Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. В 15 веке (точнее – в 1492 году) – по указанию царя Ивана Третьего празднование Нового года стали отмечать не в марте, как было ранее, а 1 сентября. Почему? Да потому, что в этот день исстари стали подытоживать налоговые сборы и разные подати. Этот день являлся как бы налоговым новым годом. Да, в то время наверняка поздравления с Новым годом еще не звучали – надо было выкладывать проценты для сборщика налогов. Именно к этому дню и подгадали новую дату. И этот день был официальным днем празднования нового года на протяжении более, чем 200 лет и был отменен только Петром Первым.
В России c 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а от Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы.
1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год». Указания царя были выполнены со всей тщательностью, а сам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, «в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св. Богоявления».
Традицию веселой встречи Нового года Петр I поддерживал в течение всего царствования. Сохранилась она при дворе последующих правителей, но прежнего размаха праздники уже не достигли.
Для большинства населения России Новый год остался всего лишь одним из дней веселых зимних святок. В XIX веке, к примеру, по случаю наступления Нового года в православных храмах служили Божественные литургии, но одновременно молились во славу Бога, даровавшего победу русскому оружию в войне 1812 года, и поминали павших
защитников Отечества. И мы, потомки славных героев Отечества 1812 года не должны забывать, что 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр Первый, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу подписал Высочайший Манифест о построение в Москве храма во имя Спасителя Христа и издал Высочайший Указ, извещающий об изгнании наполеоновских войск из Российской империи.
Рождество празднуется три дня: 7,8, и 9 января. Наши предки праздновали их так: на первый день хозяйки — жены остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты целый день. На столе уже все скоромное (не постное). Обыкновенно это: на закуску селедка, потом суп, курица, веччина, картошка, салаты, водка, вино и т.п. На сладкое кутья, струдель, торт, компот и чай или кофе. Гости и хозяйка садятся за стол на полчаса, немножко съедят чего-нибудь и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно надо посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Подарки в эти дни не приносят.
На второй день Рождества полагается, чтобы жены ходили по гостям, а мужья сидели дома, правда, в дореволюционные времена это особо не практиковалось. Все ходили друг к другу семьями. Впрочем эта традиция созранилась и сейчас. Нужно только захватить с собой подарки и воскликнуть в гостях: С Рождеством Христовым!
В 19 в. в столицах и провинции устраивались карнавалы и балы, но они производились и по другим, менее значительным поводам. Газета «Санктпетербургские ведомости» 1 января 1853 года сообщала:
«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».
С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз.
24 января 1918 года по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», который 1 февраля 1918 года вступил в законную силу. Таким образом, летоисчисление сместилось на 14 дней. Европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия – по юлианскому (от имени Юлия Цезаря).
Так 1 января по новому стилю стало 14-м числом по новому. Обычай же встречать Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января в России связан с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся с общепринятым григорианским. Так что, у россиян есть полное право отметить любимый всеми праздник еще разок!
|
|
|
Интересно, что день накануне Нового года, который в старину носил название Васильева дня, имел на Руси решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями. И ещё был своеобразный обряд – варение каши. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя – они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определённые ритуальные слова – крупа обычно была гречневая. Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь – с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша – наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.
В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.
Под нарядными ёлками страна по указу Сталина встретила 1935 год от Рождества Христова вместе с Дедом Морозом. А нерабочим днём 1 января стал только в 1949 году. Вот такая получилась история с цифрами.
|
|
|
|
|
Икона Пресвятой Богородицы “Вифлеемская”
|
В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
«Все ближе и ближе праздник. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры ангелов, торопят от Персиды мудрецов востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпразднественного ликования и зовут к нему небо и землю.
Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, бессильным в своей слабой вере и решимости идти к нему, как бы долог и тяжел не был путь?! Его ясли да научат нас смирению, вертеп — не бояться бедности и убожества, пастухи — простоте и незлобию, волхвы — подчинять свое мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда — ходить в свете просвещенной Его благодатью совести, ангелы — взаимному миру и славословию, Иосиф — праведности, а Дева Матерь непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе». Епископ Герман (письмо из ссылки).
Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.
Сегодня «Рождество Христово» в России – это Великий Православный праздник.
Каждый понимает, что нынешние зимние праздники сильно отличаются от Петровского времени, но, все же, у нас сохранились некоторые языческие обряды и традиции. Вот например известное рождественское полено. Считается, что ещё древние викинги принесли этот обряд в Англию. На Рождество они спиливали огромное дерево, и весь год оно вылёживалось – сохло. И только на следующее Рождество его приносили в дом, и оно горело в очаге долго-долго. Если же гасло, не прогорев до пепла, хозяева ожидали беды.
Конечно, все мы знаем самую новогоднюю песенку, ведь так? Правильно, естественно, это“В лесу родилась ёлочка”. А вы знаете, кто её автор? Её звали
Раиса Адамовна Кудашёва. Учительница, библиотекарь и поэт, она написала множество стихов-песенок, сочиняла и сказки. Но только написанная в 1903 году и положенная на музыку композитором-любителем Л. Бекманом (который решил сочинить песенку для своей дочки) “В лесу родилась ёлочка” стала неотъемлемой частью русского детства, праздника, ожидания чуда. “И много-много радости детишкам принесла…”
При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. А что было до этого?
По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. Рядом с цветами на маленьком деревце горели свечи мира.
Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня.
Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Наши языческие предки верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Однако духи бывают не только добрыми, но и злыми, и поэтому их нужно было умилостивлять подарками.
Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, мировым древом, символизирующим жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки.
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки – символ плодородия, яйца – символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи – непостижимость божественного промысла.
|
|
|
Вскоре этот обычай проник в особняки и замки Германии. Вырастая, немецкие принцессы выходили замуж за иноземных принцев (так уж раньше было заведено) и приносили этот зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века в Англии первую елку. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, сейчас это часть Франции). Позднее елочки (настоящие новогодние, а не веточки ели и сосны) пришли и к нам.
В России судьба елочки сложилась не просто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом.
Как известно, обычай украшать жилище елочными ветками появился с Петра.
В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Публично в столице ёлки стали ставиться только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке уже были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). Так что ставить в домах елочки не такое уж и древнее дело, как может показаться.
Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.
Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.
К числу рождественских традиций относятся и свечи. Горящие свечи — символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свет рождественских свечей и костров способен изгонять холода и силы тьмы. Именно благодаря свечам, зажженным на райском дереве, и родилась любимая всеми рождественская елка.
Огонь свечи обладает магической притягательностью, загадочностью, тайной. Свечи символизируют праздник, привносят рождественскую романтику, красоту.
Первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда. Затем – рождественские свечи. Такой груз был, безусловно, слишком тяжел для дерева. Немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.
“…Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!.. “ (Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и Мышиный Король“).
Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова.
Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славите!» – несётся над Вселенной, – «Христос с небес, встречайте!» – весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род – вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное – ближе к Богу. Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками . По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.
Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных – милосердия и помощи ближним . В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе…
Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце – яслями, в которых родится Младенец – Христос!
Слово перед Рождеством Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Прежде чем настанет праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, украсим души свои трезвенностью и чистотою сердец наших, – чтобы, когда с небес явится Христос – достойно встретить Его рождение. Будьте же внимательны к себе: вот скоро Христос будет на земли – вознеситесь тогда мыслями и сердцами от земли к Богу и веселием воспойте великое таинство Рождества Богочеловека. Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца встретите праздник: то встретите его достойно, по христиански и с пользою для души своей. Аминь.
* * *
Научись, Россия, веровать в Бога и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры…
Восстань же, русский человек!
Перестаньте безумствовать!
Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России.
Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб гос. университет. 1995 г.
Комментариев пока нет... Будьте первым!