина.

Вивекананда встречается с Рамакришной в 1882 году и с тех пор всю жизнь занимается развитием его идей. Он прозревает духовную нищету Запада, заглушившего грубой материальностью призыв Духа в своей душе. Он утверждается в мысли, что Веданта, вынесенная из Индии в Мир, может облегчить людям путь освобождения.

В сознании Вивекананды начинает оформляться идея: навести мост, соединяющий Восток и Запад, оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока. Вивекананда выходит послом Индии в Мир, прокламируя: «Индия нужна Миру, Индия с ее знанием Бога, с ее методом освобождения, с ее накопленным духовным наследием». В 1893 году Вивекананда отправляется в Соединенные Штаты Америки на Конгресс религий. Он приветствует самую молодую страну от имени монашеского ордена древнейшей страны. Провозглашает Истину, воспринятую у ног своего Учителя Рамакришны, который опытным путем постиг, что все религии ведут в один Океан Милосердия, что все формы и оттенки — различные аспекты Единой Великой Истины. Знакомит западный Мир с древним учением Веданты. Проезжает почти по всей Америке.

Вскоре Вивекананда замечает эгоистические, жестокие черты американской жизни и подвергает их уничтожающей критике. Он резко протестует против лжехристианства и лицемерия многих христианских лидеров. Этой критикой Вивекананда вызывает озлобление «христианских вождей», которые обрушили на него целый поток грязной клеветы. Так, Америка не смогла осуществить мечту Вивекананды о соединении Запада и Востока. Все побуждения американцев были направлены на удовлетворение материальных нужд. В философии господствующим стали позитивизм и прагматизм.
В 1895 году Вивекананда пишет курс лекций «Раджа-Йога» — книгу, столь восхитившую Льва Толстого. В том же году он принимает приглашение из Лондона, там пишет «Бхакти-Йогу», а вернувшись в Америку — «Карма-Йогу». Затем создает курс «Философии Веданты», вследствие чего в Нью-Йорке организуется «Общество Веданты». В Лондоне появляется «Джнана-Йога».
В 1897 году Вивекананда возвращается на родину, выполнив огромную миссию: он положил начало действительному ознакомлению и сближению Запада с Востоком. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного восточного миросозерцания.

Вернувшись на родину, Вивекананда создает организацию «Миссия Рамакришны», задача которой — распространение идей Единства в Мире.
Но религия для Вивекананды не заключалась в обрядах и обычаях: он смело очищал живую веру от предрассудков, сокрушал обычаи ранних браков, сожжения вдов и тому подобное — религия была для него живым огнем самопожертвования и любви.

Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание, были первыми индийскими лидерами в полном смысле этого слова. Рамакришна был духовной силой Индии, Вивекананда — его голосом. Продолжателями их дела были: Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг.), Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) и Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). В 1911-1916 годах в России были изданы книги о философии Веданты, о Рамакришне и Вивекананде, также и труды Вивекананды; книги Р. Роллана «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды» вышли на русском языке в 1936 году (собр. соч., т. 19); книга

Дж. Неру «Шри Рамакришна и Свами Вивекананда» на английском языке вышла в Калькутте в 1960 году.

 

5.2.ПОДВИГ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

Подвиг русского монаха Сергия, после восьми с половиной веков, был повторен другим русским человеком — Е.П. Блаватской (1831-1891 гг.). Уже в детстве перед нею появлялся величественный образ Махатмы — высокого индийца в белой чалме, — всегда один и тот же. В 1851 году Блаватская едет в Англию, и там, в Лондоне, происходит ее первая встреча с Махатмой, появлявшимся ей в детстве.

Затем, в течение последующих семи лет она три раза пытается проникнуть в Тибет, но безуспешно: в те времена чужестранцам было запрещено въезжать внутрь страны. И только в 1864 году ей удалось достичь своей цели — она проникла в недоступные недра Центральной Азии. После героических поисков она, наконец, разыскала там таинственных мудрецов — Махатм, и стала Их духовной ученицей. Она пробыла там три года в одной из Их обителей (ашрамов) в Тибете. Там она получила сокровенные Знания о тайнах Мироздания.
Блаватская была посланницей Махатм, исполняла Их поручения. Под псевдонимом Радда-Бай ею были написаны интересные очерки о своем путешествии по Индии и Тибету и о беседах с Махатмами. Эти записки, названные «Из пещер и дебрей Индостана» (вторая серия очерков — «Забытые племена. Три месяца на «голубых горах» Мадраса»), печатались в периодике в начале 80-х годах XIX века в России. Затем они были изданы отдельной книгой. До последнего времени ее литературное имя соединялось в России только с этими очерками. Все прочее было написано и издано на английском языке.
Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с сокровенным Учением всех религий и философий, Махатма К. X. согласился руководить таким обществом, основанным в Нью-Йорке в 1875 году Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом. Появление Теософского общества имело целью подготовить западный Мир к наступлению Новой Эпохи путем распространения Высшего Знания о тайнах и задачах Мироздания. Учение, принесенное Блаватской, сделало свое великое дело — пробудило по всему Миру многочисленные сознания.

«Теософия», в переводе с греческого, — Божественная Мудрость. Теософия есть научно-религиозная философия, то есть синтез науки, философии и религии — их согласование. Изучая все религии Мира, Теософия находит, что сокровенная часть религий имеет одни и те же Основы. Так, Теософия заключает в себе Истины, лежащие в основе всех религий. Девиз Теософского общества: «нет религии выше Истины». Существует большая теософская литература.
Труды Блаватской печатались в ее время в Америке и Англии. Помимо многих книг на темы восточной философии и древней мудрости, как: «Разоблаченная Изида», «Ключ к Теософии», «Голос Безмолвия», «Жемчужины Востока» и прочее, а также огромного количества статей, она написала капитальный труд в трех томах — «Тайная Доктрина», то есть «Сокровенное Знание» (1888 г.), — свод многовековой сокровенной мудрости, синтез достижений эволюции жизни прежних Культур, проблемы будущего развития жизни и человечества; два тома были переведены Е.И. Рерих и изданы в Риге в 1937 году. Своих трудов Блаватская никогда не приписывала себе, а считала их лишь несовершенной передачей откровений Махатм.

Но появление нового отдела Шамбалы — а таким стало Теософское общество — вызвало войну против него темных сил, ибо они не желают наступления Светлой Эпохи, грозящей уничтожением их силы и влияния. Против Основательницы Общества ополчилось духовенство ортодоксальных религий (особенно иезуиты), а также английские расисты, которым не нравилось большое влияние Блаватской на индийцев. Против нее была организована систематическая кампания: постоянные выпады, инсинуации, клевета.
Так посланницу Шамбалы, исполнявшую поручения Махатм, несшую миссию провозвестника Новой Эпохи, нападки врагов Света свели с Земного Плана.
К большому сожалению, Блаватская была не понята, не признана и оклеветана и на своей Родине. Все началось с враждебного и лживого памфлета клеветника Всевол. Соловьева «Современная жрица Изиды», вышедшего в 1894 году в России. Пущенная им клевета в свое время обошла беспрепятственно всю Россию, и последствия ее тянутся еще и в наше время. По сей день автоматически повторяются, без какой-либо аргументации, такие эпитеты, как: «обманщица», «шарлатанка», «авантюристка».

В Америке на обвинение Блаватской в «фиктивности» ее общения с «несуществующими» Учителями Мудрости Востока — Махатмами — в газете «Бостон Курьер» от 18 июля 1885 года появился протест, подписанный 70 учеными Индии, в котором они утверждают, что «Махатмы — не измышление Блаватской, а Высшие Существа, в существовании которых никто из просвещенных индийцев не сомневается, которых знали наши деды и прадеды, с которыми и сейчас многие индийцы находятся в постоянных сношениях». Таково было свидетельство пандитов — ученых Востока. Елена Ивановна Рерих о Блаватской в свое время написала: «Наша великая соотечественница почти сейчас же после смерти воплотилась в мужском теле в Венгрии. В 1924 году она прибыла в главную Твердыню Белого Братства и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей человечества. Так творит Космическая Справедливость. В будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, — наша национальная гордость».
Да, она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тисках церковных догм и устремившемуся в не менее мертвый тупик атеизма. Она принесла Великое Знание и Светлую весть о Махатмах и Шамбале.

Для ищущих были необходимы книги Е.П. Блаватской — через них они прикоснулись к Древней Мудрости. Были принесены некоторые древние тексты, как: «Стансы Дзиан», «Голос Безмолвия», «Свет на Пути» и так далее.
Человечеству были возвращены забытые Истины о Законе вечной жизни человека — о Законе его перевоплощений, а также о Законе Космической Справедливости — о Законе Кармы.

Учение Махатм, названное Теософией и данное через Блават­скую во второй половине XIX века, было продолжено и развито в первой половине XX столетия через Елену Ивановну Рерих. После подробного изложения была дана заключительная кульминация. Это Учение было названо Агни-Йогой, что значит Огненный Путь.

Агни-Йога, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на Огненное очищение и утверждение всех бывших Великих Учений. Агни-Йога не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. И возвращает все те ценности, которые люди утеряли, исказив прежние Заветы.

   Агни-Йога, воспринимая атеизм, как неизбежное следствие церковных искажений религии, не отбрасывает Основ религий, очищенных от злотолкований невежественных священнослужителей.

Учение Агни-Йоги основано на почитании Великой Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей — Махатм Шамбалы.

 

5.3.ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.

Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.
О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.

Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.
Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.

Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».

Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.

В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.
С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.
Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.

Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.
Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.

Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».

Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.
После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.

И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.
Проработав в Москве около трех лет, он ушел в 1960 году с Физического Плана.
Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.

Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.
Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.

«Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).
Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:
«О ее жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).

Ее трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.
Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».

В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…

 

Содержание:

Глава 1. ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ

Глава 2. ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 3. ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ

Глава 4. ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ

Глава 5. ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ

Глава 6. ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ

6.4.КНИГИ УЧЕНИЯ

6.5.КОСМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ

Глава 7. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ

Глава 8. ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 9. ЭВОЛЮЦИЯ ОГНЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

9.6.КАКИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ?

Глава 10. КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ

10.4.ЗНАНИЕ И НАУКА

Глава 11. СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОЙ ЭПОХЕ

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий