Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика гуманная » Шалва АМОНАШВИЛИ: “АВТОРИТАРИЗМ – ГЛАВНЫЙ БИЧ ОБРАЗОВАНИЯ” (24.01.14)

922 просмотров

3-1Вечно актуальный вопрос о воспитании детей несколько десятков лет исследует “рыцарь гуманной педагогики”, академик Шалва Александрович Амонашвили, проведший недавно семинар в нашем городе.

Первый наш вопрос академику: как воспитывать ребенка в сегодняшнем информационном пространстве? В мире стало больше возможностей, свободы.

Однако Шалва Александрович качает головой:

– Наоборот, стало больше авторитаризма в воспитании ребенка. Авторитарная педагогика мешает ученикам, она подавляет их развитие. Это идет от слабости педагогов, бедности воображения, неумения обращаться с ребенком. Гораздо легче держать ребенка в ежовых рукавицах, чем быть все время интересным и полезным. Авторитаризм – главный бич образования. Сегодня развиваются новые технологии. Но компьютер и интернет привязывают детей. Для них разрабатываются специальные программы, игры, фильмы. Но это делается не ради ребенка, а чтобы потом он стал потребителем, но не творческой личностью.

В основе же педагогической системы “Школа жизни” – развитие ребенка, устремление к вечному совершенствованию и восхождению. В жизни самого Шалвы Александровича “светлым лучиком” была учительница русского языка и литературы.

– Такие люди – золото земли. Педагогом надо родиться и потом сотворить в себе учителя. Когда я начал работать в школе, я понял, как люблю детей. Я мог стать дипломатом, журналистом, но понял, что меня больше всего привлекает работа с детьми. Ребенок несет в себе свою исключительную миссию, свой смысл, жизненную задачу. Эта миссия как бы определяет его возможную судьбу. Она требует от него служения, устремленности, нацеленности на благо людей, на эволюционное восхождение человечества.

В основе “гуманной педагогики” Ш. Амонашвили лежит изречение Марка Фабия Квинтилиана: “Наша душа – небесного происхождения”. И все зиждется на этом. Так же, как и на вере, которая помогает самосохранению в продвижении.

– Когда веришь в ребенка, понимаешь его, ищешь вместе с ним, то и находишь то, что ему нужно. Для ребенка мама, папа – это тоже педагоги. Дядя, тетя, бабушка, дедушка – тоже какой-то уровень педагогики. Ее можно утончать, обогащать опытом, изучая труды столпов педагогики. Для меня в свое время учителем стал Иоганн Генрих Песталоцци, еще в 18-м веке разработавший теорию элементарного природосообразного воспитания и обучения. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков, идею развивающего обучения. И я постоянно мысленно вел диалог со своим учителем. Когда я проводил уроки в классе, он будто сидел за партой. И я спрашивал его, правильно ли я поступаю.

У каждого педагога должен быть свой учитель. Я основываюсь на учении классиков педагогики, на том, что они создали, и провожу это в жизнь. Я просто взял все, объединил и систематизировал. До меня это уже все было известно. И я – только проводник знаний.

Важную роль в системе воспитания играет семья. Ребенок приходит в жизнь реализовать себя. И семья ему должна помочь в этом. И вместе с ним тянуться, учиться, дорисовывать его образ до совершенного.

– В России ежедневно 19-20 подростков заканчивают жизнь самоубийством, – отметил академик. – Почему так происходит? Учитель поставил двойку. И ему не важно, что ученик не согласен. Он действует так, потому что того требует министерство. А ему нет дела до того, что нет взаимодействия с учеником. У педагога должна быть ответственность. Но не перед директором, завучем, проверяющим. А перед Богом. Все остальное – мишура. И тогда вы будете свободно идти по своему пути. А не по методичке. Страх и творчество несовместимы. И ребенок это чувствует.

Шалва Александрович отметил, что на Украине гуманная педагогика набирает силу. Ведь здесь трудились Пирогов, Макаренко, Сухомлинский, которые внесли вклад в разработку гуманной педагогики. Украина так же, как Россия, Белоруссия, Грузия, сохраняют свои корни, традиции воспитания, ценность духовности, которые выработаны годами и основаны на православии. В то же время европейское западное образование – это уже рынок. Все выставляется на продажу. Хочешь, покупай Сатану или Христа. Все продается. Мы должны защитить страну. И тогда пойдем дальше. Если в стране семья – святое, то люди обязательно преуспеют, утверждает академик.

На основах гуманной педагогики Паата Шалвович Амонашвили, президент международного центра Гуманной педагогики, создал свою студию и детский сад.

– Мы изменили отношение к детям. Дети живут радостью, как и воспитатели, – объясняет Паата. – Они учатся танцам, рисунку, развивают свои способности. Применяли мы технические новации. Из каждой комнаты ведется онлайн-трансляция. И родители могут видеть, как чувствует себя ребенок.

В Одессе семья Амонашвили уже четвертый раз. По мнению Шалвы Александровича, это город радости, культуры, юмора, где есть чему поучиться. Ведь в свои 82 знаменитый педагог не только учит других, но и учится сам.

Инна ИЩУК.

Фото автора.

Источник:  http://porto-fr.odessa.ua/index.php?art_num=art016&year=2014&nnumb=02

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий