120 просмотров
Земля всеславянская. 1931.  Рерих С.Н.

Земля всеславянская. 1931. Рерих С.Н.

В публикациях, программах и материалах, предлагаемых Сибирским Рериховским Обществом в последнее время, мы, конечно же, касаемся событий, происходящих сегодня в стране и в мире. Ни одна экскурсия в обоих музеях Н.К. Рериха — в Новосибирске и на Алтае — не проходит без затрагивания, в той или иной степени, злободневной темы, о которой так точно сказано поэтическими строками:

Роковые сроки для планеты —
Ужасами твердь потрясена.
Судьбоносный час. Эпоху Света
Утвердишь, Россия, ты одна!2
                                   Е. Нестерова

В откликах, приходящих на эти материалы, нас благодарят, просят продолжать развивать такие темы. Однако наряду с этим встречаются и проявления страха перед тем, что может ожидать человечество в будущем.

Истина одна. И ответы на все вопросы относительно мироустройства в целом — и прошлого, и событий текущего времени, и суждённого будущего — изложены в Учении Живой Этики, данном человечеству на грядущие тысячелетия. Перед тем как говорить о важнейшем качестве терпения, заявленном в названии этой статьи, приведём отдельные тексты из книг Учения, где предсказаны и произошедшие события, и те, через которые все мы сейчас проходим.

В настоящее время мы наблюдаем сближение нашей страны с Востоком. О направлении развития России Великий Учитель указывал ещё в 1954 году, о чём читаем в Записях Е.И. Рерих:

«Установить страстно дружественные отношения между нашей страной и Востоком совершенно необходимо. Наша страна яро страна Востока и Азии, но яро не мещанский Запад. Яро наше прикасание к простору уявляет совершенно иной склад ума и слагает иную психологию, выращенную на шири и размахе необъятных просторов её границ. Психологию, не уживающуюся с ограниченным мышлением маленьких рантье Запада. Уявление такой широкой психологии можно почувствовать во всей нашей истории» (27.02.1954).

Об Америке почти 60 лет назад было Сказано следующее:

«Шире широкого надо понять происходящее в мире. Увидите мощь напряжения эволюционных течений. Их не остановить. Действительно, несчастною станет страна, ставшая на защиту старого мира. Ей неудача во всём. Ни золото, ни промышленная мощь не спасут. Верно сравнили: действительно, как обезьяна, зажавшая рукою яблоко в узкогорлом кувшине — и добычи не хочется выпустить из цепкой руки, и руки не может освободить, не бросив добычи. Так и страна Нового Света, ставшая страной тьмы старого мира. Ей неудача во всём, пока с тьмою идёт против Нового Мира»3.

Коснёмся Армагеддона — битвы, длившейся 18 лет, с 1931 по 1949 год. Как писала Е.И. Рерих, со времён Атлантиды это был самый тяжёлый период, через который проходила наша планета:

«Понять нужно, что вопрос идёт о спасении человечества вообще, о спасении самой планеты»4.

В Учении так сказано об Армагеддоне:

«Великую решающую Битву нельзя понимать как только войну. Явление Битвы той гораздо глубже. Она протечёт по всему Тонкому и земному миру. Она выразится не только в сражениях, но и в небывалых столкновениях народных»5.

«Урусвати уже несколько лет тому назад слышала от Нас о значении сорок второго года. Теперь этот срок даётся широко народу. Конец Кали Юги надо отметить, ибо с ним связано много космических событий»6.

1942 год ознаменовался началом коренного перелома во Второй мировой войне: 19 ноября войска трёх фронтов — Юго-Западного, Сталинградского и Донского — начали наступление под Сталинградом.

Отметим и то, какие картины написаны Н.К. Рерихом в 1942 году: «Победа», «Александр Невский», «Борис и Глеб», «Поход Игоря».
Страна победила фашизм. Что происходит дальше? В письме, написанном Еленой Ивановной Рерих через год после окончания войны, она говорит:

«…сущность Армагеддона и состояла для тёмных сил в том, чтобы разложить все энергии человечества, и, как мы видим, во многом они преуспели; нет, кажется, ни одного высокого Понятия или чистого чувства, которое не было бы осмеяно и втоптано в грязь. Разврат, насилия, растление, вырождение и психоз преступлений — явления повсеместные. Безумие и ограниченность вождей только способствует общему развалу»7.

«Бедствия и ужасы Армагеддона не научили человека заглянуть повыше пыльного очага. Чудесные изобретения не применяются для возвышения и углубления понимания значения жизни. Такие аппараты, как радио, должны были бы заставить подумать о передаче мысли, но на деле это чудесное открытие служит, прежде всего, обману. Распадение атома приблизило к энергии всеначальной, но атомная бомба стала чудовищем, порождением ада, служащим алчным и захватным целям»8.

«В страшной борьбе с хозяином Земли Иерархия Света Победила окончательно и бесповоротно. Но кармические следствия его страшной активности на протяжении сотен веков ныне Земля изживает»9, — записал Б.Н. Абрамов в 1954 году.

В том же году 9 октября, ещё в Харбине, Наталия Дмитриевна Спирина записала слова Бориса Николаевича Абрамова:

«…даётся Учение к сроку в таком небывалом масштабе, так открыто, впервые в истории человечества. Никогда так широко не возвещало о себе Братство. Это показатель великих сроков»10.

Много лет спустя она напишет «Каплю»:

Сейчас подводится итог
Под роковой чертой эпохи.
Преодолеем ли порог
Или отстанем по дороге
И станем нищи и убоги?!
Свою судьбу решаем мы,
Избрав путь Света или тьмы11.
1995 г.

Из Учения мы знаем, что именно сейчас происходит разделение человечества по полюсам. Размах совершающегося сдвига небывалый. Учитель говорит:

«Мир разделён, но ещё недостаточно. Граница между полюсами должна стать непроходимой»12.

Полюс тьмы притягивает к себе из многомиллионной разнородной массы насельников планеты всё ему созвучное и соответствующее. Тьма продолжает оставаться заразной, и сейчас, в преддверии окончательного изгнания с планеты, её действия становятся всё более изощрёнными.

К полюсу Света притягиваются все, в ком пробуждена искра духа, горит стремление к совершенствованию, справедливости и лучшему будущему. Именно на них и ляжет труднейшая задача приближения и осуществления этого будущего. Именно им, притянувшимся к полюсу Света, ещё очень долгое время придётся возвышать сознание человеческое и возрождать планету.

Каково же наше сегодня? Как нельзя более точную характеристику настоящего времени даёт С.Н. Рерих в картине, написанной им ещё в 1967 году, — «Я двигаюсь среди этих теней» (он называет её также «Этот новый мир»). Художник поясняет: «…молодая девушка кого-то предупреждает, кого-то хочет остановить, прежде чем спуститься в этот новый мир, который открывается перед нами. Этот новый мир наполнен всевозможнейшими символами нашей так называемой цивилизации, и три фигуры уже потеряли свой духовный облик, обездушились и являются как бы контрастом этой молодой девушке»13.

«Картины “Я двигаюсь среди теней”, “Мы сами строим себе тюрьмы”, “Ты не должен видеть этого пламени”, — писал П.Ф. Беликов о полотнах С.Н. Рериха, — последовательно развивают несколько иной аспект этой же самой глобальной проблемы человеческого существования, человеческой эволюции. Более конкретно этот аспект раскрывает одну из самых злободневных и до сей поры не решённых проблем нашей цивилизации»14.

Отметим — более полувека назад прозвучало это предупреждение Святослава Рериха, когда все проблемы, связанные с цифровизацией, разработкой искусственного интеллекта и тому подобным, были лишь в необозримой перспективе.

«Нужно принять технократию как уловку тёмных, — говорит Учитель в книге «Мир Огненный». — Много раз устремлялись тёмные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами»15.

«Уже заражена значительная часть почвы, уже заражена поверхность над Землёю. (…) Масса ядовитых испарений удушает города. Люди думают о производстве многих веществ, которые считаются гораздо убийственнее, нежели наркотики. Наркотики являют вред самим потребителям, но убийственные газы терзают всё живущее. Нельзя осудить достаточно наркотики, но нельзя достаточно осудить и убийственные изобретения. …Люди совершенно не стыдятся убивать интеллект и дух близких, называя это убийство достижением науки»16.

Приведённые примеры говорят о том, что в нашем настоящем мы не должны забывать, что последствия этой, как выразился Учитель, «страшной активности на протяжении сотен веков Хозяина Земли» всем нам придётся одолевать ещё долгое время.

В свете всего происходящего коснёмся качества духа, без которого не просто трудно, но невозможно пройти этот отрезок времени, в котором мы живём. Особое значение Учитель придаёт качеству терпения.

«Ложь и тьма наполняют конец Кали Юги, — говорит Он. — Нужно понять это, чтобы не обессилеть. Нельзя избежать тёмных дней, но лишь знание их причины даст терпение пережить их»17.

Уже в «Зове» — первой книге Учения — звучит призыв:

«Явите терпение для ступеней будущего»18.

И далее:

«Крик земли поражает рост духа. Но вы через терпения Врата идите. (…) И главное, помните Лотос доверия и днём и ночью»19.

Отметим, насколько важно качество терпения, если Учитель говорит о том, что «крики земли», то есть ужасы земные, могут вызвать поражение роста духа! Вспомним выражение В.Г. Белинского: «Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет». И поражение роста духа грозит привести в итоге к тем полулюдям-полуроботам — человеческим существам, порабощённым так называемыми «благами прогресса», что показано в картине С.Н. Рериха.

«Терпение, терпение, терпение — пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях. Когда кажется, что силы уже иссякли, — такая иллюзия самая опасная. Силы неистощимы, но сами люди пытаются прервать поток их»20, — сказано в книге «Братство».

Пояснение этого параграфа даёт Е.И. Рерих:

«Терпение заключает в себе великое знание, или, вернее, великое знание рождает и великое терпение. Мудрый знает, что всё должно прийти в срок, нельзя ускорить космические сочетания. Давно сказано, что самый великий человек тот, кто наиболее терпелив. Думая чаще о Беспредельности, научаемся понимать и великое терпение, которое должно лежать в основании каждого строительства. Кроме того, имея перед глазами героический пример неистощимого терпения Великих Учителей, неисчислимыми тысячелетиями трудящихся на благо и спасение человечества, которое в невежестве своём всячески препятствует и разрушает их труды, легче становится переносить наши невзгоды и затруднения»21.

«Пора бы человечеству нашему осознать ту Гигантскую Дозорную и Охранную Работу, которая проводится неусыпно и неукоснительно нашими Великими Охранителями!! Они уже на протяжении столетия бьют в Набат и предупреждают о грозящем нам Бедствии, если мы не просветим своё сознание в смысле общечеловечности и проведения кооперации народов, вместо насаждения растления и ничем не оправдываемой вражды и захвата власти!»22

Во многих своих письмах к разным корреспондентам Елена Ивановна касается вопроса терпения.

«Уныние обессиливает и окутывает сознание самыми недостойными малыми сомнениями, но сомнение, конечно, самое препятствующее, самое губительное состояние духа. Как можем сомневаться, когда имеем столько знаков высшей Заботы о нашем внутреннем росте, но также и о материальном существовании нашем. Но для чего нам все блага земные, если они не только не могут ни на йоту продвинуть нас на пути истинной эволюции, но даже продлить нашу земную жизнь? Только укрепление духа в твёрдости, мужестве и терпении может утвердить нас настолько, что вся шелуха отпадёт и в сердце зажжётся неугасимое пламя радости и готовности всё принять, чтобы дойти… и даже срок земной жизни может быть продлён»23.

В другом письме Елена Ивановна продолжает:

«Нарушение равновесия стихий вызвано невежественными действиями и манипуляциями безответственных людей с тончайшими энергиями. Много сил полагается Великими Дозорными, чтобы ослабить силу таких страшных вызываний и нарушений равновесия стихий. Только частичная катастрофа сможет положить предел таким нарушениям и спасти мир от полного разрушения. (…) Гоните всякую подавленность, отдайте себе отчёт, откуда она. (…) Найдите, родные, терпение пройти этот томительный период бесталанности перед наступающим космическим переустройством»24.

«Лучшая страна будет охранена, — пишет Е.И. Рерих о России. — Ничто не устрашит её, она устоит, и многое злое минует её. Суждённое исполнится. Знамя развернётся на небесах от края и до края. (…) Атомные бомбы не спасут, не защитят от кармы, но могут лишь неожиданно осложнить её. Благословенна та страна и велик тот народ, который положил свои силы на новое строительство и уменье, кто прежде всего позаботился о здравии народном и о всеобщем Просвещении. (…) Преодолённые препятствия и изживаемые в терпении трудности приближают нас иногда на столетия»25.

В Учении Живой Этики читаем слова Великих Учителей об этом труднейшем для Земли времени:

«Против Нас никто не силён. Но Мы любим борьбу, иначе она превращается в терзания. Пусть найдут терпение больше Нашего! Ведь тьма нетерпелива. Она тем конечна»26.

«Нужно очень утвердить смысл земного бытия. (…) Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью о всём полезном в пути. Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной. Без этого качества сердце будет всё-таки смущаться и тем обессиливать»27.

Победным называется путь терпения в «Гранях Агни Йоги».

«Терпение до конца указывалось всегда. Если терпение короче вещей и условий претерпеваемых, к чему оно и что оно даст? Именно выстоять до конца и пройти через всё, не колеблясь и не отступая в духе будет победным путём»28.

«Вставшего на пути Наших решений убрать не Замедлим. Но в дни последние и терпение нужно необычное, и вера несломимая, ибо темно перед рассветом»29.

Очень близко к качеству терпения примыкает равновесие, которого сурово требует Учитель:

«Человечество — трансформатор пространственных энергий — имеет задачу трансформировать их во благо. (…) Наша задача — энергию человеческую направить на созидание и строительство. Это важно именно сейчас, когда мировой океан посылает неслыханные заряды Космической энергии на Землю. (…)
Мы в Башне в напряжении необычном и вас Просим помочь, став ещё ближе. Через вас будем пропускать заряды нейтрализующих энергий. Потому храните равновесие напряжённейшее. Не имея его, бесполезны, и Нам вы не в силах помочь. (…) Приёмник сознания, равновесие не утвердивший и не удержавший, утрачивает способность вмещения и выбывает из строя. Печально, если это случится в тот момент, когда помощь ваша Нам особо нужна. (…) И не Прошу, но Требую равновесия духа, если хотите тягость Мою разделить в минуту острой напряжённости и опасности общей»30.

«Сроков не знает никто, но ожидание необходимо. Без него нет будущего, нет получения, нет правильного отношения к настоящему. Ждите и вы воплощения заповеданной сказки, ждите вопреки очевидности; куриная очевидность пусть не заменит действительность для вас»31.

«Если вам тяжело видеть здание всё ещё без крыши, то каково же Нам? (…) Едино стадо, и Един Пастырь — цель, над которой Работаем веками. И Ждём. Имейте терпение и вы. Многие отпадают. Почему? Терпения не хватило — хотят в годы достигнуть того, на что у Нас уходят тысячелетия. Коротко терпение людское. Шатающиеся, колеблющиеся, сомневающиеся, предающие Учение — не надо вас. Пусть один, решивший бесповоротно и преданный до конца, утвердится, как утёс гранитный, и Дадим ему полною мерой, и силой Поддержим, и его Сохраним до Дня Моего»32.

Вот как говорят Учителя о космических измерениях времени и о сроках:

«Нескончаемость веков наложила на Нас и Нашу работу особый отпечаток. На Земле Живём вне обычного измерения времени. Те же сутки, те же часы и минуты, как и у вас, но ими измеряем тысячелетия. Вы измеряете годами, в лучшем случае — десятками лет. Мы — тысячелетиями. Шаг тысячелетий — Наш шаг. (…)
“Вот завтра будет то-то и то-то, — говорит обыватель, — Я пойду туда-то и сделаю то-то”.
“В следующем столетии, — Говорим Мы, — на Земле произойдут явления такого-то порядка, которые через столько-то веков дадут свои плоды”. Две тысячи лет тому назад Сказал людям: “Со славою Приду судить живых и мёртвых”. Приду ли? Да. Уже Пришёл, и близится Час суда. (…) Наши возможности ни учесть, ни измерить умом человеческим»33.

«Происходит неотвратимое. Железный закон кармической неизбежности ведёт к суждённому исполнению воли сроков. И уже не имеет значения воля или желания отдельных людей. Когда наступает срок, свершается то, чему надлежит. (…) Каждый день приближает к суждённому времени. Суждённое будет — терпение надо иметь»34.

В завершение коснёмся вопроса ответственности тех, кто положил в основу своего мировоззрения Учение Живой Этики. Кто-то познакомился с Учением недавно, но многие изучают его не один десяток лет. Обратим внимание на отрывок из Слова Н.Д. Спириной «Свет в окно», написанного в 1995 году:

«Сейчас идёт атака сил тьмы и на планету в целом, и на каждого в отдельности. В последнем случае требуется особый дозор, особо внимательное отношение ко всему, совершающемуся внутри нас, особая борьба с нашими слабостями и недостатками, на которые тёмные делают ставку и стараются использовать их во вред и нам самим, и делу, к которому мы призваны»35.

Многим хорошо известны «Письма Махатм к Синнетту». Вот что сказано в книге «Община» об этой переписке:

«В недавнем прошлом по плану Моего Друга Мы часто посещали западные города. (…) У Нас… было достаточно терпения, чтоб тратить время даже на переписку. Но никого нельзя было привлечь к созидательной работе»36.

Другими словами, корреспонденты Учителей оказались способны лишь на теоретизирование. Есть над чем задуматься.

В 1945 году Н.К. Рерих написал статью «Армагеддон Культуры», в которой говорит:

«Нам пишут: “Армагеддон кончен”. Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Ещё более трудный! Человек, смятенный, истощённый, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища»37.

В Записях Б.Н. Абрамова сказано:

«Конец Кали Юги не есть царство Света. Свет будет, когда Юга Света настанет. А сейчас, когда столько ужасов творится людьми на Земле, все силы духа надо собрать, чтобы выдержать натиск последний тьмы уходящей, зная, что кончается чёрный век крови, войн и насилий»38.

«Великое будущее ожидает Ведущую Страну, — говорит Учитель, — ибо Мы Дали ей рок лучший и утвердили в веществе стихийной материи неуничтожаемые картины и образы её сияющего будущего. Им надлежит в жизни утверждёнными быть»39.

«Наступает период объединения. После бури долго волнуется море. Но стихии войдут в берега. Это многое облегчит. Тяжкий плат, давящий сознание, тоже исчезнет. Пред лицом тьмы трудно говорить о Свете и поверить в него, но Свет идёт. Неожиданность новых сочетаний не может предусмотреть человеческий ум. Велик разрыв между мраком настоящего и Светом будущего. Но не мрак, но Свет впереди. Через личное надо суметь усмотреть общее, грядущее непреложно. И надо претерпеть до конца. Но дойдёт до конца претерпевший. Явите последнее терпение»40.

***

В заголовке использовано: Листы Сада Мории. Зов. 19.12.2021.


2 «Есть надежда у Земли — Россия…»: Сб. стихов. Новосибирск, 2023. С. 29.
3 Грани Агни Йоги. 1964. 60 (Новосибирск, 2020).
4 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 237 (2.06.1934).
5 Сердце. 180.
6 Надземное. 106.
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 346 (31.10.1946).
8 Там же. Т. 8. М., 2008. С. 102 (13.10.1948).
9 Грани Агни Йоги. 1954. 468 (Новосибирск, 2017).
10 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 246.
11 Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2022. С. 197.
12 Грани Агни Йоги. 1963. 860 (Новосибирск, 2019).
13 Рерих С.Н. «Я всегда искал красоту жизни…» // Восход. 2013. № 10. С. 27.
14 Беликов П.Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество. М., 2004. С. 207.
15 Мир Огненный. I. 349.
16 Там же. II. 351.
17 Там же. I. 435.
18 Листы Сада Мории. Зов. 29.12.1921.
19 Там же. 22.11.1922.
20 Братство. 56.
21 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 98 (23.04.1938).
22 Там же. Т. 9. М., 2009.
С. 212 (10.10.1952).
23 Там же. С. 94 (16.09.1951).
24 Там же. С. 153 – 154 (7.02.1952).
25 Там же. Т. 9. С. 38 (28.04.1951).
26 Мир Огненный. III. 464.
27 Там же. 597.
28 Грани Агни Йоги. 1953 (II). 343 (Новосибирск, 2012).
29 Там же. 350.
30 Там же. 1956. 461 (Новосибирск, 2009).
31 Там же. 1957. 301 (Новосибирск, 2021).
32 Там же. 417.
33 Там же. 1952 (II). 431 (Новосибирск, 2014).
34 Там же. 1957. 451.
35 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 128.
36 Община. 198.
37 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 315.
38 Грани Агни Йоги. 1971. 326 (Новосибирск, 1997).
39 Там же. 1955. 415 (Новосибирск, 2010).
40 Там же. 367.

 Источник:  Журнал “Восход” № 11 (355), Ноябрь, 2023

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий