«Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление. Но если в молитве заключаются суеверие, страх и сомнение, то такое заклинание относится ко временам фетишизма.
Как же следует молиться? Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов, мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность. Решая соединиться с Беспредельностью, человек как бы вдыхает эманации эфира и, без механики повторений, получает лучшее замыкание тока. Так в молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения.
Только развитая духовность может в едином вздохе поднять сознание человеческое. Но Мы должны твердить о молитве, ибо о ней будут спрашивать.
Не нужно заклинаний, не нужно выпрашиваний, не нужно пыли смирения, не нужно угроз, ибо уносим себя в дальние миры, в хранилища возможностей и знаний. Чувствуем, что нам они назначены, и прикасаемся дерзновенно.
Так поймите завет: «Не молитесь всяко, но в духе».
ОЗАРЕНИЕ
Можно применить на месте эпиграфа много изречений из Учения, но этот особенный. Он отвечает требованиям современной Эпохи, он отвечает возросшему уровню сознания современного, просвещенного человека, наполненного желанием не просто слепой веры, но глубинного смысла явлений и событий окружающего Мира. Современный, образованный, культурный человек не нуждается в пышных, сложных обрядах, его вера может в большинстве своем выразиться в могучем сердечном импульсе, даже не облеченном в слова, имеющем выражение в сильном посыле. В нем есть и Иерархия, и Учитель, и Ангел – хранитель, и близкие, и ближние, и свой народ, и человечество, и Любовь, и сострадание: синтез!
Молитва. Молить, Молиться, умолять. Все эти понятия не в полной мере отражают рассматриваемое действие человеческое, так как содержанием смысла самого слова как бы ставят человека в положение просителя, в некое приниженное состояние; он выглядит как создание, неспособное решить свои великие проблемы без высшей помощи, он зависим, он – раб. И об этом «позаботились» ведущие религии Мира. Именно ничтожным созданием, рабом выглядит человек в представлении священнослужителей и в уставах ведущих религий. Традиционный верующий наполнен этим сознанием, он строит свои отношения с Творцом именно на этой основе. Но так ли это? Не является ли это искажением Заветов, данных Великими основателями религий и учений?
«Хуже всего понимать смирение как ничтожество. Смирение есть достойное несение Служения. Разве ничтожен дозор при вратах доверенных? Не ничтожно решение совершить лучшую работу. Не может быть ничтожным предстояние Огненному Миру. Но истинное Служение в труде терпения и совершенствования. Такое качество принадлежит Пути Огненному». МИР ОГНЕННЫЙ 3, п. 500.
Т.е. ЖЭ многократно указывает, что верующий не должен ставить себя в рабское положение, обязан опираться на свое «богоподобие» и верить с достоинством, без самоунижения. С самого начала изложения целесообразно указать, что теософской базой для нас является информация по теме Молитва в свете указаний, данных в Учении, т. е. по состоянию этого вопроса на начало ХХ века и с учетом тех искажений, которые были внесены в ведущие религии Мира и нашли отражение в Учении. Будут рассмотрены и недостатки, и достоинства осуществления М в основных религиях.
***
«Молитва есть выражение лучшей мысли. Все верования предлагают молиться Высшему и в лучших выражениях. Правильно советовать приобщаться к Высшему мыслями самыми возвышенными. Мы всегда указываем на высокую пользу возвышенного мышления. Кому же можно посылать мысли, как не самому Высшему? Советую не упускать времени, когда можно побеседовать о стремлении к Свету. Не прошение и не спор раздражения, но устремленный сердечный обмен умножает великую Благодать. Люди должны учиться мыслить, значит, пристойно утверждать мысль о Высшем – кто ясно, кто туманно, но все по тому же пути Огненному». МИР ОГНЕННЫЙ 3, п. 495.
Мы приведем и рассмотрим много высказываний Учения, касающихся Молитвы, но уже из этого следует, что Молитва (далее по тексту – М) есть действие человека на «пути Огненном», т. е. на пути эволюции. Качество этого действия соответствует качеству достигнутого уровня сознания молящегося человека, а уровень этот определяется всем опытом на пройденном пути и, соответственно будет иметь «ясное или туманное» выражение. Все мы – разные и даже если будем молиться рядом и произносить одинаковые слова и иметь примерно равный уровень сознания и просить об одном и том же, М наша будет различной, ибо мы имеем индивидуальность, неповторимость во Вселенной. Но во всех случаях М будет беседой с Высшим, реализованной связью, сознательным или бессознательным применением ПЭ. Человек идет по пути эволюции, подчиняясь Законам Творца, идет своим неповторимым путем, но на этом пути есть закономерности, которым подчинены все путники: идущие делятся на две категории; одна часть идет в соответствии с потоком эволюции, другая пытается двигаться против потока, но неотвратимо увлекаемая им, лишь слегка замедляет свое движение, испытывая при этом страдания, т. е. совершает насильственное движение в отличии от движения осознанно-добровольного. Таков Закон, и в его рамках каждый идущий имеет свой опыт, свой уровень сознания и свое качество М.
Рывок в движении совершается с момента рождения в сознании явления существования Высшего: Творца, процесса Творения, Высших Законов, Высших Миров. Это великий акт на пути. Это обязательная, первоначальная составная часть М.
«Спокойствие сознания образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как утверждение существования Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само понятие такой связи делает человека сильным и устремленным.
Явите уважение ко всему, носящему признаки Высшего Мира».
«Неужели не видят люди всю сатанинскую уловку против Высшего Мира»? АУМ, п.45, 46.
«Если что-то содержит в себе тупое отрицание без построения мысленного, нужно смотреть на такое убожество как на безумие. Сами вы сколько раз встречали таких безумцев. Ничего, кроме сожаления, они не возбуждают. Как мелкий лавочник признает числа для своей наживы, но смеется над высшей математикой, так же и невежда из терния великого подвига делает себе зубочистку.
Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так, труд есть молитва». АУМ, п. 62.
Путь к М тернист и длителен, на нем человек встречается с необъяснимым, с пугающим, с болью, смертью, с ошибками, с отрицанием, великими потерями. Но поскольку ему дан великий дар – способность мыслить, анализировать, обобщать, самосовершенствоваться, он не может не воспользоваться им и, в конце концов, приходит к Великому Собеседованию.
«Блаженство мыслителя или муки мыслителя? Обычно принято изображать мыслителя в муках, но, если спросите его – хочет ли он освободиться от таких мук, каждый мыслитель ответит отрицательно. В глубине сознания он ощущает великое блаженство, ибо процесс мышления уже есть высшее наслаждение. Лишь два наслаждения имеют люди – мышление и экстаз красоты. Путь к Миру Огненному утвержден этими двумя уявлениями. Только при них человек может продвинуться к Высоким Сферам. Каждое Высшее Собеседование уже будет содержать эти обе основы. Поэтому нелепо говорить о муках мыслителя или творца. Они не мучаются, но радуются. Впрочем, люди так своеобразно понимают радость! Для многих радость будет безмыслие и неделание.
Путь к Братству в мышлении и труде». БРАТСТВО, п. 85.
***
Итак, человек пришел к осознанию факта действительного существования Высшего, к своему состоянию зависимости, подчиненности Законам, к их неотвратимому действию в своей жизни. Без этого первого условия М неосуществима или бессмысленна, ибо в ней – три участника: Высший, молящийся и объект М. Дальше начинается взаимодействие, связь, выражающаяся в Собеседовании, т. е. мы можем утверждать, что М есть не что иное, как духовное действие человека, заключающееся в установлении связи с Высшим, как он себе его представляет, и в реализации этой связи в Собеседовании.
При этом в высоком положении на эволюционном пути человек способен быть в состоянии постоянной молитвы, но для подавляющего большинства М осуществляется периодически (ритмически).
При совершении М человек находится в особом состоянии. Поскольку он создан Творцом в качестве моста связи между Мирами, имеет возможности связи со всеми Мирами и осуществляет эту связь в самом разнообразном виде в зависимости от своего совершенства и состояния, то и в М он реализует это в наиболее совершенной форме, на которую способен на данном этапе своего пути эволюции. Деятельность человека разнообразна – желание, мысль, чувство, эмоция, действие физическое, – но все же условно она может быть поделена на две части: действия в физическом Мире и действия в Тонком Мире и Огненном, т. е. действия физические и действия духовные. М есть действие духовное, комплексное. Это есть действие наивысшего качества, на которое способен конкретный молящийся человек, поскольку он в М включает свое сердце, Чашу, наполненную его личными наивысшими накоплениями, звучащими на уровне Огненного Мира. При этом он соединяет в мгновения М все Миры, ибо и желает, и мыслит, и чувствует, и действует всеми своими принципами; он выполняет свою миссию соединителя Миров наиболее полно; он в Них во всех и Они в нем. Человек в эти мгновения является созданием, использующим во всем наивысшем для себя диапазоне свои способности и возможности. Он преображает, одухотворяет материю всех Миров, в том числе и ту ее часть, которая составляет и его самого. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что периодическая М олицетворяет молящегося человека в его большем будущем совершенстве, она является сильнейшим инструментом его эволюции. Человек станет постепенно под действием М навсегда таким совершенным, каким он является в начале пути лишь в эти минуты, он превратит эти кратковременные состояния в постоянные качества. М., реализуемая правильно, в соответствии с рекомендациями Учения, постоянным ритмом, дает великолепные результаты на утвержденном Пути.
Это великое духовное действие имеет четкие цели, их определяет для себя сам молящийся: от благополучия и процветания личного, эгоистического, через близких к ближним, к своему народу и Родине, к человечеству, к Служению Высшему, – так он проходит путь от дикаря до Богочеловека; проходит через М.
***
Конечно, у М разное качество, определяемое человеком, но эту ее характеристику мы откроем дальше. Итак, М есть могучее орудие человека в его эволюции, а через самого человека и орудие Эволюции Мира.
Замысел Творца предусматривает естественное совершенствование всего Космоса во всех его проявлениях, а, значит, и совершенствование потенциального Бога – человека. Путей великое множество, и один из них, который можно ответственно определить как естественный, обязательный и предусмотренный Планом Эволюции, лежит через М, ибо в ней заключены все необходимые условия для эффективной эволюции.
«Конечно, вы слышите, как жалуются люди на бесполезность молитвы. Они скажут: «К чему отшельники и монастыри, когда мир погрязает в несчастье»? Но никто не подумает, во что обратился бы мир без молитвы! Потому следует прекращать всякую хулу на деяния духа. Откуда же придет ощущение связи с Высшим, как не от молитвы? Пусть осуждающие вспомнят, не дрогнуло ли их сердце при устах восторга? Уста духа каждого приближали к возможности постижения. Именно нужно хранить мост к Высшему Миру». МИР ОГНЕННЫЙ 3, п. 39.
В этом – утверждение необходимости связи с Высшими Мирами и «приближение возможности постижения», т. е. возвышение сознания, т. е. совершенствование самого человека и спасение мира от разрушения. С самого момента начала Творения и до сих пор эта связь действовала, действует и будет действовать в Мирах, как человеческое сердце или его дыхание в течение земной жизни в самом человеке.
«Понять, что Учение преображает сознание, уже будет пониманием сущности, но, чтобы повлиять на сознание, следует повторно утверждать путь Иерархии. Нужно приучить себя к достойному поведению перед Ликом Иерарха. Так Скажу: нужно облечься в непрестанную молитву.
Такая молитва нужна теперь, когда Земля потрясена ужасами». МИР ОГНЕННЫЙ 3, п.356.
Невозможно, кажется, более сжато и ясно выразить необходимость молитвы и для отдельного человека, и для планеты; и к тому же выразить и сущность М – «повторно утверждать путь Иерархии», т. е. молящийся сначала повторяет в каждой периодической молитве «путь Иерархии», а затем со временем приходит в великое состояние «непрестанной молитвы», непрерывающейся связи, которая становится его сущностью, живет в нем всегда, И особенно это необходимо в современную Эпоху.
Учение наставляет и укрепляет постоянно и многократно.
«Молитва не принижает, но возвышает. Если кто после молитвы чувствует подавленность, значит, качество молитвы не было высоким. Человек несоизмерим с Беспредельностью, но искра энергии высшей содержит в себе значение даже вне мыслимых пространств. Искра высшей энергии дана каждому человеку, и как носитель ее он облекается высокой обязанностью. Он – мост с Мирами Высшими, значит, невежда, отрицающий Мир Высший, тем отрицает и свое человечество.
Напоминание о Мире Высшем есть пробный камень для испытания каждого духа». АУМ, п.67.
«Духовное начало предшествует каждому действию. Не может быть действия телесного без предшествующего духовного соединения. Так, каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия. Не может продолжаться эволюция, если главный двигатель будет отринут. Черный Век имеет среди своих свойств отрицание Начал и Основ. Но именно такая тьма преходяща. Человек должен готовиться к принятию Света, но, чтобы не уподобиться кроту, он должен осознать в себе сущность Света.
Когда Говорю о Высшем Собеседовании, прежде всего Предлагаю понять реальность во всей Беспредельности». АУМ, п. 68.
И наиболее сильные, конкретные направляющие указания даются об общей напряженнейшей обстановке, в которой находится сейчас планета и все человечество. А одним из главнейших явлений, определяющих улучшение этого положения, является применение молитвы. Массовое применение М меняет соотношение сил и позволяет Земле выйти на новую качественную ступень в соответствии с Планом. И при этом качество М, к сожалению, в нашу Эпоху значительно снизилось.
«Неподкупен Мир Высший, но люди вместо очищения мыслью и трудом все же пытаются подкупить Милость Высшую. В таком невежестве сказывается полное нежелание подумать о сущности Миров. История возникновения молитвы показывает, что сперва произносились гимны, потом – моления о всех и лишь позднее человек дерзнул докучать требованиями о себе. Даны достаточные доказательства, насколько все, порожденное самостью, непригодно для эволюции. Нельзя купить милость и справедливость. Разве не позорно, что приходится твердить такие слова?
Можно заподозрить – не происходит ли инволюция? Конец Кали-Юги может дать и такие явления. Указаны страшные катаклизмы, но что может быть ужаснее, нежели катастрофа в духе? Никакое землетрясение несравнимо с разложением сознания. Нужно напрячь все силы, чтобы удержать человечество от пропасти, потому каждое размышление о Мире высшем есть необходимость дня». АУМ, п.236.
И каждое собрание во имя духовного общения, во имя поисков Истины, каждый духовный посыл, каждая совместная и личная мысль о Высших Мирах, о благе другого человека, о благе народа и страны есть насущное действие помощи Эволюции. И эти рассуждения и мысли, рожденные во время рассмотрения и обсуждения Учения есть прекрасная общественная помощь близким, городу, стране, Миру. Это не просто общение, не просто досуг – это Работа, это – Труд.
«Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе Землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом, именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Истинный труженик любит свою работу и понимает значение напряжения.
Уже Называл труд молитвой. Высшее единение и качество труда возникают от ритмичности. Лучшее качество труда растит ритм Прекрасного. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного.
Труд, молитва, красота – все грани кристалла Бытия». АУМ, п.322.
Велико значение духовного труда, и все, прикасающиеся к Учению, постепенно становятся учениками. У ученичества много ступеней и степеней, это огромный раздел ЖЭ, который подлежит отдельному ознакомлению, но в основе своей становится учеником любой человек, изучающий просто источник информации, даже если это не Эзотерика и если он еще не пришел к этапу, на котором избирается Учитель. Так и изучающий ЖЭ есть по своей сути ученик, ибо Учение дано Владыкой, Великим Учителем, дано ДЛЯ ВСЕХ!
«Сознание, не слитое с Владыкою, не может устремиться к закону накопления «Чаши». Только сила Космического явленного Магнита может приблизить дух к учителю. Истинно, примкнувший к высшему Сознанию получает мощь мысли. Только дух принимает все посылки Свыше, он может расширять сознание, иначе не разбудить силу, находящуюся в «Чаше». Так нить связи есть лестница духа, по которой восходит сила духа. Творчество утверждается путем этой чудесной нити. Так восхождение духа идет связью с Владыкою». ИЕРАРХИЯ, п. 155.
Выражу уверенность, что любой человек, приблизившийся к Учению, уже имеет общение с Учителем и имеет великую возможность раскрывания своей «Чаши». Просто нужно великое терпение. Итак, назначение и насущная необходимость М в любое время, а особенно в нашу Эпоху, нами раскрыто и аргументировано высказываниями из ЖЭ; оно заключается в обеспечении эволюции индивидуальной и всего человечества и планеты Земля – без молитвы нет продвижения для человека познавшего Иерархию и поверившего. Без М невозможно осуществление Замысла, Плана: Творец – Молитва – человек – Эволюция.
***
Оценивая М в целом, как процесс, участниками которого являются Весь Космос и человечество, можно ответственно сказать, что если, с одной стороны, Космос со всеми Мирами, энергиями, информационными полями открыт и доступен для человека и отвечает с абсолютной точностью на его посылы, то с другой стороны, именно человек определяет качество этого сложного взаимодействия; именно человек является активным началом, и именно он определяет воздействие Миров на себя, во всех подробностях текущей жизни. Таков Закон. Он справедлив, незыблем, неподкупен и, как и земные законы, действует лишь тогда, когда его приводит в действие сам человек.
То же и в М: качество и содержание ее определяется самими молящимися, диапазон этого качества огромен, поражающе огромен и в разнообразии, и в масштабах применения. Можно привести яркие примеры из установившейся практики человеческой. Например, поле предстоящего сражения, два противостоящих войска и М с той и с другой стороны. Священнослужители с обеих сторон умоляют Творца о гибели противника и о своей победе и многотысячный, могучий посыл устремляется в пространство. Или, приходит верующий в собор и молится о крахе соседа; или, рядом с ним же молится человек об Общем Благе. Или молится с чувством и мыслью о величии своей религии и о ничтожестве всех остальных, или просто наблюдает за исполнением обрядов молящимися и находит и назначает «грешников», нарушителей
Качество и содержание М в основе своей и в конечном итоге создает молящийся. В этом положении заключается и успех, результат М, и великая ответственность его перед Мирами и человечеством, и пессимизм, и оптимизм.
Всевозможные варианты качества и содержания М рассмотреть во всей полноте просто невозможно, но мы покажем несколько ярких примеров из Учения.
«Урусвати знает, насколько притворна бывает человеческая молитва. О значении молитвы мы уже говорили, но следует сказать о вреде притворной и нанятой молитвы. Люди не дают себе отчета о чрезвычайном вреде всего лживого, но притворство и подкуп есть высший вид лжи. Нужно представить себе, как широко распространяется каждая лживая мысль. Тем преступнее обманывать Того, Кто почитается людьми наивысшим. Так же кощунственно нанимать кого-то для молитв.
Можно указать чудовищные примеры, когда люди задумывали убийство и тут же бормотали молитвы»… НАДЗЕМНОЕ, п.264.
Практика применения М в религиозных учреждениях современности как раз и носит именно такой характер. Вот здесь нужно сделать остановку и поделиться личным опытом изучения двух молитвенников: иудейского и православного. Начнем с иудейского, как более древнего. Ему уже около 2.500 лет, и он применяется евреями и в государстве Израиль, и за его пределами, в рассеянии. От него, действительно, веет древностью, он неизменен, хотя современное человечество по состоянию своего сознания кардинально отличается от человечества, жившего за 500 лет до н. э., и, соответственно, те же истины целесообразно излагать современным языком и с учетом этого измененного сознания, Со старославянским языком, на котором изложены молитвы в православном молитвеннике, обстановка еще тяжелее: многие слова непонятны и могут произноситься чисто механически.
Эти молитвенники есть плод творения человеческого ума и сердца, и потому, хотя они и составлялись лучшими из лучших, в них имеют место искажения великих Истин, дававшихся Первоучителями, или данных в Первоисточниках. Приведу два примера. Народ Израиля есть плоть от плоти человечества, т. к. в соответствии с Торой он был образован из лучших сынов человечества с единственной целью – быть примером для остальных, быть ведущим отрядом на пути Эволюции, быть «народом священников». Какова функция священника? Быть со своей паствой (всем ведомым человечеством), болеть и заниматься его проблемами, молиться за него постоянно и неустанно, что и хотелось бы видеть в этом молитвеннике. К сожалению, этого нет: нет единства неразрывного с человечеством, нет усиленной заботы о его делах и проблемах; есть подчеркнутое разделение – Израиль и остальные, и почти все молитвы направлены к благополучию Израиля, его делам и проблемам. Еще пример, приведу дословно:
«…Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, не сотворивший меня иноверцем!
Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, не сотворивший меня рабом!
Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной!»…
Дух пола не имеет, каждый неизбежно обязан пройти через обе ипостаси в воплощения, женщина по своему назначению равна мужчине, и об этом не могли не знать мудрецы Израиля, составлявшие молитвенник. При этом, в иудейском вероисповедании, в классических синагогах мужчины и женщины молятся отдельно, зато в современной практике есть женщины раввины; общепринята практика оплачиваемых и нанимаемых молитв и т. д.
Молитвенники православия также составлены на уровне человеческой мудрости и несут на себе ее отпечаток; так же существует широкая практика оплачиваемых и нанимаемых молитв, не дающих никакого эффекта, делающих человека еще более грешным.
Есть в истории православия интереснейшая, маленькая по объему книжка – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», (издательство «София», Киев, 2004г.). Книга проста и велика, производит сильнейшее очищающее и вдохновляющее воздействие и должна быть внимательно прочитана, а по возможности и изучена подробно, каждым человеком, имеющим влечение к православию, к православной практике. В частности, в ней показано, насколько разнообразно применяется М на самых разных уровнях верующих и священнослужителей: здесь и необразованные люди, и профессора, и великие грешники, и старцы, и профессионалы от религии. Складывается прекрасная, полная, доходчивая, образная картина сути М. Это, в том числе, и эзотерическое исследование, в значительной, даже в основной, части созвучное с ЖЭ. Было бы очень удобно сделать обсуждение или совместное чтение этой книги составной частью разбора данного реферата. Язык изложения талантлив, прост и доходчив. В этой прекрасной книге, которая к сожалению далека от церковной практики из-за неприменимости всего указанного в ней в современных церквах, изложены по сути все виды М, их качество, их содержание. Причем, вся информация базируется на извлечениях из письменных источников христианства – Библия, Евангелие, Добротолюбие, и именно из них взяты все аргументы. В соответствии с этими источниками, что в полной мере соответствует и информации Учения, М бывают: внешними, внутренними, сердечными, а по частоте еще и периодическими и непрерывными, постоянными. В течение своей жизни странник ищет истинную М, и постепенно он созревает духовно и находит поучительным для читающего образом и смысл, и форму, и порядок творения истинной М.
Каждая религия имеет «технологические» документы, регламентирующие практику молитв, и все они приземляют и искажают великие Заветы предшественников. В них, тем не менее, заложен в основном положительный потенциал: они дают четкие установки по проведению М, в них дана форма обращения, регламент по практически всем сторонам жизни, по времени, месту, состоянию молящегося и т. д., и до необходимого уровня сознания человека они играют положительную роль. Как и во всем явлении самой М, в данной реализации рекомендаций молитвенников все определяется действиями человека, на все накладывает свое действие сам молящийся и он определяет успех и результат. Условия мы рассмотрим в разделе 6.0, а здесь отметим только, что современные ведущие религии Мира дают в руки человека отнюдь не идеальный инструмент и документацию для реализации М, но простая жизненная практика говорит нам, что умелый работник и с плохим инструментом может сделать идеальную работу, а неумелый и с идеальным инструментом выдаст брак. А для определенного этапа восхождения необходимы вспомогательные приспособления, их роль и выполняют молитвенники.
Вот «Молитвенный щит православного христианина», Воронеж, 1998 г. содержит:
– молитвы на сон грядущим,
– молитвы утренние,
- последование ко Святому Причащению,
– благодарственные молитвы по Святом Причащении,
- пяточисленные молитвы,
– молитвы о детях,
– молитвы о семейном счастии и о счастии в браке,
– молитвы о болезнях,
– молитвы в житейских нуждах,
– молитвы при войнах, нападениях и стихийных бедствиях,
– молитвы при душевных недугах, скорбях и на разную потребу,
– заупокойные молитвы.
Предусмотрены основные жизненные ситуации, даны адресаты обращений, тексты; во вступлении есть только минимальное разъяснение, к кому мы обращаемся, кто является реализующим началом молитв. Как будто бы принципиально нет даже намека на объяснение условий М, ее применения, состояния человека, его разума и сердца. Это есть, наверное, в других документах православия, но молитвенник от этого много теряет и может применяться механически. Качество М и ее содержание – изменяющиеся характеристики, вместе с изменением сознания человека изменяются и они, этот процесс неизбежен, т. к. человек сам является процессом. Он управляем.
«Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Нужно дать чистую атмосферу, не затемнять воображение подлыми видами, научиться радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь. Человек духовный не будет ханжой, не будет лжецом и трусом. Он познает труд как необходимый способ совершенствования, но сердечная молитва его будет огненно прекрасна». МИР ОГНЕННЫЙ 3, п.499.
Сама жизнь определяет вид М, применяемых каждым из нас. Это и повседневная, традиционная М для человека, введенная им в ежедневный ритуал в течение дня, это и М, возникающие от необходимости момента, это и стихийные потребности сердца, это и изменения от изменяющегося сознания. Виды М, конечно, поддаются анализу, может быть составлен их перечень, но реализуются они каждым человеком по его устремлениям, его свободной воле, и их «прекрасный букет» свой у каждого.
«Каждый человек даже в обиходе своем являет особенность своей природы. Немногие особенно любят синеву горных вершин, являя тем лучшую утвержденность духа; другим нужна зелень, и ее называют цветом надежды; третьи живут в теснинах городов и там чувствуют себя отлично. Различны будут и молитвы таких людей. Мало они поймут друг друга. Потому нужно воспитывать сознание, чтобы оно сделалось терпимым и могло прикасаться к разным граням бытия». АУМ, п.40.
«У одного отшельника спросили: как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно – так много собеседников посещает меня». Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всем величии. Такому духу переход в Мир Тонкий вообще неосязаем.
Среди бесед о добре можно подниматься по любым ступеням. Сперва молитва внешняя, потом молитва сердечная и затем собеседование о Благе». АУМ, п. 41
Где же еще результативно можно учиться терпимости в самовыражении человека, как не в общении единомышленников на основе ЖЭ? Она для такого общения как части жизни каждого из нас и предназначена, и именно поэтому названа Этикой Жизни; она дает простор и в применении М. Находясь в одном коллективе единомышленников, можно претворять свои молитвы как православный, как католик, как буддист, как иудей, как мусульманин, как свидетель Иеговы – форма не важна, важно и обязательно выполнять требования к содержанию, качеству, чувству. Мы все на разных ступенях , и у кого-то «молитва внешняя», у кого-то уже «сердечная», у кого-то уже заботы об Общем Благе. Нам не дано знать внутренний мир соратника без его воли на это, и целесообразно учиться (а это трудно и сопряжено с ошибками) уважать единомышленника со всеми его особенностями.
«Люди знают, что каждый видит предметы в своем освещении. Уже имеются объяснения о различном строении глаз, но совершенно не придают значения, что люди видят через свою ауру. Каждый имеет вокруг себя свой цвет и видит через него. Скажите врачам такую истину, и они будут смеяться, ибо цвет излучений незрим и в учебниках глазных болезней не упоминается. Но даже явление слепоты возможно от потрясения. Так и глухота, и прочие чувства зависят от сердца. Само излучение зависит от состояния сердца. Значит, все, от сердца исходящее как молитва, очень разноцветно. Упасемся от алой и черной молитвы». АУМ, п. 55.
Есть недопустимые М, и они могут быть подвергнуты разборке, критике, но без привязки к человеку, а как пример, как факт. Например.
«Совершенно недопустимы молитвы вредительские и саможаления. Когда человек кричит: «За что?» – он не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он отрезает себя от Сил Высших, как бы обвиняя их. Так же жалок человек, наущающий Высшие Силы вредительствовать. И самомнение, и невежество звучат, когда человек вместо слияния с Высшими Силами пытается Их наставить на путь ненависти и жестокости». АУМ, п. 288.
«Молитва есть возношение и восхищение. Просительная о себе молитва уже будет позднейшим явлением. Как может о себе молиться человек? Точно Высшая Мудрость не знает, что человеку нужно!
Молитва есть провод к потоку Благодати. Поток льется в избытке, но нужно приобщиться к нему. Нужно найти сердечное соотношение, достойное для встречи Высшей, сокровенной ценности, потому каждая просьба о себе будет несоизмеримой. Только когда религии стали государственным орудием, наполнились они обиходными прошениями. Молитва и плата – несоизмеримы! Потому так много людей отвращается от служения оплаченного. Сама радость молитвы возношения улетает под звон металла». АУМ, п. 35.
«Вы слышали молитву птиц – малые собратья умеют приветствовать свет. Они находят лучшее выражение для восхищения перед величием Света. Растения к свету тянутся, только люди мечтают о желудке, когда дух должен преисполниться величием Превышним. Так совершается кощунство, которое подобно самоубийству. Написаны лучшие гимны, но читают их без сердечного трепета, как звон разбитой посуды.
Пора снова обратиться к началам, чтобы даже пример низших братьев мог опять вернуть к путям Высшим». АУМ, п. 36.
***
Одним из самых принципиальных положений, подвергаемых критике и неприемлемых Учением, является положение человека в молитвах ведущих религий Мира. Человек – «раб Божий», ничтожество, средоточие эгоизма и греха. Соответствующим образом ему и предлагается предстоять и выражать свои чувства и желания, и таким же образом участвовать в процессе эволюции: он снимает с себя, как с ничтожества, всю ответственность и отключается от активных действий и полностью возлагается на Всевышнего, и в мольбах и просьбах просит Его проделать все необходимые действия для успешной жизни. Пример из еврейского молитвенника.
«…Боже мой! Прежде, чем я был создан, я не стоил (того); теперь же, когда я создан, я как бы и не создан. Прах я при жизни моей, тем более в смерти моей. Вот я стою перед Тобою, как сосуд, полный стыда и позора. Да будет благоволение от тебя, Господи, Боже мой и Боже отцов моих, чтобы я не грешил более, а (те грехи), которые я совершил перед Тобою, изгладь по великому милосердию Твоему, но не посредством страданий и тяжких болезней»…
На таких же основах построены и молитвы христианства и ислама, включающие в себя основополагающие Истины иудаизма. Есть уже, конечно, прогресс и отличие, что мы и рассмотрим на примере Христовой молитвы, но человек и здесь есть ничтожество, неспособное на активные действия и самосовершенствование. Иначе требует, и настоятельно требует, ЖЭ.
«…Когда же люди прозреют в Миры Тонкий и Огненный, они поймут всю нескончаемость отношений. Поистине, кто же вне Иерархии? Только невежды и сознательные обманщики могут под разными кличками затемнять Иерархию. Но сами будут нести не свободу Иерархии, но клеймо рабства. Нужно очиститься от всякой корысти и рабства. Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа. Можно пробудить всякое достоинство и честь. Ведь без чести человек не может быть честным. Не следует думать, что рабство может быть одобряемо Иерархией. Наоборот, Мир Огненный ищет не рабов, но сотрудников. Считайте мерами чести сердечную утонченность. Так не будем забывать, что в самом каждодневном обиходе заложены основы мирового величия». МИР ОГНЕННЫЙ 2, п. 97.
«…Можно сказать, что земное пребывание и дается для того, чтобы утвердить в себе Свет самоисходящий. Самодеятельность сознания указывает уже на наличие нужных накоплений. Изложение чужих мыслей или даже Учения – это одно, но мысли Учения, усвоенные и ассимилированные, и выражающиеся в творчестве новых, самоисходящих мыслей, будут знаком зарождения самоисходящих лучей. Понимание различия между творчеством репродуктивным и самостоятельным поможет увидеть то, чем отличается сознание, творящее самоисходящий Свет, от сознаний, заимствующих его от Носителей Света и питающихся чужими огнями. Приходим к тому же – к необходимости возжжения Агни, без которого Свет невозможен. Говорю: «Устремитесь», ибо не Могу устремиться за вас. Импульс должен идти изнутри человека, хотящего Света. Никто за него не в состоянии породить нужную степень энергии, к которой можно было бы приложить энергии Наши. Принесите хоть что-то. Не принесший кувшинов не имеет, во что принять Свет. Самоисходящие импульсы духа этим особенно ценны. Когда встречаете их, казалось бы внешне и устремленных, но не имеющих того, к чему бы можно было приложить энергии Нашего Агни, понимаете Нашу печаль и слова: «И хотел Он возложить руки, и пусто было кругом»… ГАИ 6, п. 342.
Конечно, с верой в Творца, в Его Законы, конечно, с Иерархией, конечно, с рекомендованными молитвами, но с осознанием своих Божественных потенциальных возможностей, своего потенциального могущества, самостоятельно, как могущая все индивидуальная, драгоценная единица, которой есть что дать, а потому не «дай», а «прими»; не просто «прости и помилуй», а как ученик в школе земной – «прости, я больше не буду, я постараюсь исправить и исправиться», и «я хочу тебе помочь исправить меня и моих ближних».
Одна из самых великих и распространенных молитв – молитва Христова – коренным образом отличается от общей идеологии молитв. Попытаемся ее разобрать на доступном нам уровне.
«Отче наш, ты есть сущий на небесах»: признание и принятие не только реального Создателя человечества, но признание Высших Миров, признание процесса Творения, а, значит, и создания самого человека, что и повторяется и утверждается с верой неоднократно в течение дня молящимся, и укрепляет его самого и Пространство.
Фактически это и есть начало освоения процесса М как такового в самой ее идеологии, мы уже упоминали, что М начинается с признания и принятия Высших Миров, Иерархии. При этом необходимо обратить внимание на то, что данная М по признанию некоторых христианских аналитиков является квинтэссенцией Евангелия и что произносится она не от первого лица, а как бы от всех верующих или даже от всего человечества.
«Да святится Имя Твое»: нам неизвестно это Имя, но оно священно для всех верующих, к нему необходимо относиться с трепетом, уважением и любовью; и этими словами мы берем на себя эту ответственность – освящать и не принижать, не применять всуе Великое Имя. В этом важном процессе есть сила утверждения Иерархии, почитания и торжественности.
«Да придет Царство Твое»: это есть наша вера и наше участие в законном процессе Эволюции, утверждение неизбежности реализации Великого Плана, ибо все пути и всех людей находят свое окончание в Огненном и Божественном Мирах… Своей деятельностью в потоке Эволюции мы одухотворяем материю и как бы приближаем Высшие Миры к Физическому, приближаем приход человека в Высшие Миры.
«Да будет Воля Твоя как на небе и на Земле»: в Высших Мирах Воля Творца реализуется, конечно же, в значительно более совершенном виде, чем в нашем грубом Мире, и это утверждение говорит о нашей готовности реализовать Волю по образцу Высших Миров, т. е. наше стремление утверждать эту Волю в своей жизни, в той материи, из которой мы состоим и в той материи, с которой мы соприкасаемся постоянно, и которую по Замыслу мы должны одухотворять.
«Хлеб насущный даруй нам на день грядущий»: т. е. обеспечь нас духовной пищей в наступающем дне. Обеспечение этой пищей духовной возложено на те составляющие Божественного Мира, которыми являемся и мы сами; иными словами мы обращаемся этими словами к самим себе, к своему сознанию, к своей активной позиции, к своей деятельности, к Божественной своей Искре и всем принципам своим.
«И отпусти грехи наши, как мы прощаем должникам нашим»: кто эти должники? Те, кто явно, тайно, истинно или по нашим домыслам совершили негативные действия по отношению к нам, стали нам «должны» кармически; те, кого мы осуждаем словом и мыслью и делаем по большей части несправедливо также своими мнимыми должниками, относятся к этой категории; любой недостойно поступающий по нашему мнению человек, просто человек с низким уровнем сознания, не имеющий у нас сострадания и сочувствия, а осуждаемые нами – все они «должники». И мы утверждаем и просим Отца своего относиться к нам именно так, как мы фактически относимся ко всем людям. Вывод следует из Евангелия: «Не суди, да не судим будешь; а если будешь судить, то и сам будешь судим таким же судом». Этим утверждением мы берем на себя великую ответственность и признаем, что все происходящее с нами становится не просто справедливым, но и признанным нами таковым.
«И не введи нас во искушение, но оборони от лукавого»: здесь мы тоже встречаемся с собой лицом к лицу, ибо Творец не имеет замысла вводить нас во искушение. Сделать это может только та Его часть, которая выражена в нас – Физическая, астральная, ментальная наша сущность, но поскольку это все-таки Он, то мы и обращаемся к Нему, но имеем в виду условного себя и свои индивидуальные действия. Тем самым накладываем на себя определенные обязательства. Аминь – истинно!
Если произвести небольшой логический анализ по видам М, основанный на жизненных наблюдениях и житейской практике, то можно видеть, что видов М очень много и они делятся по целому ряду принципов, оснований. Например.
- по принадлежности к молящемуся или молящимся:
- религиозная (множество),
- свободная от конфессии,
- профессиональная (священнослужителем),
- индивидуальная,
- групповая (массовая) и т.д.
- по способу выражения:
- внешняя (словесная или умственная),
- внутренняя,
- сердечная,
- самодействующая,
- мгновенная (импульсивная, спонтанная),
- постоянная и т.д.
- по побуждению:
- от действия тяжких внешних условий (множество),
- по установленной традиционной привычке (множество),
- по требованию возросшего сознания,
- по Высшему пространственному воздействию и т.д.
- по объекту М, на который она направлена:
- эгоистическая (о себе),
- персонально-направленная (о других),
- событийная (на событие),
- общественно-направленная (семья, коллектив, народ),
- общечеловеческая, общемировая и т.д.,
- по персональному обращению:
- к Богу,
- к Учителю (Пророку),
- к Ангелу-Хранителю,
- к Миру,
- к конкретному человеку, и т.д.
Есть и еще ряд параметров для градаций М, но не это цель нашего реферата. Уже из этого достаточно простого анализа видно, что молитвы очень разнообразны, многочисленны.
Место молитвы в эволюции человека и миров. Религиозные учреждения и молитва
Поскольку мы уже установили, что М – инструмент общения между ступенями Иерархии, то и можем утверждать, что она является одним из важнейших инструментов Эволюции как таковой. Она неотъемлема от самого процесса Эволюции и ее существование и действие предусмотрено логикой Творения. Не важно житейское, бытовое понимание М, как некоего особенного действия, доступного немногим, а для многих являющегося объектом усмешек и сокрытия. Мы установили, что М – законное явление в жизни человека современности, приблизившегося к признанию и пониманию Высших Миров и Иерархии; применение М есть совершенно естественное действие, присущее человеку как таковому… Вот как пишет об этом А. Клизовский, ученик Е.И. Рерих.
«…Необходимость, при помощи молитвы, к единению и слиянию с Высшими Силами заложена в самой природе человека, но выражается различно, в зависимости от духовного развития человека. Но как первобытный человек, поклонявшийся фетишам и силам природы, так и современный духовно развитый человек повинуются одному и тому же импульсу – велению духа своего, но первый делает это бессознательно, инстинктивно, из чувства страха перед Божеством, второй же сознательно, испытывая от общения и единения с Высшими Силами величайшую радость.
Стремление духа человеческого к единению и слиянию со всем Высшим наблюдается всегда, во все времена, у всех народов, на всех ступенях развития. Пришедший для земной жизни из Высших Миров, дух человеческий знает свою родину, тоскует по ней, знает свое происхождение от Первоисточника жизни и стремится вернуться к Нему. Отсюда постоянная и неистребимая потребность духа человеческого, хоть иногда, хоть на короткое время вернуться на свою родину – в Высший Мир – и в молитве слиться с Первоисточником всего сущего, чтобы почерпнуть необходимую для дальнейшей жизни силу…» А. Клизовский, т. 2, стр. 147-148.
Приведем одно извлечение из Учения.
«Каждая молитва есть преддверие, но не заключение. Обычно молитва понимается как нечто заключительное. Не может общение с Высшим Миром быть без последствий. Каждое приоткрытие сокровенных Врат уже обновит струны сознания. Обновление не будет о прошлом, но должно направить в будущее. Молитва, таким образом, будет Вратами в будущее. Следует запомнить эту творящую силу. Нельзя ограничить себя явлением внешней молитвы, такое притворство будет самым вредным кощунством. Но нельзя утверждать силу общения с Высшим Миром, пока не будет осознана основная энергия. Потому знание Тонкого Мира поможет сложить ступень к Высшему Миру». АУМ, п.267.
В этом выбранном из Учения изречении, которых очень много, видна динамичность, рост М, и ее действие на сознание, а также ее собственная эволюция. Очевидно, что М ведет человека по ступенькам восхождения, ведет успешно, неотвратимо, как и задумано Создателем. В религиозных учреждениях творится процесс М, и священнослужители имеют на себе великую ответственность.
Каким же образом применятся М в религиозных учреждениях ведущих религий мира; соответствует ли практика применения ее тем канонам, которые мы рассмотрели как обязательные и необходимые? Картина достаточно сложная – часть требований выполняется, часть попирается, часть произвольно искажается. Рассмотрим в последовательности сначала достоинства, затем недостатки.
К достоинствам можно отнести:
- обязательность М,
- постоянство М,
- регламентированность и отработанность М в течение веков,
- привязка М к космическим циклам Земли (времена года, лунные периоды и т. д.),
- обращение М на основные вопросы каждодневности, на основные проблемы жизни человека от рождения до развоплощения.
Ни одна религия Мира не обходится без применения М, ибо М есть практика религии, и самого начала религиозного пути ребенок воспитывается в духе обязательности М, уважения к ней. Молящийся постоянно укрепляется в этой полезной, положительной привычке, часто превращающейся в качество характера и даже в качество духа. Это одно из великих прекрасных действий человека в рамках религии. М сопровождает религиозного человека в течение всей земной жизни, являясь его способом связи с Высшим, его помощником и опорой в трудные минуты, являясь орудием его самосовершенствования.
При этом религии утверждают важнейшее условие полноценности М – постоянство ее применения, все молитвенные практики построены на четком регламенте сотворения молитв в течение дня, по неделям, месяцам, по течению года. Это непременное условие для М: Учение утверждает, что молиться надо постоянно или не молиться совсем, и именно это условие выполняется религиями очень полно и примерно.
«…Лама говорит: «…Следует молиться каждый день, иначе лучше совершенно не молиться». И вы знаете по вашим основам, что это так. Действительно, нужно соблюдать высшие вибрации, не теряя ритма связи. Вы знаете цену работы постоянной, ритмичной. Вы знаете, насколько такой натиск открывает Врата». МИР ОГНЕННЫЙ 1, п. 379.
Молитвы посвящяются различным явлениям, событиям от простых происшествий в личной жизни каждого прихожанина до земных, лунных, солнечных и даже космических циклов, знаменующихся церковными праздниками. Регламент комплекса молитв в ведущих религиях Мира отработан в течение тысячелетий; все они «намолены», все они несут в себе положительные вибрации при условии правильного применения, и все они способны оказывать большое влияние на молящегося, на объект его молитв, на Пространство. Сильное впечатление производит внешне М мусульман в течение суток, когда большое количество верующих по ритмическому призыву муллы с минарета производит мощный согласованный посыл. Действие такой М несомненно. Религии обладают знанием упомянутых циклов, особенностями потоков энергии и их качества в различные сроки; к этим особенностям приурочены великие праздники, обряды, посты и, конечно, к этим периодам разработаны и отработаны особые М, которые не могут не иметь силы действия. В этом положительное влияние религиозных М на человечество и Миры.
Верующий человек имеет неприкосновенную свободную волю и вправе поступать в соответствии с ней во всех случаях жизни, но он отличается от неверующего тем, что заранее предупрежден детальным образом о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и плюс к этому он вооружен инструментом для укрепления в сомнениях, колебаниях и исправлениях. При этом, как мы уже рассмотрели, практически нет неохваченных М областей и частных случаев повседневной жизни: все учтено и предусмотрено, на любое действие есть М. В этом тоже заключается положительное действие религиозной М, ибо отговориться невозможно, оправдаться невозможно – каждый верующий с младенчества знаком с этим подробным регламентом. Имеется в виду, конечно, нормальный, среднестатистический верующий с трезвым рассудком.
Трудно представить себе состояние Планеты и человечества на настоящий момент при отсутствии в нашей жизни религий и их непременного атрибута – молитв – в течение последних тысячелетий. Скорее всего мы бы не существовали. И это при наличии искажений и вредоносных процессов внутри самих религий и между ними. Если бы только исполнялась хотя бы часть Заповедей полно и искренне!
Но все положительные моменты в применении М в рамках религий имеют эффект только при выполнении ряда обязательных условий, без выполнения которых они не имеют силы и даже становятся вредоносными. Рассмотрим эти условия с учетом указаний в Учении.
Одним из условий применения М является ее неподкупность и индивидуальность ее сотворения. Надо твердо усвоить, что каждый из нас велик, неповторим, проявлен четко и самостоятельно во Вселенной, каждый состоит «на учете и контроле» неусыпном и непрерывном. Это естественное состояние нахождения всех клеток организма внутри него и ощущение организмом каждой клеточки, ее состояния и поведения. Любое изменение в поведении клетки ощущается и фиксируется всем организмом. Мы ведь знаем Закон аналогии – как внизу, так и наверху, и наоборот, так что если перенести действие клеток организма и его реакции на деятельность Высшего плана, то станет понятным, что выполнить работу клетки в организме может только она сама, и, по аналогии, выполнить духовную работу может только сам человек – за него (вместо него) выполнить эту работу не сможет никто, т. к. духовная работа индивидуальности неповторима во Вселенной. Можно попытаться обмануть человека, как, например, обманывают нас депутаты, голосующие по несколько раз по чужим карточкам, но Вселенную обмануть невозможно. Все это вступление служит объяснением недопустимости одного из основных разрушительных недостатков религиозной молитвы.
Между Богом и человеком нет никого, каждый волен беседовать с Высшим беспрепятственно, всегда и везде; в Божественном замысле нет препятствий этому процессу, препятствия чинятся на уровне человеческих действий, именно церковнослужителями и могущественными учреждениями церквей, мечетей, храмов, синагог. Именно здесь попираются основы молитвенной практики, именно здесь выхолащивается положительное содержание религиозных молитв, о котором мы говорили выше, и первым нарушением является подкупность М.
«Отрицатели Бога не видели Его, но как выглядит Бог содержателей кабаков? И велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство.
Нет хуже, нежели свеча подлости. Не нуждается Христос в таких почитателях, ибо свечи их коптят одеяние. Не омыть водам Иордана и Урдара следы таких приношений». ОЗАРЕНИЕ, п.2.6.12.
Но это не единственный порок. Рядом с ним сосуществует принижение и запугивание, устрашение; даже в еврейском Высшем Знании – Кабале – присутствует в масштабном применении страх перед Творцом; он культивируется и утверждается так усиленно и комплексно, с таким убеждением и жаром, что простое житейское понимание о том, что нельзя полноценно любить того, кого страшишься, боишься, просто теряется на этом фоне.
«…Мы не можем назвать ни одной религии, которая, хваля Господа, не произносила бы хулы. Искажение Учений породило ужас переживаемый. Именно Учения низведены на уровень человеческий, и храмы человечества не есть Храмы Господа. И слово Владык не утверждается человечеством, ибо Учение Света утерялось в темноте человеческого понимания…» МИР ОГНЕННЫЙ 3, п. 335
«…Устрашение Богом тоже есть великое кощунство. Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. Кто же может вторгаться, чтобы потушить светлый порыв?! Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный путь». АУМ, п.69.
Почему столь яростно набрасывается на Живую Этику и семью Рерихов и на ЕПБ православная церковь, не постеснявшаяся в ХХ веке предать этих патриотов России и самого православия карикатурной анафеме в традициях самых мрачных времен средневековья. Просто потерял голову Синод от правды, от доброй конструктивной критики, от честного анализа отступлений от Заветов Христа, от понимания отхода паствы по мере расширения сознания. Церковники не терпят критики своей деятельности, их существование держится только на непререкаемости их восприятия верующими, на признании их необходимости и избранности для контакта человека с Высшим; и если лишить их этого, т. е. показать их греховность, человеческую обыкновенность, да еще утверждать, что они с огромными институтами являются лишними в цепи эволюции человека, – конечно, можно потерять равновесие и пойти на крайние меры.
Между тем, Учение утверждает, что вся армия верующих искренне людей вовсе не несет вреда процессу эволюции и росту сознания в ней; наоборот, именно простые прихожане и являются основой и фундаментом современных религий, именно они своими искренними молитвами удерживают своих близких, свои народы от разрушения, от падения в объятия темных сил. Именно они удерживают человечество на краю пропасти и дают возможность Высшим Силам сохранять планету и человечество. Можно провести ярчайшее сравнение с процессом строительства коммунизма, в котором сама идея была необходимой, эволюционной и прогрессивной, при этом партийные массы искренне старались реализовать эту идею и верили в нее, а правящая верхушка пребывала в состоянии полнейшего разложения и стремилась только к земным, материальным целям, предав само строительство в своей основе. Уже не одно столетие все ведущие религии Мира находятся именно в таком состоянии и качестве, и именно таково в них соотношение сил между прихожанами и церковниками.
«…Теперь, в чем заключается самый тяжкий грех церкви?
Именно в том, что церковь на протяжении веков, внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. С детства мы знали, что человек может совершать самые большие злодеяния, но если священник на исповеди отпустит грехи его, то он освобождается от бремени их и может начинать вновь нагружать себя до следующего, столь же успешного освобождения, разве что за повышенную плату. Сколько сиротских слез положено в основания некоторых храмов! Именно, на какие деньги, каким путем добытые, чаще всего воздвигались эти храмы? Сколько пудовых свечей теплилось перед Священными Изображениями, принесенных предательскими руками!… Сколько непонимания в молитве: «Аз недостойный Иерей, властью мне от Бога данной, ныне отпущаю грехи…» Да, платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос нужно освещать многосторонне… Именно устрашающий, ибо язва эта распространена по всему миру во всех религиях…
Да, именно в этом внедрении в сознание с детских лет, что у человека есть мощная заступница – церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к вратам Рая, и заключается тяжкое преступление церкви. Лишив человека ответственности, церковь лишила его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной справедливости. Утратив понимание ответственности и справедливости, человек обязательно будет инволюировать, ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение.
Весь космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге…
Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам и, что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия и преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибели». ЕИР 1, 12.9.34.
Разве может любая религия мириться с такими утверждениями, которые подрывают основы самого ее существования? И разве не является естественным движение верующего человека с современным уровнем сознания к эзотерике, в которой он находит ответы на естественные вопросы? И можно решить вопрос признания религии как таковой, без акцентирования на ее пороках, если подходить к этому мудро и в равновесии.
«…Как Вы, может быть, помните, я всегда держалась довольно далеко от церкви и ее представителей, именно, из желания охранить в своих сыновьях уважение к своей религии до тех пор, пока сознание их достаточно не окрепнет, и они уже вполне зрело смогут оценить все то прекрасное, что заключается в ней, и, в то же время, спокойно смотреть на отрицательные проявления ее; именно, без того, чтобы последние пагубно отразились на их отношении к религии вообще. И считаю, что в этом я преуспела, ибо оба мои сына глубоко религиозны и носят в духе свою церковь.
Никто из сотрудников наших никогда не будет разрушать храма, но в каждом затеплит свою свечу. Но, конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками просветленному сознанию…» ЕИР 1, 6.6.35.
Итак, при разумном, просвещенном отношении к религиозной М она является прекрасным орудием эволюции. Нужно просто знать практику современных религий и относиться к ней адекватно.
Перейти ко 2-ой части статьи
Вернуться к Оглавлению
Комментариев пока нет... Будьте первым!