Выражаю благодарность за помощь в издании книги Зиле и Андрею Бачуриным, Марии и Андрею Величко,Ольге Федосовой и Владимиру Тихонову, а также главному редактору Наталье Тоотс
Величко Е. М
Книга «Учась у тишины» – это автобиографический рассказ о жизни, в которой отразились, как в зеркале, все события нелегкого XX века. Е. М. Величко прошла через многие испытания и, закалившись в их преодолении, сумела состояться как личность, стать примером для подражания и даже… восхищения. Судьбой ей были уготованы встречи со многими известными людьми и, прежде всего, Рерихами. Поклонницей их творчества, коллекционером она стала в 50-х годах прошлого века, а в 60-е, после приезда в Россию Ю. Н. Рериха, с которым была близко знакома, окончательно изменилось и её мировоззрение. Книга адресована в первую очередь тем, кто ещё в начале своего жизненного пути, кому советы «от Евгении Величко», возможно, помогут строить и свою жизнь.
С любовью и благодарностью
посвящаю своим детям и внукам
Оглавление
От автора (5)
Три взгляда на одну жизнь (7)
«Мудрее всех мудрецов… » (7)
Движение – это жизнь (9)
Искусство жить (10)
Учась у тишины (12)
Безмятежное детство (12)
С «волчьим» паспортом в руках (15)
Грянул 1941 год… (17)
Рядом с доктором Мухиным (19)
Когда в нашу жизнь вошли Рерихи (25)
Сокровенные мысли вслух (38)
Второе замужество. Дети (48)
Встречи… (55)
Моя Россия (58)
***
Когда в нашу жизнь вошли Рерихи
О, Господи, какая тишина!
В ней тонут наши домыслы и сны.
И добывают истину со дна
Вот этой бесконечной тишины.
З. Миркина
Дружеские связи установились у нашей семьи с художниками Н. Жуковым (автором Ленинианы), А. Герасимовым, И. Грабарем, В. Афиногеновым, А. Горским, Г. Кабардиным, В. Перельманом, с писателями С. Баруздиным, И. Андрониковым, Л. Леоновым, С. Маршаком, с пианистом А. Гольденвейзером.
И не случайно мы с мужем в своих философских исканиях вышли на наследие Н. К. Рериха. Поначалу нас тронула гуманистическая направленность взглядов художника и мыслителя. Позже укрепилось желание как можно лучше узнать его творчество. Мы начали коллекционировать все, что имело отношение к этому замечательному деятелю культуры: статьи, книги, рисунки-иллюстрации к разного рода изданиям, наконец, сами его произведения. Нам было близко стремление Н. К. Рериха спасти от гибели в огне Второй мировой войны шедевры искусства и литературы, сохранить их потомкам. Идея единства прошлого, настоящего и будущего, запечатленная в символике рериховского движения, стала доминирующей в нашей деятельности.
Коллекционирование не было нашей самоцелью. В собирательстве мы видели не только познавательно-просветительскую сторону, но и организаторское начало, считая, что все ценное должно концентрироваться в одних руках и, в конечном счете, остаться людям, принадлежать России. И это касалось не только полотен Рериха.
Мало кто знает, что на личные средства С. А. Мухина сделан перевод трехтомного издания сочинений Мадауса (редчайшее собрание описаний лекарственных растений), переданный в дар библиотеке ВИЛАР. Им выкуплена и передана Московскому гомеопатическому обществу частная библиотека гомеопатической медицинской литературы.
Испытав на себе превратности судьбы, С. А. Мухин содействовал развитию юных дарований. Он бесплатно лечил их, регулярно оказывал материальную помощь учащимся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П. И. Чайковского А. Наседкину (одному из первых лауреатов Конкурса имени великого русского композитора), А. Головину, А.
Любимову. Его помощью пользовались тогда еще никому не известные молодые художники В. Орлашин и А. Калашников (этим подросткам муж покупал кисти, краски, холсты, вместе с ними выезжал на пленэр, а затем следил за их профессиональной карьерой).
Популярность Сергея Алексеевича немало помогла нам в собирании картин Н. К. Рериха. Информация о них приходила отовсюду: писали, звонили по телефону, приходили лично. Приносили старинные (конца XIX и начала XX вв.) открытки-репродукции, журналы «В мире искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Аполлон» и другие.
Однажды позвонила Ирина Федоровна Шаляпина, предложила картину «Плач Ярославны» из серии декораций к опере «Князь Игорь». Мы уже знали, какими замечательными по световому и композиционному решению были театральные эскизы Николая Константиновича Рериха – в свое время они были высоко оценены театральной и художественной общественностью. Большую помощь в собирании картин нам оказывал Лев Владимирович Горнунг. Таким образом, наш архив с каждым годом пополнялся.
Появление каждой новой картины в доме было праздником. После вечернего чая, когда наступала тишина, мы с Сергеем Алексеевичем, обложив себя книгами, начинали изучать новую, появившуюся в нашей коллекции картину. Муж вынашивал идею создания музея Н. К. Рериха. Но при жизни его мечта не была реализована. Более того, она вызывала настороженность, раздражение и недовольство властей, не понимающих, зачем еще нужно было печься о наследии лиц, покинувших Россию.
Надо сказать, что благодаря собиранию картин Н. К. Рериха в нашей семье воцарилась творческая обстановка – несколько молодых художников мы приобщили к искусству Николая Константиновича.
Каждый раз, когда значительно позднее Юрий Николаевич Рерих бывал в нашем доме, он любил постоять у картины «Камни озера Пирос». Она навевала ему воспоминания о далеких годах его юности. По словам Юрия Николаевича, эту картину очень любила Елена Ивановна, она висела в ее комнате в Петербурге.
А теперь расскажу, как нами были найдены сразу восемнадцать полотен Николая Константиновича, в том числе четырнадцать из них – роспись для молельни в Ницце.
Эту роспись Н. К. Рерих сделал по заказу Л. С. Лившица, мецената, близкого к кругам «Мира искусств». Все 14 полотен – большого размера: 3,5×1,5 м, 3,5х1,0 м и т. д. Некоторые картины этой сюиты воспроизведены в монографии о Н. К. Рерихе, изданной в 1916 году в Петрограде.
Из-за начавшейся Первой мировой войны Н. К. Рерих не сумел отправить эти картины по назначению и, уезжая на лечение в Финляндию, в 1916 году передал их на хранение младшему брату – архитектору Борису Константиновичу Рериху. В его семье эти картины и простояли в рулоне 37 лет. Никто их не разворачивал.
В начале 1953 года мы познакомились с Татьяной Григорьевной Рерих, женой Бориса Константиновича, который к этому времени уже умер. Она предложила нам развернуть этот рулон. В нем оказалось 18 полотен, из них 14 – роспись молельни в Ницце и 4 – ранние этюды студенческого периода, написанные маслом: условно назовем их «Пушкари», «Воин», «Путники» и женский и мужской поясные портреты-натурщики. Состояние холстов оказалось угрожающим, была опасность, что они могут осыпаться. Обратившись в Центральные реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской галерее, мы получили разрешение на их реставрацию. Все 18 полотен были дублированы на новый холст, натянуты на подрамники. Картины обрели новую жизнь, удалось их развесить, дать возможность «дышать».
Н. К. Рерих. Жанна д’Арк. 1931 г.
Из коллекции старинных открыток Е. М. Величко)
К 1962 году наша коллекция стала объемной, и мы решили, что оставлять ее в частном пользовании, лишив возможности почитателей творчества Н. К. Рериха знакомиться с картинами раннего периода его творчества, не имеем морального права. Мой муж и я обратились к министру культуры Е. А. Фурцевой с предложением передать безвозмездно основные картины коллекции в один из музеев при условии, что они будут в экспозиции, а не в запаснике.
Ответ был положительным: на письме была резолюция о передаче картин в Горловский художественный музей.
В начале июня 1962 года картины вместе с письмами Елены Ивановны и Юрия Николаевича были отправлены в Горловку. О дарении было две публикации в прессе: в «Советской культуре» от 7 июня 1962 года и в «Известиях» от 27 декабря 1962 года.
Всего музею безвозмездно было передано 33 художественных произведения, в том числе 27 картин Н. Рериха, одна картина Левицкого, одна – Верещагина, майолика Врубеля, «Голова монгола» (в глине) Коненкова и другие.
Современные исследователи творчества семьи Рерихов даже не представляют, как трудно шло возвращение на Родину этих славных имен. Поэтому и хочется рассказать, как это происходило.
В конце 40-х годов руководители нашего государства и даже Академии художеств СССР не считали важным возвращение творческого наследия Н. К. Рериха на Родину. Даже после его смерти в 1947 году, когда о приезде в Советский Союз хлопотали Елена Ивановна и Юрий Николаевич, чтобы выполнить волю покойного и передать в дар Родине несколько сот картин, их усилия не увенчались успехом.
Через Татьяну Григорьевну Рерих Елена Ивановна пробовала передать документы в правительство с просьбой о возвращении на Родину. Документы были переданы, но никакого ответа не последовало.
И вот тогда мы стали писать письма на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР
К. Е. Ворошилова с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о приезде Елены Ивановны и Юрия Николаевича в Россию и о создании музея Н. К. Рериха в Москве.
Свои письма мы попытались подкрепить поддержкой Академии художеств. С этой целью обратились к ее президенту А. М. Герасимову. Ответом были слова Александра Михайловича: «Вам что, жить спокойно надоело?». И, конечно, никакой поддержки от художественной общественности мы не получили.
На наши обстоятельные письма о значении творческого наследия Н. К. Рериха официальных ответов тоже не было. Но мы упорно продолжали посылать просьбы решить вопрос о возвращении семьи Н. К. Рериха и его наследия на Родину, создать его музей.
Временами раздавался телефонный звонок, и сотрудник Госбезопасности назначал Сергею Алексеевичу свидание в номерах гостиниц «Европейская» или «Националь» – «по вопросу писем, которые Вы пишете в правительство». Такие сообщения мы получали за несколько дней. В них указывали, в какой день следует прийти, к которому часу и называли номер в гостинице.
Я судорожно записывала номер комнаты в гостинице и в назначенный час оставалась у телефона ждать звонка о дальнейшей судьбе мужа. Каждый раз волновалась – вернется он или нет.
Без конца были расспросы: почему вы хлопочете за Рерихов, зачем вам это нужно, какие цели преследуете? И трудно было доказать, что никакой выгоды мы не преследуем, что просто высоко ценим и любим творчество художника, хотим, чтобы в нашей стране больше узнали о плодотворной деятельности своего великого соотечественника. Неужели придется ездить в США или Индию, чтобы познакомиться с его творчеством?
В 1956 году члены нашего правительства Н. С. Хрущев и Н. А. Булганин посетили с дружественным визитом Индию.
В это время наша переписка с Рерихами уже шла напрямую, минуя посольство. Мы послали Ю. Н. Рериху телеграмму, а вслед за ней и письмо с советом передать свое заявление о возвращении непосредственно в руки руководителей советского государства.
Встреча Святослава Николаевича и Юрия Николаевича с нашей правительственной делегацией состоялась. Заявление было передано, и это значительно ускорило решение вопроса.
Наконец, наступил день, когда Юрий Николаевич позвонил нам из Москвы, из гостиницы «Ленинградская» (он и приехавшие с ним из Индии сестры Богдановы жили там первое время до получения квартиры). Встретились мы как родные. Юрий Николаевич познакомил нас с Людмилой и Ираидой Богдановыми.
С августа 1957 года мы стали встречаться с Юрием Николаевичем очень часто. Помню, он попросил организовать поездку в Переяславль-Залесский. Стояла осень, природа была прекрасна. Мы осмотрели места, связанные с Петром I, в том числе его ботик, посетили краеведческий музей, музей художника Кардовского, монастыри. Следующая наша поездка состоялась в Загорск. А весной 1958 года еще раз побывали в Переяславле-Залесском. Юрий Николаевич любил этот уголок, и каждый год мы вместе совершали туда поездки. Кроме того, побывали в Архангельском, Кускове.
Особенно нравилось Юрию Николаевичу гулять в лесу. У нас была дача в Пушкино (Московская область), по воскресеньям Юрий Николаевич приезжал к нам, и мы уходили бродить по лесу.
Чтобы глубже познать творчество Николая Константиновича, беседы с Юрием Николаевичем Сергей Алексеевич начинал с рассуждений о том, каким должен быть человек, пытался обобщить понятия специалиста и человека. Муж приводил примеры из деятельности врачей и постепенно переводил разговор на Николая Константиновича, интересовался, как он выбирал тему картины, какое философское толкование вкладывал в нее. Незаметно для себя Юрий Николаевич увлекался беседой, рассказывал, как тщательно и глубоко Н. К. Рерих изучал тему, на которую он собирался писать картину. Причем изучал и с исторической, и с философской точек зрения, собирая материалы из разных источников, сравнивая точки зрения исследователей. И только когда все было глубоко изучено и продумано, он приступал к работе.
Юрий Николаевич был необыкновенно простой и скромный человек. Во всех своих рассказах об отце он никогда не употреблял выражений «Гуру», «Учитель» и т. п. Но постоянно отмечал, как много работал Николай Константинович, как разнообразны были его интересы и как глубоки знания во всех областях, которыми он занимался. С благоговением говорил Юрий Николаевич о Елене Ивановне. Теплоту отношений Николай Константинович и Елена Ивановна пронесли через всю жизнь – это Юрий Николаевич всегда подчеркивал.
В первую же зиму Юрий Николаевич изъявил желание побывать в Лужниках на празднике «Русская зима» с катанием на тройках. 40 минут мы простояли в очереди, чтобы 10 минут покататься на тройке… Юрий Николаевич остался доволен, вероятно, что-то напомнило ему юность, Валдай, где он проводил каникулы. И вообще, он очень интересовался тем, как старые русские традиции вошли в новый советский быт.
В первый же год приезда Юрия Николаевича встал вопрос об организации выставки картин Н. К. Рериха. Долго шли переговоры о помещении, в котором можно было бы разместить выставку. У Юрия Николаевича было желание, чтобы она состоялась в залах Академии художеств. Но академики не дали согласия. И выставка была открыта на Кузнецком Мосту. Мы принимали самое активное участие в ее организации.
Юрий Николаевич попросил дать на выставку из нашей коллекции картины раннего периода творчества Николая Константиновича. Мы с удовольствием предоставили для экспозиции семь картин: «Поморяне», «Ковер-самолет», «Лесовики», «Город на заре», «Могила викинга» и другие. Из сюиты «росписи молельни в Ницце» ни одного полотна на выставку не взяли (в то время у ее устроителей не хватило смелости показать эти шедевры народу).
Выставка прошла с большим успехом. Москвичи впервые увидели картины Н. К. Рериха из серии «Гималаи». Перед ними предстал Рерих второго периода своего творчества (индийского), о котором в стране практически ничего не знали. Впечатление было глубокое, яркое, ошеломляющее…
Юрий Николаевич был полон творческих планов, неустанно работал, но 21 мая 1960 года жизнь его неожиданно оборвалась. С чувством большой благодарности к судьбе храню в памяти этот светлый образ и весь период своей жизни, связанный с прикосновением к творческой семье Рерихов.
…Прошло немало лет, прежде чем в музеях многих городов картины Н. К. Рериха из запасников перекочевали в постоянные экспозиции. При Музее культур народов Востока работает Мемориальный кабинет Н. К. Рериха, создан Международный центр Рериха и там же его музей.
Сокровенные мысли вслух
А тишина вокруг росла,
Как вал морской, как снежный ком,
И превращался в тайный гром.
Душа во все колокола
Гремела о творце своем
И созывала всех вокруг
На этот самый тайный звук,
Звук сердца, благовест души,
Родящийся в такой тиши.
З. Миркина
Встреча с Юрием Николаевичем и изучение Агни Йоги изменили мою жизнь. Пришло осознание Беспредельности. Гораздо позднее я прочитала в подтверждение своих мыслей и своего состояния следующее: «Те, кто познал силу Безмолвия – те, кто ощутил на себе действие мощнейших жизненных сил, вызывающих трепет пространства, кто погружался в эту абсолютную тишину, когда душа вступала в мыслетоки Беспредельности, теряя чувство времени и пространства, низвергаемая в бездонные глубины или взмывающая к непрерывным высотам – лишь им одним могут открыться тайны жизни» («Учение Храма», т. 2, С. 326. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001).
Для меня благодаря Агни Йоге уже тогда стало понятно многое в жизни. На многое стала смотреть по-новому, более глубоко понимая и воспринимая сердцем разные явления жизни. Исчезло чувство страха. И на душе стало спокойнее и благостнее. Познакомилась с А. Н. Зубковым из Московского университета, который в Индии изучал практическую йогу и получил диплом. Объединившись с несколькими близкими по духу женщинами, у нас дома стали заниматься практической йогой под наблюдением специалиста.
Появилась внутренняя ответственность за свои поступки, хотелось быть более правдивой в мыслях, словах и делах, чтение стало более целенаправленным, укрепилась доброжелательность. Стала учиться анализировать свои поступки. Долгими вечерами, когда муж был занят посещением больных, я имела возможность для внутреннего сосредоточения и обдумывания знаний, получаемых из Агни Йоги и Библии. Читала также и Талмуд на русском языке (в доме была большая библиотека). Именно тогда я научилась слушать и понимать тишину. Духовность рождается в безмолвии.
Мы с Сергеем Алексеевичем любили гулять в лесу, поэтому часто выезжали из Москвы за 30-40 км, ставили машину на обочине дороги и уходили гулять в лес, иногда часами могли бродить в лесу молча. После насыщенной трудовой недели мы уезжали хотя бы на два дня в Подмосковье, на дачу.
Поздним вечером, покончив со всеми делами, любили уходить на берег реки, отдаваясь обаянию лунной ночи и тишины. И вот однажды…
… Тишина была разлита повсюду. Ни звука. Мы стояли на берегу реки и не могли оторвать глаз от сплошной искрящейся ткани, которой луна прикрыла всю реку. Ни дуновения ветерка, ни шелеста, ни тени дыхания на берегу. Отдаваясь всепокоряющей власти лунного света, стояли, словно в какой-то истоме, неге и упоении. Все замерло. В этой истоме объединилось все – и река, и деревья, и трава, и камни. Хотелось и самим целиком отдать себя этому упоению. Появилось желание широко распахнуть руки, остановить дыхание и замереть в наслаждении – так же, как замерли деревья, кусты и камни. А в сердце поднималась огромная, неизмеримая человеческими мерками жгучая любовь ко всему – к плывущей по небу луне, необъятному простору вокруг и к этой вот жизни!
Свобода… сила… тишина.
Что может быть выше, совершеннее и прекраснее тишины? В ней рождалось, рождается и будет рождаться все лучшее, что создает человек и ради чего он живет на земле. Только в тишине он может познать самого себя, прошедшее и приоткрыть грядущее. Беден тот, кто не умеет слушать тишину. В мире нет звуков, которые могли бы поднять человека на такую высоту, на какую его может поднять тишина. Потому что любые звуки – это чужие звуки, а в тишине человек разговаривает с собой и с миром собственными словами и мыслями, своим языком.
Тишина… Сильнее ласки нет для человека у природы.
В тишине растворяются все преграды, созданные людьми между собой, все перегородки между человеком и миром. В стенах ли своего дома, здесь ли – лицом к лицу с природой – человек, когда его окружает тишина, явственно и остро ощущает, что его «Я» – это малая частица, неисчислимыми нитями связанная со всем, что было, есть и будет на земле – с Космосом. Тишина очищает мысли и чувства человека, удесятеряет силу его ума и воображения, глубину его переживаний. Тишина – это биение сердца матери, прижавшей к своей груди ребенка, это самозабвенное объятие влюбленных, это – беспредельный полет окрыленного человеческого сознания. Людям не хватает тишины. Мы должны помочь им обогатить, оздоровить, очистить их жизнь благотворным общением с тишиной, научить ее любить. Среди самых шумных промышленных центров, где люди подчас с трудом слышат сами себя, мы обязаны создать оазисы, островки тишины.
Близость и сродство, существующее между нами, помогало нам с Сергеем Алексеевичем хорошо понимать с полуслова и гармонично дополнять друг друга, и все это способствовало нашему духовному восхождению по избранному пути.
Появилась внутренняя гармония, которую, может быть, я еще не осознавала полностью. Благодарю судьбу, что в тот период жизни, когда мы были вместе с Сергеем, наши вибрации души и сердца всегда совпадали, и лучезарный свет вечного добра проливал любовь и мудрость в наши сердца. В нашей жизни было духовное равновесие, мы получали нужные импульсы друг от друга.
Во второй половине 1962 года, не без участия темных сил, наша семья распалась. Для нас обоих это было тяжелым испытанием. Уходя из нашего дома физически, Сергей Алексеевич навсегда оставил в нем душу. До 1990 года он постоянно являлся ко мне во снах и просил помощи. С 1990 года я стала писать о деятельности Сергея Алексеевича как врача, а позже и как о человеке, который много труда вложил в хлопоты о возвращении наследия Н. К. Рериха на Родину.
Первый медицинский институт в связи с 225-летием обратился ко мне с просьбой написать о Сергее Алексеевиче, и 12 марта 1990 года в газете «За медицинские кадры» была опубликована моя большая статья.
В дальнейшем мои публикации о Сергее Алексеевиче появились в нескольких изданиях, в том числе мною написана повесть «В поисках истины», посвященная становлению Сергея Алексеевича как доктора и человека.
Страдания и боль очищают душу. Страданий в моей жизни было достаточно. Пережив неприятности или болезнь, душа укрепляется, возвышается и наполняется мудрой трезвостью. Появилось желание достижения полноты духовной жизни, постижения глубины своей души, осознание духовного состояния, анализ своего поведения – как личного, так и общественного, анализ причин, породивших тот или иной поступок.
Человек не должен ненавидеть жизнь, осознавая, насколько она несовершенна, мрачна, подчас жестока, он все же должен любить ее как величайший дар Божий и понимать, что всякий желающий может многому от нее научиться. Жизнь – это поприще, на котором мы боремся против лжи за правду и против зла за доброту. Это сокровище, слишком часто и легко расточаемое людьми. Мы должны извлечь из него пользу. Жизнь – это почва, часто подвергающаяся буре и непогоде, но также орошаемая и благотворными дождями. Это – дар Божий, и мы не имеем права ненавидеть этот дар и, тем более, проклинать его.
Когда к нам придет такой лукавый помысел – осудить, оклеветать ближнего, очернить его, то, прежде всего, спросим себя: а имеем ли и мы эти недостатки? Не имеем ли и мы своих слабостей и есть ли у нас право осуждать других? Надо строго наблюдать за своим нравственным поведением, за своими поступками, за своими делами. «Познай самого себя» – вот великое правило.
Желательно по истечении каждого дня подумать, что полезного ты сделал за день для себя, а что – ради блага ближнего. И вот тогда-то мы и узнаем свою нищету духовную. Мы лишь потому являемся строгими судьями для ближних, что себя не знаем.
Люди, которые тщательно следят за своей нравственностью на пути духовного становления, анализируют свои поступки и мысли, всегда бывают снисходительнее к поступкам других, своих ближних. И наоборот, люди легкомысленные, которые не следят за своей жизнью, бывают самыми строгими и жестокими судьями в отношении других.
Часто повторяющиеся житейские заботы, надоедая нам и угнетая своею продолжительностью, нередко обращаются для нас в настоящие испытания, подобно тому, как одна пылинка, попавшая в глаз, отнимает на время зрение и причиняет боль.
Но жизнь не есть одно нераздельное целое: она составлена из разных частей, из которых каждая имеет свое значение и свою пользу в общем итоге. Жизнь, как ткань, сотканная из различных нитей – шерстяных, шелковых, золотых, бумажных – каждая нить необходима для ее прочности и красоты. Как только обрывается одна из них, нарушается равновесие, и мы страдаем. Как заботливая мать, мы должны принимать бремя, гнетущее наших ближних, и стараться сопереживать с ними. Сопереживание – вот наиболее подлинное проявление любви и заботы. Не менее важным является и терпимость.
Что остается в памяти окружающих после нашего ухода? Они помнят нас в наружном (материальном) деятельном проявлении: в делах наших рук, в поведении в семье, в обществе, с друзьями и т. д. И вот сейчас захотелось это выразить в слове, видимо, время пришло сказать.
Считается, что самое важное в Библии – это нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорит в притчах, поясняя истину светом повседневности.
В одной из заповедей сказано: «И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею». Человек без любви – не более чем мертвая вещь. Нужно сохранить в сердце Любовь при любых жизненных ситуациях, в том числе и негативных, порою тяжелых и, казалось бы, безнадежных. Тысячи томов написаны о любви, но очень немногие из авторов подходили к ней с точки зрения Божественной духовной силы, которая может быть передана от одного к другому и которую можно пробудить к жизни наподобие того, как сила электрическая возникает в результате контакта двух полюсов. В тяжелых ситуациях постарайтесь представить себя в положении негативной стороны, поменяться местами, и тогда полюса любви вступят в контакт.
Любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни, без любви к ближнему все наши дела благочестия не будут иметь никакой нравственной цены. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон гармонизирует все живое. Каждый из нас имеет свои неприятные для других особенности, свои недостатки. Мы встречаемся с ними в повседневной жизни. Вся премудрость общежития состоит в той мягкости характера, в той обходительности, которая умеет сглаживать угловатости характеров. Апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви. Он пишет, что любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, все переносит.
В нашей жизни надо стараться смирением насыщать каждое наше слово и каждый поступок, и если придется сделать необходимое замечание, пусть оно будет сказано в духе кротости, смягчающем все то, что могло бы причинить боль, чтобы не оттолкнуть от себя того, кому мы хотим помочь.
Позволю некоторое отступление и расскажу, что произошло со мной летом 2000 года в Крыму.
На Троицу (христианский праздник, по преданию в этот день Дух Святой пролетает над землей) мы с внучкой пошли гулять в ближайшее от нашего дома поле, чтобы собрать цветов для букета к приезду ее родителей из Москвы. У нас была традиция встречать родителей букетом полевых цветов, собственноручно собранных.
Гуляем мы по полю, собираем цветы, и вдруг вокруг меня начинает кружить ласточка, торопливо чирикая, облетая вокруг моей головы и так близко к лицу, что, казалось, она вот-вот коснется крылом моей щеки и опустится на нее. Я начинаю мысленно с ней разговаривать, спрашивая, что она хочет мне сказать или узнать у меня. Я продолжаю ходить по полю, а она не отстает от меня. И вдруг я вспоминаю, что сегодня Троица – это день, когда давным-давно приехала моя мама из ссылки, чтобы взять с собой нас – своих детей. Я уже упоминала, что мы (дети) жили в разных местах. Туда, где находилась я, мама пришла именно в Троицу. И здесь меня осенило, что это Дух моей мамы (в виде ласточки) летает вокруг меня, и я начинаю ей рассказывать про себя и сообщаю ей, что ее правнучку, которая вместе со мной собирает цветы, тоже зовут Анной и что у нее много ее черт в характере. На душе у меня стало радостно. Ласточка тоже радостно зачирикала и через некоторое время, чирикнув нам на прощание, спокойно улетела.
И здесь я вспомнила из Евангелия от Марка описание крещения Иисуса: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1: 9–10). Дух Святой в виде голубя вселился в Иисуса. И потому в народе бытует мнение, что Дух умершего близкого и любимого может явиться человеку в образе птицы.
…Нельзя пройти мимо периода жизни, когда, выйдя на пенсию, я возглавила клуб книголюбов в Московском Доме книги. Это были 80-е годы. Московский Дом книги в это время был не просто книжным магазином, где можно было купить любые книги издательств не только СССР, но и многих зарубежных стран, как на русском, так и иностранных языках, а также художественные альбомы, посвященные музеям и отдельным художникам – отечественным и зарубежным. Это был авторитетный, любимый москвичами и гостями столицы большой культурный центр. В магазине располагался конференц-зал на 100 мест, в котором каждую среду я организовывала встречи читателей с авторами. Это были и премьеры книг, и презентации, и встречи с поэтами, и юбилейные вечера писателей, отмечались знаменательные даты, выступали артисты с художественным словом, читали композиции, посвященные какому-либо автору, например, М. Цветаевой, А. Пушкину (читал В. Лановой), А. Ахматовой, Н. Гумилеву и т. д. Эти встречи посещали ценители литературы и искусства, люди неравнодушные, любящие культуру и болеющие за нее. Я с интересом занималась организацией таких встреч, не подозревая, как высоко ценили мою деятельность их участники.
Высоко оценивали эти вечера потому, что они несли большой духовный заряд. Камерность аудитории позволяла говорить, что называется, «без протокола», выступающие и слушатели имели возможность освободить свою душу от наболевших проблем, вступить в доверительный диалог.
О творческой работе нашего клуба рассказывали по радио, в газете «Книжное обозрение», журнале «Слово», меня приглашали на конференции, проводимые Российским Обществом книголюбов в порядке обмена опытом.
Как я понимаю теперь, мой духовный заряд находил отклик в открытых сердцах. Соединять реальность и мечты, извлекать из окружающих вещей и пространства ту магию, которая в них таится, сочетать эмоциональную выразительность с космической значимостью – вот что, видимо, удавалось мне осуществлять в этот период своей деятельности.
Когда начинаешь познавать, то начинаешь и понимать. Так что же я поняла? Очень многое. Например, то, что душа наша дорожит тем состоянием, когда внутренняя любовь, исходящая из сердца, потечет, как ручеек, по всем каналам. Наступает покойное и благостное состояние, душа радуется и зовет к совершению добра и служению во имя блага.
Чтобы такое состояние не нарушалось, надо бережно относиться к слову. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческих отношений. Словом можно убить, принести величайшее зло и бедствие обществу. И словом можно воскресить человека, сохранить целые города и государства. Слово нам дано для назидания ближним, для совершенствования, для прославления добрых дел. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась, это – самое лучшее средство для сохранения мирной, счастливой жизни в человеческом обществе.
Произнесенное нами слово никогда даром не пропадает, оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки.
В силу нашей неорганизованности и жизненной суетности родственным душам всегда не хватает времени поговорить откровенно и по настроению. Получается так: есть настрой поговорить по душам – рядом нет Близкого Друга, близко Друг – душа закрыта. Дружба – это великое счастье в жизни, если она настоящая, мало кто умеет ценить это, а иногда и понимать.
Люди научились или их научили много говорить и не нести ответственности за сказанное, не отвечать за свои слова. Чтобы хорошо понимать друг друга, ценить дружбу, слова должны быть искренними, а если они будут похожи на материализованное выражение современного рубля, на котором пишут, что он соответствует рублю золотом, а на деле это далеко не так, то и от дружбы останется одна видимость, и духовному курсу она соответствовать не будет.
Каждый из нас знает, что умеющий дружить человек может и раскрывать свои творческие начала, и развивать способности другого, делать рядом идущего человека духовно богаче, краше и полноценнее. Очарование дружбы подразумевает общение всегда желанное и радостное, полное скрытых улыбок и тепла. Как хорошо это ощущать и никогда об этом не говорить, но чувствовать и беречь! Ведь такое состояние легко нарушается, и его можно потерять, то есть как бы обокрасть себя. Малейшее дуновение не того направления ветра разнесет эти легкие бело-розовые лепестки, как сильный шквалистый ветер несет лепестки цветущего весеннего сада.
Каждому дано время, чтобы подумать обо всем, что происходит с ним, чтобы понять, какой он хочет видеть свою жизнь, изменить мироощущение, сосредоточиться внутренне. В результате внутреннего самоанализа становишься мудрее и по-новому начинаешь анализировать прошлые поступки, видеть ошибки, появляется интуитивное ощущение своего будущего.
Мой опыт убедил меня в том, что вставший на путь духовного совершенствования должен вычеркнуть из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти и врагов. Если в сердце своем он твердо знает, что непоколебимо идет к свету, то единственным врагом ему будет тьма. Но она рассеивается от внесения Света. Значит, вдохновенное сердце, несущее Свет, уже является победителем тьмы.
Каждому от рождения дан дар жертвенной любви, которая растворяется в других, а человек забывает о себе. Жертвенное служение людям, покорность судьбе, смирение – вот отличительные черты идущего по пути духовного совершенствования. Для такого человека жизнь – это радость. Окружающим он несет теплоту и любовь своего сердца, ничто не сможет вызвать в нем зло, и потому-то сбываются его благородные желания.
На становление и расширение моего мировоззрения большое влияние оказала дружба с Юрием Николаевичем Рерихом, деятельность всех членов этой семьи, изучение их вклада в созидание культуры и просвещение человечества. Их пример служения помог мне углубить и расширить свои знания, научил по-доброму относиться к людям, слушать других и извлекать опыт, не торопиться осуждать человека или явление, а попытаться каждый раз отойти на расстояние и представить себя в этой ситуации.
В 1974 году в Большом театре проходило торжественное собрание, посвященное 100-летию со дня рождения Н. К. Рериха. Большое участие в организации и проведении этого юбилея принимали писатель и поэт Валентин Митрофанович Сидоров, Ольга Владимировна Румянцева, возглавившая Мемориальный кабинет Н. К. Рериха при Музее искусств народов Востока. В юбилее принимал участие и Святослав Николаевич Рерих. После юбилея среди интеллигенции возрос спрос на книги Н. К. и Е. И. Рерих. В камерных аудиториях стали организовывать лекции об их деятельности. Я помогала талантливому скрипачу Большого театра Сергею Королеву создавать лекции-концерты. Выглядело это так: читалась литературная композиция из текстов Николая Константиновича из книги «Сад Мори», которая чередовалась с исполнением на скрипке произведений классических композиторов и показом слайдов картин, которые также подбирались тематически.
Сергей Королев выступал с этими композициями в разных аудиториях: в соборе на Солянке, в Зоологическом музее, в старом здании Университета, в Московском Доме книги и т. д. Особенно завораживающее впечатление производили эти концерты, когда они проходили в Планетарии, где была возможность показывать слайды картин Рериха (большого размера) на «звездном небе». Создавалось впечатление, что картины медленно передвигаются в открытом Космосе, а в это время звучала небесная музыка и откуда-то лились слова.
С подобными литературными композициями, но без музыки и показа слайдов, выступали и другие исполнители.
Помогло мне в моем духовном развитии и еще одно событие. В ноябре 1996 года я посетила Храм Человечества в Халсионе (США, Калифорния), и от имени журнала «Дельфис», в котором тогда начала работать, установила контакт с Главным Хранителем Храма – Э. Шамвей. Она с большой любовью отнеслась к деятельности нашего журнала и в помощь редакции от имени Храма подарила портреты Хранителей Храма, литературу, часть которой я привезла для редакции, а другую – большую – часть отправила почтой. Это посещение в дальнейшем помогло подробнее ознакомиться с опытом этого уникального духовного центра.
Я также имела счастье в течение многих лет дружить и сотрудничать с очень известной в рериховском движении Марией Филипповной Дроздовой-Черноволенко и многому старалась у нее учиться, а человек она доброй души, преданного сердца, беспредельно отдающая свои силы во имя служения человеку и делу.
Вот и память о Викторе Тихоновиче Черноволенко так свята. Он производил впечатление человека очень спокойного, уравновешенного и сосредоточенного. Вспоминается, как перед приездом Святослава Рериха и Девики Рани в Москву Мария Филипповна занималась с нами английским языком. Юрий Николаевич предупредил нас, что Девика Рани по-русски не говорит, и он просит хотя бы элементарно суметь с ней общаться по-английски.
Срочно сформировалась группа: Ираида Михайловна Богданова, Виктор Тихонович и я, а Мария Филипповна, несмотря на чрезмерную занятость, находила время с нами заниматься. Во время занятий, когда чувствовалось, что восприятие уже притупилось, Виктор Тихонович поднимался, садился за пианино, и звуки музыки наполняли комнату. Эти волшебные звуки, казалось, спускались к нам с небес, что-то торжественное и бодрящее возвращало нам силы, и мы снова продолжали занятия. Тогда я еще не знала, что это музыкальные импровизации самого Виктора Тихоновича, считала, что он исполнял Шопена, Шуберта, Баха и т. д. Он зажигал наши сердца своей музыкой. Всю свою духовную сосредоточенность он выражал в живописи и музыке. В настоящее время его познание глубины и смысла окружающего мира по достоинству оценены. Он познал радость творческого труда, а благодарные потомки платят ему за это творчество большой любовью.
И теперь, подводя итоги моей долгой жизни, мне кажется полезным поделиться с людьми моим жизненным кредо в надежде на то, что это им в чем-то поможет.
Наше прошлое в космосе, но наше будущее внутри нас. Ведь мы можем настраивать свои мысли как к добру, так и ко злу.
Труд должен вести сознание к совершенствованию и будет нести за собою радость, здоровье и духовную крепость. Сомнение не есть поиск истины. Каждый смотрящий вдаль устремляется к истине, но сомневающийся оборачивается назад, и в том погибель его.
Когда в минуту опасности мы приобщаемся к думам товарищей, тогда мы друг другу опора, и тогда становимся богаче. Очень важно учиться слышать не только себя, но и выслушивать собеседника, и лишь потом высказывать свое мнение. Нельзя, хотя бы косвенно, нарушать основы сотрудничества. К понятию сотрудничества приобщается понятие учительства, уважения ближнего, самого себя и тех, кто следует после нас. Нужно соблюдать и полюбить сотрудничество как залог общего преуспевания. Сотрудничество, основанное на личных чувствах, непрочно. Те, кто вместе трудятся, кто разделяет общую ответственность, поднимаются над враждою.
Всегда надо иметь конечную цель. Много начинаний разрушается только от утраты конечной цели. Подозрительность ее снижает и лишает человека дружелюбия, которое помогает в самые трудные минуты. Вредны думы об опасности, они разрушают равновесие. Ужасный вред порождает озлобление. Каждое явление содержит что-то полезное, но озлобленный этого не замечает.
Свобода быть самим собой – вечный путь жизни. Свобода достигается на этом пути не от победы к победе, а большей частью от поражения к поражению. Одни поражения несут гибель, другие побуждают к действию. Пути достигают те, кто не оплакивает поражение, а встает и идет дальше. Человек действия тот, кто созидает и творит.
Что мы можем дать людям? Только то, чем обладаем сами. Если мы не владеем собой, если мы не хозяева самих себя, мы никак не можем отдать себя; для того, чтобы отдать себя, надо владеть собой.
Вынося категоричные суждения, мы действуем в соответствии со своими внутренними убеждениями, принимая их за истину. Однако наша концепция добра и зла – далеко не истина в космическом плане.
Не надо нервничать, все будет так, как должно быть.
Не мешайте себе быть счастливыми! Своими страхами, унынием, обидами мы постоянно давим на свое счастье. В момент обиды надо перестать внутренне защищаться, бояться, сожалеть. Забыть обо всем и попытаться ощутить любовь к Богу и ближнему.
Любовь позволяет прощать всех и понимать суть происходящего. Любовь к материальному (человеческому) должна быть заменена любовью к Божественному (духовному). Духовность и есть пробуждение и проявление нашей сути – души. Начало XXI века выдвигает на первое место этическое воспитание и повышение духовности во имя сохранения и развития земной цивилизации.
Наш журнал «Дельфис» старается помочь постоянному внутреннему росту читателей, публикуя статьи на темы, посвященные таким категориям духовности, как радость, свобода личности, доброта, честь, совесть, настойчивость, упорство, стойкость и т. д. И, конечно, мы пишем о роли женщины в грядущей Новой эпохе. Женщинам предстоит осознать величие своего начала, ответственность за судьбы человечества. А начинать надо с воспитания детей в своей семье. Мать, давшая жизнь, призвана направлять в нужном русле судьбу своих детей. Разве не она закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка? Разве не она дает направление его стремлениям и способностям? Когда труд по воспитанию направляет к совершенствованию личности, то он будет приносить радость, здоровье и духовную крепость.
Характер и степень духовности человека в конечном счете определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Как в том или ином семени заключен добрый или худой злак, так и цель делает всю жизнь человека или здравой, правильной, или ненормальной, безумной. Ведь для достижения цели все прочее превращается в лучшем случае в средство, а в худшем – обесценивается и попирается. Отсюда, если высшей целью человека является наслаждение, слава, богатство, то все остальное – истина, правда, совесть, отечество – оказываются лишними…
Евгения Михайловна Мухина-Величко
Источник: http://www.podelise.ru/docs/3970/index-27301-1.html?page=8
Комментариев пока нет... Будьте первым!