1 844 просмотров

2776-6

О воспитании Нового Человека

Время грозное у порога… Разве не сверкают уже зарницы и не пробиваются грозные вестники пробужденного подземного огня? И мы, знающие о нем, должны неотложно трансмутировать свои внутренние огни, чтобы ассимилировать надвигающуюся огненную бурю, ибо лишь это даст нам устойчивость в битве, приблизит к Иерархии Света и поможет наполнить нашу «чашу». Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий. Начнем с энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобными украшениями и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарностью со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных [свыше], терпимостью и признательностью к справедливым указаниям, и заключим доверием до конца. Вся эта трансмутация облегчается, когда сердца горят преданностью и любовью к Позвавшему нас на строительство и Указавшему путь к Башням. Пусть каждый распнет себя, явит суровое осуждение себя и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе. Если кто не доделал чего-либо в порученном ему, не укоряйте, но, если возможно, сделайте сами. И очень прошу – не осуждайте друг друга. От постоянного повторения осуждений нарастут мозоли на мозгах, и тогда как произойдет расширение сознания? Каждая минута должна быть употреблена на поступательное действие, на обогащение сокровищницы, на усвоение Учения, которое все еще так мало осознано и применено.

* * *

Учение указывает на качества, которые при заложении новой ступени не должны более гнездиться среди сотрудников – властолюбие, самомнение, себялюбие, подозрительность и легкомыслие. Огненно запечатлеем в сердце осуждение Учителем стремления к властвованию. Как уже не раз писала, властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение тьмы, другое – свет знания в вечном устремлении к совершенствованию. Властвование, прежде всего, вульгарно, потому так много стремящихся к нему. Властвование является главным препятствием на пути ученичества. Самомнение и властвование неделимы, и их порождение – духовное обнищание – приводит к разрушению.

Также следует постоянно помнить о губительности раздражения. «Раздражение делает наш сосуд хрупким». В Агни-Йоге указан яд раздражения и его последствия. Этот яд выедает драгоценные отложения психической энергии. А что может быть достигнуто без накопления психической энергии? Скудоумие и разрушение будут уделом. Конечно, каждый волен уничтожать себя, но преступно сеять эту страшную заразу. Так, помня о значении мысли и раздражения, начнем накоплять атмосферу благожелательства.

* * *

Большинство человеческих недостатков и пороков развивается на основе легкомыслия, потому, искоренив в себе это величайшее зло, мы гигантскими шагами пойдем по пути совершенствования

* * *

Проверяйте все ваши побуждения сердцем, оно есть единый судья, собиратель и хранитель сложенных сокровищ энергий.

Явим суровую дисциплину речи, будем обдумывать каждое слово, помня, что «последствия слова даже Архат не может уничтожить». Широко применим указание, что «каждое слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом света». Знайте духом, когда целесообразно сказать правду, хотя бы и горькую, и когда лучше промолчать. Но всякая лесть, преувеличение, как и умаление, недопустимы.

* * *

Каждый из вас имеет особые качества, никто не обижен и потому не может завидовать другому. Но, конечно, от каждого зависит степень развития его способностей. И единственное допустимое соревнование между членами группы будет соревнование в устремлении к пониманию служения общему благу. Каждый должен усвоить, что размер сознания есть единственный измеритель продвижения и что дух занимает соответствующую ему ступень, не выше и не ниже.

* * *

Очень сочувствую методу, применяемому для развития внимательности среди детей. Прекрасно воспользоваться для этого картинами Музея. Многое может быть усмотрено в этих сокровищах искусства. Внимательность есть основа накоплений. Внимательность есть первый подход к утончению восприятий, а мы знаем, что лишь утонченность дает расширение сознания и творческая мощь утверждается центрами тонких восприятий. Чем тоньше, тем выше, чем выше, тем мощнее! Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятий!

* * *

Помните, что возможности носятся вокруг вас, но только когда сознание уловит их, они примут форму. Каждая мысль рождается от соприкосновения с резервуаром пространства; подумайте, сколько непримененных мыслей носится в высших слоях пространства! Пытайтесь уловить их, утончив свои восприятия! Ведь в этом заключается космическое сотрудничество, но для этого нужно возжечь свои внутренние огни.

* * *

Торопитесь научиться любить и ценить друг друга. Но ничто не требует такого тонкого и бережного отношения, как любовь!

* * *

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез. Культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и сознания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь.

* * *

Прошу очень не баловать растущего воина и приучать его к занятиям, внимательности, усидчивости и развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся. Пусть уже от малых лет приучается помогать. Дети так любят, когда старшие просят их помощи. Учить нужно его услужливости и уважению к старшим, этим утвердится и понимание Иерархии, пусть приучается думать о других и находить радость в доставлении удовольствия окружающим. Самое страшное – это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и мышление. Нет ничего ужаснее эгоиста и скряги, недаром литература каждого народа увековечила эту страшную проказу человечества в бессмертных типах. От этих пороков всё вырождение человечества и грядущая катастрофа. Удел эгоизма – полное бесплодие творчества. Посмотрим, что говорит Учение Живой Этики. «Индивидуальность и самость, как рождение и смерть». Образование индивидуальности являет зарождение Нового Мира, тогда как самость может глядеться на мертвые вулканы Луны. Но не только себя омертвляет самость, но поражает бесплодием окружающее, тогда как индивидуальность зажигает огни во всех соседних странах. Сотрудничество есть корона индивидуальности, но бич самости – жало скорпиона. Можно ли полагаться на самость? Не более, нежели на ехидну. Но истинная индивидуальность содержит в себе основу мировой справедливости. Нам нужно собирать индивидуальности, ибо новый алмаз нуждается [лишь] в огранке, но самость должна пройти через многие воплощения. Конечно, и этот закон может быть изменен сердцем. Поэтому можно советовать самости зажечься около огненного сердца. Недаром зажигаем маяки огненного сердца, как приют путникам. Нелегко сердцу пламенному, но именно оно полагает себя за други своя, и об этом справедлива заповедь о блаженстве. Но радость есть особая мудрость.

* * *

Не бойтесь показаться смешными, ибо всегда можно сказать насмешнику: «Вы смеетесь над собою, постарайтесь больше знать». Насмешка есть верный признак невежества, и никто из действительно знающих никогда и ни над чем не будет насмехаться.

* * *

Правильно, что мы не должны поддаваться на льстивые восхваления и подачки, ибо велико презрение к нам льстящего, видя, как легко поддаемся на его, часто очень грубую, удочку. Не будем подкупными рабами, но воспитаем в себе гордость и независимость царя духа, презирающего всякую лесть! Ничто так не унижает и не губит человека, как звучание на лесть. Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб. Человек, повинный в лести или принимающий лесть, не может быть приближенным сотрудником, ибо велика подкупность таких людей, запомним это.

* * *

Если кто-то сумеет отогнать тень, нашептывающую раздражение, обидчивость и легкомысленное отложение сроков и т.д., он подвинется гигантскими шагами. Право, так скучно топтаться на одном месте. Ведь больше всего задерживает нас на пути обидчивость, она лишает нас всякого устремления, и чудесные возможности уплывают, пока мы заняты переживанием, в большинстве случаев воображаемых или самовызываемых обид. Отбросим это, разъедающее сущность нашу, качество и полюбим всем сердцем, до самозабвения, дела порученные. Вложим в них весь интерес, всю жизнь нашу, и чудо свершится, именно это самозабвение принесет нам самые неожиданные, самые высокие радости. Себялюбивый, эгоист, осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Счастье в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, всё счастье придёт. Потому учитесь любить всё прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному! Будьте ласковы и вежливы с подчиненными вам, ибо это есть привилегия и украшение царя духа!

Очень люблю предание об Акбаре. В дни торжеств, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груды роскошных подношений самый скромный дар, прижимал его к сердцу и так показывался перед собранием. Он оказывал этим внимание самому малому из своих подданных, подчеркивая, что ему дорог дар, принесенный не от излишества, но подсказанный сердцем. Так поступайте и вы и цените не по внешности и положению, но по мысли и по внутренним качествам. И, конечно, лучшие мысли и преданное сердце чаше скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников! Как точность, так и вежливость когда-то были привилегией царей.

* * *

Вера есть великая мудрость и знание. Человек, лишенный веры или знания, есть флюгер; он принимает на себя все последствия вечно меняющихся условий, которые он в слепоте своей не может предусмотреть, чтобы избежать натиска их.

* * *

Слова Владыки Будды: «Невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества», – должны наконец огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительств и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенные культурной основы, требующей, прежде всего, развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.

* * *

Также раз и навсегда изгоним все обиды, поймем их как яд разложения. Обидчивость не может быть спутником ученика на пути продвижения. Давно Сказано: «Не велика честь посадить сад обид!» И еще: «Человек, чувствующий себя обиженным, привязывает себя к этой обиде и теряет подвижность мышления, теряя же подвижность, мы неминуемо тупеем».

* * *

Искренность и простота – два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознает всю важность этого творчества, на котором зиждятся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь, как самое насущное познание, ибо, не владея им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!

* * *

Некоторые пояснения к вопросу о легендах может вам дать статья Н.К. «Душа народа». Конечно, в каждой стране, в каждом эпосе есть свои герои, сущность которых особенно близка местному народному характеру. Поэтому и в этом не следует ставить каких-то преднамеренных рамок. Нужно дать возможность молодому поколению, прежде всего, знакомиться с тем, кто может зажечь сердце его к подвигу и добру. А в каком одеянии или в каком веке был совершен примерный подвиг, это не важно. Конечно, раз вы изучаете книги Живой Этики, то все эти вопросы там, в разных местах, затронуты в самом широком решении.

* * *

Правильно, что в вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! Конечно, в старой литературе встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобрать их и, главное, изъять все вредящее.

Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств Природы, зависит от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением… Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас Тонком Мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные. Потому, всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на Тонкий Мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками, или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот ни что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.

* * *

Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле; но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов; война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие – качества, которые прежде всего должен развивать в себе ученик Владык Света…

Но так как мы живем в мире, где все еще и, прежде всего, уважается физическая мощь, и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений [понимание] ужаса и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей Родиной. Кто же захочет представить собой зрелище покорных овечек перед волчьей и тигриной пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечной угрозой войн и захватов.

* * *

Искусство, во всех его проявлениях и во всех условных формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение… Ибо, действительно, истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце.

* * *

Пора понять, что и миру нужны обновленные души, способные орлиным глазом обозреть и понять, что смысл современных событий в том, что в мировом масштабе доказывается наглядно непригодность отживших идей и построений и среди неслыханных рушений, как зарницы на черном грозном небе, зарождаются и новые идеи великой терпимости и культурного водительства.

* * *

Особенно нужно оберечь детей. Многие духовные и физические язвы детей именно от недостойных и лживых книг.

* * *

Привожу вам § 290 из 2-ой части «Мира Огненного»: «Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами или ремеслами. Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый в стремлении к совершенствованию напрягал волю и внимание. Даже на немногих дошедших до нас предметах можно видеть высокое качество ремесла. Именно теперь настало время снова вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное ограничение в пределы машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое обновит воображение. Именно качество и воображение соединены на ступенях огненного достижения».

* * *

Мы никогда не зазываем и никому не навязываем книг Учения. Все наши общества являются, прежде всего, культурно-просветительными учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, также даются концерты и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религии и науки. Ведь именно просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения Живой Этики. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времен, до самых Истоков Знания и Света. Учение Живой Этики вмещает в себя всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом.

* * *

До сих пор среди обывателей и даже среди многих общественных деятелей мы слышим такие изречения, как «Все относящееся к чистому искусству и к высшей отвлеченной науке есть роскошь». Но мы должны бороться с такими нелепыми и пагубными заявлениями. Люди удивляются, почему нравы падают и все процветание стран оказывается миражем, но пора понять, что если человек не может жить без хлеба земного, то также не может он жить и без хлеба духовного, дающего утонченность чувств и мышления, через осознание Прекрасного и великих законов и тайн Природы. Но разве красота и высшие законы могут открыться умам, занятым снижением и уравнением своего сознания по массам!

* * *

Было бы прекрасно, если бы вы учредили и выработали в группах занятия по воспитанию мышления, которые состояли бы не в отвлеченной психологии, но в заложении практических основ развития наблюдательности, внимания, памяти, сосредоточения и так далее. Во всех древних школах Индии прежде всего требовалось развитие наблюдательности. В ученики принимались лишь те, кто уже обладал этим качеством в большей мере. Очень хорошо было бы учредить такие испытания наблюдательности или внимания. Это можно производить в самых обычных условиях и на самых простых предметах. Любой предмет может научить многому и явить всё различие наблюдательности в людях.

* * *

Так, можно утверждать, что преподавание Закона Божьего, без указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех народов, дает лишь ложное представление о духовной эволюции человечества и развивает чувство религиозной нетерпимости, этот страшный бич человечества, идущий вразрез с заветами всех основоположников существующих религий.Если восточная философия трудна для детского ума, зато светлые облики Великих Учителей и Святых, живописания и жизненные советы Их всегда найдут отклик в детском сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов.

* * *

Главное, нужно развивать, начиная от детского возраста, способности мышления. Именно, как Сказано: «Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о мышлении многие качества требуют развития – именно четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими». Мир Огненный Ч. III, § 429.

* * *

Также следует еще больше подчеркнуть значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования… Труд – венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания. Последствием будет твердость сознания.

* * *

Но, чтобы совсем не потеряться в этом лабиринте сложнейших и подчас как бы неразрешимых жизненных проблем, нам нужно, как путеводная нить, следующее правило: «Из двух зол бери наименьшее, из двух видов добра выбирай наибольшее».

* * *

Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая тягостная, и самая трудная.

* * *

Именно сейчас пришло время всем говорить о подвиге в жизни каждого дня.Все знания наши, без понимания подвига в жизни – ничто! Высшее знание открывается лишь устремленному к жизненному подвигу. Никакие отказы от жизни, никакие погружения в изучение оккультных наук не дадут высшего озарения, нисходящего лишь к тому, кто сердце и душу свою отдал на служение миру. Потому пусть ваш мантрам будет: «Подвиг в действенном служении миру». Также и своим ученикам твердите о подвиге! В наше грозное время нужны подвижники, нужны энтузиасты, нужны герои!

* * *

Я советовала бы вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же как и ясного представления; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения.

* * *

Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков. Так, лишь трансмутация энергий-чувств, или качества мыслей, выводит нас из заколдованного круга кармы. Потому будем повышать наши вибрации высокими эмоциями. Вот почему так важно воспитывать в детях устремление и любовь ко всему прекрасному.

* * *

Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Община. 43. Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношение всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно, единство нужно понять в космическом размахе.

Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня.

* * *

Мне бы очень хотелось, чтобы вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо, если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяет лучами Солнца в прану (жизненную энергию) и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания, и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно, нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию.

Удачна глава об устремлении. Хорошо бы еще больше связать эту устремленность с понятием подвига, вводя его в единый смысл жизни. Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может напитать наш дух и ускорить эволюцию. «Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен Облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим. Нужно без промедления дать такой материал». Община. § 234.

* * *

Напрасно удивляются многие появлением детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явлений посредников с тонким миром. Они помнят и о пребывании между жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям.

* * *

Вопрос религии очень важен. Можно сказать – краеуголен в грядущей эпохе сужденной духовности. Поэтому следует неотложно закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание насущнейшего вопроса. Само слово «религия» от латинского «religare» и означает «связь», именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры.

* * *

Прежде, чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится, для этого, прежде всего, нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости. При таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Учения Жизни – из них могут выйти носители нового сознания.

* * *

Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении ее в жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве новой эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней, женщина должна поднять свой голос и требовать одну программу для мужских и женских школ. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать этого истинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира, и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим, вместе с одним мыслителем и деятелем: «Всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться, а затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни».

Г-жа К. начала с детского сада, и это прекрасно, почему бы ей не продолжить и не искать единомышленников в своей стране для проведения в жизнь нового типа школ. Но молодежь талантливая любит все необычное, и жизнь в интернате может показаться им пресной. Со всякой уравниловкой могут примириться лишь самые бездарные. Кроме того, все особенно любят и ценят именно то, что далось с трудом и даже с некоторой опасностью. Вот почему все преследуемые и полузапрещенные общества всегда были гораздо успешнее в привлечении истинно ценных работников, нежели признанные и широко оповещенные организации. Так облегчения никогда не достигали цели.

* * *

Очень тронуты, что друзья не оставляют мысли о Пакте. Они понимают неотложную необходимость внедрять в сознание масс с детских лет ценность истинных сокровищ, без которых человечество обратится в дикарей.

* * *

Именно, крайне своевременно посылать сообща благие мысли, чтобы несколько обезвредить окружающую нас отравленную атмосферу. Всем сердцем сочувствую такому начинанию, и в подтверждение правильности его привожу параграф из новой книги: «Полезно советовать друзьям, чтобы они в определенный час обоюдно посылали добрые мысли. В таком действии будет не только укрепление доброжелательства, но и дезинфекция пространства, последнее весьма необходимо. Ядовитые эманации не только заражают человека, но и осаждаются на окружающих предметах… Добрые мысли будут лучшим очистителем окружающего. Утверждение посылок добра будет еще сильнее, нежели очистительные ароматы. Но следует приучаться к таким посылкам. Они могут не содержать определенных слов, только направляя доброе чувство. Так среди обычной жизни можно творить много добра. Каждая такая посылка, как молния очищающая». Братство. § 195.

* * *

Относительно психической энергии приведу слова из книги «Братство»: «Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую энергию и как познать полезность ее? Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность к проявлению сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган. Можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Также лишь в дружном общении можно получать плоды объединенной энергии. Но для этого необходимо понять, что есть согласие». Братство. § 290.

Так и советуйте вашим ученикам устремиться к улучшению качеств во всем, во всей жизни. Это будет лучшим накоплением психической энергии.

* * *

Но пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека, пока не будут осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека, и великое служение общему благу останется в пределах отвлеченности. Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через ужасы бедствий и катаклизмов, вызванных его же безумием. Именно, в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету.

* * *

Каждая обособленная, или взятая по отдельности, человеческая способность имеет значение не абсолютное, но относительное. Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом – явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия, или гармонии, всех способностей и чувств человека. Бедствие нашего времени именно и заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем. Если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но, опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония

* * *

Возражатель не понимает, что Учение Духа, или Учение Живой Этики, есть лучший панцирь для тела. Но даже современные врачи, например французский врач и биолог Г. Лаховский в своем труде «Как достичь бессмертия?» путем научных доказательств приходит к выводу, что все моральные учения имеют именно чисто биологическую основу. Отсюда его совет: «Не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, не раздражайтесь и будьте добрыми и оптимистичными, и тогда доживете до глубокой старости».

* * *

Много пользы могут принести задушевные беседы перед художественными произведениями. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность. Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н.К. в своих санаториях для нервнобольных. Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно полагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклика в утонченном сознании, отвечающем на высшие вибрации. Грубый спорт, вроде состязания борцов, кулачных боев и грубейшие игры, лишенные красоты, как например футбол и т.д. способствуют лишь огрублению нравов. Красота такой мощи мысли и творчества забыты, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы.

* * *

Правильно заботиться о действиях, ибо в каждом действии уже заложена новая возможность. Народная пословица: «Под лежачий камень вода не течет» – прекрасно выражает оккультную истину: «В движении жизнь, а прекращение его – смерть». Психическая, или жизнедательная энергия развивается и нарастает только при постоянном и ритмическом применении ее, но судорожные проявления ее ни к чему не приводят и даже губительны. Вот почему все занятые и деятельные люди очень выносливы и долговечны. Потому не будем опасаться нагруженности, но постараемся соблюдать известный ритм и обретем спокойствие во всех действиях наших. Сотрудничество значительно облегчит принятую ношу, вы знаете, в какой прогрессии нарастает сила согласных энергий.

* * *

Все, что вы пишете, подтверждает тяжкое положение мира в наш черный век. Снова и снова лучшие представители человечества должны пережить трагедию вековой борьбы всего прогрессивного и жизненного против отживающих и мертвых понятий, которыми полно сознание большинства. Борьба эта приняла, как мы видим, уже планетарные размеры и ведется во всех областях, на всех поприщах жизни, но все же сторонники Света и прогресса множатся, и каждая новая идея или открытие уже быстрее находит признание, нежели в те времена, когда наиболее насущные для человечества открытия из-за невежества откладывались иногда на сотни лет. Путь благодетелей и просветителей человечества тернист, и это нельзя забывать. Потому так важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа своевременно принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Забота о расширении сознания и соответствующем кругозоре должна стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных восстаний и войн. Широкий всеохватывающий ум следует ритму космической необходимости, другими словами, эволюции, потому он приветствует каждую новую веху, появляющуюся в той или иной области жизни страны. Он не пройдет мимо, ибо знает, что каждая веха может открыть новые горизонты великого Знания, которое верховно главенствует во всей Вселенной. Так будем приветствовать и следовать эволюции, которая в изумительной последовательности раскрывает перед нами все новые грани Знания беспредельного…

Просвещение и воспитание народа есть самая важная, самая насущная и неотложная задача каждой страны. Постоянно следует это иметь в виду. Никакие губительные революции, никакие эксцессы невозможны там, где народ осознал свое назначение в мироздании, свою ответственность и ясно видит смысл своего жизненного подвига. Только расширенный кругозор может исключить не только саморазрушительный застой, но всякий фанатизм, будь то религиозный или революционный, и укажет планомерный путь эволюции. Помните, как и Христос учил о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши. Конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании, Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо.

* * *

Самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором жиздется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое, и притом крайне убогое, внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. А в англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

Следует немедленно приступить к организации детских садов и клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и семьях.

По истории мы знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства: творите героев. Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена в самых простых формах, и таким образом приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, где сами дети исполняют роль героев. Дети могли бы на своих собраниях носить имя избранного ими героя. Полезны занятия и искусством, и самым прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы, и все занятия, требующие объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и увиденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления.

Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости, или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережливость к окружающим и т.д. Ведение такого дневника с целью самоанализа очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.

Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы являться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если бы проанализировать мышление таких преступников, оказалось бы лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!

Программа воспитания так широка, как и сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Мы накануне нового подхода т переустройства всего школьного образования. Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.

Приведу одну Беседу: ««Вы знаете, насколько западает слово в детском сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминаний, Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к детям, как ко взрослым, он был прав, ибо когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним, как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может быть, дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось». Надземное. § 172.

Так и это знание осторожными касаниями будет входить в сознание подрастающего поколения. Именно, работа по расширению сознания без конца. Радостно видеть, как уже много сердец откликается на забытые истины.

* * *

Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и его подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших предрассудков и привычек, ставших обычаями… Считаю самыми страшными явлениями всемирное увлечение роскошью и чудовищный рост ее неотъемлемой спутницы – пошлости, которая уже возложила на себя всякие «королевские диадемы». Червь пошлости опасен своею ничтожностью, легко и незаметно проникая всюду, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань.

* * *

Именно человек призван к мировому строительству посреди хаоса и должен воспитывать в себе мужество вечного дозора и участия в космической битве, неустанно происходящей вокруг него. Если он не хочет, чтобы его не затопили волны хаоса, он должен быть всегда готов противостоять всякому злу. Мы не можем стать непротивленцами злу, не став в то же время предателями всего человечества. Долг каждого духовно развитого сознания всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло. Как было сказано одним Великим Учителем: «Каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле, он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновении этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычей одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком. Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником Сил Беспредельных». Надземное. § 161.

* * *

«Даже и в трудные дни вы знаете, что сила проистекает из радости. Давно говорил, что радость есть особая мудрость. Именно так, ибо радость нужно заметить, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидать радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто никогда и не сказал людям о вреде уныния». Надземное. § 231.

«Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали спое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие».Надземное. § 231.

* * *

Именно, как говорит Пирогов: «Следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию», – и в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово – «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание, прежде всего, касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае преподается этика кулачных бойцов.

* * *

Итак, устремляйтесь к самому большему, ибо назначившие себе малый круг называются обреченными, и все возможности для них пройдут тем же радиусом. Каждое ограниченное сознание привлекает энергии несовершенные или малые возможности, и, если Кармически орбита духа даже и захватит большую возможность, все же малое сознание умудрится построить из нее скворешник. Только сознание, обнимающее мир в широких действиях, может стать сотрудником Космоса или Великих Братьев человечества.

Источник: Елена Рерих. Путями духа. Москва. «Сфера». 1999 г.

Источник:  Грани Сердца

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий