22 августа 1937 г. в Риге родился Леопольд Романович Цесюлевич – профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель. Ушел из жизни 24 июня 2017 г.
В 1951 г. после окончания семилетней школы он поступил в Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, которую окончил в 1955 г. (учился у А. К. Грикиса). В том же году будущий художник был принят в Государственную академию художеств Латвийской ССР на факультет станковой живописи. Его учителями были такие известные латвийские художники, как Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. В 1961 г. дипломной работой «1919 год в Латгалии. На подвиг» (Холст, масло. 160х220) Л. Р. Цесюлевич окончил Латвийскую академию художеств. После окончания Академии он был направлен на работу в филиал Рижского училища прикладного искусства, находящийся в г. Резекне. В ноябре 1961 г. педагогическая деятельность художника была прервана службой в рядах Советской Армии.
После демобилизации в 1963 г. Л. Р. Цесюлевич приехал в Барнаул. С февраля 1964 г. началась его работа в качестве художника-живописца в художественно-производственных мастерских Алтайского отделения художественного фонда РСФСР. В 1968 г. он был принят в Союз художников СССР (ныне ВТОО «Союз художников России»). В 2006 г. ему было присвоено звание заслуженного художника России.
Леопольд Романович Цесюлевич работает в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавая глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.
Уже в конце 1960-х гг. художник ярко проявил себя как мастер многофигурных тематических композиций. Значительными произведениями живописца в этой области являются монументальные полотна «Плоды горного сада» (1968),«Алтайские цветоводы. Время расцвета» (1974), «Алтайские розы» (1974), «Руки творящие (Бригада. Рационализаторы)» (1976–1980), посвященные созидательной деятельности человека. Эти картины – гимн человеку труда, его энергии и внутренней силе. В них художник рассказывает о людях, подходящих к своей работе творчески, стремящихся усовершенствовать и рационализировать свой труд. Произведения интересны образным решением темы и символичностью замысла, они отличаются декоративностью, изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний.
Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича. «При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», – рассказывает о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как «Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности – Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников.
Со студенческих лет Л. Р. Цесюлевич занимался изучением наследия семьи Рерихов. В 1967 г. он осуществил поездку в горные районы Алтая, повторив маршрут экспедиции Н. К. Рериха 1926 г. Проходя путем Рериха, художник записывал воспоминания старожилов. Результаты своих исследований он изложил в статьях, опубликованных в газетах и журналах краевого и республиканского значения. Кроме этого, Л. Р. Цесюлевич выступил с инициативой создания музея русского крестьянского зодчества под открытым небом на основе дома-усадьбы знаменитого знатока алтайских гор, проводника экспедиции Н. К. Рериха В. С. Атаманова и создания в нем экспозиции по крестьянской культуре района, о взятии дома под государственную охрану. Он работал в комиссии управления по культуре Алтайского края по созданию музея, который был открыт в 1984 г.
Также художником были написаны картины, посвященные Н. К. Рериху и старообрядцам Алтая, жившим у подножия Белухи в с. Верхний Уймон: «Николай Рерих на Алтае» (два варианта: 1982, 1985), «Дщерь белая» и «Богоискатель» (обе 1976–1992). На основе натурных этюдов и зарисовок, привезенных из многочисленных творческих поездок по Алтаю, им были созданы такие произведения, как «В золотых горах» (1998), «На Южно-Чуйских высотах» (2003), отражающие первозданную красоту, величие и мощь природы Горного Алтая.
Через все творчество Л. Р. Цесюлевич пронес любовь к своей исторической родине. В конце 1960-х гг., уже живя в Барнауле, художник начал работу над большой живописной серией картин «Янтарный край», посвященных Латвии. Всего им было создано более 20 произведений, в т. ч. рассказывающих о далекой истории Риги, передающих ее архитектурные памятники, отражающих детские и юношеские впечатления автора («Рижские башни», «Гавань», «Корабль», полиптих «Память моего детства. Рига 1941–1944 гг.» и др.).
Другой, не менее значимой темой в творчестве живописца в области городского пейзажа является тема Барнаула – города, ставшего для мастера родным. Данной теме художник посвятил большое количество живописных произведений, обращаясь как к прошлому города, так и к его современности, вписывая свою художественную страницу в летопись Барнаула. Это такие произведения, как «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984), «Вечерний зной в Барнауле» (2003), «Рождественские звоны. Александро-Невский храм г. Барнаула» (2004), «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы» (2005) и многие другие. В каждом из них Л. Р. Цесюлевич стремился уловить и передать жизнь города, запечатлеть его неповторимость и изменчивость.
Нельзя не отметить пастельные работы художника, относящиеся к концу 1960 – началу 1970-х гг., посвященные Барнаулу. В них он передает свои реальные впечатления. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, люди, изображенные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.
В последние годы в своем творчестве Л. Р. Цесюлевич обращается к философским темам, проблемам духовности человека. На эту тему художником был выполнен ряд полотен, среди которых – «Встреча в пустыне» (1989–2000), «Россия на рубеже веков» (1998), триптих «Голгофа» (2001).
Леопольд Романович – постоянный участник краевых, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок. За 50-летнюю творческую деятельность он принял участие в более чем 140 выставках. Среди них такие, как «Земля Алтайская» (1970, Москва), «Вторая Всесоюзная выставка рисунка и акварели» (1977, Ленинград), «Выставка произведений алтайских художников» (1985, Саппоро, Япония), «Выставка художников Алтая» (1992, Даллас, США) и многих др.
Неоднократно в Барнауле проходили персональные выставки Л. Р. Цесюлевича. В 2008 г. в Государственном художественном музее Алтайского края на открытии своей крупной юбилейной ретроспективной выставки художник сказал: «Свое творчество я называю «Кораблем счастья», ибо в живописи, в искусстве я нахожу счастье. Поэтому свою выставку я назвал «Корабль счастья». И в экспозиции выставки в цикле «Янтарный край» есть картина «Корабль», созданная на основе легенды: «Ночью в гавань заходит Корабль счастья, и кто на него взойдет, тот обретет счастье». Кто знаком с творчеством Л. Р. Цесюлевича, кто посетил экспозицию его выставки, были едины в своем мнении: «Творчество художника сравнимо с таким кораблем, на котором найдется место всем, кто любит и любим».
Произведения Л. Р. Цесюлевича широко известны не только в России, но и за ее пределами. Его работы находятся в собраниях музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музея г. Саппоро в Японии, Государственном художественном музее Алтайского края, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской, Михайловской, Родинской картинных галереях и других музеях Алтайского края, галереях и частных коллекциях России и зарубежных стран.
Помимо творческой работы Леопольд Романович Цесюлевич активно участвовал и участвует в художественной жизни края. Он многократно избирался членом правления Алтайской организации Союз художников России (1968–1998), принял участие в организации более чем 300 выставок (краевые, тематические, групповые), занимался пропагандой изобразительного искусства (выступал в радио- и телепередачах, вел большую лекционную работу, в т. ч. как член краевого общества «Знание», является автором 57 публикаций об искусстве).
В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности. Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создает обобщенный, романтически окрашенный образ мира, в котором ведущее место принадлежит человеку, его духовному и физическому началу.
Е. И. Дариус
Источник: Электронные ресурсы Алтая
Статьи Леопольда Цесюлевича: