Главная » РОССИЯ » Становление тринитарного мышления. Часть 1. Рэм Баранцев (07.06.14)

914 просмотров

2085Книга моего коллеги и друга, математика и философа, доктора физико-математических наук, профессора, одного из ведущих синергетиков и зачинателя тринитарной методологии в российской науке Рэма Георгиевича Баранцева «Становление тринитарного мышления», изданная в 2005 году, стала настольной для многих специалистов в области как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. Мы опубликуем ее на нашем портале целиков (в 3-х частях). А начать публикацию уместно в День Святой Троицы.

А. Алексеев

Источник:  Блог А.Алексеева

 

Выдержки из книги “Становление тринитарного мышления

Аннотация

Современное стремление к синтезу, к новой целостности, существенно связано с идеей тринитарности, корни которой уходят далеко вглубь тысячелетий. Архетип триединства, проявляясь в разных формах, становится объединяющим ядром новой парадигмы.

Излагая личностный генезис тринитарного сознания, автор опирается на деловые и дружеские контакты со многими коллегами, раскрывая одновременно интегральный процесс становления тринитарного мышления.

Книга обращена ко всем, кто озабочен поисками идейной основы единения человечества…

1.2. Тринитарное наследие

Тринитарный опыт человечества достаточно богат и интерес к нему возрастает. Философская идея триадичности прослеживается в сочинениях Платона, Прокла, Коменского, Вико, Фихте, Гегеля, Шеллинга, Штейнера,… В двух томах Международной библиографии тринитарной литературы [33] собрано около 6000 работ по триадическим структурам типа познание-действие-бытие (nosse-velle-esse), соответствующего нашей семантической формуле. Прослеживая исторические судьбы тринитарной идеи, издатель говорит об упадке интереса к троичности в западной мысли со времён Просвещения. Антитринитарный нигилизм выразился в таких направлениях, как позитивизм, экзистенциализм, бинарная диалектика. Однако, пройдя через опыт сомнения, человеческая мысль снова расположена к синтетическому, тринитарному обновлению. Раскрывая богатство триадических структур, Bibliotheca Trinitariorum вносит весомый вклад в грядущее мировоззрение.

В России под знаком Святой Троицы творили Андрей Рублёв, А.С. Хомяков, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Е.П. Блаватская, В.С. Соловьёв, Д.С. Мережковский, В.В. Болотов, М.Ф. Таубе, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Д. Успенский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, В.Ф. Войно-Ясенецкий, П.А. Сорокин, А.С. Лосев,…

3. Религия.

“Подступы к Троице – в любой великой религии, – пишет Г.А. Померанц, – Древнее мышление было триалистичным. Рационализм тяготеет к дуализму. Триада замыкает расходящийся угол, снимает оппозицию” [50].

В Европе идея Единого в трёх лицах  утвердилась в 3-м веке, когда была канонизирована Святая Троица, нераздельная, неслиянная, единосущная. Три ипостаси христианского Бога не нарушают целостного единства, поскольку их различение не переходит в разделение. В то же время различение открывает путь к познанию. Как пишет К.С.Льюис, “Бог ввёл различие внутрь себя, чтобы в единении любви превзойти единство самотождественности” [51].

Образ Святой Троицы проявляется во всём. Так, в христианском богословии с самого начала выделялись три смысла текста: телесный (буквальный, историческо-грамматический), душевный (моральный), духовный (аллегорическо-мистический) [52 ]. Различаются три типа икон с изображением девы Марии: указующая, умиляющаяся, молящаяся. Существуют три монашеских обета: нестяжательство, безбрачие, послушание.

Тринитарный архетип можно обнаружить в корнях любой религии. Так, в Индии  различают три качества первоначальной материи (Пракрити): Тамас (мрак), Раджа (страсть), Саттва (свет), а у Бога индусов – три лика: Вишну, Шива, Брама [53]. Сами крупнейшие опорные религии мира тоже образуют системную триаду: ислам-христианство-буддизм.  А о трёх ветвях христианства ещё П.И.Новгородцев писал, что в католицизме преобладает юридический аспект, в протестантизме – этический, в православии – принцип любви во Христе [54].

“Троица – место будущей встречи всех высоких религий… Лучшее достигнутое человеком осознание сверхсистемной структуры своего внутреннего мира и Божьего” [50].

* * *

В 1929 году Н.К.Рерих, провозглашая принципы Пакта по сохранению культурных ценностей, предложил Знамя Мира – символ, представляющий собой красное кольцо с тремя красными кружками внутри на белом фоне. Этот Знак имеет огромную древность и встречается во всём мире. “Он не может быть ограничен какой-либо сектой, религией, или традицией, ибо представляет эволюцию сознания во всех её фазах” [55]. В 1996 году на российской земле начала действовать Международная Лига Защиты Культуры, инициированная Рерихом 70 лет назад.

В социальной сфере бинарное мышление выдвигает на первый план оппозицию “экономика-политика”. Но для достижения гармонии  не обойтись без культурной компоненты. Политический нос и экономический хвост России вязнут сейчас в безнравственной реальности, и к спасительному совмещению их  мы можем прийти только через возрождение Культуры…

Литература

33.            Bibliotheca Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature. Ed. By E.Schadel. München e.a., 1984, v.1, 624 p., 1988, v.2, 594 p. Рецензия: Баранцев Р.Г., Хованов Н.В. Философские науки, 1990. №4. С.141-143.

50.            Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995, 575 с.

51.            Льюис К.С. Страдание // Этическая мысль. М., 1992, с.375-438.

52.            Ориген. О началах. Самара, 1993, 318 с.

53.            Седир П.  Индийский факиризм. СПб, 1909, 124 с.

54.            Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995, 448 с.

55.            Знак Знамени Мира // Угунс. Рига, 1988, в.1, с.8.

 

Прочитать полностью книгу “Становление тринитарного мышления. Часть 1″

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий