Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » ИНТЕРВЬЮ С ТОДОРОМ ЯЛЪМОВЫМ. (БОЛГАРИЯ, Г. СОФИЯ). 31 МАРТА 2006 г.

1 122 просмотров
Тодор Ялъмов на конференции в Санкт-Петербурге. Осень 2005

Тодор Ялъмов на конференции в Санкт-Петербурге. Осень 2005

 

ИНТЕРВЬЮ С ТОДОРОМ ЯЛЪМОВЫМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО КЛУБА ПРИЯТЕЛИ НА РЬОРИХ (БОЛГАРИЯ, Г. СОФИЯ). 31 МАРТА 2006Г.

Тодор, расскажите нам, пожалуйста, о том, какими путями Болгария шла к открытию в Софии 30 мая 2005 года зала им. Н. К. Рериха? Где хранились картины Рерихов до этого?

В 2005 г. в мире открылись 2 музея семьи Рерихов (Россия и Индия) и один зал – постоянная экспозиция картин Н. Рериха в Софии. К нашей большой радости череда этих исключительных событий началась в Болгарии в апреле 2005 г., когда во многих странах мира отмечалось 70-летие Пакта Рериха. Наш Клуб “Приятели на Рьорих” отмечал это событие выставками «Пакт Рериха – Пакт Мира» и «60-летие Победы над фашизмом», когда на специальной конференции новое руководство Национальной галереи чужестранного (иностранного) искусства (НГЧИ) и Министерства культуры объявили о предстоящем открытии зала Рериха в галерее. В принципе это должно было случиться еще в 1985 году, и 20 лет шла борьба болгарской общественности за реализацию этой идеи.

Эти 20 лет полны многими интересными историями и загадками, поэтому коротко расскажем об основных событиях…

Как известно, Святослав Рерих в конце 70-х г., видя размах культурных программ Людмилы Живковой, хотел передать Болгарии весь архив семьи Рерихов (те 4,5 тонн, которые в 1990 привезла Л. Шапошникова в Москву) и много картин для специально строящейся для этого Национальной галереи чужестранного искусства (НГЧИ) и для Центра Рериха; здание было выбрано и переоборудовалось, все в самом центре Софии. Галерея сегодня отделена от здания Парламента садиком, рядом главный православный храм-памятник Болгарии – «Александр Невский».

Успели с большими трудностями привезти спецрейсом транспортного самолета часть картин, которые сейчас – костяк НГЧИ фонда Рериха, и немного из архива.

Позже Святослав Рерих в чемоданах привез еще 250 картин Н. Рериха из “Гималайского цикла”. После смерти Людмилы Живковой галерею в 1985 г. все-таки открыли, но все картины Николая и Святослава Рериха спрятали в запасниках, хотя воля дарителя обязывала показывать их в постоянной экспозиции.

Так в галерее оказалось больше 400 картин, и Болгария вышла на 4 место в мире по количеству оригинальных картин (еще около 10 в частных руках). В 1993 мы организовали Рьорих общество, и сперва галерея позволила сделать несколько выставок с картинами в провинции. В 1994 мы выбили деньги у Министерства культуры, и весь “Гималайский цикл” был поставлен в рамки и показан. Провели и частичную атрибутацию картин (возникает много вопросов – часть символов Н.К. Рериха почему-то совпадает с некоторыми на картинах в Русском музее, но разобраться в этом – дело будущего) [См. примеч. ред. сайта].

В 1994 галерея впервые показала весь цикл [картин Н.К. Рериха – прим. ред. сайта], а мы помогли издать частичный каталог с цитатами из «Живой Этики», но после этого все картины убрали в фонды и поставили невыполнимые условия (огромнейшие деньги на застраховку) даже для болгарских госмузеев, и все захлопнулось (в 1997, 1999 и в 2004 галерея показала меньшую часть картин, а рериховские общества помогали в сопутствующей культурной программе).

С 1994 г. мы оказывали давление на галерею, собрали тысячи подписей под Воззванием об открытии постоянной экспозиции (бывший директор галереи, используя свое положение в Министерстве культуры – он был и замом там, – успел их спрятать, после того как мы их передали в это Министерство). Нам не позволили заснять профессионально картины (как и Д. Энтину), поэтому мы поехали в Индию искать и снимать картины Н. Рериха, но это другая история.

Директор чуть не успел сделать из галереи турецкий отель и баню (на это тайком давали большие деньги), и картины висели бы в коридорах бани. Скандал в 2004 году был огромный, когда это всплыло буквально в последний момент ремонта (под прикрытием модернизации), а в октябре 2004 по случаю 100-летия Святослава Рериха была большая выставка, и снова показали много картин из запасников. В начале 2005 года наконец-то сменили директора галереи, и новый директор И. Мутафчиева взялась серьезно за дело, и по новому проекту провели ремонт (1-й этап), и к маю были готовы 19 залов с 3200 кв. м. выставочной площади, и наконец-то выполнена воля С. Рериха, чтобы картины были в постоянной экспозиции. Для этого выделили большой зал, где висят 74 картин.

Надеемся, что, периодически меняя экспозицию, постепенно можно будет увидеть все картины или при подходящем случае сделать большую выставку и полноцветный каталог.

Торжественное открытие зала произошло 30 мая 2005 г., и это стало не только большим праздником культуры, но и огромным работающим духовным магнитом для всех желающих ускорения космической эволюции.

В связи с повысившейся активностью в среде рериховских организаций, о чем пишут многие издания, значительно усилился интерес к правовой стороне вопроса наследия Рерихов. Что Вы можете сказать по этому поводу в отношении болгарской его части? Кому принадлежат официально картины Рерихов в Болгарии?

К счастью, правового спора о наследии Рерихов в Болгарии нет, так как все картины Николая и Святослава Рериха в Национальной галерее иностранного искусства – давно государственная собственность Болгарии, находятся в запасниках только одной галереи, и нет места для спора или претензий.

Если с картинами все ясно, то не совсем так – с той частью документального наследия, которое начал передавать Болгарии Св. Рерих и для которого Л. Живкова выделила здание для будущего Рьорих Центра. После ее смерти этот архив, как и ее огромная уникальная эзотерическая библиотека, исчезли, их нет и в госархивах. Мы надеемся, что хотя бы часть этих бесценных документов уцелела, и если их найдут, то могут появиться правовые проблемы или, скорее, претензии на них.

Болгария всегда отличалась глубоким интересом к проблемам естествознания, духовности, культуры, к изучению творчества Рерихов.… Расскажите, пожалуйста, о тех проблемах, над которыми работает коллектив Национального болгарского Клуба “Приятели на Рьорих”.

Владимир Мельников и Тодор Ялъмов на выставке РЕРИХИ: ВЗГЛЯД ИЗ ПЕТЕРБУРГА. Осень 2005

Владимир Мельников и Тодор Ялъмов на выставке РЕРИХИ: ВЗГЛЯД ИЗ ПЕТЕРБУРГА. Осень 2005

У Клуба несколько долгосрочных и краткосрочных (для текущего года) направлений. Понятно, краткосрочные часто продолжаются, переходят в долгосрочные, как, например, исследование жизни людей, связанных с Рерихами перепиской или общими идеями. В прошлом году (75-летие Болгарской ассоциации Рьориха и 70-летие Пакта Мира) искали и нашли новые материалы по 30-м годам. Одна из больших удач состоит в том, что нашли документы и фотографию секретаря болгарского Комитета Пакта Рериха Христофора Клопова. В этом году упор ставится на подготовке к изданию иллюстрированного каталога «Рерих в болгарской филателии», так как оказалось, что благодаря Л. Живковой и Ассамблеям «Знамя Мира» Болгария вышла на первое место в мире по филателической Рерихиаде: за 10 лет (1978-1988 г.) выпущено более 30 марок и много конвертов, что гораздо больше, чем во всем мире до сегодняшнего дня. Эта работа поможет составить в будущем полный Каталог, над чем сейчас работают наши хорошие друзья и коллекционеры из Питера – П. Крылов, А. Соболев, В. Чачин и В. Мельников.

Активно участвуем в семинарах Прогностической секции Клуба фантастики и прогностики «И. Ефремов», тем более что в 2007 г. будет отмечаться 100-летие со дня рождения Ефремова, а его жизнь и творчество очень интересно переплетается с жизнью Рериха.

Активное участие в исследовании истории и наступающего будущего помогает нам лучше понять и осмыслить происходящую на наших глазах социокосмическую революцию на планете и искать свое место в этих глобальных переменах. Поэтому наши долгосрочные программы направлены в эти, на первый взгляд противоположные, направления – прошлое и будущее.

Ванга и Рерих.… Два Имени, две вершины мировой духовности: у каждого свой путь, но единая нива Общего Блага. Есть ли сегодня в Болгарии попытки сблизить духовные накопления этих людей и как это отражается в деятельности Вашего Клуба?

В 2006 г. исполняется 10 лет со дня ухода нашей пророчицы Ванги, но интерес к ее жизни и делу, не слабеет, а наоборот усиливается. Многие болгары считают, что должны хотя бы раз в год побывать в священном месте Болгарии – Рупите, где дом, могила и церковь Ванги.

Имя Ванги, Рерихов, Людмилы Живковой переплетаются очень интересным и все еще достаточно загадочным образом. Л. Живкова помогала и защищала как Вангу, так и многие другие духовные личности, среди которых и самый известный болгарский народный лечитель – Петър Димков (1886-1981). Клуб “Приятели на Рьорих” участвует в подготовке национального юбилейного чествования в ознаменование 120-летия со дня рождения этого популярного болгарского патриота и готовит выставку «Духовные строители будущего – Ванга, Л. Живкова, П. Димков и Рерихи». Так как П. Димков был одним из самых крупных эзотериков Болгарии, то его забота о духовном здоровье нации была ведущим лейтмотивом в его огромной деятельности. Планируем проведение международных научных конференций в области медицины, а также духовности, где основными темами будут: психическая энергия, духовное здоровье и другие идеи.

Фрагмент конверта, выпущенного в свет Клубом приятелей Рериха к выставке ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ: СУДЬБЫ И ЛИЦА

Фрагмент конверта, выпущенного в свет Клубом приятелей Рериха к выставке ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ: СУДЬБЫ И ЛИЦА

Какое отношение имеет Ваш Клуб и Ваши друзья к недавнему изданию «Разоблаченной Изиды» на болгарском языке? Не случайно ли один из Ваших сайтов назван http://theosoph.org?

«Разоблаченная Изида» на болгарском языке впервые вышла в 1995 г., а сейчас это второе издание, так как первое (как и «Тайной Доктрины»), несмотря на большой тираж, давно разошлось, а в 2006 г. мы будем отмечать 175-ю годовщину со дня рождения Елены Блаватской. Как издатели, так и наш Клуб стараются удовлетворить большой спрос на эзотерическую информацию о ней. Поэтому мы создали в прошлом году сайт http://theosoph.org (редактор С. Нейчев) с большой библиотекой, чтобы помочь интересующимся не только теософией, но и всей духовной философией, найти в одном месте как можно больше основопологающих книг разных духовных направлений. Готовим выставку о Блаватской и ее исследованиях болгарских обрядов и ритуалов, о ее заочном участии в русско-турецкой войне 1878 г. Так как не успеем приехать к открытию выставки в Санкт-Петербурге «Блаватская – лица и судьбы», то посылаем организаторам специальный изданный нами по этому поводу конверт.

Тодор, мы знаем, что Вы непосредственно занимаетесь проблемами языкознания. О каких достижениях в этой области сегодня Вы можете нам рассказать? Имеет ли право на существование полушутливый вопрос: «Чья культура древнее: русская или болгарская?»

Людмила Живкова хорошо известна в России реализацией мощной программы «Ассамблея “Знамя мира”», которая основана на идеях семьи Рерихов. Но меньше знается, что она подготовила и частично реализовала не менее мощную программу «1300-летие болгарского государства», чей пик пришелся на лето 1981 г., несколько месяцев после ее ухода. Она успела пробить брешь в исследовании как идей Рерихов и Живой Этики, так и древней болгарской истории, тем более, что столица СССР Москва, чей возраст был чуть больше 850 лет, косо и ревниво смотрела на более древние народы, существовавшие на ее территориях (как Волжская Болгария). Поэтому после ухода Л. Живковой быстро заглохли Ассамблеи, и покрылась занавесом молчания древняя болгарская история. Готовили, но не успели издать на болгарском языке уникальный 4-х язычный словарь Юрия Рериха, тогда существовавший только в рукописях.

После 1990 г. занавес упал, и пришлось наверстывать пропущенное время, но сперва этим сложным вопросом занялись в основном энтузиасты и ученые разных областей, но не историки. Постепенно накапливались все новые данные, которые требуют объединения ученых разных направлений, как было задумано в Гималайском институте «Урусвати».

Так появился болгарский Институт интердисциплинарного исследования древних цивилизаций, в котором я секретарь, и тематика которого в основном связана с древней историей Болгарии. Название института подсказывает, что используем разные научные направления, которые помогают комплексно исследовать самую древнюю болгарскую историю, начиная с Черноморского потопа 7500 лет тому назад (2 наши группы независимыми методами геохронологии определили эту дату).

Болгарская ЕЛБЕТИЦА - национальный орнамент и символ мировой гармонии

Болгарская ЕЛБЕТИЦА – национальный орнамент и символ мировой гармонии

После этой катастрофы, двигаясь на восток, будущие индоевропейцы прошли за несколько тысячелетий огромный путь от Черного моря до Индии и дальше, и постепенно часть из них снова вернулась в район своей пра-прародины. Очень много исследований сделано по второй половине пути, в которую входит и известное переселение народов Азии в Европу, но гораздо меньше исследована первая половина пути. Здесь очень помогают генетические исследования (наши генетики получили уникальные результаты, раскрывающие эту картину), археологические и полевые (у нас несколько экспедиций были в Иране, Индии и др. районах), лингвистические (Интернет очень помогает нашим исследованиям по структурной лингвистике и глотохронологии Сводеша и др.). Работы нашего Института впервые научными методами показали весь пройденный путь болгар на карте Азии, и поэтому часть нашей работы связана с лингвистическими исследованиями языков Азии, где проходил в древности путь болгарских племен. Эти работы (частично уже доложенные на научных форумах) поразительным образом подтверждают и раскрывают мощный след, который наши племена оставили в Пакистане (только там более 2-х тысяч топонимов и болгарских этнонимов), Индии, Тибете, Памире, Кавказе, Украине – по всему долгому и трудному пути домой.

В короткой заметке невозможно рассказать об объемных и поражающих воображение результатах наших исследований, но мы гордимся, что большим импульсом в наших разработках было описание Юрием Рерихом «болгарских сапог» в сердце Тибета, в Нагджу.

Я уверен, что нас ждут еще бoльшие открытия, которые мы сможем реализовать с помощью идей и подсказок, щедро рассыпанных в Живой Этике Учителями быстро трансформирующегося Человечества.

Прим. ред. сайта: Непосвященному читателю могут быть не понятны слова о том, что “часть символов Н. Рериха почему-то совпадают с некоторыми на картинах в Русском музее”. Здесь уместно сказать, что имеются в виду номера и знаки, обозначающие год создания картины, которые Рерих ставил на обороте (обычно на подрамнике) картины. Это их совпадение – действительно загадочная история, с которой интересно было бы разобраться. Как показывает практика, Рерих со своими номерами не путался, по крайней мере, такого до сих пор отмечено не было. Значит – подделки??? Но оба собрания (Государственного Русского Музея и Галереи в Софии) попали в музеи “из первых рук”. Впрочем, часть болгарских картин была куплена Л. Живковой по всему миру. В будущем хорошо было бы сопоставить “совпадающие номера” с их происхождением, что ждет своих исследователей. Кто знает, может быть, в каталоге Государственного Русского Музея ошиблись, – только кто это сегодня сможет проверить?..

 Тодор Яламов

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий