Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Как нужно жить » Путь жизни. Л.Н.Толстой. Мысли, цитаты (часть 3)

2 742 просмотров
Репин. Портрет писателя Льва Толстого.  1887

Репин. Портрет писателя Льва Толстого. 1887

XX. УСИЛИЕ

Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою душу, человеку нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека.

Микеланжело. "Скованный раб"

Микеланжело. “Скованный раб”

Сила не в том, что человек может связать узлом железную кочергу,и не в том,что он может обладать биллионами и триллионами рублей, и не в том, что может своими солдатами завоевать целый народ, а сила, во много раз большая всех этих сил, в том, что человек может от всей души простить обидчику, что может воздержаться от желания, если знает, что желание это грешное, может во всякую минуту вспомнить про то, что в нем живет дух Божий.

Настоящее дело всегда только то, над которым надо потрудиться, чтобы сделать его.

Нам кажется,что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом,пахать поле,кормить скот, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать, а между тем всякая другая работа, – кроме работы над своей душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем духовнее и любовнее, – всякая другая работа пустяки. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только тогда, когда делается эта главная работа жизни.

Бери пример с шелковичного червя: он работает до тех пор, пока не в силах летать.
А ты прилип к земле. Работай над своей душой, и у тебя вырастут крылья. По Ангелусу Силезиусу

Растет всякое существо не вдруг, а понемногу. Нельзя вдруг выучить целую науку.
Так же нельзя вдруг и победить грех. Для того, чтобы становиться лучше, есть только одно средство: мудрое рассуждение и постоянное, терпеливое усилие. Чаннинг

Когда человек делает доброе только потому, что он привык делать доброе, это еще не добрая жизнь.
Добрая жизнь начинается тогда, когда человек делает усилие для того, чтобы быть добрым.

Ты говоришь: не стоит делать усилий: сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему.

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. Паскаль

Микеланжело. "Победа"

Микеланжело. “Победа”

Как ошибочно просить Бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения!
Человеку не нужно ничьей помощи, не нужно и выходить из того положения, в котором он находится, а нужно одно: самому делать усилия сознания для того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов и суеверий. Только в той мере, в которой освободится человек от грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.

Сказать, что я не могу воздержаться от дурного дела, все равно что сказать, что я нечеловек, а животное. Люди часто говорят это, но сколько бы они ни говорили это, они в душе своей знают, что, пока они живы, они могут перестать делать дурное и начать делать доброе.

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше.
А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

От нас и дурная жизнь, от нас и то, чтобы она стала хорошей.

Не жди не только скорого, но никакого видимого тебе успеха от твоих усилий к добру.
Ты не увидишь плодов своих усилий, потому что, насколько ты подвинулся, настолько подвинулось перед тобой и совершенство, к которому ты стремишься.
Усилие сознания – не есть средство достижения блага, но само усилие сознания дает благо.

Царство Божие силою берется.
Это значит то, что для того, чтобы избавиться от зла и быть добрым, нужно усилие. Усилие нужно для того, чтобы удержаться от зла. Удержись от зла, и будешь делать добро, потому что душа человеческая любит добро и делает его, если только свободна от зла.

XXI. ЖИЗНЬ В НАСТОЯЩЕМ

Людям кажется, что жизнь их проходит во времени – в прошедшем и будущем. Но это только кажется: истинная жизнь человеческая не проходит во времени, а всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим и которую мы неправильно называем настоящим временем. В этой безвременной точке настоящего, и только в этой точке, человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истинная жизнь человека.

Прошлого уже нет, будущее еще не пришло. Что же есть? Только та точка, где сходятся будущее с прошедшим. Казалось бы, точка – это ничто, а между тем только в этой точке вся жизнь наша.

Если жизнь вне времени, то для чего же она проявляется во времени и пространстве? А для того, что только во времени и пространстве может быть движение, то есть стремление к расширению, просветлению, к совершенству. Если бы не было пространства и времени, не было бы движения, не было бы жизни.

Время только для телесной жизни. Духовное же существо человека всегда вне времени. А вне времени оно потому, что деятельность духовного существа человека только в усилии сознания. А усилие сознания всегда вне времени, потому что оно всегда только в настоящем, а настоящее не во времени.

Способность помнить прошедшее и представлять себе будущее дана нам только для того, чтобы, руководясь соображениями о том или другом, вернее решать поступки настоящего, а никак не для того, чтобы жалеть о прошедшем или готовить будущее.

Мы только оттого мучаемся прошедшим и портим себе будущее, что мало заняты настоящим. Прошедшее было, будущего нет, есть только одно настоящее.

Ярошенко. "Всюду жизнь"

Ярошенко. “Всюду жизнь”

Важна не длина жизни, но глубина ее. Дело не в продолжении жизни, но в том, чтобы жить не во времени. А живем мы не во времени только тогда, когда мы живем усилием добра. Когда мы живем так, мы не задаем себе вопроса о времени. По Эмерсону

Мгновение только мгновение, – человеку кажется так неважно мгновение, что он пропускает его, а только в этом вся его жизнь, только в мгновении настоящего может он сделать то усилие, которым берется царство божие и внутри и вне нас.

Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра. Конфуций

Все неважно, кроме того, что мы делаем в настоящую минуту.

Хорошо не думать о завтрашнем дне; но для того, чтобы не думать о нем, есть только одно средство: думать не переставая о том, так ли я исполняю дело настоящего дня, часа, минуты.

Как только ушел в прошедшее и будущее, так ушел от настоящей жизни, и от этого тотчас же сиротливо, несвободно, одиноко.

Главное дело в жизни – любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту.

Если человек решает, что ему лучше воздержаться от требований настоящей самой малой любви во имя другой будущей большой любви, то он обманывает или себя, или других и никого не любит, кроме себя одного.
Любви в будущем не бывает: любовь бывает только в настоящем. Если человек не делает дела любви в настоящем, в нем нет любви.

Помни, что если ты можешь сделать хорошее дело, оказать любовь кому-нибудь, то надо делать это сейчас, потому что пройдет случай и не возвратится.

Жизнь сейчас, в настоящем, это то состояние, в котором живет в нас Бог.
И потому настоящее мгновение в жизни дороже всего. Все силы души употребляй на то, чтобы не даром прошло это мгновение и чтобы не скрыть от себя того Бога, который мог проявиться в тебе.

Мы часто говорим и думаем, что “я не могу делать всего, что должно, в том положении, в котором нахожусь теперь”. Как это несправедливо! Та внутренняя работа, в которой и заключается жизнь, всегда возможна. Ты в тюрьме, ты болен, ты лишен возможности какой бы то ни было внешней деятельности, тебя оскорбляют, мучат, – но внутренняя жизнь твоя в твоей власти: ты можешь в мыслях упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть людей и можешь в мыслях же подавлять эти чувства и заменять их добрыми. Так что всякая минута твоей жизни твоя, и никто не может отнять ее у тебя.

Когда я говорю: “Я не могу этого сделать”, я выражаюсь неверно. Я должен сказать, что я не мог этого сделать прежде. То же, что в каждую минуту настоящего я могу сам с собою сделать все, что хочу, это я несомненно знаю. И хорошо человеку знать это.

С. Андерсон. "Горлица"

С. Андерсон. “Горлица”

Всякий настоящий час есть критический, решающий час.
Запиши в своем сердце, что каждый день – самый лучший день всего года, каждый час – лучший час, каждое мгновение – лучшее мгновение.
Оно лучшее потому, что оно одно твое. По Эмерсону

В жизни, в настоящей жизни, не может быть ничего лучше того, что есть. Желать другого, чем то, что есть, – кощунство.

Memento mori, помни смерть! – великое слово. Если бы мы помнили то, что мы неизбежно и скоро умрем, вся жизнь наша была бы совсем другая. Если человек знает, что он умрет через полчаса, то он наверное не станет делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса?

Все последствия наших поступков никогда не могут быть доступны нам, потому что все последствия наших поступков бесконечны в бесконечном мире и бесконечном времени.

Наши поступки сейчас, сию минуту, это наше, а что из них выйдет – то дело Божие. Франциск

Поступок, совершенный без всяких соображений о каких бы то ни было последствиях, ввиду только исполнения воли Бога, есть наилучший поступок, который может быть сделан человеком.

Если человек думает о том, что выйдет из того, что он делает, то то, что он делает, он делает наверно только для себя.

Награда доброй жизни никак не в будущем, а сейчас, в настоящем. Сейчас делаешь хорошо – и сейчас тебе хорошо. А делаешь хорошо, то и последствия не могут не быть хорошими.

XXII. НЕДЕЛАНИЕ

Люди портят свою жизнь не столько тем, что не делают того, что должно делать, сколько тем, что делают то, чего не должно делать. И потому главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни, это – то, чтобы не делать того, чего не должно.

Все люди нашего времени знают, что жизнь наша дурная, и не только осуждают устройство нашей жизни, но и делают дела, которые, по их мнению, должны улучшить жизнь. Но жизнь от этого не улучшается, а становится все хуже и хуже. Отчего это? А оттого, что люди делают самые хитрые и трудные дела для улучшения жизни, а не делают самого простого и легкого: не воздерживаются от участия в тех делах, которые делают нашу жизнь дурною.

Микеланжело. "Пророк Иеремия"

Микеланжело. “Пророк Иеремия”

Человек может узнать, что ему нужно делать, только тогда, когда он ясно поймет, чего ему не нужно делать. Не делая же того, что ему не должно делать, он неизбежно будет делать то, что ему должно делать, хотя и не будет знать, для чего он делает то, что делает.

Вопрос: что лучше всего делать, когда спешишь? Ответ: ничего.

Во времена упадка духа надо обращаться с собой, как с больным; главное – ничего не предпринимать.

Если ты не знаешь, как быть, сделать или не сделать, знай вперед, что всегда лучше удержаться, чем сделать. Если бы ты не в силах был удержаться и если бы ты наверное знал, что дело хорошее, то ты не спрашивал бы себя, сделать или не сделать; если же спрашиваешь, то, во-первых, знаешь, что можешь удержаться, а во-вторых, наверное знаешь, что дело не вполне хорошее.
Если бы дело было вполне хорошее, ты бы не спрашивал.

Если тебе чего-нибудь так хочется, что даже кажется, что ты не можешь воздержаться, не верь себе.
Неправда, чтобы человек не мог воздержаться от чего бы то ни было.
Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что он не может.

Большинство людей, которых называют злыми, сделались такими только оттого, то они принимали свое дурное расположение духа за свое законное состояние и отдавались ему и не делали усилий, чтобы воздерживаться от него.

Часто люди с гордостью отказываются от невинных увеселений, говоря, что им некогда, потому что у них есть дело. А между тем, не говоря уже о том, что добродушная, веселая игра нужнее и важнее многих дел, то самое дело, ради которого занятые люди отказываются от удовольствия, часто бывает такое, что лучше бы его никогда не делать.

Для того, чтобы научиться воздерживаться, надо научиться раздваиваться на телесного и духовного человека и заставлять телесного человека делать не то, что он хочет, а то, что хочет человек духовный.

Для того, чтобы не делать злых дел, мало того, чтобы удерживаться от самых дел, надо научиться удерживаться от злых разговоров, а главное – удерживаться от злых мыслей. Только если научишься воздерживаться от злых слов и злых мыслей, будешь в силах воздерживаться и от злых дел.

Сколько бы раз ни пришлось тебе падать, не достигнув победы над своими страстями, – не унывай. Всякое усилие борьбы уменьшает силу страсти и облегчает победу над ней.

Хочешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Кто мудр? – У всех чему-нибудь научающийся.
Кто богат? – Довольствующийся своею участью.
Кто силен? – Себя обуздывающий. Талмуд

Все различия наших положений в мире ничто в сравнении с властью человека над самим собою. Если человек упал в море, то совершенно все равно, откуда он упал в море и какое это море, – Черное, Средиземное море или океан, важно только то, умеет ли этот человек плавать или нет. Сила не во внешних условиях, а в умении владеть собой.

Настоящая сила не в том, кто побеждает других,а в том, кто побеждает себя, не позволяет животному властвовать над душой.

Часто для того, чтобы сделать то, чего мы желаем, нужно только перестать делать то, что мы делаем.

Только посмотреть на жизнь, ведомую людьми в нашем мире, посмотреть на Чикаго, Париж, Лондон, все города, все заводы, железные дороги, машины, войска, пушки, крепости, храмы, книгопечатни, музеи, 30-этажные дома и т.п., и задать себе вопрос, что надо сделать прежде всего для того, чтобы люди могли жить хорошо? Ответить можно наверное одно: прежде всего перестать делать все то лишнее, что теперь делают люди. А это лишнее в нашем европейском мире – это 0,99 всей деятельности людей.

XXIII. СЛОВО

Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.

Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить,не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить.

Greg Harris. "Afternoon Tea"

Greg Harris. “Afternoon Tea”

После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное.

Есть очень хорошие три короткие слова: я не знаю.
Приучай свой язык почаще говорить их. Восточная мудрость

Когда ты хочешь передать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова. По Эпиктету

В спорах забывается истина. Прекращает спор тот, кто умнее.

Лучший ответ безумцу – молчание.
Каждое слово ответа отскочит от безумца на тебя.
Отвечать обидой на обиду – все равно, что подкидывать дров в огонь.

Почти всегда, поискав в себе, мы найдем тот же грех, который мы осуждаем в другом. Если же мы не знаем за собой именно того самого греха, то стоит только поискать, и мы найдем еще худший.

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.

Осуждать людей в глаза нехорошо потому, что это обижает их, а за глаза нечестно, потому что это обманывает их.
Самое лучшее не искать дурного в людях и забывать его, а искать дурное в себе и помнить.

Не слушайте никогда тех, кто говорят дурно о других и хорошо о вас.

Кто за глаза поносит меня, тот боится меня, а кто в глаза хвалит, презирает меня. Китайская пословица

Мы возмущаемся на телесные преступления: объелся, подрался, прелюбодействовал, убил, – а легко смотрим на преступления слова: осудил, оскорбил, передал, напечатал, написал вредные, развращающие слова, а между тем последствия преступлений слова гораздо более тяжелы и значительны, чем преступления тела. Разница только в том, что зло телесных преступлений тотчас же заметно. Зло же преступления слова мы не замечаем, потому что оно сказывается далеко от нас и по месту и по времени.

Большая сила у того человека, который умеет промолчать, хотя он прав. Катон

Давай больше отдыхать языку, чем рукам.

Часто молчание лучший из ответов.

Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать.

XXIV. МЫСЛЬ

Как может человек воздержаться от поступка, если он признает его дурным, так же может человек воздержаться и от привлекающей его к себе мысли, если он признает ее дурною. В этом воздержании в мыслях главная сила человека, потому что все поступки зарождаются в мысли.

Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.

Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною,нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то,что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.

Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: “Это так нелепо, что не стоит и обсуждать”. Вторая ступень: “Это безнравственно и противно религии”. Третья ступень: “Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это”.

Нестеров. "Философы"

Нестеров. “Философы”

Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении.
И в уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми.

Судьба человека такая или другая бывает только оттого, как он в мыслях своих понимает свою жизнь.

Переходы нашей жизни из одного состояния в другое определяются не совершаемыми по нашей воле заметными нам поступками: браком, переменою места жительства или деятельности и т.п., но мыслями, которые приходят во время прогулки, среди ночи, за едою, в особенности теми мыслями, которые, охватывая все наше прошедшее, говорят нам: “Ты поступил так, но лучше было бы поступить иначе”. И все наши дальнейшие поступки, как рабы, служат этим мыслям, исполняют их волю.

Когда с тобой случаются несчастья, знай, что случилось это не от того, что ты делал, а от того, что ты думал.

Старайся не думать о том, что ты считаешь дурным. Эпиктет

Все во власти неба, кроме нашего желания служить Богу или себе.
Нам нельзя мешать птицам пролетать над нашею головою, но мы властны не давать им на ней гнездиться. Точно так же нельзя нам возбранить дурным мыслям промелькать в голове нашей, но в нашей власти не давать им свить себе там гнездо, чтобы высиживать и выводить злые поступки. Лютер

Когда в раздумьи не знаешь, что хорошо, что дурно, нужно уйти из мира; только забота о суждении мира мешает видеть то, что добро и что зло. Уйди из мира, то есть войди в себя, и уничтожится всякое сомнение.

В суете и среди возбуждения соблазнов некогда искать средств противодействия нашим желаниям.
Установи свои цели тогда, когда отсутствуют соблазны, когда ты один. Бентам

Молитва необходима не как средство избавления от мирских бедствий и приобретения мирских благ, а как средство укрепления человека в добрых мыслях.

Молитесь ежечасно. Самая нужная и самая трудная молитва – это воспоминание среди движения жизни о своих обязанностях перед Богом и законом Его. Испугался, рассердился, смутился, увлекся, – сделай усилие, вспомни, кто ты и что ты должен делать. В этом молитва. Это трудно сначала, но привычку эту можно выработать.

Хорошо изменять свою молитву, то есть выражение своего отношения к Богу. Человек постоянно растет, изменяется, и потому должно изменяться и уясняться его отношение к Богу. Должна изменяться и молитва.

В сравнении с окружающим его миром человек – не более как слабый тростник; тростник, но тростник, одаренный способностью мысли. Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. Все наше преимущество заключается в нашей способности мыслить. Мысль наша возвышает нас над остальным миром.
Будем же ценить и поддерживать нашу силу мысли, и она осветит нам всю нашу жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем зло. Паскаль

XXV. САМООТРЕЧЕНИЕ

Благо жизни человека в соединении любовью с Богом и ближними. Препятствуют этому благу грехи. Причина грехов в том, что человек полагает свое благо в удовлетворении похотей тела, а не в любви к Богу и ближнему. И потому благо человека в избавлении от грехов. Избавление же от грехов – в усилии отречения от жизни тела.

Все телесные грехи: блуд, роскошь, тунеядство, корыстолюбие, недоброжелательство, все – только от признания своим “я” своего тела, от подчинения своей души телу. Избавление от грехов – только в признании своим “я” своей души, в подчинении душе своего тела.

Олег Тимошин. "Крылья"

Олег Тимошин. “Крылья”

То, что человек может отречься от своей телесной жизни, явно показывает то, что в человеке есть то, ради чего он отрекается.

Без жертвы нет жизни. Вся жизнь – это, – хочешь ли ты или не хочешь этого, – жертва телесного духовному.

Чем больше отдаешься телесному, тем больше теряешь духовное.
Что больше отдаешь телесного, то больше получаешь духовного. Смотри, что из двух нужнее тебе.

Самоотречение не есть отречение от себя, а только перенесение своего “я” из животного существа в духовное. Отрекаться от себя не значит отрекаться от жизни. Напротив, отрекаться от жизни плотской значит усиливать свою истинную духовную жизнь.

Человек, отрекающийся от своей личности, могущественен, потому что личность скрывала в нем Бога. Как скоро он откинул личность, действует в нем уже не он, а Бог.

Отречение от телесной жизни ценно, нужно и радостно, только когда оно религиозное, то есть когда человек отрекается от себя, своего тела, для того, чтобы исполнить волю живущего в нем Бога. Когда же человек отрекается от телесной жизни не для исполнения воли Бога, а для того, чтобы исполнить свою волю или волю таких же людей, как он, то такое самоотречение и не ценно, и не нужно, и не радостно, а только вредно и себе и другим.

Кто забывает про себя, того Бог помнит, а кто про себя помнит, того Бог забывает.

Если ты ничего не ожидаешь и не хочешь получать от других людей, то люди не могут быть страшны для тебя.
Но если твое счастье находится во власти других людей, то ты непременно будешь бояться людей.

“Полюби ближнего, как самого себя” – не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. “Люби ближнего” значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.

Люди думают, что самоотречение нарушает свободу. Такие люди не знают, что только самоотречение дает нам истинную свободу, освобождая нас от нас самих, от рабства нашей развращенности. Наши страсти – самые жестокие тираны; только отрекись от них, и почувствуешь свободу. Фенелон

Нет ничего важнее внутренней работы в одиночестве с Богом. Работа эта в том, чтобы останавливать себя в желании блага своей животной личности, напоминать себе бессмысленность телесной жизни. Только когда один с собой, с Богом, и можно делать это. Когда с людьми, тогда уже поздно. Когда с людьми, то поступишь хорошо только тогда, когда заготовил способность самоотречения в уединении, в обществе с Богом.

Для жизни каждого отдельного человека и для жизни людей вместе один и тот же закон: для того, чтобы улучшить жизнь, надо быть готовым отдать ее.

XXVI. СМИРЕНИЕ

Высшее благо человека в этом мире есть единение с себе подобными. Гордые люди, выделяя себя от других, лишают сами себя этого блага. Смиренный же человек уничтожает в самом себе все препятствия для достижения этого блага. И потому смирение есть необходимое условие истинного блага.

Может быть смиренным только тот человек, который знает, что в душе его живет Бог. Такому человеку все равно, как судят о нем люди.

Леонардо да Винчи. "Рисунок. Голова женщины." 1500

Леонардо да Винчи. “Рисунок. Голова женщины.” 1500

Мы – орудия Бога. Что мы должны делать – мы знаем, но зачем мы это делаем – это не дано знать нам. Тот, кто понимает это, не может не быть смирен.

Только признай себя не хозяином, а слугою, и сразу искание, тревога, недовольство заменяются определенностью, спокойствием, миром и радостью.

Самоуверенность свойство животного; смирение – человека.

Каждый человек может быть для нас зеркалом, в котором нам видны наши пороки, недостатки и все то дурное, что есть в нас; но мы большей частью поступаем при этом как собака, которая лает на зеркало, думая, что она видит там не себя, а другую собаку. Шопенгауэр

Быть не известным людям или не понимаемым ими и не печалиться об этом в этом свойство истинно добродетельного, любящего других людей, человека. Китайская мудрость

Доброго и умного человека можно узнать потому, что такой человек считает других людей и лучше и умнее себя.

Остерегайтесь мысли, что вы лучше других и что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других людей.

Ругают, осуждают – радуйся; хвалят, одобряют – бойся.

Не бойся унижения: если ты сумеешь принять его с смирением, оно во много раз окупится теми духовными благами, которые соединены с ним.
Радость совершенная, по словам Франциска Ассизского, в том, чтобы перенесть незаслуженный укор, потерпеть даже телесное страдание и не испытать враждебности к причине укора и страдания. Радость эта совершенная потому, что никакие обиды, оскорбления, нападки людей не могут нарушить ее.

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течет; плотина – она остановится; прорвется плотина – она снова потечет; в четыреугольном сосуде она четыреугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего.

XXVII. ПРАВДИВОСТЬ

Суеверие мешает доброй жизни. Освобождает от суеверий только правдивость – не только перед людьми, но и перед самим собой.

Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тoт пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро.
Нет ничего святее и производительнее самостоятельной душевной пытливости. Эмерсон

Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах. Важно не то большое или малое зло, которое произойдет от твоей неправды, а важно то, чтобы ты сам себя никогда не осквернял ложью.

Мы все любим истину больше, чем ложь, но когда дело касается нашей жизни, то мы часто предпочитаем ложь истине, потому что ложь оправдывает нашу дурную жизнь, а истина обличает ее.

Если хочешь познать истину, то прежде всего освободись хотя на то время, когда ищешь истину, от всех соображений о выгоде для себя такого или иного решения.

Чем большим уважением окружены предметы, обычаи, законы, тем внимательнее надо исследовать их право на уважение.

Не допускай посредников между своей душой и Богом. Ближе тебя никто не может быть к Богу.

Микеланджело Буонарроти. "Пророк Иоиль"

Микеланджело Буонарроти. “Пророк Иоиль”

Разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека. Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. А стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.

Когда человек употребляет свой разум на разрешение вопросов о том, зачем существует мир и зачем он сам живет в этом мире, с человеком делается что-то вроде дурноты, головокружения. Ум человека не может придумать ответы на эти вопросы.
Что же это значит? А то, что разум человеку не дан на то, чтобы отвечать на эти вопросы, и что самое задавание таких вопросов означает заблуждение разума. Разум решает только вопрос: “как жить?” И ответ ясен: “жить так, чтобы было хорошо и мне и всем людям. Это нужно всему живущему и мне.

Будь светильником для самого себя. Будь убежищем для себя. Держись света твоего светильника и не ищи другого прибежища. Буддийская Сутта

Не подавлять свой разум, как этому учат ложные учителя, нужно для того, чтобы сознать истинную религию, а очищать, напрягать его, проверять им все, что предлагается.

XXVIII. ЗЛО

Мы называем злом все то, что нарушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла.

Благо для человека переносить несчастья этой земной жизни, ибо это влечет его в священное уединение его сердца, где он находит себя как бы изгнанником из своей родной земли и обязанным не доверяться никаким мирским радостям. Благо для него также встречать противоречия и упреки, когда о нем дурно думают, говорят, хотя бы намерения его были чистыми и поступки правильны, ибо такой образ действий держит его в смирении и является противоядием пустой славе.
Благо же это, главным образом, потому, что мы можем беседовать с свидетелем внутри нас, который есть Бог, беседовать тогда, когда нас в миру презирают, не уважают и лишают любви. Фома Кемпийский

Рост физический – это только приготовление запасов для роста духовного, который начинается при увядании тела.

Микеланджело Буонарроти. "Сотворение Адама"

Микеланджело Буонарроти. “Сотворение Адама”

Человек живет для тела и говорит: все скверно; человек живет для души и говорит: неправда, все прекрасно. То, что ты называешь скверным, это то самое точило, без которого затупилось, заржавело бы самое дорогое, что есть во мне: моя душа.

Все то, что мы называем злом, всякое горе, если только мы признаем его, как должно, улучшает нашу душу. А в этом улучшении все дело жизни.

Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости разумной жизни.

Я молюсь Богу о том, чтобы Он избавил меня от того страдания, которое меня мучает. А страдание это послано мне Богом для того, чтобы избавить меня от зла. Хозяин стегает кнутом скотину, чтобы выгнать ее из горящего двора и спасти ее, а скотина молится о том, чтобы ее не стегали.

То, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро.

Жизнь только в том, чтобы из своего животного делать все более и более духовное. А для этого нужно то, что мы называем злом. Только на том, что мы называем злом, на горестях, болезнях, страданиях мы учимся переделывать свое животное я в духовное.

Когда мы чувствуем себя всего слабее телом, мы можем быть всего сильнее духом. Люси Малори

Болезнь нападает на всякого человека, и ему надо стараться не о том, как вылечить себя от болезни, а как наилучшим образом прожить в том положении, в котором он находится.

Чем хуже становится человеку телесно, тем лучше ему становится духовно. И потому человеку не может быть дурно. Духовное и телесное – это как два конца коромысла весов: чем тяжелее телесное, тем выше поднимается конец духовный, тем лучше душе, и наоборот.

Особенно мучительно переносит страдания тот человек, который, отделив себя от жизни мира, не видит тех своих грехов, которыми он вносил страдания в мир, и потому считает себя невиноватым.

Если у тебя есть враг и ты сумеешь воспользоваться им так, чтобы выучиться на нем любить врагов, то то самое, что ты считаешь злом, сделается для тебя великим благом.

Как хороша старинная поговорка о том, что Бог посылает страдания тому, кого любит! Для того, кто верит в это, страдание не страдание, а благо.

Уотс Джордж Фредерик. "Время, Смерть и Приговор" 1870-1886

Уотс Джордж Фредерик. “Время, Смерть и Приговор” 1870-1886

XXIX. СМЕРТЬ

Если человек полагает жизнь в теле, то жизнь его кончается со смертью тела.
Если же человек полагает жизнь в духе, то он не может даже представить себе конца своей жизни.

Помни, что ты не стоишь, а проходишь, что ты не в доме, а в поезде, который везет тебя к смерти.
Помни, что тело твое только проживает или доживает, а только один дух в тебе живет.

Я люблю свой сад, люблю читать книжку, люблю ласкать детей. Умирая, я лишаюсь этого, и потому мне не хочется умирать, и я боюсь смерти.
Может случиться, что вся моя жизнь составлена из таких мирских желаний и их удовлетворения. Если так, то мне нельзя не бояться того, что прекращает радости от удовлетворения таких желаний. Но если эти желания изменились во мне и заменились другим желанием – исполнять волю Бога, отдаться Ему в том виде, в котором я теперь, и во всех возможных видах, в которых могу быть, то чем больше заменились мои телесные желания духовными, тем меньше страшна становилась мне смерть. Если же совсем заменятся мои мирские желания одним желанием – отдаться Богу, то и нет для меня ничего, кроме жизни, нет смерти.
Заменять мирское, временное вечным, это путь жизни и к ее благу.

Смерть может быть согласием и потому нравственным поступком.
Животное издыхает, человек отдает себя Богу. Амиель

Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своем сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.

Ты хочешь освобождения от грехов, и жизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого всегда бессознательно хочется вперед – уйти из тела, из отделенности. Положи свою жизнь в освобождении от грехов, – и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть будут благом.
Ослабеваешь, стареешься, умираешь телом; духом же крепнешь, растешь, рождаешься.

Уотс Джордж Фредерик. "Завершение всего" 1872

Уотс Джордж Фредерик. “Завершение всего” 1872

Часто говорят: “Мне уже не к чему, мне уже помирать пора”. Все, что не к чему, потому что помирать пора, не к чему было и когда-либо делать. А есть дело, которое всегда нужно, и чем ближе к смерти, тем нужнее: дело души. Дело это в том, чтобы улучшать свою душу.

Какое бы ты ни делал дело, будь готов всегда бросить его.
Так и примеривайся, – можешь ли отлепиться. Тогда только и делаешь хорошо то дело, которое делаешь. Ожидание смерти учит этому.

Когда ты явился на свет, ты плакал, а кругом все радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался. Индийское изречение

Для того, чтобы заставить себя поступать хорошо, почаще вспоминай о том, что непременно очень скоро умрешь. Только представь себе живо, что ты накануне смерти, и ты наверное не будешь ни хитрить, ни обманывать, ни лгать, ни осуждать, ни бранить, ни злобствовать, ни отнимать чужое. Накануне смерти можно делать только самые простые добрые дела: помочь другому, утешить, оказать ему любовь. А эти дела и всегда самые нужные и радостные. От этого хорошо всегда, а особенно, когда запутался, думать о смерти.

Если сомневаешься и не знаешь, как поступить, представь себе, что ты умрешь к вечеру, и сомнение тотчас же разрешается: тотчас же ясно, что дело долга и что личные желания.

Живи до веку и до вечера. Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрешь сейчас.

Обыкновенно думают, что жизнь старых стариков не важна, что они только доживают век. Это неправда: в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадратам расстояния от смерти. Хорошо бы было, если бы это понимали и сами старики и окружающие их. Особенно же ценна последняя минута умирания.

Прежде чем достигнуть старости, я старался хорошо жить; в старости я стараюсь хорошо умереть; чтобы хорошо умереть, нужно умереть охотно. Сенека.

Источник:  У-Ра

Читать далее:

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий