Главная » картины, О КУЛЬТУРЕ » Художник о трёх своих произведениях. Цесюлевич Л.Р.

954 просмотров
Л.Р. Цесюлевич. ВЕЛИКАЯ ЦАРИЦА АЛТАЯ. 2010

Л.Р. Цесюлевич. ВЕЛИКАЯ ЦАРИЦА АЛТАЯ. 2010

«Великая Царица Алтая»

Историческая тема, тема истории Алтая, Сибири, как и вообще история, интересовала меня всегда. С 1963 года я живу на Алтае. С тех пор всё, что свидетельствует о древности этого края, и о доисторическом времени его, и о скифском периоде, и об алтайском народе, его быте, культуре, эпосе, — всё это я всегда желал познать и усвоить. Алтай ведь действительно «страна глубокого прошлого и великого будущего».

В 2002 году, совсем неожиданно, когда я работал в своей студии, услышал по радио, что археологи открыли на священном плоскогорье Укок захоронение «принцессы Алтая». В своём сознании я сразу отмёл титул «принцесса» и заменил его «царицей», что более соответствует широким понятиям Алтая, Сибири. «Принцесса» — это слово типично европейское. И тут в моём творческом воображении сразу возникла картина древности, но очень живо, настолько, что это как бы происходит сегодня: прекрасная молодая царица в сияющем убранстве стоит на фоне гор утром, в солнечном свете. На ней светло-изумрудное платье, и с её короны ниспадает шёлковая прозрачная вуаль, окутывающая её стан. И предстала она в моём внутреннем видении живой и деятельной — таким идеальным образом молодой, прекрасной, мудрой, волевой, но справедливой властительницы своего народа. Всё, что должно составлять суть новой картины и её формы, было ясно уже в этот момент. Давно ведь известно, что если появляется новая идея, новое содержание, то оно всегда приходит вместе с формой своего выявления. И колорит, и тональность, и поза персонажа сразу видятся в готовом виде. Так бывает всегда, когда что-то новое осенит художника и он в радости испытывает духовное озарение.

Но чтобы всё это стало готовой картиной, надо очень много положить труда. Надо найти соответствие красок, тона, рисунка, композиции тому, что уже ясно и живо в сознании. Художник делает множество композиционных рисунков, набросков, форэскизов, обдумывая даже размер и формат произведения, ибо каждая идея должна иметь своё точное выражение. Формат для «Царицы Алтая», после многих проб и экспериментов, был выбран квадратный. Именно в квадратном формате, где все стороны равны, внимание концентрируется на психологическом, внутреннем состоянии изображаемого.

Месяцы и даже иногда годы уходят на эти поиски. Надо было проводить и эксперименты с красками, добиваясь, чтобы они засветились таким светом, как это виделось в тот момент.

Когда наконец удаётся найти соответствующее композиционное решение, цвет, тон, размер, надо переходить к конкретизации рисунка. Для этого делается рисунок углём на бумаге в настоящую величину задуманной картины. Это называется «картоном». Ведь надо не просто нарисовать какое-то лицо, руки, одежду и всё остальное, но всё в своём выражении должно быть живым, должно создавать впечатление, что мы действительно предстоим перед живым образом царицы. Каждое движение, жест, положение пальцев и другое должны выражать её характер, её мысли, всё то, что составляет суть её духа, её индивидуальность.

Приходится изучать и особенности типажа людей того времени и того сообщества.

Вышеописанный метод подготовки к работе над самой картиной — древний. Так работали старые мастера и в эпоху Ренессанса, и в более позднее время. Но только он может дать требуемый результат. К картине «Царица Алтая» этап такой подготовки занял полгода.

Я купил шёлк, из какого должна была быть на царице её вуаль. Сделал муляж её короны, обклеил золотой фольгой. И натурщица позировала наряженная в вуаль, чтобы я мог видеть, как золото играет под шёлком, как отражаются во всём этом небо и утренняя заря, какие это рождает краски. Очень ответственный момент рисунка — руки. Если говорят, что птицу видно по полёту, то рисовальщика видно по тому, как он справляется с передачей пластики кистей рук. Это очень подвижная часть тела. Рисовал свои руки в зеркале, правую руку рисовал своей левой. И вживался, как актёр на сцене, в состояние моей героини, чтобы пальцы рук выражали нужную психологию. А для пейзажа, что в фоне картины, были готовы давно написанные в алтайских горах этюды с натуры, где именно такое состояние природы.

Лицо царицы рисовал много раз, хотя видел его живым перед мысленным взором тогда, в тот момент озарения.

Состав грунта древний, выверенный веками. И затем — закрепление рисунка на холсте, уточнение его, полная конкретизация и далее — сама живопись красками. Этот второй этап потребовал тоже почти полгода. Ведь каждый мазок, положенный на холст, надо проверить, отходя от картины на 6 – 8 метров, годится он или нет, затем опять смешивать краски на палитре и опять писать и опять проверять на расстоянии, пока вся картина не состоится.

Весь смысл, всё содержание произведения искусства, если оно таковое, словами передать невозможно. Оно и создаётся для того, чтобы вещать безмолвно, образно, оно должно раскрываться каждому в отдельности в созерцании, размышлении, вживании. И каждый вправе видеть то, что ему ближе, понимать так, как соответствует его сознанию. Но есть моменты, которые могут помочь зрителю дойти до эстетического озарения, когда суть произведения раскрывается во всей своей полноте. Это так называемые «ключи» понимания — разные точки зрения, различные подходы к содержанию.

Возьмём самый первый и простой «ключ»: что здесь изображено, что это за сюжет? Всё здесь очень просто — молодая нарядная скифская царица ранним утром вышла на взгорок и о чём-то задумалась. Её руки слегка придерживают шёлковую вуаль, трепещущую под утренним ветром. И это — всё. Но о содержании картины здесь мы мало что узнаем. Надо идти дальше.

Возьмём «ключ» исторический: ясно, что это эпоха скифов, по убеждению учёных — племён индо-иранского происхождения, хотя в курганах на Алтае находят и монголоидный типаж. Это период времени, охватывающий первое тысячелетие до н.э. (в данном случае 500 – 300 лет до нашего летоисчисления). Скифская культура развивалась как бы параллельно Древнему Египту. Как и у египтян, у скифов были захоронения в особых погребальных камерах. Усопших они тоже мумифицировали. Хоронили в саркофагах. Над надгробиями наносились курганы, напоминающие пирамиды. На картине в левом нижнем углу видны скифские аилы, виден вождь на коне, голова которого украшена оленьими рогами. Изображён обряд почитания верховной богини. Женщины в священном танце возносят мольбы её изображению. Быт древних племён.

Если же затем мы возьмём этнографический «ключ» и «ключ» сравнительной религиозной символики, то мы должны внимательно осмотреть одеяние и украшения царицы. На ней шёлковое платье светло-изумрудного цвета, символизирующего мудрость и ясность ума. На её руках золотые спиралевидные браслеты особого значения. Они изображают змей, но голова змеи — на обоих концах спирали, это значит, что они могут двигаться и в одну, и в другую сторону. В этом древняя мудрость: по жизненной спирали можно подняться вверх, но можно по ней же и опуститься вниз. Так царица, что бы ни делала руками, видит напоминание о верном действии. На её голове — корона. Она представляет собой направленный круто вверх золотой луч, идущий от головы царицы в небо и с неба вниз к ней. Луч укреплён на золотом изображении лежащего оленя с большими рогами. Олень у скифов символизировал развивающийся Космос — на развивающемся Космосе держится луч света, из Космоса идёт свет. На луче короны, выше, — фигурка горного козла — символ удачи. А сама корона, охватывающая голову царицы, представляет собой закруглённые овечьи рога, идущие ото лба по сторонам головы. Это — символ богини. Для сравнения напомним, что египетская великая богиня Изида изображалась в золотой короне, в центре которой был блестящий солнечный диск, а по бокам его — коровьи рога, означающие жизнедаяние высшей силы солнца.

Царицу украшают и серьги. На них в круглом золотом диске — изображение скифской богини Кибелы, змееногой, олицетворяющей природу, фауну. Она считалась покровительницей удачной охоты, жизнеобеспечения племени. На плечах и груди царицы — золотое ожерелье, состоящее из кубических форм и острых подвешенных стрел — символ единства материального и духовного, постоянства и устремления.

Нельзя не заметить в правой части картины летящего в сторону царицы орла. Птица — символ вести, орёл же считался знаком духа, духовного озарения.

Тут надо отметить, что в пантеоне многих древних народов верховным божеством являлась женщина. У скифов верховной богиней была Табити. Она — богиня огня, космического Огня. Символом её было солнце. Она была и богиней неба, и дательницей небесной воды, жизни.

Если теперь мы решим взять в руки «ключ» народных обычаев, верований скифов, индо-иранцев, египтян, то надо помнить, что царицы и цари, вожди племён или народов осуществляли не только административные, военно-оборонительные, хозяйственные функции, но были для своих соплеменников видимым олицетворением высших, Небесных Сил, не только исполняли обязанности верховных жрецов, но были и персонификацией богинь или богов. Поэтому на царице Алтая корона верховной богини, на серьгах — изображение Кибелы, а на руках браслеты, означающие эволюцию сознания. И с этой точки зрения можно сказать, что царица Алтая в данном случае не только некая жившая когда-то правительница, но образ, символизирующей высшие, Небесные Силы, как было принято в народной традиции.

Если же мы в своём исследовании картины пой­дём дальше и возьмём в руки нравственно-психо­логический «ключ», то увидим, что это вовсе не историческая царица, не олицетворение верований в Небесных Правителей, а попытка дать образ идеала женщины. Идеала вне времени и исторической конкретики. Ведь художник, берясь за создание подобного образа, полон многих мыслей, в том числе и желания показать современникам, какой могла бы быть женщина в идеале. Она и прекрасна, и молода, она свободна и внутренне счастлива, она властна и одновременно мудра, рассудительна, она принимает решения, руководствуясь не только расчётом, но и высшими постулатами. Она в меру сурова, потому что таковы условия жизни, но она справедлива и полна сострадания. Она руководит людьми, она над ними, но в то же время она служит благу своих людей. Она едина со своим народом. Состояние её души, её ума, ход её мысли художник пытался передать движением её тела, поворачивающегося к зрителю, наклоном её головы в раздумье, характером положения пальцев рук. Она не только придерживает края трепещущей вуали, её руки указывают на работу мысли. Её левая рука пальцами как бы подсчитывает аргументы за или против, как вернее решить. Правая же рука, поднятая выше, после несколько неопределённых движений поиска указательным пальцем целит вверх, в небо. Значит, решение принимается согласно высшим законам, высшим постулатам. Её глаза смотрят вглубь своего сознания, она будто предстоит перед своей высшей сущностью и именно так решает проблемы. Но если бы она глянула непосредственно на зрителя, то, кажется, её взгляд выдержать было бы трудно.

Художники, в поисках способов передать богатую гамму переживаний своих героев, стремятся показать их в состоянии перемены положения тела, рук, головы. Персонаж не просто стоит в одной позе, а будто находится в движении, что даёт ощущение движения его мысли.

Если додумаемся взять «ключ» вопроса, кто здесь главный герой произведения, то вначале покажется, что вопрос неуместен, ведь ясно, что это царица. Но, задумавшись, увидим, что ведь всё освещено солнцем. Особенно ярко горят золотые украшения. Солнечные лучи пронизывают всё, имеющее место в глубине космического пространства. Само солнце не изображено, но оно присутствует во всём. Значит, оно имеет отношение к главному герою картины.

Царица в единстве с всеобщей жизнью мироздания, со всем, что развивается и стремится к благу. Это называют Душой Мира, имя которой Алайя. Царица достигла такой высоты сознания, когда она и Душа Мира — одно. Она с Душой Мира в полной гармонии, и своими усилиями, действиями, решениями способствует её развитию. Равновесие общего и личного. Над Царицей полоса глубокого синего неба, Вселенной, её корона устремлена туда, ввысь, и с этой высью её объединяет. И Царица конкретизирует в мире форм, предметов, людей эту всеобщую жажду лучшего, эволюции.

А если мы запасёмся «ключом» символики цвета, то нам придётся вспомнить, что в отдельности каждому цвету художники не любят придавать раз и навсегда утверждённое значение, они любят творческий подход к смыслу цвета. Когда краски в картине сочетаются и представляют гамму колористического настроя, то цвет обретает и эмоциональное, и смы­словое значение. Здесь, в данной картине, синее и голубое создают ощущение глубины неба, Космоса, вечности. Золотое сияние утреннего поднимающегося тумана — это радость, торжество света, солнца, предвестие будущего. Блеск золотой короны царицы символизирует истинную, солнечную, справедливую власть, а светло-изумрудный цвет её платья, как уже отмечалось, — мудрость, притом — светлую.

Если заинтересуемся «ключом» линеарных построений композиции, то мы обнаружим, что полуоборот фигуры царицы в профиль вписывается в ясно просматривающийся треугольник, что есть символ духовного начала. Опять же её свисающее ожерелье на спине, абрис короны дают выраженную вертикаль — стремление ввысь. То же подчёркивается и множеством острых пиков скал в глубине картины. Горизонталь, символ земного начала, проводится линией синего неба, граничащей с золотистым туманом, образуя вместе с вертикалью выраженный крест с высоко поднятой перекладиной. Крест — символ жертвы, страдания и воскрешения. Власть есть жертва. А в древние времена крест обозначал жизнь. Крест, заключённый в треугольник.

Если нам захочется взять в руки «ключ» осмысления движения, то мы отметим, что движение царицы идёт слева направо, по ходу солнца. Лицо её обращено к солнцу, которое как раз восходит. Пальцы её левой руки повёрнуты вправо. Правая рука указывает вверх. Это направление «подхватывается» остриями скал и, уйдя вверх, по абрису головы царицы, её вуали и линии неба возвращается обратно вниз к левой руке и по овалу свисающего ожерелья опять движется вправо и вверх. Вечное движение, в центре которого лик царицы.

Если же мы надумаем обратиться к «ключу» времени, то здесь начнётся истинная полисемантика. С первого взгляда сюжет этой картины явно исторический. Вся ситуация, одежда, украшения, соответствующие археологическим находкам, сама отправная точка замысла говорят об этом — давно минувшие дни. Но если мы памятуем всё выше анализируемое, то нет никаких сомнений, что проблемы, раскрываемые в произведении, имеют самую явную актуальность именно сегодня: красота, мудрость, справедливость, великая роль женщины в жизни, сознание космичности существования, экологическая чистота природы и т.д. Но ведь это ещё не всё. Если спросим себя, все эти перечисленные достоинства есть ли налицо в полной мере в настоящее время, то невольно придётся воскликнуть: «Это будущее! Идеал в будущем!»
И добавить: «Пусть скорее оно наступит!»

Последним обычно всегда выступает смысловой, философский «ключ». Анализ произведений, изоб­разительных, литературных, поэтических, драматических и музыкальных, часто совсем неожиданно ведёт к пониманию, что всё изображённое происходит не где-то вне нас, в какие-то иные времена и эпохи, а именно внутри нас, внутри нашего сознания, разума, нашей совести, нашего сердца и духа.

В нашей «Царице Алтая» это проступает тоже достаточно ярко. Всё, что здесь происходит, — это поле действий, суждений, мнений, утверждений нашего сознания. Не только в поворотные моменты, на перекрёстках жизни нам приходится перед лицом своей совести принимать решение — «быть» или «не быть». Каждый день, во всех жизненных ситуациях, на каждом шагу мы решаем и свою судьбу, и судьбу ближнего и чужого. И, имея в душе своей такую Царицу, мы остановим наш выбор, как это велит палец правой руки, указывающий ввысь, на решении, соответствующем Космической истине. «Царица в сознании», «Царица в голове», «Царица в сердце» — разве эта образная мысль не идёт от великой народной мудрости, если уж о неразумных людях она сочинила крылатую фразу — «без царя в голове». У нас эта Царица не только в мудрости и справедливости, но и в красоте и гармонии с окружающим — жизнь несущая. И хотя здесь её образ олицетворяет древних верховных богинь, небесных повелительниц — Табити, Изиду, Гестию, Иштар, в нашем сознании она — общее человечеству Высшее Начало.

Л.Р. Цесюлевич. ХРАМ ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011

Л.Р. Цесюлевич. ХРАМ ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011

«Храм Великой Царицы Алтая»

Историей доказано, что великие народы имели своих царей и цариц, это указывало на высокоразвитую культуру, религию, государственность. Значит, находка на плато Укок «Принцессы Алтая» — ещё одно подтверждение величия истории Алтая и алтайского народа. И этот факт требует достойного запечатления. Лучшим способом этого художнику видится именно возведение храма — храма Великой Царицы Алтая.

Идея создания такого храма появилась в моём сознании во время работы над картиной «Царица Алтая». Образ Царицы Алтая замечателен, поэтому требует запечатления. Так же, как идея создания этой картины, возник в один миг вдохновения образ просторов высокогорья, вершин Табын Богдо Ола — Пяти Священных Вершин, освещённых утренним солнцем, а на переднем плане, на холме — белый храм, величественный, очень простых, но глубоко символических форм. Храм белый, ярко светится в лучах солнца. Таким представлялся в воображении весь пейзаж с храмом. А затем, обдумывая, я осознал, что таким он и должен быть согласно символическому смыслу.

Основа храма — простой прочный куб с наклонёнными к центру стенами. Куб — символ материи, земного начала, наиболее прочная основа стояния на земле. Углы храма подчёркиваются контрфорсами, усиливающими впечатление прочности и символизирующими четыре Камня, положенные в основу любого достойного начинания, — краеугольные камни нравственных постулатов разума. А над стенами возносится купол-полусфера, тоже весь белый, это — символ неба, небесного начала, вечности, беспредельности. Основа купола — круг, символ Вечности. Бесконечность жизни во Вселенной, где мириады звёзд, миров и жизней. В центре купола — круглое отверстие, единственное окно в сооружении. Оно символизирует Высшие Божественные Силы. Когда искусственное освещение в помещении храма не включено, то луч сверху проникает в тёмную залу и ярко освещает главное, что там есть.

Вход в храм квадратный, потому что духовные достижения должны твориться руками и ногами человеческими.

Такая форма храма — наиболее древняя. Это архитектурное решение идёт от самого философского осмысления жизни — единства материального, умственного и духовного под руководством Высших Сил. Такого рода сакральные сооружения были у древних народов. Но именно в храмовой архитектуре такая форма наиболее существенна, ибо содержит внутреннее помещение, конкретизирующее значение символов. Главные качества такого храма — простота, сила символической формы и отсутствие украшений, добавок, усложнений. Ясность, монументальность, величественность.

Л.Р. Цесюлевич. ЭСКИЗ ХРАМА ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011

Л.Р. Цесюлевич. ЭСКИЗ ХРАМА ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011

«Эскиз Храма Великой Царицы Алтая»

Внутренность храма я показал в графическом эскизе. В центре зала — белая мраморная статуя Царицы Алтая. Она на трёхступенчатом пьедестале, символизирующем три сферы Мира. Прямо над статуей — круглое отверстие в куполе. С самого центра отверстия свисает люстра, укреплённая на металлических перекрещенных прутьях — свет нисходит через символ креста. Сама люстра имеет двенадцать светильников, расположенных по кругу и олицетворяющих двенадцатигранник, символ Великой Богини. Дело в том, что, как уже отмечалось, у древних народов было принято, что Царица олицетворяла собой и Высшее Начало — Богиню. Размер статуи Царицы около четырёх метров.

Стены храма расписаны образами скифской мифологии и религии. На фронтальной стене за спиной статуи Царицы — сфинксы и ангелы. На стене с левой стороны в центре традиционное изображение верховной Богини Табити — Богини Огня, Неба, Небесной Воды, Солнца. Табити изображалась сидящей на троне с зеркалом в руке. Зеркало — символ всевидения. Перед ней стоит скиф. В левой руке он держит лук (значит, воин и охотник), а в правой — пиалу с Небесной Водой, данной ему Богиней. С правой стороны на стене роспись с изображением змееногой богини Кибелы — богини природы, покровительницы охоты, жизнеобеспечения племени. По бокам стен — изоб­ражения зверей, птиц, растений.

За статуей Царицы, у фронтальной стены — стек­лянный саркофаг с муляжом мумии Царицы Алтая в положенном ей убранстве. Саркофаг покоится на пьедестале в виде геральдических львов, выполненных из позолоченного металла. Так традиционно принято у древних народов, что опорой для божественного служат укрощённые хищные звери.

По углам стен зала — электрические светильники в виде факелов. Но если искусственный свет выключен, то посетитель, вошедший через квадратный массивный вход, увидит в полутёмном зале белую статую Царицы, освещённую лучом света с верха купола, в темноте будут сверкать блики от золотых львов под саркофагом, на стенах среди общего глубоко лилового цвета будут выделяться золотистые очертания Богини, сфинксов, зверей, птиц, узоры. Посетитель ощутит силу той веры в величие и мощь Мироздания, во что глубоко верили наши далёкие предки, жившие на просторах Алтая.

Такой храм будет значим для народов Алтая. Будущие поколения должны понимать истинный смысл того, что «Алтай — страна глубокого прошлого и великого будущего».

Источник:  Журнал “Восход” № 6 (206), Июнь, 2011

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий