Живкова Л. Т.

Живкова Л. Т.

2730-3Людмила Тодорова Живкова (26 июля 1942, с. Говедарци, Болгария — 21 июля 1981, София, Болгария) — болгарский государственный, общественный и культурный деятель. Член Политбюро Болгарской коммунистической партии (1979—1981), Председатель Комитета по культуре и искусству (1975—1981). Дочь Генерального секретаря ЦК БКП, Председателя Государственного Совета Народной республики Болгария Тодора Живкова. Кандидат исторических наук. Заслуженный деятель культуры НРБ.

Родилась в семье болгарского революционера Тодора Живкова и Мары Малеевой в селе Говедарци общины Самоков. В 1965 году окончила исторический факультет Софийского университета им. Климента Охридского. Работала в качестве старшего научного сотрудника в Институте балканистики Болгарской Академии наук. В 1967 году вступила в ряды БКП. Специализировалась в области истории искусств в Московском государственном университете (1970) и в Оксфорде. Ею написан ряд монографий, исследований и статей, изданных в Болгарии и за рубежом, представляющих самобытный взгляд на историю искусства и культуры. В 1971 году была назначена заместителем председателя Комитета дружбы и культурных связей с зарубежными странами, заместителем председателя Комитета по культуре и искусству. С 1975 года и до конца дней — председатель Комитета по культуре и искусству в ранге министра, депутат Народного собрания.

Людмила Живкова стремилась к усовершенствованию общественно-государственного принципа управления культурой, была инициатором создания и развития комплекса «Художественное творчество, культурная деятельность и средства массовой информации». В качестве председателя Национальной координационной комиссии и оперативного бюро по организации празднования 1300-летия Болгарского государства провела большую работу по развитию культуры, науки и образования, по пропаганде успехов Болгарии в борьбе за мир и взаимопонимание.

2730-4Была одним из ярких поборников болгарско-советской дружбы и культурного сотрудничества. Уделяла много внимания изучению и популяризации творческого наследия семьи Рерихов (1978 год был объявлен в Болгарии «Годом Рериха»), встречалась и сотрудничала со С. Н. Рерихом. По её инициативе были организованы Международная детская Ассамблея «Знамя Мира» под эгидой ЮНЕСКО, строительство комплекса «Колокол» в Софии, десятки тысяч культурных центров, библиотек, музеев и галерей. В последние годы проявляла значительный интерес к восточной философии, «Агни-йоге». Неоднократно посещала Вангу.

Была замужем за Любомиром Стойчевым, Иваном Славковым. Дети — Евгения (в первом браке) и Тодор (во втором).

В 1973 году перенесла тяжелую автокатастрофу. По заключению специальной медицинской комиссии в 1981 году смерть наступила от «сильного перенапряжения… в результате внезапного кровоизлияния в мозг». Многие инициативы после её ухода из жизни были свернуты. В последние годы возрастает внимание к личности Людмилы Живковой, как выдающегося культурного деятеля Болгарии.

Источник:  ПомниПро Электронный мемориал

***

2730-1В 1944-1945 гг. новая социалистическая власть запретила деятельность Болгарской Ассоциации Рериха (БАР) и всех подобных организаций, и прошло более 30 лет, прежде чем Людмила Живкова вдохнула новую жизнь в эти идеи.

Миссия Людмилы Живковой (1942-1981) заслуживает специального исследования, так как она осуществила уникальный культурный эксперимент, имевший большое значение не только для Болгарии.
Будучи дочерью Тодора Живкова, Председателя Государственного Совета, она очень рано стала министром культуры и начала реализовывать крупные культурные программы, как в стране, так и за рубежом.
В 1973 г. она попала в тяжёлую автомобильную катастрофу, после которой весь стиль её жизни изменился. Её вылечили методами восточной медицины (традиционная оказалась бессильной), после чего она начала глубоко интересоваться восточной философией.

После поездки в Индию и встречи со Святославом Рерихом она приняла Учение Живой Этики как своё. Начиная с 1975-1976 гг., она подключила весь культурный и научный потенциал страны к разработке ряда программ, которые помогли бы Болгарии выйти из идейного вакуума, дать культурные и морально-этические ориентиры, как для молодежи, так и для всего народа. Все эти программы разрабатывались на базе творческого наследия семьи Рерихов и особенно Учения Живой Этики.
Так были созданы национальные программы “Десятилетие великих личностей”, “Гармоничная творческая личность”, которые неожиданно для многих начались в 1978 г. объявлением первого года программы годом Николая Рериха. Это была культурная сенсация для всех стран социалистического лагеря: в Болгарию привезли более двухсот картин Николая Рериха со всего мира (из Франции, СССР, Индии, США и др.); проводились конференции и симпозиумы по творчеству семьи Рерихов, начался неудержимый триумф идей Рериха.

Людмила Живкова награждает Святослав Рериха  при его визит в Софию

Людмила Живкова награждает Святослав Рериха при его визит в Софию

В Болгарии частым гостем стал Святослав Рерих (ему дали звание академика Болгарской Академии художеств, после чего он стал академиком и Академии художеств СССР) Десятилетняя программа заработала очень активно: после года Рериха был год Эйнштейна, затем годы Леонардо да Винчи и Ленина. Но всё это время популяризация идей Рериха не только не прекращалась, а, наоборот, набирала всё больший размах.

Используя то, что ООН и ЮНЕСКО объявили 1979 г. Международным годом ребёнка, Людмила Живкова начала воплощать новую национальную программу под названием “Международная детская ассамблея “Знамя Мира””, которая ещё глубже проводила в жизнь идеи Учения Живой Этики. Ассамблея “Знамя Мира” прошла с огромным успехом 15-25 августа 1979 г. в Софии, где 1100 болгарских детей встретились с 1321 сверстником из 77 других стран. Девизом Ассамблеи были слова “Единство, Творчество, Красота”, а в документах и в тексте приветствия можно было найти пространные цитаты из Учения Живой Этики и слова Н.К. Рериха о Прекрасном. В конкурсах участвовало более 300 тысяч болгарских ребят, многие их работы были показаны на выставках. Прошёл Международный симпозиум “Ребёнок, творческое начало и эволюция”, где обменивались опытом самые известные педагоги и специалисты из многих стран мира.

В Софии шла подготовка к созданию Рёриховского центра, для которого было выделено здание в центре города. В Индию была послана группа учёных, чтобы изучить опыт работы Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, поднять его архивы, подготовить здание Института для возобновления его деятельности.

2730-5Видя огромный размах инициатив Людмилы Живковой, Святослав Рерих принял решение передать архив семьи Рерихов Болгарии. После кропотливой и сложной работы по подготовке этой трудной акции, в Индию был послан болгарский транспортный самолет, который успел привезти первую часть подготовленного архива и сотни картин Николая Рериха.

Деятельность Людмилы Живковой по осуществлению этих смелых, во многом обогнавших своё время программ, встречала всё большее сопротивление, как в Болгарии, так и в СССР и других странах. Письма-сигналы о проникновении западного (!) влияния, о крупных перерасходах средств на культуру и образование поступали в ЦК БКП и в советское посольство в Софии. Тёмные силы перешли в решительное наступление, и 21 июня 1981 г. Людмилу Живкову нашли в её доме мёртвой.

Программы начали быстро терять размах и скорость, и хотя Ассамблеи “Знамя Мира” проводились до 1985 г., всем было ясно, что этот культурный этап закончился.

За короткий 5-6 летний срок насыщенной работы Людмила Живкова успела сделать так много в осуществлении уникального культурного эксперимента, что сегодня даже трудно поверить, что всё это действительно было воплощено в жизнь, а многое продолжает работать и сегодня. Она успела создать Национальную галерею зарубежного искусства, которая принята картины, привезенные из Индии и подаренные Болгарии Святославом Рерихом (сейчас их осталось около 240). Кроме того, отдельно были куплены 17 картин Николая и Святослава Рерихов, предметы буддийского искусства и ряд других экспонатов. По её инициативе был построен Национальный Дворец Культуры (самым большой на Балканском полуострове), который до 1990 г. носил её имя.

В истории этого культурного подвига Людмилы Живковой ещё много белых пятен и тайн, которые должны раскрыть будущие исследователи. Тогда эстафета 30-х и 70-х годов не будет прервана, и наше поколение продолжит это культурное и духовное строительство, создавая новые “ступени грядущего”.

Болгарский Клуб “Друзья Рериха” начал работу в этом направлении, но, думаю, всем ясно, что это возможно только путём совместных усилий и большой работы, которая должна выполняться специалистами и энтузиастами, как в Болгарии, так и в России.

Т.Й. Яламов
Из сборника “Международная научно-практическая конференция “Рериховское наследие”:
Том I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга”, 2002 г.

Источник:  Форум “ФЕНИКС”

***

В 1992 году в издательстве “Мир через культуру” вышла книга «Людмила и Вангелия». Автор – Валентин Митрофанович Сидоров – известный поэт, писатель, Президент Международной ассоциации “Мир через культуру”, профессор Литературного института им. Горького. Он лично хорошо знал Живкову, часто с ней встречался и в Болгарии, и в Москве. Они познакомились осенью 1978 года в Болгарии, где Сидоров был на отдыхе. Людмила Тодоровна пригласила его к себе, в свой кабинет в здании Комитета культуры.

Далее привожу фрагменты из указанной книги.

«Людмила Живкова оказалась стройной, по спортивному подтянутой женщиной. Туго завязанный узел волос. Высокий лоб. В ее лице, когда она сняла очки – а она это делала постоянно, чтобы дать отдохнуть глазам, чтобы протереть стекла – мне почудилось что-то восточное, скорее всего – японское. Людмила ошеломила меня своей прямотой и открытостью. Сразу – едва-едва мы успели познакомиться – она стала ссылаться на Учение, по условиям того времени полузапретное и конспиративное. Учение Агни Йоги. “Как вы знаете из книг Учения; как нам рекомендует наше Учение”. Это был как бы знак, призывающий меня точно к такой же откровенности.»
«По словам Людмилы Живковой, все у нее началось – и тут можно усмотреть определенную аналогию с бабой Вангой – с несчастного случая. Она попала в автокатастрофу. Вначале ей угрожала смерть, потом – потеря зрения. Придя в сознание, она обнаружила, что окружающий мир предстал перед ней в перевернутом изображении. Усилия врачей – а ее, естественно, лечили первоклассные врачи – ни к чему не привели. Тогда Людмила занялась самолечением. При помощи йогических упражнений, специально рассчитанных для глаз, она восстановила нормальное зрение. Правда, на это ушло несколько месяцев и потребовались колоссальная концентрация соли и терпение. Но это были дни не только физического воскресения. Это были дни духовного воскресения тоже. Из кризиса, поставившего ее на грань жизни и смерти, Людмила вышла другим человеком.
Отныне строжайшая, в чем-то напоминающая воинскую, внутренняя дисциплина целиком определяла стиль ее поведения. Встречая на официальных приемах Людмилу Живкову, элегантно одетую, источающую запах парижских духов, вряд ли кто-нибудь подозревал, каким аскетическим правилам подчинена ее жизнь. Никто, кроме близких, не знал, на какой суровый режим она себя обрекла. Вегетарианская диета, кипяченое молоко. Постоянно чередующиеся обязательные дни, когда вообще исключалась еда. Такой режим – испытание для человека, находящегося в уединении и тем самым более или менее отключившегося от внешних раздражителей. Но само собой разумеется, что он – двойное испытание для того, кто по необходимости должен находиться среди изобилия съестного, в гуще событий, в пристальном фокусе внимания средств массовой информации…
Людмила считала, что после физического потрясения и сопутствовавшего ему внутреннего потрясения в ней открылись те незримые центры, которые в Индии называют чакрамами. Но она отдавала себе отчет и в том, что открытие центров – это лишь половина предстоящей задачи, а вторая половина ее, не менее, а может быть, и более важная – очищение центров. Из эзотерических духовных источников, которые Людмила изучила досконально, она не могла не знать, какую опасность представляет данная работа. По существу это значит иметь дело с огнем, который в любой момент может стать неуправляемым и даже смертоносным. Но Людмила была фаталистически уверена в своих силах. Помню, как она говорила мне: “Ведь я родилась под созвездием Льва. А мой знак – Огонь. Поэтому можно сказать, что Огонь – это моя родная стихия”.
“Людмила полагала – и полагала по всей вероятности совершенно справедливо,- что архимедовым рычагом, способным перевернуть сознание людей, имеет шансы стать культурная программа, если дать ей соответствующее духовное наполнение.
И она разрабатывает такую программу – по тем временам весьма смелую и уникальную. Суть эксперимента заключалась в следующем: отныне и до конца столетия культурная жизнь Болгарии должна была идти под знаком того или иного великого имени. Вся страна – от мала до велика – как бы приглашалась на годичные курсы по всестороннему изучению жизни, творчества и деятельности той или иной выдающейся фигуры истории. Подбор имен для этой долговременной программы был не случайным, а тщательно продуманным. 1978 год объявлялся годом Рериха. 1979 – годом Леонардо да Винчи. 1980 – годом Ленина”.

«Контуры нашей совместной работы обозначились не сразу, а спустя полгода, когда Людмила Живкова приехала с очередным официальным визитом в Москву. Людмила привезла с собой некоторые свои книги, изданные “Софией-Пресс” весьма ограниченным, чисто символическим тиражом на русском языке. Достаточно было беглого взгляда, чтобы убедиться, какого рода взрывчатая сила заключается в них. Ведь местами это была та же Агни Йога, лишь слегка закамуфлированная современной научной терминологией. Мысль об оперативном издании небольшой книжки Людмилы Живковой у нас мне пришла тут же. Спустя несколько месяцев эта книжка под названием “По законам красоты” появилась в киосках. Ее стотысячный тираж разошелся мгновенно».
“Когда я приехал в Болгарию, здесь шла полным ходом подготовка к Международной Детской Ассамблее. Рериховское Знамя Мира – прошлое, настоящее, будущее в едином кольце Вечности – как бы осеняло эту Ассамблею. Оно дало ей название и дало ей девиз: Единство. Творчество. Красота.
По замыслу Людмилы Живковой – а она была председателем инициативного комитета – Детская Ассамблея “Знамя Мира” должна была ознаменовать своего рода прорыв в будущее. На фестивале в Болгарии должны были встретиться друг с другом, дабы впоследствии узнавать друг друга, творцы XXI века: юные художники, поэты, композиторы, певцы, артисты. Призыв Людмилы Живковой получил широкий резонанс. Детские рисунки пришли со всех концов света. Некоторые были сделаны на листе, вырванном из обычной ученической тетради, но были и профессионально выполненные гравюры, офорты, небольшие полотна.
На десять дней в августе семьдесят девятого София вместе с ее выставочными залами, театрами, телестудиями была отдана в полную власть всемирной детской республике. Необычным был этот фестиваль. Необычным был принцип, положенный в основу фестиваля: никаких конкурсов, никакой борьбы за призовые места. Тем самым заранее изгонялся дух соперничества и ажиотажа. Не должно быть ничего, что может хоть в малейшей степени ранить так легко уязвимую душу ребенка. Только радость взаимного узнавания, только участие в играх и карнавалах.
Для тех же, кто был настроен на более серьезный лад, предусматривались другие Мероприятия. Заседал детский парламент, где произносились далеко не детские речи. Он принял обращение, адресованное взрослому населению Земли. “Мы верим, что голубь, сделанный из листа школьной тетради, может улететь дальше космического корабля. Мы убеждены, что нарисованное нами солнце может озарить всю планету… Может быть то, чего не могут и не знают взрослые, достижимо для нашего юного мира”. Кульминационным пунктом торжеств стало открытие монумента “Знамя Мира”. Этот монумент был единственным в своем роде хотя бы потому, что он был звучащим. В цокольном круге обелиска располагались колокола разных стран мира (в том числе и из Советского Союза). К ним можно было подойти и опробовать их голос.В верхней части обелиска раскачивались семь больших колоколов. Людмила не скрывала (во всяком случае от меня), что они олицетворяют собою семь главных духовных принципов, которые призваны утверждать в нашей жизни Махатмы и Учителя. В этом, говорила она, сокровенный смысл монумента, который, собственно, и не монумент, а стелла, устремленная в Космос.
Речь Людмилы Живковой, обращенная к участникам Ассамблеи (“Милые дети, творцы Нового Мира”) была, как никогда, вызывающе-откровенной. О минимуме осторожности, столь необходимой на публичном церемониале, было забыто. Вот что она говорила. “Дерзкие герои, помните законы истины, молодые строители, помните, не красота, а чувство красоты откроет вам дверь в будущее… Пусть будет чистым звук колоколов. Каждый день, каждый час, каждое мгновение ваши братство, единство, солидарность преграждают дорогу войне. Непримиримые, дерзкие, облаченные в подвиг героизма, скажите НЕТ антигуманности, разрушениям, несправедливости. Уничтожьте бремя эгоизма, невежества, страха. Встретьте красиво и с достоинством бесконечные волны жизни. Пусть ваш шаг будет непобедимым, дух – неразрушимым… Создатели Нового Мира без боязни пишите слово ТВОРЕЦ большими буквами, берегите чистыми священные слова ЕДИНСТВО, ТВОРЧЕСТВО, КРАСОТА. Сегодня вас тысячи, а завтра за Знаменем Мира пойдут миллионы!”

«Может, кому-то это покажется странным, но Людмила, окруженная людьми и постоянным вниманием, остро ощущала свое одиночество. Да, она сумела поднять волну небывалого духовного движения. Да, в орбиту этого движения вовлеклись многие; одни – искренне, другие – по долгу службы, третьи – бывало и такое – преследуя личные цели.
Казалось бы, гигантский фронт работ, развернувшийся по ее инициативе, должен был поглотить ее полностью. Но это было не так. Как воздуха, ей не хватало того, без чего не мыслила теперь жизни своей, общения с духовным кругом людей. Такого духовного круга в Болгарии то ли не было, то ли ей не удалось на него выйти.Вот почему, когда появлялся я или кто-нибудь из Индии (а оттуда нередко приезжали по ее специальному приглашению), она отводила душу в беседах с нами.
Обычно мы отправлялись на загородную виллу Живковых неподалеку от Софии. Из окон небольшой уютной гостиной – традиционное место бесед – открывался умиротворяющий, несколько идиллический вид на невысокую лесистую гору, по склонам которой неторопливо бродили овцы и козы. Людмила зажигала индийские благовонные палочки. Нам приносили, сообразуясь с нашими вкусами, напитки: Людмиле – кипяченое молоко; мне крепко заваренный чай без сахара. Увлеченные разговором, мы не замечали, как летит время и порой засиживались до полуночи.
Надо сказать, что Людмила Живкова была убежденным эзотериком. Ее, побывавшую за незримой гранью бытия, теперь интересовала не внешняя сторона жизни, а внутренняя, сокровенная. Она жаловалась, что по существу у нее не остается времени для духовной работы. Она самым серьезным образом подумывала о том, чтоб бросить все свои посты и общественную деятельность и даже поделилась своими планами со Святославом Николаевичем. Но тот отговорил ее. Сказал, что такие воплощения, как Людмилино, чрезвычайно редки, а такая ситуация, как сейчас у Людмилы, складывается, может быть, всего лишь один раз в столетие.
Кстати, Святослав Николаевич сделал для Людмилы то, в чем мне когда-то решительно отказал: возил ее к Сай Бабе. По ее словам, беседа с Сай Бабой носила довольно банальный характер, но, прощаясь, он по обыкновению своему продемонстрировал чудо: из ничего сотворил платиновое кольцо, в которое был вправлен большой глубокого дымчатого цвета топаз. (“Тут он угадал совершенно точно,- сказала Людмила.- Ведь мой камень – топаз”.) Людмила показала мне это кольцо. Я держал его в руках, наблюдая, как топаз окрашивает мои пальцы в лиловый цвет. Но, очевидно, кольцо обладало некими магнетическими свойствами, потому что мои пальцы тоже стали излучать лиловый свет. Мы заметили это тогда, когда я возвратил кольцо Людмиле. Правда, феномен длился недолго: две-три минуты от силы».

«Вдруг как гром с ясного неба: звонок из болгарского посольства. Скоропостижно скончалась Людмила Живкова. Скончалась в тот самый день, когда, согласно первоначальному приглашению, я должен был приехать в Софию.
Смерть Людмилы Живковой – внезапная, да еще в таком возрасте: ей не было еще и тридцати девяти – естественно, породила массу слухов и легенд. И вырастали они не на пустом месте. Ведь ничто – ни болезнь, ни легкое недомогание – не предвещало того, что произошло. В газетах было опубликовано медицинское заключение. Из него следовало, что смерть наступила от инсульта. Но тогда мало кто доверял официальным сообщениям, тем более, что обстоятельства смерти Людмилы с самого начала были окутаны тайной.
А они, эти обстоятельства, когда скупая информация о них все же просачивалась к людям, не могли не вызвать чувство недоумения.
Странным было то, что когда Людмила потеряла сознание – а это случилось в ванной,- никого, буквально никого не оказалось в огромном загородном доме. Примерно в течении двух часов она была предоставлена сама себе. Странным было то, что когда дозвонились до скорой помощи, то она явилась с большим опозданием. И, наконец, странным было то, что машина скорой помощи оказалась неисправной. По дороге отлетело колесо и целый час ушел на ремонт машины. Разумеется, все это можно было объяснить случайным стечением обстоятельств, но разумеется также и то, что кое-кому – особенно при отсутствии точной и полной информации – само стечение обстоятельств могло показаться подозрительным.

На похоронах Людмилы Живковой, поскольку я не занимал официального положения, я, конечно, не был. А они, по свидетельству очевидцев, превратились в грандиозную манифестацию, потому что сотни тысяч людей высыпали на улицы Софии. Увы, как мы знаем, подчас только смерть человека и позволяет по достоинству оценить истинное значение его жизни для нас.
Официальные соболезнования пришли из разных стран. Естественно, из нашей страны – тоже. Но больше всего траурных телеграмм пришло из Индии. Там Людмила бывала нередко, там общалась с кругом близких ей по духу людей. По предложению Индиры Ганди факультету славянских языков и литературы Делийского университета было присвоено имя Людмилы Живковой. Это имя он носит и сейчас, когда на родине Людмилы переименовано все, буквально все, что хоть в какой-то мере напоминает о Тодоре Живкове».

«А перстень Сай Бабы, который мне когда-то показывала Людмила Живкова, незадолго до ее смерти куда-то пропал. О его таинственном исчезновении я узнал от самой Людмилы, когда пролетом она была в Москве и мне удалось на короткое время увидеться с нею. То ли это было своего рода знамение, то ли простое совпадение, но так или иначе это натолкнуло меня на мысль, что предметы, получаемые из астрального мира, живут по своим, лишь им присущим законам».

Источник:  Форум “ФЕНИКС”

Статьи о Людмиле Живковой:

Из прошлого иду в будущее… Памяти Людмилы Живковой. Сборник
КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ЛЮДМИЛЫ ЖИВКОВОЙ. Деменко Татьяна, Бугаева Л.В.
Людмила  Живкова — государственный деятель и подвижник. Л.В. Шапошникова
ИНТЕРВЬЮ С ТОДОРОМ ЯЛЪМОВЫМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО КЛУБА ПРИЯТЕЛИ НА РЬОРИХ (БОЛГАРИЯ, Г. СОФИЯ). 31 МАРТА 2006 г.
Людмила и Вангелия. Валентин Сидоров
Людмила Живкова — святительница «Знамени Мира». Валентина Лииматайнен

Статьи Людмилы Живковой:

Праздник культуры. Живкова Л.Т.

 

2730-62730-72730-82730-92730-102730-112730-122730-132730-142730-152730-162730-172730-182730-192730-20