Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Живая Этика - в жизнь » Цикл коротких рассказов. Исаак – пример мужества. Вл.Чернявский

949 просмотров

2591-535

Я могу в данной работе описывать только тех людей, которые могут повлиять на читателя в положительном направлении и которых я достаточно хорошо знаю по их делам в различных ситуациях. Это мое субъективное восприятие и мое решение без всякого малейшего лукавства. Обоснованием для такой работы является убежденность в том, что польза от нее несомненна, хотя и невелика. Я очень люблю рассказы о реальных людях и их делах и судьбах; ведь это действительно было.

Вымысел не вызывает такого интереса как реальные события, описанные языком простым и совсем некрасочным.

Семья наша вынесла Великую Войну только потому, что место ее проживания – низовья Дона, богато рыбой. Если классически – мы выросли на рыбе и от этого уже не отрешиться, эта часть традиционного питания переехала с нами в Израиль. И вот однажды, в сухой, жаркий палестинский полдень из дворов соседей донеслись слова: «Рыба, Исак, продали»…, т.е. где – то поблизости была рыба. Предположение оказалось верным и после наведения справок я направился за добычей, по добытому указанному адресу. Рыба оказалась великолепной и недорогой: в современной христианской традиции она считается «рыбой апостола Петра», в иудейской традиции – это «мушт» или «мушта». Водится она только в Галилейском озере и является именно участницей чуда с хлебами и рыбами, которое Иисус сотворил на этом месте. Место обозначено католическим храмом, на полу которого сохранилась мозаика – корзинка с хлебами и рыбами.

Здесь же неподалеку стоят и храмы: избрания апостола Петра пастырем и исцеления тещи Петра. Несколько в стороне светятся алыми красками купола православного храма. Это место называется Табха, и именно здесь, на этом пятачке, на берегах Галилейского моря, родилось христианство.

Хозяином и продавцом рыбы оказался некто Исак, небольшого роста, но весьма и весьма крепко сшитый мужчина, с рыже–седой шевелюрой. Это его имя произносилось с почтением соседями нашего местожительства. И вот каким-то чудесным образом мне удалось в кратчайшие сроки приобрести авторитет и расположение самого Исака, и его жены Анны. Это произошло, очевидно, в соответствии с Законом о притяжении подобного подобным. Мы любим цветы и выращиваем их во всех местах, где нам приходится жить, и Аня страстная любительница цветов; я 35 календарных лет отдал добросовестной службе ВМФ СССР и профессия Исака была связана с морем – он был опытным и талантливым технологом по изготовлению и эксплуатации орудий лова. Нужно сказать, что когда он пригласил меня в качестве помощника на изготовление большого невода на знаменитом Галилейском море, я оценил его высокий профессионализм. Нужно сказать, что изготовление такого орудия лова, как большой невод, является настоящим искусством, овладеть которым могут единицы из множеств.

В этой области он был одним из самых–самых в России и в Украине и даже несколько лет работал за границей (в Сомали) в те времена, когда об этом можно было только мечтать, а говорить было попросту бессмысленно.
Мы подружились.

Постепенно узнавали о своей предшествующей жизни, о ее содержании, о смысле. Для приобщения к Учению основы были и у Ани, и у Исака, основы типичные, ярко выраженные, но различные: Исак стоял в начале пути и стал одной ногой на первую ступеньку, которая может быть названа допущением, т.е. его жизненный опыт уже позволил ему выполнять рекомендацию – «не отрицай, чего не знаешь», нужно было только не спугнуть эту трепетную птичку, преподнести ей умело тот духовный корм, в котором она нуждалась, и в той форме и того уровня, на который было способно ответить его сознание. У Ани сознание было более высокого уровня, созданного в предыдущих воплощениях; она была подготовлена к жизненной практике. Встречаются люди, не откликающиеся на восприятие Знания, даже отрицающие, иногда просто равнодушные. Но как ни странно, при дальнейшем общении выясняется, что большинство из них исповедует Основы в своей жизни. Совершенно конкретно можно утверждать, что они ознакомлены с ним ранее и уже перешли к практике. Неоднократно я совершал ошибки при встречах с такими людьми, и выработал индивидуальное правило: относиться к «новым» на духовном пути с максимально возможным уважением и исключать предвзятость. Аня была таким готовым духом и в значительной степени жизненные успехи Исака определялись именно ею, тем почитанием, которое она заслужила своею жизнью. Их семейный союз был реальной картиной современного отношения Начал со всеми достоинствами и недостатками обоих сторон: при сильнейшем профессиональном напряжении мужчины эпохи «развитого социализма» находили отдохновение и разрядку в регулярных совместных мероприятиях, содержавших в своем составе и аморальный элемент и Исак был очень и очень склонен… Аня смогла удержать его от перехода через красную черту.

Нужно отметить, что мы прибыли в Израиль с багажом, почти половину которого составили книги, прежде всего Живая Этика. И неизбежно, закономерно в наших обменах мнений о жизни земной и бренной был затронут и вопрос об источниках Знаний, и началось уже целевое общение небольшой группы.

Пришли люди с интересными судьбами, каждый из них велик и уникален и имеет право на отдельное описание своей индивидуальности в нашем рассказе, но идем по порядку. Вообще-то основная польза от представленных рассказов заключена в возможности использования излагаемого опыта любым человеком в рамках РД при реализации аналогичной ситуации или встрече с похожими натурами на духовном пути. Если такой опыт накапливать и использовать постоянно, то он очень эффективно ускоряет познание человека как такового, а через него и познание Миров.

В период познания новой страны и нового народа я приобрел толстенькую тетрадь для записей о том, что может еще удивить человека с 60-ти летним жизненным опытом, т.е. много повидавшего. И одной из первых записей было открытие о непохожести по основным жизненным чертам евреев сефардов от евреев ашкеназов. Это отдельная интересная тема, достаточно обширная, но если среди немногих читавших этот рассказ найдется желающий узнать эти отличия, да и еще кое-что поразившее меня, то я всегда готов!

Итак, Исак был типичнейшим ашкеназийцем. Поскольку опыта общения с другими ответвлениями евреев у меня до этого времени не было, я и представлял себе типичного представителя этого народа с основными чертами как у ашкеназийца, т.е. как у еврея СССР. Увы! Жизнь решительно исправила мои заблуждения. Здесь я увидел великолепный, красочный веер из других, непохожих на усвоенных ранее евреев: от «марокканцев» до «чернокожих».

Есть на тему о таланте человеческом небольшая сентенция: «Если человек талантлив, он талантлив во всем. К сожалению это относится и к идиотам». Исак был из первых. Он был из г.Николаева – города кораблестроителей, а мы знаем, что на юге СССР не было мужчин, не умевших изобретать, монтировать и демонтировать, строить и сваривать, делать любую кладку, разбивать сады, а также мыслить масштабно и перспективно. Исак, конечно, проникал в святая-святых процессов так называемой перестройки, и у него брали консультации действующие функционеры из Украины, и он отдавал им знания и квалифицированные советы, при этом источник его знаний был неизвестен даже ему. Знания его были продуктом собственного трудного интуитивного познания Мира. Он впитывал все происходящее и превращал в типичное еврейское знание. Он был универсалом, в нем было мощное духовное содержимое, но одновременно и материальное – его «золотые руки», и способности коммерсанта, и могучего менеджера и пр., и пр., и т.п.

Когда он пришел к Учению, ему было за семьдесят, когда он «ушел» из этого Мира, чуть за восемьдесят. Как то так получается, что почти все самые яркие фигуры моего повествования заканчивают свое земное пребывание трагически, но что есть, то и есть, а есть жизнь и ее суровая правда, и я не имею права на приукрашивание и искусственный хеппи-энд.

Окончание земного жизненного пути Исака было трагическим, но и прекрасным, и я не могу найти тех слов, которыми смог бы выразить благодарность судьбе за тот пример мужества, который подарил мне Исак.

Когда мы познакомились, Анна уже семь лет была онкологической больной, и Исак продлевал ей жизнь собственным методом лечения; я не знаю его деталей, но основой его было большое количество свежего свекольного сока, и он фактически подарил ей более десяти лет жизни в общении с любимыми детьми и внуками.

Она «ушла», с ней ушло и сдерживающее, благодатное влияние, но осталась добрая, чистая память, дети и внуки, которым нужна была и моральная и материальная помощь. Для меня же великим подарком было его постоянное, регулярное, примерное присутствие в нашем кружке и его устремление к познанию. Он стал для меня знаком реального духовного рождения, рождения свыше. Мы не затрагивали эту деликатную тему, но знали, что это произошло, что это была ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Такой человек, с чувством великого собственного достоинства, с гордостью (не с гордыней), мог принять Учение только до предела искренне, только без малейшего лукавства, только бескомпромиссно. Мы частенько встречались и вне кружка, и ни одна встреча не обходилась без теософских тем. Из своего выстраданного и сейчас уже в определенной мере обобщенного жизненного опыта я вывел одну истину: объяснение поведения людей, подошедших к обретению Веры, но не решающихся сделать последний шаг. Оно было кратким – опасение, страх, гордыня. Человек не хочет (опасается, боится) новых изменений в своей жизни, новых требований, обязанностей, которые неизбежно появятся перед неким Небесным Отцом, которого он будет обязан слушаться и почитать. Он, человек – венец Вселенной, покоряющий Ее! И он обязан будет подчинить свою жизнь этому Высшему?! У Исака такого страха, опасения не было; место для Него было подготовлено, нужно было только решиться на приглашение.

Анна не была еврейкой, но прошла успешно процедуру по имени «гиюр» и по мнению знавших ее и по постоянной благодарности Исака у нее могли поучиться многие еврейки. Она была во всем естестве своем высоконравственным человеком. Они оба были счастливы в браке, и он был им в радость и в счастье. Дом их был открытым домом, друзья их были похожи на них; жизненный их путь не был усыпан розами, но они шли по нему достойно, прежде всего выделяясь тем, что главной чертой их характеров была способность и направленность на отдаяние: два вроде бы значительно отличающихся человека, но основа одна.

После ухода Анны ярчайшим образом высветилась ее роль как держательницы всей семьи; заменить ее на этом посту не мог никто, но Исак приложил все свои силы и возможности, чтобы все – таки сделать это. В значительной степени это ему удалось. Была и еще одна радость.

Исак познакомился с женщиной, которая стала для него наградой от Мира на заключительном этапе его жизни, и он в не меньшей мере украсил ее жизнь своей заботой и преданностью. Она была музыкантшей и концертмейстером высокого уровня, с характером старой общественницы, с бескорыстным студенческим распорядком жизни. Они прожили до его «ухода» счастливую, хоть и краткую жизнь

У него была тяжелая форма онкологии, его борьба с недугом служит для меня примером мужества; он был хорош и в жизни, и в смерти, да и в Тонком Мире он будет так же хорош. На примерах всех этих достойных, нравственных людей я получил реальные уроки жизни, которыми можно руководствоваться в своей эволюции без всякого колебания, ибо уроки эти реальны, как и люди, преподавшие их. Делиться этим опытом совершенно необходимо, этого от нас требует сама теософия, выражающая эти обязанности словами А. Безант об ОБЯЗАННОСТИ, т.е. не о желании или нежелании, а именно об обязанности поделиться открывшейся духовной истиной с другими. И мы делимся в надежде помочь хотя бы нескольким себе подобным таким же образом, как была оказана помощь и нам ищущим.

Для моего характера абсолютно необходимым является общение с людьми, интерес в совместном труде, прежде всего в труде духовном; мы не знали, было ли это уже ранее выращенное чувство (качество) или оно постепенно родилось и сформировалось в процессе уже ставшего постоянным устремлением к самосовершенствованию. В самом идеальном учебном пособии невозможно дать законченные, удовлетворяющие все разнообразие человеческих характеров советы, рекомендации по исключению негативных и созданию на их месте светлых качеств характера; любые пособия содержат каркас (идеологию) такой духовной работы, а реализуется эта тяжелая работа в практике повседневности, реализуется способами и приемами не в форме клише, но в форме своеобразных мозаичных картин, различие между которыми основывается на различиях самих созидателей. И такие черты я отмечал в различных количественных показателях почти у всех, прочно утвердившихся в Учении. Если бы некоторые самомнительные участники РД могли видеть Исака в последние месяцы его земной жизни, когда он, преодолевая невыносимую боль, опираясь на костыли, шел в клуб на очередное занятие рериховского кружка! Человек, еще не познавший Учение во всех подробностях, но сердцем принявший его. С его искренностью в вопросах Веры, им прочно обретенной, он, конечно, определенным образом подготовлен к пребыванию в Мирах и я думаю, что и облегчение посмертного пути он себе обеспечил, тоже, конечно, в неизвестной нам мере. Доброго пути тебе, наш друг!

***

перейти к СОДЕРЖАНИЮ

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий