Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » ПРОСТОТА — ПРИЗНАК ВЕЛИЧИЯ ДУХА. Шумеева Татьяна

711 просмотров
Девика Рани, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих. Москва, май 1960 г.

Девика Рани, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих. Москва, май 1960 г.

Из всей семьи Рерихов Юрий Николаевич кажется нам особенно недосягаемым в связи с колоссальностью его научных знаний. Он — как неприступная вершина, которой можно только любоваться, но нельзя приблизиться к ней, потому что мы ещё не способны так многое вместить. Подумать только: молодой человек блестяще оканчивает восточные отделения лучших университетов мира: Гарвардский — со степенью бакалавра, в Сорбонне получает степень магистра индийской филологии. Выдающийся востоковед, этнограф, лингвист, «великий монголовед», «величайший в мире тибетолог»1, он не просто знал более тридцати языков, большинство из них он знал в совершенстве! По словам профессора Рам Рахула, возглавлявшего Департамент по центрально-азиатским исследованиям Университета им. Дж. Неру в Дели, духовный глава буддистов Далай-лама говорил, «что никто не знает Тибета так, как Джордж Рерих… что ему доставляет радость говорить с Рерихом, ибо уровень его знания тибетского языка мог быть украшением в любом тибетском высокопоставленном доме»2.

Читая воспоминания современников о Ю.Н. Рерихе, невозможно не удивляться их впечатлениям от общения с этим учёным, обладавшим столь обширными знаниями. Никаких внешних признаков величия, никакого отличия от обычных людей, напротив — удивительная скромность и неподражаемая, располагающая простота.

«Каждую среду после работы я приходил к Юрию Николаевичу, — рассказывает художник-космист Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. — Гостеприимный хозяин радушно встречал в передней; он всегда считал своим долгом раздевать и одевать гостей, несмотря на наши протесты. Он садился за стол, обычно заваленный книгами, и начиналась неторопливая, проникновенная и ласковая беседа»3.

А вот как характеризует Юрия Рериха в своём интервью Леопольд Романович Цесюлевич, заслуженный художник России, рериховед: «Юрий Николаевич был очень прост и естественен в жизни. Не было ничего нарочитого, подчёркнутого, — ни в пище, ни во внешнем облике… [Он] был простой, жизнерадостный, весёлый, не был чужд шутке, юмору. Говорил с друзьями нежно, тихо, ласково. …Был удивительно деликатен и чуток»4.

Академик АН МНР Шегдарын Бира, в то время начинающий аспирант, так вспоминает о своём первом визите к Ю.Н. Рериху. Дверь ему открыл сам Юрий Николаевич, который очень любезно произнёс по-русски: «Заходите!» — и тотчас же перешёл на монгольский. «Мне стало сразу легко, спокойно… беседа захватила меня, и я не заметил, как пролетело больше двух часов»5. И это несмотря на чрезвычайную занятость учёного.

Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко, жена художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко, делится своими впечатлениями: «Человек с такими обширными знаниями, он никому ничего не вещал. Он был удивительно скромным и в то же время поразительным по глубине собеседником. Никогда он не давал почувствовать, что он всё знает. К собеседнику любого уровня он всегда относился с глубоким уважением»6.

А художница Илзе Рихардовна Рудзите отмечает: «Я заметила, что у всех людей, которые общались с ним, в том числе и у меня, в его присутствии растворялись любые волнения, напряжённость, застенчивость и прочее и человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как будто наравне с ним»7.

Ю.Н. Рерих мог быть и суровым: многие отмечали, что, когда он встречался с недобросовестностью или ленью, в его голосе звучала сталь. Но сейчас подчеркнём именно присущую ему простоту во всём: в одежде, общении, речи. Никто не чувствовал пропасти, разделявшей Юрия Николаевича и собеседника, которая, казалось бы, при таком огромном арсенале его знаний должна была чувствоваться сама собой.

Выступая с лекциями о Н.К. Рерихе, Юрий Николаевич, по словам очевидцев, иногда цитировал отдельные абзацы из статей Николая Константиновича, но чаще рассказывал обо всём своими словами — просто, доходчиво и убедительно. И эту простоту и доходчивость его речи подчёркивают все.

Обратимся к Учению Живой Этики. «Знание приводит к простоте»8. «Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал»9. «В этой простоте заключается вся очередная Тайна, ещё так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках»10.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «…простота и ясность изложения свидетельствуют о ясности сознания»11. «Отсутствие простоты — явный признак отсутствия духовности. Простота — великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. (…) Чем выше, тем проще»12.

Ю.Н. Рерих был представителем Новой Эпохи. Он, как и все Рерихи, стал для нас живым примером нового человека, человека наступающего светлого будущего. Обладая высочайшим знанием, он являл собою необыкновенную простоту, ибо всё великое — просто.


1 Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Новосибирск, 2002. С. 29.
Там же. С. 30.
3 Там же. С. 64.
4 Там же. С. 78 – 79.
5 Там же. С. 46.
6 Там же. С. 104.
7 Там же. С. 19.
8 Аум. 508.
9 Надземное. 581.
10 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 3.
11 Грани Агни Йоги. VIII. 293.
12 Там же. VI. 222.

Источник:  Журнал “Восход” № 9 (281), Сентябрь, 2017

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий