Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » В преддверии Всемирного Дня Культуры. Анвика

985 просмотров
Н. К. Рерих. Знамя Мира. Пакт Культуры. 1931

Н. К. Рерих. Знамя Мира. Пакт Культуры. 1931

В последние годы по инициативе Международной Лиги Защиты Культуры во многих городах России и других странах проводится День Культуры. Выбранная для проведения этого Праздника дата 15 апреля неслучайна. Она связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора об охране культурных ценностей – Пакта Мира, или Пакта Рериха.

Весь просвещенный мир нашего времени знает Николая Рериха не только как художника, но и как мыслителя, многопланового ученого, археолога, путешественника, писателя, поэта, общественного деятеля и величайшего гуманиста ХХ века.

Но надо отдельно сказать, что Николай Константинович Рерих – это единственный человек за всю историю человечества, чье ЛИЧНОЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ легло в основу Международного Закона, который назван сегодня его именем.

Впервые за всю историю человечества Николай Рерих выступает с такой величественной идеей!

Проект Пакта, предложенный Рерихом, организационно напоминает проект Красного Креста. Главная цель этого проекта – защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются не только во время войны, но зачастую и в мирное время.

Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места планеты и прочие культурные центры следует считать нейтральными объектами, и их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору.

Призывая к охране памятников истории и культуры, Рерих рассматривал их, прежде всего, как один из главных факторов, способствующих духовному развитию человека. Он убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, пробуждая и проявляя в нём лучшие его качества и устремления.

Общеизвестно выражение Достоевского о том, что “красота спасёт мир”. Но Николай Константинович Рерих сделал существенную поправку к этому изречению, сказав, что лишь “сознание Красоты спасёт”. Сама по себе Красота не может спасти мир. Мир может быть спасён только при условии, что миллионы людей пожелают наполнять сознание не безобразием, не ненавистью, не насилием, а прекрасными устремлениями. Красота, введённая в сознание, осмысленная Красота – это божественная энергия Мироздания, могучая космическая энергия, синтезирующая в себе все высшие, т.е. все духовные, энергии.

Для того чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагалось водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста является символом великого человеколюбия и защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту.

Николай Рерих писал: “Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. То же и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения”.

Знамя Мира является отличительным символом Пакта Рериха, которое имеет своей целью стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним надо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека.

2671-5На предложенном Рерихом Знамени изображён древнейший символ человечества – Знак Триединства (Знак Триединости).

 

Всемирно известное Знамя Мира – это три соприкасающихся амарантовых (красных) круга в Большом Круге на белом полотнище.

Знак Триединства был выбран Рерихом для Знамени Мира не случайно. Этот символ очень древний и встречается в культурах многих народов.

Испокон веков, еще со времён неолита, раскинут этот Знак по всему миру. И, действительно, распространенность этого символа среди различных народов впечатляет. Он изображался на китайских кувшинах V-III тыс. до н. э., на греческих чашах V века до н. э., на коптских древностях. Он находился на одежде жрецов в Древней Индии и на царских предметах Древнего Египта, в Древней Греции и на древних монетах и печатях, а также украшениях скифов и славян.

Он же – на гербе Самарканда, на скалах Монголии, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах народов гималайских нагорий, на щитах крестоносцев и гербах тамплиеров (членов католического духовно-рыцарского ордена), на знаменитых кавказских клинках гурда, на тамге (знак собственности, тавро) Тамерлана, на гербе Папы Римского. Знак в Мексике и Японии, в Эфиопии и Египте, на Кавказе и в Средней Азии. Он же и на масонских предметах.

Тамерлан использовал этот знак как свою государственную печать (тамгу).

Он виден на пагодах Китая и на стене знаменитого монастыря Шаолинь.

Его можно встретить на православных иконах, на старинных картинах западноевропейских художников с религиозными сюжетами: он и на груди Христа в знаменитой картине Ханса Мемлинга (нидерландский живописец), он и на груди Мадонны в Страсбурге (Франция), на полотнах Дирка Боутса, Яна ван Эйка, Тициана и др. художников.

На православных, католических и буддийских храмах, соборах, часовнях, монастырях, на мечетях, на тибетских знаменах. Он и в Храме Неба в Китае, он и в Тибете, в Юго-Восточной Азии и, конечно, на Гималайских нагорьях.

Он встречается на английских монетах и в готической иконографии, а также на коронах правителей и святых с раннего средневековья и до наших дней.

Православная традиция нераздельно связана с символом триединства. Он встречается на омофорах святых, одежде архангелов и на изображении Богоматери. Он же и на церковной утвари и в украшении храмов. На знаменитой “Троице” Андрея Рублева (склоненные друг к другу головы ангелов).

Николай Рерих писал: “Вообще замечательно, что именно этот знак в своей символике является не только западным знаком, но и восточным, а всякое такое объединение, конечно, чрезвычайно ценно в качестве знака мирового”.

Везде, где должна быть охранена Культура, духовное достояние, мы будем видеть этот знак.

Знак Триединства – очень древний символ, который вобрал в себя за долгие века множество смысловых аспектов:

– Прошлое, Настоящее и Будущее – в едином аспекте Вечности.

– единство Плотного, Тонкого и Огненного Миров.

– Материя, Дух и Разум в Вечности и Бесконечности совершенствования.

– Троица:

– в религиозном аспекте это Святая Троица древних индийцев (Тримурти, т. е. Три Лика Единого Бога) в неразрывном Единстве: Бог-Создатель (Брама), Бог-Охранитель (Вишну), Бог-Разрушитель старых форм для создания новых (Шива);

– христиане восприняли эту Святую Троицу в своей интерпретации: Бог-Отец, Бог-Дух, Бог-Сын.

– Хаос (материал для Творения Мира) – Теос (Божественный Творец) – Космос (само Творение)

– Наука, Искусство и Философия, объединенные в едином понятии Культуры.

В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия народов Земли во имя благородной идеи мира, все больше завоевывает общественное признание. Оно находится в Организации Объединенных Наций, в Государственной Думе Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях.

Знамя Мира неоднократно облетело вокруг Земли вместе с экипажами, в том числе интернациональными, космической станции Мир (впервые – 11 февраля 1990 г.) и даже в открытом космосе.

2671-6

Оно было поднято альпинистами на многих горных вершинах мира, включая самую высокую – Эверест. Экспедиции полярников доставили и установили его на Северном и Южном полюсах Земли.

2671-7

 

Вручение Знамени Мира Кофи Аннану

Вручение Знамени Мира Кофи Аннану

 
В заключении надо сказать, что Пакт Рериха явлен самым массовым гуманистическим движением XX века. Даже своими первыми шагами по планете он сделал своё великое спасительное дело, потому что идеи Пакта об охране Культуры и Знамя Мира призваны были стать духовным магнитом, психической силой сердечного сближения народов Земли.

Пакт Рериха – это начало пути человечества к объединению сознаний во имя высшей цели, во имя Культуры, являющейся единственной панацеей от прогрессирующего огрубления нравов, от омрачения сознания и разложения духа. И лишь будущие поколения смогут по достоинству оценить всю высоту космо-планетарного подвига Автора Пакта.

Источник:  https://www.babyblog.ru/community/post/Roerich/1320976

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий