Главная » красота » Сознание красоты спасет (10-14). Рудзитис Рихард

712 просмотров

2593-82

Аум – песнь Благодати в сердце.

10. ОБЩЕНИЕ СЕРДЦА С ВЫСШИМ МИРОМ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Молитва зарождается в сердце человека, как осознание зерна духа искры света – нерасторжимой связи своей с Высшим Огнем, как воспоминание ее о существенной своей принадлежности к Миру прекрасному, предвечной своей родине, откуда она когда-то отлетела, и куда снова стремится возвратиться. Молитва – это собеседование чистого сердца со своим Учителем о всем сокровенно отрадном и прекрасном, что таится в глубинах его. Это возношение Ему каждого трепета своего, самого радостного, самого возвышенного и чуткого. Это раскрытие сердца навстречу потоку Благодати. Конечно, такая молитва не может быть о себе, но о благе других и о мире всего Мира.

Так молитва является “непрестанным предстоянием” пред Превышним, пред Тем, который “видит нас среди дня и ночи”, который читает наши мысли ежеминутно. “Что-же может быть достойным приношением самому Высшему Духу? Конечно, лишь самое очищенное духовное устремление… такая жертва есть жизненная потребность принести лучший цветок сердца к Престолу Величия” (Мир Огненный, II. 366). Именно, молитва есть возгорание огня самого чудотворного, огня любви и преданности: это есть посылание первой и последней своей мысли Великому Владыке Сердца…

Так, молитва сердца является очищением и возвышением нашего бытия. Потому она так безусловно необходима, сколь необходим нам хлеб духовный. “Никто не подумает, во что обратился бы мир без молитвы!” “Нужно облечься в непрестанную молитву. Такая молитва нужна теперь, когда Земля потрясена ужасами” (Мир Огненный, II 39, 356).

Но не часто сердце молится словесно. Молитва ведь язык сердца, и истинное его выражение – голос безмолвия.

“Но среди достижений оставь время для
молчания духа.
В это время Я коснусь твоей сущности.
Крупица Великого Молчания ведет к
познанию Служения”
(Листы Сада Мории. 218).

Глубины сердца знают силу молчания. “Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность” (Листы Сада М. 177). Надо лишь пробудить в сердце огненно восхищенную вибрацию. Надо лишь струнам сердца зазвучать в самом сокровенном тоне и мелодии. Эта наиболее сокровенная сердечная вибрация и есть Аум, Божественный Звук, раздающийся сквозь Вселенную, нуминозное Первослово Востока, лейтмотив музыки сфер, который очищенное сердце постигает в моменты высшего расцветания всех недр своих, когда все человеческие помыслы и звуки умолкают, а говорит в откровении молчания лишь сердце. Когда начинает звучать в сердце великий Аум, трепет Сердца Беспредельности, песнь Огня Благодати, зов Дальних Миров, сердце начинает свое истинное сокровенное творчество в Мире Наивысшем.

“Звучание может быть неслышимо, как сердечное напряжение. Ведь сердце поет, оно звучит и наполняет весь организм особой энергией. Само моление Аум может быть и в сердце, но будет рожать те же излучения, как и громкое звучание”…

“Аум звучит не как имя, но как понятие. Постигающий придет к звучанию, которое созвучит с музыкой сфер. Можно лишь редко услышать земным ухом это звучание сфер… Так пойдем туда, где звучит сама Беспредельность” (Аум. 33, 8O).

Благословен и счастлив, кто воспитал непрестанное молитвенное звучание в сердце, у кого сердце есть истинный гармонатор и очиститель мира диссонансов!

Но сердечная молитва выражается не только в мысленном вознесении к Высшему. Она выявляется также в каждом духовном воспламенении. Так и человек, мыслящий о прекрасном и творящий его в своей жизни, “молится звуками и образами красоты”. Наша обычная молитва выражается в ежедневном труде, если труд является служением и приношением своего лучшего качества миру. Так, молитва с одной стороны, есть внутреннее умолкание перед великим делом, перед борьбой, перед подвигом; но она есть и сам подвиг, претворяющий и возносящий нашу жизнь и все окружающее. Ибо молитва всех молитв:

“Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!”…
“Чем же преображается дух? Творчеством импульса”.
Иерархия. 43.

11. ТВОРЧЕСТВО ИМПУЛЬСОВ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Если “путь к Миру Огненному лежит через сердце и красоту”, то нам надо, через сознательное воспитание сердца, достичь, чтобы наше сердце постоянно и творчески звучало на высший лад.

Человек, как мы знаем, каждым выявлением своей жизни, сознательно и бессознательно, творит гармонию или вызывает хаос. “Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно творят. Каждым взглядом, каждым движением они меняют течение космических волн… Мы забываем, что мы оставляем форму каждого движения нашего. Как прекрасно оно должно быть, чтобы быть достойным Великого Ваятеля!” (Иерархия. 75). Именно человеку, как носящему Высший Облик в себе, подобает стать вполне сознательным творцом своей жизни. Он должен с зорким вниманием относиться к малейшим подробностям своей жизни, ибо жизненная гармония складывается из “бесчисленного множества деталей, и именно эти подробности нам следует пытаться сделать прекрасными”. Человек должен обострять свое внимание, сосредоточиться, чтобы не пренебречь ничем, следить за всеми своими мыслями и ощущениями.

Потому можно сказать, что существенным назначением человека является культура и творчество-трансмутация самых мелких своих импульсов. Он преображает таким образом свой дух в самые благотворные созвучия. Ибо нужно одухотворить каждую свою мыслеформу, утончить и насытить светом каждое свое чувство. Человек должен сотворить в себе красоту таких доблестных чувств, как – мужество, терпение, чистосердечие, сострадание, благожелательство и добродушие, чистую духовную радость и пламя вечного устремления. Сердце его должно расцвести всеми огнями чувствознания и чуткости. Сердце должно наполнить свою чашу всеми сокровенными тонами мира.

Так, назначение человека – творить возвышенные формы в Тонком и Огненном Мирах, ибо каждое движение, каждый импульс мысли должен расцвести огненным цветком в космическом пространстве. Человеку, пламенем своего духа, надо созидать все более совершенные, чудесные формы, делая саму материю все более тонкой и прекрасной, превращая все энергии своей жизни в высшие благозвучия, так облекая свою сущность в сияющие одеяние тончайшей, лучезарной духовной материи и наполняя сущее сказочными формами этой светоносной Материи Люциды. Но такие, самые высокие формы Красоты, в наивысших огненных царствах духа, может явить лишь совершенное огненное сердце, сердце в каждом своем биении слитое в трепет бытия с сердцем Космоса, насыщающим сущее вечным импульсом красоты.

Если сущность и дыхание беспредельности – извечная, огненная Мелодия Духа, Великий Аум, – то не являются-ли живые существа, эти “капли из бесконечного Океана Духа”, лишь Его тонами, различной ясности и тонкости? И вся эволюция человеческая – не состоит-ли она лишь в том, чтобы развить в себе бесконечную-чуткость и восприимчивость духа, развить в себе “абсолютный слух” духа, чтобы все больше и все яснее услышать звучание этой Первомелодии в сокровенных глубинах своего сердца и чтобы, наконец, стать подвижником духа Богочеловеком, являющимся тончайшим божественным тоном?

“Великая Чаша Красоты явлена
духу, как завершение”.
“Почтим особенно свет очей,
которые несут человечеству
мощь красоты”.
Мир Огненный. III. 5O, 79.

12. ПОДВИЖНИК КРАСОТЫ

~~~~~~~~~~~~~~~~~

Носителем и созидателем красоты, в высшем сокровенном смысле слова, является синтетическая духовная индивидуальность духа. Именно в нашу эпоху чрезмерной специализации, духовной раздробленности и техники, перед нами встает чудо красоты – идеал царственности духа, несущего в себе всю цельность, весь многогранник жизни, всю несломимую дисциплину, широту понимания и геройство самоотречения.

Подвижник духа воплощает в себе тот свет доблести духа, который прекраснее всех земных цветов, всех горних вершин и океанов, который есть, истинно, сияние небесных светил. Это – “сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (I Посл. Петра. III. 4).

В духовной индивидуальности благозвучием сочетаются сердце, дух и интеллект, все подле ее огненного сознания есть синтез. Ее сердце это Эолова арфа, которая в вечном трепете чуткости несет в себе всю тональность мира. Все ее центры, как тончайшие струны, вибрируют на сущее, в них отражаются все страдания творчества и радость эволюции.

Жизнь подвижника духа – это неустанное накопление и несение пламенной Чаши подвига красоты, красоты духовности, этой единственной пищи человеческого духа. Но красота эта, истинно, родилась из преодоления вершин и безысходных бездн, из неземных восхищений и устремлений – высших напряжений духа, таких напряжений, которые граничат как бы с линией взрыва и хождением по струне через бездну. Красота эта родилась от самых тяжелых нош мира, от неисчислимых помыслов о помощи ближнему и от несения на спасение его огненного креста. Красота эта родилась от испития чаши горчайшего яда на благо человечества. Красота эта – цветок великого смирения, которое знают лишь цари духа. Только этим путем, путем самого трудного и нагнетенного, но и самого радостного и восторженного, подвижнический дух мог получить в своей жизни благословение Огненного Мира:

“Подойдем к самому трудному, к такому, перед чем все бывшие трудности покажутся, как благие часы. Самое трудное есть благословение Мира Огненного. Так труден этот вход, что кажется, малейшая клеточка наша не может перенести этот Мир восхищения. Сказано, что когда все покровы спадут и останется лишь сияние дерзаний, тогда Огонь пройдет во Врата, не вхожие для тела. Но чтобы зажечь такое дерзание, сохраним восхищение перед самым трудным. Потому мыслите, как бы хотели представить себе пребывание в Мире Огненном” (Мир Огненный. II. 1O6).

Так качество огненного устремления человека приобщает его к высшему совершенствованию. Или, как говорит греческий философ Гераклит: “Чем более очищенный и ясный огонь в человеке, тем душа его совершеннее”. Так и подвижник духа расцветает в огненной своей сущности. Если Христос называл себя Светом Жизни, то он, воистину, являлся и Огнем Жизни. Ориген приводит слова Христа, сохранившиеся в традиции: “Близ Меня – близ Огня; далеко от Меня – далеко от Царства”. Подвижник духа является истинной обителью Святого Духа – Высшего Божественного Огня. О нем можно вполне утверждать слова Преподобного Сергия, которые тот относил к другому Святому: “В тебе обитает Святейший Дух, его действием ты светло украшен”.

Потому и понятно, что единственным мерилом духовного достоинства человека является его аура. Уже новейшие научные исследования доказывают, что физическую оболочку каждого человека окружает весьма тонкая сеть излучений, которые несказанно тоньше световых волн солнца, и эти излучения приобретают качество, цвет и насыщение светозарностью, в зависимости от степени духовности или качества огненной напряженности духа. Порыв самопожертвования, огонь любви, каждая мысль, устремленная в Мир Света, – усиливают ауру, но самость и отрицания являются истинными ее тушителями. Как существует бесконечное множество ступеней сознания, так же многообразна и гамма излучений. В то время, как у большинства совершенно недуховных сознаний цвет ауры тускло-серый или ало-красный, окрашенный вожделениями или гаснущий в корыстных желаниях, у высокодуховных лиц ясновидящее око могло бы наблюдать как бы непрестанное свечение, усиливающееся кольцеобразно около известных центров, как около сердца, оплечий, головы и т.д. У некоторых лиц можно видеть даже “как бы световую диадему над головой”. Ведь недаром древние предания окружают головы Святых венцом света. Ведь недаром головы древних царей-посвященных клалась корона, как эзотерический знак отличия, совершенно потерявший, с течением времени, в сознании человечества свое первоначально-сокровенное значение.

Что лица и ауры великих подвижников иногда, воспламененные мощью сознания, сверкали даже для физического глаза видимым неземным светом, если этот глаз был соответственно озарен, об этом сохранилось немало свидетельств в летописях духа. Вспомним, как сияло лучами лицо Моисея, при схождении с горы Синая, после соприкасания его сердца со Светом Мира; вспомним, как преобразился Христос, при встрече с Моисеем и Илией, – “и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет”; как в том, так и в другом случае от ослепляющего света ауры присутствия поражались и устрашались. Подобным свидетельствам полны такие Жития Святых. Вспомним лишь случай из жизни Преподобного Серафима Саровского, как в 1831 году один очевидец увидел Святого, с лицом в сиянии своем превосходящем солнечный свет и с глазами “сыплющими молнии”. “Я взглянул в лице его и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине самой блистательной яркости полуденных лучей солнца, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца”. Но свидетель огненного причащения сам в тот момент был “в полноте Духа Божьего”, иначе он этого бы не увидел. (См. С.Нилус. Великое в малом. 2 изд. 1O2-1O5, 197-199 стр.). Поистине, для духовидящего и постигающего именно аура огненных сподвижников духа представляется красотой, превосходящей все сказочные красоты плотного мира…

Духовная индивидуальность – это существо, с полным и свободным сознанием идущее по коре своей планеты, сознательно настраивая себя, как струну в оркестре Вселенной. И все, что она творит, становится созиданием красоты, отблеском Божественного Творя беспрестанно себя, она не упускает из виду конечную цель: вручить себя как чудесное даяние Всевышнему.

Но “созидая Бога” в своей жизни, существуя и дыша дыханием Беспредельности, духовная индивидуальность стремится сознательно умножить также красоту всего мира. Познав, что основа Божественного плана эволюции есть объединение, она стремится сотрудничать с помыслом всевышнего, трудится на благо человечества и всего сущего. Вся ее жизнь есть высшее служение. Все ее устремления – великое таинство жертвы. Каждое ее чувство есть сострадание к человечеству. Сердце ее излучает любовь и питается любовью, “тем мощным источником, который превращает жизнь в явление красоты” (Мир Огненный, III. 171).

Духовная индивидуальность – это великий целитель, который лечит аритмичность человеческой жизни и культуры, который стремится везде культивировать гармонию, чтобы каждый индивидуум, как и он сам, стал вибрировать в чутком, возвышенном ритме Космоса. Она, можно сказать, является истинно огненным жизнедателем страны и народа, ибо вся ее сущность, ее светоносная аура, каждым прикасанием духа очищает, озаряет и насыщает все окружающее.

Но будучи кооператором всего человечества, духовная индивидуальность устремляется огненной мыслью своею в Дальние Миры, становится истинным “сотрудником Космических Сил. Приумножая своими действиями силы Космоса, украсив своими мыслями пространственную мысль, не есть ли он созидатель?” (Агни Йога. 649). Так духотворчество подвижника становится частью космического творчества. Ведь высший расцвет и завершение человеческого сознания – Архат – Богочеловек, несущий “силу Космического Магнита в сердце, истинно сам творит Космос, творит красоту Бытия” (Иерархия. 21)…

Если мы бесповоротно решили идти по пути эволюции, выросли в духе, тогда для нас нет большей опоры, как держать перед глазами Идеал Богочеловека и следовать за ним всем своим существом. Беспримерная красота Его жизни, светозарное величие Его духа даст нам побуждения, могущие стать для нас мощной силой, которые заставят нас активно взяться за самосовершенствование, граничащее с подвижничеством. Мы должны построить свой дух по Облику Того, кого несем в своем сердце, как самое сокровенное и как самое бесподобное в красоте; по Облику Того, кто проплыл все океаны, кто поднимался на все вершины, кто перестрадал все страдания и испытал все радости, и кому мы можем вполне довериться. И этим Выявителем космического ритма, Владыкою нашего сердца, как камертоном, нам нужно настраивать всю нашу жизнь на новый лад, свой дух и тело – на высшую и тончайшую вибрацию, пока наш ритм не будет в полном созвучии с самим Космическим Настроителем.

Тогда познаем мы, воистину, и глубины нашего сердца скажут: “Я знаю, Владыка, что истинная основа восхождения начинается лишь в Тебе и кончается в Тебе. Я знаю и постигаю, Владыка, что нет истинной красоты вне Тебя; все явления, всю/ Вселенную вижу утопающими и расцветающими в Зарнице Твоего Лика. И луч Твой, как радуга, обвил Мир чудотворным светом Благодати, и зажглось сердце мое как искра в Нем, дни и ночи озаряющем в непрестанное благословение”…

Воистину, Свет Иерархии и Его Огненного Фокуса – Владыки Мира, это красота и свет Солнца солнц, это та лучезарность Огня Духа, необъятная и невыразимая, даже мысль о которой заставляет наше сердце преклониться в истинном благословении и восхищении.

Именно, постоянное сердечное Общение, вся жизнь, как подвиг молитва Всевышнему, и является огненным питанием духа, это общение есть тот луч, который зажигает нашу ауру в царственные цвета небесного пурпура, который несказанно возносит и преображает дух…

Такими подвижниками духа, творителями духовной красоты, строителями в сфере незыблемых ценностей, должны стать все люди, люди всех профессий, всех народностей, всех рас. Таким должен стать художник, чтобы ему было больно не только за несовершенство своей картины или стиха, но чтобы он, болел за несовершенство всего человечества, всего мира, и чтобы он хоть немного пытался устранить это, своими творениями пробуждая дух гармонии и подвига в человеке. Таким подвижником должен стать учитель-воспитатель, возвышенная цель которого: заставить вострепетать космические струны в душе ребенка. Таким должен стать и исследователь в лаборатории, чтобы свой аналитический труд претворить в созидание мирового синтеза и истины, чтобы свои открытия он не употреблял на братоубийственные войны и на разрушение человеческой культуры, но на высшее строительство Общего Блага. Таким должен быть и общественный деятель, чтобы он не переставал являть красоту взаимного понимания и человеколюбия. А далее – в сиянии духовной индивидуальности должен озариться и пахарь за плугом, и рабочий за фабричным станком, отец и мать, жена и муж, дабы они все свои взаимоотношения переплели в венок чудесной красоты, чтобы они и себя, и свою жизнь и окружающее возвысили в высшую ценность и смысл. Ведь истинно, если все люди станут сотрудниками в красоте, если все объединится в созидании красоты подвига, в тесном согласии с Божественным Учителем, вдохновляя друг друга, дополняя и одухотворяя таким образом всю природу и планету, – тогда, воистину, рай – царство Прекрасного возродится в сердце человечества…

“Истинно, Мы чтим великое Женское Начало.
Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое дает
жизнь Красоты и Сердца”.
Мир Огненный. III. 194.

13. МИССИЯ ЖЕНЩИНЫ

~~~~~~~~~~~~~~

Наконец, нужно заметить, что в культуре красоты будущего особенно великая роль будет принадлежать женщине. В ее руках уже теперь священный огонь домашнего очага; украсить, наполнить повседневную жизнь гармонией прекрасного – ее задача. Но ее существенная миссия несравненно больше: духовная красота женщины, как невидимые лучи, проникает в вибрации души ее мужа и детей, дает им благие импульсы, вовлекает в светлый, энергичный ритм. Но значение духозарной женщины выходит далеко за пределы семьи. Мудрым светом своего сердца, сердца постигшего и следующего высшему Закону Гармонии Вселенной, светом своего чувствознания она претворяет все окружающее и, сама еще будучи на пути высшего развития, она претворит и сознание человеческое, дав ему новые цвета и тона. Ведь миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою. Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая и творящая и очищающая мир. Главное женщине-матери дана первородная власть над душой ребенка. Лишь через прекрасный огонь ее сердца дитя может войти в царство грядущей красоты.

Если бы каждая женщина-мать осознала всю свою безмерную ответственность. Если бы она очистила, украсила и приготовила свое тело и дух, как нерукотворный храм для неземного своего гостя, для пришельца с дальних сфер. Если бы она возжелала стать истинно достойной нести чудо из чудес под своим сердцем, искренне стремясь самой стать прекрасной. Она должна походить на Марию в восточной легенде, которая поет своему ребенку колыбельную песнь, в могучей вере своего сердца: “Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты – царь!”

Именно, каждая мать должна задаваться целью: я хочу родить Царя Духа, носителя высшей Красоты на земле. Призыв матери должен быть поистине цельным и освященным любовью, он должен исходить из самых пламенных глубин ее жажды самосовершенствования и общего блага, тогда он и получит достойный ответ. Если бы сердца всех матерей объединились в молитве Наивысшему, то как мир несказанно преобразился, превратился бы через сознания их детей – будущих членов общины мира!

Так, женщине предоставлена и космическая задача, которую она должна вполне осознать: а именно – трансмутировать низшую, грубую природу человечества в высшую, светозарную, уготовить путь также оболочке дальнего путника Вселенной, утончить и одухотворить его тело, воспитать прекрасно-звучащей его душу, огненно возвысить его дух. Так женщина, чуткой мудростью своего сердца, будет способна, истинно, продвигать вперед мир!

Потому в перспективе будущего звучат слова латышского поэта Райниса:

“Вся красота жизни идет от женщины,
Без нее мы не смогли бы перенести тягости жизни,

Вся любовь жизни идет от женщины,
Без нее мы жили бы в темноте и ненависти…

Из сердца женщины исходит светлая, нежная мощь

И не угаснет во времени, пока не победит”.

И победа женщины настанет, когда снова установится потерянное равновесие между обоими Началами, когда женщина станет свободной и общественно, и духовно, когда женщина сможет стать на священном дозоре в будущем Храме красоты жизни, когда любвиобильное сердце женщины и творческое действие мужчины объединятся в высшей красоте содружества и строения, и когда мужчина и женщина, в совместном гармоническом творчестве, преобразят нашу планету.

“Но когда придет час преддверия, мощь
огненная вспыхнет всеми явленными
лучами Красоты”.
Мир Огненный. III. 185.

14. ЭРА КРАСОТЫ

~~~~~~~~~~~

Человеческое сознание полно теперь небывалой тоски. Чувствуется повсюду среди людей и природы до сих пор неиспытанное напряжение. Каждое чуткое сознание чует, что наша планета и человечество переживают переустройство жизни до самых корней бытия. Многие понятия, многие индивидуальные и социальные взгляды устарели, духу новой динамики трудно ими соответственно выразить себя, трудно дышать. Он ищет нового миропонимания и нового познания, он живет и передвигается вместе со смещением человеческого сознания, он стремится к всепланетарным, космическим разрешениям, к Высшей опоре.

Но в то же самое время большая часть человечества отпала от Высших Законов, обособилась от Иерархии Света, относится с равнодушием к императивам Духа. Среди многих народов выявляется разъединение, недоверие и себялюбие, и, истинно, туманом корысти и отрицания затемняется светлая аура планеты, что влечет за собою множество различных кризисов, катастроф и, наконец, войн. В то время, как часть человечества, в согласии с Высшей Волей, творит огонь духозарный на земле, в величайшем напряжении отстаивая свое светотворчество против натиска темных сил, другая часть – своим хаотическим мышлением нагромождает пространство порождениями безобразия, ужаса и жестокосердия, нарушая также цельность и гармонию природы, и этим творит свое дело разрушения и приводит планету на край гибели.

Истинно, “вместо заразителя, человек должен стать очистителем пространства!” Огонь, Великий Агни – у порога! Приближается время огненного очищения и искупления планеты! Воистину, кто не родился Свыше, кто не получит огненное крещение Св. Духа, кто не очистит свое зерно духа от налетов самости, тот не войдет в новое Небесное Царство Прекрасного.

Так, новая ступень красоты требует пламенного катарзиса очищения человеческого сознания. наступило время пресуществования вещих слов Христа: – “Как я хотел бы, чтобы эта земля и эти сердца возгорелись и воспламенились! Огонь, огонь, сойди в засохшие в бессердечии и себялюбии сознания, переплавь их в горниле высшей Истины и высшей любви! Человек-дух, искра Божественного Огня, стань снова чистым пламенем, если ты желаешь нести достойно свое имя космического светила! Займи снова свое незыблемое место во Вселенной, стань истинным духотворцом, творящим в ритме с Космосом”.

Воистину, настало время человечеству облечься в белые одежды огненной красоты духовности. Истинно: “Лицу Божию теперь подобает Новая Красота” (Листы Сада Мории. 144).

Именно, во время катастрофического положения планеты и возрождения ее, надо свое сердце зажечь мыслью о построении Храма Прекрасного, где бы все, от основания до Сводов, было насыщено Светом Духа.

Так в грозные дни Армагеддона, во время битвы между Силами Света и тьмы, Красотою Беспредельности и безобразием хаоса, во время существенной переоценки всех ценностей, можно сказать – в дни мирового пожара, – мы входим в новую эру, в эру духовной красоты. Мы вступаем в Новый Мир, заповедью которого будет всеобъемлющая гармония.

Красота новой эпохи будет красотою единения и синтеза, красотою культуры сердца, познания красоты высших законов, красоты Космического Плана и проведением последнего во все явления жизни.

В новой эпохе в жизнь государств и народов будет введена строгая планомерность и система, так же как и система и стройность будут царствовать в жизни каждого отдельного человека. Во главе всех культурных начинаний будут стоять истинные строители и творцы духа, подходящие к бытию в сиянии чувствознания. Учителями в школе будут педагоги, посвященные в космическое образование, люди, постигшие смысл жизни, имеющие абсолютный этический слух и владеющие истинно-божественным камертоном. Они будут способны настроить тонкие струны детской души на высшие творческие звучания. Везде и повсюду, под руководством светлых водителей жизни, воскреснет дух народа в объединении и сотрудничестве, отдавая свои лучшие силы на претворение своей жизни и на преображение жизни всего человечества.

Новая эпоха не только причастит все сознания к чаше восприятия искусства, но она приобщит всех, более или менее, также к соучастию в художественном творчестве. Синтез жизни и творчества, в самом неограниченном и всеобъемлющем смысле этого слова, должен стать обыденным явлением в нашем мире. Человек, освободившись от влияния луны, под знаком которой он в последний век жил, отдаваясь страстям и превращая свои ночи в будни, внесет сызнова утерянное солнцеподобие в свою жизнь, так же как и в свое творчество, а именно, внесет дары солнца – духовную радость и чистосердечие. Он откроет все окна и двери своей жизни – потокам Благодати солнца. Он станет снова частью солнечной орбиты, будет жить в едином, преображенном ритме с солнцем. Он будет непрестанно очищать свое сердце в жизненном служении и чистота сердца вновь станет истинной основой творчества и синтеза. Как сознательный творец сущего, он оставит золотистую искру духа на каждой пяди земли, по которой его нога ступала. Он одухотворит каждый предмет, с чем соприкасался. И, истинно, тогда колесо его жизни будет подвигаться вокруг центральной своей оси, вокруг Фокуса Иерархии Света, и дух его будет черпать свое жизненное дыхание, красоту и силу из этого неистощимого Первоисточника всех красот мира, из Этого Горнила высших огненных энергий, истинного жизнедателя Космоса, устоев моста в величие Беспредельности…

Тогда, несомненно, преобразится и сама сущность и дух искусства. Искусство будущего, от узкого преклонения форме, будет все больше всходить в глубины существенного, в величественное царство духа. Неутомимая жажда духа тогда будет первым признаком писателя и художника. Он будет вполне осознавать свою связь с Миром Высшей Красоты и будет чувствовать свою миссию – возвестить людям об этой сфере огненных вдохновений в земных образах и звуках. И будет он стремиться к оформлению и воплощению лучезарных проявлений духа на земле. Он будет изображать этически стойкие и цельные характеры, героических духов, тех, чье сознание более или менее соприкоснулось с путем Великого Служения. Тогда художник, писатель, поистине, будут лучшими представителями культурной мысли в своей стране. Искусство получит все более и более возвышенно-торжественный признак самого духа, ибо красота торжественности духа дает насыщенное качество всем действиям и мыслям человека. Притом и сам сдвиг теперешней эпохи требует этого торжественного настроения. Можем-ли мы теперь петь о самозабвении в деревенской идилии, когда весь мир, все человечество вовлечено в великие духовные и социально-экономические борения, преображения и созидания, которые требуют колоссальных, героических разрешений. Разве поэт может не быть активным участником могучего сдвига эпохи, которого не знавали тысячелетия человеческого продвижения? Ибо, разве теперь не происходит самое радикальное переустройство всей нашей планеты? И далее, разве мы не начинаем теперь учиться планетарно мыслить, разве все знаменательные события не получают моментальной отголосок в сознании народов – факт, какого не знает еще история человечества? И какой же художник-пророк, – а каждый истинный художник и является провозвестником и пророком, – переживает все это в своем сознании, не будет стремиться увлечь за собою народ в новый героизм и духотворчество, но, напротив, будет утопать в своих субъективно-узких чувствованиях? И что-же, если искусство, так наглядно и так непосредственно должно насытить жизнь примерами великого подвижничества духа? Ибо, именно искусство должно дать неистощимый хлеб духовному народу, дать опыты высшего знания и света, способствовать духовному развитию человека, непрестанно усмирять его страсти, очищать и обновлять его сознание, углублять и расширять его идеалы, вообще, быть его истинным водителем в светлое будущее. Именно искусство, уже по самой своей природе, должно воплощать в себе многозвучное искусство жизни, искусство любви и высшего познания, искусство подвига красоты духа. Великой эпохе приличествует великие мерила, которые должны выявляться в великой жизни, великом искусстве и культуре; это наивысшее мерило – божественный огонь красоты духа, выражающейся в самоотреченном посвящении себя Общему Благу созидания своего народа и человечества.

Искусство должно подняться в высоты понятия высшей Культуры. Культура – “свет духа” должна стать существенным мерилом искусства. Ибо, понятие истинной Культуры заключает в себе ритм бесконечной эволюции, озарение и возвышение, – этот единственный критерий и меру всех человеческих ценностей.

Воистину, искусство, так же как и вся жизнь, должно стать духозарным возлетанием – через сердце каждого человека – в сердце Беспредельности.

С другой стороны, в будущем можем предвидеть также теснейшее, взаимовдохновляющее и взаимодополняющее сотрудничество всех отраслей искусства. Искусство, становясь частью цельного организма жизни, войдет в синтез всех высших культурных ценностей человечества. все виды искусства, объединенные в бессмертное содружество Красоты, составят необъятные своды грядущего Храма Культуры, стенами которого будет Знание, а извечным и нерушимым основанием – Любовь. И священно действовать в этом Храме будет Огненное Сердце…

Наряду с героическим характером искусства, в каждом сознании должны раскрываться также возвышенно героические основы прекрасного. Человечество должно осознать красоту, как подвиг, как напряженную борьбу самосовершенствования, как крылья пламенного, неустанного восхождения; красоту, как истинное возжение духа во всех осознаниях и культурных претворениях природы, во всех проявлениях человеческой мысли, во всех формах жизни.

Именно тогда красота будет истинно кратчайшим, самым существенным путем эволюции, путем синтеза духа. В этом смысле мы можем понять мечты лучших сердец человечества, – чтобы красота спасла, чтобы весь мир был осенен куполом Красоты.

И сознание красоты, воистину, спасет человечество. Спасет через утончение, одухотворение и преображение форм. Спасет через расширение и озарение сознания. Спасет через очищение сердца, “источника водопадов Благодати”. Спасет через неугасимый свет сотрудничества, единения и любви; через вмещение и воплощение высших Миров Красоты в своей жизни. И наконец, спасет через чувство бесконечной преданности и слияния с единым Фокусом Иерархии Света.

Красота, истинно, снова покроет цветами человеческое позорище пустыни! Красота облечет пыльные и дымные груды камней – города в пышные сады роз и лилий. Красота претворит все подробности жизни так, чтобы они стали отражать дух. Красота заставит каждое, в устремлении зажженное сердце расцвести, воссиять небесным адамантом у ног Владыки Мира. Сердце тогда, истинно, приобщится пламенной Чаше Бессмертия, Чаше Амриты!

В дни величайшего напряжения, потрясения и обновления сознания народов, на пороге новой волны мировых событий, грозных и небывалых, при последнем неистовстве тьмы, наступает Новая Великая Эра, Эра Огненной Красоты, Эпоха Воскресения Духа, настанет Век Сердца на нашей планете. Это эпоха Носителя Божественной Красоты, красоты Огненного Синтеза Духа на земле, – во всех древних Заветах заповеданная эпоха нового Мирового Учителя, Учителя Мудрости, Любви и Сострадания Майтрейи.

И когда вы будете строить Храм Красоты,
И на подходах к нему раскинете сад Радости,
То назовите сад этот Моим Именем”.
(Листы сада Мории. 125).

Воистину:

“Час утверждения Красоты в жизни пришел. Пришел в восстании духа народов. Пришел в грозе и молнии. Настал час перед приходом Того, Чьи шаги уже слышны” (Н.К.Рерих. Пути Благословения. 149).

перейти к ОГЛАВЛЕНИЮ

***

Рудзитис Р.Я.

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий