Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях?
Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.
В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.
Диалектика основана:
* Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и
* Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:
- закон перехода количественных изменений в качественные,
– закон отрицания отрицания,
– закон единства и борьбы противоположностей.
Разберем каждый из них.
Закон Перехода количественных изменений в качественные
Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.
Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.
Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.
По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название “узлов“, а сам переход в иное состояние понимается как “скачок“. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.
Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — (лёд – тает; администратор) вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.
Закон Отрицания отрицания
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
В качестве примера можно привести эволюцию рода: дети – частично родители, но уже на новой ступени. Из общественных наук можно вспомнить смену общественно-экономических формаций: когда феодализм сменяет капитализм, а капитализм — социализм.
Каждая последующая формация несёт на себе «родимые пятна» предыдущей в виде феодальных пережитков при капитализме, капиталистических при социализме, но организация общества в целом оказывается на более высоком уровне развития.
Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции (социализм – капитализм – новейший социализм в России; админ.).
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицания. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.
В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Подытожим!
Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.
***
Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда. Не принято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.
“В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо”. То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.
Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.
Источник: pikabu.ru
***
(Админ. Хочу добавить к статье;
Данная статья как бы оборывается на признании диалектического материализма концом истории. Но ведь этого не может быть – нет у развития конца!
Если полностью следовать законам диалектики, то нужно признать, что рзвитие, эволюция не остановились. Развитие продолжается:
- вначале родилась идеальная диалектика Гегеля,
- которая родила новую диалектику материализма Маркса,
- которая в единстве и борьбе с диалектикой Гегеля родила новый научно-философский метод, синтез этих двух “старых” методов – метериально-духовную диалектику.
Комментариев пока нет... Будьте первым!