Главная » соизмеримость, ХРОНИКИ, ЧАСТНОСТИ » Учение Духа и деятельность организованных сообществ. Грань соизмеримости. М.В. Гореликова, А.В. Василевский

81 просмотров
Н.К. Рерих «Сергиева Пустынь»

Н.К. Рерих «Сергиева Пустынь»

«Итак, к кому бы ни пришёл ты из тех, торжественное приветствие коих
потрясает воздух, ты должен знать, хотя бы и увидал занятые громадными
сборищами улицы и пути, стеснённые туда и сюда бродящими толпами,
что ты, однако, приходишь в место, наполненное людьми, но лишённое
друзей».
Л.А. Сенека. «О благодеяниях»

«Положите в основу единения
устремление к знанию, не знающему
человеческих разграничений…»
Е.И. Рерих

Область Учения беспредельна. Учение Агни Йоги – Океан Знания безграничного, простирающегося в глубины материи и духа.

Красота Учения способна очистить жизнь человечества, оздоровить планету. Но принять Учение нужно во всей глубине, понимая всю несказуемость высшей мысли.

Идеи и знания Учения не могут быть сведены ни к какой из известных форм познания. Стремящиеся к познанию Учения и просвещению должны осознавать, что свет духа и мысли высокой не вместим в привычные формулировки и требует тонкости мышления и действия.

«Можно видеть, как бережно нужно давать Учение. Мало кто примет его как оно есть, но непременно присоединит к нему свои привычки и особенности, вместо того чтобы принять всё только, как сказано» (Е.И. Рерих «Листы Дневника» 1933 г., с. 525).

При этом Учение широко обращено к сознанию человечества, как не бывало прежде, и призывает к срочному осознанию тонкости процессов жизни, основанных на сотрудничестве энергий. Особенность Учения Новой Эпохи – его обращённость к огненному потенциалу сознания каждого человека, открытого познанию.

Учение явлено из Высших Планов Мысли и Духа, и акцентирует пространственность процесса мысленного сотрудничества, составляющего всю сущность бытия.

Обновлённое понимание Культуры основано на изучении свойств Огня и как вездесущей Стихии, наполняющей Пространство, и как энергии мысли, и как тонких энергий, сконцентрированных в высоких формах творчества земного и Надземного.

Основа культуры в Новой Эпохе – осознание психической энергии, её проявления во всей широте жизни.

Объединения людей ради Познания, не ограниченного никакими условиями, и на основе взаимодоверия, представляют собой явления Новой Эпохи. Новая Эпоха Огня входит явлениями чуткости, утончённости, бережностью к тонким энергиям – во всём. Каждый может обрести благо Учения и нести его в жизнь, в меру своих возможностей проникая в глубины Знания и озаряясь светом Сознания Высшего.

Учение Духа живёт и распространяется свободно, фокусируясь в сознании людей, утверждаясь на основе сотрудничества Планов Бытия, поддерживаемого токами Светил. Закон свободы мысли и свободы духа постигается человечеством Новой Эпохи как основа всего бытия.

Чувство красоты – главный ориентир, критерий правильности действий. Чуткость к красоте – основа соизмеримости.

Эпоха уходящая демонстрирует «тяжёлую поступь» человечества, чуждого тонкости восприятий, склонного к активности более внешней, чем внутренней, проявляющего зависимость от чужой воли, привязанность мысли к словесным формулировкам, упрощённость представлений о путях ко Благу, склонность передавать ответственность, а также питать иллюзии о том, что можно внешней волею направить процессы познания и влиять на мировоззрение масс (методами внешней убедительности привлечь внимание к познанию тонкому, считать мерой успешности проектов их массовость, а мерой продвижения прогрессивных знаний степень их признания научным или социальным истеблишментом).

Живая Этика призывает человечество к принятию ответственности. Объясняя при этом, что чувство ответственности духовно, сокровенно и соответствует уровню эволюции каждого человека. Закон духовной ответственности, как и закон Иерархии, не проецируется на физический план непосредственно.

Область духа – область свободы человеческой воли. Всякое волевое утверждение в жизни иерархических явлений, ступеней, как и призывы к коллективной ответственности и коллективным действиям от имени Иерархии Света, демонстрируют грубость представлений о сотрудничестве и недостаток знаний о Бытии.

Истины Учения воплощаются в Мире в прямом соответствии со степенью глубины человеческого духа и мысли, и в соответствии с проявленным духовным стремлением людей к знанию, но отнюдь не по мере массовости, и независимо от степени влиятельности организаций и личностей, ретранслирующих идеи Учения.

Бесконечное разнообразие уровней развития людей, как и индивидуальных качеств, даёт бесконечное многообразие проявлений творческой и созидательной активности. В этом многообразии – благо возможностей развития, нарастания культуры в обществе.

Область созидательных возможностей внешних организованных сообществ на основе идей Учения ограничена как разницей уровней сознаний людей, составляющих группы, так и достигнутым уровнем развития общества и государства. Организация, будь то общественная или научная, не является фокусом света Учения. Деятельность организации всегда косвена по отношению к Учению. Можно сказать, что уровень культуры сообщества людей проявляется как найденная соизмеримость между индивидуальными трудами духа и мысли и деятельностью коллектива во внешнем мире.

Созидательность коллективной деятельности – наиболее трудно обретаемое качество в сегодняшнем мире, отсюда – целесообразность небольших групп сотрудников.

Культура деятельности общественной организации в области просвещения проявляется как понимание той тонкой грани жизни, за которой работа мысли и духа очерчивает линии сотрудничества незримого и помогает избегать действий ненужных, поверхностных или вредных в силу несоизмеримости их.

Тонкость – в действиях, в мышлении, в понимании явлений жизни – знак Эпохи Огненной. Подобно Солнцу, Учение Духа насыщает жизненностью человеческий дух и разум. Искры Огня Учения пробуждают дух человеческий на всём пространстве планеты. Истинно, сказано о неисповедимости путей духа.

Горе, когда люди начинают думать, что от их организованных действий зависят возможности распространения Света Учения.

В это же время сотрудничество в познании необходимо самое широкое, в просвещении о значении культуры, её утончённом понимании – на основе знаний о психической энергии. Сама жизнь человечества сегодня зависит от познания энергий тонких – Огня.

Эпоха уходящая дала множество примеров профанации ценностей культурной деятельности по причине того, что создание коллективов людей, организаций часто является первичным по отношению к предмету их будущей деятельности.

Область коллективного труда в области Культуры, защиты её ценностей, предполагает решения конкретных задач, решение которых широко служит Общему Благу. Современный деятель культуры вдохновляется идеями Учения Живой Этики, дающего новое, более тонкое понимание культуры на основе знаний о психической энергии. Решение задач культуры в современной жизни опирается на сотрудничество всех сил Блага.

Культура, как и Учение Живой Этики, в сущности своей противостоит всем проявлениям сектантства. Поэтому задачи культурных сообществ ставятся так, чтобы создать возможности сотрудничества людей разных способностей. Но имя Н. Рериха, Е. Рерих, взятое обществом или клубом, обязывает такой коллектив к более глубоким трудам познания и творчества, значительно отличающимся от обычной качественной, но узкопрофессиональной деятельности.

Ни одно великое Учение не предполагало массовых организаций непосредственно на основе Учения. Не предполагало структур с выстроенной внешней иерархией. Иерархия духа и сознания – закон, обеспечивающий восхождение духа. Сокровенно явление внутренней иерархии. Ученик знает Учителя. Но никогда явление духовной Иерархии не проецируется на внешнюю структуру.

Небольшие группы гармоничных сознаний, изучающих Учение, и общественная организация, направленная на решение общекультурных задач – принципиально разные образования. Первое устремлено к познанию Учения и несёт ответственность лишь духовно – за качество мысли. Второе (организация) не имеет права брать на себя право представительства от имени Учения. Организация широко открыта сотрудничеству и объединяет всех людей доброй воли в общем деле продвижения ценностей культуры и прогрессивного знания в обществе.

Как только организация формирует кредо на основе обобщения идей Учения и образует свою иерархию, начиная процесс формирования «партии» или «церкви», она постепенно становится в своих проявлениях именно антиподом Учения Света.

Все образования на основе Учения, встраивающиеся в общественно-политическую структуру общества: церкви, партии, структурированные Движения, всегда, раньше или позже, приводят к дискредитации лучших идей Учения, именем которого они образовывались.

Непосредственная проекция духовных истин на план внешнего действия невозможна, зато открывает путь подменам. Так создаются образования, противостоящие и продвижению мысли, и глубине знания, и свободе духа.

Так не случайным, но закономерным следствием внедрения организационных принципов в область работы с Учением являются столь частые примеры затушёвывания духовной сущности Живой Этики, стремления скрыть глубину, проявляемые организациями, носящими имя Рериха, как и организованными научными сообществами, ориентированными на признание в официальных кругах.

(Боязнь глубины знания, попытки оградить доступ к архивным Записям Е.И. Рерих, утверждения о том, что для внесения Учения в жизнь необходимы вердикты научных групп или авторитетных личностей, высказываемые представителями общностей, – один из примеров связанности мышления, обусловленной стремлением такой общности к внешней респектабельности).

Особенность Нового Учения о Духе – не только небывалая глубина открытого человечеству знания о человеке, о Вселенной и её Создателях, об оплоте Иерархии на Земле, но и его Пространственность – непрерывность излучения Мысли Высшей и обращённость непосредственно к духу и сознанию людей. Учение Новой Эпохи – живая пульсация огня Мысли Пространственной. Ярким примером несоизмеримости в отношении Учения являются частые факты того, что отношение к Учению выражается «резолюциями» – съездов и собраний, конференций. Причина тому – недостаток чуткости организаторов и участников, не понимающих, насколько отдалены друг от друга План Мысли Учения и план задач, который ставят перед собой такие собрания (общественные, культурные, научные).

Массовость в Эпохе уходящей прочно связана с явлением профанации высоких истин и дискредитации их в обществе по причине малокультурного поведения представителей некоторых организаций. В современном мире организация, провозглашающая в качестве своего кредо избранный комплекс идей Учения, адаптированный к современности, выдвигающая своих лидеров в качестве представителей Учения в обществе и государстве, является «классическим» примером вредоносных подмен и создания в своём лоне питательной среды для роста честолюбия и своекорыстия для одних и безответственности и иллюзий для других.

Задачи развития духа, задачи познания, стоящие перед человечеством, требуют новых, более тонких и разнообразных форм сотрудничества. Пусть общность целей и ценностей будет лишь возможностью объединить труды везде, где это возможно, и пусть каждый проявит все способности творчества. Разнообразие действий и путей – условие наибольшей реализации светлых возможностей.

Стучащийся Огонь и Знание требует «сосудов» отнюдь не в виде «ответственных» организаций, но людей и сообществ, способных к свободному познанию. Имя Н.К. Рериха, в 20-м веке сфокусировавшее идеи общественного созидания на основе тонко понимаемой миссии культуры, даёт возможность объединить всех, кто понимает срочность знания о Незримости, для кого не абстрактны понятия энергий мысли и красоты.

В статье «Женщинам» Н.К. Рерих приводит прекрасные слова Е.И. Рерих об основе общественного объединения: «...Красота заключается в разнообразии. Дайте всем общую основу устремления к Общему Благу. Ведь самая широкая кооперация начертана на Знамени Владыки. Его купол вмещает всё и всех. Явим самую широкую терпимость...» (из письма Е.И. Рерих к М. Германовой).

Последователи Учения и многие, кто интересуется Новым знанием, ощущая духовную ответственность за будущее, что естественно, особенно в России, должны понимать сложность жизни, чувствовать энергии мысли и не допускать упрощённых подходов в вопросах Учения. Недавно прошедший в Новосибирске съезд ярко продемонстрировал, как привычка людей уповать на авторитет собраний, способствует осуществлению подмен явлений действительного Блага групповыми интересами (ещё раз повторилась глупость о «преемственности» Учения в отношении существующих научно-философских систем, в очередной раз зафиксировалось название «философия космической реальности» – вместо Авторского названия Учения Живой Этики, Агни Йоги). Так, по одобрению «большинства», в Эпохе Уходящей закрепляются формулы, искажающие Истину и ставящие ограничения мысли.

Ещё пример. «Защита Наследия Рерихов» и защита собственности Организации до сих пор многими мыслится как единая общая задача. Движение Культуры, носящее имя Рериха, может и должно защищать разрушаемые ценности культуры, контролировать сохранность и доступность сокровищ мысли и творчества. Наследие великой семьи, переданное в Россию, принадлежащее российскому народу, охраняется отнюдь не борьбой за право собственности.

И хотя так ярко ведёт себя одна и та же дискредитировавшая себя организация, многократно проявив своекорыстие под маской защиты «Имён» и идей (чего стоит чудовищное закрепление в виде «торгового знака» великого Символа Триединства на Знамени Мира!), всё же тенденция существует и коренится в вечном желании человеческой самости «приватизировать» нечто, относящееся ко Благу Общему.

Действительно требует охраны в современном мире – область высокой мысли и область красоты – от посягательств своекорыстной человеческой воли, чем бы ни прикрывалась. Область высоких идей и формы человеческой земной деятельности ещё не скоро смогут стать нераздельным явлением воли в человечестве. К этому достижению человечество идёт, постепенно преодолевая привычки поверхностного земного мышления и самости. – Идёт именно путём утончения, то есть Культурою, как, утверждая начало массового освоения человечеством тонких энергий, учит Живая Этика.

Прекрасная цельность духа, сознания и действия станет достижением многих лишь в человечестве Эпохи Духа в её расцвете.

Эпоха уходящая явила множество примеров искажения лучших идей и сокрытия самой сути Учения (имеется в виду, что все явления великих Учений и откровений высшего Знания являются по сути единым Учением Иерархии Света) – именно в результате создания внешних организаций непосредственно на идейной основе Учения. Так рождаются обездушенные идеологии, так вместо критериев духовности утверждаются критерии внешней респектабельности, вместо методов сотрудничества – методы властного давления. (О таком явлении подмены писала Е.П. Блаватская, когда изобличала удалённость от Учения Христа христианской церкви, выражающуюся в том числе в применении «полицейских» методов решения идейных разногласий. Е.П. Блаватская называла такую подмену целей Учения целями организации «церквианством»).

Любая организация своей борьбой за существование и отстаивание своих прав и позиций в мире, в которую она вынуждена включаться самим своим появлением, теряет право являться непосредственным проводником Истин Учения, тем более являться «представителем» Учения – слишком далеки друг от друга вибрации идей Учения от задач, которые может и должна решать в мире любая, самая благопристойная организация.

Именно по этой причине на знамёна политических партий и широких общественных движений следует ставить ближайшие доступные задачи Общего Блага, а не возвышенные идеи духа. Понятие Культура выдвинуто именно как фокус объединения многих сознаний. Культура синтезирует в себе все наиболее насущные задачи развития человечества.

Непонимание соизмеримости между идеями Блага и задачами на пути к этому Благу рождает споры и крайности в вопросах жизненного строительства, в том числе в и вопросах политики, и в задачах современной науки, и в задачах общественного сотрудничества.

Так, к вопросу о соизмеримости, политика в её сегодняшнем виде не даёт возможностей непосредственной прямой реализации идеи общинности, например, так же как наука не примет в чистом виде способ обретения знания посредством высших центров. (Между таким знанием и фактом принятия наукою сегодня необходим ряд планомерных исследований и опытов в области, подсказанной духознанием. – Именно такой предполагалась помощь Е.И. Рерих талантливым учёным России).

В политике последователям Учения участвовать можно и нужно (тем, кто чувствует в этом свои задачи). Но не непосредственно «от имени» Учения Живой Этики, а проявив находчивость и талант, чтобы, вдохновляясь Учением, находить соизмеримые действия, лозунги, объединяющие самых разных людей в ближайших целях улучшения жизни и достижения большей степени
справедливости и гуманизма в государстве.

Примеры соизмеримых политических действий дал Н.К. Рерих – рядом шагов по проведению Пакта Мира (Пакта Культуры), ставшего началом объединения многих миролюбивых инициатив на планете, созданием Международной Ассоциации Культуры – Лиги Культуры.

В области действия теоретического человек мыслью своей создаёт мосты, которыми соединяются план идей и план действий. Статьи Н.К. Рериха – пример того, как высокие идеи Живой Этики выявляются в осмыслении самых широких вопросов и задач жизни.

Задача идей – вдохновлять и порождать формы созидания, освещать пути.

И эта задача – область мыслетворчества, а не организованных внешних действий сегодня, и ещё долгое время. Когда массы, наполняющие организации и сообщества, носящие великие имена, начинают ощущать групповую ответственность за идеи, рождаются упрощённые идеологии, противостоящие Истине, чуждые Красоте.

Именно неумение находить соизмеримость между идеей и её осуществлением рождает кощунства, разрушения и предательство (отнюдь не явления разнообразия мысли и разнообразия пониманий истин).

Истины духа утверждаются путём духа. Сказавший: «Миром правят Идеи» утвердил истину о главенстве тонкого над плотным. Законы вибраций, или тонких энергий, находящиеся в основе всего происходящего с человечеством и «вокруг» него, раскрывает Учение Живой Этики. И на основе знания о тонких энергиях человечество заново обретает «ключ» Культуры.

Солнце Учения… Свет Духа, Свет глубочайшего знания. Книги Учения, живопись Рериха – дары Мира Высшего земле. Подходите, люди, берите, учитесь…

Но что это за пыль, мешает подойти многим людям, отвращает грубостью?

Это воля самонадеянная людская, самоназначенная быть представителями Нового Мира, пытается взять на себя все задачи построения Нового Мира, возлагая на сообщества ответственность за проведение идей Учения, забывая о соизмеримости. Хотя проста и стара истина: «Клобук не делает монахом».

Но кто же назначил их, кто уполномочил? – Самоявленная иерархия земная.

…Люди собираются в группы – изучать, исследовать – благо вам. Знания несущие в мир – благо вам.

Но вот кто-то решает организовать всё многообразие человеческих интересов и стремлений, вдохновлённое Великим Учением. Вот уже желают «направить» по своим представлениям о благе и истине, а кто-то и возглавить.

Какое характерное явление Эпохи Тёмной: организации вместо общностей, идеологии вместо идей, церкви – вместо Учения.

«Движение» – проявление интереса к идеям и стремления просветительской деятельности. Часто поверхностной, часто вместо познания, порождая соревнование, часто «просвещение» других ставя впереди самопросвещения. Но Движение как рост интереса к Живой Этике, Агни Йоге и творчеству семьи Рерих как выражению Нового знания – реальность жизни, свобода проявления воли и мысли. Качество этого Движения – это суммарное качество множества сознаний. Качество этого потока жизни растёт по мере знания, по мере углубления мысли и развития истинного сотрудничества. Но все попытки организовать этот поток жизни человеческих сознаний искусственны, противостоят Жизни в её неисповедимых движениях возможностей, в несказуемом сочетании энергий сознаний и тонкости космических воздействий и ритмов.

…Свет Мира Нового уже сияет над истерзанной планетой. Среди бурлящих Стихий и под знаками грядущих катаклизмов, вопреки трудностям человеческого взаимопонимания, нарастает сознание ценности тонких энергий.

Сознание Мира Нового входит в свои права незримо, как в тиши сосредоточенного мышления, так и в борьбе за человеческое полноправие, как в лабораторном исследовании, так и в общественных протестах против всех форм мучительства людей.

Мир Новый сияет искрами вдохновений, доносящих свет Надземного Мира.

Мир Новый утверждается во всех явлениях истинной общинности, когда общие задачи познания или строительства жизни объединяют самые разнообразные силы и способности людей, объединяя энергии Мира физического и Мира Тонкого, озаряясь искрами Мира Высшего.

Мир Новый озаряет жизнь человечества в той мере, в которой мысль земная достигает созвучия с Мыслью Надземной, в той мере, в которой действия земные созвучны напряжению Мысли Пространственной.

Будущее близко настолько, насколько освобождена воля человеческая и рассеяны облака страхов и предрассудков земных.

Свет Мира Нового там, где ищут свет мысли, там, где, не озираясь на земные авторитеты устремляются к Знанию, там, где вопреки общепринятым суждениям, ставят заслоны перед грубостью и ложью, защищая тонкую вибрацию Красоты, с трудом преодолевающую грубость чувств людских.

Мир Новый входит вместе с осознанием силы мысли и исследованиями возможностей психической энергии, или духа человеческого.

Мир Новый радует продвижением знаний о Космосе и нахождением взаимовлияний между событиями Земными и космическими.

Не стоит обольщаться мыслью о своём авангардном положении в строительстве Мира сотрудникам организаций, носящих великие имена. Свет Нового Мира сияет мыслью безмолвной. Как необходимы и прекрасны музеи, но не обязательно под куполами музеев вибрирует мысль Блага. Область мысли – Пространство.

Над всеми просвещёнными трудами истинного Блага развевается великое Знамя Новой Эпохи с символом Единства Бытия, зовущим дух человеческий к познанию Беспредельности. Символ на Знамени, древнейший и до поры сокровенный – это Дар Великого Братства человечеству Новой Эпохи, любящему Свет.

Знамя Культуры, поднятое в ознаменование начала Эпохи сотрудничества и познания сил духа, акцентирует задачу утончения вибраций психической энергии и мысли как непременного условия продвижения.

Знамя Культуры – зримое утверждение идеи охранения всех достигнутых явлений утончённости как опоры в продвижении к более глубокому постижению Действительности.

Что же необходимо людям для продвижения, в понимании путей Блага на Земле? Необходимо Знание. Учение Живой Этики – Учение о Всенаполняющей Огненной Мощи. Необходима готовность к сотрудничеству самому широкому и непредвзятому в исследовании тонких энергий.

Необходима свобода мысли и духа – как условие углубления знаний. На этих основах обновления человечество проходит вперёд, истинно, как «между Сциллой и Харибдой», находя узкую тропу в Будущее – между натисками Стихий и скоплениями грубых энергий человеческих, умножающих хаос, вызывающих катастрофы и порождающих новые болезни.

…Даже Будда, даже Христос в века, когда давление невежества масс было много мощнее сегодняшнего, а условия государства более агрессивны в отношении новых идей, не возлагали ответственность за Учение на организованные коллективы последователей. Учение Света всегда направлено широко в жизнь, в расчете на восприимчивые сознания, где бы ни находились – «на перекрёстке» путей. (Последователи Учения объединялись в общины ради средоточия духовной силы. Явления монастырей выросли из идеи концентрирования духовной энергии и опытов общины духа).

В первые годы появления Учения Живой Этики сотрудники Е. Рерих и Н. Рериха организовали учреждения с конкретными целями. Большая часть Обществ имели целью своей продвижение Пакта Культуры. Главным смыслом первых групп была публикация Книг и продвижение Пакта Мира. Рижское Общество, называвшее себя «Обществом друзей Музея Рериха» занималось изучением Учения, включая вопросы психической энергии, что очень поощряла Е.И. Рерих.

Организационная деятельность, изучаемая современной психологией в разнообразии аспектов, связана со стремлением достижения определённого качественного результата. И целесообразна лишь в отношении внешних целей деятельности.

Важно понимать, что любая внешняя деятельность является косвенной в отношении Учения.(Сегодня даже в отношении издания Учения встаёт вопрос тонкости – культуры. Так право на издание комментариев к великим Первоисточникам под одним с ними переплётом регулируется уровнем культуры в обществе. Чем выше культура духа в обществе, тем выше запрос на издания Первоисточников Учения во всей полноте, без купюр и комментариев. Культурный читатель ищет Первоисточники)

Сегодня, увы, именно от организаций, именующих себя «Рериховскими», исходит стремление скрыть глубину Учения. Стремление к респектабельности диктует постоянное умаление Учения, именно боязнь оказаться отвергнутыми диктует утверждения об опасности публикации архивных Записей Е. Рерих (к слову, ею самой избранно переписанных и перепечатанных).

Множество людей, почувствовавших Свет и Красоту Учения Огня, вдохновлённых красотою творчества Н. Рериха, загорелись желанием «поделиться» с Миром, Е.И. Рерих неоднократно писала об этом явлении, как о закономерном на начальных этапах духовного развития. Малое знание многих простодушных людей дало возможность личностям с организаторскими потребностями и сильной волею проявляться в качестве лидеров общественных объединений, часто объединяя при этом понятия «организаторство» и «учительство».

…Единицы, десятки, сотни, тысячи будут продвигаться в Знании, поднимая вибрации Мира. Множества будут вовлечены в созидательный очищенный труд – но отнюдь не пропагандистскими акциями, не идеологическим давлением, но магнетизмом психической энергии людей, нашедших путь духа и дела в условиях текущей жизни.

Организация, даже самая небольшая и гармоничная по составу участников – всего лишь самое упрощённое явление сотрудничества, и только в том случае, если имеется реалистичная цель, имеющая отношение к действительному улучшению жизни людей и обеспечению действительных потребностей людей.

Желающие приложить силы ради Блага должны объединить свои силы в тех направлениях, где есть фокусы чистых энергий – политически, научно, художественно, просветительски. И это не обязательно читающие Учение, и совсем не обязательно – под крышей музея Рериха. Истинный труженик в духе вопрошает о приложении накопленных сил. И труд каждому будет найден. Но как часто шумное пустодействие, прикрываясь Знамёнами и высокими словами, творит плотную пелену тумана, строя незримые преграды между устремившимися сознаниями новых ищущих и Учением Огня.

Потребность людей в объединениях по интересам и задачам общего труда не должна приводить к созданию структур, подобных партиям или новым видам церквей. Но именно так выглядит деятельность и стиль общения с Миром у многих людей, считающих себя последователями Учения или приверженцами концепции культуры Н. Рериха. Хотя именно концепция Рериха, основанная на идеях Живой Этики, утверждает задачу развития мысли и воспитания вкуса – применительно к субъекту развития, а не к другим. Но организационная активность «по определению» направлена на внешние объекты. Учение не только не изучается во многих таких группах, но сознательно выводится за рамки интересов, благо некоторые самовозвеличенные лидеры «организационного» подхода к Учению Духа закрепили в сознаниях своих приверженцев множество удобных для себя клише. В духе: «Знания Учения – Будущему, исследования психической энергии – достойным», «несение Учения в жизнь – учёным, и т.п. удобные формулы привычной обыденности мышления. Подобные утверждения исходили в основном из известного центра, закономерно утратившего свою влиятельность, но множество людей внутренне согласны с позициями удобной ничтожности мысли, освобождающими от ответственности и при этом предоставляющими возможности тешить самолюбие мыслью об эволюционной значимости вполне обыденных действий, только потому, что они совершаются под великим именем, знаменем или в стенах музея.

«Движение», по официальному определению, – понятие, условно объединяющее множество разрозненных групп, клубов, сообществ, личностей. Но по сути, воля и желания множества людей проявлены как желание некой целостности, узаконенной общности, имеющей влияние в обществе и государстве. В силу тех же материалистических иллюзий: людям кажется, что они защищены и усилены именно в некоем структурированном объединении – организации.

Истинно, так проявляется психология уходящего мира – мира материалистических иллюзий, вечно строящих «колоссов на глиняных ногах», в виде «ответственных» сообществ – и тем вскармливающих монстров, которые под знамёнами Света раньше или позже начинают попирать всё наиболее ценное.

Общность – явление естественное, складывающееся в силу магнетизма идей и родственности устремлений. Общность и община – закономерности жизни, живой поток бытия создаёт общности из близких духов, устремлённых к единым магнитам.

Антипод общности – организация – явление достаточно искусственное. Степень общественного блага определяет степень необходимости образования организаций.

Жизнь – сложна. Истина – Огонь тонкий. Высшие качества достигаются высшими и тонкими подходами.

…Ветер надувает паруса. Мчится корабль. На мачтах сидят чайки. Как громки их форумы, наверное, обсуждают меру своей ответственности за путь корабля, или за состояние людей – пассажиров… Но никто не сказал им, что их крики, гомон и представления о своей важности на корабле не выдержат одного поворота Руля… Порыв ветра – и чайки разлетелись с гомоном в разные стороны… Корабль стремительно набирает скорость. Что же сделали чайки? Следы оставили… на белоснежных полотнищах парусов. Как жаль, что иные интересы не увели их раньше, паруса сохранили бы белизну…

На недавнем съезде организаций, носящих имя Рериха, «защитники» оставили свои автографы непосредственно на полотнище Знамени Мира.

Эта инициатива из той же организации, которая украсила холл Музея Рериха чудовищной скульптурой в виде пирамид из голов великих людей. Безвкусие кульминировало в чудовищной инициативе. Но не всегда безвкусие одних рождает массовые явления кощунства, но только тогда, когда ответственность передана организации – «по иерархии».

…Великая Россия, в Богоизбранности твоей, в потенциале твоём не сомневаются ни те, кто уповает на твою великую силу, ни те, кто боится её. Борись, познавай, стремись – живой жизнью живи. Свет Будущего – над тобою. Воздух твой наполнен напряжениями токов могучих. Оставь привязанности к упрощённым решениям жизни, одухотвори твою прекрасную способность к объединению людскому – основу будущих общин Знания. Учение дано твоим людям, Россия, – искренним, сердечным, способным к дерзанию. Оставь привычку неверия в свои силы, привычку вечно передавать ответственность самоуверенным и властолюбивым, привычку уповать на массовость в искании справедливости и красоты. – Время тонкости пришло, время глубины.

Красоты Зов слушай. Мощно звучит он над просторами твоими, над головами людей твоих, Россия.

Март 2020 г.

Источник:  Альманах «ЛАДЬЯ» № 9, 2020 г.

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий