Главная » о культуре, О КУЛЬТУРЕ » Сохранение памятников в зонах вооруженных конфликтов – глобальный вопрос истории и современности

1 260 просмотров

2597-9

18 ноября в Главном штабе Эрмитажа в рамках работы секций «Музеи» и «Сохранение культурного наследия» состоялся круглый стол и совместное пленарное заседание на тему «Сохранение объектов культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов». Эти мероприятия вызвали большой интерес у СМИ, ведь заявленная тема актуальна во всем мире, где «пульсируют» горячие точки.

Открыл заседание заместитель министра культуры Российской Федерации Олег Рыжков: «В рамках работы секции ʺСохранение культурного наследияʺ мы все эти дни обсуждали воздействие двух основных врагов — природы и времени, но сегодня мы будем говорить о сознательном нанесении вреда мировому культурному наследию в зонах вооруженных конфликтов». 

Затем со вступительным словом к участникам обратился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, возглавляющий Межведомственную группу по выработке конкретных мер и подготовке рекомендаций по координации сохранения и восстановления расположенных в Пальмире объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: «Коллеги, сегодня мы еще на один шаг приблизимся к выработке политики сохранения памятников мировой культуры в зонах вооруженных конфликтов. Многие памятники под угрозой, многие уничтожаются. Вспоминая и продолжая линию двух замечательных документов – Пакта Рериха и Декларации прав культуры Д. С. Лихачева, мы подпишем два документа в поддержку сохранения мирового наследия: Акт дарения электронной копии трехмерной ландшафтно-архитектурной модели современного состояния объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Археологические памятники Пальмиры» и Договор о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Фондом Ага Хана по культуре». 

Затем Михаил Борисович передал слово заместителю директора ИИМК РАН Наталье Соловьевой, которая рассказала о ходе работ по созданию трехмерной ландшафтно-архитектурной модели Пальмиры и представила их результаты: «В марте 2016 года, когда Пальмира была освобождена, мы предложили создать ее 3D-модель. Получив согласие со стороны Сирийской Арабской республики, наши войска перешли к этапу гуманитарного разминирования — это когда мины выносят за пределы музейных территорий на руках и только потом подрывают. В результате этой сложнейшей ювелирной работы не пострадал ни один предмет, не было ни малейших разрушений. Затем мы приступили к воссозданию точной трехмерной копии Пальмиры. В результате мы создали научный инструмент, которым могут пользоваться археологи, архитекторы, реставраторы, ученые, чтобы уже сейчас, пока идет Гражданская война, можно было готовить восстановление древнего города Пальмиры и прилегающих к нему некрополей. Слава богу, здесь сохранился богатый культурный слой, и еще многое можно спасти». Наталья Федоровна уточнила, что сегодня представителю Сирийской Арабской Республики — господину Риаду Хаддаду будет передана не только трехмерная ландшафтно-архитектурная модель (модель такого масштаба построена впервые в истории), но и ортофотомодель Пальмиры, а также описание всех объектов Пальмиры и все исследования, связанные с этим древнейшим архитектурным ансамблем. «Это надежная основа для планирования любых мероприятий по управлению наследием Пальмиры», — подчеркнула она.

После подписания Акта дарения выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Риад Хаддад, он сказал: «Мой родной регион, Пальмира, — это колыбель цивилизации. Сейчас она частично разрушена и разорена. Нет ничего в мире, что могло бы это оправдать. Директор музея Пальмиры — крупнейший знаток древних памятников Сирии был зверски замучен террористами. Сегодня наша задача — выявление на международных аукционах награбленного в Пальмире и возвращение уникальных коллекций домой». Господин Хаддад выразил благодарность российскому народу, армии и правительству России, а также Министерству культуры Российской Федерации и Государственному Эрмитажу за неоценимую помощь в деле восстановления древних городов на территории Сирии и, в частности, Пальмиры.

Затем Михаил Пиотровский анонсировал подписание Договора о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Фондом Ага Хана по культуре, представив генерального директора этой организации — господина Луиса Монреаля: «Сегодня мы подписываем соглашение с фондом, который ведет огромную работу, способствующую возрождение памятников на Ближнем и Среднем Востоке, включая Сирию, Афганистан, Цейлон и др. страны. Фонд Ага Хана поддерживает не только памятники, но людей, что невероятно важно».

Поблагодарив Михаила Борисовича за представление, глава фонда Луис Монреаль выступил с яркой речью, в которой обрисовал основные проблемы работы в зонах вооруженных конфликтов: «Прежде чем мы подпишем это соглашение, будет полезно рассказать о том, почему мы все здесь собрались. Наш фонд на протяжении 15 лет занимается вопросами сохранения культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов, но до сих пор остаются вопросы, на которые нужен ответ: Какие меры мы должны предпринимать? Как пресекать расхищение национального богатства? Что использовать в качестве защиты памятников в зонах конфликтов, и какие меры самые эффективные: конвенции, сотрудничество с гражданским обществом? И главный вопрос: почему мы должны уделять внимание культурному наследию, когда гибнут люди, разрушены города и страна разорена?». «Люди не могут существовать без осознания своей идентичности, культурное наследие помогает им в этом, а еще, культурное наследие — это экономический компонент: возрождение культурной жизни способствует восстановлению экономики в стране. Мы создаем рабочие места и развиваем потенциал местного населения, способствуя его профессиональному образованию. И это возвращает жизнь в разрушенные места. Поэтому мы будем продолжать работать в постконфликтных зонах».

Генеральный директор ЮНЕСКО в 2009-2017 гг. Ирина Бокова завершила заседание, озвучив позицию ЮНЕСКО по работе в зонах вооруженных конфликтов: «Как защищать культурные ценности во время войны, если у нас нет армий, и мы не можем военными методами добиваться защиты? Нашей организацией приняты две важнейшие резолюции, одна из которых нацелена на борьбу с незаконным вывозом предметов искусства из зон вооруженных конфликтов, а вторая — с финансированием терроризма. Это историческая резолюция, — подчеркнула она. — Резолюция 2347 была принята единогласно Советом Безопасности ООН».

Источник:  VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

***

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий