Главная » саморазвитие » Самосовершенствование как духовное творчество. Н.В. Башкова

1 290 просмотров

2799

C.Н. Рерих. Мы тоже ищем. 1974 г.
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

С давних времён этико-философские и религиозные учения направляют внима­ние человека к пути духовного самосовершенствования как особой формы творче­ства самосозидания, т.е. созидания своего сознания. Идея о том, что именно оно есть истинный Путь жизни, имеет исторические параллели в буддизме (Восьмерич­ный путь просветления Будды), в индийской классической йоге, христианстве («обóжение» человека) и в исламском суфизме.

Христианские подвижники красиво и глубоко характеризовали самосовершен­ствование как «духовное художество» и «наука всех наук». Это значит, что перед каждым человеком поверх обычной земной жизни со всеми её заботами и суетой стоит высокая задача – самопознания и творческого самосозидания. Это – главная наука из всех наук, то основное искусство, которым должен овладеть человек.

В религиозной философии Серебряного века мы также находим созвучные идеи. В.С. Соловьёв отмечал: «Какой-то залог высшей природы в глубине души че­ловеческой заставляет нас хотеть бесконечного совершенства… Человеку естест­венно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности, ему естест­венно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду хочет, то и может, а если может, то и должен»1.

В книге «Свет невечерний» С.Н. Булгаков писал: «И задачей земного человече­ского творчества является, в конце концов, найти свой подлинный, вечносущий лик, себя выявить. …Всякое творчество по своему существу есть самосозидание, само­творчество. Вся земная жизнь суммируется в нахождении своего собственного лика. …Остальные пути творчества приводят к цели лишь постольку, поскольку совпада­ют с этим путем в самом главном и существенном»2.

Согласно Учению Живой Этики, сила, которая не даёт человеку самоуспокоить­ся и постоянно побуждает его стремиться к Высшему, более совершенному, заклю­чена в нём самом – это его духовное начало, дух. Именно дух есть тот «залог выс­шей природы», о котором писал В.С. Соловьёв; тот «подлинный лик» человека, ко­торый мы должны выявить в себе, по мысли С.Н. Булгакова. Так, источником под­линного творчества является именно духовное начало человека. «…Дух в ядре сво­ём несёт намеченный путь Беспредельности в Космосе.– подчеркивается в Учении. – Ищите в ядре духа!»3 «…Зерно духа знает все законы творчества…»4 «…Лишь об­новление духа даст прочный фундамент для нового строительства. В нем человече­ство найдет свое великое назначение и свое место в Космосе. Истинно, воскресение духа будет творчеством Новой Эпохи»5. Так, духотворчество предстаёт жизненным назначением человека.2799-1Дух, говорит Учение, содержит в своём потенциале беспредельный спектр свойств и способностей, которые постепенно разворачиваются в различных формах жизни. На определённой ступени эволюции каждый человек должен сделать важ­нейший переход от инертной жизни, основанной на инстинктах, рефлексах и сте­реотипах повседневного окружения, к сознательному овладению законами психи­ческой жизни и целенаправленномутворчеству духовного самосозидания. При­вычка и автоматизм уступают место активному познанию Законов жизни, выработке новых, более благородных, культурных форм поведения и отношений. И главное – в Учении человек побуждаем учиться планировать, управлять развитием собствен­ного сознания.2799-2С.Н. Рерих. Священные слова (1944)

Карнатака Читракала Паришатх (Бангалор, штат Карнатака, Индия)

Елена Ивановна Рерих мудро отмечала, что утончённость человеческого созна­ния, уровень его развития «определяется именно степенью его почитания высших ценностей»6. Как человек относится к таким высоким понятиям, как Общее Благо, Красота, Справедливость, Духовный Учитель, Служение, Самоотверженность, Под­виг? Как к духовным ценностям, в соответствии с которыми необходимо строить свою жизнь, или как к наивным мечтам и нежизненным абстракциям? Елена Ива­новна сформулировала очень важный критерий для самопроверки, для развития на­шего распознавания.

Чем чище сознание человека, чем сильнее в его природе проявлено духовное начало, тем ярче он чувствует созвучие, родственность высоких понятий и тем глуб­же испытывает к ним симпатию и влечение. Пусть даже пока в реальной жизни не всегда удаётся их применить в достойной мере. Но очень важно, что подчёркивается в Учении, сохранить это стремление в себе, ведь оно – яркое проявления магнетиз­ма духа, духовной воли.

Восприятие высших идей, допущение и принятие в наше сознание, их глубокое познание составляют первый этап духовного самосовершенствования. Этот этап можно соотнести с высшим Огненным Миром, откуда и приходят духовные идеи в земную жизнь.

Онтологическая эволюция: миросозидание Уровни микрокосма Антропологическая эволюция: духотворчество
Огненный Мир Духовное начало Восприятие высших идей, допущение и принятие в сознание, их глубокое познание.
Тонкий Мир Сознание(ментально-психическая деятельность) Оформление идей в индивидуально близ­ких сознанию, устойчивых мыслеобразах, выработка форм их воплощения в своей жизни, ритмическое наращивание устремле­ния к этому.
Плотный Мир Образ жизни, поведение Выявление в жизненном применении, в действии7.

Задачей второго этапа духотворчества является адаптация этих идей к своему личному опыту и возможностям. Как сделать высшие идеи более доступными, ося­заемыми для нашего сознания? Один из универсальных методов – выработка ёмких, выразительных мыслеобразов, соединяющих возвышенную идею с конкретным об­разным представлением, взятым из жизненной практики. Красивые, целостные, сер­дечно прочувствованные, мыслеобразы становятся магнитами, фокусирующими наши внутренние силы. В процессе ритмического усиления их силою воображения происходит мощная тонко-энергетическая поляризация нашего сознания. По сути, мы сознательно строим устойчивые психоструктуры в своём микрокосме.2799-3С.Н. Рерих. Вестник (1947)

Карнатака Читракала Паришатх
(Бангалор, штат Карнатака, Индия)

Согласно законам психожизни, изложенным в Учении, только когда создастся необходимое внутреннее напряжение, созреет готовность сознания, тогда духовная идея воплотится и во внешнем поведении и деятельности человека. Сколько на это потребуется времени и усилий от нас, сколь глубоки окажутся слои психики, пре­терпевающие необходимые изменения, – всё это очень индивидуально и зависит от жизненных накоплений и знаний. Не следует требовать скорых результатов, разоча­ровываться, упрекать себя или других людей. Насилие в психической области осо­бенно опасно, всё должно протекать естественно и последовательно.

В процессе духовного самосовершенствования особую силу и убедительность имеют мыслеобразы, несущие в себе внутреннюю аналогию психических проявле­ний с процессами в окружающем мире. В Учении выделяется принцип подобия и аналогий как один из плодотворных в самопознании и совершенствовании: «Если бы люди научились сравнивать свои внутренние действия с физическими явлениями, они значительно бы обогатили своё сознание»8, – утверждается в Живой Этике. «Мышление нужно направить к более тонким принципам для того, чтобы найти точки соприкасания. Вдумываясь в самые простые процессы, мы дойдем до самых высших понятий»9.2799-4Приведём примеры мыслеобразов, которые щедро рассыпаны на страницах книг Живой Этики и «Граней Агни Йоги». Начнём с наиболее простого образа, од­нако заключающего в себе ценнейшую нравственную идею духовного равновесия. О нём Б.Н. Абрамов даже написал стихотворение:

Ёлочка

Ёлочка стройная, вечно зелёная,
Скромным нарядом горда,
Лето ли, осень, зима ли суровая, –
Ты неизменна всегда.

Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую,
Хочется просто спросить:
Как равновесие, силу великую,
В жизни земной сохранить?

Также в «Гранях Агни Йоги» читаем: «…Дан символ ёлки, ибо одинакова зи­мой и летом. Полюсность плотных условий (т.е. жара лета и холод зимы – авт.) на форму её проявления не влияет. Такого же иммунитета должен достичь и дух. Ёлка – растение огненное, огонь конденсирующее. Огнём собранным (т.е. жизненной энергией – авт.) имеет силу противостоять сменам стихийных явлений. Так же и че­ловек, огонь накопивший, огнём сможет и устоять. Явите огни спокойствия и огни равновесия, огонь конденсируя и накопляя в организме своём»10.

2799-5

Для иллюстрации сложного, многомерного микрокосмоса человека использу­ется много глубоких мыслеобразов – цветка, огненного пламени, стеклянной линзы, приёмника, многострунной арфы. Так же, как и музыкальный инструмент – арфа, человеческий микрокосм отзвучит на окружающие влияния и требует сознательной тонкой настройки в тональности духа. Каким большим знанием и терпением должен обладать человек, чтобы ежедневно следить за состоянием и настроем своего созна­ния и тела. «Микрокосм человеческий, – утверждается в «Гранях Агни Йоги». – представляет собою как бы многострунную арфу, струны которой реагируют на воздействия различных энергий, идущих отовсюду: из пространства, от далеких космических тел, от Земли, человечества и отдельных людей»11. «Чем выше дух, тем многоструннее и утончённее его арфа и тем выше её способность звучать на высшие воздействия»12.

А что же будет струнами в этой чудесной арфе? Конечно, это наши мысли, чув­ства, побуждения, желания, которые, согласно Учению, имеют энергетическую ос­нову, т.е., по сути, речь идёт о тончайших энергиях. «Любовь, труд и красота дос­тупны всем, в любом состоянии,– подчеркивается в «Надземном». – Нужно утвер­дить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы сво­его счастья. …Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу»13.2799-6Еще пример. Рассказывать о сложном космическом Законе Кармы и его дейст­венности в нашей жизни можно на основе образа сеятеля и жнеца. Зёрнами же яв­ляются идеи, нравственные качества, принципы жизни, которые мы стремимся вос­питать в себе. «Не знают люди ценности времени и не думают о том, что всё прино­сит следствия по роду закладываемых причин. Вечному сеятелю на ниве земной уподобляется человек, – отмечается в «Гранях Агни Йоги». –…Цепь причинности непрерывна. Сеет и жнет, жнет и сеет всегда человек. Это и будет жизнью. …Всё сущее есть следствие прошлого и причина будущего»14.

Многогранным по смыслу предстаёт часто встречающийся образ корабля. При­чём здесь оказалась идейно разработанной почти каждая деталь корабля, которой найдено подобие с психическими процессами: нос корабля (предчувствие), форште­вень (устремление), парус (утверждаемые ценности), якорь, руль, груз корабля, даже ракушки, облепляющие его, и, конечно, особое внимание – капитану корабля.

Даже такой сложный вопрос как смысл жизни тоже иллюстрируется Духовным Учителем на примере плавания корабля: «Многие полагают смысл жизни в самой фильме её, но смысл не в ней, но в цели конечной. Вся жизнь корабля приспособле­на и утверждена для того лишь, чтобы гавани достигнуть. Бесцельное блуждание по морю было бы нелепо, но люди продолжают смысл её находить в делах дня, конеч­ного смысла лишенных. Получается неуравновесие и бесплодные попытки ухва­титься за гребешки волн и удержать преходящее. …Победен путь утвердившихся, и шаток полагающих его в чем-то внешнем»15.

Если подобные мыслеобразы выстроить последовательно и системно, художе­ственно проиллюстрировав, они смогут успешно ввести человека в сложный, краси­вый мир Учения Жизни. Продуманные, яркие, ёмкие, они производят глубокое впе­чатление и могут стать крепкой и надёжной лестницей помощи для восходящего сознания человека. 2799-7Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901 г.

Государственная Третьяковская галерея

Выработка системы таких мыслеобразов имеет прямое практическое значение – прежде всего для педагогики, психологии и музейного дела. Так, например, в буду­щем перед нами стоит задача создания Музея Бориса Николаевича Абрамова. И хо­тя он писал и стихи, и прозу, и музыку, но мы понимаем, что главным в его жизни было – творческое развитие идей Учения Живой Этики, запись Высоких бесед и знаний, которые он получал от Духовного Учителя. Этот духовный опыт необычен и уникален. Именно он должен стать центром музейной экспозиции. Вспомним, как в Учении указывается: «Правильное жизнеописание должно отметить не столько внешние действия деятеля, сколько поток его мысли, только так можно исследовать сущность человека»16. 2799-8Достойно, тонко описать внутренний облик Бориса Николаевича, напряжённое восхождение его духа в самых, казалось бы, неблагоприятных обстоятельствах; бе­режно ввести посетителей будущего музея в философию «Граней Агни Йоги»– этим целям, мы убеждены, будет способствовать продуманная система философских и ду­ховно-нравственных мыслеобразов. Она позволит нам соединить наглядность, дающую убедительность, и богатую идейную содержательность творчества Б.Н. Абрамова.


1 Соловьёв В.С. Идея сверхчеловека / Сочинения в 2 тт. Том 2. М.: Мысль,1988.
2 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 212.
3 Беспредельность, 86.
4 Беспредельность, 659.
5 Мир Огненный, ч. 3, 186.
6 Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1935. В письме от 24.03.1941 Е.И. Рерих также отмечала, разделяя понятия цивилизация и культура: «Даже за несколько лет в одном поколении можно стать цивилизованными, но культура слагается только величайшими усилиями и стараниями в царстве высочайших понятий на протяжении веков».
7 Действие понимается здесь в широком смысле, в том числе и как сознательное суждение («Всякое суждение есть уже проявленное действие». Листы Сада М. Зов. 24.03.1923 г.).
8 Знаки Агни Йоги, 463.
9 Мир Огненный, ч. 3, 110.
10 Грани Агни Йоги. 1954 г. 60.
11 Грани Агни Йоги 1967 г. 200.
12 Грани Агни Йоги 1953 г. 535.
13 Надземное, 812.
14 Грани Агни Йоги. 1955 г. 230.
15 Грани Агни Йоги. 1953 г., 589.
16 Надземное, 642.

Н.В. Башкова, к.ф.н., Тульский Рериховский исследовательский центр

Материалы 19-х Венёвских Чтений 2015 года

Источник:  Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий