Главная » Новая Страна, Новый Мир, община, коммуна, будущее, ПЕДАГОГИКА, Педагогика Живой Этики » Пути к Будущему: Идея Общины и её претворение в педагогике и образовании. Гореликова М.В.

1 087 просмотров

2622-93

Все явления соревнования оставляем прошлому.
Настоящее утверждаем  на принципе сотрудничества.
Будущее  строим идеей Братства.

Конкуренция – одна из форм войны. Современный мир охвачен войной, войной всех со всеми: личного «я» с окружающим миром, с другими «я». И хотя множество форм этой  войны чаще всего скрывается под масками модных и даже прогрессивных течений современности, не замечать этих масок, значит, не видеть чёткую линию, которая отделяет и оставляет прошлому уходящую Эпоху, кульминирующую в расцвете человеческой личности, но при этом эгоизмом и самостью затемняющую свет духа, от вступающей в силу Эпохи Новой, в которой человек явит свою духовную силу.

Граница Эпох будет становиться всё более отчётливой, открывая всё большее многообразие созидательных явлений и форм сотрудничества, объединяя людей не по странам, народам, возрастам, нациям, религиям и т.д., но по степени одухотворённости жизни, с сопутствующими этому синтетическому качеству явлениями мудрости, справедливости, самоотверженности и многими другими огнями пробуждающегося духа.  Идея Общего Блага будет постепенно «завоёвывать» пространство, усиливая пробуждающийся огонь в людях и оставляя всё меньше возможностей на полях эгоистических битв. Творчество, освобождаясь от своекорыстия, явит созидательность во всех областях деятельности. Познание, найдя опору в сознательном применении духовных сил, психической энергии, выйдет на новый уровень, объединяя процессы трёх Миров.

…Платон, сказавший великую формулу «Идеи управляют миром», обозначил этим и важнейший закон психологии. Энергии высшего мыслетворчества, мысли  пространственной, будучи воспринятыми сознаниями людей, становятся на Земле силой эволюционного значения и эволюционного масштаба.

Подобно космическому свету, преломляющемуся в различных слоях материи, чистый свет Идей доходит до сознаний большинства человечества в сильно искажённом виде. Когда в девятнадцатом и начале XX века призывно зазвучали идеи свободы и равенства прав людей на человеческое развитие, то будучи отражёнными в сознаниях различного уровня и направленности, они нашли выражение во многих течениях демократического характера. В педагогике эти величественные идеи актуализировали задачу просвещения, породили  теории гуманного и свободного развития ребёнка, воспитывающего обучения. Век двадцатый начертал лозунг братства на революционных знамёнах, и, хотя изрядно дискредитировал её в диктаторских режимах, чиновничьей фальши, не смог всё же скрыть свет вечных истин, ибо идеи братства, как и идеи сотрудничества и Общины, неуничтожимы, эволюционны и космичны, их сила – это сила законов космического развития…

Появление таких Источников глубокого знания о человеке, как  «Тайная Доктрина» и «Живая Этика» позволило многим искренним искателям Истины обрести необходимые знания о фундаментальных законах бытия, законах развития человека, что позволило углубить психологические знания и на более просвещённом основании строить педагогические взгляды и практику обучения. Классические формулы  образования как формирования всё более культурного, одухотворённого облика человека обрели фундамент в виде понимания целей педагогики как созвучных с целями эволюции,  согласованных с её законами. Знания о психической энергии и карме позволили с новой точки зрения взглянуть на врождённые стремления и способности, знания о развитии духа как процессе становления новых, более утончённых возможной восприятия действительности позволили как бы заново обрести важнейшее понятие духовности, культуры и другие ключевые понятия педагогической науки, ставшие гуманитарными отвлечённостями за время «царствования» материализма. Современность педагогики – это  не только плюрализм мнений; при всём кажущемся многообразии позиций явственно наблюдается названная выше чёткая граница между двумя противоположными путями: путём личного эгоистического достижения и путём утверждения сил духа, как в индивидуальном, так и в общественном бытии.

Только пробуждённый огонь человеческого сердца и мысли даёт созидательность на всех творческих, познавательных путях, он же являет во всяком действии степень талантливости, и только он, чистый огонь сердца, – единственная и истинная основа сотрудничества и братства. По одну сторону незримой границы мира – эгоизм и современный венец его – честолюбие, которые пытаются утверждать себя и свою воинственность как единственно возможную форму бытия и творчества человека на земле, по другую сторону, при всём бесконечном разнообразии уровней человеческого сознания – чистый мотив жизни и творчества, делающий его носителей обладателями «несметных сокровищ»: сокровищ радости бытия и того трудно достижимого счастья, которое постоянно присуще только одухотворённым сердцам. «Счастье потеряно в мире, ибо счастье – в духе» (Живая Этика).

…Как бы драматично не выглядела картина мировых событий и индивидуальных судеб, всё же мировая битва между Человеком и зверем в человечестве – битва Света с тьмою – будет выиграна, облик зверя в человечестве не восторжествует, ибо космический закон неумолимо требует от Человека-человечества деятельной чуткости к Свету, то есть ответственного выбора между бессмертием и небытием. Ход эволюции, каким бы не очевидным он ни казался недальновидному оку, постепенно отсеет всё не соответствующее задачам проявления духа в сознании и бытии человека; и для наблюдательного ока современность уже ярко «предъявляет» многочисленные доказательства того, что именно нарушение фундаментальных законов приводит к массовым катастрофам и кажущимся тупикам в жизни людей, народов и стран: причины породили следствия.

Закон сотрудничества и его кульминация – братство человечества – единый выход из накопившихся проблем. Но только истинное просвещение приблизит эти понятия к сознанию людей, явив преобразующую мощь обозначаемых ими энергий. Община – не утопия, но и не пафос поверхностных усилий. Все искренние искания, все труды, очищенные от эгоизма, приближают человека именно к Общине как единому и единственному решению задачи жизни. Община и общинность – суть явление достижения на Земле согласованности с космическими законами, в Космосе же Община – явление жизни как таковой, ибо бытие суть Единство, и единство творческих выявлений множества Сознаний – лишь выражение совершенства высшего бытия…

Отделив явления вполне сознательной тёмной воли, направленной на задержку эволюции человечества, увидим всё ту же проблему тотальной непросвещённости людей относительно важнейших истин. Для педагогической общественности актуально углубление в сущность таких реальностей, как дух, духовность, сознание, культура… Среди пар взаимообъясняющих понятий – и те, которые, являясь противоречиями в сознаниях многих  наших современников, наиболее ярко проявляют обозначенную проблему узаконенного в обществе эгоизма, а также его породителя – невежества и его детища – разрухи, то есть бесперспективность начинаний, утверждённых на самости. Таковыми понятиями являются: дисциплина и свобода, закон и творчество, щедрость и бережность, суровость ответственности и тепло любви, современность содержания образования и одухотворённость его целей, бескомпромиссность пути духа и согласованность действий с волеизъявлениями других людей.

Только истинная культура, основанная на знании о бытии и человеке, и только синтез – как выражение причастности сознания к жизни тонкого и духовного Планов, дадут созидательное разрешение множества сложных вопросов, среди которых и вопрос современного образования детей и молодёжи.

…Совсем не сложно видеть, что идеей конкуренции, этой приукрашенной формой войны каждого со всеми, отравлено образование и воспитание детей от малых лет. От детского сада до вуза – единый призыв к яркости самопроявления. И – бесчисленные конкурсы, олимпиады, состязания… Скажут: «это для того, чтобы проявились способности».  Но психология, знающая основы духовного строения человека, покажет, что соревнование (корень слова «ревн», отсюда же – ревность) является потребностью низшего уровня сознания; на уровнях более высоких, где в психологии личности уже проявлена духовность – энергетика Духовного Плана, человек испытывает потребность в объединении трудов, в  сотрудничестве, которое ощущается как одно из важнейших условий смысла труда и смысла самой жизни. Именно потребность в духовных смыслах – жизни, деятельности, учения – является главной потребностью человека. Очевидно, что тотальное насыщение пространства обучения детей энергией соревновательности и идеей о необходимости скорейшего внешнего успеха мешает становлению высших потребностей и высших способностей: потребности во взаимопомощи, в даянии, в глубоком и целостном познании, в красоте, способностей к созидательному творчеству. Соревнование для развивающейся личности – сильное, но нередко вредоносное средство, затемняющее сердечное чувство, которое одно лишь устремляет все мысли, и одно лишь способно непрестанно озарять все труды светом нескончаемой радости. Соревнование, как один из методов побуждения к активности, должно быть применено педагогически обоснованно и ответственно: индивидуально направленно и недолго – до первых искр непосредственного интереса. Непосредственный интерес, свободный от своекорыстия – явление уже одухотворённой потребности, явление сердца. Поэтому, как только учитель, воспитатель видит это явление огня в ребёнке, соревновательность должна быть оставлена, огонь не терпит прикасания грубых энергий.  По этой причине наиболее чуткие дети отчуждаются в излишне «бойкой» среде. Тонким энергиям – тонкие условия, таков один из законов психической энергии.

Грубость модных сейчас тем о «новых детях» – следствие именно недопустимого смешения реальностей. Сама мода на подобные темы – характерное явление для уходящей эпохи, когда представления о достижениях не выходят за пределы представлений о земной личности. Новая Эпоха, утверждая Пространство как единое поле творчества, в котором объединённые огни мысли являют основы созидания и рождения новых форм, устремляет сознания людей к пониманию законов Общины и Братства – великим космическим реальностям, претворение которых в условиях Земли и является срочной задачей человечества. Одухотворение образовательного пространства сегодня является одной из главных задач педагогического сообщества: только проявленность человеческой глубины  рождает светлое творчество, качественное познание и качественный труд. «Чем чище побуждение, тем выше достижение» (Живая Этика).

При всём кажущемся множестве путей преобразований существует только одно направление действительного, не мнимого, успеха. Это направление, соответствующее эволюции, суть его – развитие, расширение сознания. Ключом к продвижению на этом пути  является познание психической энергии. Вдохновение, озарение, чувствознание – ни что иное как плоды действия утончённой психической энергии, все лучшие возможности человека заключены в этой прекрасной силе. Создание таких условий, при которых освобождаются лучшие силы человека, и является общей задачей. Чистая психическая энергия, огонь сознания, огонь сердца всегда стремится вверх. Именно поэтому «завоевание не свойственно Новой Эпохе», цели завоевания уступают место восхождению познания – в самом широком сотрудничестве людей, в сотрудничестве Планов бытия.

Создание таких условий образовательного труда, при которых и сердце, и совесть  нужно не «прятать» в «футляры» сиюминутного прагматизма, а найти в них неиссякаемый источник сил, энергию, являющуюся и двигателем, а также критерием качества мыслей и дел, является одухотворением образовательного пространства.

(В современных условиях общества, когда клерикализм становится всё более воинствующим, а просвещённость людей растёт медленно, приходится постоянно объяснять каждое важное понятие, в том числе духовность. Духовность – не синоним церковности и не абстрактный символ свода положительных качеств личности, но вполне определённое достижение индивидуального сознания, которое при современных технических достижениях  уже может быть подвергнуто лабораторному исследованию. Суть духовности –проявленность в сознании личности энергии бессмертного зерна духа, выражающееся в утончении ума, сердца, всей нервной организации, вследствие чего развивающемуся сознанию становятся доступны всё более высокие уровни духовного и интеллектуального творчества. Эта утончённость имеет следствием явление так называемых духовных потребностей, когда, сознание ощущает энергии, мысли Духовного Плана, непрерывно  устремлено к глубине познания, воспринимая труд не просто как способ реализации индивидуального потенциала личности, но прежде всего как путь духовно необходимых  действий – действий, соответствующих понятию Общего Блага.)

Важно с первых школьных лет приобщить детей к верной «тональности» учения, пробуждая способность к радости познания, постоянно объясняя суть знаний как естественной опоры человека в понимании жизни и путей созидательного жизненного творчества.

Познавательный процесс в самой сущности своей – сотрудничество. Знание человечества – результат духовно-интеллектуальных исканий коллектива: человеческой талантливости и, так сказать, «гениальности Пространства», так как энергии пространственной мысли во все века одухотворяли лучшие умы и озаряли лучшее творчество. Следует с первых шагов довести до каждого молодого сознания эту истину единства знания, коллективной формы его и сотруднической сущности. Тогда для многих детей познание станет радостью, по крайней мере, дополнительные возможности понимания откроются тем, чьи сердца не закрыты красоте, ведь именно чувство красоты первым откликается на явление широты открывающегося пространства, с его бесконечными возможностями.

Насколько условны радости «я» – чувства самости, отделяющего от всего великого бытия, настолько велики и светоносны радости пробивающихся в чистом сердце чувств сотрудничества и братства – чувства «мы». (Заметим принципиальную разницу между чувством группового единства, по существу эгоистическим, и чувством истинного сотрудничества, основанном на  восприятии духовного Плана жизни).

Много педагогических трудов вложено в методики, создающие возможности почувствовать радость приобретения знаний, создать условия для личной заинтересованности ученика в качественном знании. От разнообразия оценочных подходов до опытов включения детей в профессиональную деятельность. Но время преобразования методик, видимо, прошло, ибо их поле действия всегда ограничено, метод  не повторим, ибо укоренён в психической энергии автора. Пришло время акцентирования аспекта незримого творчества как основы качественного педагогического процесса, акцентирования в нём искусства, когда мысль и чувствознание учителя непрерывно рождает неповторяемые формы подачи знания, общения с учеником. Эта особенность педагогического труда, делающая его искусством, основана на законах действия психической энергии. Пришло время свободного и, в отношении ребёнка, индивидуально направленного творчества, основанного на качественном знании о человеке, о мысли, об особенностях действия тонких энергий. Новые формы, формы истинного сотрудничества рождаются только на пути расширения сознания.

…Посмотрим на урок с точки зрения ценности и ответственности коллективного   труда (методы организации ученического труда могут быть разными, хотя нам видится более соответствующим задаче освобождения энергии всё то, что способствует индивидуальному сосредоточению, пусть не покажется противоречием)… Суть предлагаемого подхода в том, чтобы в каждом аспекте урочной деятельности, в критериях оценки и характере поощрений, во всём духе урока утвердилась тональность единства цели и общей ответственности.  Обратить внимание учеников на качество атмосферы урока, зависящей от качества мышления, сосредоточения каждого, на то, как отнимает силы всякая дисгармоничность, хаотичность. Поощрить наблюдательность в отношении как внешних явлений, так и внутренних ощущений. В детях достаточно чуткости, акцентирование внимания на качестве атмосферы труда, на ценности процесса познания, в том числе с точки зрения объединения и усиления мышления, постепенно даст возможности всё более наращивать культуру учебного процесса. (Конечно, число учащихся в учебных аудиториях определяет степень творческих возможностей учителя).

…Понятие сердца стало почти риторическим акцентом в педагогике, и причина того, что его жизненосная энергия не приживается в школе, в том, что «философия» современного образования остаётся, несмотря на разнообразие подходов, индивидуалистической и узко прагматичной. Мир индивидуализма бессердечен по своей сути, и сердцу в условиях конкуренции не место, «улыбка сердца» в этом мире заменена натянутой маской ласковости, под которой – всё та же гримаса конкуренции (между учителями, между учениками, между школами…)

Так, несмотря на то, что начало тысячелетия в российском образовательном пространстве явило много педагогического творчества («творчество» обозначилось как приоритет), подлинно живым, одухотворённым обучению только предстоит стать. Так как  сегодня главный критерий учительского «творчества» – обеспеченность результатов в виде надёжного поступления в вузы, а также побед учеников на всевозможных соревнованиях.  Истинное творчество не прагматично, оно всегда направлено к единой цели, в духе синтеза обозначаемой понятием Красота. Только при условии мотивированности красотой действия созидательны, а знания и умения действительно качественны.

Педагогическое творчество к началу века получило дополнительные возможности, благодаря некоторой идеологической раскрепощённости школы, что дало возможность утвердиться и в педагогическом сознании, и в сознании родительской общественности многим прогрессивным идеям и формам, таким как безусловное уважение личности ученика,  разнообразие подходов не только во внешних формах обучения, но в самом содержании предмета, психическая бережность в отношении оценивания ученика, многообразие  возможностей получения знаний, позволяющее создавать условия для проявления индивидуальных способностей учащихся и другие.

При всех достижениях очевиден огромный изъян: не только в системе образования, но в обществе в целом отсутствует сознание величия труда учителя, его огромной государственной значимости. Без необходимого уровня энергии уважения учителя, почитания учителя общество не может формировать культуру – главное условие качественного образования и воспитания поколений. Это тоже закон бытия.

Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности. Не берясь здесь подробно объяснять глубокую, космическую сущность самого явления учительства, хотя именно из неё «вырастает» обозначенная закономерность между уровнем уважения к учителю и уровнем достижимого знания, иначе говоря – степень развития талантливости новых поколений, заметим, что без почитания учителя в школе и в обществе в целом невозможно прогрессирование, даже при наличии многих полезных возможностей и прогрессивных мыслей. Заметим также, что гуманность образовательного процесса, о которой так много говорилось, говорится и о которой мечтают культурные люди, понимая истину образования как процесс становления Человека в человеке, по-прежнему остаётся лишь мечтой. Задумаемся, почему при стольких усилиях образовательный процесс становится всё менее человечным (не будем успокаивать себя тем, что проблема в упорном авторитаризме методов и недостаточной образованности учителей и т.п. подробностях школьного «обихода»). Выскажем убеждение: корень проблемы – в поверхностном отношении к главному условию качественного процесса учения, условию, без которого ни одно преобразование не приведёт к существенным успехам, ибо не будет иметь законных оснований. Этим условием является почитание учителя – закон космического масштаба и космической силы воздействия, игнорирование которого приводит к разрушению самых убедительных, с земной точки зрения, построений, к утрате культуры в обществе.

Почитание учителя есть то, что одно лишь даёт законное право на получение знаний, мастерства. Причём, учителем является каждый, кто даёт хоть крупицу нужного знания или полезный совет. Будущее российской школы, и в целом – культуры, строится там, где восстанавливается попранный закон – закон почитания учителя. В таком сложном процессе как образование, процессе синтетическом по сути, зависящем от множества причин, среди которых и внешние социально-политические, и внутренние – индивидуальные и постоянно меняющиеся психические характеристики «поколений» учащихся, наконец, причины пространственные, очень важно определиться с главным устоем, который при всех изменениях условий и разнообразии акцентов, будет прочно удерживать построение и, подобно негасимому свету, освещать дорогу в самых тяжёлых условиях. Каков этот устой для школы? Конечно же – почитание учителя. Уважение знания, уважение ученика, условия для индивидуального роста, воспитание личности, сама духовность образовательного пространства – всё придёт при наличии искреннего и безусловного почитания учителя.

Без осознания этого фундамента все перечисленные задачи легко становятся не достижениями, а пороками: прагматизм разъедает любовь к знанию, самолюбие закрывает путь к подлинно талантливому творчеству, честолюбие вместо устремления к прогрессу в развитии сознания утвердит культ ярких и поверхностных успехов. Почитание учителя – та энергия, которая воспитывает не только сознание ученика и создаёт повышенные возможности его развития, она растит и подлинного учителя в учителях, не позволяя укорениться поверхностным явлениям в обучении и грубым формам в  общении.

…Каждый, кто осознаёт критерий качества в его энергетическом аспекте, иначе говоря, отличает светлое от тёмного, каким бы блеском не окутывалось второе, понимает и причину того, почему в настоящее время самая очевидная истина легко искажается на практике – причём, зачастую, теми, кем и провозглашается. Причина такого кажущегося «преломления света» в том, что, в осуществлении каждой мысли, каждого действия, одно только качество  психической энергии людей, и ничего более, отнесёт явленное действие к эволюционному – светлому началу или к  антиэволюционному – тёмному. Мотивы и побуждения, характер течения сокровенных мыслей людей составляют качество психической атмосферы. Именно от качества этой психической «атмосферы», или психической энергии, зависит и проявление  потенциала сознаний учащихся, их способностей, склонностей, потребностей, мотивов. Гуманизм можно провозгласить, но нельзя «узаконить». Он – ни что иное, как сопутствующий результат в движении единой цели – одухотворение пространства школы. Где духовность (а это, прежде всего, почитание учителя и уважения Знания как такового) – там и гуманность всего процесса учения, с его неотъемлемыми характеристиками:  уважительностью к каждой личности, соответствием характера «атмосферы» условиям проявления наиболее «тонких» способностей и т.д. …

Подводя итог сказанному: закон почитания учителя, закон единства знания и коллективный характер его обретения – это законы и явления, относящиеся к духовному Плану бытия человеческого сознания. На этом плане реализуются все лучшие чаяния людей: сотрудничество и братство, культура и познание в их высшем аспекте красоты и глубины, которые сегодня ещё относятся большинством людей к области чудесного.

Настоящий период жизни человечества таков, что многие из этих высших возможностей уже могут быть реализованы, не массово, но там, где явлены хотя бы малые коллективы людей, имеющих мужество жить сегодня мерами дня будущего, когда невозможны станут несоответствия между Планами бытия (идея – мысль – действие едины). Проще говоря, объявив о человечности образовательного процесса, невозможно оставить в его пространстве энергию конкуренции, неуважения к учителю, всю ту двойственность и компромиссность, которые сегодня «перекрашивают» все полезные начинания в их начале. Только «прорастание» в образовательном пространстве идеи Единства: единства знания, труда, творчества, в основе которой закон единства трёх Планов бытия, с активной проявленностью на каждом из них трудящихся и взаимосвязанных сознаний, – сдвинет с «мёртвой» точки  буксующий механизм преобразований, начав растворение плотной энергии эгоизма. Только утверждение в образовании незыблемого правила – почитания учителя, – позволит внести в эту государствообразующую сферу настоящую культуру, а не её суррогаты.

Возможно, вышесказанное кому-то покажется отвлечённостью, но говорим для тех, кто уже умеет смотреть в будущее, кому яркая оболочка зримости не заслоняет сути. Каждое наше мгновение – либо прошлое, либо будущее; прошлое – если мы повторяем уже изжившие свои энергии формы, будущее – если имеем отвагу вложить свой огонь в действия и мысли, которые формируют новые условия. Будущее – Община, в духовном понимании этого понятия. (Снова заметим, что сегодняшние действия тормозятся поверхностным пониманием понятий, которые уже наполнили пространство: сотрудничество, общее благо, мысль, сердце, духовность, свет и т.д.) Понять духовно – значит смотреть сквозь призму осознания беспредельности, смотреть «из космического пространства», его просторов, только так сознание убережётся от губительных умалений, искажений, от ненужной «заземлённости» мышления. (Сколько ошибок можно избежать, если научиться воспринимать высокие понятия высоким уровнем мышления, что тогда останется от нагромождений «полузнания», рождающего фантазии о якобы росте из мышления научного мышления космического, о детях, которым якобы не нужны учителя и Учение, о необходимости особых школ для особых детей. Таковы плоды приземлённого мышления, ухватившего искры истинных понятий и извратившего их).

Подойдём к понятию Община светло и одухотворённо. Община есть вся беспредельная жизнь в её подлинной сущности, понять которую легко, если оставить несколько вредных привычек, среди которых на первом месте мышление в тональности «Я» и мышление с нотой честолюбия. Восторг перед красотой бытия растворяет эти качества, очищает зрение, помогает увидеть жизнь как непрерывный процесс сотрудничества в огнях,  взаимодействующих, растущих, рождающих новые и новые формы. И вся необозримость творчества увенчана единой целью – нарастанием Света, сознательности. Такова Община в её понимании как единого созидательного явления, обнимающего все Планы бытия.

Будущее мира – Община. Иного будущего быть не может, ибо закон бытия – нарастание света – утвердит новые формы и отметёт несоответствующие. Из честолюбивых стремлений современности не вырастут объединяющие формы будущего, семена брошены, каждое прорастёт, но не каждое останется, Эволюция – великий Садовник – отберёт годные. Думающие о будущем должны не бояться чистой мысли, как бы ни шумел базар очевидности, музыка Незримости поёт свою песнь, утверждая мир как единство труда и единство цели. Только она даст пригодные всходы.

Посмотрим внимательно на проявленные сегодня тенденции и увидим в них проросшие семена прежних посевов. Мода на состязательность – откуда она? Соревнование – древний метод, но только современность сделала соревнование культом. Авторы и сторонники идеологии стяжательства, упорно пытающейся вытеснить из общественного бытия ценности культуры, страстно нуждаются в том, чтобы водоворот конкуренции втягивал массы людей, заполнял сознания, отвлекал от действительных задач жизни. Учитель в этих условиях, на кого общество и государство взвалило неподъёмную ношу из неосуществлённых, хотя и декларируемых государством обещаний образовывать и воспитывать, и негласных, но яро осуществляемых действий по нагнетанию конкурентной борьбы, в одиночку не сможет изменить ситуацию, как бы романтически ярко не звучали призывы к подвигу во имя детей и будущего.

Воспитание и образование – дело всего народа, дело общества и государства. Улучшить качество образовательной среды можно только совместными действиями просвещения и широкого образования среди взрослого населения и мерами материального обеспечения образования в целом и учителя в частности. Не отдельные учреждения для одарённых детей, не отдельные островки образования, где серьёзно относятся к воспитательной деятельности, но движение народного просвещения изменит положение. Когда многие осознают необходимость здорового отношения к жизни, хотя бы ради физического оздоровления, тогда меры обновления не замедлят. Здоровое отношение к жизни – это качества сердечности, человечности, сосредоточенного мышления, поставленные в основание каждой деятельности. Сердечность – это сотрудничество, это общинность, это широкая ответственность перед жизнью. Человечность – это жизнь и бесконечная перспектива роста любого дела. Бессердечные явления конкуренции, стяжательства, агрессии – это смерть, явление яро тёмного начала в современной жизни. Сегодня уже даже поздно говорить эти истины для тех, кому не хватило времени осознать и усвоить. Говорим для того, чтобы осознающие пути блага, более смело могли смотреть на те множественные явления разложения, которые суть следствие отчуждения человеческого мышления от сердца, когда разумность стала заменяться интеллектуализмом…

Многое из трудностей может разрешиться изменением привычки усматривать явления Нового мира в явлении конкретных личностей. Это одна из ловушек современного, всё ещё очень приземлённого мировоззрения, проникающего во все благие начинания. Истина человеческой жизни – Пространство, единое великое всё вмещающее и всё дающее. Именно в Пространство человек Новой Эпохи устремляет своё творчество, свои цели и чаяния. Учение Духа говорит о необходимости понять пространственную направленность и пространственные проявления и следствия человеческой мысли и труда. Только этим пониманием можно правильно воспринять сущность и принцип труда ради Блага и Общины. Сознание человека – тоже явление пространственное. И пространственно, не лично, явлены искры «нового сознания». Поэтому в апологетике «новых детей» ложно само наименование. Следует замечать не отдельных детей, а проявления искр истинной сознательности, огненности, рассыпанных, явленных в разнообразии личностных проявлений различных людей, уметь радоваться там – вспыхнувшему огню проницательного познания, там – щедрой сердечности и многим другим явлениям духа. Е.И. Рерих неоднократно писала о том, что не следует обременять людей (и тем более детей) сознанием их «избранности». Духовно пытливым следует показать книги Учения Духа, причём, всегда помнить о сокровенности процесса роста и накопления сознания, открытого лишь Высшим, о свободе роста и движения огня в человеке.

Потому сокровенен процесс собирания новой расы, осуществляется он только Высшим Огнём, действия эти вне человеческих земных представлений. Людям завещано иное – очищение пространства, утверждение Основ Бытия, восстановление уважения к высшим понятиям и открытие путей познанию духа.

Новая Эпоха избирает Огонь, огненно укрепляя каждую искру, где бы ни была явлена. Потому все явления бескорыстия, самозабвенности перевесят привычные достижения внешне успешной деятельности. Особенно ответственно подойдём к пониманию успешности детского творчества. Мода на конкурсы породила не достижения, но их иллюзию. В погоне за блеском губятся потенциалы огня в детях. Пора одуматься и перестать укреплять тенденцию соревновательного обучения. Огонь мало заметен в этом мире. Вспомним сказанное в «Живой Этике» об истинном дерзании, о том, что именно оно не замечается людьми, ибо истинное дерзание необычно для мира. Огонь незрим; когда он явлен,  обретается свет глубины и качества синтеза, дающие чуткость в восприятии пространственных энергий, делающие человека сотрудником пространственной мысли. В этом утончении возможностей – цели всех трудов.

Утвердимся на пути в Будущее, не станем жертвами иллюзии о невозможности существенных преобразований в настоящем. Настоящее таково, каковы «посевы» прошлого и каковы энергии, стремящиеся к проявлению, что обусловлено космическими процессами и уровнем сознаний людей. Многое из преград, сегодня кажущихся неодолимыми, может в одночасье «раствориться», как растворяются ночные «тени» в лучах рассвета. Просвещение – основа всех возможностей, ибо оно служит расширению сознаний. Расширение сознаний даст возможности для проявления новых энергий, закрепив  тем самым новые идеалы жизни.

Астрологические сроки, явленные в новом качестве пространственных энергий, и соответствующая этим новым энергиям мысль людей будут той новой движущей силой, которая изменит облик мира. И этот новый облик будет формироваться идеями Общины и Братства. Счастливы будут те, кто послужит сегодня утверждению этих великих начал!

«Нагромождения вокруг планеты являют самую сгущённую массу. Если бы исследовать ту массу, то можно было бы открыть много полезных явлений. Именно эта атмосфера содержит составы, которые притягивают к Земле соответственные энергии. Если бы исследовать эти составы с точки зрения тонких энергий, то можно было бы заметить, что каждый насыщен человеческими эманациями, исходящими из психической деятельности человека. Аура планеты собирает все энергии, которые составляют насущные проявления человечества. Потому очищение пространства есть самое главное задание на пути к Миру Огненному» («Мир Огненный» III, 380).

Автор:  Гореликова М.В.

Источник:  Педагогическая газета “Scalae” №30, Июль 2016 г.

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий