Главная » Буддизм, УЧЕНИЯ » Встречи с Б.Б. Бадмаевым: работа над собственными качествами. Пересветова Екатерина

835 просмотров
Б.Б. Бадмаев на открытии выставки "Сияние лотоса. Байкал — Нева — Белуха"

Б.Б. Бадмаев на открытии выставки “Сияние лотоса. Байкал — Нева — Белуха”, Новосибирск
(16 декабря 2016 – 31 марта 2017)

…Самые незабываемые впечатления в дни открытия выставки оставили встречи сотрудников СибРО с Б.Б. Бадмаевым. В своих пояснениях Буда Бальжиевич на самых простых примерах раскрывает логику буддийского мышления, смысл, а не внешнюю сторону различных правил. Поскольку для изучающих Учение Живой Этики одной из самых насущных задач является работа над собственными качествами, мы расспрашивали Буду Бальжиевича, какими методами ведётся подобная работа в буддийской традиции.

В буддизме обозначены десять недобродетелей, практика избавления от которых начинается с обета их не совершать. Сами правила аналогичны христианским заповедям, но в буддизме человек берёт на себя обет добровольно, а соблюдать его помогают шесть парамит, или совершенств. В их число входят:

- даяние,
– нравственность,
– терпение,
– усердие,
– сосредоточение и
– мудрость.

Все шесть парамит неразрывно связаны друг с другом. Взяв на себя обет воздержания от негативных качеств, мы приходим к проявлению противоположных им положительных, например: не просто не убить и не украсть, а спасти, подарить жизнь и проявить щедрость, — это будет даяние.

Соблюдать обет всегда не легко, и в критические моменты внутри звучит голос нравственной дисциплины: если мы приняли обет, то не должны его нарушать.

В моменты продолжительного испытания помогает терпение — не в смысле номинального волевого сдерживания, а в смысле выработки спокойного отношения ко всем раздражителям, материнского сострадания к несовершенству живых существ. Мы напоминаем себе, что сами захотели выдержать все трудности.

Сохранять такое терпение помогают сознательное усердие, энтузиазм, это постепенно меняет нас изнутри.

Следующая парамита — сосредоточение — подразумевает концентрацию ума и аналитическую работу. Нужно глубокое понимание, почему именно нельзя проявлять недобродетели.

Наконец, мудрость — это не просто соблюдение, а полное освоение обета, когда он становится нашей неотъемлемой частью, это сознание, которое достигло понимания истины.

Некоторые примеры, приведённые во время беседы, раскрывали необычные грани вопроса. Так, говоря о соблюдении обета «не солги», Буда Бальжиевич акцентировал внимание не на привычном житейском понимании правды и неправды, а на единстве мыслей, слов и дел. Например, если мы кому-то пообещали выполнить работу к конкретному сроку, а затем этот срок перенесли, — казалось бы, ничего страшного в этом нет, однако по сути обещание не выполнено: вместо правды получилась ложь. То же — относительно наших внутренних намерений, невысказанных обещаний самим себе. Все эти каждодневные расхождения (либо соответствия) мыслей, слов и дел остаются при нас, формируют нашу ауру, нашу карму, и в дальнейшем мы получаем от мира то же самое, что накопили внутри себя. Таким образом, если мы зададимся целью чётко выполнять собственные каждодневные намерения и обещания, такая правдивость станет нашим неотъемленым накоплением, и в дальнейшем жизнь ответит нам тем же, помогая нашим благим планам воплощаться без лишних задержек и препятствий.

Каждый из нас нередко оказывается перед каким-то трудным выбором: если две равнозначно важные задачи требуют нашего внимания, какую из них выбрать? Что делать, когда мирской и духовный долг входят в кажущееся противоречие? Как поступить, если двое просят о помощи, а сил и времени хватит только на одного? Однозначного ответа здесь, конечно, нет, каждая ситуация индивидуальна. Не всегда мы можем отчётливо понять, какой вариант в большей степени приведёт «ко благу всех живых существ», и не зря человеку дана свобода выбора. Буда Бальжиевич акцентировал внимание на том, что важно не сожалеть о сделанном выборе, не колебаться и честно выполнить то, что ты избрал. Уж если выбрал — то отвечай за свой выбор, будь усерден и достигни успеха на выбранном пути, иначе получится, что не сделаешь ни того, ни другого. Даже если мы совершили ошибку, спустя время мы поймём, что сделали не лучший выбор, и примем новое решение, но это не имеет ничего общего с колебаниями и сожалениями. Таким образом, этот пример, как и предыдущий, возвращает нас к идее внутренней цельности.

Интересный акцент делает Буда Бальжиевич в книге «Лекции по философии и практике буддизма»: когда мы проявляем большую щедрость, делясь с другими тем, чего нам самим не хватает, мы как бы подталкиваем самих себя к большей изобретательности. «Мы заставляем наш ум думать и развивать свои творческие способности, чтобы изыскать средства к собственному существованию и тем самым получить возможность вновь сеять добро. Конечно, это вопрос постепенной практики. Это не значит, что завтра же мы должны всё снять с себя и кому-то отдать. Нам просто нужно тренировать свой ум и изменять его в конкретном направлении».

«Мы очень часто разочаровываемся от своих неудач, но, если объективно взглянуть на них, они оказываются проявлением природы нашего неведения, — говорит Буда Бальжиевич. — Нам надо извлекать из этого уроки и не позволять нашему сознанию пасовать перед сложностями, с которыми мы сталкиваемся. Трезво рассмотрев наши проблемы, логически поняв их, мы должны сделать правильные выводы, найти выход из сложившейся трудной ситуации и идти по жизни дальше».

Во время встреч с Б.Б. Бадмаевым мы ещё раз прочувствовали глубоко знакомое ощущение: как разительно отличается человек, уже воплотивший в себе какой-то духовный путь, от тех многих, кто о возможности такого пути прочёл в книгах…

Источник:  Журнал “Восход” № 1 (273), Январь, 2017

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий