Главная » О воспитании, ПЕДАГОГИКА » Письмо Е. И. Рерих – Е. Я. Драудзинь от 19 апреля 1938 г.

41 просмотров
2601-79

Елена Ивановна Рерих

Родная Екатерина Яковлевна, только что отправила Вам письмо, как получила и следующую весточку от Вас. Конечно, я вполне доверяю Вашему сердцу, и Ваша аура – залог лучших возможностей. Вы пишете, что в общественной жизни Вы новичок, но это не страшно, навык приходит в работе, но самое главное – это накопления духовные, качество психической энергии, и никакой навык не может заменить сущность прекрасной энергии, потому в основу всего и положим именно это мерило.

Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется всё благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодёжи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты главным образом физическим развитием молодёжи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведёт к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьёзное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами лёгкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

Следует немедленно приступить к организации садов, или клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность именно такая организация, посвящённая имени моего мужа. Молодёжь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно, цель их – нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев!

Во время собраний следует преподавать детям уроки высокой нравственности именно из «жизни» героев или в форме рассказов, этим же способом открываются им и законы природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена им в самых простых формах, и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, ещё лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как и делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на собраниях носить имя избранного ими героя.

Полезны и занятия искусством, и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы и т.д., все занятия, которые требуют объединённого ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников, так, чтобы в них отмечалось всё хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определённого поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т.д. Ведение такого дневника с целью самоанализа очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех её проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще, собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.

Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Жизни, или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?

Впоследствии с помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддаётся измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершённых малолетними, если проанализировать их мышление, окажутся лишь следствиями прочитанных ими книг или драк и преступлений, увиденных в кино!

С величайшей радостью прочту Ваш реферат. Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессируют, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придётся выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.

Вы пишете о существующих женских организациях. Конечно, полезно ознакомление с местным советом женских организаций, но входить в них сразу, может быть, и преждевременно. Следует очень приглядеться к участницам и прочувствовать их ауру, чтобы не создать на первых порах каких-либо осложнений. Вступить легко, но выйти много труднее.

Очень мне нравится Ваша мысль устраивать обмен мыслей по разным вопросам и приглашать участвовать в этом общественных деятелей и деятельниц. Но и тут нужна известная осторожность. Некоторое предварительное знакомство полезно, чтобы не вызвать слишком антагонистических суждений. Бережность должна быть проявлена сейчас решительно во всём.

Сейчас получили письмо от Рихарда Яковлевича, так счастливы благоприятному исходу в деле нашего талантливого молодого друга и тому единению, которое проявляется сейчас всеми членами Общества.

Между прочим, не думаете ли Вы назвать свою организацию или содружество молодых факелоносцев именем национального латвийского героя прошлого или же настоящего времени?

В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного. Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрёт память о прошлом, но всё-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель Иисус Христос любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним как к взрослым, Он был прав, ибо, когда вспоминается далёкое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошёл к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может, быть, дети помнили Учителя больше, чем исцелённые Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни и каждый должен им сообщить опыт свой. Но ещё мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная Жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось».

Так и это знание осторожными касаниями будет входить в сознание подрастающего поколения. Именно, работы по расширению сознания – без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины.

Шлю Вам, родная Екатерина Яковлевна, и названным Вами сотрудницам мою радость сердца и верю в успех начатого Вами светлого дела.

Вполне разделяю Ваше высокое мнение о названных Вами, много слышала о них <…>.

Источник:  Этико-философский журнал «Грани Эпохи» №71 (осень 2017)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий