Главная » О КУЛЬТУРЕ, ПЕДАГОГИКА, Педагогика гуманная, события Культуры » Состоялись Четвертые Общероссийские педагогические чтения

555 просмотров

2621-13

3-4 февраля 2017 состоялась работа Четвертых Общероссийских Педагогических Чтений в Москве «Полюбите будущее – крылья вырастут!». Организаторами Чтений выступили Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики», Московское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» Международное общественное движение «Родительская забота», Лаборатория гуманной педагогики и Институт системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

На открытии чтений участников приветствовал президент Московского городского педагогического университета член-корреспондент РАО доктора исторических наук, профессор В.В. Рябов. С сообщениями и докладами, дающими установку всей работе чтений выступили Ш.А. и П.Ш. Амонашвили. В обращении  создателя и лидера движения гуманной педагогики академика РАО Ш.А. Амонашвили  «Ищи путь озарения» прозвучали слова о необходимости расширения сознания и работе над осмыслением цели и смысла не только земного воплощения и пути духа, но и его космичности. Прекрасным эпизодом первой общей встречи участников стало осмысление жизни и деятельности долгое время остававшегося бессменным главным редактором издательства “Просвещение” Д.Д. Зуева. Программа, посвященная его 90-летию называлась «Опережая время…». Ее подготовили и открыли Рыцари гуманной педагогики М.И. Шишова, В.Г. Акимова, (Москва, Россия) и продолжила Н.И. Зуева, Отличник здравоохранения, врач невролог высшей категории, раскрыв в развернутом сообщении основные вехи жизни и деятельности Дмитрия Дмитриевича, рассказав и о главных положениях его итоговой книги “Школьный учебник”.

В очередной раз глубиной прохождения в материал и умением мыслить системно участников поразил яркий оратор доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Рыцарь гуманной педагогики М.В. Богуславский. В его докладе с парадоксальным, на первый взгляд, заглавием «История образования будущего» был вскрыт смысл деятельности Ш.А. Амонашвили в педагогическом поле, а именно то, как закладываются здесь и сейчас на наших глазах основы педагогики будущего; важность антропософского периода его деятельности, на котором выдающийся педагог обратился к учению “Живой этики” и трудам Рерихов, на основе которых создал “Манифест гуманной педагогики”, ввел и развил понятие духовного гуманизма.

Прорастание этих важных идей можно было видеть на мастер-классах участников Чтений.

В их числе мастер-класса, в название которого были вынесены слова Е.И. Рерих «Крылья даны для благих полетов!» Его подготовили наши коллеги из Ульяновска заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90» А.А. Фенькина; воспитатель МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90» Г.В. Фенькина; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский педагогический университет им. И.Н.Ульянова», руководитель Ульяновского отделения ООО «Центр гуманной педагогики», Рыцарь гуманной педагогики (Ульяновск, Россия) Н.М. Новичкова. Ведущая идея мастер-класса: «Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые» (А.Н. Радищев). Участники мастер-класса утверждали, что вышли после него окрыленными. Александра Фенькина оказалась интересным поэтом. Она исполнила две свои баллады.

 

2621-9

А.А. и Г.В. Фенькиным было присвоено звание “Учитель гуманной педагогики” с вручением серебряного знака “Сердце и лебедь”. В ходе новой формы “Фейерверка педагогических идей”, апробированной на Чтениях в третий раз, учителем биологии МБОУ Школа № 53 Самары Ларисой Селезневой, создавшей хрестоматию для школьников, включающую работы ученых и мыслителей ХХ века, был показан эпизод урока со старшеклассниками, в ходе которого учащиеся вместе с учителем искали ответы на вопросы о путях развития науки и человечества в трудах выдающихся ученых. На глазах у зала и вместе с залом участники занятия читали эпизоды главной работы Пьера Тейяра де Шардена “Феномен человека” и искали в нем ответ на вопрос “Какой должны стать наука, чтобы продолжать Эволюционировать?”

«Современная наука, которая некогда чрезмерно, вплоть до впадения в заблуждение поддавалась обаянию анализа, ныне вновь привыкает рассматривать эволюционно творческую функцию синтеза. Она начинает видеть, что в молекуле заключено гораздо больше, чем в атоме; в клетке больше, чем в молекулах; в социальном больше, чем в индивидуальном; в математической теории больше, чем в расчетах и теоремах… На каждой последующей ступени комбинации выступает нечто несводимое к отдельным элементам, и в новом порядке мы теперь склонны допустить это. В соответствии с этим сознание, жизнь, мысль уже почти приобрели право на существование в науке.

От Запада до Востока эволюция отныне занята в другом месте, в более богатой и более сложной области – вместе со всеми сознаниями она создает дух. Вне наций и рас неизбежно происходит образование единого человечества. Установив это, можно спросить: судя по нынешнему состоянию ноосферы, по каким линиям, выделяющимся из числа других, мы, по-видимому, будем развиваться, начиная с планетарной ступени психической тотализации и эволюционного подъема, к которому мы уже подошли. Я различаю три главные линии, где вновь выступают прогнозы, к которым нас уже привел анализ идей науки и человечества, – организация научных исследований, сосредоточение их на человеке, соединение науки и религии. Три естественных члена одной и той же прогрессии». (Пьер Тейяр де Шарден).

Находились переклички с размышлениями И.А. Ефремова: «C древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.

Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности… Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».

«Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?

Если переключить сознание на высшую ступень исканий, интересы человека органически сольются с интересами общества. Смешно поэтому говорить, что в будущем жить будет скучно. Ведь мы только сейчас начинаем понимать, как безгранично сложна и как мало еще познана природа» (И.А. Ефремов).

В чем причина сегодняшних глобальных кризисов? Ответ искали у Лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри.

Все это оказалось возможным в 15-минутном эпизоде урока, который в школьной практике так мыслящего учителя, конечно же гораздо более плодотворен и эффективен.

На завершающей общей встрече Чтений президент Общероссийского Центра гуманной педагогики Е.Н. Чернозёмова в сообщении «Не стать тормозом на пути эволюции» обратила внимание собравшихся на изменяющее сознание детей и привела примеры того, как новое сознание отражается в материалах сайта детского творчества “Оранжевый верблюд”, созданного 6 лет назад в то время 13-летним Львом Бондаревым (Феодосия) http://orangecamelfound.ru/. На сайте, ставшем магнитом для широко и творчески мыслящих детей и подростков, помимо ярчайшего художественного и технического творчества, более 200 притянувшихся юных участников оказались собранными их размышления о смысле жизни, о том, зачем человек нужен Вселенной, о том, каким сегодняшним подросткам видится будущее. Интересно, что этот сайт притягивает и не менее интересно мыслящих взрослых.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из этих материалов. Делаем это во многом для того, чтобы обратить внимание на прорастание нового, но и потому, что и изданию чрезвычайно интересной и полезной хрестоматии, подготовленной Л. Селезневой, и работе сайта необходима деятельная поддержка.

 «Каким будет будущее человечества»

Выдержки из сочинений школьников

Неизвестное будущее то заставляет сердце сладостно замирать, то бешено колотиться в преддверии его. Если бы мы знали, что нас ждёт, то жизнь потеряла бы свои краски.

Сейчас люди изменились по сравнению с прошлым. Раньше люди были более «животными», смотрели на страдания других, например, на казнь равнодушно, такого сейчас не может быть. В будущем люди будут более слабее (нельзя представить, что Спартак жалуется личному психологу), инфантильнее и очень добродушные (Назаренко Оля).

 ***

Не создаём ли мы иллюзию жизни техническими новшествами. Увязнув в виртуальной жизни, можно совсем забыть и потерять своих настоящих друзей. Что может быть дороже настоящей улыбки, взгляда, эмоции. В будущем люди будут более внимательны к окружающим их людям, чтобы у каждого была мечта большая или маленькая. (Зеньковская Е.)

 ***

Будущее создаётся каждым из нас. Я вижу его светлым и радостным, свободным и интересным, в нём нет места для зла и насилия, лжи и преступления. Будущее зависит от тех целей и задач, которые каждый ставит перед собой. Я так думаю, но когда выхожу на улицу или смотрю телевизор, то мне кажется, что у нас нет будущего. (Неверова Т.)

 ***

Моё мнение сформировалось, когда я прочла мысли В.И.Вернадского по поводу этого. Эволюция биосферы, согласно В.И.Вернадскому, обязательно приведёт к появлению ноосферы, оболочки Земли, которая изменит человечество. Вернадский считал, что человечество станет автотрофным. Его мысли настолько захватывающи, что невозможно в них не поверить. (Чуприна Екатерина).

 ***

Будущего у человека не будет, но лишь в том случае, если люди появились на Земле сами. Если людей кто-то создал, то лишь ему известно, что с нами будет. (Цой А.)

 ***

В будущем люди станут другими. Развитие науки позволит нам жить дольше, будет разрешено клонирование. Для похода  в магазин или на работу, достаточно будет подойти к экрану компьютера и заказать необходимые услуги или выполнить нужную работу. Люди научаться использовать альтернативные источники энергии, будут созданы мировые заповедники для дикой природы. Города будут расти не только вверх, но и в ширину и вниз. Люди лучше станут понимать друг друга, думать о своих поступках не только после их свершения, но и до. Люди научатся ценить друг друга, ценить окружающий мир. (Михалёв Герман).

 ***

Когда я смотрю телевизор, я сомневаюсь в будущем, а, когда нет, то верю, что оно будет прекрасным. (Чуйко Алина).

 ***

Каждый приходит в жизнь со своей целью. Все люди по-своему прекрасны и несут в жизнь больше положительного, чем отрицательного. Будущее зависит от нас. Залогом счастливого будущего является внутренняя готовность к нему самого человека. (Бедим Валерия).

 ***

Современный человек снаружи яркий, показывает радость, хотя и хочет плакать, а внутри него пустота и боль. Будущий человек будет похож на робота, без чувств и эмоций. (Лысенко Галина).

  ***

Душа человека потеряла отзывчивость и мне страшно думать, что же будет дальше. (Филатов Ю.).

  ***

Нравственные качества людей становятся всё хуже, человечество развивается, но к добру ли это? (Гладуш Е.).

  ***

Человечество приносит вред земле и, скорее всего, погибнет от ядерной войны. (Николенко Д.).

  ***

Технический прогресс лишь ухудшает жизнь человека. (Савчин Ярослав).

  ***

У нас всё уже есть, осталось наладить взаимоотношения между собой. Чтобы богатые помогали бедным, умные поддержали глупых, сильные защищали слабых, дети уважали и ценили старших. Казалось бы, как мало нужно для счастливого будущего человечества. Если каждый будет работать над собой, сделает всё, о чём я писала, своими делами и поступками, то в мире будет гармония и согласие. В жизни есть Божественные законы и мы не должны нарушать их. (Вишневецкая).

 «Смысл жизни»

Выдержки из сочинений-размышлений учащихся 11–х классов 2011-2012 учебного года

11-В

Смысл жизни в воодушевлении на добрые поступки. Чтобы работа приносила удовлетворение, друзья поддерживали. (Кибальчич).

  ***

Глядя на учителей и близких, я думаю, как буду жить и поступать. Я сделаю всё, чтобы моя жизнь не была скучной, серой и бесполезной. Нужно быть честной к себе и окружающим. Научиться любви и благодарности.

Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – семья, дела, успех;
А внутренний – неясный и нездешний
В ответе каждого за всех. (Конева Даша).

  ***

Я задаю этот вопрос, но не могу найти на него ответа. Наверное, чтобы сделать счастливыми других людей. (Гелуненко Антон).

  ***

Я отложу этот вопрос лет на 40, ещё рано о нём думать. (Рева Н.).

  ***

Чтобы не остаться одному, найти верного друга, любимого человека, тогда всё остальное появиться само. (Круш Татьяна).

11-Б

Любовь – единственно разумный ответ о смысле жизни. Дети – это счастье и забота о тех, кого любишь. Воспитать детей, значит внести свой вклад в совершенствование мира.  Смысл жизни изменяется с изменением мировоззрения. Сущность этого вопроса не в том, чтобы дать ответ на него, а в том, чтобы задавать. (Земскова М.).

  ***

Найти место в жизни и заниматься любимым делом, которое может принести пользу. (Ефимова В.).

  ***

Многие люди не хотят просто жить. Они меняют мир вокруг себя, чтобы самим жить лучше, не понимая, что всё становится только хуже. (Цой Александр).

  ***

Смысл в том, чтобы ради кого-то и чего-то жить, чтобы жизнь приносила радость,  счастье и любовь. (Котинова М.).

  ***

Каждый день рождаются 365 тысяч человек, они кем –то будут и у каждого свой смысл. Наверное, нужно вернуться к тому состоянию, когда мы поймём, что смысл жизни в самой жизни. (Николаенко Д.).

  ***

Смысл у каждого разный и зависит от морального уровня человека, но всё же есть во всех смыслах общее: взаимопонимание с близкими и родными, любовь. Всё в мире делается благодаря любви. Смысл в том, чтобы любить и знать, что тебя любят. (Мартыненко А.).

  ***

Реализовать себя в обществе как личность, чтобы чувствовать себя комфортно. Человек должен приобрести внутреннее равновесие, тогда и во всём мире будет равновесие. (Авакян А.).

  ***

Когда каждый день ты делаешь одно и то же, а в выходные «отрываешься по полной», то сознание каменеет и ты понимаешь, что не развиваешься, тебя тогда не удовлетворяет твоя  жизнь и ты начинаешь искать её смысл. (Нестеров Антон).

11-А

Смыслу жизни я учусь у своего деда, он всё умеет  и никогда не сидит без дела. Он говорит, что смысл в работе, которая в радость. Я смотрю на своих родных и понимаю, что любой человек может ошибаться, но должен осознавать свои ошибки и идти дальше, оставаясь человеком. Вот в этом и есть смысл жизни. Смысл на Земле – это испытание, тест на прочность. Тебе подбрасывают ситуации и сверху на тебя смотрят, как ты себя поведёшь. (Маханов Н.).

  ***

За жизнь мы успеваем многое, но явно не существенное. Когда смотришь на небо, то остаёшься один на один со своими мыслями, к которым не привык в обычной жизни. Сейчас мой смысл в том, чтобы чувствовать, учиться и знать, что если я и совершаю ошибки, то мне помогут их исправить. У меня существует страх, страх, что я не узнаю, в чём смысл жизни.  Важно хорошие моменты как можно сильнее замедлить в воображении, а плохие пропускать и не «зацикливаться» на них, но, в то же время, извлекать из них пользу. Смысл не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы научиться от души радоваться дождю. (Нагорная Инна).

  ***

Я счастлива оттого, что живу и замечаю красоту окружающего мира. (Неверова Т.).

  ***

Над этим вопросом не нужно задумываться, а просто наслаждаться и всё. (Шумай Евгений).

  ***

Без ответа на этот вопрос можно не прожить, а просуществовать. Если человек не будет задумываться над этим вопросом, он будет обезьяной. Нужно мыслить и делать что-то правильно, чтобы преобразовывать действительность, тогда мы будем на правильном пути к духовному росту. Человек будет искать ответ на этот вопрос и обязательно  поймёт, что такое счастье.

Я не знаю, в чём смысл, но чем раньше я буду его задавать, тем быстрее его найду. (Нищета Влад).

  ***

Нужно быть умной доброй той, которая заслуживает быть человеком и женщиной. (Чуприна Екатерина).

  ***

Стать хорошей мамой и воспитать хороших детей. (Яблонская К.).

  ***

Для меня это очень простой вопрос, я о нём давно задумывалась. Жить, а не существовать, испытывать радость, печаль, любовь, благодарность. И ещё смысл в том, чтобы помогать другим с моральной точки зрения. Ещё я стараюсь усовершенствовать себя. Я чувствую внутри себя прекрасный мир, где уютно, в нём красота и добро. Этот мир помогает мне пережить неприятности. Часто люди, сталкиваясь с неприятностями, меняются и не всегда в лучшую сторону. Смыслом моей дальнейшей жизни будет научиться избегать этого. Смысл у всех разный,  но суть его одна – становиться лучше. (Кулигина А.).

  ***

В моей жизни два этапа, первый – жить ради удовольствий, пока есть кому обо мне заботиться, а второй – это выживание, когда родители перестанут обо мне заботиться. (Морозинский М.).

 «Зачем человек нужен Вселенной?»

Выдержки из сочинений

Чтобы соединять два мира: духовный и материальный. У человека есть вера, поддерживающая его с небом, поэтому человека можно назвать звеном. Может через человека поступают энергия и сила, которые впитывает в себя Земля. Также человек попал на Землю, чтобы улучшить её природу. Чем ниже становится общество, тем более жёстко отвечает Земля. (Земскова Марина).

  ***

Человек появился, чтобы стать духовным и познать себя и Вселенную. Ведь именно космос направил человека благодаря своим излучениям на нравственный путь. Поэтому человек обязан стать нравственным, чтобы пройти весь путь и узнать всё о Вселенной. (Чуприна Екатерина).

  ***

Бог – это слово, а слово без голосовых связок есть мысль. Где-то во Вселенной есть Бог, который создал мир. Бог силою своей мысли создал место, где он может существовать, но одному скучно может быть даже Богу, и он по своему подобию создал человека. И человек подобен не в том, что у него две руки и две ноги, а в том, что он мыслит. А теперь, собственно: зачем человек – Вселенной, а зачем сын отцу? Он его просто любит. «А как же Иисус, Сын Божий», – можете спросить?  Он тоже человек, как и все мы, но он был, есть был и будет примером тем, кто хочет быть достойным отца. Он – идеал сына человеческого, того, кто получит место на Небесах, и кто продолжит свою жизнь и после смерти телесной оболочки. (Морозинский М).


Письмо в газету “На грани невозможного”

(http://www.gazetangn.com/archive/ngn0221/children.html)

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Я давно вышел из детского возраста, ибо я уже пенсионер. Но, прочитав вопросы в рубрике “Люди плюс”, понял, что ваше предложение относится и ко мне. Если человек сумел сохранить в себе, даже в таком возрасте, детское восприятие действительности, то его, полагаю, можно отнести к категории “читателей-детей”. В случае несогласия с этим моим аргументом, вы можете сразу выбросить это моё письмо в мусорную корзину, и я на вас не буду за это в обиде. Дети ведь не обижаются на многие поступки взрослых, потому что у детей просто нет времени обижаться на подобные пустяки, не так ли?!

Учитывая, что мой детский стаж жизни на Земле много больше стажа живущих ныне здесь детей, я и хочу, с такой своей позиции, ответить на обозначенные вами вопросы. Однако, начну с расширения обозначенного вами “представление о школе, в которую приятно ходить”. Такой школой, в моём восприятии, является планета по имени Земля и, в частности, физический план её. Очередь из желающих попасть в эту Школу будет, полагаю, больше, чем в школу Щетинина. Возможности брать здесь уроки жизни ждут очень многие – в Тонком Мире ждут своей очереди на воплощение и наши дети, и наши внуки, и наши правнуки, и…

В Школу по имени Земля приятно ходить всем потому, что ученики здесь изначально живут на всём готовом и наделены правом свободной воли во всём – им дано право дерзать! Получается, что физическая жизнь каждому человеку в его физическом теле дана, как принято сейчас говорить, на халяву! Если же вспомнить фундаментальные законы материалистической науки, то получится, что такую халяву Кто-то всем людям Земли организует и обеспечивает… ежесекундно!

Громадный Мир трудится только на то, чтобы физические люди могли здесь брать уроки жизни, не задумываясь более ни над чем. Более того, этот Некто во сне ремонтирует наши физические тела также, как ремонтируют общественный транспорт в депо (парке) по ночам сами земные люди.

Выходит, нам нужно оправдывать доверие нашего Создателя. воплощения здесь. Очень многие люди, после таких моих слов, говорят мне: “Мы давно готовы исполнять эту свою функцию, но не знаем её сути и смысла.” Таким своим признанием такие люди признаются в том, что они утратили способность быть… детьми! Мне это состояние удалось сохранить благодаря знанию и пониманию того, что если я здесь родился и до сих пор живу, значит это Кому-то очень нужно. А если это Кому-то очень нужно, то, в благодарность за такую возможность, мне надо стремиться здесь исполнить как можно больше Его Дел.

Далее я отвечу на выделенные вами вопросы как ребёнок со стажем.

Борьба за накопление большей суммы денег на своём банковском счёте осуществляется благодаря проявлению и торжеству животного начала в человеке. Эволюцией жизнь человека-зверя очень ограничена. Это, всего лишь, ступень восхождения и обучения. Она будет человечеством осознана и пройдена. Все нации и все люди Земли будут, в итоге, жить по законам жизни одного физического тела (земного братства), как разные органы его, или не будут жить вообще.

С уважением, гражданин России и Земли

Гусев Евгений Иванович


Источник:  Общественно-государственный диалог “Наследие Рерихов”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий