Главная » подвиг и героизм » ВОИНЫ СВЕТА. И.В. Горина

356 просмотров
2622-76

М. К. Чюрлёнис. Воин. Рисунок на открытке 2 ноября 1903. Бумага, пастель, темпера, акварель, тушь. 9,0 × 14,1 © Национальный художественный музей М. К. Чюрлёниса (Каунас)

В мире идёт Вечный бой сил Света и тьмы, Добра и зла. Но бой этот идёт за человеческую душу и сердце. Перед каждым из нас, людей, во все времена стоял выбор – творить Добро или умножать зло. Вечное противостояние Человека-Творца и человека-разрушителя являет нам история человечества.

Действительно, во всемирном развитии живой природы только человек мог истреблять себе подобных в бесчисленном варварстве войн, цинизма, мракобесия и животной страсти к власти, деньгам, развлечениям, комфорту. Через слепое поклонение инстинктам, технике, механическим игрушкам, в наши дни возможно появление нового вида животного, внешне похожего на человека разумного, но внутренне озверелого, распущенного скота, которым легко манипулировать и управлять, развивая в нём рабские потребности, вожделение, агрессию, страх. Но в чём же тогда назначение и смысл жизни человека, от существования которого на земле зависит живая природа? Этот вопрос встаёт всякий раз в кризисные моменты истории, требуя нашего нравственного выбора. Да, человек разумный близок к природе, в нём действует инстинкт самосохранения – борьбы за существование, однако, в его распоряжении находится тонкий инструмент самосовершенствования – Разум. Разум – не только интеллект, напичканный знаниями, а орган внутреннего преображения собственной тьмы инстинктов в духовный Свет. Потому человек, который встал на дорогу Добра и Света, идёт не земной дорогой, его горизонтом становится небо – Космос.

Н. К. Рерих. Святой Михаил Архистратиг. Эскиз для мозаики Церкви Святых апостолов Петра и Павла «На пороховых заводах» в Шлиссельбурге 1906. Бумага на картоне, темпера, карандаш. 50,5 × 62,0. © Частное собрание

Н. К. Рерих. Святой Михаил Архистратиг. Эскиз для мозаики Церкви Святых апостолов Петра и Павла «На пороховых заводах» в Шлиссельбурге 1906. Бумага на картоне, темпера, карандаш. 50,5 × 62,0. © Частное собрание

Когда он делает свой выбор, то творит подвиг, становясь воином Света, тогда против него ожесточаются все силы тьмы. Но природа может творить себя и развиваться только через чистоту естества и добрые мысли. Высшее предназначение человека способствует расцвету природы, её просветлению в Духе. Тьма подобна дракону звериного себялюбия, эгоизма и гордыни – она есть всё невежественное и злое в человеке, но светлое, логосное начало Разума, подобно Святому Георгию, поражает копьём Духа – тьму. Только в этом поединке возможно очищение себя, мира природы и культуры от грязи, от «мохнатости», как говорил Н. К. Рерих [2, 129]. Подвиг – это поступок человека в сложной ситуации, который помогает избежать больших жертв, требующий мужества и часто жертвы самого человека. Тьма – низшая форма жизни, существующая за счёт поглощения Света. Настоящий воин Духа не уничтожает её, а просветляет своей любовью к миру, добровольной жертвенностью. В результате происходит очищение тьмы Светом, творческой личностью тьма преобразуется в чистую природу естества. Потому так важен для нас духовный опыт двух художников: М. К. Чюрлёниса – новатора и Н. К. Рериха – подвижника. Их труд – это вечный зов Красоты и бессмертной жизни, который они слышали в каждом человеке, в каждом объекте живой природы. «Os homine sublime dedit coelumque tueri. Чело человеку высокое дал, да горнее узрит», – выписал Н. К. Рерих «заповедь Прекрасного, так красиво выраженную античным поэтом» [2, 348]. И в каждом из нас есть Лик – наше лицо в Вечности, его мы обретаем, восходя к Небу, дорога к которому лежит через Храм, прежде всего – своей души.

2622-74

Н. К. Рерих. Светлый витязь. 1933. Холст, темпера. 46,3 × 78,9 © Музей Николая Рериха (Нью‐Йорк). Реф. № 700147

«Икона, как живое звено церкви и жилища, входит широко в жизнь. Никакие разрушения и потрясения не нарушают прекрасный угол, где собраны Чудотворные Лики. Лик Христа не покинул дома сего, и Лики Священного Христова Воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание» (Н. К. Рерих. «Спас») [1, 9].

Однако, при потакании Злу происходит «потеря лица». И вместо него появляется личина – маска.

«Разве не темнеют некоторые лица и личины, когда вы говорите о сохранении сокровищ религии, науки, искусства? Темнеют и корчатся все, кто питается разложением и разрушением. Посмотрите на имена нежелающих обсуждать спасительные меры; вы увидите с их стороны и многие другие нежелания и препятствия в отношении созидательного блага и сотрудничества. Истинно мир раскололся по границе сотрудничества, созидания, с одной стороны, и по злобе, разрушению, разложению – по другую сторону» (Н. К. Рерих. «Черта мира») [1, 25].

Русский художник верил, что объединение всех стремящихся к Добру необходимо для противостояния тьме. Культура, которую он считал «единственной твердыней духа» [2, 179], должна была, по его мнению, стать Священным Дозором, охраняющим нравственную чистоту подрастающих поколений. В этом Н. К. Рерих видел особую экологию духа внутреннего естества человека, восстановление которой изменит эволюцию жизни на Земле, направит её к сотрудничеству, деятельному труду всех людей во имя Красоты.

ИСТОЧНИКИ:

1. Рерих Н. К. Священный Дозор. – Харбин, 1934. – 156 с.

2. Рерих Н. К. Твердыня Пламенная. – Париж: Всемирная Лига Культуры, [1933]. – 383 с.

И. В. ГОРИНА (Кафедра общественных дисциплин Сосновоборского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Ленинградская область)

Источник:  Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов (МИСР)

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий