Главная » стойкость » Стойкость. Выносливость. Устойчивость

2 392 просмотров
2704-9

Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги) (1941)

Можно сломить кости и мускулы, но дух не сломим!

Братство, 18

Стойкость – нравственно-волевое качество, проявляющееся в способности преодолевать сильные противодействия, стабильно выдерживать большие нагрузки и напряжения, сохраняя свой внутренний духовный мир, принципы жизни, своё поступательное развитие. Это качество отражает внутреннюю силу духа, овладение и упорядочивание высшим, духовным «я» ментально-психического потока сознания, который становится в своих реакциях устойчивым, непоколебимым, без дисгармоничных всплесков и изменений, развивается в индивидуально избранном ритме и высоком, духовном диапазоне.

Учение Живой Этики не ставит росту и мощи духа никаких пределов. Дух человеческий, вечный и беспредельный в своём потенциале, может выдержать всё. Главное основание стойкости – опора на Высшее, Мир Духа, Иерархию Света и вечность Основ Жизни. В «Гранях Агни Йоги» качество стойкости определяется, как «неотступность, т.е. внутреннее знание того, что …бесконечны Добро и дела Света»1. «Чем мир побеждали герои? – напоминает Учитель М. – Единением с Владыкою нерушимым»1+. Именно поэтому Живая Этика учит, что тайна преодоления внешнего нагнетения лежит не вовне, а внутри человека – в силе его духа и сердца.

Дихотомия чувства и разума, сердца и рассудка, часто драматически раздваивающая человеческое сознание, преодолевается в Учении постепенным очищением и развитием сердца – высшего, духовного органа микрокосма. Именно стойкое устремление сердца к Высшему влечёт за собой упорядочивание и гармонизацию всех разнородных ментально-психических сил и процессов в человеке. «…Мысль легко повинуется воле, когда мысль сердцем ведется, – напоминает Учитель М. – Потому чувство сильнее деятельности интеллекта, и любовью достигается то, что невозможно достигнуть мозгом. Стойкое сердце и волю, и мозг делает устойчивыми»2.

Стойкость ярко проявляется, когда особенно сильны волны внешних влияний, событий и испытаний, часто устрашающих воображение человека своей враждебностью и чудовищным размером.
Духовно слабая личность может утонуть в саможалении, сомнениях, страхах, опасениях, переживаниях и шатаниях. Тогда как стойкий в Свете человек активно противостоит злу, принимает тяготы ответственности и напряжения, способен к выработке последовательных решений и неуклонному продвижению к цели. Поэтому стойкость можно обозначить как духовный иммунитет человека от потрясений, страхов, омрачений, искушений и соблазнов.

Ближайшими нравственными качествами к стойкости и по сути рукавами единого устья являются преданность Высшему, убежденность в правоте, мужество, твёрдость, терпение, равновесие, ответственность, непоколебимость. Каждое из них усиливает друг друга. Так, проявления терпения могут перейти в пассивность, покорность и уступчивость, но, будучи преображёнными духовной волей, они превращаются в стойкость и выносливость. В статье «Стойкость» Николай Константинович Рерих показал ряд ярких примеров проявления этого качества не в особых условиях войны или стихийных бедствий, но в обычной жизни современных людей. Как вывод он отметил: «Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчетом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечется, не поскользнется, не зашатается. В тех, кто шел твердо до последнего часа, всегда была стойкость»3.

Философия Живой Этики отнюдь не обещает человеку облегчения и покоя в жизни, наоборот, утверждается образ воина, готового к борьбе за Высшее и активному противодействию злу и бессмысленному разрушению. Хотя ХХ век в истории человечества обозначается как конец Кали Юги (Черного века) и наступление новой Сатья Юги (Светлого века), однако смена этих глобальных эпох будет происходить длительно и постепенно и потребует огромных человеческих усилий по переустройству всех сторон жизни.
Приближение конца Черного века выявило наружу всё безумство сил зла и человеконенавистничества, которые кульминировали в середине ХХ века, во Второй мировой войне, названной в книгах Учения страшной битвой Армагеддона.

Российский народ ценою огромного напряжения и самопожертвования исполнил свою историческую миссию противостояния мощнейшему натиску зла. Как в первую Отечественную войну 1812 г., так и во вторую Великую Отечественную войну народ проявил несломимую стойкость, мужество и выносливость на протяжении долгих лет. Выстояв под первым сокрушительным ударом врага и пережив невосполнимые потери, он нашёл в себе крепость и силу духа и шаг за шагом, настойчиво уничтожил силы зла, добившись полной победы. «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, – подчёркивала Елена Ивановна Рерих, – что следует преклониться и понять, что такой народ займет предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира»4.

Разрушениями, катастрофами, потрясениями Основ Жизни отмечена и последующая эпоха в жизни смятенного и зашедшего в цивилизационный тупик человечества. Сложно назвать такой период мирным. Как мудро указывал Учитель М., «могут быть времена хуже войны»5, когда они несут на себе печать духовной деградации человека. Будем помнить, как каждодневно проходит испытания и жесткую проверку наша духовно-нравственная природа и прежде всего – стойкость и твёрдость в Добре и Свете.

В наше время идейных и нравственных компромиссов, подлаживания под часто меняющиеся идеологические, политические, корпоративные и т.п. тенденции, личные выгоды особое значение приобретают редкие люди, устойчивые в добре и нравственных принципах. В каждой исторической эпохе были такие духовные авторитеты, по которым, как по камертону, могло сверять свое миропонимание и поступки большинство людей. Именно о таких людях и говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника».
Имена и жизненные подвиги Будды, Конфуция, Платона, Патанджали, Шанкары, Христа, ап. Павла, Акбара Великого, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Жанны д’Арк, Дж. Бруно стоят перед человечеством величественными столпами Света и Общего Блага. С течением времени ценность и необходимость таких духовных авторитетов становится только ещё более насущной и значимой.

Всё, что происходит в жизни человека, – и хорошее, и плохое – может быть преобразовано им в жизненный опыт, ценнейшие накопления и познания. Согласно Учению, даже самые неблагоприятные обстоятельства не могут остановить духовное продвижение стойкого и целеустремленного человека. Наоборот, они служат средствами его усиления и напряжения. Как струна ненатянутая не запоет, как лампа без накала не засветит, так и духовные силы человека поникают в сонном благополучии. «Учитель Хочет огонь, горящий в сердце ученика, довести до степени горения незатухающего и неколеблемого преходящими вихрями земными. …Стойкость зависит от степени напряжения… Нужно сознательно поставить себя в положение напряжения нагнетенного и радоваться, если обстоятельства внешние этому способствуют. Часто по неведению огорчается ученик тем, чему надлежит радоваться. Без отягчения обстоятельствами не может быть связи с Учителем»6. Важно поставить перед собой правильную смысложизненную цель и уметь видеть за каждодневным потоком дел ступени к её достижению. Живая Этика настаивает, что зло конечно в своей разрушительной направленности, оно самоистребляется, тогда как Добро вечно и приумножается без истощения. Любое испытание имеет конец.
Учение напоминает слова великого мудреца Соломона: «И это пройдет». Всё пройдет в этом мире преходящего и временного, но завоевания духа, развитие его сил и созидательных способностей могут бесконечно умножаться, освобождая человека от оков низшей материи и приобщая к стойкому, неутомимому сотворчеству с Высшими Силами.

Близкие понятия: сила духовной воли, дисциплина духа, преданность, твёрдость, мужество, самоконтроль, равновесие, самообладание, терпение, бесстрастие, неотступность, непоколебимость, неутомимость, настойчивость, упорство, ответственность.

Антонимичные понятия: легкомыслие, слабоволие, раздражительность, обидчивость, грубость, жестокость, жесткость, беспринципность, попустительство, равнодушие, неуверенность в себе, сомнение, трусость, предательство.

Примечания:

1 Грани Агни Йоги. 1964 г., § 555.
1+ Грани Агни Йоги. 1954 г., § 308.
2 Грани Агни Йоги. 1955 г., § 19.
3 Н.К. Рерих. Стойкость // «Нерушимое» (1936 г.).
4 Письмо Е.И. Рерих от 14.01.1946 г.
5 Надземное. 286, 295, 460, 594.
6 Грани Агни Йоги. 1953 г., § 370.

 

Источник:  Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий