Рама-Навами

Рама-Навами

2662-15

Рам(а)на́вами (санскр. राम नवमी, Rāmanavamī IAST) — индуистский праздник, в ходе которого отмечается день явления Рамы, — легендарного древнеиндийского принца Айодхьи, почитаемого в индуизме как аватара Вишну. Рама-навами празднуется в последний, девятый день фестиваля Наваратри, в день навами шукла-пакши — девятый день светлой половины месяца чайтра по индуистскому лунному календарю. В некоторых регионах празднование длится девять дней, называемых Рама-наваратра.

В день Раманавами проходит декламация «Рамаяны» или «Рамачаритаманаса», поются бхаджаны и киртаны во славу Рамы, Ситы и Ханумана, а в конце фестиваля, после пуджи и арати, раздаётся прасада. В разукрашенных по случаю праздника индуистских храмах проводятся специальные яджны, сопровождаемые пениемведийских мантр и предложением цветов и фруктов. В этот день принято постится до захода солнца, после чего наступает кульминация праздника. В Южной Индии, в этот день отмечается годовщина свадьбы Рамы и Ситы, в храмах проводится пышный ритуал бракосочетания божественной четы, называемый Ситарама-кальянам и сопровождаемый киртаном имён Рамы.

Наиболее пышно фестиваль отмечается в святых местах, связанных с жизнью Рамы: Айодхье в Уттар-Прадеш, Бхадрачалам в Андхра-Прадеш и Рамешварам вТамилнаде. В день Рама-навами также проводятся Шобха-ятры, процессии колесниц с божествами Ситы, Лакшманы и Ханумана. В Айодхье в этот день тысячи людей принимают омовение в священной реке Сараю.

Источник:  ВикипедиЯ

2662-5

День рождения седьмого воплощения могущественного Вишну – легендарного царя Рамы – празднуется в девятый лунный день месяца Чайтра. Герой «Рамаяны» является идеальным и при этом вполне реальным человеком – царем, и верным сыном и братом.

Рама правил в своей легендарной столице Айодхье. Предание гласит, что Рама родился в полдень, а потому при восходе солнца во всех вишнуитских храмах в колыбель кладется кокосовый орех, а в полдень жрец объявляет о рождении Рамы.

В течение восьми дней, предшествующих Рама-Hавами, считается особенно добродетельным перечитывать «Рамаяну» и внимать историям из жизни Рамы. В эти дни в храмах по всей Индии пандиты и исследователи Вед занимаются чтением и толкованием великой «Рамаяны». Одним из способов почитания Рамы является повторение его имени.

В эти дни храмы переполняются непрерывными повторениями: «Рам, Рам, Рам…». Другой характерной чертой Рама-Hавами являются представления эпизодов из «Рамаяны».

Рама – герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этот классический эпос сложился а своем завершенном письменном виде за несколько веков до – нашей эры и широко вошел в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма, в начале нашей эры.

«Рамаяна» – любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, «Махабхарату», жадно внимающим слушателям.

Сюжет «Рамаяны» прост:
Царевич Рама, сын царя Дашаратхи, наследник престола, красавец и умница, в честном поединке сильнейших добивается руки красавицы Ситы. Однако младшая жена престарелого монарха заставляет его изменить первоначальное решение: наследником будет не Рама, а ее сын Бхарата. Огорченный Рама вместе с Ситой и младшим братом Лакшманой покидает дом отца. Дашаратха с горя умирает. Бхарата не смеет принять престол и умоляет Раму возвратиться, но тот непреклонен: ведь отец не изменил своего решения. В лесу, где жили Рама, Сита и Лакшмана, появляется демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Раваны, прельщая его красотой Ситы.

Равана похищает Ситу, Рама ищет ее. Ему помогают животные и духи, в том числе сын обезьяны и бога ветра Хануман. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от Цейлона, и в царстве Раваны на острове Ланка находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Ланку и в могучей битве одолевает демонов-ракшасов. В единоборстве с Раваной Рама побеждает, освобождает свою Ситу, но сомневается в ней. Оскорбленная Сита восходит на костер, «но в пламени огня она вновь появляется на руках бога Агни: пламя не коснулось Ситы, она невинна!»

Рама возвращается в свое царство, и Бхарата отдает ему престол. Правда, снова возникают в народе худые толки о Сите: она нечиста, ее касались руки демона. Сита удаляется, вдали от Рамы она рожает ему сыновей-близнецов. Но народ требует доказательства ее невиновности. Сита клянется, и земля, подтверждая ее клятву, принимает ее в свое лоно. Рама остается один и соединяется с Ситой лишь после смерти.

Итак, Рама – герой, благородный муж и воитель, умелый монарх и любящий супруг. Его Сита – олицетворение женской верности и преданности, любви и благородства, она – эталон индийской жены. Гибель ее тоже символична: чистота жены настолько свята, что только смерть смывает подозрение. И хотя гибель Ситы рушит счастье Рамы, «Рамаяна» в целом никем в Индии не воспринимается как трагедия. Напротив, силы добра торжествуют, ведь царь Рама получает по закону полагавшийся ему престол, его сыновья наследуют впоследствии все. И судьба Ситы (супруги Рамы) вовсе ведь не трагична: она любила мужа, сохранила ему верность, родила ему детей…

Словом, «Рамаяна» и сам Рама в высшей степени отражают национальный дух индусов, их образ жизни и мыслей, их этические и культурные стандарты. Неудивительно, что Рама был обожествлен в представлении народа. Любимый герой стал одним из аватаров (аватар – Божественное воплощение) божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно на больших площадях устраивают пышные и красочные праздники – Рам-лилы, играют драмы на сюжет Рамаяны и многое другое.

Источник:  http://india.obnovlenie.ru/places/rama-navamy/3928/

Статьи о Рама-Навами:

 Рама-Навами: что это такое. И кто такой Рама?

 РАМА НАВАМИ – Явление Господа Рамачандры

ЧИСТОТА ЛЮБВИ. УРОКИ РАМАЯНЫ

ТЕРПЕНИЕ И СМИРЕНИЕ. УРОКИ РАМАЯНЫ