Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, Светочи » Рама-Навами: что это такое. И кто такой Рама?

1 751 просмотров
Рама-навами

Рама-навами

Согласитесь, дети куда лучше нас, взрослых, чувствуют и понимают мир. Иначе почему они так восприимчивы к сказкам и так охотно верят в чудеса? А вы сами никогда не мечтали оказаться на месте сказочного героя? Мечтали, наверняка. Должно быть, каждая девочка воображала себя когда-нибудь принцессой, которую должен спасти прекрасный герой. И каждый мальчик в мечтах своих наверняка не раз сражался с могучими и коварными врагами… Увы, в жизни часто все оказывается не так: герои часто прячутся за чужие спины, а принцессы, уже не надеясь на чью-то помощь, сами пытаются давать отпор обидчикам — разучивают приемы рукопашного боя или вооружаются газовыми баллончиками и кастетами. И только сказки все еще хранят нетронутым этот прекрасный, наивный и хрупкий идеал, который пришел к нам из глубины веков и донес до нас представление о том, как надо, как должно быть… И добро победит зло, и многоглавый дракон будет повержен, а Иван-царевич обязательно выручит из плена свою Василису Прекрасную.

Сказки с подобным сюжетом известны всем народам земли. Народные сказители хранят их, передавая из поколения в поколение. И, подобно дереву, все они растут из одного корня — великого древнего сказания о подвигах Рамы.

«Рамаяну», написанную мудрецом Вальмики, называют ади-кавьей – источником всей поэзии. Помимо своих художественных достоинств — стройности, красоты и безупречного стиля – поэма отличается сильным нравственным подтекстом и заложенной в ней глубокой, извечной мудростью. Это поэма о мужестве и малодушии, о правде и лжи, о верности и вероломстве…

Рама был сыном великого царя и героя Дашаратхи, который из-за интриг одной из своих жен был вынужден отправить своего сына в долгое изгнание – в лес на четырнадцать лет. Спокойно и мужественно юный царевич ушел из столицы, и с Ним Его долю решили разделить верная жена Сита и преданный брат Лакшман. Несмотря на все трудности, изгнанники были счастливы в лесу, поскольку знали — для счастья не нужны дворцы и золото, а достаточно просто быть рядом с теми, кого любишь… Но однажды о красоте Ситы узнал Равана — могущественный и жестокий правитель острова Шри Ланка. Раване удалось хитростью выкрасть Ситу и унести в свое царство. Рама и Лакшман собрали войско, состоящее из лесных обитателей — обезьян, медведей и птиц – и отправились в далекий поход на столицу злодея…

Всё закончилось хорошо. Равана был наказан, а Сита вернулась к своему возлюбленному. Добро восторжествовало, поскольку по-другому и быть не может.

Рамаяна

Но пересказывать «Рамаяну» в нескольких словах бессмысленно, как бессмысленно пытаться уместить слона в наперсток. Поэт XII века Камбар, переложивший поэму на тамильский язык, приступая к своему труду, сравнивал себя с маленьким зверьком на берегу молочного океана. «Рамаяну» надо читать — читать и восхищаться подвигами Рамы и верностью Ситы, как восхищались ими древние индийцы и как восхищается ими весь мир. До сих пор историю Рамы рассказывают в Индонезии, на острове Бали, в Малайзии, в Таиланде. Тайские цари до сих пор носят имя Рамы в честь великого героя, и в честь Него же названы несколько старинных улиц в Бангкок. Рама-раджьей называют в Индии идеальное государство, и даже несколько политических партий носят имя Рамы. И это же имя негромко поют индийские матери, когда укачивают своих детей, — чтобы оградить их от зла и несправедливости жестокого мира.

Кто же Он такой? Почему имя Его не стерлось, не забылось за века и тысячелетия? В ведических писаниях содержится разгадка этой тайны. Рама — не простой человек; Он — Сам Бог, сошедший на Землю, чтобы восстановить нарушенный порядок, чтобы наказать злодеев и защитить праведников. И поэтому не только цари и политики вспоминают о Нем и не только любители древней литературы читают о Его подвигах, но и люди верующие. Которых в Индии более 800 миллионов.

Рама-навами — день явления Рамы — празднуется по всей стране. Он приходится на девятый день прибывающей луны месяца Чаитра (март-апрель). В некоторых регионах страны ему предшествует яркий девятидневный фестиваль — Васанта На-варатри. Во время этого фестиваля верующие читают вслух «Рамаяну» и повторяют древние молитвы, посвященные Раме (молитва «Рама-ракша-стотра» читается одиннадцать раз в день). На день Рама-навами принято соблюдать пост (то есть ничего не есть до захода солнца) и бодрствовать всю ночь — этого правила придерживаются многие ортодоксальные индусы.

Основные торжества проходят в Айодхье — городе, где многие тысячи лет тому назад родился Рама. Там проходит пышная двухдневная ярмарка и огромный фестиваль-карнавал, во время которого по улицам города на огромных колесницах везут храмовые изваяния Рамы, Ситы, Лакшмана и гигантской обезьяны Ханума-на, Его знаменитого верного слуги.

Весь день в храмах страны совершаются торжественные церемонии поклонения: жрецы читают гимны Вед, предлагают Богу цветы, благовония и фрукты, а простые верующие стоят в очередях, чтобы в этот святой день выразить почтение храмовым Божествам – изваяниям Рамы и Его супруги Ситы. Изображения маленького Рамы качают в колыбели, распевая при этом песни, посвященные Ему. Иногда вместо изображения в колыбель кладут кокосовый орех, обернутый тканью — и собравшиеся верующие осыпают колыбель цветочными лепестками и ярко-красным порошком.

В Бихаре и Уттар Прадеш в этот день принято проводить сатсанги — публичные собрания, на которых мудрецы рассказывают истории о Раме и обсуждают сокровенный смысл Его деяний. Послушать их собираются люди всех сословий — в этот день нет высших и низших, поскольку это — день справедливости и дхармы (долга).

В северных регионах Индии вечером этого дня сжигают огромное чучело Раваны, начиненное петардами. Когда олицетворение зла начинает гореть, собравшиеся люди с воодушевлением кричат: «Джай Шри Рам! Слава Раме!»

Рождение Рамы празднуют не только в храмах, но и в обычных домах. В этот день жилища чисто прибирают, и на особое возвышение помещают картину с Рамой и Его спутниками. Самая младшая девочка в семье ставит всем мужчинам в доме на лоб тилаку — особый священный знак, а женщины приклеивают между бровями красные точки — знак целомудрия и супружеской верности. Семья собирается вокруг алтаря, и все поют бхаджаны — священные песни преданности. Старший член семьи проводит поклонение, используя для этого цветы и благовония, а в конце разбрызгивает на головы собравшимся воду Ганги или другой священной реки.

Церемонии — лишь внешняя сторона праздника. Подлинный же смысл состоит в том, чтобы еще раз вспомнить о Боге и дхарме — извечном божественном законе, справедливости и долге. Вспомнить и еще раз с удовлетворением отметить про себя: да, Бог есть, и там, где Он, — там всегда победа, сила и добрая слава. На чью сторону становиться — Рамы или Раваны? Каждый решает сам. Но для разумного человека ответ очевиден.

Дети не зря любят сказки. Сквозь мишуру вымысла, налипшую на них в течение столетий, в словах сказок часто можно усмотреть древний божественный замысел, который показывает нам, как все должно идти в этом мире… И царица должна хранить верность своему герою. И царевич должен побеждать врагов. И зло должно быть повержено…

Джай Шри Рам!

Виджитатма дас (Владимир Пискарев)

Слева направо: Лакшман, Рама и Сита.

Слева направо: Лакшман, Рама и Сита.

Они же, плюс Хануман.

Они же, плюс Хануман.

Рама и Сита.

Рама и Сита.

2662-9

Полюбуйтесь на то, как жили в ведические времена.

Давным-давно в Индии жил могущественный царь – раджа. Он правил богатым и сильным государством, со столицей в городе Айодхья. У него было несколько жен и несколько сыновей, самого старшего сына звали Рама, одного из младших – Лакшмана. Эти два брата очень любили друг друга.

Случилось однажды Раме быть в столице соседнего государства. Проезжая мимо дворца тамошнего раджи, он увидел в одном из окон девушку необычайной красоты.

– Кто это? – спросил Рама торговок, которые сидели у дворцовых ворот.

– Это Сита, дочь нашего правителя!

Рама повернул коня, чтобы еще раз взглянуть на девушку, но, когда снова очутился под окном, оно уже было плотно закрыто.

Рама вернулся в Айодхью и рассказал об этой встрече брату.

– Мне кажется, что я полюбил ее с первого взгляда, – признался он. – Что делать, Лакшмана? Может быть, рассказать обо всем отцу и матери? Или – нет, мужчине пристало умение ждать…

А в те далекие времена в Индии был обычай – сваямвар, по которому, для того чтобы невеста могла выбрать себе жениха, в ее честь назначались состязания. На них съезжались юноши, они соревновались в стрельбе из лука, в борьбе, в метании копья. Победителю, если, конечно, он был по душе, невеста надевала на шею венок – этим она давала знать, что согласна стать его женой.

И вот вскоре отец Ситы решил, что настало время выдавать дочь замуж. Как только эта весть достигла Айодхьи, Рама и Лакшмана стали собираться в путь. В назначенный день рано утром они уже въезжали на колесницах в город, где жила Сита. Здесь все уже было готово к празднику, на каждом углу развевались пестрые флаги, играла музыка, над очагами, где разогревались кушанья, вились сладкие дымки. По улицам то и дело катили украшенные цветами колесницы. С главной площади доносился нетерпеливый гул толпы.

– Как бы нам не опоздать! Поторопим коней! – крикнул Лакшмана.

Они въехали на городскую площадь. Тут все уже было готово к состязанию: в беседке, украшенной цветами, сидели Сита и ее отец, напротив них стояли кучкой приехавшие со всех концов Индии женихи. Толпа запрудила окрестные улицы.

Загремели и смолкли барабаны. Царь встал и сделал знак, требуя тишины.

– Много лет тому назад, – начал он, – один из моих предков получил в подарок от всесильного бога Шивы лук. Он был столь тяжел и крепок, что никто никогда не мог ни поднять, ни натянуть его. Сегодня этот лук будет вынесен на площадь. Тот, кто сможет согнуть его, станет мужем моей дочери. Я сказал!

С этими словами царь кивнул слугам. Те устремились во дворец и вскоре вернулись, сгибаясь под тяжестью необычной ноши. Увидев, сколь велик лук и как толста его тетива, женихи приуныли. Слуги дотащили лук до середины площади, положили на землю и удалились. К нему по одному стали подходить женихи. Сначала силу пробовали самые молодые. Они приближались к луку, брались за него, напрягали мышцы, пот струился по их лицам, но никто не смог даже на палец оторвать его от земли. Затем выступили женихи постарше. Это были настоящие силачи. Они выходили на середину площади, гордясь своим ростом, силой рук и прежними подвигами. Некоторым из них удавалось приподнять конец древка и даже ухватиться за тетиву, но… лук падал, а тетива оставалась недвижимой.

И вдруг в толпе раздался ропот. Из шеренги женихов вышел чернобородый воин. Его глаза горели жестоким огнем. Он подошел к луку и без видимого усилия приподнял его с земли. Все ахнули, царь привстал с сиденья, а Сита почувствовала, как страх проникает в ее сердце.

– Кто это? – спрашивали друг у друга жители города.

Воин упер конец лука в землю, ухватился одной рукой за древко, ладонь другой наложил на тетиву. Толстые кривые пальцы впились в нее, мышцы рук напряглись и стали похожи на камни. Тетива начала медленно оттягиваться. Среди женихов послышались горестные крики.

– Уж не сам ли это Равана – непобедимый? – заговорили в толпе.

Богатырь напряг все силы. Жилы на его лбу надулись, концы лука начали сближаться. Но… раздался звон, подобный звону сабли, тетива вырвалась из рук, лук распрямился и упал на землю. И тогда богатырь издал ужасный рев. Он топал ногами и ревел, как раненый слон. Глаза его налились кровью, облик, до того четкий и ясный, стал зыбким. Тело потеряло прежние очертания, вместо одной головы выросли десять, а две руки превратились в двадцать.

– Горе, горе нам! Это и верно Равана, царь ракшасов, демон среди демонов, владыка бродящих ночью, воин, не знающий жалости! – закричали в толпе.

Не успела испуганная Сита разглядеть того, кто чуть было не стал ее мужем, как ракшас поднялся в воздух и исчез, как исчезает столб пыли, развеянный ветром.

И тогда на площадь вышел Рама. Он подошел к луку, медленно поднял его и, разведя могучие плечи, стал натягивать тетиву. Черное, блестящее, тяжелое дерево уступало сильным рукам – тетива все дальше отделялась от древка, и наконец лук не выдержал: раздался треск, похожий на удар грома, крыши домов задрожали – лук разлетелся пополам.

Крики радости переполнили площадь.

– Он победил! Слава царевичу из Айодхьи! – кричала толпа.

Царь встал, подняв в приветствии руки, а Сита вышла из беседки, приблизилась к Раме и, потупя глаза, возложила на него венок.

Сыграли свадьбу. Рама вернулся во дворец отца и стал помогать ему править. Вместе с ним в Айодхью приехала Сита.
Рамаяна.

Взято отсюда: Собиратель звезд

Полюбуйтесь на то, как жили в ведические времена.

Полюбуйтесь на то, как жили в ведические времена.

Божества в храме.

Божества в храме.

Божества в храме.

Божества в храме.

Божество в храме.

Божество в храме.

Абхишека - церемония омовения Божества.

Абхишека – церемония омовения Божества.

Источник:  SAMVATSARA

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий