95 просмотров

590-591

Подборка из Граней Агни-Йоги

Люди говорят «Memento mori» (помни о смерти) и содрогаются
пред неизбежностью смерти. Неверно! Надо о смерти забыть.
Надо думать не о смерти – о жизни, ожидающей человека после
перехода великих границ.
 1955.234.

1952. 623. (Нояб. 23). Для того, кто достиг состояния непрерываемости сознания, и переход в Мир Тонкий, и условия его существования совершенно иные, чем для обычного сознания. Это надо понять. В новых условиях сознание ориентируется легко, быстро и просто. Всё давно знакомо, и ничто не ново. Приспособляемость сознания зависит от способности подчинять себе вибрации новых сфер. Растерявшийся при переходе человек и утративший достоинство духа, будь это от страха или каких-либо иных эмоций, является жертвой любых астральных течений. Но владевший собою на Земле и утвердивший сам свою власть над своим микрокосмом там – как скала. Особенно помогает установленное чувство спокойствия и равновесия. Если бы люди только поняли, как важно каждое утверждение спокойствия внутри, каждое обуздание оболочек, какую силу и свободу эта власть над самим собой даёт там.

…Там есть Наши Ашрамы, и ближайшие, и ученики оказываются в привычных, давно известных условиях. После трудной жизни земного испытания даётся заслуженный и необходимый отдых для восстановления сил. Прообраз его имеете в земном периоде сна. А затем начинается привычная работа под Рукою Владыки. И действительно, смерть для Наших людей не более, чем стрижка волос. И чем выше сознание, тем всё это проще. Для духа известной высоты переход просто незаметен. Но от Земли сознание учится отрываться на Земле. Там отрыв труден. И самый простой и лёгкий способ отрыва – это приучать своё сознание к жизни во всех трёх мирах здесь же, на Земле, и ныне.

1952. 641. (Дек. 4). Посмотри на своё тело: вот оно в пелёнках, беспомощное и молодое; вот оно в расцвете молодости и сил; и вот оно старое, быть может, больное и идущее к закату жизни. Это не ты. Сбросив его, будешь стоять около, и смотреть, и думать: вот ещё сброшена одна изношенная, но хорошо послужившая духу моему форма. Не нужна теперь она мне. Пусть отыдет во прах, из которого создана. И, отделив себя в сознании от изношенной физической одежды своей, оболочки своей, увидишь себя в теле тонком, тебя облекающем так же явно, как явно облекало физическое тело. И в нём пройдёшь через жизнь Тонкого Мира, сколько положено тебе по закону, и, изжив электроны его, сбросишь и это своё одеяние. И будешь стоять около и думать: вот сбросил и эту оболочку, и она, изжитая и использованная, тоже мне не нужна. Не моя она. Пусть идёт в сферу, из энергий которой соткана, и отдаст ей элементы свои, как отдаёт тело Земле. И, облечённый в высшую легчайшую форму тончайшей материи мысли, уйдёшь на План Высший, чтобы и там по истечении срока сбросить и эту высшую оболочку мысленного тела своего. Не надо удивляться ни словам, ни названиям.

…Мудро построен План Эволюции, и понимающий легко накапливает сокровища опыта. Но важно помнить, что оболочки наши и тела – не наши – временны и кратки в длительности своей. Кратко – физическое, длительнее – тонкое, и ещё более длительно – ментальное. Но вне времени огненное тело твоё, носитель Индивидуальности, вечной и непреходящей и лишь возрастающей в мощи знания и опыта. С ней, непреходящей, можно отождествлять себя без ущерба духа, ибо это – высшее, вневременное тело, или форма выражения Меня, твоего высшего «Я» беспредельного. Это – твердыня твоя, это – убежище твоё, это – вечное во временном.

1954. 108. Смерть – это возвращение в дом Отчий.

1954113. …Тело – лишь временный аппарат для сношения с внешним миром и самодовлеющего значения не имеет. Ему свой срок и своё время. Смерть есть смена износившегося аппарата на лучший и более тонкий, с тем, чтобы когда придёт время, получить снова плотный аппарат, но уже более совершенный и более приспособленный к возросшим требованиям духа. Эволюция мудро ведёт развитие Новой Расы. Старость есть разрушение физического тела. Без неё нет смерти, нет возможности сменить старую изношенную оболочку и получить новую. Но убийство человека будет разрушением незаконным и потому явлением, приносящим космический вред. Можно приветствовать устремления созидательные и воздерживаться от устремлений противозаконно разрушительных. …

1954. 163. …Старость есть разрушение физического тела. Без неё нет смерти, нет возможности сменить старую изношенную оболочку и получить новую. Но убийство человека будет разрушением незаконным и потому явлением, приносящим космический вред. Можно приветствовать устремления созидательные и воздерживаться от устремлений противозаконно разрушительных. …

1954. 202. …Когда жизненный запас энергии человека исчерпывается, человек умирает. В Мире Надземном он его восстанавливает полностью и снова возвращается на Землю с запасом новых сил. Откуда он их получает? Но ведь по смерти сбрасываются все оболочки, каждая в своё время, и лишь огненная Триада остаётся. Вот она-то и будет держателем энергий жизни, почерпаемых ею из сфер огненных. Но связь со Сферами Высшими можно держать и на Земле, и не только во время сна. Так получает человек силы, нужные ему для жизни.

1955. 232. (Май 3). Раздав всё имение своё перед смертью, человек освобождается от вещей и уходит в Мир Тот несвязанным. Там вещей не нужно, и ликвидация ненужных вещей на Земле, при жизни, прерывает нити, связывающие сознание с каждой из них. Полезно и настоятельно нужно тем же путём ликвидировать и всё прочее, что не нужно для пребывания в Мире Тонком. Там не нужны все земные привычки: еда, вино, курение и всё прочее, что привык делать человек на Земле. Там не женятся и не выходят замуж, следовательно, выбрасывается из сознания самая возможность сексуальной жизни. Надо упорно и твёрдо приказать сознанию освободиться мысленно от всех условий земных, которые неизбежны на Земле и к которым привык человек, для того чтобы не подпасть под их власть там. Следует чётко представить себе, что нужно там, без чего человек там не может существовать, и отбросить наслоения земные. Освобождение от вещей путём их раздачи очищает сознание от призрачной собственности.

1955. 234. Люди говорят «Memento mori» (помни о смерти) и содрогаются пред неизбежностью смерти. Неверно! Надо о смерти забыть. Надо думать не о смерти – о жизни, ожидающей человека после перехода великих границ. Ныне смерть объявляется несуществующей. Владыки Света Объявляют об уничтожении понятия смерти, созданное невежеством человеческим. Владыки формулу «смертию смерть поправ», провозглашённую две тысячи лет тому назад, снова опять Утверждают. И Я, Поправший смерть, Объявляю об её уничтожении. Надо слово смерть изъять из обихода и заменить его новым понятием перехода, или перемены состояния. Нет смерти в природе, есть лишь смена форм выражения жизни. Царство смерти окончилось, идёт царство Жизни и Света, Жизни непрерывной и Света бесконечного. Пусть умрёт смерть заодно и вместе с чёрным веком мрака, разрушения и умерщвления духа. Пусть смерть умрёт. Я Говорю о попрании, об уничтожении, об осуждении, о смерти смерти и смерть её Утверждаю. Я Сказал.

1956. 28 А. (Фев. 25). Царствие Божие не от мира сего, и царство духа не на Земле и не от Земли, и земное надо оставить, прежде чем к нему приобщиться. Но земное всё равно приходится оставлять при смене оболочек, то есть когда человек умирает. Хочет того он или нет, но расставаться со всем имением своим, и с женой, и детьми, и близкими приходится неизбежно и переходить в мир духа. Если в сознании переходящий не освободится от обычного земного окружения в виде вещей, людей и обстоятельств, то осколки земного сознания и призрачная собственность надолго и тяжко загромоздят дух, сбросивший своё тело, и в царство духа, в царство свободы ему не войти. Можно отдать себе отчёт в том, что расставание со всем земным неизбежно. Но не могущий оторваться от земного обрекает себя в объятия тьмы. Не лучше ли поэтому заранее освободиться в духе от земных цепей, раз расставание это всё равно неизбежно. Умирать придётся, и придётся оставить всё, потому целесообразнее избрать путь лучший, ведущий к свободе, в царство безграничных возможностей духа. Истинно, всё не ваше: ни вещи, ни одежда, ни дом, ни близкие, ни даже тело. Тем легче будет расстаться. Если всё не моё, то и горевать не стоит, когда вещи или обстоятельства уходят от нас, заменяясь новыми, – ибо конец один. Так, чтобы приблизиться к Учителю, всё это надо оставить, а так как это всё равно при всех условиях рано или поздно придётся сделать, то не лучше ли сделать это в духе сейчас, чтобы тем ближе к Учителю подойти. Если вещи или обстоятельства, которые сегодня есть, а завтра уходят, помешают, то не будет ли это предательством духа за чечевичную похлёбку иллюзий земных, кратких, временных и преходящих? И среди осколков и остатков неизжитых земных пережитков и нагромождений, когда смерть лишает всего, не будет ли острой горечи от допущенной и неисправимой ошибки, ибо в Тонком Мире можно только продолжать начатое на Земле мышление, но не начинать сначала. Отправная точка – от Земли, и если освобождение не совершилось на Земле, как освободиться там, где всё так обострено и яркость иллюзий заменяет действительность для тех, кто не прозрел духом и не освободился, будучи ещё на Земле?

1957.80. (Фев. 21). …Вот наступает конец, момент расставания с телом и оставления всего того, что окружает на Земле человека. Приходится всё покидать и со всем расставаться. И жизнь прожита, и кончено всё. Закончились трудные времена, закончилось и земное благополучие, и в то время, когда дух, в нём утерявший, входит в Надземный Мир нищим, дух, накопивший огни, вступает в него благим. Нищий в духе, то есть нищий огнями, огни угасивший, даже двигаться в Мире Надземном не может, но накопивший летает, как птица, и открыто ему пространство Тонкого Мира. Основой богатства жизни и проявления духа в Мире Надземном являются накопленные в Чаше кристаллы огня. Если их нет, то нет и жизни, ибо жить нечем. Как в теле живом огонь есть двигатель жизни, так же является он двигателем в телах высших. Для преодоления земных трудностей приходится огни духа напрягать. От этого напряжения огни духа растут, давая отложения в Чаше. Это и есть то нетленное богатство духа, которое не приобрести ни за какие деньги. Благополучие лишает человека этого сокровища и в Мире Надземном обрекает его на смерть. Потому поймите значение трудностей жизни и не стремитесь к благополучию земному. Цена, уплачиваемая за него, слишком велика и в Мире Незримом лишает дух именно того, что он искал на Земле и чего на Земле найти дух не может. Потому Говорю: «Не собирайте себе сокровищ на Земле, ибо подлежат уничтожению и временно обладание ими». Но сокровище Камня, сияющее в груди Носителя Света, превыше всего, что может иметь на Земле человек. Не обманывайтесь, не принимайте призраки Майи за действительность, не гоняйтесь за ними, ибо обманут, оставив в конечном итоге ни с чем. И стоит ли, право, первородство духа променять на чечевичную похлебку кухни земной, чтобы остаться с пустыми руками. Потому не тревожьтесь о том, как вам быть, и что делать, и каково будет будущее ваше, но положитесь на Учителя Света. Идите формулой «Владыка, в руки твои предаю дух мой» и помните, что каждая нечисть одолеваема в духе, каждое испытание выдержанное откладывает в Чаше кристаллы бессмертных огней, кристаллы бессмертия, и делает дух ваш бессмертным.

1957. 252. (Июнь 20). …Невежды будут кричать: невозможно, недостижимо, смертен и немощен человек. Да! Смертен, да! Немощен, но немощно и смертно тело, но бессмертен дух, и живёт человек в беспредельности, вечно живет, накапливая сокровища воли, энергии и сердца, углубляя и умножая знания и власть свою над всякою плотью, то есть над материей всех планов, видимой и невидимой. На этом бесконечном пути возможен беспредельный рост могущества человека.

1957. 458. (Окт. 21). …Казалось бы, можно оторваться от суеты дня и звучаний земных и мысли земные оставить, но даже и это трудно необычайно, ибо не хочет оторваться от окружения своего человек даже тогда, когда переходит в Мир Тонкий. А ведь смерть – это тот же переход и такой же. И если силы в себе не найти в малом суточном цикле земное оставить, то как же найти их в большом, когда оставляется тело при завершении данного воплощения? Пора бы понять, что не ради интереса или упражнения Даётся Совет на сон грядущий, но для утверждения жизни сознания в Мире Надземном. При условии полного отрыва от Земли, процесс происходит в духе. Дух завершающий знает, что означает этот отрыв. Но чтобы стать завершающим путь свой земной духом, надо успешно пройти через завершение малого цикла дневного и цикла отдельной жизни земной. Они испытанием служат того, как надо порывать земные притяжения в малом, чтобы были в великом изжиты они. Утверждение положения мысли перед отходом ко сну имеет чрезвычайно большое значение не только в основе будущего и в отношении к смерти, ибо сон смерти подобен, но и для магнитного извлечения из пространства мыслей созвучных.

1957. 591. (Дек. 19). Смерть – явление тёмное, ибо тьма стережет умирающих, чтобы завладеть своим. Светлый переход сравнительно редок. От незаконных посягательств тьмы приходится защищать, но то, что принадлежит ей, отходит во тьму по закону тяготения. И в отошедшем идёт жестокая борьба не на жизнь, а на смерть между двумя полюсами – добра и зла – за будущее своё. Обычно нагнетается и набухает тьма в эти часы. Помочь можно много, дав направление духу и освободив его от земной шелухи. Дух растерян, и твёрдая и чёткая мысль, его облекая, становится мыслью освободившегося от тела духа, наполняет его, движит им, заменяя обрывки его собственного неустойчивого, растерянного и обрывочного мышления. Помочь можно много огненной мыслью того, кто знает. Во время этой последней борьбы внутри себя тёмные очень стараются усилить притяжение в свою орбиту. И помощь нужна особенно. Они действуют по каналам, установленным ещё при жизни в теле. Идут по проторенной дорожке. И обычно подходят, и очень осложняют и отягощают процесс разделения принципов. Соприкосновение с Учением Жизни много облегчает и создает светлые нити связи с Высшим Миром. Психическое состояние окружающих создаёт созвучную незримую атмосферу для ушедшего с Земли духа, и ответственность на них велика. По невежеству делается много вреда, ибо не ведают, что творят. Мыслями света, тепла и радости следует окружать отошедшего. Этим хороша молитва, но не скорбная и горестная.

1958. 6. (Янв. 4). Когда перейдены Великие Границы, и всё земное оставлено позади, и отброшены низшие принципы, может понять тогда человек, что, воистину, всё сосредоточено в духе и ради него происходят воплощения в мире земном. И не происходящее с ним, но лишь опыт, полученный в конечном итоге является целью плотного воплощения. Именно как на опыт, даваемый жизнью, следует смотреть на каждое её явление, но не иначе, и расценивать все только с точки зрения получаемого знания. Все прочие ценности сами по себе никакого значения не имеют и не нужны человеку. Ведь в каждом новом воплощении он имеет всё новое: новых родителей, жён, дочерей, сыновей, и все вещи, одежду, и книги. А о старых даже и памяти не сохраняет. Стоит ли слишком думать и заботиться о том, что в силу вещей периодически отнимается у человека, дабы не считал он себя слишком связанным с ними. Имею, владею, но временно, и временем ограничен срок и смысл каждой вещи. Это сразу же поставит всё то, что имеем или происходит вокруг, на должное место и не даст возможности привязываться слишком ни к людям, ни к вещам, ни к условиям жизни. Это также поможет понять, что есть нечто иное, что является неотчуждаемой собственностью человека и к заботе о чём можно приложить великие старания, не боясь утратить достояния своего, ибо оно неотъемлемо. Так каждое качество духа, и каждая способность, и каждое свойство приобретают непреходящее значение и могут быть развиваемы беспредельно.

1959. 148. (Апр. 26). Многие думают, что от нежелательных свойств можно освободиться потом, а пока пусть они остаются, но всё, что остаётся в человеке, переносится им с собою и дальше в Мир Тонкий. Связывает этим самым себя человек. Что свяжете на Земле, будет связано и на Небесах, то есть в Мире Надземном, после освобождения от тела. Формула остаётся в силе, освобождаться потому надо начинать сейчас, не дожидаясь успокоительного, но предательского «после». Например, хорошо всё отдать перед смертью, освободившись от всего заранее в духе, то есть ничего не считая своим. Владею, но временно только. Или хорошо оторваться от окружающего, понимая его преходимость и невозможность продолжиться в Мир Тонкий.

1960. 91. (Апр. 19). …Говорят, смерть человека  это конец. Но это не конец, а лишь начало продолжения жизни его в Надземном. Гибель миров происходит, но материя их идёт на образование новых, а духо-монады проявленных на них форм переходят на новые планеты, продолжая свою бесконечную эволюцию.

1960. 127. (Июнь 26). Попавший в трясину засасывается неотвратимо и гибнет, если не за что ухватиться рукой. Точно так же затягивает мир плотный сознание, не могущее удержать спасительной Нити Иерархии. Потому и Указую ухватиться за Меня крепко и держаться, как держится утопающий за брошенный ему пробковый пояс. Тысячи магнитов с крючьями мыслей земных тянутся отовсюду к сознанию, чтобы его привязать к земле и удержать на земном. Но даётся устремление кверху, к Иерархии, к Свету, к Владыкам. Пусть хотя бы мысль о неминуемой смерти поможет понять, что всё окружающее  ничто, и конечного смысла в себе не имеет, и суждено человеку на время. И тело, столь близкое духу, увянет, ослабнет, постареет и умрёт, и вещи не нужны все станут, и люди уйдут, как из жизни ушли, кто раньше встречался. Дух чует правду, но ум не хочет принять неизбежность утраты всего и создаёт из всего окружающего иллюзию постоянства, устойчивости и порождает идею призрачной собственности. Но вот наступает конец. С чем уйдёт человек туда, куда кроме знаний и опыта, приобретённого в жизни, взять с собою ничего больше нельзя?

1961. 62. (Апр. 12). …Завершение цикла земной жизни неизбежно приведёт к моменту, когда придётся оставить всё и всех: и друзей, и врагов, и вещи, и тело. И не будет уж нужно ничего. Смысл вещей в полном отказе от них в духе. Таков же и смысл обстоятельств. Их отбросить нельзя, ибо окружены и связаны ими, но отрешиться от них, тоже в духе, возможно. Не с вечным Я, но с внешнею формою происходят все явления плотного мира, обогащая Я опытным знанием. Даже власть их над сознанием временна  пока они есть. Но течёт всё и все обстоятельства жизни. В вечной смене внешних явлений силу найдём утверждать неизменность Смотрящего Вечно и на ней создадим духа твердыню, обитель свою в сферах Надземного Мира.

1961. 134. (Июль 19). Итак, ушёл с плана земного ещё один близкий вам человек. Смерть  не более нежели стрижка волос. Для Наших людей она облегчена ещё больше. Там их заботливо встречают близкие души, окружая лаской и вниманием. Оказываются среди своих, в знакомом окружении, связанные ещё на земле преданностью и любовью. И то, что здесь не отличало их от всех прочих людей, там выделяет их в совершенно особые условия. Руководитель  у каждого, если его хотят, но переход Наших близких и обычных людей несравним. Так же заботливо обставляются и последние минуты перехода, чтобы подготовить сознание к надвигающейся перемене. Горевать об ушедших не мудро, ибо никто не уходит ранее положенного ему срока, и кто знает, где лучше переходящему, на земле или там, в Мире Надземном. Всякое горе лично и эгоистично, а в особенности же слёзы. Не об ушедшем горюют и не о нём печаль, но обычно о себе. Пора бы привыкнуть к мысли о том, что много, много раз каждый уже переходил этот порог, и нового тут ничего нет. При развитом сознании пелена забвения быстро спадает с глаз, и ранее уже знакомые условия Тонкого Мира быстро ассимилируются сознанием. Близкие там очень помогают этому процессу ассимиляции. Но оставшиеся близкие часто мешают неуместным горем своим. Уничтожаем всякий страх смерти. Снимаем с неё покровы загадочности, безысходности и таинственности. Смерти не Признаём. Смерть есть рождение в Новую Жизнь, более богатую возможностями, красотой и широтою, нежели земное существование. Хорошему сеятелю там нечего опасаться. Тот, кто подготовил сознание своё к этому переходу, по сознанию и пожинает. Ничто не кончается, но всё продолжается по линиям, установленным сознанием на земле. Поздно готовиться перед самым переходом. Вся жизнь человека, от первых дней, должна быть подготовкой к жизни в Надземном, ибо сеятели здесь, а жнецы там. На каждую мысль, на каждое чувство, на всё утверждённое на земле отзвук имеют в том мире, ибо то, что свяжете на земле, связано будет там, и что разрешите на земле, разрешено будет там. Светлые нити связей светлую карму в Надземном дадут, тёмные  тяжкую карму. Закон поругаем не бывает. Не Имеем только утешения для отрицателей жизни в том мире. Ибо отрицающий жизнь там смерти себя обрекает и действительно умирает для яркой и полной жизни вне тела. Каждая крупица знания об условиях пребывания по ту сторону несказанно облегчает это пребывание. Потому запасайтесь знанием заранее, отбросив невежественное отрицание. Материя беспредельна в видимых и невидимых фазах своего проявления. На всех планах человек имеет соответствующие этим планам проводники, и если он озаботился их оформлением, жизнь сознания развивается в зависимости от сделанных накоплений. На земле людям дано всё, чтобы подготовить сознание к неизбежному переходу, но если отбрасывается оно, то переходить не с чем. Для отрицателей жизни в Надземном утешения не Имеем.

1963. 27. (Янв. 16). …Прекращение или прерываемость сознания не означает прекращения жизни. Человек спит, сознание его не функционирует, но он жив. Точно так же и после смерти. Он может спать и в своём тонком теле, сознание не уявляется, но он жив. Перерывы в сознании отнюдь не означают смерть. Сам видел, как во сне живые люди спали в своих астральных телах, а ты во сне не спал, но действовал сознательно и как власть имевший. Видел ты также, как мальчик, умерший и спящий, и считавший себя слепым, так как был слеп на Земле, проснулся к сознанию по твоему приказу. Следовательно, в каких-то случаях сознание сохраняется. Первое условие  знание и опыт. Видел сам спящего после своей кончины Гуру, которого ты охранял. Близким Моим, ведомым Мною, отдых Даю на срок, чтобы затем пробудить в полном сознании. Но их положение особое  исключение из общего правила. Но отдых-сон нужен всем. Даже и это условие не распространяется в обычном понимании на Того, Кто Достиг непрерываемости сознания. Бессмертие  это одно, личное сознание  другое. Личное сознание смертно, так как ограничено одним воплощением. Не может быть физического сознания в теле астральном, оно претерпевает даже у живого человека, в случае выхода в этой оболочке, известные видоизменения. Достойно сожаления страстное желание умершего человека удержать своё обычное земное сознание в необычности надземных условий. Осколки воспоминаний и земных представлений могут создать призрачный мир земных пережитков. Печальное зрелище. На каждом плане и в каждом проводнике может жить живой и умерший человек сознательной жизнью, но при условии, если он приобрёл нужные знания и опыт, чего нет у обычных людей, большинство которых даже отрицает самую возможность жизни и сознания вне тела. Жизнь в Мире Надземном очень ярка и многообразна, но ПО СОЗНАНИЮ.

…Бессознательное пребывание в проводниках совсем не означает смерти пребывающего, то есть уничтожения его после смерти физического тела.

1963. 364. (Гуру). …Для кого-то смерть конец всему, а для кого-то  продолжение и обретение новых и ещё более близких возможностей, ибо поняли, что никакой смерти нет и что освобождение от тела не есть уничтожение, но рождение в новую жизнь, полную новых, чудесных возможностей. Тот, кто познал, что любовь сильнее смерти, нашёл узкую тропу, ведущую в Жизнь.

1964. 493. (Сент. 27). Даже когда человек спит, обычное сознание его не функционирует. Тем более неизбежно это явление, когда умирает тело. Отсутствие сознания совсем не означает смерти духа, ибо дух продолжает жить независимо от того, работает или нет его сознание. Многие умершие стоят, словно истуканы, в Мире Надземном, и тем не менее, дух в них живёт, чтобы вновь воплотиться и с помощью земного сознания снова накапливать опыт и проходить уроки жизни. Поэтому при освобождении от тела и у обычного человека, и у Адепта дух не умирает, хотя непрерываемость сознания сохраняет только Адепт. Понятно вполне, что телесное сознание не может продолжаться, если тело умирает. Следовательно, только сознание более высокого порядка, то есть сверхтелесное, может сохранить непрерываемость.

1965. 123. Всё своё ношу с собою. Всё ношу в себе. Всё действительно своё ношу с собой и в себе. И всё своё уношу с собою же в Мир Тонкий, когда умирает тело. Каково же это “своё” и что собою оно представляет? Что с собою беру, чтобы с ним и в нём пребывать? Вот об этом и следует думать, чтобы ненужного, вредного, тёмного ничего с собой не носить и не уносить в Мир Надземный.

1965. 300. (Июль 29). Естественная смерть физического тела по старости не сложнее, чем засыпание: проста, легка и безболезненна. Тело устало и износилось, и сознание, связанное с ним, исчерпало данные возможности плотного мира. Переход в Тонкий Мир у обычных людей происходит бессознательно. Сознание пробуждается после отдыха-сна, постепенно осваиваясь в совершенно новых условиях. Жизнь в Тонком Мире  по сознанию, сознания разнятся по своим накоплениям. Спело пожинают развоплощенцы от мыслей своих. Тускло существование нищих мыслью, особенно при сердце молчащем. Где мысль, там и сознание, там и “я”. Всё ныне и здесь. И данное окружение представляет для человека единственную реальность. Окружение создаётся магнитным притяжением энергий, собранных в ауре перешедшего. Устремление в этом случае имеет решающее значение. Так же и последняя мысль перед смертью определяет направление. Тот, кто твёрдо знает, куда он идёт и к кому, обычно доходит и получает желаемое.

…Каждый имеет, что хочет или то, чего страстно хотел. Хорошо переходить в этот мир без земных и телесных желаний, так как они не получают естественного удовлетворения.

1966. 89. (Фев. 8). …Элементы живого зерна, или семени, и зерна мёртвого, то есть не могущего уже прорастать, одни и те же, но живая невидимая сущность умершего зерна, которая несёт в себе будущее растение, уже покинула мёртвую оболочку. Снимок такого зерна при помощи высококачественной фотографии обнаружил бы в нём отсутствие световых излучений. Свет покинул мёртвую форму, унося с собою жизнь семени. Точно так же происходит и при смерти физического тела. Энергия и свет, дававшие ему жизнь, покидают его. Очень поучительно произвести сравнение между живым и мёртвым телом человека, чтобы определить, что именно покидает его при так называемой смерти. Признающих непрерываемость жизни не надо убеждать в бессмертии духа. Но отрицающие живут в мире призрачной очевидности, не признавая ярой действительности Тонкого Мира и возможности существования в нём вне плотного тела. Это отрицание, казалось бы, касающееся только самого человека, кладет тяжкий отпечаток искажения действительности на всю жизнь человечества на Земле, порождая насилия, войны, жестокость, эксплуатацию и порабощение целых народов и делая людей безответственными. Пока не будет принято Учение Жизни и не утверждено научно бессмертие духа, невозможно вызволить человечество из того тупика, в который оно зашло. Наука уже подошла к той границе, за которой бытие Незримого Мира становится неотрицаемым фактом. Науке препоручается сделать то, в чём не преуспела религия. Это время близко.

1966. 90. (М.А.Й.). …Если дух может существовать вне тела, то и энергии его продолжают свою активность, по принятому этим духом направлению. Так оно и есть в действительности. Освобождение от физического тела делает дух ещё более свободным в выражении и проявлении своих энергий. Ведь для кого-то смерть  воистину освобождение от ограничений плотного мира. Ведь не хочет понять человек, насколько связан он своим телом, которое надо передвигать, одевать, обувать, кормить и для которого надо строить жилище. Ведь всё это отпадает со смертью тела, которая действительно освобождает дух для возможностей надземной свободы. И только связанность и рабство у привычек тела и его потребностей, которые психически дух уносит с собою, мешают ему осознать радость свободы от тяжести плотной оболочки. Он считал её своим “я”, собою, и поэтому должен расплачиваться за своё заблуждение. Человеку даются возможности знать и добиться свободы, и только. Тупое отрицание мешает ему расширить сознание и сбросить с себя тяжкие цепи невежества.

1966. 189. (М.А.Й.). Правильно делаете, отрицая смерть. Конечно, тело умирает. Но ведь тело не дух. Об освобождении от тела следует думать с радостью и пониманием, стремясь взять от жизни земной весь тот опыт, который она может дать. Когда это получение исчерпано полностью, переходим в Мир Тонкий, чтобы и там приобретать и углублять уже опыт надземный. Учиться и здесь, и там. И плотный, и астральный, и ментальный миры  все это школа для духа. Учиться, учиться, учиться везде и всегда  пусть будет вашим девизом.

1966. 193. (Март 22). …Большинство не идёт, а бредёт через жизнь, не зная, куда и зачем. В этом трагедия современности. Нет ничего безнадежнее бессмысленного прозябания на планете. Коротки планы людей, и ограничены их интересы пределами одной жизни. Многие вовсе не думают о будущем, довольствуясь настоящим. Но настоящее мигу подобно, и нельзя продлить даже дня дальше его предела. Пытаются удержать приятность впечатлений их повторением. Но повторением притупляются впечатления, и астрал перестаёт реагировать на них с прежней охотой. Погоня за впечатлениями ни к чему не приводит, если отсутствует цель. Только понимание смысла земного существования даёт оправдание жизни. Без него смерть. Смерть в духе  горшее, что может постигнуть человека. Это о них, в духе умерших, Сказано было: предоставьте мёртвым хоронить своих мертвецов, вы же идите за Мною.

1966. 217. (Март 30). …Ведь давно уже сказано, что Царство Света берётся силою. Многие думают, что это не так, или вообще не думают об этом ничего. Они готовы в поте лица работать ради земных достижений, или удобств, или денег, но работать над своим совершенствованием не хотят, полагая при этом, что труды для земного благополучия заслуживают того, чтобы ими заниматься, но труды духа во имя того, чего нет на Земле,  ни к чему. Но кончается жизнь земная, освобождённый от тела дух вступает в Мир Тонкий, в условия, яро отличные от земных, вступает совершенно не подготовленный к ним. А так как жизнь духа на Земле сводилась к нулю и о расширении и обогащении сознания заботы не прилагалось, то нищим вступает человек в царство духа и жить там ему нечем. А земного нет ничего, кроме земных пережитков, которые подобны гирям пудовым, привязанным к ногам. Многие настолько отяготили себя земными пережитками, что продолжают тяжко в них утопать, окружённые призраками или шелухою бывшего земного окружения. Это несвободные духи, или связанные души. Свобода движения в Тонком Мире доступна не всем. Следует заранее позаботиться о посмертном существовании, которое более длительно, чем жизнь в плотном теле.

1966. 288. (М.А.Й.). Питание духа столь же необходимо для человека, как и питание тела, и даже ещё больше. Тело, лишённое пищи, умирает, так же возможна и смерть в духе лишённого питания. Ходячих мертвецов, в духе умерших, гораздо больше, чем кажется людям, ибо они и двигаются, и говорят, и пьют, и едят, и даже делают что-то, как обычные люди. Их много, этих живых мертвецов. Когда умирает тело, дух продолжает жить. Но когда умирает тело живого мертвеца, не имеет он жизни в Мире Надземном. Ему нечем жить там, где жизнь поддерживается силою Агни, накопленного и сохраненного ещё на Земле.

1966. 290. (Апр. 30). Многие умершие, переходя в Тот Мир, не осознают того, что они умерли и что окружение их изменилось. Происходит это по двум причинам. Первая  это незнание, вторая, и чрезвычайно важная, заключается в следующем: сбросив плотное тело, человек ощущает, что сам он от этого ничего не потерял из того, что он считает собою: его “Я”, он сам остался во всей своей полноте. После ампутации рук или ног человек продолжает их чувствовать и ощущать в них даже боль. Точно такие же ощущения, идущие как бы от физического тела, остаются в нём в виде пережитков его ощущений и после освобождения от тела, то есть после его смерти. Тела нет, а привычные ощущения остаются на какое-то время. И голод, и холод, и жажда тоже сразу не исчезают. Знание освобождает быстро от земных пережитков, но его надо приобрести. Трудно это сделать при отрицании возможности жизни вне тела. Нечто подобное происходит и при “второй смерти”, то есть при сбрасывании ставшей уже ненужной тонкой оболочки. Человек даже не чувствует, что он что-то потерял, так как весь он, он сам, его “Я”, уходит с ним выше. Он думает об этом не более чем о сброшенной старой одежде, пришедшей в негодность, ни на миг не отождествляя себя, своё “Я”, с нею. Потому смерть физического тела, смерть тонкого тела и смерть третьего  ментального  Мы Называем освобождением. Воистину, только в огненном теле Света, уже не сменяемом, дух получает свободу. Жизнь в теле Света обуславливается количеством и качеством элементов Света-Огня, накопленных человеком во время его земных воплощений, то есть в мире причинности. Ничего не собравший, ничего не накопивший будет нищ в Мире Света. Тот, кто ничего не посеял, ничего не пожнёт. Тот, кто посеял, пожнёт по соответствию с природой и качеством посеянных зёрен.

1966. 331. (М.А.Й.). Спросят, почему так много говорится о смерти, когда жизнь земная дана, чтобы жить на Земле и земным. Это верно, но жить на Земле осмысленной жизнью можно лишь при осознании всех трёх миров, нашего участия в них и понимании цели земных воплощений. При отрицании их земное существование превращается в нелепость. Кто же захочет примириться со своим полным и окончательным уничтожением. Живут бессознательно и не отдавая себе отчёта, но всё-таки ощущая, что дух не умирает. Живут потому, что мёртвыми никто не может представить себя, хотя рассудок их убеждает в противном. Живут, ибо не думают и не хотят думать о будущем. Но мы предлагаем помыслить, хотя бы ради того, чтобы не предать себя смерти. Жизнь и смерть  в духе. Смерть в духе страшнее, чем в теле. Живые мертвецы служат страшным свидетельством того, что смерть в духе возможна.

1966. 338. (Май 23). …Быть вместе всегда нелегко  столько отвлекающего. Но смерть неизбежна. Пусть мысли о ней помогут преодолевать неизжитое. Ведь не возьмём же с собой неизжитого груза. Если не освободиться здесь, то как же сбросить его там, где всё обостряется до предела и прельщения и обольщения усиливаются непомерно, приобретая живые и яркие формы. Воронки астрального мира неодолимо вовлекают в свой водоворот, а со дна уже не подняться. Так, враг, который в себе, должен быть поражён здесь. В Надземное надо свободным входить, ибо, что свяжете на Земле, будет связано там.

1966. 719. (Дек. 10). Умершие теряют сознание и погружаются в сон разной длительности. Потом пробуждаются от этого сна, восстанавливают сознание и пребывают в этом положении до погружения в состояние “нарастания”. Пребывание духа в сферах, ему созвучных, зависит от характера, степени и силы созвучия. По мере освобождения от земных пережитков меняются сферы. Освобождение сопровождается борьбою между полюсами притяжения ко тьме или Свету. Чем ближе к Земле, тем состояние сознания более объективно. Общих правил нет в характере восприятий Тонкого Мира, он  по сознанию. Устремление определяет характер и природу восприятий. Поезд двигается по проложенному на Земле направлению. Всё проложено собственными руками и собственными усилиями. Осознавший смысл и конечность предметов земных и вещей не влачит их с собою в Надземное. Звания, отличия, положение в обществе, дипломы и достаток и все прочие подробности жизни земной там не имеют значения. Но мысли и чувства, устремления и привязанности  имеют. И царствует над всем мысль. Ею и обуславливается характер пребывания в Мире Надземном и слои пребывания/

1967. 60. (М.А.Й.). Можно ли сетовать на Высшую Мудрость за то, что у человека периодически отнимается всё, что он считает своим, что связано с его телом и временной земной личностью смертной. Невозможно представить себе существование в одном и том же теле, в обычных земных условиях, скажем, тысячу лет. Такое длительное пребывание в одном и том же теле и в тех же условиях утомило бы сознание необычайно и отяготило бы его. Даже и сейчас люди не знают, куда девать свободное время. Как же быть тогда? Смена жизни и всех оболочек и обновление всего, что окружает человека, продиктованы целесообразностью, в ней Высшая Мудрость.

1967. 174. (Апр. 1). Человек очень часто отождествляет себя со своим физическим телом, считая, что это и есть он сам. Но мёртвое тело, из которого ушёл его хозяин, являет пример того, что тело само по себе, без владельца,  ничто. Это просто инструмент, или орудие духа, пока дух обитает в нём или пользуется им как футляром. Как часто эту временную оболочку принимают за внутреннего человека. Но можно представить себе, и довольно легко, что в данную оболочку вместо её настоящего обитателя вошёл дух какого-нибудь другого, выдающегося человека, героя, преобразователя, реформатора или учёного и как бы изменилось всё поведение данного лица. Это показывает чисто служебную и исполнительную роль физического тела и зависимость его от того, кто в нём находится. Это также указывает и на то, что, оставляя тело, человек уносит с собою всего себя, за исключением низшей триады, то есть самого тела, его физической энергии и энергии эфирного тела. Сам же внутренний человек, состоящий из оставшихся четырёх принципов, покидает своё земное жилище, или вместилище. Это смерть первая, за ней следует смерть вторая, когда дух сбрасывает вторую оболочку, состоящую из четвёртого и пятого принципов, унося дальше с собою часть пятого, то есть своё “Я”, освобождённое от астральной шелухи, чтобы в соединении с шестым и седьмым принципами составить Высшую Триаду, или свою Бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность, освобождённую от всех временных и смертных оболочек. Степень сознательности этой Триады зависит от того материала, который личность последнего земного воплощения собрала для Неё за земную жизнь плюс прочие накопления жизней, предшествовавших данной. Без таких накоплений ей нечем жить в Мире Высшем. Отсюда явствует, что смысл и цель земных воплощений не в том, в чём их обычно полагают люди, что они важны не сами по себе, но как средство и возможность собирания элементов бессмертия для духа, для его сознательного пребывания в Мире Надземном. Обо всём этом Говорилось не раз, но, несмотря на это, очевидность всё ещё заслоняет собою действительность и заставляет принимать за реальность преходящие видения Майи земной. Сменяя старую, изношенную одежду на новую, человек о ней, о старой, не думает и не жалеет, а, наоборот, радуется. Точно так же знающий не горюет о старом, больном и изношенном теле, которое покидает, но радуется освобождению. Не горюет он и о шелухе тонкого тела, сбрасывая его для жизни в более высоких сферах пространства. Знание даёт спокойствие и радость встречать явление смерти, как смерти первой, так и второй.

1967. 230. (Апр. 24). Поздно начинать готовиться к переходу в Мир Тонкий перед самой смертью. Нужно готовиться заранее, а лучше всего быть готовым всегда, ибо не ведаете ни дня, ни часа, когда придёт ваше время. Состояние постоянной готовности вовсе не требует того, чтобы оставить Землю и земные дела, и забыть о нуждах и страданиях людей, и не оказывать им помощь. А состоит она в том, чтобы в каждый момент являть лик, достойный сотрудника Света, и не позволять низким мыслям, чувствам и переживаниям овладевать сознанием и заменять Свет, который внутри, тьмою. Светоносная аура являет собою знак высокой готовности ко всему, что может выпасть на долю человека при жизни его на Земле. Эта же светоносная аура поможет ему, не задерживаясь, миновать низшие слои астрального мира, она же вознесёт его в Светоносные Сферы. Свет, который внутри, нужен и на Земле, и в Мирах. Вот почему главная забота о том, чтобы не позволять ничему угашать это незримое сияние. Разве можно за временную поблажку или потворство тому, что подлежит изживанию и очищению, отдавать высшее сокровище духа  свет, который есть в нём. Тяжка судьба неочищенных духов в Мире Надземном. Но очиститься нужно ещё здесь, на Земле.

1967. 319. (М.А.Й.). Если рассматривать земное воплощение как подготовку к более длительному Надземному пребыванию, то закатные годы жизни становятся наиболее ответственными в этом процессе. Сознание подготавливается к переходу в Мир Тонкий, стремясь освободиться от наростов земных и всего того, чего нельзя взять дальше с собою. При этом обычно переносят центр тяжести на вещи и собственность, упуская из виду, что земные привычки и наросты опаснее вещей. Вещи так или иначе остаются на Земле, но привычки и наросты земные могут последовать за человеком и дальше. Освобождение от них много труднее. Освобождение  в духе. Можно просто спрашивать себя, и почаще, что действительно нужно взять с собою в путь дальний и что будет бесполезною поклажей и грузом, тянущим к Земле. Этот груз не позволит подняться в светоносные слои Надземного Мира.

1967. 354. (Июнь 21). …Осознание контакта зависит от многих условий, но обращённую к отошедшим мысль они чуют обычно всегда. Молитвы об усопших доходят до них. Памятование об отошедших укрепляет связь с ними. Правильно поступаете, почитая умерших живыми. Ведь спящего человека не считаете мёртвым и знаете, что мысли, посылаемые заснувшему человеку, его достигают. Это ответ на вопрос, стоит ли посылать мысли только что отошедшим, если их земное сознание потухает в момент смерти. Помните, что мысль не пропадает в пространстве и, посланная с определённой целью, приносит свои результаты.

1967. 415. (М.А.Й.). Обратите внимание на то, что многие явления и отношение к ним приходится пересматривать заново. Люди сетуют на старость, утечку энергии и постепенное падение жизнеспособности. Между тем как старость  это естественное явление, приходящее в нормальных условиях к такому состоянию, когда переход в Мир Надземный совершается просто, легко, безболезненно и естественно. Такой должна быть обычная смерть. Но редко кто так умирает. О кончине тихой и мирной молятся люди, но при этом поведением своим и жизнью своею не допускают такой возможности. Кроме того, утончённые организмы часто страдают и болеют от того, что находятся в тисках злобного и невежественного окружения и отравляются излучениями низких сознаний. Много незримых отравлений и много психических убийств. Отрицается мысль, несущая на концах своих стрел жизнь или смерть.

1967. 425. (Июль 27). Мысль  дитя духа. Тонкое тело не имеет физического мозга, и, однако, при выделении его мысль напряжённо действует в нём. Действует мысль, и действует сердце, и действуют вне физического тела. Пульсация сердца  очень характерное и значительное ощущение при выделении тонкого тела. Это говорит о многом. Все ощущения идут через тонкое тело и сосредоточены в нём. Плотное само по себе ничего не ощущает. Стоит духу покинуть физическое тело, как оно утрачивает способность чувствовать и ощущать. Всё  в духе. Так же лишается хозяина и тонкое тело и начинает медленно разлагаться, когда дух покидает его, и наступает смерть вторая. Сбрасываются и умирают все оболочки, когда время приходит для духа с ними расстаться. Поэтому следует центр сознания переносить чаще в область духа, понимая при этом, что все окружения оболочек, и плотное и тонкое,  временны. Только дух вечен, и его несменной одеждой является только огненное тело, тело Света. Его можно строить и оформлять навсегда. Сознание, перенесённое в его сферу, уже не утрачивается при смене оболочек и становится непрерываемым, то есть дух достигает ступени сознательного бессмертия. Конечно, дух бессмертен и вечен, но это бессмертие  бессознательное, и нет в нём никакой заслуги. В Тонком Мире такой вечный дух может стоять неподвижно, словно каменный истукан, и находиться в состоянии бессознательности. Говорю о сознательном, заработанном, достигнутом долгим трудом и усилиями состоянии непрерываемого сознания, не прерываемого смертью тела и сменой оболочек. Такое бессмертие является благословением для Духов Высоких и проклятием для колдунов и сильных тёмных сущностей, ибо усиливает их возможности погружения во тьму, со всеми её ужасами и деяниями. Лучше быть после смерти тела погруженным в бессознательный сон, чем сохранять сознание, и видеть чудовищные нагромождения низших слоёв астрального мира, и быть увлекаемым в сильные вихри и воронки зла, магнитно притягивающие всё злое в свою орбиту. Низшие слои заразительны ужасно и много прельщений и обольщений могут скрывать под своими внешне обманчивыми формами. И горе неочищенному сознанию, сохранившему в себе элементы зла и удержавшему какую-то степень осознанности при переходе в другой мир. Смерти нет, но надо понимать, что такое бессмертие и как достигается оно человеком в процессе эволюции духа.

1967. 503. (Гуру). …Правильно, что полны надежд и ожиданий, когда начинаете размышлять о смерти. Для кого-то это конец, а для кого-то начало новой, чудесной, полной неограниченных телом возможностей жизни. Так, два человека могут думать о смерти, но какая же разница в том, как они это делают.

1968. 52. (М.А.Й.). Накопленное сокровище Агни берётся с собою в Мир Тонкий после смерти физического тела. Жизнь в Мире Надземном зависит от качества и количества Агни. Это двигательная сила духа. От неё зависят свобода и быстрота движений и полётов. Можно целью жизни своей на Земле поставить накопление Агни. Каждое движение человека во всех его проводниках расточает или умножает огни. Некоторые убийственные настроения человека, и особенно уныние, подобны открытым клапанам парового котла  через них утекает драгоценная энергия. Следует особенно опасаться пагубных настроений. Бодрость, и радость, и осознание неисчерпаемости сил духа и его неуничтожаемости помогают аккумулировать огненную энергию.

1968. 79. (Фев. 11). Знание будущих условий в Тонком Мире чрезвычайно важно для того, чтобы взять с собою именно то, что нужно, и ничего лишнего. Если человек, крепко сросшийся со своей земной собственностью, уходит в Мир Тонкий, то и собственность его, кристаллизованная в виде мыслей в его сознании, следует за ним и продолжает находиться при нём, ибо на Земле чувство собственности живёт в самом человеке, но не где-то вне его. Много ненужного для тонкого пребывания мысленного багажа берется с собою туда. И очень важно заранее уже распределить, что нужно взять обязательно и что оставить. Земные пережитки являются там очень тяжёлым грузом. Даже на Земле тяготят ненужные вещи. Какой же обузой являются они там. Под ненужными предметами подразумеваются также и многие психические продукты, и образы мыслей, выкристаллизованные в сознании долгим сожительством с ними. Некоторым трудно сбросить с себя даже привычную одежду, которую долго носили при жизни или которая крепко вросла в сознание. Так же врастают и многие привычки, особенно привычки мышления. Сказано ведь давно: “Если не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное”, в Мир Надземный. А дети указаны потому, что свободны от всего того, чем обычно отягощен человек.

1968. 130. (М.А.Й.). …Не огорчайтесь трудностями и отягощениями обстоятельствами. Именно они помогают вашему поступательному движению. То, что является страданием для тела или горем для личности, может оказаться благом для духа и силой, устремляющей его мощно вверх. Мерки духа и мерки тела различны. Для одних  испытания и трудности, для других  радость и прилив новых сил; для одних  ужас и смерть, для других эта смерть – долгожданное освобождение и переход в Мир Тонкий, прекрасный, и осуществление всех своих самых дерзновенных мечтаний. Так разнятся отношения людей к одним и тем же явлениям жизни. Ибо сам “человек есть мера вещей”.

1968. 182. (М.А.Й.). К явлению сна после смерти физического тела надо относиться как к необходимости, столь же неизбежной и нужной, как и сон обычный обычного земного жителя. Сон  это отдых и возможность почерпнуть новые силы. Люди устают как на Земле, так и в мирах и нуждаются в отдыхе, особенно перед переменой надземных своих состояний, то есть при переходе, скажем, из мира астрального в мир ментальный. Точно так же и при рождении в мир плотный человек погружается в состояние бессознательности. Погружаясь в обычный земной сон, человек не боится себя потерять, точно так же и периоды сна в надземных состояниях не угрожают человеку потерею жизни. Этими явлениями управляет Закон великой целесообразности.

1968. 245. (М.А.Й.). …Только расставаясь с телом, понимает человек, насколько ненужным становится вдруг всё то, что он до этого момента считал необходимым, важным и значительным. В эти минуты может произойти переоценка всех ценностей. Но даже и это редко бывает. Уходят отягчённые земными пережитками и ненужным хламом. Тех немногих, которые осознали всё это и говорили об этом, считали чудаками, сумасшедшими, шарлатанами. И голос их оставался голосом вопиющего в пустыне. Сейчас мир снова поставлен перед проблемой переоценки всех ценностей, и снова люди тупо и невежественно восстают против истины жизни и признания жизни духа основой всего. И если раньше можно было отмахнуться от этого знания и продолжать жить во тьме, то теперь, на смене двух Юг, это уже невозможно. Придётся либо войти в новую Эпоху Огня, признав Основы, либо исключить себя из эволюции и стать Космическим сором. Сейчас середины не будет. Два фокуса притяжения сознаний действуют мощно: полюс Света и полюс тьмы, и выбор возможен только того или другого. Великое разделение никому не позволит оставаться в стороне. Решается участь планеты, а с нею и каждого духа, живущего на ней и связанного с нею.

1968. 265. (Май 8). Хорошо и полезно временами помыслить о том, чем отличается воплощённое состояние от развоплощённого, и запечатлеть это различие в памяти. Отправляясь жить на далёкий Север или в тропики, человек учитывает различие условий, и приспосабливается, и готовится к ним. Вот такое же ясное представление необходимо иметь и о путешествии более далёком, о переходе в мир других измерений. Не удивляйтесь, что приходится так много об этом говорить  слишком уж далеко земное сознание от понимания Надземного Мира. Чудовищна неподготовленность людей, переходящих туда. Сколько ненужного хлама приносят с собою, и загромождают им пространства Тонкого Мира, и обезображивают его, вместо того чтобы украшать. Красота как земного, так и надземного сада во многом зависит от человека. Если теперь отравляют и загаживают свой земной дом, свою планету, то то же самое делают и с теми слоями пространства, которые доступны воздействию непросвещённых сознаний.

1968. 286. (Май 18). Когда человек умирает, перед его мысленным взором в величайшем порядке и последовательности проносится в ярких картинах вся его жизнь, до мельчайших деталей включительно. Этот процесс непроизволен, и власти над течением его человек не имеет. Объективное сознание затухает, и воля не может влиять на процесс. И то, что звучало в жизни человека особенно напряжённо и сильно, те лейтмотивы, на которых разыгрывалась его жизненная симфония, и будут продолжать звучать для него сильнее всего и в его послесмертном существовании. Всё же остальное забудется и отступит до момента, очень далёкого момента, когда вспомнится всё. Над этими лейтмотивами, яро запечатлёнными духом, последний власти уже не имеет, и они будут разворачиваться, расширяться, развиваться и звучать по заложенному в них направлению. Их отличительная особенность заключается в дедуктивном развитии мышления, которое продолжается от принятых предпосылок. Как выпущенная стрела, или снаряд, или поезд по колее, оно движется по заданному курсу. Посмертное состояние характерно субъективностью мышления, которое по природе своей дедуктивно. В земной жизни, в мире причин, господствует индуктивное мышление, и воля может диктовать свои решения. В своей подсознательной деятельности человек всё же исходит из предпосылок, принятых в бодрствующем состоянии. Он, если захочет, многое может изменить сознательно волей. В послесмертных условиях этой свободы нет. Каналы продвижения мысли и творчества, установленные при жизни, дедуктивно устремят его по своим руслам, и то, что осталось в его сущности наиболее звучащим и ярким, повлечёт его и далее к логическому завершению начатого. Изживание и искупление ярких проступков, совершенных при жизни, заключаются в том, чтобы ещё на Земле настроить сознание так, чтобы даже и возможность их повторения исключалась бы совершенно и полностью. Всё надо завершить и очистить, пока ещё в теле.

1968. 427. (Авг. 11). Одни люди говорят о смерти и признают её. Другие её отрицают и готовятся к смерти. Какая нелепость даже в самом словосочетании “готовиться к смерти”, когда в действительности надо готовиться к жизни, к жизни в Надземном, вне тела. Так перевёрнуты вверх ногами в человеческом понимании многие представления. А когда-то давным-давно всё было иначе и люди знали о внетелесном пребывании. Но погружение в материю стёрло память о прошлом. Однобокое миропонимание породило соответствующие условия жизни. Верования стали формальными и догматическими и перестали влиять на жизнь. Действительность заменилась вымыслами и умственной спекуляцией. Конец Кали Юги наполнен тупыми отрицаниями, человеконенавистничеством и жестокостью. То, что видите вокруг, очень характерно для конца уходящего века. Выход из тупика  в будущем, которое освободит человечество от самовверженных уз.

1969. 94. (М.А.Й.). Даже и тогда, когда связь в духе сильна, о памятных днях следует помнить. Памятование только усилит её. Слишком уж легко забывают земляне обо всём, что уходит из поля их плотного зрения. Ушедшие чуют вибрации этого памятования, если оно сопровождается мыслями, согретыми сердечными чувствованиями. И даже равнодушие, недоброжелательство и злобу чуют они. Энергия мысли принадлежит всем мирам, и границ плотных для неё не существует. Мы знаем, кто нас забыл и кто помнит. Будущее слагается мыслями и чувствами текущего дня.

1969. 95. (М.А.Й.). Нас не забывших не забываем и мы. Мы их встретим. Их устремление к нам и наше ожидание создадут нужные условия. Мы место для них подготовим, чтобы было куда им прийти. Возвращение в Дом Отчий  взаимная радость для тех, кто вернулся, и для тех, кто встречает.

1969. 118. (М.А.Й.). Да! Сказано в Учении многое и о многом, но не до конца и не всё, ибо никогда не даётся “исчерпывающая формула”. Поэтому и о переходе в Тонкий Мир, и о послесмертном состоянии человека Сказано столько, сколько необходимо, чтобы освободить людей от страха смерти и указать на жизнь после смерти. Другая причина в том, что ощущения и переживания индивидуальны, и можно дать только обычную характеристику этого состояния. Крайности не дадут представления о том, что переживает человек среднего уровня. Одно несомненно: человек яро пожинает плоды своих желаний, мыслей и устремлений. Следствия их неизбежны, и именно в той степени, в какой они запечатлелись в сознании в последний раз и после этого пересмотрены уже не были. И именно печать последнего утверждения накладывает на них черту неизбежности, и человек там, в Надземном, реагирует на них согласно отношению, проявленному к ним в последний раз при жизни земной. Вот почему весь багаж, имеющийся в сознании, следует пересматривать от времени до времени, безжалостно выбрасывая всё, что не соответствует уровню достигнутой духом ступени. И тогда стражи Порога уже не опасны, и тогда дух, к Свету восставший, может сказать: “Порождения стихий, не боюсь вас, не можете пресечь путь, мне предуказанный”.

1969. 182. (М.А.Й.). Перешедший в Мир Тонкий идет к тем, к кому хочет идти, и пребывает с тем, с кем хочет пребыть. Определяет направление последняя мысль, превалирующая в сознании умирающего над всеми остальными. Обычно превалируют те мысли, которые были сильнее всего в течение жизни. Очень многое зависит от того, чтобы устремиться сознательно. Лучше всего заранее утвердить в своем воображении некоторые подробности будущего. Даже одежду можно приготовить соответствующую. Ни фрак, ни цилиндр, ни шляпы не будут космичны. Значит, об этом следует подумать. Хорошо в сознании отделить все то, что там нужно, от всего того, что там совершенно излишне. Сколько всего надо с собою брать, чтобы переехать из города в город. Но все это в Надземном совершенно не нужно. Но что-то абсолютно необходимо, без чего существование там становится трудным и даже невыносимым. Например, благодушие. Если взять вместо него раздражение, злобу, ненависть, недовольство или страх, то с этими качествами там пребывать будет тяжко. Так, готовясь к послесмертному существованию, нужно о многом подумать и многое предусмотреть.

1969. 329. (М.А.Й.). Люди молятся о кончине безболезненной, тихой и мирной, ибо при этих условиях человек всё же как-то может приготовиться к смерти, то есть к переходу для жизни в другом мире. Подготовка эта важна тем, что легче будет осознать там смерть своего тела. Хорошо переходить с ясной и чёткой мыслью о том, что сбрасывается плотная оболочка и сознание, и его обладатель переходят полностью в своё тонкое тело. Тонкое тело всё то же, что было и при жизни физического тела, только претерпевает оно некоторые видоизменения, благодаря которым выделившееся тонкое тело живого человека и человека умершего различаются. Подготовка к переходу позволяет отнестись к процессу сознательно, не подвергаясь шоку неожиданности. Внезапная смерть несёт с собою много неудобств и сложностей. Правильнее называть смерть переходом, ибо слово “смерть” обозначает то, чего нет в действительности. Всею силою духа надо стремиться к тому, чтобы сохранить непрерываемость сознания. Но разве отрицатель бессмертия духа это поймёт или незнающий в это поверит? Сведенборг беседовал с так называемыми умершими, и для такого сознания смерть, то есть переход в Мир Тонкий, почти незаметен, ибо оно входит в мир, ему давно хорошо знакомый. Утверждение и осознание обоих миров должно происходить во время земной жизни. Тогда переход Великих Границ значительно облегчится.

1969. 456. (М.А.Й.). Вопрос о том, как с наибольшею пользою провести оставшиеся дни жизни своей на Земле. Каждому определён свой срок. И каждый день творит человек причины, следствия которых уявлять будут себя в Мире Надземном. Каждая причина породит следствие в соответствии со своей природой. Обычные люди даже и не мыслят об этом. Но ученик, знающий действие Закона, зорко очертит круг каждого действия. О том, что было допущено раньше, не будем слишком тужить, но над тем, что делаем теперь, и как поступаем, и как мыслим и чувствуем, над этим следует поразмыслить и утвердить крепкий контроль. Каждое более позднее действие накладывает свой отпечаток на предыдущее. Силою очищенной мысли многое можно исправить и видоизменить в том, что ошибочно, или по неведению, или по слабости воли допускалось в прошлом. Очень полезен пересмотр прошлых наслоений с целью удалить всё не совместимое с достигнутой ступенью духа. Хорошо, когда контроль сопровождается такой самопроверкой. Тот, кто имеет контроль над собой, не нуждается в стороннем контроле.

1969. 517. (М.А.Й.). Освободившись от плотного тела, человек в каждой из последующих Лок выявляется в соответствующей оболочке, которая растёт, развивается, стареет и затем сбрасывается за ненадобностью. К этому быть надо готовым, как готовятся к смерти физической, вернее, к жизни в Надземном, точно так же и там надо знать о неизбежности освобождения от тонкого и ментального тел. Это упрощает процесс.

1970. 69. (М.А.Й.). Все так заняты собою и своими делами, что им не до Света и не до вопросов духа, времени и так не хватает, чтобы управиться с огромной массой мелких житейских хлопот и забот. Люди полны мелкой занятостью. Смерть ей полагает предел. Но что же с собой взять туда, в Мир Надземный тем, кто не позаботился о ценностях и накоплениях непреходящих сокровищ духа, не отъемлемых даже смертью?

1970. 117. (Фев. 19). Когда мираж личности рассеивается и представление о себе как о малом земном «я» данного воплощения исчезает, человек этого почти не замечает, так как своё «Я» и самого себя он ощущает так же ярко или даже более ярко, чем раньше.

…Тело физическое сбрасывается и превращается в прах. Эфирный двойник растворяется. Низшая триада полностью исчезает. Низшая дуада, состоящая из четвёртого и пятого принципов, становится шелухою, сосредоточившей в себе все психические и астральные свойства земной личности, но лишённой ясности и полноты сознания и способности мыслить свободно, ибо смутное, рефлекторное и автоматическое мышление шелухи, подобно попугаю, может только полусознательно бормотать то, что делал человек сознательно, когда жил на Земле в теле.

…Важно очень понять, что не умирает в человеке и что именно подлежит смерти. Элементы непреходящего не умирают и остаются с ним навсегда, всё же земное, связанное с личностью, обречено на смерть. Астральная шелуха тоже растворяется постепенно в пространстве. Но Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность продолжает жить сознательной и полной жизнью, если сброшенная и исчезнувшая земная личность собрала и накопила для Неё достаточно материала для Её сознательной жизни в Надземном. Если нет, Она воплощается снова и снова порождает новую личность, чтобы через её посредство собирать в новой жизни земной элементы бессмертия, столь нужные ей для жизни на Высших Планах Бытия. Поэтому очень важно, живя на Земле в плотном теле, научиться отделять в своём сознании преходящее от непреходящего, временное от вечного, телесное от духа и помнить, что с собою в будущее можно взять только то, что от духа, что от непреходящего, всё же остальное придётся оставить.

1970. 162. (Март 8). Стареет тело, но не стареет дух. Когда дух достаточно освободился от власти тела, старость не ощущается. Ощущение старости  явление физическое. Дух этих ощущений не знает. Дух вечно юн. Сбросить старое тело  радость и освобождение для духа, ибо старое тело имеет свои ограничения. Знаете, что Наши люди и стареют, и болеют, но, достигшие известной ступени, внутренне не подчиняются этим явлениям, сохраняя ясность сознания и бодрость духа.

1970. 207. (М.А.Й.). Готовясь к жизни в Надземном, можно утвердить целый ряд намерений и задач, подлежащих выполнению в условиях внеплотного существования. Пределы возможностей последнего раздвигаются очень широко и ограничены только лишь широтою мысли и границами вместимости сознания. Поэтому задачи можно ставить очень широко, совершенно не считаясь с тем, что было возможно или невозможно на Земле при жизни в физическом теле. Уверенность в том, что жизнь продолжается после смерти тела, даёт жизнь. Уверенность и знание, что невозможное на Земле осуществимо в Мире Надземном, раскрывают широко двери ко всем достижениям, ибо несёт вперёд мысль. Но утвердить направление мыслей и наметить сферы надземной активности духа надо, и лучше всего,  пока ещё на Земле. Трудно неподготовленному духу начинать складывать своё миросозерцание в Мире Надземном, в мире следствий жизни земной, когда там приходится уже пожинать плоды посева земных зёрен, то есть психических зёрен, заложенных психодуховной активностью человека, когда жил он в физическом теле.

1970. 247. (Апр. 18). Чёткость и законченность мыслей, касающихся Учения, явленные во сне, показывают, насколько в Тонком Мире сильны мысли, принятые и утвержденные в бодрствующем состоянии. Они будут сопутствовать ушедшему с плана земного и после освобождения от плотного тела. Это его друзья или враги, в зависимости от природы этих мыслей. Соблюсти мысль  основное задание ученика. Мысленные накопления  его неотъемлемое достояние. Именно не случайные, но продуманные мысли становятся спутниками перешедшего в тот мир духа.

1970. 248. Напутственные молитвы об отходящем с Земли говорят о нужности напутствия. Действительно, можно напутствовать вновь перешедшего в Мир Тонкий, как бы намечая его первые шаги. Конечно, истинное напутствие сообразуется с характером и природою освободившегося от тела духа. Хороши и молитвы. Проснувшись от сна (после ухода в Тонкий Мир), он может реализовать посланные ему мысли, и они облегчат его путь. Часто умершие являют полную растерянность и неумение ориентироваться в новой обстановке. Напутствие может многому помочь и многое облегчить.

1970. 249. (М.А.Й.). Люди, в большинстве своём, уходят в тот мир совершенно не подготовленными к его условиям. Помощь со стороны тех, кто знает, будет весьма нужной. Помогайте везде, где можете помочь, где может мысль пролететь.

1970. 325. (Май 23). …Мысль о неизбежности конца ещё может образумить кого-то, но число их невелико. Рушение плотного мира, которого нельзя избежать при освобождении от физического тела, для неподготовленного человека является драматичным. Потому упорно и настойчиво Подготовляем подошедших к Учению к естественности и необходимости перехода в Мир Тонкий и к особенностям и своеобразию внеплотного существования. Всё это много проще, чем кажется. Ибо «смерть не страшнее стрижки волос».

1970. 786. (Гуру). Правильно поступаете и мудро, утверждая отсутствие смерти и обращаясь с дорогими ушедшими как с живыми. Этим строите крепкий мост связи, по которому к ним и придёте и будете вместе и в духе, и в жизни. Преодолеть страх смерти  это уже победа. Отвержение смерти есть утверждение жизни. Не смерть, но жизнь царствует в Космосе.

1971. 395. (М.А.Й.). Первое благое следствие условий жизни тяжёлой  это то, что отрыв от Земли при переходе в Мир Тонкий лёгок и прост: нечего жалеть. Ни с чем не жаль расставаться: ни с людьми, ни с надоевшими стенами, ни с опостылевшими трудностями. Отсутствие привязанности к окружающему  ценнейшее качество ученика. В случае болезней изболевшее тело оставить будет радостным освобождением. Так, помимо всего прочего, весьма полезного, что они дают, будем помнить, что неприятные трудности жизни земной являются условием, яро освобождающим дух от цепей плотного мира.

1971. 516. (Гуру). Для кого-то загадка или тайна смерти уже разрешена. Будучи ещё в теле, человек уже знает, что смерти нет, что смерть  это величайшая иллюзия человечества, что смерть тела совсем не означает смерти того, кто живёт в нём. Будучи в теле земном, он уже не раз переходил в своём тонком теле в Мир Надземный и убеждался, что именно в нём живут те, кого люди считают умершими.

1971. 694. (Нояб. 12). После освобождения от тела человек напрягается на ключе тех переживаний, которые были особенно напряжёнными в последнем его воплощении. В его воле принять их или отвергнуть, но встретиться с ними лицом к лицу всё же придётся. Возвращаются они и при жизни земной, и погружение в них или отбрасывание их утверждает его отношение и в послесмертном состоянии. Для йога в прошлом сжигается всё, что не соответствует избранному им пути. И потому погружения в прошлое он не допускает. Под погружением в прошлое подразумевается такой процесс, когда прошлые астральные переживания и неизжитые свойства овладевают вновь сознанием, затягивая его в круг безысходности, в то, от чего он, казалось бы, должен уже давно освободиться. Каждое такое переживание прошлого служит для него как бы экзаменом его действительных достижений. Чем связывает себя на Земле, тем же связан он и в Надземном, от чего не освободился ещё на Земле, с тем и пребудет и после.

1971. 792. (Дек. 21). Если об умерших говорить нехорошо, можно навлечь на себя сильного врага из Тонкого Мира. Но если говорить хорошо, то можно привлечь и друга. Можно даже завязать «дружбу» или «знакомство». Можно установить новые, добрые отношения с дотоле незнакомым человеком и потом, при переходе в Мир Тонкий, встретить там нового друга. Симпатии и антипатии, возникающие по отношению к тем, кто уже перешёл Великие Границы, имеют большое значение для надземного пребывания. Только не надо делать врагов. От нежелательных сущностей следует просто отгородиться. Но располагающих, и влекущих к себе, и возбуждающих симпатии, уважение или любовь можно удержать, мысленно посылая им добрые мысли и чувства. Об установлении связей подобных можно подумать, ибо много неповинно преследуемых, замученных и убиенных уходят из мира земного. И так мало знающих, кто именно от Земли им мог бы помочь. А помощь такая весьма реальна и существенна. Слова «о покое моём помолитесь» содержат в себе глубокое значение. Если похвала или осуждение умершего так сильно могут влиять на взаимоотношения людей, то доброе памятование об отошедших будет для них благословением. Радуются они при каждом добром о них поминании. Раданица, день, посвящённый усопшим, тоже не без значения. В сущности говоря, отошедшие в тот Мир есть, но нет мёртвых. Дух не умирает, и смотреть на отошедших как на продолжащих жить в духе будет показателем знания Основ.

1971. 793. (М.А.Й.). «О милых спутниках, которые сей свет своим присутствием для нас благословили, не говори с тоской: их нет, а с благодарностию  были». В слова поэта можно внести некоторый корректив и сказать, что не только «были», но есть и будут до тех пор, пока сердечные чувства к ним будут гореть в сердце. К сожалению, не только добрые чувства, но и злые, такие как ненависть, тоже не умирают и тоже связывают крепко ненавидящих друг друга людей. Потому будем очень осмотрительны с теми чувствами, которые живут в нашем сердце, чтобы не отяготить ни других, ни себя. Ненависть и любовь не умирают, если переносятся в Надземное.

1972. 28. (Фев. 17). Притяжения земные очень сильны. Необязательно они дурны, но сила их связывает крылья духа. Никогда не оторваться бы от Земли, если бы не неизбежный переход в Мир Тонкий и освобождение от плотного мира. Но привязанность человека к земному столь велика, что даже и там требуется порою немалое время, чтобы избавиться от земных пережитков. Недаром же люди носили вериги и власяницы и изнуряли себя постом и молитвою, лишь бы только освободиться от власти плотного мира и тела над духом.

1972. 216. (Май 8). Трудно совместить несовместимое: суету жизни и дела обывательские с величием Беспредельности. Но даже и они имеют смысл и значение, ибо приводят дух к осознанию их преходимости и невозможности ими жить и в них погружаться после перехода Великих Границ.

…Конечно, свобода  в духе. Двое могут жить рядом, выполнять одну и ту же работу и быть  один свободным, другой рабом. Об освобождении многие мечтают. Первым шагом к нему будет осознание ограничений тела-тюрьмы и рабской зависимости мышления от внешних условий. Даже скорлупа ауры  уже ограничение. Трудно пробить её и выйти на Космический простор. Но осознание плотных пределов уже породит стремление выйти за их границы. Осознающий своё рабство в цепях плотного мира ближе к освобождению от них, чем не осознавший. Осознавший освобождением будет считать смерть и радоваться возможностям надземной свободы. Не осознавший перейдёт в Тонкий Мир связанным по рукам и ногам, ибо что свяжете на Земле, будет связано на Небесах, то есть в Тонком Мире. Цель жизни есть самопознание человеком свойств и возможностей своего духа, заключённых в глубинах его.

1972. 218. (Гуру). …Перед смертью принято всё имение своё завещать или передавать кому-то. Почему? Чтобы в сознании освободиться от пут земной собственности и переходить в Мир Надземный свободным. Но, кроме связанности вещами, есть ещё связанность психическая. Она более опасна, и от неё труднее освободиться, чем от власти собственности. Она коренится в сознании, и её, не осознав, невозможно отбросить. Суеверия, религиозное изуверство, фанатизм и нетерпимость, всевозможные заблуждения, ложные теории и науки  всё это связывает мысли человека крепкими путами. Невозможно даже представить себе, в каких психических оковах живёт обыватель! Путь Йоги есть путь освобождения человека от всех видов рабства.

1972. 227. (М.А.Й.). Мы, отошедшие, всегда чувствуем мысли, направленные к нам со стороны воплощённых, и реагируем на них, радуясь или огорчаясь. Потому об отошедших в Мир Тонкий всегда следует мыслить или говорить благожелательно. Особенно болезненно действует осуждение. Лучше уж совсем не поминать, нежели осуждать умерших. Недаром мудростью заповедано: «de mortuis aut bene, aut nihil» (О мёртвых или хорошо, или ничего – (лат.)). Сказавший это знал, что люди, перешедшие Великие Границы, остро чувствительны к мыслям о них от воплощённых. Доброе памятование о них им радостно и приятно. Добрым мышлением можно там приобрести друга или укрепить бывшую дружбу земную, или, наоборот, осуждением  приобрести врага. Следуйте неуклонно совету доброжелательного отношения к отошедшим и тогда в Мире Надземном встретите больше друзей.

1972. 349. (М.А.Й.). …Устремляется мысль, идущая от сердца. Она не ограничена расстоянием, как мысль мозговая. Энергия сердца, устремлённая пламенно, прободает или пронзает пространство. Она проникает свободно в Мир Тонкий и может касаться его обитателей. Памятование об умерших очень для них благодетельно, если мысли памятующих светлы и возвышающи. Некоторые обряды, связанные с этим, полезны, если не совершаются бездушно, то есть без участия сердца. Мысли от Света свободны, ибо не знают преград и достигают тех, к кому устремлены.

1972. 374. (Гуру). …Накопления Чаши составляют истинную, вечную, нетленную собственность духа. И когда все устремления его направлены на собирание этих истинных сокровищ, путь его светел и прям. Представьте себе богатейшего миллиардера на одре смерти и поймите, что если духом он нищ, то нищим войдёт он и в Мир Тонкий, несмотря на все свои миллиарды. Стоило ли их накоплять, чтобы в конце концов остаться ни с чем! В Учении Сказано: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Это и будет «владением без чувства собственности», то есть свободным от власти вещей над сознанием.

***

Тонкий Мир

[Часть 1. Великий Переход]

[Часть 2. Реальность Тонкого Мира]

[Часть 3. Распределение людей в Тонком Мире по слоям]

[Часть 4. Условия Тонкого Мира – мысль творит]

[Часть 5. Человек в Тонком Мире]

***

Источник:  Этико-философский журнал “Грани Эпохи” № 82 / Лето 2020

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий