Главная » вперёд - к СССР, РОССИЯ » Путин поручил вернуться к традиционной системе обучения в вузах. Е. КУЗНЕЦОВА

260 просмотров
Президент России Владимир Путин Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Президент России Владимир Путин Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

21 февраля 2023

Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации во вторник, 21 февраля 2023 г., заявил о необходимости вернуться к традиционной системе обучения в вузах.

Российский лидер назвал вопрос о высшей школе очень важным, указав на то, что в этой сфере «назрели важные изменения». «Во всех сферах нашей жизни. Первое – вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов, срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом, даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные профессии», – заявил президент.

Путин отметил, что в случае, если профессия будет требовать узкой специализации, то можно будет и продолжить обучение в магистратуре, а в отдельную отраслях будут выделять аспирантуру.

Источник:  Комсомольская правда

***

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Что будет с высшим образованием в России после послания Путина. Евгений АРСЮХИН

В послании Федеральному собранию президент России особо остановился на реформе системы высшего образования. Суть реформы глава государства выразил в трех тезисах:

- «Вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет, при этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда».

- «Если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то в этом случае молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре».

- «В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой готовить кадры для научной и преподавательской деятельности».

Важно, что эти изменения произойдут постепенно. Студенты, которые учатся прямо сейчас по системам бакалавриата и магистратуры, закончат обучение, а ранее выданные дипломы будут признаны безоговорочно.

Таким образом, мы не возвращаемся к советской системе высшего образования, а, по словам президента, «осуществляем синтез всего лучшего». При этом, по словам министра образования и науки Валерия Фалькова, «Россия не входила в Болонскую систему, поэтому и выходить оттуда не может».

Советская система высшего образования – это все-таки главный элемент «лучшего», из которого произойдет «синтез», считают практикующие преподаватели высшей школы.

– По моему мнению, советскую систему и не надо было модернизировать, – говорит профессор физики, легендарный популяризатор науки Владимир Поляков, – Болонская система в ее классическом виде исходит из средневековых традиций и в современном техногенном мире неприменима. По мне, идеальной была система, принятая у нас на Физтехе. Учились шесть лет. Первые четыре года – общеобразовательный курс (математика, физика, химия и так далее). Далее подключались базовые НИИ, куда после окончания базового курса студенты начинали ездить на практику. Сначала на день в неделю, ближе к концу обучения уже на всю неделю. Это сочеталось со специальными, углубленными курсами. В результате через шесть лет мы получали готового специалиста, подкованного и теоретически, и практически.

Болонская система так и не «легла» на наши традиции, уверен Поляков:

– Так и не решили, кто такой бакалавр? Это недоученный ученый или технический специалист вроде выпускника ПТУ? Базовых предметов дать не успеешь. В результате каждый вуз пытался подготовить бакалавра по-своему, а получалось никак.

Не лучше и с магистратурой, говорит Поляков: для аспиранта у него подготовка жидковатая, то есть идти в науку пока не готов. Для производства тоже продукт странный: базовый курс получил фрагментарно, во что-то, однако же, углубился, что это за специалист такой? Не иначе, недоученный инженер! Так что возвращение к советской системе

Но возникает вопрос, зачем в новой системе сохраняется магистратура, каково ее место? Это необходимо, чтобы придать конструкции гибкость, говорит профессор Института образования Ирина Абанкина.

– Россия – одна из немногих стран, которая сохранила жесткие сроки обучения, – говорит Ирина Абанкина.

Мировая практика скорее нацелена на короткие, но глубокие курсы обучения, например рассматриваются варианты 2+2+2 года. России надо было реагировать на эти процессы хотя бы затем, чтобы встроить «советскую» систему специалитета в международные стандарты: ведь нам хотелось бы, чтобы к нам приезжали учиться студенты из других стран, и чтобы наши дипломы также признавались за рубежом.

– Сейчас идет настройка на более гибкие сроки обучения, продолжительность программ диктуется необходимостью подготовки квалифицированных кадров. В этой связи магистратура рассматривается как проектная и научная работа, – объясняет Ирина Абанкина.

Аспирантура – это очень серьезная институция, и «приключение» минимум на четыре года, после чего человек, конечно, становится ученым. Магистратура – более короткие, углубленные курсы, нацеленные на подготовку специалиста под конкретные задачи.

Новая система высшего образования будет гибкой, диверсифицированной, что позволит сохранить поток иностранных студентов (в Россию продолжают ехать студенты из Китая, все больше – из Индии и арабских стран) и сохранит понятное место в международной классификации высшего образования. По такому пути пошел Китай: не вступив формально в Болонскую систему, эта страна ввела у себя бакалавриат и магистратуру.

– Очень важно, что мы получаем возможность развивать магистратуру за счет бюджета – конечно, не повсеместно, а в тех вузах, где есть для этого научная база. Это даст результат и для фундаментальной науки, и для реального сектора, – резюмирует Абанкина.

КОММЕНТАРИЙ
Евгений Исаев, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета:

– К Болонскому процессу Россия присоединилась в 2003 году. Болонский процесс ставит своей целью создание единого образовательного пространства в высшей школе. Ее основу составляют два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура. И это именно образование: после окончания вуза присваивается квалификация: бакалавр или магистр. В России готовили специалистов и после окончания высшего учебного заведения присваивали квалификацию. При этом по программе бакалавриата студенты обучаются 4 года, а специалистов готовят 5 лет. Один год обучения имеет очень важное значение. Возврат высшей школы к подготовке специалистов можно только приветствовать. При этом Россия имеет полное право реализовать и двухуровневую систему высшего образования, руководствуясь своими национальными интересами.

Источник:  Комсомольская правда

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий