Главная » воспитание, ПЕДАГОГИКА » Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре (2014)

1 758 просмотров

2965

Сокровищница детской мысли

Дети пишут о культуре

ПО ИТОГАМ КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КО ДНЮ КУЛЬТУРЫ 2014 ГОДА

Каждый год творится это священное действо: весной, когда в природе всё просыпается, мысли тянутся к свету – дети пишут о культуре. И высокими, лучшими побуждениями сплетается хоровод из добрых желаний.

Само по себе это явление уникальное – детские размышления о необходимости защиты культурных ценностей, поскольку и среди взрослых найдется не так много сознаний, способных мыслить о Культуре и понимать ее спасительное значение.

Детьми называют тех, кто еще не достиг совершеннолетия. Но стремиться достичь творческого совершенства можно и в этом возрасте, в чем не трудно убедиться, обратившись к сокровищнице детской мысли.

Дети пишут о культуре и посвящают ей свои лучшие мысли и свои надежды. Они размышляют о значении знаний в процессе самосовершенствования и считают неизменным их спутником красоту, в каждом сочинении призывая к украшению и улучшению жизни. Этим самым подтверждают восточную мудрость: ребенок знает чувство справедливости лучше судьи.

Юные авторы сочинений в своих творческих работах (сами того не ведая) отстаивают базовые нравственные ценности, которые провозглашены нормативами образования – ценности культуры и смело берутся рассуждать о смысле жизни, показывая полное понимание взаимосвязи этих понятий как важнейших сторон духовной жизни людей.

Для чего живет человек? Почему нужно защищать культурные ценности? Что значит быть культурным? На общее Благо трудясь и творя, поможем стране и культуре. Все эти вопросы и темы, как оказалось, немало волнуют их. «Ведь если осмыслить хотя бы часть великого наследия, оставленного нам гениальными предками, – пишет участница конкурса Даша Трофимова, – будет намного проще осознать и своё место в мире!»

Приглашаем взрослых окунуться в светлый мир детской мысли, мир чистоты и нравственности и ответить для себя на тот же вопрос, о котором размышляют школьники: для чего живет человек? Проанализировав их работы, можно прийти к синтезу-обобщению и собственному пониманию данного вопроса. И в этом увлекательном занятии обнаружить неожиданные для себя выводы. Остается только сожалеть, что идеи нового сознания об эволюционной, космической сущности Культуры, которые давно стучатся в жизнь, пока не осознаны, и это говорит о больших проблемах в образовании.

Наша особая благодарность педагогам – самоотверженным труженикам на поле культуры, сумевшим пробудить в школьниках огонь творческой мысли, направленной на Общее Благо.

«История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры. Эта грань вырастала не случайно, не бессознательно, – писал Н.К.Рерих в статье “Духовные сокровища”. – Всегда находились геройские попытки и горячие сердца, которые понимали, что лишь в светло озаренном творчестве человечество оставляет истинное наследие».

И самые горячие слова благодарности участникам конкурса:

Дорогие ребята! Своими творческими работами вы показали высокое качество трудов ваших: полезность для всего мира и всего человечества – в этом состоит прекрасная сущность их.

Мы рады за вас, за наше новое поколение, которое готово исполнить наказ великих мира сего об охране культуры и мира.

Актуальность этих действий, как видим, с каждым днем только возрастает.

Сочинения о культурных ценностях – это ответ школьников на весенние события.

Знамя Охраны культурных ценностей не случайно именуется Орифламма – так называлось в средневековье войсковое знамя, которое поднималась на копье в решающий момент боя.

Лучшие творческие работы размещены на сайте «День Культуры» в разделе «Творчество юных», часть из этих работ представляем ниже.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Тема: «Для чего живет человек»

2964Трофимова Дарья, 10 класс;

У многих, кто хоть раз задумывался над этим вопросом, есть свой ответ, а кто-то не находит ответа, так и умирает, не понимая, на что ушла его «никчёмная» жизнь. Встречаются и те, кто считает, что могут объяснить и растолковать другим, что есть жизнь и для чего она дана… Да… Много чудаков на свете! Бродят по земле, путаются в толпе, смешиваются с городским духом, спешат на работу и с неё… И каждый несёт свою правду, свою истину. Конечно, у всех без исключения есть выбор: прислушаться ли к советам классиков мировой литературы, к ответам гениев слова; слепо ли принять их точку зрения и навсегда успокоиться или, напротив, строптиво откинуть книгу и искать истину-ответ самому, не вникая в чужие «разглагольствования», не вступая ни с кем в полемику… У всех всегда есть выбор…

2963Тетюшина Ксения, 7 класс;

Для чего человек живет, в чем цель его жизни? Ведь каждый всю жизнь стремится найти свое предназначение, цель своего существования. Это все очень и очень нелегко. Некоторые могут найти эту могучую истину – в детстве, другие – под старость. В современном мире название, а точнее, гордое звание «Человек» может заслужить не каждый. Человек должен быть культурным. Иметь честь, мужество, красоту слова и душу. Из этих четырех «критерий» можно не иметь трех. Но не иметь четвертого и быть Человеком нельзя. Нужно иметь душу. Само по себе, слово культура – это человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Но понимают ли это в нужном смысле все? Думаю, что нет…

2962Шидловская Дарья, 10 класс;

Право на личное счастье – святое право каждого человека.
А. Сурков
Человек создан для счастья, как птица для полета. 
В. Г. Короленко
Я думаю, что вопрос о смысле своего появления на свет, о том, как и для чего проходит жизненный путь человек, задает себе каждый из нас и не всегда находит ответ.
Конечно, ответить на эти вопросы однозначно невозможно: идет время, а значит, и обстоятельства, и возможности, и человеческие желания меняются, меняемся мы. Несмотря на это, было, есть и будет одно, главное, что объединяет всех без исключения людей, – каждый хочет быть счастлив. Будь ты богат или беден, будь ты буддист или христианин, будь ты монарх или простой торговец – ты молишь о счастье, ты ищешь его.
Путь к счастью и его обретение – вот истинный смысл любого человеческого бытия…

2961Архипецкая Елизавета, 5 класс;

Сказка

Жил-был Иван, но не дурак, потому что он вдруг задумался и не над какой-нибудь чепухой, а над самым важным вопросом: «Для чего живёт человек?» А было Ивану всего-то пять годков.
И вот стал он у всех спрашивать, зачем живёт человек? Подошёл к бабушке, которая хлопотала у печи: «Бабулечка, а бабулечка, для чего живёт человек?» Бабушка чуть горшок с картошкой не выронила: «Как зачем? Вот сейчас хлеб поставлю в печь, картошку допеку, носок тебе довяжу, – вот и дело сделано. А ты давай под ногами не мешайся, иди отседова!» Бабушка даже шлёпнула полотенцем Ивана…

2960Русских Алина, 10 класс;

Зачем появились люди на земле? Зачем родились Вы? Зачем родятся Ваши дети?
Для чего живет человек? В чем смысл жизни? А есть ли он вообще?
Вы ведь задавали эти вопросы, и не раз. Родителям, друзьям, знакомым, самому себе, в конце концов. Задавали, когда злились из-за переварившихся макарон, «двойки» за контрольную работу или из-за потерянных ста рублей. Задавали, когда отчаивались добиться исполнения своей мечты или внимания вон той симпатичной девушки. Задавали, когда теряли надежду понять себя или когда Вам было просто одиноко. Задавали – в задумчивости, пытаясь найти ответ, а иногда – со злости, обвиняя кого-то…

Медведева Анастасия, 8 класс;

…Из мировой мозаики прекрасной,
узор самостоятельно создать…
М. Озолиня
Многие философы, поэты- мыслители пытались ответить на вопрос: для чего приходит человек в этот мир? Для чего он живёт? Да и не только философы, каждый человек однажды задумывается о смысле своего существования в мире, о том, для чего ему жизнь дана? Интересно, почему никто так и не дал однозначного ответа на эти вопросы? Я думаю, потому, что у каждого есть свой ответ…

Гузнова Дарина, 5 класс;

Когда я размышляю над тем, для чего живёт человек, мне представляются джунгли, в которых много лет назад знаменитый писатель Редьярд Киплинг силой своей фантазии поселил Маугли – мальчика, рождённого человеком и воспитанного волками. Я словно наяву вижу, как юный Маугли пытливо спрашивает мать-волчицу:
– Для чего живут волки?
– Для того чтобы защищать свою семью. Ради своего волчонка я готова на многое. Готова защитить его, когда нужно, как тебя когда-то. Мы живём ради сохранения стаи, – сказала Маугли Волчица. – Но это – не твоя жизнь, не твоя судьба. Ведь ты человек, а не волк…

Ефимова Анастасия, 11 класс.

Мир полон прекрасного и удивительного. Всё, что окружает нас, мы способны увидеть, почувствовать, ощутить. Как же прекрасно то, что мы можем созерцать: величественные небоскрёбы, архитектурные постройки, произведения великих писателей, картины, написанные известными художниками… Как же это прекрасно… Как же прекрасно то, что создаётся руками человека!
ХХI век… Век, когда человечество и всё, им производимое, резко устремляется вверх. Кажется, – это один из прекрасных этапов жизни за всю историю человечества. Как бы ни так…

 

Тема: «Почему нужно защищать культурные ценности»

2959 Панченко Анастасия, 8 класс;

Что такое культурные ценности? Это нравственные и эстетические идеалы. Это нормы и образцы поведения. Это языки, диалекты и говоры. Это национальные традиции и обычаи. Это произведения культуры и искусства. Каждый народ, каждое государство обладает индивидуальным, а потому неповторимым набором культурных ценностей. И поэтому очень важно их защищать: охранять, возрождать и преумножать…

2958Христофоров Илья, 7 класс;

Днями, годами, веками меняется окружающий нас мир. Поколения сменяют поколения, горами преображаются равнины. Человек тоже меняется, он тоже подвластен времени. Что же останется нам от предыдущих поколений, что поможет не повторять ошибок прошлого? Конечно же, это памятники мирового искусства: литературы, скульптуры, архитектуры и музыки, религии – другим словом, культурные ценности. Именно они сплетают в единое полотно все исторические знания цивилизаций. Только культурные ценности могут показать нам идеалы прошлых эпох, с помощью них мы понимаем их мировоззрение. С помощью этих знаний мы определяем для себя свои идеалы, свои ценности.  Для каждого государства утеря произведения искусства является невосполнимой потерей. Каждый памятник уникален, не похож на другие…

2957Тишкова Аглая, 4 класс;

Некоторые не понимают, почему нужно защищать культурные ценности, и поэтому разрушают, оскверняют их. Например, маленькие дети не задумываясь разбивают старинные вазы, которые являются культурной ценностью семьи. Или некоторые подростки разрисовывают скульптуры, картины, которые находятся на уличной выставке. Эти вещи тоже являются культурной ценностью.

Само слово «культура», в переводе с латинского языка означает образование, воспитание. А культурная ценность это что-то, что как-либо касается культуры страны, города, семьи…

2956Миронюк Алина, 10 класс;

Вступление человечества в эпоху новейшего времени ознаменовалось множеством событий: первый человек в космосе, первая женщина космонавт, СССР и США становятся сверхдержавами и множество других замечательных событий, что стоят внимания историков как нашего, так и будущих поколений. Научно-технический прогресс огромными прыжками неудержимо шел вперед, и для людей это было отлично, ведь теперь увеличились масштабы производства, качество труда, да и ручной кропотливый труд стал цениться дороже машинного. И вот все бы было бы хорошо, если бы научно-технический прогресс так и не коснулся духовной сферы жизни, и не выпустил бы на свет тонны того бесчисленного мусора под названием «массовая культура», плоды которой мы постепенно начинаем пожинать…

Орлова Анастасия, 10 класс.

Что мы называем культурными ценностями и почему их надо защищать? Если на первую часть вопроса можно ответить, сославшись на нормативно-правовые документы, то вот вторая часть вопроса требует размышлений.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» культурные ценности определяются как нравственные и эстетические идеалы; нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор; художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты…

Тема: «На Общее Благо трудясь и творя, поможешь стране и Культуре»

Турчанинова Екатерина, 11 класс;

Культура – это стремление к совершенству посредством познания того,
что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят…
Мэтью Арнольд

Каждый день человек сталкивается с проблемой нехватки культуры, низкого поведения и бедной человеческой речи, способной выразить лишь естественные потребности человека. Довольно редко можно встретить людей, по-настоящему ценящих родную культуру, язык и традиции. Но даже среди них существуют корыстолюбивые люди, говорящие о высоких вещах, но по сути их не понимающие. Таким образом, подрастающему поколению чрезвычайно сложно сформировать свое собственное представление о том, как надо себя вести, что такое хорошо и что такое плохо…

2955Иванова Анастасия, 11 класс;

Время бежит, торопится, меняет наш мир, перекраивая его ежедневно, ежечасно. Что-то происходит, и это событие становится началом чего-то нового. Вершится история, развивается наука, меняется капризное искусство. Но культура, как оплот всего прекрасного и ценного, что было когда-либо создано человеком, остаётся незыблемой. Остаётся такой же величественной, прекрасной, но налёт пыли и паутины мало-помалу покрывает её тонким слоем. И уже куда реже люди обращаются к ней за спокойствием, за гармонией и красотой…

Линькова Любовь, 10 класс;

Размышляя о состоянии культуры в современном обществе, нельзя не задать себе два вопроса: «С какими проблемами в области культуры мы сталкиваемся?» и «Как мы можем решить эти проблемы?».

При ответе на первый из них все чаще звучит мысль о том, что культура в нашей стране, в целом, находится в упадке. Эти слова можно отнести как к культуре личности, так и к связанному с ней отношению к уже созданным культурным ценностям и созданию новых…

2954Гешелева Полина, 5 класс.

Я живу в Петербурге и очень люблю свой город, и мне, конечно, очень хочется сделать что-то полезное для него . Но что? Ведь я учусь только в пятом классе и многого ещё не умею. Хотя именно тема сочинения заставила меня задуматься об этом. Когда я была ещё совсем маленькой и ходила в детский сад (правда, в старшую группу), у нас было много разных видов творчества: лепка, аппликация, конструирование. Но больше всего мне нравилось рисование. Хотите знать, почему?…

Тема: «Что значит быть культурным»

2953Братковский Дмитрий, 11 класс;

Что такое культура? И что это значит – быть культурным человеком? Как часто в последнее время мы слышим, что нам недостает культуры, культурности. А, с другой стороны, сейчас очень «модно» быть «культурным».

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с изучения простого толкования слова «культура» в русских толковых словарях.

Так толковый словарь Ожегова предлагает нам следующие трактовки понятий культура и культурный…

2952Трушко Анастасия, 4 класс;

Люди, живущие в XXI веке, окружены новейшими технологиями, изобретенными в нашем столетии: мобильные телефоны, интернет, компьютерные игры и прочая электроника. Порой они совсем забывают про чтение книг, про настольные игры, про игру на музыкальных инструментах, предпочитают технику культурному досугу. А ведь от прочитанной книги получаешь намного больше знаний и удовольствия, чем от пройденной компьютерной игры.

Но многие люди всё же задаются вопросом: «А как это – быть культурным?» и начинают жить по нормам, которые установило общество, считая, что этого достаточно, чтобы называть себя культурным человеком. Для того, чтобы выяснить, правы они или нет, нужно определить, что такое культура…

Десятсков Вячеслав, 7 класс.

Часто можно услышать, как о ком-то говорят «культурный человек», но содержание в это понятие вкладывается самое разное. Иногда имеется в виду хорошее воспитание, вежливость, доброжелательное отношение к людям.
Иногда культурным называют хорошо образованного человека, обладающего глубокими знаниями в какой-то области.
Очень часто и справедливо культурным человеком считают того, кто обладает высокой речевой культурой, говорит грамотно и правильно, не засоряя наш родной язык словами-паразитами, ненормативной лексикой и излишними иностранными заимствованиями. Такую речь приятно слышать.
Все эти характеристики правильные, но каждая из них отражает только одно из качеств…

 

Лариса Уварова,

отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»,

заместитель председателя жюри

городского конкурса сочинений среди школьников Санкт-Петербурга,

посвященного Дню Культуры 2014 года

http://www.pedagogika-cultura.ru/po-rubrikam-3/tvorchestvo-yunykh/1089-dety-o-kulture

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий