Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » Татьянин день. Алексей Селищев

769 просмотров

2621-62

25 января все студенты (возьмём шире – люди, всерьёз занимающиеся своим собственным образованием) отмечают свой праздник, отмечают весело, радостно, с оптимизмом глядя в будущее. Может возникнуть вопрос: «Нам-то какое дело до их веселья? Мы и так за свою жизнь узнали многое, сколько же можно учиться ещё?» Но мы помним также и другие подходы к процессу обучения: «Знание – сила», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Век живи – век учись». Всё это хорошо, но не всегда ясно – для чего же учиться нам, к примеру, в преклонном возрасте, когда уже, казалось бы, надо только подводить жизненные итоги? Но если так рассуждать, то тогда и итоги подводить незачем – ведь ничего исправить нельзя!

Все эти противоречия в сознании возникают из-за неправильного понимания сути явления обучения. Ведь обучение – это не что иное, как собирание драгоценного опыта для своего духа, и именно для этого человек появляется на Земле. И именно эти бессмертные нахождения, становящиеся сокровищем нашего духа, также необходимые ему для последующего существования (жемчуг исканий) на других планах, являются нашей целью и конечным итогом нашей жизни. Хотя обучение и обретение сокровищ духа – это процесс, в принципе, непрерывный и беспредельный во всех формах нашего существования, и он не может закончиться для нашего духа никогда. Человеку необходимо познавать мир, самого себя (это два полюса единого познания), для своей же эволюции, для непрерывного совершенствования на всех этапах пути своего существования, и от этой задачи нас никто никогда не освободит.

А отчего же тогда радость, чему нам веселиться? Ведь мы знаем, что очень непросто «грызть гранит науки», и даже более того – «в большом знании великая скорбь (горе от ума)». Но мы знаем также, что «Радость – есть особая мудрость!». «Породнись с мудростью, и она сделает тебя счастливым!» – утверждает великий мудрец и философ.

Пусть и горек процесс познания, но сладки его плоды! Именно опыт и познание делает нас свободными и сильными (духом), но для их обретения, конечно же, требуются немалые усилия. Без постоянного напряжения на пределе сил и преодоления (несовершенств и сопротивления среды) невозможно никакое восхождение и достижение совершенства. Но именно Радость ожидающим нас препятствиям, Радость встрече и слиянию с познаваемым, привлекает к нам из чуткого, живого пространства лучшие, созвучные энергии, необходимые для осмысления этого познания, для формирования внутренних наших сокровищ. Покорение очередной своей вершины познания вызывает непреходящий во времени восторг нашего духа (когда необходимо – память вызовет его вновь в нашемсознании), который поведёт нас дальше, вновь и вновь маня за собой к новым высотам.

Мы помним, что в этот памятный день (в честь Мученицы Татианы) в нашей стране открыли первый университет (официально), и молодые, ищущие сердца после веков сопротивления (просвещению со стороны тёмных сил) и отсутствия условий для широкого обучения, устремились в бой за знания, горя желанием послужить России и принести ей славу (это огонь зажёг в сердцах русского народа ещё преподобный Сергий Радонежский). И также мы понимаем, что каждому из нас суждено в жизни пройти, перефразируя классика, «свои университеты», своё познание жизни во всех её многочисленных аспектах. И пусть нелёгок процесс обучения, познавания, приобретения опыта, но (как мы уже отмечали) он очень важен для нашего лучшего Будущего, для восхождения, для нашей эволюции.

А также для нас важен каждый, кто, так или иначе, помогает нам в этом: наши учителя, друзья, с кем довелось постигать высоты познаний, и даже учебные заведения, – ведь если они навсегда останутся в нашем сердце, то в нужный момент их светлый образ может вспыхнуть в нашем сознании маяком (при памяти о них и признательности к ним), и послать нам нужный импульс на долгом пути познания истины.

И поэтому в этот день нельзя обойти вниманием очень важный эгрегор, который играет важную роль в процессе нашего познавания. И название у него подходящее – «Кормящая мать». Мудрого человека всегда будет отличать благодарное отношение к тому, что дало один из первых импульсов к его развитию, способствовало его становлению – к его Alma mater. (Поймём этот термин шире, чем принято думать, относя его к родному вузу. Ведь для многих их личные этапы познания глубины жизни начинаются раньше – ещё в родной школе. И пусть уровень любого института по многим параметрам выше, но многие лучшие основы будущей личности закладываются и раскрываются именно в школе, и порой для понятия дальнейшего своего пути бывает важно прикосновение к каждому жизненному истоку, ибо каждый человек – это процесс.)

Конечно, некоторые учителя не всегда являли собой образец для подражания, не все из них щедро делились энергией своего сердца, не всегда их действия стимулировали на вдохновенное творчество. Но если в жизни всегда видеть только тёмные пятна на светлом фоне, если заострять своё внимание на том, что нам что-то не додали или сделали это некачественно – значит, мы сами расписываемся в собственном бессилии (признаёмся в недостаточном желании) изменить свою жизнь к лучшему.

Ведь корабль может плыть всегда – и при попутном ветре, и при встречном. Дело в мудрости кормчего. Если обиды пересиливают радость от встречи с питающими основами – корнями, то человек сам перекрывает себе дорогу к древу будущего.

Очень важно вспоминать школу, которую мы сами обустраивали, в которой прошли лучшие года юности, но вспоминать с правильным к ней отношением. Ведь она в это время не стояла на месте – столько прекрасных людей вышло из её дверей, столько педагогов творили в ней над умами и сердцами своих подопечных, столько новых надежд и мечтаний рождалось в ней! Поистине, школа – это не здание с кабинетами и оборудованием. Школа – это непрерывный процесс, где каждый человек как новый ингредиент вносит что-то своё, неповторимое и важное.

Школа – это живое существо, богатое своими традициями, наработками, достижениями, и все они являются незримым магнитом, притягивающим к себе новых людей, восхищая и вдохновляя их. Каждый истинный (не по факту, но по духу) ученик, будучи уже давно взрослым и добившийся каких-то высот в мастерстве и совершенстве, никогда не припишет их достижение чисто себе – он хотя бы мысленно принесёт их в копилку успеха своей Alma mater. И в непростую для себя минуту он, имея в своём сознании эту неразрывную связь, почувствует, что не имеет права он подвести доброе имя своей школы. Вспомнит, что умению стойкости и преодоления его учили именно здесь.

И сама Alma mater, словно старый и добрый друг, словно любящая мать, всегда держит нас в поле своего доброго зрения, радуясь и скорбя вместе с нами. Каждый, кто крепит эту невидимую, но прочную связь во времени, не может чувствовать себя одиноким, даже если он оставлен всеми близкими. Время показывает, что все учителя помнят нас, верят в нас, гордятся нами, и мы должны нести дальше эстафету с зажжённым ими в нас факелом, освещающим дорогу другим сиянием своих внутренних огней. И одноклассники – добрые наши друзья на всю жизнь, соединены с нами тем же огнём дружбы, который зажгла Alma mater.

Школа – это немеркнущий с годами и десятилетиями очаг, согревающий душу в самом далёком месте, куда бы нас ни забросила судьба. С каждым новым годом даёт она новые путёвки в жизнь, расширяя свою же географию и достижения. И только твёрдо опирающийся на свои лучшие основы может достигнуть своих звёзд и проложить мост в лучшее будущее. И пока будет жить хотя бы один выпускник, жива будет и в сердце его первая его ведущая звезда – родная Alma mater.

Настал весёлый праздник для студента –
Учиться должен каждый целый век.
Ведь в знании – сила, светлые моменты
И опыт собирает человек.

Он духом ценный опыт собирает,
И в этом – цель всей жизни и итог.
И пусть учителей благословляет,
Усвоив каждый пройденный урок.

Крупицы опыта, добытые трудами
В нетленную копилку он кладёт,
Так нужную для всех существований,
Когда на Землю снова он придёт.

Два полюса единого познанья:
Познанье мира, самого себя –
Становятся сокровищем исканий
И будешь счастлив, истину любя.

И пусть непросто грызть гранит науки,
Но знанье истины к тебе придёт,
И мудрость победит все муки,
И вкусишь счастья несравнимый плод.

Без постоянного себя преодоленья,
Своих привычек прежних и среды,
К вершинам невозможно восхожденье
И покоренье новой высоты.

Стремится молодость служить России
И, если нужно, то пойти на бой.
Слова святого души окрылили
И повели на подвиг над собой.

И каждый благодарен Alma mater,
Благодарим своих учителей,
Ведь время, проведённое в ней свято:
Здесь получили знанья и друзей.

Являют образец для подражанья
Наставники для нас – учителя,
Энергию дарили нам и знанья,
Чтоб улыбались небо и земля.

И важно помнить школу, где учился,
Где юности года твои прошли,
Где многого своим трудом добился,
Где стойкости уменье обрели.

А одноклассники – друзья твои по жизни,
А школа – словно любящая мать.
И постоянно помня об отчизне,
Ты с Alma mater должен связь держать.

Она – очаг, что греет наши души,
Куда б нас не забросила судьба,
И к наработкам качеств самых лучших
Зовёт она тебя – твоя звезда.

Отметим Татьянин день, день всех учащихся, погружением в народную мудрость, и прочтём пословицы о познавании своим ближним (Программа «Помоги России!»)

Кто много знает, с того много и спрашивается.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Без терпенья нет ученья.
Знание лучше богатства.
Перо пишет, а ум водит.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Без муки нет и науки.
Всему учен, только не изловчен.
Человек без знаний – все – равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Знание — сила.
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
Неграмотный — что слепой.
Учение — путь к умению.
Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
Много ученых, мало смышленых.
Писать — не языком чесать.
Наука учит только умного.
За ученого трех неученых дают, да и то не берут.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Учи других — и сам поймешь.
На все руки, кроме науки.
К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наукой люди кормятся.
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
От учителя наука.
И медведя плясать учат.
Не пером пишут — умом.
Мнится — писание легкое дело: пишут три перста, а болит все тело.
Мудрым ни кто не родился, а научился.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Почитай учителя как родителя.
Сытое брюхо к ученью глухо.
На ошибках учатся.
Борода выросла, а ума не вынесла.
Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Ученому везде дорога.
Повторенье — мать ученья.
Наука — не бука.
Чтенье — лучшее ученье.
Знание собирается по капли.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Умение везде найдет примененье.
Ученого учить — только портить.
Без наук — как без рук.
Ученый водит, неученый следом ходит.
По ученики и об учителе судят.
Учение в детстве, как резьба на камне.
С ручейка – река, с книг – знания.
Чему учился, тому и пригодился.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Не выучишь неволей — выучишь охотой.
Знание да наука на вороту не виснут.
Нужда учит, а барщина мучит.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
До смерти учись, до гроба исправляйся.
От умного научишься, от глупого разучишься.
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять
Учись чужому уму, но своего не потеряй.
Для ученья нет старости.
Древо и учитель познаются по плоду.
Буквы кривые, да смысл прямой.
Чужим хлебом да чужим умом — долго не проживешь.
Где сила не может, там ум поможет.
Наука — верней золотой поруки.
Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Учиться никогда не поздно.
Чужая сторона прибавит ума.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Век живи — век учись.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Учить — ум точить.Знаешь счет, так и сам сочтешь.
Не кичись, а учись.
Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.
Намучится — научится.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий