Главная » РОССИЯ » Свобода или смерть (27.03.14)

1 351 просмотров

Jheronimus_BoschЕврейский мир » Страница р. Зельмана » (заметки о человеке в несправедливом обществе).

После каждой неудачной попытки человечество спохватывается.

Однако сожаление проходит столь скоро, что приходится чуть ли не каждые четверть века втолковывать одни и те же суждения – очевидные, но с трудом воспринимаемые. 

Назвать этот текст можно по-разному. Например – «To be or not to be» (быть или не быть). Многие (с нелёгкой руки Шопенгауэра, считавшего, что главный вопрос монолога – о самоубийстве) понимают фразу Гамлета фактически как to live or not to live (жить или не жить). На самом деле разговор про «to dieto sleepno more» (умереть, уснуть, ничего более) начинается после первой точки. А до неё спрашивается (никакой поэзии – дословный перевод): «Благороднее ли в мыслях страдать от пращей и стрел возмутительной судьбы, или взять оружие против моря бедствий и, противодействуя, покончить с ними» (и только тут, после паузы – «умереть, уснуть»). Т.е. «быть или не быть» это фактически «терпеть или бунтовать». И в том-то и дело, что принц (герой, протагонист) ставит вопрос именно так: для него «молча мучиться», «покоряться», «терпеть» означает «не быть». Ранее, во втором акте, тема подаётся в узко-политическом ключе: «Дания – тюрьма», – заявляет Гамлет. (Что и говорить, дела плохи: власть захвачена братоубийцей-прелюбодеем – кстати, тут автор, кем бы он ни был, талмудически точно трактует Писание: убийца-узурпатор женится на вдове им же отравленного брата при наличии ребёнка, что квалифицируется как прелюбодеяние). Принцу отвечают: причина в том, что она (Дания) «слишком узка для Вашего разумения». И тут автор, кем бы он ни был, выдаёт шедевр: O GodI could be bounded in a nut shell (О Боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе) and count myself a king of infinite space (и считал бы себя царем бесконечного пространства), were it not that I have bad dreams (если бы не то, что я имею плохие сны). Что ж мешает жить богатой внутренней жизнью, мыслить, творить, обращаться к Б-гу (отметим неслучайный, как и всё у этого автора, возглас в начале фразы «O God»)? Плохие (верно перевёл Лозинский – «дурные») сны. Собеседник (ну, чтобы зрители «Глобуса» точно поняли, о чём тут…) уточняет: «Which dreams indeed are ambition» (этими снами действительно являются амбиции).  Амбиции – сны о преобразовании, исправлении пространства за пределами скорлупы ореха. Чем заканчивается, общеизвестно: Гамлет становится косвенным или прямым виновником семи (!) смертей (в том числе, собственной), в списке которых заслуженная кара братоубийцы – не первая и не последняя. Дурные сны приводят к ужасному концу.

 Другое название: «Освободители-перевёртыши». Врачи сообщают 32-летнему Бетховену о неизлечимости глухоты, он уединяется в деревне, где, едва не покончив с собой, спасается искусством (по его собственному выражению). Там, в тиши и глуши создаётся «Героическая симфония», по словам Рамена Роллана открывшая новую эру в музыке, полная энергичных, маршеобразных мотивов, сама Свобода шествует в могучих трубных гласах – ну очень героическая симфония. Спасительным поводом для воскрешения Бетховена, для возвращения к жизни был… молодой Наполеон – полководец, революционер, реформатор, совершивший в ноябре 1799 года (18 брюмера) переворот и давший Франции конституцию, которую приняли на общенародном референдуме (плебисците). Вот он – вестник будущей свободы всей Европы, всего мира; не прошло и пяти лет, как первый консул стал императором. Ученики и друзья Бетховена «часто видели симфонию переписанной в партитуре на столе; наверху на заглавном листе стояло слово «Буонапарте» (посвящение Наполеону), а внизу «Луиджи ван Бетховен» и ни слова больше…» Узнав, что Бонапарт объявил себя императором, «композитор пришел в ярость и воскликнул: «Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать все человеческие права, следовать только своему честолюбию, ставить себя выше всех и сделается тираном!» Бетховен схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». Так героическая симфония лишилась героя – ещё до того, как Наполеон подарил французам (вдобавок к народной конституции) всеевропейскую кровавую бойню – в одной только России полегло 200 000 французов.

Ещё одно название: «Для чего нужны революции». Могучий, громадный человек от сохи (точнее – от верстака, отец – нижегородский столяр), прозванный «великим пролетарским писателем», полжизни пишет непопулярную при советах четырёх частную повесть-хронику об интеллигенте – «жертве истории», 1500 страниц, 800 персонажей… «Жизнь Клима Самгина». После жуткого, подробного описания восстания 1905-го года Горький пишет (тоже – красноречивая подробность), что Самгину, как очевидцу, предложили «прочитать два-три доклада о кровавом воскресенье в пользу комитета». Самгин соглашается и старается рассказывать так, чтобы «отбить охоту»: «он очень хотел, чтоб людям было страшно слушать, чтоб страх отрезвлял их, и ему казалось, что этого он достигает: людям — страшно. Однако он видел: страх недолго живет в людях, убежденных, что они могут изменить действительность, приручить ее. «Какое легкомыслие» – думал он…» Вместо страха и отвращения Самгин видит в слушателях отвагу и восторг: «Удивительно ты рассказываешь!.. О, как прав тот, кто первый сказал, что высочайшая красота — в трагедии!». И тут «пролетарский писатель», расширяя время и пространство, устанавливает (вот уж – воистину диагноз): «в эти дни успеха, какого он никогда еще за всю свою жизнь не испытывал, у Самгина сама собою сложилась формула: «Революция нужна для того, чтоб уничтожить революционеров». Написано после, во время и до планового истребления вдохновителей и вождей октябрьского переворота.
Ещё название (пусть иного калибра…): «Кролики и удавы». Эту философскую сказку Искандер сочинял в последние месяцы жизни Брежнева, когда разрушение Союза и прочие перемены трудно было спрогнозировать. А опубликовал, конечно, только через 5 лет… Разумеется, сатирические стрелы «кроликов и удавов» пущены в родную советскую реальность. Однако знаменитый афоризм явно шире злободневной насмешки: «Не надо злоупотреблять словом “победа”, даже если это победа разума… В слове “победа” мне слышится торжествующий топот дураков». За что обижают победителей? Именно за глупость. Столько сверхусилий, столько смертей – ради надежды на улучшение, пусть не мы, пусть внуки… Ду-ра-ки. Как ещё назвать людей, без конца разыгрывающих (с незначительными вариациями) тот же кровавый сценарий, который ни разу не привел к вожделенному Раю на земле? Сколько ещё миллионов нужно перестрелять и перерезать, чтобы окончательно увериться, что этим способом ничего не исправить?!

Однако время спросить: почему же действительно так хронически ничего не получается?!

Вспомним, что вера в «светлое будущее», в конечное исправление человеческого общества – органическая часть традиционного религиозного мировоззрения («библейского»). И об этом в апогее кошмарных последствий октябрьского переворота, в 38-ом году писал выдающийся русский философ Николай Бердяев (в труде «Истоки и смысл русского коммунизма»): «Русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве, как Третьем Риме. Религиозный раскол XVII века обнаружил, что московское царство не есть Третий Рим… Мессианская идея русского народа приняла или апокалиптическую форму, или форму революционную. И вот произошло изумительное в судьбе русского народа событие. Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже священное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере». Вообще неоднократно отмечалось, что «вперёд к победе коммунизма» – это временный заменитель религиозной мессианской идеи: ведь без этой светлой надежды («товарищ, верь – взойдёт она…»), широко говоря – без религиозного чувства, возвышающего над сиюминутным бытием, люди не могут обходиться…Но как же тяжко ждать обещанного пророками всеобщего исправления!.. Снова и снова пытается бунтующий человек осчастливить род людской через разрушение и насилие: по выражению Шарля Бодлера (внесшего немалую поэтическую лепту в становление эстетики зла), «подлинный святой – это тот, кто сечет кнутом и убивает народ ради блага народа».

Всего через 13 лет после труда Бердяева (но, кажется, в ином столетии – ибо после Войны) Альбер Камю ещё жёстче формулирует эту мысль: «Для человеческого духа доступны только два мира — мир священного (или, если воспользоваться языком христианства, мир благодати) и мир бунта. Исчезновение одного означает возникновение другого… Лишенная святости человеческая солидарность обретает жизнь только на уровне бунта». И далее, уже совсем ясно (о национал-социализме и коммунизме): «Социализм — это не более чем выродившееся христианство… он поддерживает ту же веру в целесообразность истории… Ницше, по крайней мере в своем учении о сверхчеловеке, и Маркс в своей теории бесклассового общества — оба заменяют загробный мир светлым будущим». Историю этого замещения (от теоретического богоборчества позапрошлого века до немецкого и советского государственного терроризма) Камю исследует в «Бунтующем человеке», мастерски строя параллель между устройствами церквей – христианской и социалистической (свои мученики-террористы, свои священники-ленинцы и свои инквизиторы из НКВД). Об этом написано и сказано много, и всё-таки стоит – на злобу дня – выудить из истории некоторые перлы. Вот наш Виссарион Григорьевич Белинский (важнейшая личность для России…): «Отрицание — мой бог. В истории мои герои — разрушители старого — Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон». И вовсе это не парадоксальный список. (Причём Байрон? Истинный символ обсуждаемой идеологии –предрекавший с трибуны палаты лордов «потрясение империи тиранов», подрывавший здоровье распутством, нашедший, наконец, семейное счастье и бросивший его – чтобы, участвуя в греческой революции, не погибнуть с саблей на баррикаде, а медленно сгнить от лихорадки («бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю и жизнь»), и разобранный на органы: вырванное сердце оставлено в Греции, лёгкие и гортань украдены, а остальное захоронено на родине – в Ноттингемшире). А вот снова Камю (о террористах-революционерах): «С помощью бомбы, револьвера и личного мужества, с которым эти юноши, жившие в мире всеобщего отрицания, шли на виселицу, они пытались преодолеть свои противоречия и обрести недостающие им ценности».

На заданный вопрос претит отвечать (ну сколько можно…), что «насилие – это Зло, поэтому с его помощью нельзя достичь Блага». Ответим иначе (конечно, не отрицая правильности банального ответа), и предоставим, наконец, слово еврейскому мудрецу, знаменитому знатоку каббалы, автору труда «Пируш Сулам» (многотомного перевода и разъяснения книги «Зоhар») р. Йеуде Ашлагу. В то же страшное время – в начале лета сорокового года, в иерусалимском журнале «Аума» («Нация») была опубликована программная статья р. Ашлага о коммунистической идее. В ней великий каббалист весьма осторожен и позитивен (ибо основными читателями журнала были не ортодоксы-талмудисты, а социалисты-сионисты). Для начала р. Ашлаг постулирует (видимо, чтобы сразу не бросили читать), что «социалистическая идея, как принцип равного и справедливого распределения, видится мне абсолютно правильной», после чего следует абзац, прославляющий социалистическую идеологию («К чему постоянное трагическое противостояние? Земля достаточно богата, чтобы накормить всех! Поделим труды и плоды поровну – и конец всем бедам!»). «Однако, продолжает р. Йеуда, несмотря на всю истинность идеи, сегодня я не могу пообещать её приверженцам ни пяди Райского Сада, а наоборот – великий Ад бедствий предстоит им… Это не отрицает истинности идеи, потому что весь её недостаток – в её преждевременности для нашего поколения, недостаточно совершенного с этической стороны. Ибо не доросли мы ещё до уровня развития, отвечающего [марксистскому] постулату «от каждого по способностям, и каждому по потребностям». Это подобно греху первого человека, который, по определению древних, съел плод до его полного созревания. И эта торопливость – источник многих недостатков нашего мира». Далее р. Ашлаг ёмко излагает взгляд Маркса на историю (попутно не забывая его нахваливать – с практически незаметной иронией). И в конце изложения замечает: «Однако именно в этой последней детали, когда он обещает, что власть от буржуазии перейдёт к пролетариату, находится ошибочное утверждение. Сегодняшняя реальность показала, что следующая ступень после правления буржуазии – это не власть пролетариата, а власть националистов и фашистов. Ведь высшей точки своего человеческого развития мы ещё не достигли, и трудно измерить, сколько ещё потоков крови прольётся, пока достигнем». Далее р. Йеуда пространно рассуждает о позитивных и негативных началах, борющихся в мире и человеке, подчёркивая, что эгоизм и альтруизм (как противоположные стремления, заложенные в природе людей) всё ещё продолжают состязаться. «Эгоизм, пишет р.Йеуда, обязательно принимает в большей или меньшей степени образ ненависти и ущемления остальных ради облегчения собственного существования, и ступени ухудшения этого образа – обман, воровство, разбой, убийство». Поскольку же сам принцип «равного деления благ» во многих компонентах альтруистичен, то его осуществление невозможно, пока в человеке так силён эгоизм.

Итак, светлые надежды повстанцев – замещение отвергнутой (недооцененной, непонятой, оклеветанной и т.д.) традиционной религиозной концепции. Но разница между продуктом и суррогатом очень существенна: в отличие от революции религия точно знает, что сначала должен исправиться человек, а только потом – социум. Иначе любое общественное здание, даже отлично спроектированное, окажется обречённым из-за гнилых кирпичей.
И для осознания и принятия этой несложной мысли нужно мужество и терпение. Ибо сокрушить, перечеркнуть всю ненавистную картину мира легче, чем ежечасно, ежедневно – всю жизнь – исправлять себя.

Иллюстрация: Иероним Босх, “Корабль дураков” Вчера, 08:36

Источник:  http://www.sem40.ru/index.php?newsid=241717

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Один ответ к записи “Свобода или смерть (27.03.14)”

  1. admin 05.04.2014

    Какая простая и, в то же время, очень полезная и нужная каждому из нас мысль: «Насилие – это Зло. Хотя бы и во имя «светлого будущего». С помощью зла и в повседневной жизни, и в глобальном массштабе нельзя достичь Блага. Сначала должен стать лучше человек, и только потом – изменится и сам народ, и наше настоящее».
    И автор абсолютно прав, что такие, казалось бы, простые и естественные мысли доходят но нас, до каждого из нас очень туго и медленно. Но это – закономерно. Ведь мы и пришли сюда для этого – получить возможность творить зло, через горе, боль и несчастья умерить свою гордыню и понять, простые истины: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И принять, сделать своим «я» другие истины: люби всех.
    Зло – порождение нашего отчуждения, разделения, обособления. Мы должны прожить «грех» Адама и Евы и вновь объединиться, соединиться. Добро – это жизнь ради других, это единство сердец, это слияние нас со Вселенной и с нашим Отцом.

    Ответить

Оставить комментарий