Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Живой Этики » Секрет педагогики столетий. А.В. Василевский

1 128 просмотров

2591-596

Окончание. Начало статьи опубликовано в предыдущем номере (№30, июль 2016 г.)

Материалистическое мировоззрение лежит сегодня в основе огромного большинства проявлений гуманитарных наук на постсоветском пространстве. В качестве аксиомы (чего-то абсолютно неоспоримого, не требующего никаких доказательств) преподносится особый взгляд на ход человеческой эволюции: общество в целом все время растет, совершенствуется, переходит от простого к сложному и т.д. Происходит «смена общественных формаций»: от первобытного состояния к родо-племенному, от рабовладельческого к феодальному, от капиталистического к коммунистическому. Что ж, по сравнению с некоторыми теориями прошлого (социал-дарвинизм, например, креационизм и т.д.) это, безусловно, шаг вперед. Но следующие шаги сделаны уже давно, и несостоятельность этого упрощенно-эволюционного подхода полностью очевидна. Тем не менее, автоматически, не задумываясь, многие современные «гуманитарии» оснащают свои работы этой концепцией*.
Казалось бы, ну и что? Разве это на что-нибудь влияет? Ведь большинство таких пишущих просто по привычке, не думая, копирует этот «мировоззренческий блок», философскую основу, из работ и учебников прошлых лет, и вроде бы не думает ею руководствоваться. – К сожалению, не просто влияет, а предопределяет коренные ошибки во всех построениях. И причина не только в написанных текстах, но в повсеместно практикующемся «процессе обучения», когда эта концепция заучивается как аксиома еще в учебных заведениях. Рассмотрим, как грубый материалистический подход к эволюции проявляется именно в педагогике.

Материалистической эта концепция эволюции является прежде всего потому, что она строится на лежащем в ее основе коренном предположении о первоначальной бездуховности человека: отрицается духовность и развитость человека в прошлом; появление духовности (что бы под этим словом ни подразумевали) описывается как постепенный и очень медленный процесс – не в отдельном человеке, а в человечестве в целом, и процесс этот укоренен в материальном «базисе», только им и определяется. Так сказать, «пищеварение определяет сознание».** Педагогика, построенная на этих основаниях, исходит из того, что:

1) подходы к обучению должны быть едины и одинаковы для всех, кто живет в наше время (речь идет и о формах, и о методах, и о содержании обучения), и служат достижению следующей ступени общечеловеческого развития, которая тоже совершенно одинакова для всех;

2) закономерность развития, предопределяющая появление «духовности» путем медленного накопления черт характера (полностью определяемых общественными отношениями), диктует и соответствующие подходы к воспитанию и образованию.

То есть: «духовная составляющая» человека считается несуществующей, невозможной (исходя из укорененности «надстройки» в «базисе»), поэтому «внутренний движитель», побуждающий растущего человека учиться, развиваться, имеет только внешнюю причину – общественные воздействия; а стало быть и весь учебно-воспитательный процесс строится 1) для всех в принципе одинаково, и 2) только с опорой на внешние воздействия, извне наведенную «мотивацию» и созданные в классе, школе, семье, государстве условия;*** о прислушивании к своему духу речи не может быть, как и вообще обо всей культуре внутренней жизни, самоизучения, поиске источников движения духа.
___________________________________________________
* – Диво дивное! Даже некоторые «мыслители», мнящие себя последователями Учения Живой Этики, несмотря на всю мощь Знания «Тайной Доктрины» и Трудов Е.И. Рерих, принимают эту марксистскую концепцию в качестве основы, и наполняют свои, простите, «рериховедческие» (sic!) труды противоречащими Учению нелепыми текстами о «мифологическом» мышлении, которое сменяется «религиозным», «научным», и затем даже «космическим»!
** – Карикатурное, гротескное изложение этой теории приводят братья Стругацкие в своем произведении «Понедельник начинается в субботу», описывая в части 2 устами невежественного псевдоученого, как «духпотребности» рождаются из «матпотребностей».
*** – Вот так и получаются иногда чудовищные вещи, о которых горько шутил Ярослав Гашек: «Самовоспитание к смерти за Императора».

О том, каков на самом деле процесс эволюции написано много, кое-что сказано и в начале этой статьи, и особенно – в статье «Истинная природа способностей». Коротко рассмотрим те аспекты, особенности эволюционного движения человека и человечества, которые имеют определяющее значение для педагогики.

Кармический урок.

В вопросах проявления закона причинно-следственных связей (Кармы) в жизни людей есть одно явление, на которое следует здесь обратить внимание: это «кармический урок». Жизнь каждого человека предопределена его действиями в предыдущих жизнях, в этой жизни. Но следует помнить о том, что каждый человек воплощается в этой своей, сейчас идущей жизни с определенным «заданием», целью, миссией, уроком, который он должен усвоить, осознать, выполнить. То есть помимо общей для всех эволюционной задачи движения к большей духовности, сознательности, утонченности во всех проявлениях, у каждого есть определенные конкретные задачи именно на эту жизнь. Причем эти задачи делятся на внешние, ближайшие и внутренние. У развитых людей обязательно будут важные внешние задачи, помимо прочих; у малоразвитых почти единственными являются внутренние.

Внутренние задачи – это задачи работы над собой: изжить плохие качества (накопленные в прошлом дурные энергии), приобрести хорошие качества, оснастить свой дух утонченными способностями, научиться проявлять духовные энергии в каждом жизненном действии, в восприятиях и выявлениях… Или, например, научиться не срывать зло на других, или приобрести привычку содержать свое тело в чистоте… Эти задачи могут быть очень индивидуальны. Например, у кого-то главная задача сейчас избавиться от одного-двух пороков, накопленных в прошлом, пороков, полностью препятствующих эволюционному продвижению; у кого-то – научиться быть сердечным и тактичным; у кого-то – развить некоторые способности (и здесь для современной педагогики обнаруживается парадокс: человек может проявлять какие-то способности очень хорошо, но ему не следует их проявлять, а должен он с большим трудом заниматься казалось бы почти безнадежным делом – развивать в себе почти отсутствующие способности в другом направлении).

Ближайшие задачи касаются ближайшего к человеку окружения, тех, с кем он непосредственно соприкасается, сталкивается, на кого оказывает влияние (зачастую, сам не подозревая об этом влиянии). Это могут быть родственники, друзья, коллеги по учебе или работе, учителя и ученики; но это могут быть и люди, с которыми соприкасаешься в течение небольшого периода, или вообще один раз, а иногда даже и не знаешь об этом своем воздействии на кого-то, и этот кто-то может даже не показаться на глаза. Эти кармические уроки, задачи являются одновременно и внутренними, и внешними.

Как внутренние, они требуют «развязать кармические узлы», исправить когда-то нанесенный вред, или получить, отработать свое наказание; также они дают возможность создать хорошие условия для своего будущего развития, подготовить на будущее себе сотрудников и близких; также научиться жить и работать в связке с другими, в коллективе, в общине, что может открыть в будущем огромные возможности для участия в эволюционных процессах человечества.

Как внешние, эти ближайшие задачи позволяют помочь другим людям, тем самым, с которыми соприкасаешься. А оказанная помощь создаст лучшие условия и для собственного продвижения.
Внешние задачи – это миссия, с которой человек (обычно, достаточно развитый) является на землю, миссия помощи всеобщей эволюции. Эта миссия тоже может быть достаточно индивидуальной, но могут быть и большие группы людей, воплотившиеся для совместной работы – выполнения этого кармического урока. Надо при этом помнить: эта важная миссия вовсе не обязательно представляет собой что-то «громкое», всем заметное.

Это, конечно, могут быть масштабные задачи, помогающие всему человечеству (кроме непосредственного исполнителя тут могут быть и малые участники, например, рядом с великим художником, ученым может быть скромный ассистент, лаборант, даже слуга, который внесет свой очень малый, но тем не менее существенный вклад в общее дело).

Это могут быть задачи, затрагивающие группы людей, большие и малые (и значимость дела может быть разной: от помощи в преобразовании души из скотского состояния в человеческое – до помощи в освоении какого-нибудь малого урока, или даже в озеленении загрязненного города).

Это могут быть совсем казалось бы маленькие и никому не заметные задачи, но задачи огромной важности – для всех, для многих, или для кого-то одного.

И не нужно завидовать другим, не нужно кичиться, не нужно мучиться кажущейся малостью задачи. Потому, что это ТВОЙ, только твой урок, и никто кроме тебя его не выполнит, как бы ни был этот другой человек хорош, с его масштабными задачами, он твое дело сделать не может.

Кармическая миссия полностью запрещает всякие проявления тщеславия и честолюбия. Выполняя ее надо полностью отступиться от своей выгоды и славы, отвергнуться от сидящих в душе эгоизма и самости, выдающих себя за самого человека, смириться с полной неизвестностью твоих действий и даже с неблагодарностью тех, кому помогаешь.

И ни в коем случае нельзя пытаться, под воздействием своего бунтующего честолюбия, присвоить себе не свою миссию – ничего кроме позора и глупости не получится. «Неужели я, такой умный, хороший, развитый, должен делать такую мелочь, ерунду? И я не спаситель Мира? Не водитель Человечества? Не великий писатель, художник, ученый? Не духовный учитель для явно менее развитых чем я собратьев?» – Во-первых, не надо уподобляться сумасшедшему, который устыдившись малой суммой в своем кошельке поселился под стенами казначейства или монетного двора, уверяя всех, что это – его собственность; во-вторых, нельзя судить по внешней эффектности, и нельзя путать внешний масштаб и известность с подлинной влиятельностью. Иногда достаточно одного краткого и незаметного большинству (даже вообще никому не заметного) воздействия, чтобы получить огромные последствия; а множества самокоронованных глупцов на рукотворных «олимпах» часто не влиятельнее и не полезнее мыльного пузыря. Мощь и полезность внешних задач – дело наживное для каждого; право выполнять подобные миссии надо заслужить, и каждый жизненный кармический урок – ступенька к этой вершине.

Итак, работая с детьми, надо попытаться помочь ребенку почувствовать его кармический урок (в общем, достаточно помочь понять, что он вообще есть; а кроме самого человека этот урок никто распознать в принципе не может); надо самим помнить, что этот индивидуальный урок у каждого существует, и хоть мы и не знаем, какой он у данного человека, мы не должны навязывать ученику то, что по нашему разумению ему лучше всего подойдет, ведь может оказаться, что у него другие задачи, и дух его перед воплощением выбрал иной путь. Так, например, если у ребенка вроде бы есть некоторые определенные способности, как это ни странно, развивать их, возможно, вовсе не нужно; их нужно развивать лишь в том случае, если ребенок сам выказывает стойкий интерес и желание двигаться в этом направлении. Для этого воплощенного духа может оказаться настоящей необходимостью уделить внимание совершенно другим качествам и делам. Да и сосредоточиться только на том, что получается делать легко, ведет к губительной узкой специализации и преграждает путь к синтезу, заветной цели каждого развивающегося человека.

Что же можно и нужно сделать? – Насколько возможно, помогать растущему человеку осознать самого себя, научиться понимать себя, помогать оформиться собственным интересам, спонтанно проявляющимся у этого ребенка, помочь дисциплинироваться неустойчивым и слабовольным, и, главное, помочь понять Основы Бытия и эволюционный путь, которым следует все человечество, понять свое место в этом пути и общие задачи развития и служения человечеству.

Секрет педагогики столетий.

Помимо личных кармических уроков и задач существуют кармические задачи групп людей, малых и больших, целых народов и стран, и даже огромных общностей, проживающих на нескольких континентах. Творя карму в этой своей жизни, мы меняем жизнь окружающих людей, влияем на условия жизни, на энергетическую атмосферу регионов и собственных стран. Соответственно этому формируется общая, сходная карма, связывающая людей в группы – от малых, по нескольку человек, до больших. И в последующих воплощениях человек приходит на землю не в случайное место, не в случайные условия и не в случайный момент, а только в такое место, условия и момент времени, когда он сможет получить воздаяние, общее с другими людьми, вместе с которыми он эту карму создавал. Таким образом, каждый из нас, кроме своих собственных, индивидуальных, реализует также кармические задачи своих групп, коллективов, стран…

Говоря о карме страны, или народа, надо также помнить и об исключениях: так, в среде какой-либо большой группы людей может существовать группа малая, имеющая совершенно другую карму и соответственно кармическую задачу. Например, некие люди, живущие в целом в безопасной, спокойной и относительно благополучной местности, могут не подозревать, что это не местность их благополучна, а условия, в которых они живут, и что рядом, может быть буквально за стеной соседней квартиры, обретаются представители другой группы, которые в силу кармического контакта с преступниками пребывают практически в адских условиях, подвергаясь непрерывным мучениям. То же можно видеть на примере некоторых малых народов, ведущих жизнь свою, резко отличающуюся от жизни больших народов, среди которых они проживают.

Ткань мирового исторического процесса можно сравнить с гармонической симфонией, где каждая группа людей, большая или малая, как группа инструментов, вступает в общее исполнение, то есть воплощается, появляется на мировом поле и начинает звучать своим тоном; появляется в свое, строго определенное время и в своем определенном месте. Время и место проявления, воплощения зависит:

1) от взаимосвязи между группами (чтобы они взаимодействовали, они должны воплотиться достаточно близко друг к другу по месту и времени),

2) от циклов (так как все в мире подчинено закону циклов, и возврат тем, групп и т.д. происходит по истечении определенных временных промежутков, и каждый процесс должен пройти определенные стадии – зарождение, развитие, апофеоз и затухание);

3) от воздействия лучей Светил (звезд и планет).

Таким образом, говоря о педагогических задачах, целях и создаваемых условиях, мы должны помнить, что каждый ученик (скорее всего вместе со своими учителями) решает определенную задачу, кармический урок, единый для этого народа, страны или группы стран. Общее направление – к духовному росту и развитию человечества, – остается неизменным и обязательным для всех. Но внутри каждой конкретной общности, группы людей (чаще всего в пределах одной страны или крупного региона) есть еще и свои задачи, акценты, на которых необходимо сосредоточиться; решение этих задач, этого кармического урока – обязанность этой общности, но в других, даже соседних общностях, именно эти задачи могут быть не такими важными, или вообще не свойственными этим людям.

Как понять, каковы эти общие задачи, кармические уроки? Это непросто, но, как и в случае с индивидуальными кармическими уроками, надо хотя бы усвоить для начала, что они есть, эти общие задачи, они существуют и нуждаются в осознании и осуществлении. Кстати именно об этом говорят, когда ведут речи о так называемой Национальной Идее. Да, именно так, целые группы, регионы и народы, как и отдельный человек, должны расплачиваться по старым счетам, возмещая былые ущербы и получая воздаяния, должны изживать плохие черты национальных или классовых характеров, должны развивать способности нации в целом, и т.д.

И еще нужно помнить, никогда не забывать, что педагогические методы, задачи и формы, разработанные в других общностях (не только, к примеру, в других странах, но и в этой же стране, но, к примеру, много лет назад, когда здесь жили в общем-то совершенно другие люди), могут нимало не подходить нынешним потребностям нашей теперешней общности. Сменяются поколения, меняются характеры, меняются возможности (уходят одни и приходят другие) – и, соответственно, должны меняться и педагогические подходы, и даже цели должны приобретать другую окраску, проявить другие акценты.

Например, сейчас мы видим такую-то общность людей, составляющих изрядный процент населения какой-то страны. Мы видим, что они принадлежат, действительно, единой общности – они проявляют сходные черты характера, похожие устремления, интересы и взгляды на разные аспекты жизни, отношения к событиям, – и все это резко отличается от общностей, живших здесь же лет 30 назад, и все еще проживающих здесь в некотором количестве. Эту выделенную для нашего взгляда общность можно даже попытаться проанализировать, увидеть характерные особенности, достоинства и недостатки, цели и возможности.

В анализе этом поможет астрологическая информация, которая подскажет (взятая по срокам воплощения людей из этой группы), как влияния светил и их взаимодействий стимулирует, выделяет, акцентирует отдельные свойства этой общности людей, а какие свойства, может быть и накопленные ранее, из-за воздействия светил являются сейчас недоступными, приглушенными.

Также можно попытаться усмотреть «прошлое воплощение» данной группы – увидеть эту группу, жившую ранее, может быть здесь же, а может быть в другой стране. Узнать эту общность людей можно попытаться по тем же чертам характера, проявлявшимся и тогда, по тем же идеалам и мечтам, по характерным особенностям всех выявлений, а также и по кармическим последствиям, которые приходится нести им сейчас, но которые были созданы когда-то. Если мы видим, как некие группы благоденствуют за счет других групп (что чаще всего губительно для первых), может быть, они получают воздаяние за ущербы, постигшие их в прошлом.* А мучающиеся группы и народы могут таким образом расплачиваться за собственные преступления былых воплощений.**

Все это – и устремления, интересы, мечты и идеалы, и астрологические условия и сроки, и особенности накопленной кармы, – может помочь понять задачи, стоящие сейчас перед данной общностью. Но если понимания нет, приходит оно трудно, все равно необходимо двигаться – каждому самостоятельно и всем вместе, – к большей духовности, к большей утонченности, к большему Знанию и к большей Красоте. И если вы не «нащупаете» еще пока главных задач, то по крайней мере избежите некрасивых и трагических по последствиям ошибок.

Наш период, в котором мы живем, отличается от более ранних почти что полным отсутствием сознательного следования народов Водительству Высшему. Косвенно следование иногда в чем-то осуществляется (под действием Идей, оставленных Великими), но переход к осознанному следованию – главная задача нашего времени.
__________________________________________________________________
* – Существует мнение о современной ситуации в России: люди, которые в современной России благоденствуют, завладев всей властью и всеми ресурсами страны, – это воплощения тех, кто в 1917 году был лишен всего имущества, власти, изгнан или казнен. Они были плохими власть имущими тогда, в царской России, и потеряли право на власть и ресурсы, но так как у них все было отнято насильственно, иногда и с мучениями, сегодня, в качестве компенсации, они допущены как бы «на старое место». Но это вовсе не значит, что они хороши и что они получили все обратно по праву и насовсем. У них ныне был шанс управлять Россией на благо ее народов, но они не только повторили, а еще и усугубили былые ошибки и преступления. Недолгая власть их, вернувшаяся через 70-100 лет, скоро закончится, и уже навсегда.
** – Кто знает, может быть в жутком котле несчастий, который сейчас мучает тех, кто живет или воюет в Сирии, реализуются последствия ужасов геноцида армян, завершившегося гибелью многих именно на территории Сирии около 100 лет назад. И те, кто мучаются сейчас там, сами мучили и убивали век назад – в тех же самых местах (город Дейр-эз-Зор и его окрестности).

 

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: …время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить…», – сказано в Библии (Книга Экклезиаста, Глава 3). Для всего – свое время, момент пространственной необходимости. Нелепо, например, выглядят сегодня педагогические творения ученых, предлагающих применить к нынешним сверхактивным и самоуверенным ученикам меры, пригодные лишь для живших в эпоху позднего СССР скромных, спокойных, закрепощенных и придавленных государственной системой людей.

Хорошо являть «демократичность» для раскрепощения подавленного всей окружающей жизнью ученика (который при этом осознает себя учеником, осознает, что он учится, и учится у учителя). Но в периоды унижения учителей и самого понятия «УЧИТЕЛЬ», в периоды, когда грубые, неразвитые и невежественные (но крайне самомнительные) люди всех возрастов возносят на пьедестал свое маленькое рефлективное «я» и отрицают любые авторитеты, кроме авторитета грубой силы и денег, – в эти периоды авторитет учителя и понятия «учитель» должен утверждаться с особой суровостью.
Итак, завершая этот материал, подытожим: избавление от ложных предпосылок, уход от неподвижных форм, понимание, что нельзя все и всех мерить на один аршин, знания о карме и перевоплощениях помогут очистить педагогику и возвысить ее до подлинного искусства воспитания.

Закончим цитатами из Писем Е.И. Рерих:

«На Ваш вопрос, приходит ли человек на Землю с определенною задачею, могу ответить, что каждый дух имеет определенное задание с момента зарождения его человеческого сознания, именно задание самоусовершенствования. Но кроме того каждая продвинувшаяся душа сама или по указанию Сил Света избирает себе определенное воплощение и задание, согласно ее желаниям и устремлению. И размеры этого задания определяются самим выполнителем в полном соответствии с его способностями и силою устремления. Конечно, у большинства человечества даже желания настолько слабо оформлены, что они рождаются, влекомые лишь кармическим притяжением и забыв и о своем основном задании совершенствования».
(Письмо Е.И. Рерих от 12.01.1940 г.).

«…Люди должны знать и не забывать, что главная тягота и опасность не от внешней кармы, но от кармы внутреннего человека, и такая карма творится человеком ежеминутно мыслью, словом и делом, и главным образом мыслью, ибо энергия мысли есть самая мощная творческая сила. Именно мысль создает наше бессмертное «Я». <…>
Сама по себе карма есть истинно прекрасный закон. Карма есть наше неотъемлемое, неповторимое индивидуальное творчество и достижение. Неповторяемая сказка нашего бытия. Каждый имеет свою Книгу Жизни, и карма вписывает в нее до мельчайших подробностей все движения нашей души, весь рост и раскрытие потенциала нашего духа. И хотя накопленные нами опыты и заработанные дарования не могут выявиться все одновременно в одном воплощении в определенном ограниченном физическом теле, все же они придают особую тональность и магнетичность нашей временной личности и помогают синтезу сознания. <…>
…люди не признают, что их судьба находится в зависимости от их сознания, и боятся кармы, понимая ее односторонне, как только воздаяние или возмездие. Но они должны смотреть на нее как на свое самое большое сокровище, в ней все наши чаяния, мечты, все достижения и возможности. Только этот сложенный нами индивидуальный узор или поток (как говорят буддисты), или магнитный огненный вихрь, называйте как хотите, привлекает все возможности и приносит завершение сокровенной мечте. Тот, кто любит созидание, творчество, должен полюбить и творчество своей кармы».
(Письмо Е.И. Рерих от 17.06.1946 г.).

Автор:  Василевский А.В.

Источник:  Газета “Scalae” №31 июль 2018 г.

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий