Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Живая Этика - в жизнь » Ретроспективный взгляд на самих себя. Шумская И.Ф.

789 просмотров

2593-38

Ижевское культурно-просветительское рериховское Общество СВЕТ (в дальнейшем — Общество) возникло в начале 70-х годов как студенческий клуб. Мы знакомились с творчеством художника и мыслителя Н.К.Рериха, изучали материалы экспедиций по Алтаю, в Гималаи, по Монголии, по старинным городам России. Студенты подготовили интересные сообщения и доклады об истории отношений России и Индии, о хождении Афанасия Никитина, туристическая группа побывала на Алтае, в результате — поэтическая серия слайдов и увлекательные рассказы об этом прекрасном крае. Говорили о русских старинных городах и монастырях, о русской иконе, о Новой Эпохе, как пишется о ней в Живой Этике и в работах семьи Рерихов, знакомились с легендами, сказаниями, в том числе о Шамбале. Работа клуба вызвала интерес не только у студентов, но и многих преподавателей. Однако вскоре клуб был весьма шумно ликвидирован, настало трудное время испытаний. Но “благословенны препятствия, ибо ими растем”. Четко определились настоящие и ложные друзья, ушла некоторая восторженность в работе, появилось больше строгости и требовательности к себе и к читаемым книгам и публикациям периодики. Начался период глубокого изучения Живой Этики, истории искусств, философии и религий мира. И как награда – приезд передвижной выставки МЦР – “Картины Николая и Святослава Рерихов”. В Музее, в качестве сопровождения выставки, мы организовали ежедневный лекторий о жизни и творчестве Н.К.Рериха, о духовном наследии семьи Рерихов. Город как будто встрепенулся, проснулся, лекционный зал Музея, где расположилась экспозиция, не вмещал всех желающих. Люди стояли в дверях, в фойе, пришлось установить там динамики. Вместе с работниками Музея мы разработали экскурсию-сказку для маленьких посетителей. С утра до закрытия Музея шли группы школьников, студенты, горожане приходили на выставку семьями и не по одному разу. Спасибо работникам Музея за подарок.

В результате общения в залах Музея, у картин, в лекционном зале, просто на улице после окончания рабочего дня Музея, образовалась группа единомышленников, и было решено создать Ижевское Рериховское Общество со статусом культурно-просветительской организации. Общество было официально оформлено и зарегистрировано.

Начался поиск своего пути, основного направления, форм и методов работы. Прежде всего взялись за знакомство с книгами Живой Этики. Нужно было дать людям привыкнуть к необычному построению и языку этих Книг. Первый год знакомились с книгой “Зов”, делая акценты в зависимости от интересов или профессии членов Общества. Отдельно смотрели, что говорит Книга о Любви, о Сострадании, об Устремленности, о законах Бытия. Наши книгоноши ездили в Барабинск, Москву, Новосибирск, Самару, снабжая нас литературой и устанавливая связи с Рериховскими центрами в этих городах. Спасибо им, книгоношам, и низкий поклон. Спасибо работникам библиотеки Дворца металлургов, приютивших нас в самом начале нашего пути. С сожалением говорим об этом в прошедшем времени, так как помещение библиотеки отдано под банк, а сама библиотека со всеми своими книгами и журналами переведена в цокольные клетушки жилого дома. Сейчас наши встречи проходят в помещении отдела литературы по искусству Национальной Библиотеки Удмуртии. Работаем в тесном творческом контакте с работниками отдела.

Постепенно мы поднимались, как по ступенькам, по книгам Живой Этики, находили ответы на многие, в том числе и личные вопросы.

Начиная с книги “Беспредельность” решили, что пришло время индивидуальной, интимной работы каждого члена Общества с книгами Живой Этики, в зависимости от интересов и уровня подготовки каждого.

На заседаниях Общества обменивались мыслями и впечатлениями о прочитанном, обязательно привлекая материал русской и мировой литературы, сравнивая, находя параллели между тем, что читали в Живой Этике и, скажем, у Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Гете и т.д. Отмечали, насколько глубже и внимательнее стали читать, как по-новому посмотрели на произведения любимых и уже, вроде бы, хорошо знакомых писателей и поэтов. Мы сказали себе, что нельзя замыкаться только на книгах Живой Этики, которую мы восприняли как метод познания мира, что надо смотреть на мир Культуры как на драгоценный алмаз, сияющий своими драгоценными гранями.

На свои заседания мы приглашали знающих, интересных людей. Изучая мифологию удмуртов, встречались с Н.П.Кралиной, автором прекрасного исследования и книги по истории мифологии удмуртского народа. Удовольствие и удовлетворение были обоюдными, а прощаясь, Надежда Петровна сказала: “Я уже и забыла, что на свете бывают такие добрые лица, такие чистые и светлые глаза”. К нам приезжал Ю.М.Ключников, мы встречались с психологом О.П.Ковалай, с кандидатом философских наук, мэтром истории, этики и философии йоги В.А.Трефиловым и другими интересными людьми.

В то же время шел поиск основного направления работы Общества. Вот каковы принципы этого направления.

Живая Этика – метод познания мира, а не предмет для преподавания (тем более детям); для педагога это своего рода призма, через которую педагог представляет детям материал своего предмета, добиваясь, таким образом, большей глубины в познании мира.

Лозунгом своим мы взяли слова из Живой Этики: “Всегда путь Добра — не песнопение, а труд и служение”. (Какая польза от чтения мудрых книг, если ни тебе, ни твоим близким не стало легче переносить тяготы жизни, если они не помогают тебе и людям выстоять с достоинством в дни испытаний?)

3. Основное внимание в работе – семье и детям, школе, детскому саду. Многие члены нашего Общества работают с детьми. Это учителя начальных классов, преподаватели этики и эстетики, истории, физики, это воспитатели в детских садах, руководители кружков народного творчества, и просто мамы, папы, бабушки. Все они в той или иной мере отмечают, насколько глубже и интереснее стала для них работа с детьми после того, как они посмотрели на нее и на свой предмет с еще одной, новой точки зрения. Разумеется, нет и речи о медитациях с детьми, ни о чтении с ними книг Живой Этики. Прежде всего, изменились сами преподаватели и родители, расширился кругозор, появилось более глубокое понимание происходящего в стране и в мире, понимание необходимости подготовки детей к мировоззрению Новой Эпохи, в которой им жить. Стали больше уделять внимание философскому, этическому пониманию сказок, пословиц, поговорок, загадок, как метафор Великого Знания. Сейчас мы совместно готовим нечто вроде Свода Законов Жизни, составленного из пословиц, поговорок, цитат из басен и стихов. (Тебя обзывают ребята? Давай вспомним басню: “А он себе идет вперед и лая твоего совсем не замечает”. Вот так и реши, кто ты — Слон или Моська. Мы поняли, вместе с детьми рассуждая, что когда мяч бросают в твердую стенку, он отскакивает, а если стенки нет — мячик летит мимо. Законы-то едины для всего сущего. Дети с удовольствием делают такие открытия).

Т.Н.Щербакова читает детям сказки, пока они увлеченно лепят или рисуют, а затем все вместе ищут не только нравственный “намек”, но и скрытое в сказке знание о мире и его законах. Для этих детей мир Красоты — это не только Музей, но и аккуратно подшитая салфетка, это спокойная речь, это доброе отношение ко всему, что тебя окружает.

Когда В.А.Семибратова заготавливала с детьми лозу для плетения, возник вопрос: “А не обижается ли куст, что мы его ветви режем?” – “Нет, ребята, куст жертвует нам свои ветви, а мы с вами должны быть достойны этой жертвы. Тогда лоза будет радоваться, что из нее создана такая красота”.

А.М.Сапожникова со своими малышами постоянно чистит родник, куда взрослые дяди и тети бросают всякий мусор. И дети прощают неразумным взрослым их неаккуратность, ведь время трудное сейчас, и им, взрослым, очень трудно живется. А еще дети ходят вместе с воспитательницей нюхать доски, нюхать деревья, сравнивать запахи. И таких маленьких, но очень важных находок в работе с детьми очень и очень много.

В помещении библиотеки мы проводим выставки творчества членов Общества (рукоделие, вышивка, плетеные на коклюшках кружева) и творчества детей, с которыми они работают. На наших конференциях между докладами всегда выступают дети. Нынче начали совместную работу с юными экологами по теме “Вода — кровь земли”.

Удмуртия богата источниками чистой родниковой воды, в том числе и целебной, но большинство источников и родников пребывают в забвении, только местные жители иногда пользуются ими, не утруждая себя, однако, очисткой их территории и содержанием этого драгоценного дара родной земли в приличном их значению состоянии. Мы уверены, что эта работа — часть не только экологического, но в большей степени патриотического воспитания (хотя это деление весьма условно). Патриотизм в нашем понимании — это непременное уважение к родной земле. (К сожалению, уважение зачастую в работе с детьми подменяется сладеньким умилением). Воспитанники Э.С.Григорьевой – дети с замедленным, нетрадиционным развитием, с нарушениями речи и движения. Они стали актерами своего кукольного театра: сами делают кукол, сами, сочиняют маленькие спектакли и сами их играют. Их зрители — дети детских садов и начальных классов. Спектакли проходят с большим успехом, ведь дети так хорошо понимают друг друга.

В прошлом году (год работы нашего Общества длится с октября по май с перерывом на “садовый сельхозпериод”), следуя советам, почерпнутым из Книг и писем Е.И.Рерих, мы начали работу в малых группах: педагоги, группа начинающих, медицинских работников, родителей, Кроме этого, существует семинар, причем группа “семинаристов” работает уже третий год в полном составе.

Педагоги и руководители кружков детского народного творчества находят ответы на многие вопросы в Живой Этике и в материалах, так или иначе связанных с этими Книгами. Мы собираем авторские программы учителей нашей республики и других городов. Наше Общество имеет сейчас очень хорошую библиотеку творческого материала. Мы пользуемся разработками русских, отечественных педагогов (недавно открыли для себя Н.А.Добролюбова как педагога, чрезвычайно актуального сегодня), пользуемся материалами семинаров и конференций, связанных с проблемами обучения, воспитания детей, подготовки их к жизни в системе мировоззрения Новой Эпохи.

Группа врачей знакомится со строением человека в системе тело-душа-дух с точки зрения различных концепций. В нашем обществе вообще принято не замыкаться в рамках одной конфессии, но стремиться, по возможности, расширить свой взгляд на мир и на изучаемую проблему. Иначе, уподобляясь “мудрецам” из известной буддийской легенды, можно всю жизнь держаться за хвост слона, будучи убежденным и убеждая окружающих, что это-то и есть слон. Поскольку я языковед и переводчик, могу уверенно сказать, что изучение иностранных языков, языков других народов, не только не умаляет любовь и знания о родном языке, но, наоборот, укрепляет и расширяет их, также, как знание истории религий мира не оскорбляет и не ослабляет традиционной веры изучающего эту историю.

Таким образом, основной акцент в работе перенесен в малые группы, где можно неспешно и тщательно обсудить изучаемое, поделиться впечатлениями о прочитанном, быть уверенными в том, что с каждой встречи люди уходят, чувствуя себя не просто пассивными слушателями, записывающими в тетрадку прослушанный материал, но активными участниками общего дела, а самое главное, – творческими участниками. Только в процессе такой работы, индивидуальной работы с каждым, откликнувшимся на Зов, когда тщательно обсуждаются все проблемы, совместно находятся ответы на вопросы, только в этом случае полученные знания помогут в жизни каждого дня, в понимании происходящего, в преодолении трудностей жизни. Радостно слышать, когда члены малых групп говорят о том, что гармонизируются отношения в семье, что меняется отношение к людям, вызывавшим ранее непреодолимую неприязнь, раскрывается творческий потенциал людей: кто-то начал писать стихи, кто-то почувствовал к себе интерес со стороны коллег, увидевших в ранее закрытом и внешне непримечательном человеке интересную личность и т.д. Несколько членов Общества образовали мобильную группу помощи пожилым людям, многодетным семьям, мы помогаем чем можем своему теперь уже подшефному детскому саду, шьем игрушки, чтобы хоть как-то порадовать малышей (денежных средств у нас нет, мы не занимаемся никаким видом коммерческой деятельности).

Раз в месяц Общество проводит общий сбор. Обсуждаем планы работы, делимся новостями, слушаем доклады членов Общества. Каждый год мы определяем так называемую сквозную тематику. В прошлом году, например, это были темы “Великие Светочи Духа” (Сергий Радонежский, Войно-Ясенский и другие о теле, душе и духе) и “Русские ученые-космисты”. В своих сообщениях докладчики стремятся использовать не только документальный, фактический материал, но привлекают художественную литературу, живопись, музыку для более полного раскрытия темы. Для многих это были первые в жизни публичные выступления. Мы хотим таким образом создать лекторскую группу для выхода в школы, в трудовые коллективы. Для этого необходимо добиться свободного владения материалом, своим телом и голосом, умения чувствовать аудиторию (и владеть ее вниманием), а главное — не просто информировать своих слушателей, а вызвать у них ответную реакцию и интерес к материалу сообщения. Начали создавать серию слайд-фильмов по теме “Русская икона как составная часть жизни народа”. Первый фильм рассказывает об истории иконописи, о процессе написания иконы. Второй фильм учит “читать” древнюю живопись на примере иконы “Преображение”. Теперь в работе серия фильмов об иконах, посвященных Богородице. В.Кириллова вводит в сопровождающий текст свои стихи. Готовим материал к слайд-фильмам об экспедициях семьи Рерихов. Наши туристы побывали на Алтае и привезли прекрасные слайды об этой земле Российской. Большой отклик получила выставка “Гуманистическое наследие семьи Рерихов”, организованная и проведенная вместе с работниками библиотеки и сопровождавшаяся циклом лекций. Особенно было приятно видеть на выставке школьников и целые группы из сельских школ. Кстати, наше Общество поддерживает тесный контакт с первой в Удмуртии сельской гимназией.

Очень приятно получать теплые доверительные письма от детей и педагогов. Коллектив гимназии дружный, интересный, по настоящему творческий, а директор С.Я.Кудрявцев — главный инициатор многих начинаний. Как радостно, что появляются такие звездочки, как сельская гимназия, и дай Бог, чтобы выстояла она в эти трудные дни.

Нынче наша тема обращена к философской проблеме дуальности мира: отцы и дети, свет и тень, мужское и женское начала и т.д. Разумеется, те, кто выбрал себе иную тему, тоже будут внимательно выслушаны. Так, например, И.Шкляев продолжает исследование творчества М.Булгакова. Он уже выступал с докладом “Эзотерика цвета в романе М.Булгакова “Белая Гвардия”. Кого-то интересует тайна Атлантиды, кого-то привлекают загадочные пирамиды Египта, Н.Бурцева продолжит тему “Русские ученые-космисты”. Мы проводили обсуждение “Фауста” Гете, смело взялись за такие темы, как Свобода, Знание (“Наследовать достоин только тот, кто в жизни может; применить наследство”). Не все получилось, как хотелось нам, не было достаточной глубины во многих докладах, но это был только первый опыт.

При Обществе организован чайный клуб “Ветка сакуры”. Каждое чаепитие посвящено определенной теме: Русский чай, Светлое Воскресение, Японское чаепитие. Участники чаепития приходят с каким-либо рукоделием, актив клуба оформляет чайную комнату, организуют стол и церемонию, обязательно звучит музыка — все соответственно тематике чаепития. Мы узнаем много нового и интересного, а главное то, что в повседневной суете и неустроенности, в житейских буднях вдруг появляется этот теплый мир уюта и покоя, неспешной беседы и доброго человеческого общения.

В жизни каждого члена Общества большое место занимает музыка. Мы слушаем записи православных и других духовных песнопений, народную музыку, в том числе великолепную зурну, мягкую лирическую гитару, классическую отечественную и зарубежную музыку (Рахманинов, Чайковский, Шостакович, Вивальди, Гендель и др.), песнопения в исполнении ансамбля “Октоих”, русские классические хоры и другие произведения

Вот уже больше года существует в рамках программы “Радио “Столица” Удмуртского Радио рубрика “Мир, в котором мы живем”. Мы стараемся в простой и доступной форме говорить со слушателями о строении и величии Вселенной, о непреложности ее законов и их сущности, об отражении этих законов в сказках и пословицах народов мира, о мифологии народов мира как о начальном этапе, если можно так сказать, комплексного подхода к : пониманию мира. В нашей Республике издавна сосуществовали православие, мусульманство и язычество (удмурты долгие годы после христианизации сохраняли календарные и семейные, родовые обряды своих предков). Поэтому, разговаривая с широкой аудиторией, нужно быть чрезвычайно деликатными и чуткими. Особенно это касается детской аудитории. В свое время я была до глубины души потрясена примером отсутствия этой самой деликатности, причем, вероятно, это было не по злому умыслу, а по незнанию или просто равнодушию. В один из классов начальной школы пригласили священника для беседы с детьми. Батюшка стал говорить детям о заповедях Христа и после двух-трех сказанных фраз повторял: “Смотрите дети, не будете выполнять заповеди Христовы, Бог вас накажет”. Эта фраза была повторена много раз в течение урока, и с каждым разом дети все с большим испугом смотрели на батюшку, втягивая головы в плечи. Затем батюшка стал учить детей, как осенять себя крестным знамением. “А кто не будет постоянно осенять себя крестным знамением, того Бог накажет, и душа этого мальчика или девочки попадет в ад на вечные муки”. Дети послушно выполняли все, что говорил им батюшка, все — кроме трех детей в правом ряду. Батюшка указал на этих троих: “Вот, они не крестятся, и Бог их накажет”. Разумеется, глаза этих детей были полны слез. А дело то было в том, что эти трое детей – татары, т.е. дети из семей, исповедующих другой способ обращения к Всемогущему. Кто будет виноват в том, что происходило в тот момент в душах этих троих? Как сложатся у них отношения к людям, исповедующим православие? Какой отзыв вызовет в семье их рассказ о том, что произошло в школе? И еще вопрос: если Бог – это Любовь, то как можно наказывать любовью? Может быть, любящий Господь не накажет, а огорчится, увидев несовершенство и проказы своих детей? Нам представляется, что если уж говорить о религиозном воспитании детей, то необходимо вести это воспитание не в виде случайных, разовых бесед, а постепенно, поэтапно, соответственно возрасту обучаемых; мы убеждены в том, что наряду со знакомством и изучением основ религии своего народа, своей семьи, дети с самого раннего возраста должны непременно знать общую историю религий народов мира в доступном для их развития изложении.

А что может быть лучше народных сказок, легенд и притч? Как можно говорить о духовном воспитании детей, не научив их пониманию и уважению к религиозным и иным взглядам и убеждениям соседей. Они должны знать, что можно не разделять и не принимать чужое мнение, но каждый человек имеет право свободы совести, свободы следовать вере своих предков. Иначе недалеко до уже пройденного нами утверждения: “Враг – это всякий инакомыслящий”. В радиопередачах мы говорим о семейном воспитании ребенка (“Ребенок учится в дому, родители — пример ему”). Как сказала мне одна милая второклассница: “В школу-то мы уже готовенькие приходим”. Знакомим слушателей с основами миропонимания Новой Эпохи, в которой нашим воспитанникам и ученикам выпадет счастье жить. Звонки в редакцию и ко мне лично, как ведущей радиорубрики, говорят о том, что нам удалось найти актуальную тематику и сам тон передачи, как доверительной неспешной беседы. Мы часто рекомендуем слушателям литературу, игры и самоделки с детьми, соответствующие содержанию каждой передачи. Конечно, есть и непонимающие необходимость таких передач, есть и просто злопыхатели, но, во-первых, их немного, а во-вторых, спасибо им за науку, они указывают нам, где наши слабые места.

Вот уже два года, как меня пригласили читать небольшой курс в подразделениях МВД. Разговор идет о строении и законах мира, в котором мы живем, о том, что такое семья и каковы законы ее построения и развития, о том, что такое экстремальная ситуация и как выбрать наиболее эффективный способ поведения, исходя из “отправной точки” действия. Например, если работник милиции встречается с каким-то правонарушением, что является отправной точкой его действия — просто броситься и скрутить хулигана, направив всю силу и энергию на ненависть к нему, или же отправной точкой будет мысль о безопасности людей? В какой из этих двух ситуаций работник милиции будет в большей мере владеть собой и обстановкой: когда гнев застилает глаза, или когда профессиональный долг и честь, горячее желание спасти людей помогают мгновенно и точно определить обстановку и действовать, не теряя самообладания? В нашей Республике среди работников МВД много смелых и достойных людей, о чем говорят их ордена и медали.

Знакомясь с историей мифологии и религии народов мира, невозможно обойти вопросы мировоззрения Запада и Востока, их философские и этические системы. Это особенно интересно для России, имеющей срединное положение и всегда впитывавшей мудрость и культурные традиции живущих на ее территории народов. Мне было интересно работать с группой спортсменов, занимающихся восточными воинскими искусствами и славянской борьбой. Ребята хотели понять нравственные и философские основы подготовки и становления воина, глубокое почтение к понятию Высшего, понятию Неба и Пути, познакомиться с путем становления воина в той и другой традиции, им были новы и удивительны древние заветы Учителей и Мастеров этих традиций: “Даже находясь один в темной комнате, веди себя так, словно принимаешь высокого гостя”, “Один воин может победить тысячу врагов, но он все же не будет так могуч, как воин, сумевший победить самого себя”, “Трудись, но оставляй плоды своего труда Вечности”, и другие.

Все, что делают члены нашего Общества, и не только нашего, в конечном счете, сводится к одному: понять окружающий мир и его законы и передать это понимание, это знание детям. И здесь нужно проявить всю чуткость и любовь, чтобы давать знания “по вместимости”. Если мы растим яблоню и куст сирени, мы хорошо знаем, сколько раз и как обильно надо поливать каждое растение, что каждое из них любит, как готовить их к зимовке и т.д. Еще большего внимания, а главное — знания, требуют дети. Зачастую их воспринимают как некую однородную массу, а ведь каждый ребенок несет в себе разный уровень готовности, разный способ восприятия знаний. “Ах, как они рисуют, ах, как они поют!” — умиляются многие учителя. И великие знания подаются детям как сладенькая водичка. Или же другая крайность, когда детям дают материал в таком объеме, с такой скоростью, что они не в состоянии усвоить его. В обоих случаях дети не получают стройного представления о мире, а без этого невозможно говорить о новом сознании. Каждый педагог — сеятель, а значит ему необходимо всегда помнить притчу Иисуса о сеятеле.

Только знание Законов Вселенной, по которым живет и Земля, и ее обитатели, могут помочь нам пройти с достоинством тяжелый путь испытаний и научить этому своих детей.

Мне представляется интересным и полезным регулярный обмен тематикой и методами работы Обществ страны, обмен опытом работы, проблемами, идеями и находками. Уверена, что нам есть чему научиться друг у друга.

Шумская И.Ф.
Председатель Ижевского общества им. Н.К.Рериха

Источник:  «Новая Эпоха» №3 (11) 1996

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий